Урок для ревнивых мужей
На Старой сцене Московского театра «Мастерская Петра Фоменко» в рамках программы «Пробы и ошибки» состоялась премьера спектакля по пьесе Мольера «Школа жен» (перевод В. Гиппиуса в редакции театра), которую поставил Михаил Крылов. Но сначала маленькое отступление. ..
В московских театрах нынче прямо какой-то режиссерский бум. Сейчас стало уже почти нормой давать возможность делать самостоятельные постановки совсем начинающим режиссерам. Примеров масса, причем молодежи дают волю даже в самых знаменитых театрах, возглавляемых знаменитыми худруками: лаборатории под разными названиями работают в МХТ им. Чехова, Театре им. Вл. Маяковского, «Сатириконе», Театре им. Евг. Вахтангова, «Современнике», а также в Театре им. Ермоловой, Театре на Таганке, не говоря уже о «Гоголь-центре» и других площадках. В «Мастерской Петра Фоменко» название самое удачное «Пробы и ошибки». Поначалу работы показывают на зрителе, который приходит бесплатно. Часть спектаклей уходит в небытие (право на ошибку есть у всякого, а у молодого тем паче), а некоторые все же входят в репертуар, соревнуясь с постановками мэтров и профессионалов, хотя жемчужины мелькают пока довольно редко.
После некоторого провала в режиссерском цехе, когда старшее поколение знаменитых мастеров ушло в историю, не оставив после себя учеников, народилось новое молодых и рьяных, благо у них теперь есть возможность работать с любым, без ограничений, материалом. Но как ни странно, ни новая русская драма, ни иностранные блокбастеры не увлекают режиссеров-дебютантов так сильно, как классика. Еще бы: великое название волей-неволей привлекает интерес, а режиссеру дает простор для фантазии, ведь не будешь же повторять опыты предшественников.
Вот и Михаил Крылов взялся за произведение великого французского комедиографа Мольера, да еще за одну из самых популярных его пьес, которая в последнее время стала как-то особо актуальна, и ее постоянно ставят то тут, то там. Мне думается, все же сам сюжет и морализаторские идеи великого комедиографа не самое главное в этом решении Михаила Крылова. Талантливому артисту и начинающему режиссеру, кажется, было интересно не столько явно морально устаревшее содержание комедии, а скорее то, в какой оригинальный формат его поместить. Что ж, задуманное в большой мере удалось. Вот в его предыдущей работе «Руслане и Людмиле» Пушкина текст был досконально разобран, расставлены неожиданные акценты, и спектакль заискрился именно необычными смысловыми красками. Здесь же бродячий и банальный сюжет, когда господин средних лет хочет взять в жены свою правильно ориентированную на благопристойный брак воспитанницу, чтобы обеспечить себе спокойную жизнь без рогов, облечен в такую игровую и притом замысловатую форму, что перипетии истории как-то отходят на второй план. Больше следишь за перемещениями в пространстве, пластикой и по-нахальному залихватской актерской игрой. Это касается как главных действующих лиц, так и второстепенных. У каждого свой рисунок роли, и каждый хорош по-своему. Очень интересно решено пространство небольшого зала художником Марией Митрофановой, где в качестве декораций выступают плетенные из толстой проволоки предметы интерьера. Прозрачные и невесомые, они создают особый шарм, своеобразно рифмуясь с веселой и двусмысленной историей из галантного века. Динамику и воздушность придает действу и миниатюрный поворотный круг посреди зала (зрители сидят с двух сторон), благодаря которому персонажи буквально порхают в воздухе. За пластику и хореографию отвечает Алишер Хасанов. Присутствует и лестница, ведущая в светелку, где ревнивый Арнольф, которого исполняет сам Михаил Крылов, создающий образ хотя и простоватого буржуа, но этакого рефлексирующего, утонченного, «косящего» под белую кость, пытается сберечь для себя свою воспитанницу Агнесу. Ее искрометно играет Вера Строкова, которая демонстрирует еще и великолепную хореографическую и гимнастическую подготовку. Лестница эта в ходе действа будет играть свою роль, ведь все же Агнесу не удалось сохранить в невинности и наивности, и в ее светелку нашел дорожку некий напыщенный, глуповатый, но очень пылкий любовник Орас, которого смешно и точно играет Дмитрий Захаров. Интрига в том еще, что именно Арнольфа он посвящал во все перипетии своего увлечения прекрасной Агнесой, и тому пришлось в результате смириться с неизбежным, о чем его предупреждал друг Кризальд. Этаким вкрадчивым, и умным, и лощеным искусителем его играет Павел Яковлев. А каковы слуги? Ален (Игорь Войнаровский) и Жоржетта (Елена Ворончихина) этакие лиса Алиса и кот Базилио получились: служа барину, не забывают и о своей выгоде.
Ученик Петра Фоменко Михаил Крылов, который уже более десяти лет работает в театре в качестве характерного артиста, прекрасно усвоил уроки своего мастера. Для Петра Наумовича главным было то, чтобы театр был игровым, радостным, импровизационным, у каждого персонажа чтобы была своя особая интонация. Судя по новой мольеровской «Школе жен» в интерпретации начинающего режиссера, эти уроки мастера усвоены превосходно.
В московских театрах нынче прямо какой-то режиссерский бум. Сейчас стало уже почти нормой давать возможность делать самостоятельные постановки совсем начинающим режиссерам. Примеров масса, причем молодежи дают волю даже в самых знаменитых театрах, возглавляемых знаменитыми худруками: лаборатории под разными названиями работают в МХТ им. Чехова, Театре им. Вл. Маяковского, «Сатириконе», Театре им. Евг. Вахтангова, «Современнике», а также в Театре им. Ермоловой, Театре на Таганке, не говоря уже о «Гоголь-центре» и других площадках. В «Мастерской Петра Фоменко» название самое удачное «Пробы и ошибки». Поначалу работы показывают на зрителе, который приходит бесплатно. Часть спектаклей уходит в небытие (право на ошибку есть у всякого, а у молодого тем паче), а некоторые все же входят в репертуар, соревнуясь с постановками мэтров и профессионалов, хотя жемчужины мелькают пока довольно редко.
После некоторого провала в режиссерском цехе, когда старшее поколение знаменитых мастеров ушло в историю, не оставив после себя учеников, народилось новое молодых и рьяных, благо у них теперь есть возможность работать с любым, без ограничений, материалом. Но как ни странно, ни новая русская драма, ни иностранные блокбастеры не увлекают режиссеров-дебютантов так сильно, как классика. Еще бы: великое название волей-неволей привлекает интерес, а режиссеру дает простор для фантазии, ведь не будешь же повторять опыты предшественников.
Вот и Михаил Крылов взялся за произведение великого французского комедиографа Мольера, да еще за одну из самых популярных его пьес, которая в последнее время стала как-то особо актуальна, и ее постоянно ставят то тут, то там. Мне думается, все же сам сюжет и морализаторские идеи великого комедиографа не самое главное в этом решении Михаила Крылова. Талантливому артисту и начинающему режиссеру, кажется, было интересно не столько явно морально устаревшее содержание комедии, а скорее то, в какой оригинальный формат его поместить. Что ж, задуманное в большой мере удалось. Вот в его предыдущей работе «Руслане и Людмиле» Пушкина текст был досконально разобран, расставлены неожиданные акценты, и спектакль заискрился именно необычными смысловыми красками. Здесь же бродячий и банальный сюжет, когда господин средних лет хочет взять в жены свою правильно ориентированную на благопристойный брак воспитанницу, чтобы обеспечить себе спокойную жизнь без рогов, облечен в такую игровую и притом замысловатую форму, что перипетии истории как-то отходят на второй план. Больше следишь за перемещениями в пространстве, пластикой и по-нахальному залихватской актерской игрой. Это касается как главных действующих лиц, так и второстепенных. У каждого свой рисунок роли, и каждый хорош по-своему. Очень интересно решено пространство небольшого зала художником Марией Митрофановой, где в качестве декораций выступают плетенные из толстой проволоки предметы интерьера. Прозрачные и невесомые, они создают особый шарм, своеобразно рифмуясь с веселой и двусмысленной историей из галантного века. Динамику и воздушность придает действу и миниатюрный поворотный круг посреди зала (зрители сидят с двух сторон), благодаря которому персонажи буквально порхают в воздухе. За пластику и хореографию отвечает Алишер Хасанов. Присутствует и лестница, ведущая в светелку, где ревнивый Арнольф, которого исполняет сам Михаил Крылов, создающий образ хотя и простоватого буржуа, но этакого рефлексирующего, утонченного, «косящего» под белую кость, пытается сберечь для себя свою воспитанницу Агнесу. Ее искрометно играет Вера Строкова, которая демонстрирует еще и великолепную хореографическую и гимнастическую подготовку. Лестница эта в ходе действа будет играть свою роль, ведь все же Агнесу не удалось сохранить в невинности и наивности, и в ее светелку нашел дорожку некий напыщенный, глуповатый, но очень пылкий любовник Орас, которого смешно и точно играет Дмитрий Захаров. Интрига в том еще, что именно Арнольфа он посвящал во все перипетии своего увлечения прекрасной Агнесой, и тому пришлось в результате смириться с неизбежным, о чем его предупреждал друг Кризальд. Этаким вкрадчивым, и умным, и лощеным искусителем его играет Павел Яковлев. А каковы слуги? Ален (Игорь Войнаровский) и Жоржетта (Елена Ворончихина) этакие лиса Алиса и кот Базилио получились: служа барину, не забывают и о своей выгоде.
Ученик Петра Фоменко Михаил Крылов, который уже более десяти лет работает в театре в качестве характерного артиста, прекрасно усвоил уроки своего мастера. Для Петра Наумовича главным было то, чтобы театр был игровым, радостным, импровизационным, у каждого персонажа чтобы была своя особая интонация. Судя по новой мольеровской «Школе жен» в интерпретации начинающего режиссера, эти уроки мастера усвоены превосходно.
Ирина Шведова, «Московская правда», 29.01.2016
- На ковре-самолёте в бездну страстей: авторская арт-экскурсия Полины Агуреевой в мастерской сказок Петра ФоменкоЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.10.2020
- Серьезная комедияЛариса Каневская, «Театральный мир (№ 4, 2016)», 04.2016
- Волемиру мирЗоя Апостольская , «Российская газета», 16.03.2016
- В Мастерской Фоменко поставили «Школу жен» МольераАнтон Хитров, «Ведомости», 24.02.2016
- Евгений Каменькович: «Мы не задавались целью развенчивать шестидесятников»Алла Шендерова, «TimeOut», 10.02.2016
- Звездное небо внутри холодильника «ЗИС-Москва»Елена Дьякова, «Новая газета», 3.02.2016
- О, засмейтесь, смехачиНинель Исмаилова, «Сцена», 02.2016
- Урок для ревнивых мужейИрина Шведова, «Московская правда», 29.01.2016
- Рыбный день – это не только четвергА. Мирошниченко, «http://www.teatron-journal.ru», 1.04.2015
- Умеющим «годить» не стыдно за болото: «Современная идиллия» в Мастерской ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 29.03.2015
- Салтыков-Щедрин без ГМО и искусственных красителейГригорий Заславский, «Независимая газета», 5.03.2015
- Бенефис злободневностиРоман Должанский, «Коммерсант», 26.02.2015
- Как болото, караси?Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент», 24.02.2015
- Лед болота «Современной идиллии»Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 23.02.2015
- Болотное дело как «современная идиллия»Марина Токарева, «Новая газета», 20.02.2015
- «Цель творчество само…»Сергей Лебедев, «Современная драматургия», 01.2015
- Премьера на вилле «Отчаяние»Ольга Фукс, «Театральная Афиша», 09.2014
- Вилла масокРоман Должанский, «Коммерсант», 28.04.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 04.2014
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу ВырыпаеваДарья Горшкова, «buro247.ru», 22.11.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу Ивана Вырыпаева«Lenta.ru», 22.11.2013
- Пьесу Ивана Вырыпаева поставят в театре Фоменко в ускоренных темпахВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013