Евгений Цыганов выпускает премьеру по репетициям Петра Фоменко
30 и 31 июля в «Мастерской Петра Фоменко» пройдёт премьера спектакля «Комедия о трагедии». Постановка Евгения Цыганова основана на репетициях последней, не завершённой мастером работы — спектакля по пушкинскому «Борису Годунову».
В официальном пресс-релизе театр напоминает обстоятельства, при которых в истории «Мастерской» появился этот пушкинский текст: «Зимой 2010/11 года Пётр Наумович собрал своих учеников, актёров и стажёров театра „Мастерская Фоменко“, чтобы вместе почитать „Бориса Годунова“: несколько недель, меняясь ролями, то и дело прерываясь на разговоры об истории, времени и Пушкине. Дойдя до финала пьесы, Фоменко предложил приостановить работу. А спустя год, в июле 2012-го, Фоменко не стало…».
Напомним, что на пушкинских текстах была основана и последняя завершённая работа режиссёра (не считая «Театрального романа», который Фоменко выпускал как режиссёр совместно с Кириллом Пироговым) — «Триптих», объединивший «Графа Нулина», «Каменного гостя» и «Сцену из Фауста». Впрочем, это далеко не единственное обращение Фоменко к главному русскому классику, в том числе и в «Мастерской»: Пушкин был одним из главных авторов для режиссёра на протяжении всей его жизни. Это одна из причин, по которым интересны размышления Фоменко о «Борисе Годунове»: даже самые парадоксальные, они продиктованы не только сиюминутными догадками, но и долгим «сосуществованием» с автором.
Замечания, комментарии и размышления Фоменко для создателей «Комедии о трагедии» становятся своеобразным главным героем действия: происходящее на Большой сцене сопровождается, прерывается, преображается в соответствии с репликами мастера. Придуманный художницей Марией Мелешко квадратный «помост», за время действия несколько раз меняющий угол наклона вплоть до превращения в вертикальную стену, — игровое пространство, за которым постоянно «наблюдает» с чёрного задника Фоменко. На экран проецируются фрагменты немногочисленных видеозаписей, которые сохранились от репетиций 2010-2011 годов, а из колонок раздаются комментарии, записанные на диктофон, — слова мастера сопровождаются текстовой расшифровкой, «рукописными субтитрами». Таким образом, разыгрывая «Комедию о трагедии» сцена за сценой (включая не вошедшие в канонический вариант), артисты «Мастерской» в то же время приглашают зрителей посмотреть на процесс репетиции. Происходящее становится двойным «погружением» — создатели исследуют одновременно два художественных мира, мир Пушкина и мир Фоменко, и на афише спектакля графические профили обоих соединяются в буквальном смысле лицом к лицу. Этой двойственностью объясняется и выбор названия: Фоменко напоминал артистам, что пушкинским вариантом названия драмы было «Комедия о настоящей беде Московскому государству, царе Борисе и Гришке Отрепьеве». Иронично-игрово воплощённый Пушкин в спектакле также присутствует — в образе Ремарки, которую играет Стефани Елизавета Бурмакова.
«Сочиняя спектакль, его создатели в чём-то „шли за Фомой“, ориентируясь на сохранившиеся в записях описания сцен, — сказано в пресс-релизе. — А какие-то эпизоды сочиняли самостоятельно. И уже позже, в записях репетиций находили подтверждение тому, что выбранный ими путь — тот самый, по которому десять лет назад предлагал идти Фоменко». За масштабную работу с репетиционным архивом отвечали Анна Байденгер, Анастасия Сергеева, Елена Юнина и Екатерина Бурлакова. Все использованные в спектакле записи репетиций сделали артисты: аудио — Никита Тюнин и Степан Пьянков, видео — Анатолий Горячев.
Постановка стала оммажем мастеру — первый, закрытый, показ прошёл в день 90-летия со дня рождения Фоменко, 13 июля. По словам режиссёра Евгения Цыганова, «…эта работа — про любовь. Про любовь к театру вообще и к нашему театру в частности, про любовь к Мастеру — и про любовь Мастера к слову, к Пушкину, к стране нашей многострадальной, к её истории и к своим ученикам».
Участвуют в «Комедии о трагедии» артисты разных поколений — и те, кто был на читках 12-летней давности, и те, кто пришёл в театр гораздо позже. В спектакле заняты Карэн Бадалов, Владислав Ташбулатов, Ольга Бодрова, Игорь Войнаровский, Дмитрий Рудков, Стефани Елизавета Бурмакова, Михаил Крылов, Николай Орловский, Вениамин Краснянский, Василий Фирсов, Галина Кашковская, Андрей Миххалёв, Анатолий Анциферов, Павел Яковлев и Роза Шмуклер.
Источник: «Театр.»
В официальном пресс-релизе театр напоминает обстоятельства, при которых в истории «Мастерской» появился этот пушкинский текст: «Зимой 2010/11 года Пётр Наумович собрал своих учеников, актёров и стажёров театра „Мастерская Фоменко“, чтобы вместе почитать „Бориса Годунова“: несколько недель, меняясь ролями, то и дело прерываясь на разговоры об истории, времени и Пушкине. Дойдя до финала пьесы, Фоменко предложил приостановить работу. А спустя год, в июле 2012-го, Фоменко не стало…».
Напомним, что на пушкинских текстах была основана и последняя завершённая работа режиссёра (не считая «Театрального романа», который Фоменко выпускал как режиссёр совместно с Кириллом Пироговым) — «Триптих», объединивший «Графа Нулина», «Каменного гостя» и «Сцену из Фауста». Впрочем, это далеко не единственное обращение Фоменко к главному русскому классику, в том числе и в «Мастерской»: Пушкин был одним из главных авторов для режиссёра на протяжении всей его жизни. Это одна из причин, по которым интересны размышления Фоменко о «Борисе Годунове»: даже самые парадоксальные, они продиктованы не только сиюминутными догадками, но и долгим «сосуществованием» с автором.
Замечания, комментарии и размышления Фоменко для создателей «Комедии о трагедии» становятся своеобразным главным героем действия: происходящее на Большой сцене сопровождается, прерывается, преображается в соответствии с репликами мастера. Придуманный художницей Марией Мелешко квадратный «помост», за время действия несколько раз меняющий угол наклона вплоть до превращения в вертикальную стену, — игровое пространство, за которым постоянно «наблюдает» с чёрного задника Фоменко. На экран проецируются фрагменты немногочисленных видеозаписей, которые сохранились от репетиций 2010-2011 годов, а из колонок раздаются комментарии, записанные на диктофон, — слова мастера сопровождаются текстовой расшифровкой, «рукописными субтитрами». Таким образом, разыгрывая «Комедию о трагедии» сцена за сценой (включая не вошедшие в канонический вариант), артисты «Мастерской» в то же время приглашают зрителей посмотреть на процесс репетиции. Происходящее становится двойным «погружением» — создатели исследуют одновременно два художественных мира, мир Пушкина и мир Фоменко, и на афише спектакля графические профили обоих соединяются в буквальном смысле лицом к лицу. Этой двойственностью объясняется и выбор названия: Фоменко напоминал артистам, что пушкинским вариантом названия драмы было «Комедия о настоящей беде Московскому государству, царе Борисе и Гришке Отрепьеве». Иронично-игрово воплощённый Пушкин в спектакле также присутствует — в образе Ремарки, которую играет Стефани Елизавета Бурмакова.
«Сочиняя спектакль, его создатели в чём-то „шли за Фомой“, ориентируясь на сохранившиеся в записях описания сцен, — сказано в пресс-релизе. — А какие-то эпизоды сочиняли самостоятельно. И уже позже, в записях репетиций находили подтверждение тому, что выбранный ими путь — тот самый, по которому десять лет назад предлагал идти Фоменко». За масштабную работу с репетиционным архивом отвечали Анна Байденгер, Анастасия Сергеева, Елена Юнина и Екатерина Бурлакова. Все использованные в спектакле записи репетиций сделали артисты: аудио — Никита Тюнин и Степан Пьянков, видео — Анатолий Горячев.
Постановка стала оммажем мастеру — первый, закрытый, показ прошёл в день 90-летия со дня рождения Фоменко, 13 июля. По словам режиссёра Евгения Цыганова, «…эта работа — про любовь. Про любовь к театру вообще и к нашему театру в частности, про любовь к Мастеру — и про любовь Мастера к слову, к Пушкину, к стране нашей многострадальной, к её истории и к своим ученикам».
Участвуют в «Комедии о трагедии» артисты разных поколений — и те, кто был на читках 12-летней давности, и те, кто пришёл в театр гораздо позже. В спектакле заняты Карэн Бадалов, Владислав Ташбулатов, Ольга Бодрова, Игорь Войнаровский, Дмитрий Рудков, Стефани Елизавета Бурмакова, Михаил Крылов, Николай Орловский, Вениамин Краснянский, Василий Фирсов, Галина Кашковская, Андрей Миххалёв, Анатолий Анциферов, Павел Яковлев и Роза Шмуклер.
Источник: «Театр.»
Елена Алдашева, «Театр.», 24.07.2022
- Рождение трагедии из духа репетицийЕлена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- Сделано с любовьюДарья Евдочук, «Театр To Go», 15.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- «Еще одно, последнее сказанье» перед закрытием театрального сезонаАлександра Сидорова, «БизнесFM», 24.07.2022
- Евгений Цыганов выпускает премьеру по репетициям Петра ФоменкоЕлена Алдашева, «Театр.», 24.07.2022