Пиковый интерес
В Большом театре сдали новую «Пиковую даму»
Постановка одной из самых притягательных опер Чайковского стала дебютом маститого Валерия Фокина в музыкальном театре. К уверенному мастерству режиссера драмы прибавился пиетет новичка. С почтительным вниманием вслушался он в великую партитуру, не заслонив театральными находками ни одной музыкальной фразы. Такой подход к классике в наше броское время бесценен. А в премьерном спектакле Большого театра замечателен вдвойне, ведь музыкальное руководство осуществил здесь маэстро Михаил Плетнев. В оркестре под его управлением звучат философские бездны Чайковского. И режиссура Фокина не мешает в них погружаться. Но все, что меломаны и так знают (и не перестают узнавать) про Германа, Лизу и старуху графиню, новый спектакль представил в несколько неожиданном ракурсе.
Гнетущая безысходность царит на сцене с самого начала. Траур носят все без исключения. Даже дети, гуляющие в Летнем саду. И даже их куклы. Но всепоглощающий черный не так страшен, как нагло теснящий его белый. Едкая белизна открывает жуткую тайну трех карт. Белый безжалостно мешает страхи и отчаянные намерения, дурманит и топит мир в гибельном безумии. Белый цвет этой «Пиковой дамы» цвет ночных кошмаров, смирительных рубашек и привидений. Роковой белый вплетает в оперу непривычные смыслы. И экзальтированный Герман, являющийся в игорный дом в ночном белье, больше похож на Поприщина из гоголевских «Записок сумасшедшего», чем на романтического оперного героя. В таком сходстве столько тревоги и напряжения, что становится боязно за исполнителя главной партии Романа Муравицкого, сгорающего в отчаянном «Что наша жизнь? Игра!» (в первом составе Германа поет еще более страстный Бадри Майсурадзе).
Черно-белый колорит (сценограф Александр Боровский) располагает ко множеству ассоциаций, но не исчерпывает всех метафор постановки. Излюбленные Боровским мосты, строгие колонны и раздвижные щиты, превращающиеся в стены богатых особняков, и тут пришлись к месту. Основную нагрузку (в прямом и переносном смысле) несет на себе горизонтальный мост, поделивший зеркало сцены на верхнюю и нижнюю половины. Персонажи оперы теснятся наверху, оказываясь внизу лишь в особых случаях. Пространство, вытянутое в струну, неестественное и неприветливое, оборачивается для героев то пьедесталом, то тюрьмой, то краем пропасти. Небо и земля соединяются в захватывающей картине страха. Герман собирается с духом перед смертельным свиданием. А его тень все поднимается и поднимается в покои графини Не менее эффектно решен и главный мистический эпизод оперы. Призрак умершей старухи оказывается ослепительной красавицей в пышном одеянии в стиле эпохи рококо. Рядом целая свита ее молодых отражений. Сила возраста не властна над Пиковой дамой. Способность молодеть, через секунду стариться и вновь расцветать чудесная привилегия графини в исполнении царственной Елены Образцовой. Тонкое актерское мастерство и мощная харизма замечательной певицы привносят в спектакль частицу уходящего большого оперного стиля. В новой минималистской режиссуре он вполне органичен еще и потому, что чуткая Образцова внимательна к партнерам. Она не ставит свою героиню во главу угла и не превращает спектакль в свой бенефис. Высокомерная победительность ее графини необходимый контраст к трагедии несчастного Германа. Трагедии маленького человека, размечтавшегося о том, что ему недоступно.
Гнетущая безысходность царит на сцене с самого начала. Траур носят все без исключения. Даже дети, гуляющие в Летнем саду. И даже их куклы. Но всепоглощающий черный не так страшен, как нагло теснящий его белый. Едкая белизна открывает жуткую тайну трех карт. Белый безжалостно мешает страхи и отчаянные намерения, дурманит и топит мир в гибельном безумии. Белый цвет этой «Пиковой дамы» цвет ночных кошмаров, смирительных рубашек и привидений. Роковой белый вплетает в оперу непривычные смыслы. И экзальтированный Герман, являющийся в игорный дом в ночном белье, больше похож на Поприщина из гоголевских «Записок сумасшедшего», чем на романтического оперного героя. В таком сходстве столько тревоги и напряжения, что становится боязно за исполнителя главной партии Романа Муравицкого, сгорающего в отчаянном «Что наша жизнь? Игра!» (в первом составе Германа поет еще более страстный Бадри Майсурадзе).
Черно-белый колорит (сценограф Александр Боровский) располагает ко множеству ассоциаций, но не исчерпывает всех метафор постановки. Излюбленные Боровским мосты, строгие колонны и раздвижные щиты, превращающиеся в стены богатых особняков, и тут пришлись к месту. Основную нагрузку (в прямом и переносном смысле) несет на себе горизонтальный мост, поделивший зеркало сцены на верхнюю и нижнюю половины. Персонажи оперы теснятся наверху, оказываясь внизу лишь в особых случаях. Пространство, вытянутое в струну, неестественное и неприветливое, оборачивается для героев то пьедесталом, то тюрьмой, то краем пропасти. Небо и земля соединяются в захватывающей картине страха. Герман собирается с духом перед смертельным свиданием. А его тень все поднимается и поднимается в покои графини Не менее эффектно решен и главный мистический эпизод оперы. Призрак умершей старухи оказывается ослепительной красавицей в пышном одеянии в стиле эпохи рококо. Рядом целая свита ее молодых отражений. Сила возраста не властна над Пиковой дамой. Способность молодеть, через секунду стариться и вновь расцветать чудесная привилегия графини в исполнении царственной Елены Образцовой. Тонкое актерское мастерство и мощная харизма замечательной певицы привносят в спектакль частицу уходящего большого оперного стиля. В новой минималистской режиссуре он вполне органичен еще и потому, что чуткая Образцова внимательна к партнерам. Она не ставит свою героиню во главу угла и не превращает спектакль в свой бенефис. Высокомерная победительность ее графини необходимый контраст к трагедии несчастного Германа. Трагедии маленького человека, размечтавшегося о том, что ему недоступно.
Елена Губайдуллина, «Итоги», 13.10.2007
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Пошла хорошая картаОльга Егорова, «Новые известия», 16.10.2007
- Пиковый интересЕлена Губайдуллина, «Итоги», 13.10.2007
- Жёстко и броскоАлексей Парин, «Московские новости», 12.10.2007
- Темные бездны и четкая графикаДмитрий Морозов, «Культура», 11.10.2007
- Траур по Чайковскому, или Размышления об оперной режиссуреЛада Меркулова, «Российские вести», 10.10.2007
- На пике чумных страстейНаталья Зимянина, «Вечерняя Москва», 10.10.2007
- Чайковский остался в яме, что под мостомПетр Поспелов, «Ведомости», 9.10.2007
- В одном черном, черном городе┘Екатерина Кретова, «Московский Комсомолец», 8.10.2007
- Большой открыл картыОльга Романцова, «Новые известия», 8.10.2007
- Поверженный ГерманИрина Муравьева, «Российская газета», 8.10.2007
- Мне страшноМарина Гайкович, «Независимая газета», 8.10.2007
- Дама полутьмыЕкатерина Бирюкова, «Коммерсант», 8.10.2007
- Черное на черномМария Бабалова, «Известия», 8.10.2007
- На пике дамыКсения Щербино, Владислав Поляковский, «Взгляд (vz.ru)», 5.10.2007
- Тара для счастьяОльга Егошина, «Новые Известия», 11.09.2007
- Кантовать и перекантовыватьАлла Шендерова, «Коммерсант», 10.09.2007
- Love story а ля ДостоевскийИрина Шведова, «Московская правда», 11.05.2007
- ИгрокиЕлена Ковальская, «Афиша», 27.04.2007
- ЗАО «Игроки» начинает и выигрываетГригорий Заславский, «Независимая газета», 25.04.2007
- Картежники«Итоги», 23.04.2007
- Радости шулеровОльга Егошина, «Новые известия», 19.04.2007
- Поддали на бедностьРоман Должанский, «Коммерсант», 19.04.2007
- Что наш театр? Игра!Марина Давыдова, «Известия», 18.04.2007
- Крапленые людиГлеб Ситковский, «Газета», 17.04.2007
- Сергей Женовач ходит ГоголемРоман Должанский, «Коммерсант», 17.04.2007
- На рандеву с вечнымАлексей Мокроусов, «Новое время», 19.11.2006
- Счастливый номерЕлена Ямпольская, «Известия», 28.04.2006
- Современный ДекамеронАртем Солнышкин, «Досуг&развлечения», 24.03.2005
- Кровать для десятерыхАлександр Смольяков, «Культура», 3.03.2005
- КОГДА В ПОСТЕЛИ ЧУВСТВАМ ТЕСНОЛеонид Петров, «Вечерняя Москва», 18.02.2005
- Извините, я из будущегоИрина Алпатова, «Культура», 20.01.2005
- СкольжениеОльга Нетупская, «Страстной бульвар, 10», 1.05.2004
- Стулом по РоссииАлена Карась, «Российская газета», 7.04.2004
- Кому пролог, а кому и эпилогГригорий Заславский, «Независимая Газета», 6.04.2004
- Белая и пушистая гвардияМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 1.04.2004
- Жизни грянули «Ура!»Марина Давыдова, «Известия», 31.03.2004
- Равнение на серединуОлег Зинцов, «Ведомости», 16.09.2003
- Дедовщина на свинофермеМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 15.09.2003
- Элементарные частицыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 27.02.2003
- От четверга до четвергаЕлена Ковальская, «Афиша», 4.10.2002
- Старик и гореИрина Алпатова, «Культура», 7.02.2002
- Улеты во сне и наявуИрина Алпатова, «Культура», 27.09.2001
- А у нас в квартире газМарина Давыдова, «Время Новостей», 25.09.2001
- Осколки разбитого вдребезгиЕлена Дьякова, «Газета.Ru», 22.09.2001
- Куда летим, командир?Глеб Ситковский, «Вечерний клуб», 21.09.2001
- Львы зимойНаталия Каминская, «Культура», 21.09.2000
- Не теряя осанкиОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.09.2000
- Компактное проживание от ЛукиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2000
- Век по лавкам да по нарамГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 8.04.2000
- Болеро на днеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2000
- Пельмени важнее идейОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2000
- Повесть о гордых человекахЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 5.04.2000
- Мужской хор «На дне»Марина Райкина, «Московский комсомолец», 4.04.2000
- Узнай самого себяМарина Давыдова, «Время новостей», 4.04.2000
- Кто первым сказал «мяу»Алиса Никольская, «Культура», 13.01.2000
- Не все скоту масленицаЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 30.12.1999
- Марина Зудина еще и сама по себеНара Ширалиева, «Вечерний клуб», 19.06.1997
- О сублимации и┘ любвиАлександр Смольяков, 1997
- Привет от СираноИрина Алпатова, «Культура», 1997
- АНТИВОЕННАЯ ТАЙНА МАЛЬЧИША БУМБАРАШАЕкатерина Шакшина, «Вечерний Екатеринбург», 3.09.1993
- ИСТОРИЯ С БУМБАРАШЕМГалина Брандт, «На смену», 25.08.1993
- СНОВА БУМ-БА-РАШ┘Ольга Егошина, «Независимая газета», 25.06.1993
- «Билокси-блюз» по дороге на войнуАлексей Аджубей, «Московские новости», 27.12.1987
- Страница спектакля «Ещё Ван Гог » на сайте Центра им. Вс. Мейерхольда