Большой открыл карты
Новый сезон в главном театре страны начался с «Пиковой дамы»
Увлечение темой азартных игр началось в Большом театре с балета Ролана Пети «Пиковая дама», затем Алексей Ратманский поставил «Игру в карты». А премьера оперы Чайковского «Пиковая дама», состоявшаяся на днях, не только продолжила карточную тематику, но и стала очередным шагом по обновлению классического оперного наследия в Большом. На этот раз у руководства театра было три козыря.
Во-первых, музыкальным руководителем и дирижером постановки стал Михаил Плетнев, ради работы с оркестром отказавшийся от карьеры пианиста. Во-вторых, поставил «Пиковую даму» Валерий Фокин один из лучших в современном театре режиссеров. Кстати, и Плетнев, и Фокин давно были влюблены в оперу, но впервые взялись за ее постановку. Ну, а третьим козырем является отменный вокальный состав: Германа спел харизматичный и пылкий Бадри Майсурадзе, Лизу Татьяна Моногарова (лучшая Татьяна в «Евгении Онегине» Чернякова), Графиню великая Елена Образцова. Все ставки были сделаны верно.
Перед началом репетиций Плетнев и Фокин договорились, что действие в «Пиковой даме» будет подчинено музыке, и их совместная постановка стала образцово-показательным, хотя порой немного статичным спектаклем. Плетнев по-новому рассадил музыкантов в оркестровой яме, освежил привычные темпы, и оркестр Большого заиграл новыми красками. А Фокин по примеру всех режиссеров драмы, впервые взявшихся за оперу, старался как можно меньше тревожить певцов, перенося основную нагрузку на хор, массовку и свет.
Оперные режиссеры, как правило, наполняют «Пиковую даму» узнаваемыми, бытовыми деталями, воссоздавая декор Летнего сада или интерьеры особняка Графини. Их коллеги из драматического театра поступают с точностью до наоборот, очевидно, в память Мейерхольда, для которого постановка этой оперы стала одной из последних в жизни. Фокин с художником Александром Боровским превратили сцену в условное пространство, разделенное на шесть клеток-ячеек горизонтальным мостом с резными перилами и черными вертикальными колоннами. Когда сверху опускается задник, имитирующий карточную рубашку, кажется, что герои существуют в мистическом игорном королевстве. Этот эффект дополняют черно-белые костюмы и великолепная работа со светом. От дам в шляпках, гуляющих в Летнем саду, остаются только черные, графические силуэты. А сцена бала превратилась в зловещий маскарад: гости в черных балахонах и венецианских масках, белых, как черепа, преследуют главного героя.
Тема игры и мистических предсказаний является основной в спектакле. Уже при первой встрече Германа и Графини задник становится черным, свет вокруг гаснет, и сразу понимаешь: ничем хорошим это свидание не закончится. Стройная, величавая Графиня не похожа на старуху. Скорее это ведьма, которая продала душу за эликсир молодости. Она танцует с Германом, проникшим в ее спальню, нежно и грациозно, как с возлюбленным. Призрак Графини, раскрывающий герою тайну трех карт, сопровождают еще шесть карточных дам в кринолинах и напудренных париках.
В новой версии «Пиковой дамы» Германн почти не думает о любви (этого чувства хватает от силы на пару арий). Лиза здесь напоминает светлого ангела, но этот ангел попал в мир, обреченный на гибель, и уже не может никого спасти. В спектакле несколько раз повторяется мизансцена: Лиза, стоит на мосту сверху, Герман внизу, и хотя она протягивает герою руку, мост разделяет их, как черная черта. Плетнев и Фокин попытались исследовать историю болезни человека, которого терзают мания величия и навязчивая идея выигрыша.
Во-первых, музыкальным руководителем и дирижером постановки стал Михаил Плетнев, ради работы с оркестром отказавшийся от карьеры пианиста. Во-вторых, поставил «Пиковую даму» Валерий Фокин один из лучших в современном театре режиссеров. Кстати, и Плетнев, и Фокин давно были влюблены в оперу, но впервые взялись за ее постановку. Ну, а третьим козырем является отменный вокальный состав: Германа спел харизматичный и пылкий Бадри Майсурадзе, Лизу Татьяна Моногарова (лучшая Татьяна в «Евгении Онегине» Чернякова), Графиню великая Елена Образцова. Все ставки были сделаны верно.
Перед началом репетиций Плетнев и Фокин договорились, что действие в «Пиковой даме» будет подчинено музыке, и их совместная постановка стала образцово-показательным, хотя порой немного статичным спектаклем. Плетнев по-новому рассадил музыкантов в оркестровой яме, освежил привычные темпы, и оркестр Большого заиграл новыми красками. А Фокин по примеру всех режиссеров драмы, впервые взявшихся за оперу, старался как можно меньше тревожить певцов, перенося основную нагрузку на хор, массовку и свет.
Оперные режиссеры, как правило, наполняют «Пиковую даму» узнаваемыми, бытовыми деталями, воссоздавая декор Летнего сада или интерьеры особняка Графини. Их коллеги из драматического театра поступают с точностью до наоборот, очевидно, в память Мейерхольда, для которого постановка этой оперы стала одной из последних в жизни. Фокин с художником Александром Боровским превратили сцену в условное пространство, разделенное на шесть клеток-ячеек горизонтальным мостом с резными перилами и черными вертикальными колоннами. Когда сверху опускается задник, имитирующий карточную рубашку, кажется, что герои существуют в мистическом игорном королевстве. Этот эффект дополняют черно-белые костюмы и великолепная работа со светом. От дам в шляпках, гуляющих в Летнем саду, остаются только черные, графические силуэты. А сцена бала превратилась в зловещий маскарад: гости в черных балахонах и венецианских масках, белых, как черепа, преследуют главного героя.
Тема игры и мистических предсказаний является основной в спектакле. Уже при первой встрече Германа и Графини задник становится черным, свет вокруг гаснет, и сразу понимаешь: ничем хорошим это свидание не закончится. Стройная, величавая Графиня не похожа на старуху. Скорее это ведьма, которая продала душу за эликсир молодости. Она танцует с Германом, проникшим в ее спальню, нежно и грациозно, как с возлюбленным. Призрак Графини, раскрывающий герою тайну трех карт, сопровождают еще шесть карточных дам в кринолинах и напудренных париках.
В новой версии «Пиковой дамы» Германн почти не думает о любви (этого чувства хватает от силы на пару арий). Лиза здесь напоминает светлого ангела, но этот ангел попал в мир, обреченный на гибель, и уже не может никого спасти. В спектакле несколько раз повторяется мизансцена: Лиза, стоит на мосту сверху, Герман внизу, и хотя она протягивает герою руку, мост разделяет их, как черная черта. Плетнев и Фокин попытались исследовать историю болезни человека, которого терзают мания величия и навязчивая идея выигрыша.
Ольга Романцова, «Новые известия», 8.10.2007
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Пошла хорошая картаОльга Егорова, «Новые известия», 16.10.2007
- Пиковый интересЕлена Губайдуллина, «Итоги», 13.10.2007
- Жёстко и броскоАлексей Парин, «Московские новости», 12.10.2007
- Темные бездны и четкая графикаДмитрий Морозов, «Культура», 11.10.2007
- Траур по Чайковскому, или Размышления об оперной режиссуреЛада Меркулова, «Российские вести», 10.10.2007
- На пике чумных страстейНаталья Зимянина, «Вечерняя Москва», 10.10.2007
- Чайковский остался в яме, что под мостомПетр Поспелов, «Ведомости», 9.10.2007
- В одном черном, черном городе┘Екатерина Кретова, «Московский Комсомолец», 8.10.2007
- Большой открыл картыОльга Романцова, «Новые известия», 8.10.2007
- Поверженный ГерманИрина Муравьева, «Российская газета», 8.10.2007
- Мне страшноМарина Гайкович, «Независимая газета», 8.10.2007
- Дама полутьмыЕкатерина Бирюкова, «Коммерсант», 8.10.2007
- Черное на черномМария Бабалова, «Известия», 8.10.2007
- На пике дамыКсения Щербино, Владислав Поляковский, «Взгляд (vz.ru)», 5.10.2007
- Тара для счастьяОльга Егошина, «Новые Известия», 11.09.2007
- Кантовать и перекантовыватьАлла Шендерова, «Коммерсант», 10.09.2007
- Love story а ля ДостоевскийИрина Шведова, «Московская правда», 11.05.2007
- ИгрокиЕлена Ковальская, «Афиша», 27.04.2007
- ЗАО «Игроки» начинает и выигрываетГригорий Заславский, «Независимая газета», 25.04.2007
- Картежники«Итоги», 23.04.2007
- Радости шулеровОльга Егошина, «Новые известия», 19.04.2007
- Поддали на бедностьРоман Должанский, «Коммерсант», 19.04.2007
- Что наш театр? Игра!Марина Давыдова, «Известия», 18.04.2007
- Крапленые людиГлеб Ситковский, «Газета», 17.04.2007
- Сергей Женовач ходит ГоголемРоман Должанский, «Коммерсант», 17.04.2007
- На рандеву с вечнымАлексей Мокроусов, «Новое время», 19.11.2006
- Счастливый номерЕлена Ямпольская, «Известия», 28.04.2006
- Современный ДекамеронАртем Солнышкин, «Досуг&развлечения», 24.03.2005
- Кровать для десятерыхАлександр Смольяков, «Культура», 3.03.2005
- КОГДА В ПОСТЕЛИ ЧУВСТВАМ ТЕСНОЛеонид Петров, «Вечерняя Москва», 18.02.2005
- Извините, я из будущегоИрина Алпатова, «Культура», 20.01.2005
- СкольжениеОльга Нетупская, «Страстной бульвар, 10», 1.05.2004
- Стулом по РоссииАлена Карась, «Российская газета», 7.04.2004
- Кому пролог, а кому и эпилогГригорий Заславский, «Независимая Газета», 6.04.2004
- Белая и пушистая гвардияМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 1.04.2004
- Жизни грянули «Ура!»Марина Давыдова, «Известия», 31.03.2004
- Равнение на серединуОлег Зинцов, «Ведомости», 16.09.2003
- Дедовщина на свинофермеМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 15.09.2003
- Элементарные частицыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 27.02.2003
- От четверга до четвергаЕлена Ковальская, «Афиша», 4.10.2002
- Старик и гореИрина Алпатова, «Культура», 7.02.2002
- Улеты во сне и наявуИрина Алпатова, «Культура», 27.09.2001
- А у нас в квартире газМарина Давыдова, «Время Новостей», 25.09.2001
- Осколки разбитого вдребезгиЕлена Дьякова, «Газета.Ru», 22.09.2001
- Куда летим, командир?Глеб Ситковский, «Вечерний клуб», 21.09.2001
- Львы зимойНаталия Каминская, «Культура», 21.09.2000
- Не теряя осанкиОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.09.2000
- Компактное проживание от ЛукиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2000
- Век по лавкам да по нарамГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 8.04.2000
- Болеро на днеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2000
- Пельмени важнее идейОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2000
- Повесть о гордых человекахЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 5.04.2000
- Мужской хор «На дне»Марина Райкина, «Московский комсомолец», 4.04.2000
- Узнай самого себяМарина Давыдова, «Время новостей», 4.04.2000
- Кто первым сказал «мяу»Алиса Никольская, «Культура», 13.01.2000
- Не все скоту масленицаЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 30.12.1999
- Марина Зудина еще и сама по себеНара Ширалиева, «Вечерний клуб», 19.06.1997
- О сублимации и┘ любвиАлександр Смольяков, 1997
- Привет от СираноИрина Алпатова, «Культура», 1997
- АНТИВОЕННАЯ ТАЙНА МАЛЬЧИША БУМБАРАШАЕкатерина Шакшина, «Вечерний Екатеринбург», 3.09.1993
- ИСТОРИЯ С БУМБАРАШЕМГалина Брандт, «На смену», 25.08.1993
- СНОВА БУМ-БА-РАШ┘Ольга Егошина, «Независимая газета», 25.06.1993
- «Билокси-блюз» по дороге на войнуАлексей Аджубей, «Московские новости», 27.12.1987
- Страница спектакля «Ещё Ван Гог » на сайте Центра им. Вс. Мейерхольда