Не теряя осанки
А. Гурней. «Любовные письма». Реж. Е. Каменькович. Театр Олега Табакова
К любовной тематике «Табакерка» подходит очень основательно и осторожно. На вершину не лезет, изучает подходы к этой самой вершине все то, что сопутствует, предшествует или является следствием, а то и обратной стороной любви. Это видно даже по названиям из репертуара: «Сублимация любви», или (с другой стороны) «Секс, ложь и видео», или (уже теперь) «Любовные письма».
«Письма» режиссер Евгений Каменькович поставил в соответствии с указаниями автора (американский драматург Альберт Гурней), записанными в контракте: « актер и актриса примерно одного возраста, сидящие за столом (в нашем случае Ольга Яковлева и Олег Табаков) актеры не смотрят друг на друга до самого конца, когда Мелисса может наблюдать, как Энди читает свое последнее письмо». А также в согласии с приоритетами Олега Табакова, которому дороже всех внятно выраженных, а то и явно выпирающих режиссерских концепций взаимодействие и взаимозависимость партнеров, их взаимное донорство.
«Любовные письма» история длиною в жизнь, прочерченная крупным пунктиром, эпистолярная любовь, полувековая проверка на искренность, сентиментальность. Двое пишут друг другу письма со второго класса (когда друзья выбираются по наитию и, как потом оказывается, на всю жизнь) до гробовой доски. Зависимость от родителей, бунт против них, поиски себя, ошибки беспомощной молодости, взаимные обиды и доверие, влюбленности, измены, дети, проблемы, муки творчества, взлеты карьеры, добропорядочные поздравления с Рождеством и соболезнования в связи с кончиной близких и все растущая уверенность, что самое главное в жизни именно в этих письмах. Которые давали все, чего недоставало в жизни. И которые крали смысл у всего, что происходило в жизни, обесценивая ее реальность. Борхес описал подобное положение вещей в печально-остроумном эссе о раздвоении «Борхес и я» один живет для того, чтобы другой мог писать свои книги, и эти книги оправдывают того, кто живет.
Олег Табаков играет так, точно сознательно посадил себя на строжайшую диету, резко ограничив зрителей в потреблении всех своих сочных актерских роскошеств, сжато и скупо. Под стать своему герою дисциплинированному американскому мальчику Энди, который запрятал глубоко внутрь мечту о любви, но тем самым сохранил ее на всю жизнь. Он почти не встает со своего стула, зарывшись в письма, но не теряя осанки. Тогда как Ольга Яковлева в роли стихийной девочки Мелиссы взбалмошной, свободной, пьющей, искренней, талантливой, непутевой словно не находит себе места: вскакивает, устраивается на столе, прячется под ним, свешивается со стула. Весь спектакль Табаков подчеркнуто и сознательно выполняет то, к чему подошел бы балетный термин «поддержка», держит структуру и ритм, служа огранкой для «бриллианта» по имени Ольга Яковлева. И - поскольку в бриллиантах разбирается получает от этого удовольствие. Ее игре наиболее адекватен перевод на поэтический язык «так играют алмазы, так играет река» (Б. Пастернак), далее по тексту.
Они читают свои письма на разных краях длинного стола, словно существуют на противоположных энергетических полюсах. Художник Александр Боровский уставил половину Энди дорогими письменными приборами, а половину Мелиссы завалил бутылками, фужерами, кисточками и карандашами, разделив их занавесом, который постепенно сдвигается, как шагреневая кожа: близость растет, а жизнь сокращается.
«Письма» режиссер Евгений Каменькович поставил в соответствии с указаниями автора (американский драматург Альберт Гурней), записанными в контракте: « актер и актриса примерно одного возраста, сидящие за столом (в нашем случае Ольга Яковлева и Олег Табаков) актеры не смотрят друг на друга до самого конца, когда Мелисса может наблюдать, как Энди читает свое последнее письмо». А также в согласии с приоритетами Олега Табакова, которому дороже всех внятно выраженных, а то и явно выпирающих режиссерских концепций взаимодействие и взаимозависимость партнеров, их взаимное донорство.
«Любовные письма» история длиною в жизнь, прочерченная крупным пунктиром, эпистолярная любовь, полувековая проверка на искренность, сентиментальность. Двое пишут друг другу письма со второго класса (когда друзья выбираются по наитию и, как потом оказывается, на всю жизнь) до гробовой доски. Зависимость от родителей, бунт против них, поиски себя, ошибки беспомощной молодости, взаимные обиды и доверие, влюбленности, измены, дети, проблемы, муки творчества, взлеты карьеры, добропорядочные поздравления с Рождеством и соболезнования в связи с кончиной близких и все растущая уверенность, что самое главное в жизни именно в этих письмах. Которые давали все, чего недоставало в жизни. И которые крали смысл у всего, что происходило в жизни, обесценивая ее реальность. Борхес описал подобное положение вещей в печально-остроумном эссе о раздвоении «Борхес и я» один живет для того, чтобы другой мог писать свои книги, и эти книги оправдывают того, кто живет.
Олег Табаков играет так, точно сознательно посадил себя на строжайшую диету, резко ограничив зрителей в потреблении всех своих сочных актерских роскошеств, сжато и скупо. Под стать своему герою дисциплинированному американскому мальчику Энди, который запрятал глубоко внутрь мечту о любви, но тем самым сохранил ее на всю жизнь. Он почти не встает со своего стула, зарывшись в письма, но не теряя осанки. Тогда как Ольга Яковлева в роли стихийной девочки Мелиссы взбалмошной, свободной, пьющей, искренней, талантливой, непутевой словно не находит себе места: вскакивает, устраивается на столе, прячется под ним, свешивается со стула. Весь спектакль Табаков подчеркнуто и сознательно выполняет то, к чему подошел бы балетный термин «поддержка», держит структуру и ритм, служа огранкой для «бриллианта» по имени Ольга Яковлева. И - поскольку в бриллиантах разбирается получает от этого удовольствие. Ее игре наиболее адекватен перевод на поэтический язык «так играют алмазы, так играет река» (Б. Пастернак), далее по тексту.
Они читают свои письма на разных краях длинного стола, словно существуют на противоположных энергетических полюсах. Художник Александр Боровский уставил половину Энди дорогими письменными приборами, а половину Мелиссы завалил бутылками, фужерами, кисточками и карандашами, разделив их занавесом, который постепенно сдвигается, как шагреневая кожа: близость растет, а жизнь сокращается.
Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.09.2000
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Пошла хорошая картаОльга Егорова, «Новые известия», 16.10.2007
- Пиковый интересЕлена Губайдуллина, «Итоги», 13.10.2007
- Жёстко и броскоАлексей Парин, «Московские новости», 12.10.2007
- Темные бездны и четкая графикаДмитрий Морозов, «Культура», 11.10.2007
- Траур по Чайковскому, или Размышления об оперной режиссуреЛада Меркулова, «Российские вести», 10.10.2007
- На пике чумных страстейНаталья Зимянина, «Вечерняя Москва», 10.10.2007
- Чайковский остался в яме, что под мостомПетр Поспелов, «Ведомости», 9.10.2007
- В одном черном, черном городе┘Екатерина Кретова, «Московский Комсомолец», 8.10.2007
- Большой открыл картыОльга Романцова, «Новые известия», 8.10.2007
- Поверженный ГерманИрина Муравьева, «Российская газета», 8.10.2007
- Мне страшноМарина Гайкович, «Независимая газета», 8.10.2007
- Дама полутьмыЕкатерина Бирюкова, «Коммерсант», 8.10.2007
- Черное на черномМария Бабалова, «Известия», 8.10.2007
- На пике дамыКсения Щербино, Владислав Поляковский, «Взгляд (vz.ru)», 5.10.2007
- Тара для счастьяОльга Егошина, «Новые Известия», 11.09.2007
- Кантовать и перекантовыватьАлла Шендерова, «Коммерсант», 10.09.2007
- Love story а ля ДостоевскийИрина Шведова, «Московская правда», 11.05.2007
- ИгрокиЕлена Ковальская, «Афиша», 27.04.2007
- ЗАО «Игроки» начинает и выигрываетГригорий Заславский, «Независимая газета», 25.04.2007
- Картежники«Итоги», 23.04.2007
- Радости шулеровОльга Егошина, «Новые известия», 19.04.2007
- Поддали на бедностьРоман Должанский, «Коммерсант», 19.04.2007
- Что наш театр? Игра!Марина Давыдова, «Известия», 18.04.2007
- Крапленые людиГлеб Ситковский, «Газета», 17.04.2007
- Сергей Женовач ходит ГоголемРоман Должанский, «Коммерсант», 17.04.2007
- На рандеву с вечнымАлексей Мокроусов, «Новое время», 19.11.2006
- Счастливый номерЕлена Ямпольская, «Известия», 28.04.2006
- Современный ДекамеронАртем Солнышкин, «Досуг&развлечения», 24.03.2005
- Кровать для десятерыхАлександр Смольяков, «Культура», 3.03.2005
- КОГДА В ПОСТЕЛИ ЧУВСТВАМ ТЕСНОЛеонид Петров, «Вечерняя Москва», 18.02.2005
- Извините, я из будущегоИрина Алпатова, «Культура», 20.01.2005
- СкольжениеОльга Нетупская, «Страстной бульвар, 10», 1.05.2004
- Стулом по РоссииАлена Карась, «Российская газета», 7.04.2004
- Кому пролог, а кому и эпилогГригорий Заславский, «Независимая Газета», 6.04.2004
- Белая и пушистая гвардияМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 1.04.2004
- Жизни грянули «Ура!»Марина Давыдова, «Известия», 31.03.2004
- Равнение на серединуОлег Зинцов, «Ведомости», 16.09.2003
- Дедовщина на свинофермеМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 15.09.2003
- Элементарные частицыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 27.02.2003
- От четверга до четвергаЕлена Ковальская, «Афиша», 4.10.2002
- Старик и гореИрина Алпатова, «Культура», 7.02.2002
- Улеты во сне и наявуИрина Алпатова, «Культура», 27.09.2001
- А у нас в квартире газМарина Давыдова, «Время Новостей», 25.09.2001
- Осколки разбитого вдребезгиЕлена Дьякова, «Газета.Ru», 22.09.2001
- Куда летим, командир?Глеб Ситковский, «Вечерний клуб», 21.09.2001
- Львы зимойНаталия Каминская, «Культура», 21.09.2000
- Не теряя осанкиОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.09.2000
- Компактное проживание от ЛукиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2000
- Век по лавкам да по нарамГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 8.04.2000
- Болеро на днеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2000
- Пельмени важнее идейОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2000
- Повесть о гордых человекахЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 5.04.2000
- Мужской хор «На дне»Марина Райкина, «Московский комсомолец», 4.04.2000
- Узнай самого себяМарина Давыдова, «Время новостей», 4.04.2000
- Кто первым сказал «мяу»Алиса Никольская, «Культура», 13.01.2000
- Не все скоту масленицаЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 30.12.1999
- Марина Зудина еще и сама по себеНара Ширалиева, «Вечерний клуб», 19.06.1997
- О сублимации и┘ любвиАлександр Смольяков, 1997
- Привет от СираноИрина Алпатова, «Культура», 1997
- АНТИВОЕННАЯ ТАЙНА МАЛЬЧИША БУМБАРАШАЕкатерина Шакшина, «Вечерний Екатеринбург», 3.09.1993
- ИСТОРИЯ С БУМБАРАШЕМГалина Брандт, «На смену», 25.08.1993
- СНОВА БУМ-БА-РАШ┘Ольга Егошина, «Независимая газета», 25.06.1993
- «Билокси-блюз» по дороге на войнуАлексей Аджубей, «Московские новости», 27.12.1987
- Страница спектакля «Ещё Ван Гог » на сайте Центра им. Вс. Мейерхольда