Кто первым сказал «мяу»
«Не все коту масленица» в Театре п/р Олега Табакова
Как выглядят в воображении среднестатистического зрителя спектакли по драматургии Островского? Богатая декорация, изображающая убранство купеческих домов, неспешные разговоры за нескончаемым чаепитием с обязательным пузатым самоваром, бесспорно главенствующая тема денег во всех ее проявлениях. Исключения, как правило, связаны с темой пьесы, а не с новаторством подхода к ней. И потому незатейливый, казалось бы, спектакль Театра п/р О. Табакова «Не все коту масленица» (режиссер Авангард Леонтьев) оказался весьма примечательным. В тот момент, когда многие бросились ставить Островского, привлеченные злободневностью диалогов о векселях, долговых обязательствах и различных способах извлекать деньги из карманов ближнего, Табакерка показала, что самую что ни на есть «денежную» пьесу можно поставить совершенно в ином ключе. Отбросив банальные вариации купеческих интерьеров, режиссер вместе с художником А. Боровским поселил персонажей на стройплощадке, где горят предостерегающие красные огни, слышен звук молотков и висит грозный знак: «Обход по Малой Ордынке». Однако герои весьма комфортно ощущают себя в этой среде: строительный шум не мешает им слышать колокольный звон, а отсутствие дизайнерских красот вокруг наряжаться, принимать гостей и радоваться жизни. Собственно, радость жизни, живое удовольствие от каждой секунды бытия это основная идея спектакля, и тематическая, и эмоциональная. Получилась комедия в чистом виде: в водевильном темпе, с зажигательной музыкой, песнями-танцами и морем шуток-прибауток. В этой прелестной атмосфере с удовольствием купается как старшее поколение актеров, так и молодые. Им-то и отведено центральное место в спектакле: главную влюбленную пару приказчика Ипполита и милую кокетку Агнию играют Денис Никифоров, уже интересно проявивший себя в театре, и дебютантка Луиза Хуснутдинова. Ипполит Никифорова вовсе не робок и застенчив, как принято его изображать, он горяч, напорист и жизнерадостен. Под стать ему и Агния не наивная простушка, а хитрая лисичка, норовистая, восторженная и капризная. На первый взгляд скромница, но глазки горят, улыбка чарует, темперамент с ног сбивает. Неудивительно, что ею увлекся богатый и совершенно бесхитростный купец Ахов (Валерий Хлевинский). Увлекся всерьез, неожиданно для себя самого. И оттого не выглядит он коварным злодеем, каким должен бы быть по традиции заморил до смерти жену и беспрестанно издевается над всеми, кто ниже его по положению. Он просто мужчина, со своими представлениями о счастье и взаимоотношениях с дамами. Его самоуверенность, вальяжность, хозяйский тон в разговоре всего лишь маска, за которой не очень удачно скрывается неуверенность влюбленного мальчишки. Усиливающаяся еще и по милости задуривших ему голову красавиц разудалой ключницы Феоны (Наталья Журавлева), которая всецело на стороне молодых, и матушки Агнии (Надежда Тимохина), темпераментом и хитроумием не уступающей дочурке (интересен прием некого отзеркаливания в поведении этих трех дам своим беспрестанным кружением они словно бы фокусируются в одну женщину, то и дело распадающуюся на несколько отражений). Оттого Ахов так неприязненно относится к Ипполиту, ведь тот и моложе, и темпераментнее, и в любви удачливее, сколько показывает развязка. Но кажется, что он не столько сердится, сколько ворчит для порядка. А потом пускается в пляс со всеми вместе.
Как утверждает пословица, лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным. Однако спектакль А. Леонтьева показывает, что радоваться присутствию на этом свете вполне можно и без крыши над головой, и без толстого кошелька. Такая вот немножко старомодная и вместе с тем удивительно здравая на сегодняшний день позиция.
Как утверждает пословица, лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным. Однако спектакль А. Леонтьева показывает, что радоваться присутствию на этом свете вполне можно и без крыши над головой, и без толстого кошелька. Такая вот немножко старомодная и вместе с тем удивительно здравая на сегодняшний день позиция.
Алиса Никольская, «Культура», 13.01.2000
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Пошла хорошая картаОльга Егорова, «Новые известия», 16.10.2007
- Пиковый интересЕлена Губайдуллина, «Итоги», 13.10.2007
- Жёстко и броскоАлексей Парин, «Московские новости», 12.10.2007
- Темные бездны и четкая графикаДмитрий Морозов, «Культура», 11.10.2007
- Траур по Чайковскому, или Размышления об оперной режиссуреЛада Меркулова, «Российские вести», 10.10.2007
- На пике чумных страстейНаталья Зимянина, «Вечерняя Москва», 10.10.2007
- Чайковский остался в яме, что под мостомПетр Поспелов, «Ведомости», 9.10.2007
- В одном черном, черном городе┘Екатерина Кретова, «Московский Комсомолец», 8.10.2007
- Большой открыл картыОльга Романцова, «Новые известия», 8.10.2007
- Поверженный ГерманИрина Муравьева, «Российская газета», 8.10.2007
- Мне страшноМарина Гайкович, «Независимая газета», 8.10.2007
- Дама полутьмыЕкатерина Бирюкова, «Коммерсант», 8.10.2007
- Черное на черномМария Бабалова, «Известия», 8.10.2007
- На пике дамыКсения Щербино, Владислав Поляковский, «Взгляд (vz.ru)», 5.10.2007
- Тара для счастьяОльга Егошина, «Новые Известия», 11.09.2007
- Кантовать и перекантовыватьАлла Шендерова, «Коммерсант», 10.09.2007
- Love story а ля ДостоевскийИрина Шведова, «Московская правда», 11.05.2007
- ИгрокиЕлена Ковальская, «Афиша», 27.04.2007
- ЗАО «Игроки» начинает и выигрываетГригорий Заславский, «Независимая газета», 25.04.2007
- Картежники«Итоги», 23.04.2007
- Радости шулеровОльга Егошина, «Новые известия», 19.04.2007
- Поддали на бедностьРоман Должанский, «Коммерсант», 19.04.2007
- Что наш театр? Игра!Марина Давыдова, «Известия», 18.04.2007
- Крапленые людиГлеб Ситковский, «Газета», 17.04.2007
- Сергей Женовач ходит ГоголемРоман Должанский, «Коммерсант», 17.04.2007
- На рандеву с вечнымАлексей Мокроусов, «Новое время», 19.11.2006
- Счастливый номерЕлена Ямпольская, «Известия», 28.04.2006
- Современный ДекамеронАртем Солнышкин, «Досуг&развлечения», 24.03.2005
- Кровать для десятерыхАлександр Смольяков, «Культура», 3.03.2005
- КОГДА В ПОСТЕЛИ ЧУВСТВАМ ТЕСНОЛеонид Петров, «Вечерняя Москва», 18.02.2005
- Извините, я из будущегоИрина Алпатова, «Культура», 20.01.2005
- СкольжениеОльга Нетупская, «Страстной бульвар, 10», 1.05.2004
- Стулом по РоссииАлена Карась, «Российская газета», 7.04.2004
- Кому пролог, а кому и эпилогГригорий Заславский, «Независимая Газета», 6.04.2004
- Белая и пушистая гвардияМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 1.04.2004
- Жизни грянули «Ура!»Марина Давыдова, «Известия», 31.03.2004
- Равнение на серединуОлег Зинцов, «Ведомости», 16.09.2003
- Дедовщина на свинофермеМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 15.09.2003
- Элементарные частицыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 27.02.2003
- От четверга до четвергаЕлена Ковальская, «Афиша», 4.10.2002
- Старик и гореИрина Алпатова, «Культура», 7.02.2002
- Улеты во сне и наявуИрина Алпатова, «Культура», 27.09.2001
- А у нас в квартире газМарина Давыдова, «Время Новостей», 25.09.2001
- Осколки разбитого вдребезгиЕлена Дьякова, «Газета.Ru», 22.09.2001
- Куда летим, командир?Глеб Ситковский, «Вечерний клуб», 21.09.2001
- Львы зимойНаталия Каминская, «Культура», 21.09.2000
- Не теряя осанкиОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.09.2000
- Компактное проживание от ЛукиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2000
- Век по лавкам да по нарамГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 8.04.2000
- Болеро на днеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2000
- Пельмени важнее идейОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2000
- Повесть о гордых человекахЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 5.04.2000
- Мужской хор «На дне»Марина Райкина, «Московский комсомолец», 4.04.2000
- Узнай самого себяМарина Давыдова, «Время новостей», 4.04.2000
- Кто первым сказал «мяу»Алиса Никольская, «Культура», 13.01.2000
- Не все скоту масленицаЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 30.12.1999
- Марина Зудина еще и сама по себеНара Ширалиева, «Вечерний клуб», 19.06.1997
- О сублимации и┘ любвиАлександр Смольяков, 1997
- Привет от СираноИрина Алпатова, «Культура», 1997
- АНТИВОЕННАЯ ТАЙНА МАЛЬЧИША БУМБАРАШАЕкатерина Шакшина, «Вечерний Екатеринбург», 3.09.1993
- ИСТОРИЯ С БУМБАРАШЕМГалина Брандт, «На смену», 25.08.1993
- СНОВА БУМ-БА-РАШ┘Ольга Егошина, «Независимая газета», 25.06.1993
- «Билокси-блюз» по дороге на войнуАлексей Аджубей, «Московские новости», 27.12.1987
- Страница спектакля «Ещё Ван Гог » на сайте Центра им. Вс. Мейерхольда