Равнение на середину
Новобранцы в театре Табакова
«Солдатики» уже третий заголовок пьесы журналиста из Стерлитамака Владимира Жеребцова: сначала она называлась «Чморик», потом «Подсобное хозяйство». Весной ее показали на Декаде новой драмы во МХАТе; тогда же Олег Табаков сказал, что возьмет пьесу к себе в «подвал», т. е. в студию на Чаплыгина, которая и открыла «Солдатиками» новый сезон.
Со времени рабочего показа на Декаде новой драмы в спектакле поменялось немногое. Ничего принципиально нового режиссер Дмитрий Петрунь придумывать не стал. Сменились три актера на второстепенных ролях. Появились декорации Александра Боровского (остов не то космического корабля, не то самолета) и жалостливое название «Солдатики» не лучше и не сильно хуже прежних, но, видимо, наиболее адекватное интонации если не текста, то постановки.
По первому показу было понятно, что пьеса не пропадет она из тех вещей, которые можно ставить на любой малой сцене. Сенсации не будет, скандала тоже, но сочувствие зрителя «Подсобному хозяйству» гарантировано. Простая форма, внятное гуманистическое содержание, отсутствие какой бы то ни было чернухи (хотя речь идет об армии), пара удачно выписанных характеров всего этого довольно, чтобы добро на постановку дал не только Олег Табаков. В том, что пьеса кажется написанной в 80-х, большой беды тоже нет ни для сюжета, помещенного в это же время, ни для публики, помнящей перестроечные сочинения на армейскую тему. Вопрос о том, «новая» ли это драма, можно спокойно оставить в стороне. В смысле языка, героев и конфликта «Подсобное хозяйство» вываливается из строя современных сценических текстов, но тем вернее может быть замечено театром, не претендующим на радикализм при обновлении репертуара.
Это добротная драматургическая середина, не то чтобы золотая, но всегда нужная в театральном хозяйстве. В поиске подобной пьесы совсем недавно промахнулась, например, «Мастерская Петра Фоменко», огорошив свою публику совсем уж глупым и беспомощным «Мотыльком» Петра Гладилина, разыгравшего в казарме мелодраму о тонкой артистической душе.
В «Подсобном хозяйстве» речь идет о душе обыкновенной, которую автор по русской традиции помещает между ангелом и бесом. Деревенский парень по прозвищу Хруст (Алексей Гришин) ждет дембеля в окрестностях Байконура, выращивая свиней на армейской ферме, и сочиняет родным письма про то, как запускает ракеты. В роли ангела на посылках у свинаря служит хлипкий, но принципиальный питерский интеллигент (Артем Семакин), в роли беса злобный «дед»-стройбатовец (Алексей Панин), которого Бесом и зовут. Эпизодически появляются еще три не слишком активно действующих лица: замполит (Павел Ильин), пропащая буфетчица (Юлия Полынская) и приехавшая к интеллигенту сестра (Ольга Красько).
Подробнее всего выписан, конечно, Хруст, поставленный в ситуацию нравственного выбора, и Алексей Гришин играет свою роль, хорошо зная, что она главная; хотя временами он пережимает начинает чуть больше, чем надо, работать на публику. Точнее всех сыгран Бес (Алексей Панин) от него исходит почти физическое ощущение угрозы. Зато ужасно ходульными вышли интеллигентные брат и сестра деликатности у режиссера пока что намного больше, чем опыта, и автору он доверяет там, где совсем не стоит.
Скромность дебютных задач, наверное, спасет спектакль от больших претензий, но одну досадную вещь сказать постановщику все-таки нужно. Когда желание сделать с положительным персонажем что-нибудь нехорошее возникает у зрителя раньше, чем у персонажа отрицательного, это, по-моему, неправильно. С этим надо бороться так же, как с неуставными отношениями: добро на сцене быть, конечно, должно, но лучше б не такое, чтобы хотелось кидаться на него с кулаками.
Со времени рабочего показа на Декаде новой драмы в спектакле поменялось немногое. Ничего принципиально нового режиссер Дмитрий Петрунь придумывать не стал. Сменились три актера на второстепенных ролях. Появились декорации Александра Боровского (остов не то космического корабля, не то самолета) и жалостливое название «Солдатики» не лучше и не сильно хуже прежних, но, видимо, наиболее адекватное интонации если не текста, то постановки.
По первому показу было понятно, что пьеса не пропадет она из тех вещей, которые можно ставить на любой малой сцене. Сенсации не будет, скандала тоже, но сочувствие зрителя «Подсобному хозяйству» гарантировано. Простая форма, внятное гуманистическое содержание, отсутствие какой бы то ни было чернухи (хотя речь идет об армии), пара удачно выписанных характеров всего этого довольно, чтобы добро на постановку дал не только Олег Табаков. В том, что пьеса кажется написанной в 80-х, большой беды тоже нет ни для сюжета, помещенного в это же время, ни для публики, помнящей перестроечные сочинения на армейскую тему. Вопрос о том, «новая» ли это драма, можно спокойно оставить в стороне. В смысле языка, героев и конфликта «Подсобное хозяйство» вываливается из строя современных сценических текстов, но тем вернее может быть замечено театром, не претендующим на радикализм при обновлении репертуара.
Это добротная драматургическая середина, не то чтобы золотая, но всегда нужная в театральном хозяйстве. В поиске подобной пьесы совсем недавно промахнулась, например, «Мастерская Петра Фоменко», огорошив свою публику совсем уж глупым и беспомощным «Мотыльком» Петра Гладилина, разыгравшего в казарме мелодраму о тонкой артистической душе.
В «Подсобном хозяйстве» речь идет о душе обыкновенной, которую автор по русской традиции помещает между ангелом и бесом. Деревенский парень по прозвищу Хруст (Алексей Гришин) ждет дембеля в окрестностях Байконура, выращивая свиней на армейской ферме, и сочиняет родным письма про то, как запускает ракеты. В роли ангела на посылках у свинаря служит хлипкий, но принципиальный питерский интеллигент (Артем Семакин), в роли беса злобный «дед»-стройбатовец (Алексей Панин), которого Бесом и зовут. Эпизодически появляются еще три не слишком активно действующих лица: замполит (Павел Ильин), пропащая буфетчица (Юлия Полынская) и приехавшая к интеллигенту сестра (Ольга Красько).
Подробнее всего выписан, конечно, Хруст, поставленный в ситуацию нравственного выбора, и Алексей Гришин играет свою роль, хорошо зная, что она главная; хотя временами он пережимает начинает чуть больше, чем надо, работать на публику. Точнее всех сыгран Бес (Алексей Панин) от него исходит почти физическое ощущение угрозы. Зато ужасно ходульными вышли интеллигентные брат и сестра деликатности у режиссера пока что намного больше, чем опыта, и автору он доверяет там, где совсем не стоит.
Скромность дебютных задач, наверное, спасет спектакль от больших претензий, но одну досадную вещь сказать постановщику все-таки нужно. Когда желание сделать с положительным персонажем что-нибудь нехорошее возникает у зрителя раньше, чем у персонажа отрицательного, это, по-моему, неправильно. С этим надо бороться так же, как с неуставными отношениями: добро на сцене быть, конечно, должно, но лучше б не такое, чтобы хотелось кидаться на него с кулаками.
Олег Зинцов, «Ведомости», 16.09.2003
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Пошла хорошая картаОльга Егорова, «Новые известия», 16.10.2007
- Пиковый интересЕлена Губайдуллина, «Итоги», 13.10.2007
- Жёстко и броскоАлексей Парин, «Московские новости», 12.10.2007
- Темные бездны и четкая графикаДмитрий Морозов, «Культура», 11.10.2007
- Траур по Чайковскому, или Размышления об оперной режиссуреЛада Меркулова, «Российские вести», 10.10.2007
- На пике чумных страстейНаталья Зимянина, «Вечерняя Москва», 10.10.2007
- Чайковский остался в яме, что под мостомПетр Поспелов, «Ведомости», 9.10.2007
- В одном черном, черном городе┘Екатерина Кретова, «Московский Комсомолец», 8.10.2007
- Большой открыл картыОльга Романцова, «Новые известия», 8.10.2007
- Поверженный ГерманИрина Муравьева, «Российская газета», 8.10.2007
- Мне страшноМарина Гайкович, «Независимая газета», 8.10.2007
- Дама полутьмыЕкатерина Бирюкова, «Коммерсант», 8.10.2007
- Черное на черномМария Бабалова, «Известия», 8.10.2007
- На пике дамыКсения Щербино, Владислав Поляковский, «Взгляд (vz.ru)», 5.10.2007
- Тара для счастьяОльга Егошина, «Новые Известия», 11.09.2007
- Кантовать и перекантовыватьАлла Шендерова, «Коммерсант», 10.09.2007
- Love story а ля ДостоевскийИрина Шведова, «Московская правда», 11.05.2007
- ИгрокиЕлена Ковальская, «Афиша», 27.04.2007
- ЗАО «Игроки» начинает и выигрываетГригорий Заславский, «Независимая газета», 25.04.2007
- Картежники«Итоги», 23.04.2007
- Радости шулеровОльга Егошина, «Новые известия», 19.04.2007
- Поддали на бедностьРоман Должанский, «Коммерсант», 19.04.2007
- Что наш театр? Игра!Марина Давыдова, «Известия», 18.04.2007
- Крапленые людиГлеб Ситковский, «Газета», 17.04.2007
- Сергей Женовач ходит ГоголемРоман Должанский, «Коммерсант», 17.04.2007
- На рандеву с вечнымАлексей Мокроусов, «Новое время», 19.11.2006
- Счастливый номерЕлена Ямпольская, «Известия», 28.04.2006
- Современный ДекамеронАртем Солнышкин, «Досуг&развлечения», 24.03.2005
- Кровать для десятерыхАлександр Смольяков, «Культура», 3.03.2005
- КОГДА В ПОСТЕЛИ ЧУВСТВАМ ТЕСНОЛеонид Петров, «Вечерняя Москва», 18.02.2005
- Извините, я из будущегоИрина Алпатова, «Культура», 20.01.2005
- СкольжениеОльга Нетупская, «Страстной бульвар, 10», 1.05.2004
- Стулом по РоссииАлена Карась, «Российская газета», 7.04.2004
- Кому пролог, а кому и эпилогГригорий Заславский, «Независимая Газета», 6.04.2004
- Белая и пушистая гвардияМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 1.04.2004
- Жизни грянули «Ура!»Марина Давыдова, «Известия», 31.03.2004
- Равнение на серединуОлег Зинцов, «Ведомости», 16.09.2003
- Дедовщина на свинофермеМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 15.09.2003
- Элементарные частицыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 27.02.2003
- От четверга до четвергаЕлена Ковальская, «Афиша», 4.10.2002
- Старик и гореИрина Алпатова, «Культура», 7.02.2002
- Улеты во сне и наявуИрина Алпатова, «Культура», 27.09.2001
- А у нас в квартире газМарина Давыдова, «Время Новостей», 25.09.2001
- Осколки разбитого вдребезгиЕлена Дьякова, «Газета.Ru», 22.09.2001
- Куда летим, командир?Глеб Ситковский, «Вечерний клуб», 21.09.2001
- Львы зимойНаталия Каминская, «Культура», 21.09.2000
- Не теряя осанкиОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.09.2000
- Компактное проживание от ЛукиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2000
- Век по лавкам да по нарамГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 8.04.2000
- Болеро на днеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2000
- Пельмени важнее идейОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2000
- Повесть о гордых человекахЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 5.04.2000
- Мужской хор «На дне»Марина Райкина, «Московский комсомолец», 4.04.2000
- Узнай самого себяМарина Давыдова, «Время новостей», 4.04.2000
- Кто первым сказал «мяу»Алиса Никольская, «Культура», 13.01.2000
- Не все скоту масленицаЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 30.12.1999
- Марина Зудина еще и сама по себеНара Ширалиева, «Вечерний клуб», 19.06.1997
- О сублимации и┘ любвиАлександр Смольяков, 1997
- Привет от СираноИрина Алпатова, «Культура», 1997
- АНТИВОЕННАЯ ТАЙНА МАЛЬЧИША БУМБАРАШАЕкатерина Шакшина, «Вечерний Екатеринбург», 3.09.1993
- ИСТОРИЯ С БУМБАРАШЕМГалина Брандт, «На смену», 25.08.1993
- СНОВА БУМ-БА-РАШ┘Ольга Егошина, «Независимая газета», 25.06.1993
- «Билокси-блюз» по дороге на войнуАлексей Аджубей, «Московские новости», 27.12.1987
- Страница спектакля «Ещё Ван Гог » на сайте Центра им. Вс. Мейерхольда