О сублимации и┘ любви
Слагаемые успешного театрального проекта
Театр Олега Табакова на сцене МХАТа имени А. П. Чехова показал спектакль «Сублимация любви» по пьесе Альдо де Бенедетти «Паола и львы». Не будем уточнять терминологическую правильность словосочетания «сублимация любви», явно придуманного из рекламных соображений, а просто попытаемся увидеть слагаемые этого, безусловно, успешного театрального проекта.
Драматурга Альдо де Бенедетти для отечественной сцены открыл Роман Виктюк, поставив в Театре имени Евг. Вахтангова пьесу «Я тебя больше не знаю, милый», довольно запутанную и не слишком увлекательную, несмотря на ощутимое влияние мэтра итальянской драмы Луидже Пиранделло. «Паола и львы» построена по другим законам, по законам «хорошо сделанной пьесы». Политика, искусство и секс составляют острый и пикантный коктейль сюжета, над которым ненавязчиво витает тень истории Сирано де Бержерака. Но это лишь тень, поскольку «Сирано» драматург Пьетро Дегани не только талантлив,но и молод, и хорошо собой. «Кристиан» депутат Леоне Саваста вполне солиден и влиятелен. А «Роксана»-Паола кроме красоты обладает незаурядным интеллектом и даже претендует на некую литературную премию. Все три роли очень выигрышны, что, безусловно, делает пьесу репертуарной, позволяя сравнить ее с бродвейскими хитами, и остается только гадать, почему ее сценическая судьба сложилась, как сообщает программка, «не безоблачно».
Сценография Александр Боровского сочетает в себе и архитектурный мотив знаменитой Пизанской башни, и современную офисную мебель, и ярко-красный надувной диван на таком же ярком синем фоне, что в целом похоже на декорацию для съемок какого-нибудь эстрадного клипа. Однако все необходимые функции выполняются: двери открываются, радиотелефон звонит, диван позволяется принимать эффектные позы. А главное, внимание зрителя не отвлекается на актеров. Ведь именно на актеров ставился этот спектакль, и именно это обстоятельство стало решающим для его успеха.
Итак, талантливый, но неудачливый драматург оказывается под диваном у всеми уважаемого депутата, да еще в момент его встречи с обольстительной интеллектуалкой. В роли драматурга Пьетро Дегани Виталий Егоров, артист, запомнивший по спектаклю «Смертельный номер». Его нервный изломанный герой с быстрой сменой психологических контрастов всегда интересен и по-особому трагичен. Смятение и безрассудство, желание славы и нерешительность, некоторая инфантильность и умение не идти на компромисс Егоров лишает образ Пьетро однозначности, делая неожиданный финал пьесы психологически оправданным. В разговоре с Леоне Саваста о постанове пьесы он резок и непримирим, зато в последней ночной сцене делает героя чутким и сочувствующим. Виталий Егоров владеет и комической стихией, что дарит зрителям немало минут откровенного хохота.
Паола сначала решает посмеяться над депутатом, что ей и удается. Однако, увидев «его» пьесы на сцене, она возвращается со словами о прощении. Паола у Марины Зудиной холодно-элегантна, как фотомодель, и элегантно-холодна, как светская львица, рассчитано ломкая пластика, вызывающе самоуверенные интонации. Актриса словно чуть отстраняется от героини, внося элемент тонкой пародии на богемных див.
В конце концов Леоне оказывается сам не рад, что согласился на сумасшедший проект поставить чужие пьесы под своим именем. Олег Табаков в по сути фарсовой ситуации предпочтения более молодого соперника видит драму человека, оказавшегося пленником собственной игры. Молодой драматург оказался хорош как на сцене, так и в спальне, куда он, пользуясь темнотой, отправляется заменить Леоне Саваста и поддержать его мужское реноме. Табаков пытается уйти от привычной манеры исполнения, показать сомнения героя в правильности пройденного пути, что на самом деле говорит о необходимости для актера обращения к серьезной драматургии, потребность в которой явно ощущается.
Финал великолепен Паола разгадывает подмену, разрывая тем самым замкнутый круг и сбрасывая маски с обоих «львов». Молодость и талант торжествуют. А ведь все дело в том, что в спешке Пьетро оставил в спальне ботинки┘ Олег Табаков в этой сцене почти трогателен, он словно противопоставляет своего героя молодым «льву» и «львице», их беспечности и увлеченности друг другом, лишая финал традиционной для такого рода пьес легковесности.
Если режиссер Александр Марин поставил перед собой задачу подарить столь разным актерским индивидуальностям настоящий пир, то это ему явно удалось. Культурный, хорошо сделанный спектакль по столь же хорошо сделанной пьесе на премьере собрал аншлаг, и замечательно, что именно такие качества составляют сегодня формулу успеха.
Драматурга Альдо де Бенедетти для отечественной сцены открыл Роман Виктюк, поставив в Театре имени Евг. Вахтангова пьесу «Я тебя больше не знаю, милый», довольно запутанную и не слишком увлекательную, несмотря на ощутимое влияние мэтра итальянской драмы Луидже Пиранделло. «Паола и львы» построена по другим законам, по законам «хорошо сделанной пьесы». Политика, искусство и секс составляют острый и пикантный коктейль сюжета, над которым ненавязчиво витает тень истории Сирано де Бержерака. Но это лишь тень, поскольку «Сирано» драматург Пьетро Дегани не только талантлив,но и молод, и хорошо собой. «Кристиан» депутат Леоне Саваста вполне солиден и влиятелен. А «Роксана»-Паола кроме красоты обладает незаурядным интеллектом и даже претендует на некую литературную премию. Все три роли очень выигрышны, что, безусловно, делает пьесу репертуарной, позволяя сравнить ее с бродвейскими хитами, и остается только гадать, почему ее сценическая судьба сложилась, как сообщает программка, «не безоблачно».
Сценография Александр Боровского сочетает в себе и архитектурный мотив знаменитой Пизанской башни, и современную офисную мебель, и ярко-красный надувной диван на таком же ярком синем фоне, что в целом похоже на декорацию для съемок какого-нибудь эстрадного клипа. Однако все необходимые функции выполняются: двери открываются, радиотелефон звонит, диван позволяется принимать эффектные позы. А главное, внимание зрителя не отвлекается на актеров. Ведь именно на актеров ставился этот спектакль, и именно это обстоятельство стало решающим для его успеха.
Итак, талантливый, но неудачливый драматург оказывается под диваном у всеми уважаемого депутата, да еще в момент его встречи с обольстительной интеллектуалкой. В роли драматурга Пьетро Дегани Виталий Егоров, артист, запомнивший по спектаклю «Смертельный номер». Его нервный изломанный герой с быстрой сменой психологических контрастов всегда интересен и по-особому трагичен. Смятение и безрассудство, желание славы и нерешительность, некоторая инфантильность и умение не идти на компромисс Егоров лишает образ Пьетро однозначности, делая неожиданный финал пьесы психологически оправданным. В разговоре с Леоне Саваста о постанове пьесы он резок и непримирим, зато в последней ночной сцене делает героя чутким и сочувствующим. Виталий Егоров владеет и комической стихией, что дарит зрителям немало минут откровенного хохота.
Паола сначала решает посмеяться над депутатом, что ей и удается. Однако, увидев «его» пьесы на сцене, она возвращается со словами о прощении. Паола у Марины Зудиной холодно-элегантна, как фотомодель, и элегантно-холодна, как светская львица, рассчитано ломкая пластика, вызывающе самоуверенные интонации. Актриса словно чуть отстраняется от героини, внося элемент тонкой пародии на богемных див.
В конце концов Леоне оказывается сам не рад, что согласился на сумасшедший проект поставить чужие пьесы под своим именем. Олег Табаков в по сути фарсовой ситуации предпочтения более молодого соперника видит драму человека, оказавшегося пленником собственной игры. Молодой драматург оказался хорош как на сцене, так и в спальне, куда он, пользуясь темнотой, отправляется заменить Леоне Саваста и поддержать его мужское реноме. Табаков пытается уйти от привычной манеры исполнения, показать сомнения героя в правильности пройденного пути, что на самом деле говорит о необходимости для актера обращения к серьезной драматургии, потребность в которой явно ощущается.
Финал великолепен Паола разгадывает подмену, разрывая тем самым замкнутый круг и сбрасывая маски с обоих «львов». Молодость и талант торжествуют. А ведь все дело в том, что в спешке Пьетро оставил в спальне ботинки┘ Олег Табаков в этой сцене почти трогателен, он словно противопоставляет своего героя молодым «льву» и «львице», их беспечности и увлеченности друг другом, лишая финал традиционной для такого рода пьес легковесности.
Если режиссер Александр Марин поставил перед собой задачу подарить столь разным актерским индивидуальностям настоящий пир, то это ему явно удалось. Культурный, хорошо сделанный спектакль по столь же хорошо сделанной пьесе на премьере собрал аншлаг, и замечательно, что именно такие качества составляют сегодня формулу успеха.
Александр Смольяков, 1997
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Пошла хорошая картаОльга Егорова, «Новые известия», 16.10.2007
- Пиковый интересЕлена Губайдуллина, «Итоги», 13.10.2007
- Жёстко и броскоАлексей Парин, «Московские новости», 12.10.2007
- Темные бездны и четкая графикаДмитрий Морозов, «Культура», 11.10.2007
- Траур по Чайковскому, или Размышления об оперной режиссуреЛада Меркулова, «Российские вести», 10.10.2007
- На пике чумных страстейНаталья Зимянина, «Вечерняя Москва», 10.10.2007
- Чайковский остался в яме, что под мостомПетр Поспелов, «Ведомости», 9.10.2007
- В одном черном, черном городе┘Екатерина Кретова, «Московский Комсомолец», 8.10.2007
- Большой открыл картыОльга Романцова, «Новые известия», 8.10.2007
- Поверженный ГерманИрина Муравьева, «Российская газета», 8.10.2007
- Мне страшноМарина Гайкович, «Независимая газета», 8.10.2007
- Дама полутьмыЕкатерина Бирюкова, «Коммерсант», 8.10.2007
- Черное на черномМария Бабалова, «Известия», 8.10.2007
- На пике дамыКсения Щербино, Владислав Поляковский, «Взгляд (vz.ru)», 5.10.2007
- Тара для счастьяОльга Егошина, «Новые Известия», 11.09.2007
- Кантовать и перекантовыватьАлла Шендерова, «Коммерсант», 10.09.2007
- Love story а ля ДостоевскийИрина Шведова, «Московская правда», 11.05.2007
- ИгрокиЕлена Ковальская, «Афиша», 27.04.2007
- ЗАО «Игроки» начинает и выигрываетГригорий Заславский, «Независимая газета», 25.04.2007
- Картежники«Итоги», 23.04.2007
- Радости шулеровОльга Егошина, «Новые известия», 19.04.2007
- Поддали на бедностьРоман Должанский, «Коммерсант», 19.04.2007
- Что наш театр? Игра!Марина Давыдова, «Известия», 18.04.2007
- Крапленые людиГлеб Ситковский, «Газета», 17.04.2007
- Сергей Женовач ходит ГоголемРоман Должанский, «Коммерсант», 17.04.2007
- На рандеву с вечнымАлексей Мокроусов, «Новое время», 19.11.2006
- Счастливый номерЕлена Ямпольская, «Известия», 28.04.2006
- Современный ДекамеронАртем Солнышкин, «Досуг&развлечения», 24.03.2005
- Кровать для десятерыхАлександр Смольяков, «Культура», 3.03.2005
- КОГДА В ПОСТЕЛИ ЧУВСТВАМ ТЕСНОЛеонид Петров, «Вечерняя Москва», 18.02.2005
- Извините, я из будущегоИрина Алпатова, «Культура», 20.01.2005
- СкольжениеОльга Нетупская, «Страстной бульвар, 10», 1.05.2004
- Стулом по РоссииАлена Карась, «Российская газета», 7.04.2004
- Кому пролог, а кому и эпилогГригорий Заславский, «Независимая Газета», 6.04.2004
- Белая и пушистая гвардияМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 1.04.2004
- Жизни грянули «Ура!»Марина Давыдова, «Известия», 31.03.2004
- Равнение на серединуОлег Зинцов, «Ведомости», 16.09.2003
- Дедовщина на свинофермеМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 15.09.2003
- Элементарные частицыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 27.02.2003
- От четверга до четвергаЕлена Ковальская, «Афиша», 4.10.2002
- Старик и гореИрина Алпатова, «Культура», 7.02.2002
- Улеты во сне и наявуИрина Алпатова, «Культура», 27.09.2001
- А у нас в квартире газМарина Давыдова, «Время Новостей», 25.09.2001
- Осколки разбитого вдребезгиЕлена Дьякова, «Газета.Ru», 22.09.2001
- Куда летим, командир?Глеб Ситковский, «Вечерний клуб», 21.09.2001
- Львы зимойНаталия Каминская, «Культура», 21.09.2000
- Не теряя осанкиОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.09.2000
- Компактное проживание от ЛукиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2000
- Век по лавкам да по нарамГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 8.04.2000
- Болеро на днеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2000
- Пельмени важнее идейОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2000
- Повесть о гордых человекахЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 5.04.2000
- Мужской хор «На дне»Марина Райкина, «Московский комсомолец», 4.04.2000
- Узнай самого себяМарина Давыдова, «Время новостей», 4.04.2000
- Кто первым сказал «мяу»Алиса Никольская, «Культура», 13.01.2000
- Не все скоту масленицаЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 30.12.1999
- Марина Зудина еще и сама по себеНара Ширалиева, «Вечерний клуб», 19.06.1997
- О сублимации и┘ любвиАлександр Смольяков, 1997
- Привет от СираноИрина Алпатова, «Культура», 1997
- АНТИВОЕННАЯ ТАЙНА МАЛЬЧИША БУМБАРАШАЕкатерина Шакшина, «Вечерний Екатеринбург», 3.09.1993
- ИСТОРИЯ С БУМБАРАШЕМГалина Брандт, «На смену», 25.08.1993
- СНОВА БУМ-БА-РАШ┘Ольга Егошина, «Независимая газета», 25.06.1993
- «Билокси-блюз» по дороге на войнуАлексей Аджубей, «Московские новости», 27.12.1987
- Страница спектакля «Ещё Ван Гог » на сайте Центра им. Вс. Мейерхольда