Поддали на бедность
Достоевский в Театре Олега Табакова
Театр под руководством Олега Табакова показал «Ловеласа» пьесу Валерия Семеновского по «Бедным людям» Достоевского в постановке Александра Галибина. РОМАН Ъ-ДОЛЖАНСКИЙ не понял, зачем театру понадобился автор пьесы.
Сначала о хорошем. Казалось бы, ну что еще можно придумать на тесной и неудобной сцене «Табакерки» на улице Чаплыгина? Только одно поскорее достроить новое здание театра и перебираться туда. Александр Боровский все-таки придумал: подвижный занавес, собранный из десятка не сшитых между собой вертикальных отрезов разноцветных тканей. Верхняя кромка его невидна, вроде как ниоткуда свисает, а низ можно разделять, разводить в стороны, просовывать в него голову и пр. В общем, занавес структурирует и определяет пространство. Правда, он слишком универсален, в нем можно было бы сыграть еще десяток спектаклей, совершенно других. И можно лишь пожалеть, что идея художника истрачена на «Ловеласа».
Кроме господина Боровского приободрить можно и актеров Дениса Никифорова и Ольгу Краско, соответственно Макара Девушкина и Варю Доброселову, героев романа в письмах «Бедные люди». Уверен, что, сложись обстоятельства менее абсурдным образом, они вполне могли бы сыграть простую и трогательную историю, написанную Достоевским,- ведь играют же в паре сцен, когда их наконец оставляют наедине друг с другом и с текстом классика. И талантливый режиссер Александр Галибин наверняка смог бы интересно и серьезно сделать такой спектакль. Ведь у господина Галибина есть вкус к этому автору: несколько лет назад он поставил в Новосибирске «Кроткую», и она до сих пор остается в памяти как одна из самых сильных постановок Достоевского на нашей сцене.
Инсценировка попутала всех. Пока человек от театра в начале спектакля просил публику произнести вслух старомодные, возвышенные эпистолярные обороты из Достоевского, это было еще ничего вроде как облегчают сегодняшней публике встречу с литературным оригиналом. Но оказывается, что никакой такой встречи и не предполагалось: люди, сентиментальную и простую историю Достоевского позабывшие, наверняка ничего и не поняли. А что предполагалось одному лукавому известно.
Возможно, замышлялась этакая антология театральных жанров. Зачем и почему надо ее устраивать в тысячный раз не спрашивайте, все равно нет ответа. Но есть в «Ловеласе» и кукольный театр, и театр теней, и танцевать на сцене когда-то начинают, и дергаться под рваные дискотечные ритмы, и кривляться как в дешевой смехопанораме, и на музыкальных инструментах играть, и с залом в прямую беседу вступать: то что-то из Пушкина публику почитать попросят, то покуковать кукушкой и посвистеть соловьями для сцены в лесу вот только от смысла этой самой сцены после зрительских свистков, смешков и кукований ничегошеньки не остается. Слов нет, Сергей Угрюмов, на долю которого достается исполнение большинства превращений и шуток, действительно отличный актер. И женщину изобразит, и карикатурного писателя, и хлыща, и еще бог знает кого да только все это ни к чему. Спектакль настолько замусорен ненужными, случайными и неумными выкрутасами, что нужному и умному места не остается.
Трудно определить, что именно придумал автор инсценировки Валерий Семеновский, а что, поддавшись его влиянию, присочинил режиссер. Но выглядит все так, как будто «Табакерка» реализует сценарий плохого капустника. Девушкина называют Деточкиным. Заговорят про Петербург изобразят, натурально, Медного всадника. Про «Женитьбу» Гоголя упомянут так сыграют целый отрывок из пьесы. Про театр вспомнят обязательно выпалят из статьи Белинского: «Любите ли вы театр » Не исключаю, что автор инсценировки тешил себя мыслью, что сможет в непринужденной форме разобраться с какими-то своими рефлексиями на темы русской литературы. А получилось как в известной телепередаче, где участники должны отгадать, какая именно из ассоциаций посетила наибольшее число случайных прохожих. В общем отгадай банальность.
Сначала о хорошем. Казалось бы, ну что еще можно придумать на тесной и неудобной сцене «Табакерки» на улице Чаплыгина? Только одно поскорее достроить новое здание театра и перебираться туда. Александр Боровский все-таки придумал: подвижный занавес, собранный из десятка не сшитых между собой вертикальных отрезов разноцветных тканей. Верхняя кромка его невидна, вроде как ниоткуда свисает, а низ можно разделять, разводить в стороны, просовывать в него голову и пр. В общем, занавес структурирует и определяет пространство. Правда, он слишком универсален, в нем можно было бы сыграть еще десяток спектаклей, совершенно других. И можно лишь пожалеть, что идея художника истрачена на «Ловеласа».
Кроме господина Боровского приободрить можно и актеров Дениса Никифорова и Ольгу Краско, соответственно Макара Девушкина и Варю Доброселову, героев романа в письмах «Бедные люди». Уверен, что, сложись обстоятельства менее абсурдным образом, они вполне могли бы сыграть простую и трогательную историю, написанную Достоевским,- ведь играют же в паре сцен, когда их наконец оставляют наедине друг с другом и с текстом классика. И талантливый режиссер Александр Галибин наверняка смог бы интересно и серьезно сделать такой спектакль. Ведь у господина Галибина есть вкус к этому автору: несколько лет назад он поставил в Новосибирске «Кроткую», и она до сих пор остается в памяти как одна из самых сильных постановок Достоевского на нашей сцене.
Инсценировка попутала всех. Пока человек от театра в начале спектакля просил публику произнести вслух старомодные, возвышенные эпистолярные обороты из Достоевского, это было еще ничего вроде как облегчают сегодняшней публике встречу с литературным оригиналом. Но оказывается, что никакой такой встречи и не предполагалось: люди, сентиментальную и простую историю Достоевского позабывшие, наверняка ничего и не поняли. А что предполагалось одному лукавому известно.
Возможно, замышлялась этакая антология театральных жанров. Зачем и почему надо ее устраивать в тысячный раз не спрашивайте, все равно нет ответа. Но есть в «Ловеласе» и кукольный театр, и театр теней, и танцевать на сцене когда-то начинают, и дергаться под рваные дискотечные ритмы, и кривляться как в дешевой смехопанораме, и на музыкальных инструментах играть, и с залом в прямую беседу вступать: то что-то из Пушкина публику почитать попросят, то покуковать кукушкой и посвистеть соловьями для сцены в лесу вот только от смысла этой самой сцены после зрительских свистков, смешков и кукований ничегошеньки не остается. Слов нет, Сергей Угрюмов, на долю которого достается исполнение большинства превращений и шуток, действительно отличный актер. И женщину изобразит, и карикатурного писателя, и хлыща, и еще бог знает кого да только все это ни к чему. Спектакль настолько замусорен ненужными, случайными и неумными выкрутасами, что нужному и умному места не остается.
Трудно определить, что именно придумал автор инсценировки Валерий Семеновский, а что, поддавшись его влиянию, присочинил режиссер. Но выглядит все так, как будто «Табакерка» реализует сценарий плохого капустника. Девушкина называют Деточкиным. Заговорят про Петербург изобразят, натурально, Медного всадника. Про «Женитьбу» Гоголя упомянут так сыграют целый отрывок из пьесы. Про театр вспомнят обязательно выпалят из статьи Белинского: «Любите ли вы театр » Не исключаю, что автор инсценировки тешил себя мыслью, что сможет в непринужденной форме разобраться с какими-то своими рефлексиями на темы русской литературы. А получилось как в известной телепередаче, где участники должны отгадать, какая именно из ассоциаций посетила наибольшее число случайных прохожих. В общем отгадай банальность.
Роман Должанский, «Коммерсант», 19.04.2007
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Пошла хорошая картаОльга Егорова, «Новые известия», 16.10.2007
- Пиковый интересЕлена Губайдуллина, «Итоги», 13.10.2007
- Жёстко и броскоАлексей Парин, «Московские новости», 12.10.2007
- Темные бездны и четкая графикаДмитрий Морозов, «Культура», 11.10.2007
- Траур по Чайковскому, или Размышления об оперной режиссуреЛада Меркулова, «Российские вести», 10.10.2007
- На пике чумных страстейНаталья Зимянина, «Вечерняя Москва», 10.10.2007
- Чайковский остался в яме, что под мостомПетр Поспелов, «Ведомости», 9.10.2007
- В одном черном, черном городе┘Екатерина Кретова, «Московский Комсомолец», 8.10.2007
- Большой открыл картыОльга Романцова, «Новые известия», 8.10.2007
- Поверженный ГерманИрина Муравьева, «Российская газета», 8.10.2007
- Мне страшноМарина Гайкович, «Независимая газета», 8.10.2007
- Дама полутьмыЕкатерина Бирюкова, «Коммерсант», 8.10.2007
- Черное на черномМария Бабалова, «Известия», 8.10.2007
- На пике дамыКсения Щербино, Владислав Поляковский, «Взгляд (vz.ru)», 5.10.2007
- Тара для счастьяОльга Егошина, «Новые Известия», 11.09.2007
- Кантовать и перекантовыватьАлла Шендерова, «Коммерсант», 10.09.2007
- Love story а ля ДостоевскийИрина Шведова, «Московская правда», 11.05.2007
- ИгрокиЕлена Ковальская, «Афиша», 27.04.2007
- ЗАО «Игроки» начинает и выигрываетГригорий Заславский, «Независимая газета», 25.04.2007
- Картежники«Итоги», 23.04.2007
- Радости шулеровОльга Егошина, «Новые известия», 19.04.2007
- Поддали на бедностьРоман Должанский, «Коммерсант», 19.04.2007
- Что наш театр? Игра!Марина Давыдова, «Известия», 18.04.2007
- Крапленые людиГлеб Ситковский, «Газета», 17.04.2007
- Сергей Женовач ходит ГоголемРоман Должанский, «Коммерсант», 17.04.2007
- На рандеву с вечнымАлексей Мокроусов, «Новое время», 19.11.2006
- Счастливый номерЕлена Ямпольская, «Известия», 28.04.2006
- Современный ДекамеронАртем Солнышкин, «Досуг&развлечения», 24.03.2005
- Кровать для десятерыхАлександр Смольяков, «Культура», 3.03.2005
- КОГДА В ПОСТЕЛИ ЧУВСТВАМ ТЕСНОЛеонид Петров, «Вечерняя Москва», 18.02.2005
- Извините, я из будущегоИрина Алпатова, «Культура», 20.01.2005
- СкольжениеОльга Нетупская, «Страстной бульвар, 10», 1.05.2004
- Стулом по РоссииАлена Карась, «Российская газета», 7.04.2004
- Кому пролог, а кому и эпилогГригорий Заславский, «Независимая Газета», 6.04.2004
- Белая и пушистая гвардияМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 1.04.2004
- Жизни грянули «Ура!»Марина Давыдова, «Известия», 31.03.2004
- Равнение на серединуОлег Зинцов, «Ведомости», 16.09.2003
- Дедовщина на свинофермеМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 15.09.2003
- Элементарные частицыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 27.02.2003
- От четверга до четвергаЕлена Ковальская, «Афиша», 4.10.2002
- Старик и гореИрина Алпатова, «Культура», 7.02.2002
- Улеты во сне и наявуИрина Алпатова, «Культура», 27.09.2001
- А у нас в квартире газМарина Давыдова, «Время Новостей», 25.09.2001
- Осколки разбитого вдребезгиЕлена Дьякова, «Газета.Ru», 22.09.2001
- Куда летим, командир?Глеб Ситковский, «Вечерний клуб», 21.09.2001
- Львы зимойНаталия Каминская, «Культура», 21.09.2000
- Не теряя осанкиОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.09.2000
- Компактное проживание от ЛукиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2000
- Век по лавкам да по нарамГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 8.04.2000
- Болеро на днеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2000
- Пельмени важнее идейОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2000
- Повесть о гордых человекахЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 5.04.2000
- Мужской хор «На дне»Марина Райкина, «Московский комсомолец», 4.04.2000
- Узнай самого себяМарина Давыдова, «Время новостей», 4.04.2000
- Кто первым сказал «мяу»Алиса Никольская, «Культура», 13.01.2000
- Не все скоту масленицаЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 30.12.1999
- Марина Зудина еще и сама по себеНара Ширалиева, «Вечерний клуб», 19.06.1997
- О сублимации и┘ любвиАлександр Смольяков, 1997
- Привет от СираноИрина Алпатова, «Культура», 1997
- АНТИВОЕННАЯ ТАЙНА МАЛЬЧИША БУМБАРАШАЕкатерина Шакшина, «Вечерний Екатеринбург», 3.09.1993
- ИСТОРИЯ С БУМБАРАШЕМГалина Брандт, «На смену», 25.08.1993
- СНОВА БУМ-БА-РАШ┘Ольга Егошина, «Независимая газета», 25.06.1993
- «Билокси-блюз» по дороге на войнуАлексей Аджубей, «Московские новости», 27.12.1987
- Страница спектакля «Ещё Ван Гог » на сайте Центра им. Вс. Мейерхольда