Времена, года и музыка.
В Театре Музыки и Поэзии п/р Елены Камбуровой первая премьера сезона, спектакль, названный «Концерт без
слов», «Времена┘ года┘». Хотя постановщик и сценограф Иван Поповски говорит, что его можно назвать и по-иному «Времена. Года». А на язык само просится, разумеется, известное «Времена года», ведь в спектакле, звучит Чайковский (и именно этот его цикл). Звучат Вивальди, Гайдн, Пьяццолла, причём Вивальди и Пьяццоллу поют четверо превосходных молодых вокалисток и артисток: Елена Веремеенко, Надежда Гулицкая, Анна Комова, Елена Пронина. А музыка Чайковского и вовсе исполняется ими «а капелла». За этим уникальная «штучная» работа заслуженного артиста РФ Олега Синкина, талантливого пианиста и композитора. И виртуозная игра музыкантов театра.
Иван Поповски, македонский «пришелец» на московской сцене, давно завоевал симпатии зрителя, которого, наверное, можно назвать элитарным, интеллектуальным А точнее исповедующим Театр, последовательно красиво, изобретательно и упорно выстраиваемый Поповски со времён его постановки цветаевского «Приключения». Это театр расширенного «полётного» сознания, синтезирующий в поисках собственной Оригинальной эстетики и гармонии поэзию, музыку, пластику, цвет, свет. Текст, слово здесь не доминируют (а в новом спектакле их нет вовсе), а если присутствуют, то не как набор, поток слов, обессмысленный, обесценен╛ный и в жизни и в театре, а лишь в виде настоящей, высокой поэзии. Поэзии в обрамлении музыки таковы постановки в «одноимённом» Театре Елены Камбуровои: «Р. S. Грёзы┘», «Абсент», «Капли Датского короля», «Счастливые дороги», «Антигона». Музыкальными инсталляциями, фантазиями и даже «концертами-галлюцинациями» называют иные из этих спектаклей, подыскивая адекватное имя излюбленному жанру театра, оригинальному, изысканному. Пересказывать «Времена┘ года┘» занятие неблагодарное. Это понимает и сам Иван Поповски: «Мне бы хотелось, чтобы вы, когда будете смотреть спектакль, расслабились и не пытались связывать концы с концами. Не мучьте себя разгадыванием. Отключите голову, положитесь на чувства тогда самое главное вы сможете услышать, увидеть, почувствовать кожей. Если в конце спектакля или завтра утром у вас в голове сложится история это будет только ваша история. Мою я вам не расскажу┘».
И вправду, спектакль этот, короткий как вздох и воспринимаемый с лёгкостью, очень красивый, буквально радующий слух и глаз, не вмещается в привычные формулы, смысловые акценты в нём не расставляются послушно. Он - ни о чём и обо всём. Летят, пролетают, отлетают времена, и года, и века, сменяются и люди, и нравы. И чувства, некогда «похожие на нежные, изящные цветы», как говаривала чеховская героиня, сминаются жёсткими ритмами. А наивные как детские забавы, картинки в «волшебном фонаре», которые перелистываются, выстраиваются в мизансценах спектакля, подобны переливающейся калейдоскопической мозаике: одно движение, смена положений фигур, смена красок вот и новый сюжет, номер в этом «концерте без слов». Точно листаешь старинный альбом, и лица на дагерротипах чисты и прелестны, и наряды изящны, и декорации"настольного театрика просты и органичны: зима, весна, лето, осень А наивность, подчёркнутый «примитивизм» театральной «живописи» приправлены изрядной долей авторской милой иронии, юмора чего стоят эти расторопные подручные, рабочие сцены, «дающие» то дождь, то снег, то гром, то листопад, то рыбок в пруду. К. финалу же пастораль сменяется, точнее, обрушивается на нас грохочущим, громадным, диссонирующим дымным мегаполисом, забавные костюмчики и белоснежные пышные юбки серебристыми трико и брючными костюмами.
Есть такой традиционный упрёк искусству в «уходе» от действительности, отрыве от реальности жизни. Этот спектакль в этом смысле идеален он и впрямь властно и нежно отрывает и уводит нас за собой. А после возвращает обратно. Но уже чуть- чуть иными, быть может, лучшими?
слов», «Времена┘ года┘». Хотя постановщик и сценограф Иван Поповски говорит, что его можно назвать и по-иному «Времена. Года». А на язык само просится, разумеется, известное «Времена года», ведь в спектакле, звучит Чайковский (и именно этот его цикл). Звучат Вивальди, Гайдн, Пьяццолла, причём Вивальди и Пьяццоллу поют четверо превосходных молодых вокалисток и артисток: Елена Веремеенко, Надежда Гулицкая, Анна Комова, Елена Пронина. А музыка Чайковского и вовсе исполняется ими «а капелла». За этим уникальная «штучная» работа заслуженного артиста РФ Олега Синкина, талантливого пианиста и композитора. И виртуозная игра музыкантов театра.
Иван Поповски, македонский «пришелец» на московской сцене, давно завоевал симпатии зрителя, которого, наверное, можно назвать элитарным, интеллектуальным А точнее исповедующим Театр, последовательно красиво, изобретательно и упорно выстраиваемый Поповски со времён его постановки цветаевского «Приключения». Это театр расширенного «полётного» сознания, синтезирующий в поисках собственной Оригинальной эстетики и гармонии поэзию, музыку, пластику, цвет, свет. Текст, слово здесь не доминируют (а в новом спектакле их нет вовсе), а если присутствуют, то не как набор, поток слов, обессмысленный, обесценен╛ный и в жизни и в театре, а лишь в виде настоящей, высокой поэзии. Поэзии в обрамлении музыки таковы постановки в «одноимённом» Театре Елены Камбуровои: «Р. S. Грёзы┘», «Абсент», «Капли Датского короля», «Счастливые дороги», «Антигона». Музыкальными инсталляциями, фантазиями и даже «концертами-галлюцинациями» называют иные из этих спектаклей, подыскивая адекватное имя излюбленному жанру театра, оригинальному, изысканному. Пересказывать «Времена┘ года┘» занятие неблагодарное. Это понимает и сам Иван Поповски: «Мне бы хотелось, чтобы вы, когда будете смотреть спектакль, расслабились и не пытались связывать концы с концами. Не мучьте себя разгадыванием. Отключите голову, положитесь на чувства тогда самое главное вы сможете услышать, увидеть, почувствовать кожей. Если в конце спектакля или завтра утром у вас в голове сложится история это будет только ваша история. Мою я вам не расскажу┘».
И вправду, спектакль этот, короткий как вздох и воспринимаемый с лёгкостью, очень красивый, буквально радующий слух и глаз, не вмещается в привычные формулы, смысловые акценты в нём не расставляются послушно. Он - ни о чём и обо всём. Летят, пролетают, отлетают времена, и года, и века, сменяются и люди, и нравы. И чувства, некогда «похожие на нежные, изящные цветы», как говаривала чеховская героиня, сминаются жёсткими ритмами. А наивные как детские забавы, картинки в «волшебном фонаре», которые перелистываются, выстраиваются в мизансценах спектакля, подобны переливающейся калейдоскопической мозаике: одно движение, смена положений фигур, смена красок вот и новый сюжет, номер в этом «концерте без слов». Точно листаешь старинный альбом, и лица на дагерротипах чисты и прелестны, и наряды изящны, и декорации"настольного театрика просты и органичны: зима, весна, лето, осень А наивность, подчёркнутый «примитивизм» театральной «живописи» приправлены изрядной долей авторской милой иронии, юмора чего стоят эти расторопные подручные, рабочие сцены, «дающие» то дождь, то снег, то гром, то листопад, то рыбок в пруду. К. финалу же пастораль сменяется, точнее, обрушивается на нас грохочущим, громадным, диссонирующим дымным мегаполисом, забавные костюмчики и белоснежные пышные юбки серебристыми трико и брючными костюмами.
Есть такой традиционный упрёк искусству в «уходе» от действительности, отрыве от реальности жизни. Этот спектакль в этом смысле идеален он и впрямь властно и нежно отрывает и уводит нас за собой. А после возвращает обратно. Но уже чуть- чуть иными, быть может, лучшими?
Марина Мурзина, ««Планета красота»», 01.2009
- Две порции абсурдаМарина Шимадина, «Театрал-onlain», 14.01.2020
- НелюбовьПавел Подкладов, «Международный институт театра», 1.06.2019
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Не на скорую рукуСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.11.2017
- «Проклятый Север» обосновался на КутузовскомСветлана Наборщикова, «Известия», 20.09.2017
- Руслан и ЛюдмилаЛариса Каневская, «Весь Театр», 3.06.2014
- Зачем мы здесьИгорь Вирабов, «Российская газета», 20.02.2014
- Про ароматное соцветьеГеннадий Демин, «Страстной бульвар, 10(№ 3)», 11.2013
- Алиса в иллюзиях и проекцияхМайа Одина, «Газета.ru», 22.06.2010
- Фокусы и чудеса ЗазеркальяОльга Егошина, «Новые Известия», 21.06.2010
- Времена, года и музыка.Марина Мурзина, ««Планета красота»», 01.2009
- «Времена
года». Театр музыки и поэзии п/р Елены КамбуровойАлиса Никольская, ««Кинопарк»», 12.2008
- Демисезонный спектакльМарина Шимадина, ««КоммерсантЪ»», 17.10.2008
- Magical mystery tourЛев Семёркин, «www.teatr.ru», 16.10.2008
- Жизнь человекаАнатолий Фанталов, «www.teatr.ru», 15.10.2008
- Совершенная магия, иллюзия, фантазия. ..Александра Бошковска, ««Дневник»», 7.08.2008
- Билетов не достать. О спектакле-волшебстве Поповски.««Нова Македония»», 5.08.2008
- Блистательное выступление театра Елены Камбуровой из МосквыСимон Илиевски, ««Вестник»», 5.08.2008
- Вневременные времена годаБорче Грозданов, ««Вечер»», 5.08.2008
- Ошеломляющая театральная магияМ. Зафировска, ««Весть»», 5.08.2008
- Театр новой эры упоение чувствНина Кепеска, ««Время»», 5.08.2008
- «Концерт без слов» заставил публику онеметьПелагия Младеновска, ««Шпиц»», 5.08.2008
- Цыганы шумною толпой««Итоги»», 6.03.2006
- Слишком красивоАлександр Соколянский, «Время новостей», 15.06.2005