RuEn

Поддали на бедность

Достоевский в Театре Олега Табакова

Театр под руководством Олега Табакова показал «Ловеласа» — пьесу Валерия Семеновского по «Бедным людям» Достоевского в постановке Александра Галибина. РОМАН Ъ-ДОЛЖАНСКИЙ не понял, зачем театру понадобился автор пьесы.

Сначала о хорошем. Казалось бы, ну что еще можно придумать на тесной и неудобной сцене «Табакерки» на улице Чаплыгина? Только одно — поскорее достроить новое здание театра и перебираться туда. Александр Боровский все-таки придумал: подвижный занавес, собранный из десятка не сшитых между собой вертикальных отрезов разноцветных тканей. Верхняя кромка его невидна, вроде как ниоткуда свисает, а низ можно разделять, разводить в стороны, просовывать в него голову и пр. В общем, занавес структурирует и определяет пространство. Правда, он слишком универсален, в нем можно было бы сыграть еще десяток спектаклей, совершенно других. И можно лишь пожалеть, что идея художника истрачена на «Ловеласа».

Кроме господина Боровского приободрить можно и актеров — Дениса Никифорова и Ольгу Краско, соответственно Макара Девушкина и Варю Доброселову, героев романа в письмах «Бедные люди». Уверен, что, сложись обстоятельства менее абсурдным образом, они вполне могли бы сыграть простую и трогательную историю, написанную Достоевским,- ведь играют же в паре сцен, когда их наконец оставляют наедине друг с другом и с текстом классика. И талантливый режиссер Александр Галибин наверняка смог бы интересно и серьезно сделать такой спектакль. Ведь у господина Галибина есть вкус к этому автору: несколько лет назад он поставил в Новосибирске «Кроткую», и она до сих пор остается в памяти как одна из самых сильных постановок Достоевского на нашей сцене.

Инсценировка попутала всех. Пока человек от театра в начале спектакля просил публику произнести вслух старомодные, возвышенные эпистолярные обороты из Достоевского, это было еще ничего — вроде как облегчают сегодняшней публике встречу с литературным оригиналом. Но оказывается, что никакой такой встречи и не предполагалось: люди, сентиментальную и простую историю Достоевского позабывшие, наверняка ничего и не поняли. А что предполагалось — одному лукавому известно.

Возможно, замышлялась этакая антология театральных жанров. Зачем и почему надо ее устраивать в тысячный раз — не спрашивайте, все равно нет ответа. Но есть в «Ловеласе» и кукольный театр, и театр теней, и танцевать на сцене когда-то начинают, и дергаться под рваные дискотечные ритмы, и кривляться как в дешевой смехопанораме, и на музыкальных инструментах играть, и с залом в прямую беседу вступать: то что-то из Пушкина публику почитать попросят, то покуковать кукушкой и посвистеть соловьями для сцены в лесу — вот только от смысла этой самой сцены после зрительских свистков, смешков и кукований ничегошеньки не остается. Слов нет, Сергей Угрюмов, на долю которого достается исполнение большинства превращений и шуток, действительно отличный актер. И женщину изобразит, и карикатурного писателя, и хлыща, и еще бог знает кого — да только все это ни к чему. Спектакль настолько замусорен ненужными, случайными и неумными выкрутасами, что нужному и умному места не остается.

Трудно определить, что именно придумал автор инсценировки Валерий Семеновский, а что, поддавшись его влиянию, присочинил режиссер. Но выглядит все так, как будто «Табакерка» реализует сценарий плохого капустника. Девушкина называют Деточкиным. Заговорят про Петербург — изобразят, натурально, Медного всадника. Про «Женитьбу» Гоголя упомянут — так сыграют целый отрывок из пьесы. Про театр вспомнят — обязательно выпалят из статьи Белинского: «Любите ли вы театр…» Не исключаю, что автор инсценировки тешил себя мыслью, что сможет в непринужденной форме разобраться с какими-то своими рефлексиями на темы русской литературы. А получилось как в известной телепередаче, где участники должны отгадать, какая именно из ассоциаций посетила наибольшее число случайных прохожих. В общем — отгадай банальность.
×

Подписаться на рассылку

Ознакомиться с условиями конфиденцильности

Мы используем cookie-файлы. Оставаясь на сайте, вы принимаете условия политики конфиденциальности.