RuEn

Love story а ля Достоевский

В Московском театре под руководством Олега Табакова прошла премьера спектакля «Ловелас» — пьеса Валерия Семеновского по мотивам романа Достоевского «Бедные люди».

Постановщик — известный актер и режиссер из Санкт-Петербурга Александр Галибин. 
Художник-постановщик — Александр Боровский. Костюмы — Светлана Калинина.

Александр Галибин, следуя замыслу драматурга, придумал зрелищный, «многослойный» спектакль, в котором сюжет великого писателя (кстати, именно это произведение про маленьких людей произвело неизгладимое впечатление на Некрасова и Белинского) представляют не на полном серьезе, а как бы играют в Достоевского. Как известно, «Бедные люди» — это переписка двух персонажей: падшей девушки Вареньки Доброселовой и неудачливого чиновника самого низкого класса Макара Девушкина, который пригрел-приласкал сироту, соблазненную и брошенную одним повесой.

Представить все это в современном театре, в суперпопулярной у молодежи «Табакерке», на полном серьезе? С раздражающей слезливо-сопливой интонацией? О нет, увольте! Хотя сюжет про бедных девушек, которые становятся добычей разных там «ловеласов», — вечный. Больно уж у Федора Михайловича сюсюканья много, всякие там — «маточка, ангельчик и херувимчик Варенька»… В «Табакерке», по фантазии автора пьесы и режиссера, история эта оказалась, как матрешка, «вложена» в современную театральную историю с участием другой пары, которая пластически «проигрывает» историю как бы уже в наше время. А «руководит» действом еще один персонаж — «некто» в исполнении Сергея Угрюмова. Это он, держа в руках пачку пожелтевших писем, зачитывает залу самые сопливые «сантименты», предлагая современным зрителям включиться в интересную ИГРУ как бы соучастниками представления. Он то «заигрывает» с залом, вычитывая кусочки переписки бедных людей, намекая тем самым, что историю эту как раз и будут разыгрывать на сцене, то изображает персонажей, о которых идет речь в переписке, в том числе соблазнителя Вареньки г-на Быкова (в красных пиджаке и цилиндре), успевая и оценивать то, что делают и говорят главные герои. А то просит зрителей создать приятный фон для мечтающих отдохнуть в деревне (когда разбогатеют) героев: почирикать и попеть, как птички в лесу. По сюжету речь идет о Пушкине, так зрителей просят почитать его стихи. Кто сейчас Пушкина читает? Бедные люди. Своеобразный интерактив получился. Оригинально, остроумно — зрителям развлечение. Но авторы, конечно, ставили более серьезные задачи и по большому счету их выполнили.

На малюсенькой сцене «Табакерки», где занавеса в принципе быть не может, художник Александр Боровский все же делает миниатюрный занавес, который играет немаловажную роль в спектакле. Когда полотнища раздвигаются, в глубине появляется бедное гнездышко Вареньки, где разыгрывается история, рассказанная Достоевским. 

Но персонажи «выходят» на авансцену, и здесь сюжет приобретает черты, более свойственные нашему прагматичному времени. Вот герои мечтают, что у них будет 100 рублей. Варенька рисует на листе ватмана парочку, уютный домик. Столько-то за квартиру надо отдать, столько-то долги заплатить. А на жизнь, на удовольствия? Мизер-с остается. Но тут появляется тот самый Быков, пририсовывает еще нолик. .. Хорош дуэт главных персонажей — Дениса Никифорова и Ольги Красько. Оба вполне соответствуют фактуре и характерам героев Достоевского. Она вся такая нежная, трепетная, скромненькая — чистый ангел. Он, правда, выглядит более современно, но играет именно то, что написано у Достоевского, — любящего, доброго, но очень уж бедного (и не только материально) малого, которому «любовь» с Варенькой точно не светит. Уж больно инфантилен-с, витает в облаках-с. Много разных слов, но мало дела. Что он может ей дать, получая какое-то мизерное жалованье и не имея возможности обеспечить сносное существование? Сюжет поворачивает вдруг от словесной идиллии к решению Вареньки выйти замуж за «богатенького буратинку». «Выпал мой жребий», — говорит она и бросается в «омут». Вот все и встало на свои места. Варенька вся в предвкушении свадьбы, меняет мечтательные интонации на довольно жесткий приказной тон. Благодетелю Макару Алексеевичу предстоит выполнить множество поручений: «Скажите мадам Шифон, чтобы блонды она непременно переменила, сообразуясь со вчерашним образчиком…», «Ради бога. Бегите сейчас к брильянтщику»… и так далее, и тому подобное… Вечная дилемма: жить в бедности или выйти за богатого? В спектакле «Ловелас» вопрос решен однозначно: замуж, пока берут. Тут уж и Достоевский с его незадачливым «ловеласом» Макаром Девушкиным замолкают
×

Подписаться на рассылку

Ознакомиться с условиями конфиденцильности

Мы используем cookie-файлы. Оставаясь на сайте, вы принимаете условия политики конфиденциальности