Love story а ля Достоевский
В Московском театре под руководством Олега Табакова прошла премьера спектакля «Ловелас» пьеса Валерия Семеновского по мотивам романа Достоевского «Бедные люди».
Постановщик известный актер и режиссер из Санкт-Петербурга Александр Галибин.
Художник-постановщик Александр Боровский. Костюмы Светлана Калинина.
Александр Галибин, следуя замыслу драматурга, придумал зрелищный, «многослойный» спектакль, в котором сюжет великого писателя (кстати, именно это произведение про маленьких людей произвело неизгладимое впечатление на Некрасова и Белинского) представляют не на полном серьезе, а как бы играют в Достоевского. Как известно, «Бедные люди» это переписка двух персонажей: падшей девушки Вареньки Доброселовой и неудачливого чиновника самого низкого класса Макара Девушкина, который пригрел-приласкал сироту, соблазненную и брошенную одним повесой.
Представить все это в современном театре, в суперпопулярной у молодежи «Табакерке», на полном серьезе? С раздражающей слезливо-сопливой интонацией? О нет, увольте! Хотя сюжет про бедных девушек, которые становятся добычей разных там «ловеласов», вечный. Больно уж у Федора Михайловича сюсюканья много, всякие там «маточка, ангельчик и херувимчик Варенька» В «Табакерке», по фантазии автора пьесы и режиссера, история эта оказалась, как матрешка, «вложена» в современную театральную историю с участием другой пары, которая пластически «проигрывает» историю как бы уже в наше время. А «руководит» действом еще один персонаж «некто» в исполнении Сергея Угрюмова. Это он, держа в руках пачку пожелтевших писем, зачитывает залу самые сопливые «сантименты», предлагая современным зрителям включиться в интересную ИГРУ как бы соучастниками представления. Он то «заигрывает» с залом, вычитывая кусочки переписки бедных людей, намекая тем самым, что историю эту как раз и будут разыгрывать на сцене, то изображает персонажей, о которых идет речь в переписке, в том числе соблазнителя Вареньки г-на Быкова (в красных пиджаке и цилиндре), успевая и оценивать то, что делают и говорят главные герои. А то просит зрителей создать приятный фон для мечтающих отдохнуть в деревне (когда разбогатеют) героев: почирикать и попеть, как птички в лесу. По сюжету речь идет о Пушкине, так зрителей просят почитать его стихи. Кто сейчас Пушкина читает? Бедные люди. Своеобразный интерактив получился. Оригинально, остроумно зрителям развлечение. Но авторы, конечно, ставили более серьезные задачи и по большому счету их выполнили.
На малюсенькой сцене «Табакерки», где занавеса в принципе быть не может, художник Александр Боровский все же делает миниатюрный занавес, который играет немаловажную роль в спектакле. Когда полотнища раздвигаются, в глубине появляется бедное гнездышко Вареньки, где разыгрывается история, рассказанная Достоевским.
Но персонажи «выходят» на авансцену, и здесь сюжет приобретает черты, более свойственные нашему прагматичному времени. Вот герои мечтают, что у них будет 100 рублей. Варенька рисует на листе ватмана парочку, уютный домик. Столько-то за квартиру надо отдать, столько-то долги заплатить. А на жизнь, на удовольствия? Мизер-с остается. Но тут появляется тот самый Быков, пририсовывает еще нолик. .. Хорош дуэт главных персонажей Дениса Никифорова и Ольги Красько. Оба вполне соответствуют фактуре и характерам героев Достоевского. Она вся такая нежная, трепетная, скромненькая чистый ангел. Он, правда, выглядит более современно, но играет именно то, что написано у Достоевского, любящего, доброго, но очень уж бедного (и не только материально) малого, которому «любовь» с Варенькой точно не светит. Уж больно инфантилен-с, витает в облаках-с. Много разных слов, но мало дела. Что он может ей дать, получая какое-то мизерное жалованье и не имея возможности обеспечить сносное существование? Сюжет поворачивает вдруг от словесной идиллии к решению Вареньки выйти замуж за «богатенького буратинку». «Выпал мой жребий», говорит она и бросается в «омут». Вот все и встало на свои места. Варенька вся в предвкушении свадьбы, меняет мечтательные интонации на довольно жесткий приказной тон. Благодетелю Макару Алексеевичу предстоит выполнить множество поручений: «Скажите мадам Шифон, чтобы блонды она непременно переменила, сообразуясь со вчерашним образчиком », «Ради бога. Бегите сейчас к брильянтщику» и так далее, и тому подобное Вечная дилемма: жить в бедности или выйти за богатого? В спектакле «Ловелас» вопрос решен однозначно: замуж, пока берут. Тут уж и Достоевский с его незадачливым «ловеласом» Макаром Девушкиным замолкают
Художник-постановщик Александр Боровский. Костюмы Светлана Калинина.
Александр Галибин, следуя замыслу драматурга, придумал зрелищный, «многослойный» спектакль, в котором сюжет великого писателя (кстати, именно это произведение про маленьких людей произвело неизгладимое впечатление на Некрасова и Белинского) представляют не на полном серьезе, а как бы играют в Достоевского. Как известно, «Бедные люди» это переписка двух персонажей: падшей девушки Вареньки Доброселовой и неудачливого чиновника самого низкого класса Макара Девушкина, который пригрел-приласкал сироту, соблазненную и брошенную одним повесой.
Представить все это в современном театре, в суперпопулярной у молодежи «Табакерке», на полном серьезе? С раздражающей слезливо-сопливой интонацией? О нет, увольте! Хотя сюжет про бедных девушек, которые становятся добычей разных там «ловеласов», вечный. Больно уж у Федора Михайловича сюсюканья много, всякие там «маточка, ангельчик и херувимчик Варенька» В «Табакерке», по фантазии автора пьесы и режиссера, история эта оказалась, как матрешка, «вложена» в современную театральную историю с участием другой пары, которая пластически «проигрывает» историю как бы уже в наше время. А «руководит» действом еще один персонаж «некто» в исполнении Сергея Угрюмова. Это он, держа в руках пачку пожелтевших писем, зачитывает залу самые сопливые «сантименты», предлагая современным зрителям включиться в интересную ИГРУ как бы соучастниками представления. Он то «заигрывает» с залом, вычитывая кусочки переписки бедных людей, намекая тем самым, что историю эту как раз и будут разыгрывать на сцене, то изображает персонажей, о которых идет речь в переписке, в том числе соблазнителя Вареньки г-на Быкова (в красных пиджаке и цилиндре), успевая и оценивать то, что делают и говорят главные герои. А то просит зрителей создать приятный фон для мечтающих отдохнуть в деревне (когда разбогатеют) героев: почирикать и попеть, как птички в лесу. По сюжету речь идет о Пушкине, так зрителей просят почитать его стихи. Кто сейчас Пушкина читает? Бедные люди. Своеобразный интерактив получился. Оригинально, остроумно зрителям развлечение. Но авторы, конечно, ставили более серьезные задачи и по большому счету их выполнили.
На малюсенькой сцене «Табакерки», где занавеса в принципе быть не может, художник Александр Боровский все же делает миниатюрный занавес, который играет немаловажную роль в спектакле. Когда полотнища раздвигаются, в глубине появляется бедное гнездышко Вареньки, где разыгрывается история, рассказанная Достоевским.
Но персонажи «выходят» на авансцену, и здесь сюжет приобретает черты, более свойственные нашему прагматичному времени. Вот герои мечтают, что у них будет 100 рублей. Варенька рисует на листе ватмана парочку, уютный домик. Столько-то за квартиру надо отдать, столько-то долги заплатить. А на жизнь, на удовольствия? Мизер-с остается. Но тут появляется тот самый Быков, пририсовывает еще нолик. .. Хорош дуэт главных персонажей Дениса Никифорова и Ольги Красько. Оба вполне соответствуют фактуре и характерам героев Достоевского. Она вся такая нежная, трепетная, скромненькая чистый ангел. Он, правда, выглядит более современно, но играет именно то, что написано у Достоевского, любящего, доброго, но очень уж бедного (и не только материально) малого, которому «любовь» с Варенькой точно не светит. Уж больно инфантилен-с, витает в облаках-с. Много разных слов, но мало дела. Что он может ей дать, получая какое-то мизерное жалованье и не имея возможности обеспечить сносное существование? Сюжет поворачивает вдруг от словесной идиллии к решению Вареньки выйти замуж за «богатенького буратинку». «Выпал мой жребий», говорит она и бросается в «омут». Вот все и встало на свои места. Варенька вся в предвкушении свадьбы, меняет мечтательные интонации на довольно жесткий приказной тон. Благодетелю Макару Алексеевичу предстоит выполнить множество поручений: «Скажите мадам Шифон, чтобы блонды она непременно переменила, сообразуясь со вчерашним образчиком », «Ради бога. Бегите сейчас к брильянтщику» и так далее, и тому подобное Вечная дилемма: жить в бедности или выйти за богатого? В спектакле «Ловелас» вопрос решен однозначно: замуж, пока берут. Тут уж и Достоевский с его незадачливым «ловеласом» Макаром Девушкиным замолкают
Ирина Шведова, «Московская правда», 11.05.2007
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Пошла хорошая картаОльга Егорова, «Новые известия», 16.10.2007
- Пиковый интересЕлена Губайдуллина, «Итоги», 13.10.2007
- Жёстко и броскоАлексей Парин, «Московские новости», 12.10.2007
- Темные бездны и четкая графикаДмитрий Морозов, «Культура», 11.10.2007
- Траур по Чайковскому, или Размышления об оперной режиссуреЛада Меркулова, «Российские вести», 10.10.2007
- На пике чумных страстейНаталья Зимянина, «Вечерняя Москва», 10.10.2007
- Чайковский остался в яме, что под мостомПетр Поспелов, «Ведомости», 9.10.2007
- В одном черном, черном городе┘Екатерина Кретова, «Московский Комсомолец», 8.10.2007
- Большой открыл картыОльга Романцова, «Новые известия», 8.10.2007
- Поверженный ГерманИрина Муравьева, «Российская газета», 8.10.2007
- Мне страшноМарина Гайкович, «Независимая газета», 8.10.2007
- Дама полутьмыЕкатерина Бирюкова, «Коммерсант», 8.10.2007
- Черное на черномМария Бабалова, «Известия», 8.10.2007
- На пике дамыКсения Щербино, Владислав Поляковский, «Взгляд (vz.ru)», 5.10.2007
- Тара для счастьяОльга Егошина, «Новые Известия», 11.09.2007
- Кантовать и перекантовыватьАлла Шендерова, «Коммерсант», 10.09.2007
- Love story а ля ДостоевскийИрина Шведова, «Московская правда», 11.05.2007
- ИгрокиЕлена Ковальская, «Афиша», 27.04.2007
- ЗАО «Игроки» начинает и выигрываетГригорий Заславский, «Независимая газета», 25.04.2007
- Картежники«Итоги», 23.04.2007
- Радости шулеровОльга Егошина, «Новые известия», 19.04.2007
- Поддали на бедностьРоман Должанский, «Коммерсант», 19.04.2007
- Что наш театр? Игра!Марина Давыдова, «Известия», 18.04.2007
- Крапленые людиГлеб Ситковский, «Газета», 17.04.2007
- Сергей Женовач ходит ГоголемРоман Должанский, «Коммерсант», 17.04.2007
- На рандеву с вечнымАлексей Мокроусов, «Новое время», 19.11.2006
- Счастливый номерЕлена Ямпольская, «Известия», 28.04.2006
- Современный ДекамеронАртем Солнышкин, «Досуг&развлечения», 24.03.2005
- Кровать для десятерыхАлександр Смольяков, «Культура», 3.03.2005
- КОГДА В ПОСТЕЛИ ЧУВСТВАМ ТЕСНОЛеонид Петров, «Вечерняя Москва», 18.02.2005
- Извините, я из будущегоИрина Алпатова, «Культура», 20.01.2005
- СкольжениеОльга Нетупская, «Страстной бульвар, 10», 1.05.2004
- Стулом по РоссииАлена Карась, «Российская газета», 7.04.2004
- Кому пролог, а кому и эпилогГригорий Заславский, «Независимая Газета», 6.04.2004
- Белая и пушистая гвардияМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 1.04.2004
- Жизни грянули «Ура!»Марина Давыдова, «Известия», 31.03.2004
- Равнение на серединуОлег Зинцов, «Ведомости», 16.09.2003
- Дедовщина на свинофермеМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 15.09.2003
- Элементарные частицыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 27.02.2003
- От четверга до четвергаЕлена Ковальская, «Афиша», 4.10.2002
- Старик и гореИрина Алпатова, «Культура», 7.02.2002
- Улеты во сне и наявуИрина Алпатова, «Культура», 27.09.2001
- А у нас в квартире газМарина Давыдова, «Время Новостей», 25.09.2001
- Осколки разбитого вдребезгиЕлена Дьякова, «Газета.Ru», 22.09.2001
- Куда летим, командир?Глеб Ситковский, «Вечерний клуб», 21.09.2001
- Львы зимойНаталия Каминская, «Культура», 21.09.2000
- Не теряя осанкиОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.09.2000
- Компактное проживание от ЛукиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2000
- Век по лавкам да по нарамГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 8.04.2000
- Болеро на днеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2000
- Пельмени важнее идейОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2000
- Повесть о гордых человекахЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 5.04.2000
- Мужской хор «На дне»Марина Райкина, «Московский комсомолец», 4.04.2000
- Узнай самого себяМарина Давыдова, «Время новостей», 4.04.2000
- Кто первым сказал «мяу»Алиса Никольская, «Культура», 13.01.2000
- Не все скоту масленицаЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 30.12.1999
- Марина Зудина еще и сама по себеНара Ширалиева, «Вечерний клуб», 19.06.1997
- О сублимации и┘ любвиАлександр Смольяков, 1997
- Привет от СираноИрина Алпатова, «Культура», 1997
- АНТИВОЕННАЯ ТАЙНА МАЛЬЧИША БУМБАРАШАЕкатерина Шакшина, «Вечерний Екатеринбург», 3.09.1993
- ИСТОРИЯ С БУМБАРАШЕМГалина Брандт, «На смену», 25.08.1993
- СНОВА БУМ-БА-РАШ┘Ольга Егошина, «Независимая газета», 25.06.1993
- «Билокси-блюз» по дороге на войнуАлексей Аджубей, «Московские новости», 27.12.1987
- Страница спектакля «Ещё Ван Гог » на сайте Центра им. Вс. Мейерхольда