Полина Кутепова выступит в юбилейной программе «Золотая маска в Латвии»
Любимцы публики: по-другому не скажешь. Шесть спектаклей привозили к нам на гастроли артисты Мастерской Фоменко «Одна абсолютно счастливая деревня», «Семейное счастие», «Три сестры», «Война и мир. Начало романа», «Бесприданница», «Волки и овцы», а зрителям все мало. Что ж, есть повод порадоваться. «Волки и овцы» вот-вот вернутся. Фестиваль «Золотая маска» в Латвии“, отмечающий осенью 10-летие, включил легендарную постановку Петра Фоменко в свою юбилейную программу. 14 и 15 октября комедия Александра Островского будет показана на сцене Дайлес“, а 17 октября – в Вентспилсе, в театральном доме Jūras Vārti.
Люди и стены
Именно с Волков и овец“ началась история Мастерской Фоменко. Удивительная художественная независимость и чистота. Чистота атмосферы, ясность лиц, языка, душевных движений. Такое впечатление, что текст Островского не заучивали, но именно на его языке заговорили“, писала знаменитая Наталья Крымова после премьеры, 23 года назад. Писала и тогдашнему мэру Москвы Юрию Лужкову: этот курс ГИТИСа обязательно должен стать театром! Михаил Ульянов, Марк Захаров, Андрей Гончаров, Олег Табаков, Михаил Рощин – все писали, все просили за фоменок“ и их великого учителя. И чудо случилось. Мастерская Петра Наумовича обрела дом. Где до сих пор идут Волки и овцы“ настоящий, беспримесный шедевр комедийного жанра. И где роль Евлампии Николаевны Купавиной неизменно исполняет Полина Кутепова, с которой и побеседовал Открытый город“.
Волки и овцы“ это ведь самый старый спектакль в афише вашего театра?
Да. .. Мы сделали его на третьем курсе института. В 1992-м репетировали – и выпустили.
И с тех пор играете его практически без перерыва?
Именно.
А как это вообще возможно?
Типичный пример Русского репертуарного театра, когда спектакль играется годами
Спектаклям ведь отмерен срок жизни?
Мне кажется, да. Несомненно. У каждого свой. Один может идти сезон, и этого выше крыши“, достаточно, а другой можно играть десятилетиями. Как Волки и овцы“. Я думаю, что в этом спектакле замешаны Петром Наумовичем такие человеческие ситуации, которые до сих пор живы. Это во-первых. А во-вторых, в Волках и овцах“ существует некая мера театральной условности. Думаю, это нас и спасает.
А вам не надоело его играть?
Иногда возникает ощущение исчерпанности. А потом вроде как-то и ничего. Находишь новые мотивы, и партнеры заставляют удивляться им на сцене
Укоротились ли со времен ГИТИСа Волки и овцы“ или, напротив, удлинились? А может, хронометраж не изменился?
Мне кажется, спектакль по продолжительности ужался. Возможно, даже скукожился. Как пожилые люди с годами становятся ниже.
А кто за ним присматривает, чтобы он форму не утратил?
Наш актер и режиссер Олег Любимов, он смотрит со стороны, делает какие-то замечания, сохраняет рисунок. Очень нам помогает.
Мне кажется, над всеми русскими труппами дамокловым мечом висит фраза Станиславского о том, что театр живет только 25 лет, а потом он уже не очень живой
10 лет, 25 лет что такое театр? Это группа людей или это стены? Что это? Прежде всего – группа людей. Но: группа людей, к которой присоединятся другие люди, они что-то впитывают, а что-то приносят свое. И это вроде бы тот же театр – но уже другой. Если есть изменения, значит живой. Изменения это и есть жизнь, Например, МХТ, Вахтанговский театр, им уже далеко не 25, им гораздо больше, но они – живы!
Опыт – хорошая замена порыву?
Не всегда. Мне кажется, иногда полезно забывать все, что умеешь. Напрочь. И пытаться научиться заново.
Вы заняты в десяти спектаклях текущего репертуара. Это не привязывает вас канатами к этому зданию, этой сцене?
Привязывает. Но это добровольное привязывание.
Театр не музей
Когда Полина Кутепова была маленькой, то вместе с родителями и сестрами часто приезжала в Ригу: здесь жили дальние родственники. Эти детские воспоминания о Прибалтике актрисе очень дороги. А вот как ее здесь, в Риге, вводили в спектакль Мастерской Фоменко Война и мир“ (срочно, чуть ли не с поезда), не помнит решительно. И про то, что сам Петр Наумович считал то рижское, форс-мажорное представление лучшим в истории Войны и мира“, никогда не слышала.
Вы любите путешествовать?
Несомненно!
И даже с гастролями? Это ведь, наверное, тяжелая история?
Да, но это только на пользу спектаклям гастроли. Актеры внутренне намного более сконцентрированы и собраны именно на гастролях новое пространство сцены и новая публика дают новые импульсы, новую жизнь спектаклю. Отлетает какая-то отработанная шелуха А Петр Наумович к тому же очень любил все менять! Он мог поменять полностью сцену. Полностью! И я помню – ты выходишь как белый лист на спектакль, который, допустим, уже несколько лет играется. Состояние свободы и потери равновесия – невероятные ощущения.
Он намеренно это делал?
Может быть Но, знаете, он – как сказать? – не держался за найденное. Легко расставался с чем-то обретенным я имею в виду, в спектаклях. На репетициях очень долго добивался того, чего хотел – а потом мог в одну секунду от этого отказаться. Ему важнее было, чтобы сейчас, в эту минуту, что-то рождалось в актере Думаю, Волки и овцы“ потому и существуют так долго.
Какие гастрольные моменты вам памятны?
Питерские. Однажды у нас были огромные гастроли в Питере, мы вывозили туда очень много названий. И Петр Наумович очень переживал, поскольку проработал там много лет в Театре Комедии им. Акимова. Он опять и опять с нами репетировал Все прошло удачно, но вот я помню, как Петр Наумович волновался. Так это и осталось в памяти: волнующийся Петр Наумович, волнующиеся мы.
Многое изменилось после того, как его не стало?
Разумеется. И другого пути нету. Нам необходимо сейчас мужество для того, чтобы не бояться идти. Чтобы не остановиться, не стать музеем.
Люди и стены
Именно с Волков и овец“ началась история Мастерской Фоменко. Удивительная художественная независимость и чистота. Чистота атмосферы, ясность лиц, языка, душевных движений. Такое впечатление, что текст Островского не заучивали, но именно на его языке заговорили“, писала знаменитая Наталья Крымова после премьеры, 23 года назад. Писала и тогдашнему мэру Москвы Юрию Лужкову: этот курс ГИТИСа обязательно должен стать театром! Михаил Ульянов, Марк Захаров, Андрей Гончаров, Олег Табаков, Михаил Рощин – все писали, все просили за фоменок“ и их великого учителя. И чудо случилось. Мастерская Петра Наумовича обрела дом. Где до сих пор идут Волки и овцы“ настоящий, беспримесный шедевр комедийного жанра. И где роль Евлампии Николаевны Купавиной неизменно исполняет Полина Кутепова, с которой и побеседовал Открытый город“.
Волки и овцы“ это ведь самый старый спектакль в афише вашего театра?
Да. .. Мы сделали его на третьем курсе института. В 1992-м репетировали – и выпустили.
И с тех пор играете его практически без перерыва?
Именно.
А как это вообще возможно?
Типичный пример Русского репертуарного театра, когда спектакль играется годами
Спектаклям ведь отмерен срок жизни?
Мне кажется, да. Несомненно. У каждого свой. Один может идти сезон, и этого выше крыши“, достаточно, а другой можно играть десятилетиями. Как Волки и овцы“. Я думаю, что в этом спектакле замешаны Петром Наумовичем такие человеческие ситуации, которые до сих пор живы. Это во-первых. А во-вторых, в Волках и овцах“ существует некая мера театральной условности. Думаю, это нас и спасает.
А вам не надоело его играть?
Иногда возникает ощущение исчерпанности. А потом вроде как-то и ничего. Находишь новые мотивы, и партнеры заставляют удивляться им на сцене
Укоротились ли со времен ГИТИСа Волки и овцы“ или, напротив, удлинились? А может, хронометраж не изменился?
Мне кажется, спектакль по продолжительности ужался. Возможно, даже скукожился. Как пожилые люди с годами становятся ниже.
А кто за ним присматривает, чтобы он форму не утратил?
Наш актер и режиссер Олег Любимов, он смотрит со стороны, делает какие-то замечания, сохраняет рисунок. Очень нам помогает.
Мне кажется, над всеми русскими труппами дамокловым мечом висит фраза Станиславского о том, что театр живет только 25 лет, а потом он уже не очень живой
10 лет, 25 лет что такое театр? Это группа людей или это стены? Что это? Прежде всего – группа людей. Но: группа людей, к которой присоединятся другие люди, они что-то впитывают, а что-то приносят свое. И это вроде бы тот же театр – но уже другой. Если есть изменения, значит живой. Изменения это и есть жизнь, Например, МХТ, Вахтанговский театр, им уже далеко не 25, им гораздо больше, но они – живы!
Опыт – хорошая замена порыву?
Не всегда. Мне кажется, иногда полезно забывать все, что умеешь. Напрочь. И пытаться научиться заново.
Вы заняты в десяти спектаклях текущего репертуара. Это не привязывает вас канатами к этому зданию, этой сцене?
Привязывает. Но это добровольное привязывание.
Театр не музей
Когда Полина Кутепова была маленькой, то вместе с родителями и сестрами часто приезжала в Ригу: здесь жили дальние родственники. Эти детские воспоминания о Прибалтике актрисе очень дороги. А вот как ее здесь, в Риге, вводили в спектакль Мастерской Фоменко Война и мир“ (срочно, чуть ли не с поезда), не помнит решительно. И про то, что сам Петр Наумович считал то рижское, форс-мажорное представление лучшим в истории Войны и мира“, никогда не слышала.
Вы любите путешествовать?
Несомненно!
И даже с гастролями? Это ведь, наверное, тяжелая история?
Да, но это только на пользу спектаклям гастроли. Актеры внутренне намного более сконцентрированы и собраны именно на гастролях новое пространство сцены и новая публика дают новые импульсы, новую жизнь спектаклю. Отлетает какая-то отработанная шелуха А Петр Наумович к тому же очень любил все менять! Он мог поменять полностью сцену. Полностью! И я помню – ты выходишь как белый лист на спектакль, который, допустим, уже несколько лет играется. Состояние свободы и потери равновесия – невероятные ощущения.
Он намеренно это делал?
Может быть Но, знаете, он – как сказать? – не держался за найденное. Легко расставался с чем-то обретенным я имею в виду, в спектаклях. На репетициях очень долго добивался того, чего хотел – а потом мог в одну секунду от этого отказаться. Ему важнее было, чтобы сейчас, в эту минуту, что-то рождалось в актере Думаю, Волки и овцы“ потому и существуют так долго.
Какие гастрольные моменты вам памятны?
Питерские. Однажды у нас были огромные гастроли в Питере, мы вывозили туда очень много названий. И Петр Наумович очень переживал, поскольку проработал там много лет в Театре Комедии им. Акимова. Он опять и опять с нами репетировал Все прошло удачно, но вот я помню, как Петр Наумович волновался. Так это и осталось в памяти: волнующийся Петр Наумович, волнующиеся мы.
Многое изменилось после того, как его не стало?
Разумеется. И другого пути нету. Нам необходимо сейчас мужество для того, чтобы не бояться идти. Чтобы не остановиться, не стать музеем.
«freecity.lv», 25.09.2015
- Полина Кутепова: «Играть как дети»Ольга Романцова, «Театральная афиша», 03.2017
- Полина Кутепова выступит в юбилейной программе «Золотая маска в Латвии»«freecity.lv», 25.09.2015
- Театр «Мастерская П. Фоменко»: легенды и триумфыОльга Егошина, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Особенности русского репертуарного театраТатьяна Никишина, «Аргументы недели», 4.12.2014
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- Уроки французскогоЕлена Губайдуллина, «Экран и сцена, № 2 (470)», 01.1999
- Актер мирного сосуществования«Дом Актера», 05.1997
- Лики Прекрасной ДамыЕкатерина Сальникова, «Театр, № 1», 01.1997
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Четыре слагаемых успехаОльга Егошина, «Дом Актера, № 3-4», 1995
- Блестящий импровизаторВера Никифорова, «Театральная жизнь, № 2», 02.1994
- Смахнув пыль временР. Станкявичене, «Эхо Литвы», 25.01.1994
- Добрые игры в недобром миреНаталья Крымова, 05.1993
- Эпатирует гармонияЕкатерина Сальникова, «Независимая газета», 10.03.1993
- Не стареют ни «волки», ни «овцы»Екатерина Кретова, «Коммерсант», 17.02.1993
- Как хорошо!..Елена Губайдуллина, «Экран и сцена», 28.01.1993
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- Прошедших дней очарованье┘Наталья Крымова, «Московский наблюдатель, № 7-8», 08.1992