Не все скоту масленица
Власть денег закончилась. Пока только на театральной сцене
В «Табакерке» новогодняя премьера. Новогодняя и буквально (ее будут играть 31 декабря, а после спектакля каждый зритель получит из рук Олега Табакова бутылку шампанского с его же, табаковским, портретом на этикетке), и по настроению. «Не все коту масленица», одна из самых ярких, компактных и смешных пьес главного русского драматурга, в постановке Авангарда Леонтьева окончательно оформилась как очаровательная народная сказка, модернизированная ровно в той мере, в какой из года в год подвергаются техническому осовремениванию вечные сюжеты представлений на детских елках.
В постсоветские времена Александр Николаевич Островский стал не то что излюбленным возлюбленным автором отечественного театра, о его свежевспыхнувшей актуальности наглядно свидетельствовали десятки опережающих друг друга премьер. На самых разных площадках самые разнообразные исполнители с небывалой удалью и вновь обретенным смыслом заговорили о капиталах, процентах, векселях, ссудах, залогах и прочих столпах как старой, так и новейшей России. Спектакль Леонтьева, напротив, не отличается финансовым пылом, он сделан легко и радостно и смотрится на едином дыхании. Здесь прелестный текст вложен в уста прелестным актерам свободным, широким, веселым, а со сцены разливается такая милота, что все драматические сюжетные повороты случаются, словно бы понарошку. Это чистой воды комедия, причем комедия одновременно и характеров, и положений. Поучительная история о том, как несчастный, забитый молодой человек исключительно силой любви и собственного характера сначала «разводит» богатого дядюшку на серьезную сумму, а потом отбивает у него же хорошенькую невесту, преподана Леонтьевым с большой долей условности. Вот, мол, драматург написал, и мы вам сейчас все написанное, как по нотам, разыграем, потому что надо же нам этот счастливый азарт, этот щенячий восторг во что-нибудь материализовать. «Не все коту » в «Табакерке» держится не на сюжете, не на морали, а на чистом актерском драйве.
Ипполит (Денис Никифоров) вполне смешной мальчик: длинненький, щупленький, шейка тоненькая, ушки торчат, глазки отчаянные таращатся, «душещипательные» стишки изо рта, как из прорехи, сыплются. Никифоров один из самых молодых актеров «Табакерки», и играет он пока еще с грубоватым студенческим нажимом, но главное, что таким припадочным цыпленком, как его Ипполит, дядю-самодура не ошарашишь. Только и дядя-то здесь совсем не грозен. На роль Ермила Зотыча Леонтьев привел из своего родного «Современника» замечательного Валерия Хлевинского, которого природа в противовес внушительным габаритам одарила безнадежно интеллигентным лицом. Ахов получился настолько симпатичным, что положенные ему по пьесе патологическую спесь, тупость и наглость приходится рассматривать отдельно, как карнавальный костюм. Он мил, даже когда строит сладкую вожделеющую кошачью гримасу и, причмокивая, разве что не облизываясь, тянет губы к Агнии. Ну любит богач Ахов молоденьких и симпатичных. А какой, интересно, мужчина их не любит?
Агния (Луиза Хуснутдинова) достойная дочь своей молодой и прогрессивной родительницы Дарьи Федосеевны (Надежда Тимохина). Если одна пришла к прямо-таки феминистским взглядам под влиянием тяжелых семейных обстоятельств, то другая уже и родилась вольной. На что маменька бойка, а дочка ее за пояс затыкает и в поступках отчаянно смела, и за словом в карман не лезет. В «Масленице» три женские роли, и все три сыграны как неслабые соло, но настоящий бенефис Леонтьев обеспечил Наталье Журавлевой. Ее Феона, ключница богача Ахова, сгусток ртути, тарахтящий перпетуум-мобиле, энергетическое торнадо. Вообще, в этом спектакле каждый выходит на сцену других посмотреть и себя показать, никакого настоящего антагонизма между персонажами нет и быть не может, поэтому завершается недолгое безантрактное зрелище всеобщей зажигательной пляской, где фигуры и коленца перемешаны с типично российской эклектичностью, но объединены главным художественным стилем «Раззудись, плечо!». Леонтьев не убеждением, а упоением доказывает, что деньги меньше, чем жизнь. Хоть и желательно, чтобы их было больше.
Что касается авангарда (не Леонтьева), то его обеспечивает сценографическая фантазия Александра Боровского. Ремонт, производимый в доме Ахова, развернут Боровским в общемосковских масштабах решение, подсказанное живой реальностью. Оградительные сетки, вспышки сварочных аппаратов, гул, лязг и скрежет, тревожный полосатый забор с табличкой «Обход по Малой Ордынке» и предупреждающий красный фонарь. Московских строек негасимый свет. Город красных фонарей. Предчувствие перемен. Праздничное возбуждение. Новогодние премьеры.
В постсоветские времена Александр Николаевич Островский стал не то что излюбленным возлюбленным автором отечественного театра, о его свежевспыхнувшей актуальности наглядно свидетельствовали десятки опережающих друг друга премьер. На самых разных площадках самые разнообразные исполнители с небывалой удалью и вновь обретенным смыслом заговорили о капиталах, процентах, векселях, ссудах, залогах и прочих столпах как старой, так и новейшей России. Спектакль Леонтьева, напротив, не отличается финансовым пылом, он сделан легко и радостно и смотрится на едином дыхании. Здесь прелестный текст вложен в уста прелестным актерам свободным, широким, веселым, а со сцены разливается такая милота, что все драматические сюжетные повороты случаются, словно бы понарошку. Это чистой воды комедия, причем комедия одновременно и характеров, и положений. Поучительная история о том, как несчастный, забитый молодой человек исключительно силой любви и собственного характера сначала «разводит» богатого дядюшку на серьезную сумму, а потом отбивает у него же хорошенькую невесту, преподана Леонтьевым с большой долей условности. Вот, мол, драматург написал, и мы вам сейчас все написанное, как по нотам, разыграем, потому что надо же нам этот счастливый азарт, этот щенячий восторг во что-нибудь материализовать. «Не все коту » в «Табакерке» держится не на сюжете, не на морали, а на чистом актерском драйве.
Ипполит (Денис Никифоров) вполне смешной мальчик: длинненький, щупленький, шейка тоненькая, ушки торчат, глазки отчаянные таращатся, «душещипательные» стишки изо рта, как из прорехи, сыплются. Никифоров один из самых молодых актеров «Табакерки», и играет он пока еще с грубоватым студенческим нажимом, но главное, что таким припадочным цыпленком, как его Ипполит, дядю-самодура не ошарашишь. Только и дядя-то здесь совсем не грозен. На роль Ермила Зотыча Леонтьев привел из своего родного «Современника» замечательного Валерия Хлевинского, которого природа в противовес внушительным габаритам одарила безнадежно интеллигентным лицом. Ахов получился настолько симпатичным, что положенные ему по пьесе патологическую спесь, тупость и наглость приходится рассматривать отдельно, как карнавальный костюм. Он мил, даже когда строит сладкую вожделеющую кошачью гримасу и, причмокивая, разве что не облизываясь, тянет губы к Агнии. Ну любит богач Ахов молоденьких и симпатичных. А какой, интересно, мужчина их не любит?
Агния (Луиза Хуснутдинова) достойная дочь своей молодой и прогрессивной родительницы Дарьи Федосеевны (Надежда Тимохина). Если одна пришла к прямо-таки феминистским взглядам под влиянием тяжелых семейных обстоятельств, то другая уже и родилась вольной. На что маменька бойка, а дочка ее за пояс затыкает и в поступках отчаянно смела, и за словом в карман не лезет. В «Масленице» три женские роли, и все три сыграны как неслабые соло, но настоящий бенефис Леонтьев обеспечил Наталье Журавлевой. Ее Феона, ключница богача Ахова, сгусток ртути, тарахтящий перпетуум-мобиле, энергетическое торнадо. Вообще, в этом спектакле каждый выходит на сцену других посмотреть и себя показать, никакого настоящего антагонизма между персонажами нет и быть не может, поэтому завершается недолгое безантрактное зрелище всеобщей зажигательной пляской, где фигуры и коленца перемешаны с типично российской эклектичностью, но объединены главным художественным стилем «Раззудись, плечо!». Леонтьев не убеждением, а упоением доказывает, что деньги меньше, чем жизнь. Хоть и желательно, чтобы их было больше.
Что касается авангарда (не Леонтьева), то его обеспечивает сценографическая фантазия Александра Боровского. Ремонт, производимый в доме Ахова, развернут Боровским в общемосковских масштабах решение, подсказанное живой реальностью. Оградительные сетки, вспышки сварочных аппаратов, гул, лязг и скрежет, тревожный полосатый забор с табличкой «Обход по Малой Ордынке» и предупреждающий красный фонарь. Московских строек негасимый свет. Город красных фонарей. Предчувствие перемен. Праздничное возбуждение. Новогодние премьеры.
Елена Ямпольская, «Новые Известия», 30.12.1999
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Пошла хорошая картаОльга Егорова, «Новые известия», 16.10.2007
- Пиковый интересЕлена Губайдуллина, «Итоги», 13.10.2007
- Жёстко и броскоАлексей Парин, «Московские новости», 12.10.2007
- Темные бездны и четкая графикаДмитрий Морозов, «Культура», 11.10.2007
- Траур по Чайковскому, или Размышления об оперной режиссуреЛада Меркулова, «Российские вести», 10.10.2007
- На пике чумных страстейНаталья Зимянина, «Вечерняя Москва», 10.10.2007
- Чайковский остался в яме, что под мостомПетр Поспелов, «Ведомости», 9.10.2007
- В одном черном, черном городе┘Екатерина Кретова, «Московский Комсомолец», 8.10.2007
- Большой открыл картыОльга Романцова, «Новые известия», 8.10.2007
- Поверженный ГерманИрина Муравьева, «Российская газета», 8.10.2007
- Мне страшноМарина Гайкович, «Независимая газета», 8.10.2007
- Дама полутьмыЕкатерина Бирюкова, «Коммерсант», 8.10.2007
- Черное на черномМария Бабалова, «Известия», 8.10.2007
- На пике дамыКсения Щербино, Владислав Поляковский, «Взгляд (vz.ru)», 5.10.2007
- Тара для счастьяОльга Егошина, «Новые Известия», 11.09.2007
- Кантовать и перекантовыватьАлла Шендерова, «Коммерсант», 10.09.2007
- Love story а ля ДостоевскийИрина Шведова, «Московская правда», 11.05.2007
- ИгрокиЕлена Ковальская, «Афиша», 27.04.2007
- ЗАО «Игроки» начинает и выигрываетГригорий Заславский, «Независимая газета», 25.04.2007
- Картежники«Итоги», 23.04.2007
- Радости шулеровОльга Егошина, «Новые известия», 19.04.2007
- Поддали на бедностьРоман Должанский, «Коммерсант», 19.04.2007
- Что наш театр? Игра!Марина Давыдова, «Известия», 18.04.2007
- Крапленые людиГлеб Ситковский, «Газета», 17.04.2007
- Сергей Женовач ходит ГоголемРоман Должанский, «Коммерсант», 17.04.2007
- На рандеву с вечнымАлексей Мокроусов, «Новое время», 19.11.2006
- Счастливый номерЕлена Ямпольская, «Известия», 28.04.2006
- Современный ДекамеронАртем Солнышкин, «Досуг&развлечения», 24.03.2005
- Кровать для десятерыхАлександр Смольяков, «Культура», 3.03.2005
- КОГДА В ПОСТЕЛИ ЧУВСТВАМ ТЕСНОЛеонид Петров, «Вечерняя Москва», 18.02.2005
- Извините, я из будущегоИрина Алпатова, «Культура», 20.01.2005
- СкольжениеОльга Нетупская, «Страстной бульвар, 10», 1.05.2004
- Стулом по РоссииАлена Карась, «Российская газета», 7.04.2004
- Кому пролог, а кому и эпилогГригорий Заславский, «Независимая Газета», 6.04.2004
- Белая и пушистая гвардияМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 1.04.2004
- Жизни грянули «Ура!»Марина Давыдова, «Известия», 31.03.2004
- Равнение на серединуОлег Зинцов, «Ведомости», 16.09.2003
- Дедовщина на свинофермеМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 15.09.2003
- Элементарные частицыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 27.02.2003
- От четверга до четвергаЕлена Ковальская, «Афиша», 4.10.2002
- Старик и гореИрина Алпатова, «Культура», 7.02.2002
- Улеты во сне и наявуИрина Алпатова, «Культура», 27.09.2001
- А у нас в квартире газМарина Давыдова, «Время Новостей», 25.09.2001
- Осколки разбитого вдребезгиЕлена Дьякова, «Газета.Ru», 22.09.2001
- Куда летим, командир?Глеб Ситковский, «Вечерний клуб», 21.09.2001
- Львы зимойНаталия Каминская, «Культура», 21.09.2000
- Не теряя осанкиОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.09.2000
- Компактное проживание от ЛукиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2000
- Век по лавкам да по нарамГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 8.04.2000
- Болеро на днеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2000
- Пельмени важнее идейОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2000
- Повесть о гордых человекахЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 5.04.2000
- Мужской хор «На дне»Марина Райкина, «Московский комсомолец», 4.04.2000
- Узнай самого себяМарина Давыдова, «Время новостей», 4.04.2000
- Кто первым сказал «мяу»Алиса Никольская, «Культура», 13.01.2000
- Не все скоту масленицаЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 30.12.1999
- Марина Зудина еще и сама по себеНара Ширалиева, «Вечерний клуб», 19.06.1997
- О сублимации и┘ любвиАлександр Смольяков, 1997
- Привет от СираноИрина Алпатова, «Культура», 1997
- АНТИВОЕННАЯ ТАЙНА МАЛЬЧИША БУМБАРАШАЕкатерина Шакшина, «Вечерний Екатеринбург», 3.09.1993
- ИСТОРИЯ С БУМБАРАШЕМГалина Брандт, «На смену», 25.08.1993
- СНОВА БУМ-БА-РАШ┘Ольга Егошина, «Независимая газета», 25.06.1993
- «Билокси-блюз» по дороге на войнуАлексей Аджубей, «Московские новости», 27.12.1987
- Страница спектакля «Ещё Ван Гог » на сайте Центра им. Вс. Мейерхольда