«Суета не мой путь»
Любимица Петра Фоменко, с которой он сейчас ставит «Бесприданницу» Островского в своем театре и главная актриса «новой драмы», в прошлом сезоне сыгравшая жестокий текст «Июля» Вырыпаева со сцены «Практики» так, что самые ярые враги направления «новая драма» признали его, наконец, за явление художественное; жена того самого Ивана Вырыпаева, который снял ее в своей «Эйфории» фильме, признанном началом нового течения в современном русском кино, мама двухлетнего Пети, девочка-бабочка по манере поведения, а по образу мыслей жесткий, взрослый человек, Полина Агуреева. Вся огонь, движение, очарование. По собственному признанию интроверт.
Глядя на вас, складывается ощущение, что вы все время куда-то летите, спешите, торопитесь. Это нормальное ваше состояние?
Да, всегда так.
Потому что слишком много дел и мест, где вы нужны?
Да нет, у меня не так много мест, где я нужна по сравнению с другими, только дом и театр. Но не хватает времени. Вообще. Я ничего не успеваю.
У вас есть помощница по дому? Или вы одна справляетесь с хозяйством?
У меня есть няня. И теперь даже есть женщина, которая убирает. Но все равно я ничего не успеваю. Наверное, потому что я очень медленный человек. Я очень много сил трачу на каждое дело: на сына, на дом и на театр. Очень много энергии уходит на все. Я всегда завидую людям, которые много успевают одновременно: снимаются в кино, работают в двух постановках. Для меня это вообще никогда не возможно. Я думаю, у меня просто такой склад психики я очень сильно должна погрузиться в дело, иначе ничего не выходит.
То есть порхать по верхам для вас совсем не возможно? Сама ваша природа этому противится?
Я так говорить не могу, потому что получается, что я такой очень глубокий человек, органически не способный сделать что-то поверхностное. Нет. У меня тоже, скорее всего, что-то, и многое, получается по верхам, но я даже по верхам я не могу сделать, не погрузившись полностью. Чтобы соответствовать себе, своему внутреннему камертону, мне надо очень много трудиться, погрузиться в дело настолько, чтобы все забыть, мучится всегда и только тогда что-нибудь, может быть, получится. У меня только однажды было так, что я работала в двух проектах сразу: репетировала «Белые ночи» в «Мастерской» и снималась у Сергея Урсуляка в «Долгом прощании». Это был, наверное, самый адский период моей жизни. Я не могла переключаться. Не получалось.
То есть, как многие актеры, с самолета на самолет и из роли в роль это не про вас?
Да, совсем не про меня. Но я давно поняла, что я, наверное, не актриса, вернее, что природа у меня не актерская. То есть мне очень нравится быть на сцене, но антураж профессии меня ужасно пугает. Не возможно для меня, я просто не выживаю в таких условиях. Может быть, это прозвучит нагло но я не хочу суеты в профессии. Может быть, я за это очень страшно поплачусь. Но я же все время нахожусь в некоем внутреннем процессе, в котором уже стало не возможно врать себе и пришел момент признать, что суетиться не мой путь в профессии. Надеюсь, что, отодвинув суету, я не перестану быть актрисой. Потому что мне хочется заниматься профессией. Я не готова уйти из театра и просто читать книжки, хотя и люблю это делать. Но я хочу играть. По большому счету. Я жду и ищу соответствия себе. Независимости. Способности делать то, что я хочу. То есть делать только то, в чем есть острая необходимость.
Вы всегда только знаете, что вы хотите и в чем есть необходимость именно сейчас?
Нет, конечно. Я мучаюсь всегда, и сомневаюсь, но я прислушиваюсь к себе, ищу в себе ответы.
Когда-то Раневская сказала про Неелову, что ей очень нужен режиссер, иначе она просто с собой не справится. Мне кажется, что к вам, к вашей природе, это абсолютно применимо.
Это к любому актеру, тем более хорошему, применимо. Чем лучше актер, тем больше он понимает необходимость режиссера. Ведь профессия зависима и не по внешним проявлениям, не по бытовым, а по сути. И я часто не могу в тех ролях, которые у меня есть, сказать то, что я думаю, что наболело. В одиночку в моей профессии не могу. И это драма. Мне очень важно, чтобы меня понимали. Может быть, я эгоистичная актриса но я не могу работать без личного интереса. Я не умею просто исполнять свою работу.
То есть работать в большом театре, где мало кто кого спрашивает о том, чего бы хотелось, вам было бы сложно┘
Да мне в любом театре сложно. И это мой человеческий недостаток. Но если выбирать между способностью быть органичной себе и способностью ассимилироваться я выбираю первое. Хотя страшно. Что останусь одна. Что буду невостребованна.
Даже при той востребованности, что у вас сейчас есть?
Какой? Я не могу сказать, что я востребована.
То есть успокоенности нет.
Никакой. А откуда ей взяться? Хотя для меня было бы идеальным делать один спектакль в год. Не потому что я такая зазнайка, но потому что для моей психики, для моего организма это было бы оптимально.
Думаю, многие могли бы сказать тоже самое. А вам много проектов предлагают?
Много, особенно в кино. Но отказываюсь. Иногда отказываюсь, потому что у меня есть Петя, которому два года и с которым хочется провести отпуск. И, конечно, я всегда его выбираю.
То есть в вашей системе приоритетов семья стоит перед работой, театром?
Ну да, наверное. Не знаю. Сложный вопрос. Я не могла бы, не хотела бы жертвовать чем-то одним ради другого. Мне бы хотелось органично существовать. Если бы появился проект, который перевернул бы мне душу, я бы ради него пожертвовала отдыхом с Петей.
Есть такие заветные роли? Внутренний список?
Раньше я думала, что есть. А сейчас понимаю, что работа-то у нас коллективная, и мне не хочется сыграть прекрасную заветную роль в нетворческом проекте.
Как вы определяете творческий проект или нет?
Это очень сложно ответить на этот вопрос. Но должен быть некий момент поиска, чтобы это была партнерская работа.
А на бытийственные, философские вопросы вы всегда знаете ответы?
Конечно, нет. Ведь и на ваш вопрос про приоритеты можно было бы ответить однозначно, что нужно жить гармонично. Проблема возникает тогда, когда начинаешь воплощать это в наш несовершенный мир.
Мир вы воспринимаете как несовершенный?
Да.
Вы смотрите новости, как-то вникаете в то, что происходит в мире?
Нет, я совершенно асоциальный человек, и мои близкие очень ругают меня за это. Но я в один прекрасный момент поняла, что мир лучше не будет, и перестала следить за новостями. А вот мои близкие они социально ориентированные люди, и иногда я могу с ними даже в полемику вступить, но все равно на правах совершенно неразбирающегося в этом человека. Но я знаю, например, что, какой бы ни был наш президент, его всегда будут ругать, как и любого президента любой страны любого времени. На самом деле, я считаю это своим недостатком незнание того, что происходит в моей стране. Потому что если я хочу, чтобы мой сын жил здесь, мне надо понимать, что происходит вокруг.
Ведь вам в какой-то момент придется задуматься о том, в какую школу его отдавать, пойдет ли он в армию.
Да, об этих вещах я думаю. Я знаю, что мало хороших школ, как мало хороших людей. Вообще. И уже нужно примириться с тем, что надо долго поискать, чтобы что-то хорошее найти. Но все-таки оно есть, хорошее. Я в это верю. Я вообще люблю нашу страну в лучших ее проявлениях. И пусть она сейчас не является прибежищем духа, как когда-то, но то, что осталось, мне неизмеримо ближе и дороже, чем то, что я вижу и понимаю про заграницу.
Когда вы заграницей какое основное чувство?
Страдание и скучание. Не люблю гастроли и не люблю уезжать из России. Так что я мало чем отличаюсь от любого гражданина.
Кстати, а когда вы сами про себя думаете, вы как про себя думаете актриса? Жена? Мать?
Человек. И в этом моя проблема, в профессии, во всяком случае я всегда про себя думаю «человек».
Глядя на вас, складывается ощущение, что вы все время куда-то летите, спешите, торопитесь. Это нормальное ваше состояние?
Да, всегда так.
Потому что слишком много дел и мест, где вы нужны?
Да нет, у меня не так много мест, где я нужна по сравнению с другими, только дом и театр. Но не хватает времени. Вообще. Я ничего не успеваю.
У вас есть помощница по дому? Или вы одна справляетесь с хозяйством?
У меня есть няня. И теперь даже есть женщина, которая убирает. Но все равно я ничего не успеваю. Наверное, потому что я очень медленный человек. Я очень много сил трачу на каждое дело: на сына, на дом и на театр. Очень много энергии уходит на все. Я всегда завидую людям, которые много успевают одновременно: снимаются в кино, работают в двух постановках. Для меня это вообще никогда не возможно. Я думаю, у меня просто такой склад психики я очень сильно должна погрузиться в дело, иначе ничего не выходит.
То есть порхать по верхам для вас совсем не возможно? Сама ваша природа этому противится?
Я так говорить не могу, потому что получается, что я такой очень глубокий человек, органически не способный сделать что-то поверхностное. Нет. У меня тоже, скорее всего, что-то, и многое, получается по верхам, но я даже по верхам я не могу сделать, не погрузившись полностью. Чтобы соответствовать себе, своему внутреннему камертону, мне надо очень много трудиться, погрузиться в дело настолько, чтобы все забыть, мучится всегда и только тогда что-нибудь, может быть, получится. У меня только однажды было так, что я работала в двух проектах сразу: репетировала «Белые ночи» в «Мастерской» и снималась у Сергея Урсуляка в «Долгом прощании». Это был, наверное, самый адский период моей жизни. Я не могла переключаться. Не получалось.
То есть, как многие актеры, с самолета на самолет и из роли в роль это не про вас?
Да, совсем не про меня. Но я давно поняла, что я, наверное, не актриса, вернее, что природа у меня не актерская. То есть мне очень нравится быть на сцене, но антураж профессии меня ужасно пугает. Не возможно для меня, я просто не выживаю в таких условиях. Может быть, это прозвучит нагло но я не хочу суеты в профессии. Может быть, я за это очень страшно поплачусь. Но я же все время нахожусь в некоем внутреннем процессе, в котором уже стало не возможно врать себе и пришел момент признать, что суетиться не мой путь в профессии. Надеюсь, что, отодвинув суету, я не перестану быть актрисой. Потому что мне хочется заниматься профессией. Я не готова уйти из театра и просто читать книжки, хотя и люблю это делать. Но я хочу играть. По большому счету. Я жду и ищу соответствия себе. Независимости. Способности делать то, что я хочу. То есть делать только то, в чем есть острая необходимость.
Вы всегда только знаете, что вы хотите и в чем есть необходимость именно сейчас?
Нет, конечно. Я мучаюсь всегда, и сомневаюсь, но я прислушиваюсь к себе, ищу в себе ответы.
Когда-то Раневская сказала про Неелову, что ей очень нужен режиссер, иначе она просто с собой не справится. Мне кажется, что к вам, к вашей природе, это абсолютно применимо.
Это к любому актеру, тем более хорошему, применимо. Чем лучше актер, тем больше он понимает необходимость режиссера. Ведь профессия зависима и не по внешним проявлениям, не по бытовым, а по сути. И я часто не могу в тех ролях, которые у меня есть, сказать то, что я думаю, что наболело. В одиночку в моей профессии не могу. И это драма. Мне очень важно, чтобы меня понимали. Может быть, я эгоистичная актриса но я не могу работать без личного интереса. Я не умею просто исполнять свою работу.
То есть работать в большом театре, где мало кто кого спрашивает о том, чего бы хотелось, вам было бы сложно┘
Да мне в любом театре сложно. И это мой человеческий недостаток. Но если выбирать между способностью быть органичной себе и способностью ассимилироваться я выбираю первое. Хотя страшно. Что останусь одна. Что буду невостребованна.
Даже при той востребованности, что у вас сейчас есть?
Какой? Я не могу сказать, что я востребована.
То есть успокоенности нет.
Никакой. А откуда ей взяться? Хотя для меня было бы идеальным делать один спектакль в год. Не потому что я такая зазнайка, но потому что для моей психики, для моего организма это было бы оптимально.
Думаю, многие могли бы сказать тоже самое. А вам много проектов предлагают?
Много, особенно в кино. Но отказываюсь. Иногда отказываюсь, потому что у меня есть Петя, которому два года и с которым хочется провести отпуск. И, конечно, я всегда его выбираю.
То есть в вашей системе приоритетов семья стоит перед работой, театром?
Ну да, наверное. Не знаю. Сложный вопрос. Я не могла бы, не хотела бы жертвовать чем-то одним ради другого. Мне бы хотелось органично существовать. Если бы появился проект, который перевернул бы мне душу, я бы ради него пожертвовала отдыхом с Петей.
Есть такие заветные роли? Внутренний список?
Раньше я думала, что есть. А сейчас понимаю, что работа-то у нас коллективная, и мне не хочется сыграть прекрасную заветную роль в нетворческом проекте.
Как вы определяете творческий проект или нет?
Это очень сложно ответить на этот вопрос. Но должен быть некий момент поиска, чтобы это была партнерская работа.
А на бытийственные, философские вопросы вы всегда знаете ответы?
Конечно, нет. Ведь и на ваш вопрос про приоритеты можно было бы ответить однозначно, что нужно жить гармонично. Проблема возникает тогда, когда начинаешь воплощать это в наш несовершенный мир.
Мир вы воспринимаете как несовершенный?
Да.
Вы смотрите новости, как-то вникаете в то, что происходит в мире?
Нет, я совершенно асоциальный человек, и мои близкие очень ругают меня за это. Но я в один прекрасный момент поняла, что мир лучше не будет, и перестала следить за новостями. А вот мои близкие они социально ориентированные люди, и иногда я могу с ними даже в полемику вступить, но все равно на правах совершенно неразбирающегося в этом человека. Но я знаю, например, что, какой бы ни был наш президент, его всегда будут ругать, как и любого президента любой страны любого времени. На самом деле, я считаю это своим недостатком незнание того, что происходит в моей стране. Потому что если я хочу, чтобы мой сын жил здесь, мне надо понимать, что происходит вокруг.
Ведь вам в какой-то момент придется задуматься о том, в какую школу его отдавать, пойдет ли он в армию.
Да, об этих вещах я думаю. Я знаю, что мало хороших школ, как мало хороших людей. Вообще. И уже нужно примириться с тем, что надо долго поискать, чтобы что-то хорошее найти. Но все-таки оно есть, хорошее. Я в это верю. Я вообще люблю нашу страну в лучших ее проявлениях. И пусть она сейчас не является прибежищем духа, как когда-то, но то, что осталось, мне неизмеримо ближе и дороже, чем то, что я вижу и понимаю про заграницу.
Когда вы заграницей какое основное чувство?
Страдание и скучание. Не люблю гастроли и не люблю уезжать из России. Так что я мало чем отличаюсь от любого гражданина.
Кстати, а когда вы сами про себя думаете, вы как про себя думаете актриса? Жена? Мать?
Человек. И в этом моя проблема, в профессии, во всяком случае я всегда про себя думаю «человек».
Катерина Антонова, «Театральные Новые известия», 09.2007
- Лучшие спектакли Москвы по произведениям БулгаковаОльга Романцова, «Культура.рф», 20.04.2021
- «1000 и 1 ночь» в Мастерской Петра Фоменко«Spear's Russia», 9.04.2021
- Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- Танцуя от рая до раяИгорь Вирабов, «Российская газета», 11.10.2020
- «Свободные отношения и современная фем-повестка». В Мастерской Фоменко премьера спектакля «1000 и 1 ночь»Александра Сидорова, «Business FM», 10.10.2020
- 1000 и 1 ночь в Мастерской ФоменкоНаталия Колесова, 9.10.2020
- На ковре-самолёте в бездну страстей: авторская арт-экскурсия Полины Агуреевой в мастерской сказок Петра ФоменкоЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.10.2020
- Полина Агуреева выпускает «ироничное кабуки» об архетипической любвиЕлена Алдашева, «Театр.», 5.10.2020
- Режиссер Евгений Каменькович: «Мне кажется, драматические театры будут вынуждены заниматься интернет-проектами»Ольга Романцова, «Культура», 14.07.2020
- Мастерская и МаргаритаИльдар Сафуанов, «Литературная Россия», 9.11.2018
- Москва изменилась, а люди в ней все те жеЮлия Зу, «Musecube.org», 15.10.2018
- Проклятие вечного покояИлья Голубев, «Artifex.ru», 8.10.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Сила земного притяженияДарья Борисова, «На западе Москвы», 5.10.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Тусовка у ВоландаЕвгения Смехова, «Musecube.org», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра ФоменкоАнна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Где Аннушка разлила масло в новом театральном сезоне?Анна Богатырева, «Porusski.me», 26.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- Мастер и ученикМарина Токарева, «Новая газета», 19.09.2018
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в «Мастерской Фоменко», реж. Федор Малышев и Полина АгурееваВячеслав Шадронов, 18.09.2018
- Не верюАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 16.09.2018
- Полина Агуреева выступит в главной роли в премьере «Мастер и Маргарита»«РИА новости», 12.09.2018
- Осенняя заметка о летнем впечатленииАлексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 19.10.2017
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- Прожженные душиМарина Токарева, «Новая газета», 5.07.2017
- «Мертвые души» и окрестностиДарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- Души прекрасные порывыИгорь Вирабов, «Российская газета», 30.06.2017
- Евгений Цыганов перенял ухватки СобакевичаАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 14.06.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоится премьера спектакля «Души»«РИА Новости», 5.06.2017
- «С каких пор любить свое отечество стало стыдным?»Наталья Витвицкая, «Коммерсантъ Lifestyle», 3.10.2016
- Актер Федор Малышев: «Русскому человеку нужна деструктивная энергия»Татьяна Власова, «www.teatral-online.ru», 22.12.2015
- «Цель творчество само…»Сергей Лебедев, «Современная драматургия», 01.2015
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Премьера на вилле «Отчаяние»Ольга Фукс, «Театральная Афиша», 09.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- Полина Агуреева: Как я угодила в «Яму»Анна Чепурнова, «Труд», 6.06.2014
- 13 персонажей в поисках зрителя. Новая премьера в Мастерской ФоменкоМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 2.06.2014
- «Гиганты горы»: смертельный номерНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 29.04.2014
- Вилла масокРоман Должанский, «Коммерсант», 28.04.2014
- Гиганты горыЕлена Груева, «TimeOut», 9.04.2014
- Есть такой характер!Петр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 12.02.2014
- Предлагаемые обстоятельстваАнна Гордеева, «Where», 11.2013
- Полина Агуреева: «Я перестала бояться ошибаться»Елена Коновалова, «http://krskdaily.ru», 9.09.2013
- Мечта русского трагикаВадим Гаевский, «Экран и Сцена», 2.09.2013
- Полина Агуреева: Температура 38 признак нормального человекаИгорь Вирабов, «Российская газета», 31.12.2012
- Плакать 10 раз в месяцИгорь Вирабов, «Российская газета», 1.11.2012
- Эта нездешняя Полина АгурееваТатьяна Шипилова, «Советская Сибирь», 18.10.2012
- Полина Агуреева: «Это фильм про медленных людей»Дина Радбель, «Труд», 16.10.2012
- «Пять вечеров» в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 17.09.2012
- «За что я люблю Петра Наумовича Фоменко?»Лилия Ященко, «Новые Известия», 13.07.2012
- «Хочу делать только то, что не знаю, как сделать»Светлана Полякова, «Новые Известия», 10.04.2012
- Театральный фестиваль имени Володина: Такие разные «Вечера»Марианна Ухорская, «http://peterburg2.ru», 14.02.2012
- Трижды «Пять вечеров» и «Хлопнем!» на снегу в честь ВолодинаБорис Тух, «http://www.stolitsa.ee», 13.02.2012
- «Пять вечеров»: импрессияДарья Коротаева, «Газета Володинского фестиваля», 10.02.2012
- Пять вечеровАлексей Киселев , «Maptype.com», 01.2012
- Пять вечеровЕлена Нурматова , «Седьмой континент», 09.2011
- Три на четыреОксана Кушляева, «Петербургский театральный журнал, № 3 (65)», 09.2011
- На полюсахМария Хализева, «Экран и Сцена», 29.08.2011
- Театр Мастерская П. Фоменко А. Володин «Пять вечеров»Елена Левинская, «Театральная афиша», 06.2011
- Любить по-советскиАнастасия Вильчи, «Театрал (Новые Театральные Известия)», 06.2011
- Лав-стори на пять вечеровЕлена Стрельникова, «Комсомольская правда», 28.04.2011
- Космос сценыКсения Ларина, «The New Times», 18.04.2011
- Пять вечеровОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 14.04.2011
- Пять вечеровНаталья Витвицкая, «VashDosug.ru», 12.04.2011
- Быт не заелРоман Должанский, «Коммерсант», 8.04.2011
- Выйти замуж за принципИрина Алпатова, «Культура», 7.04.2011
- Соло на красном треугольникеЯна Жиляева, «Эксперт», 4.04.2011
- Такие же, как не мыАлександра Машукова, «Ведомости», 1.04.2011
- Ретро строгого режимаЕлена Дьякова, «Новая газета», 1.04.2011
- Спектакль месяца: Герои «Пяти вечеров» поднялись над землей, как на картинах ШагалаОльга Романцова, «gzt.ru», 31.03.2011
- Пять вечеров в пустом пространствеМарина Давыдова, «Известия», 31.03.2011
- «Пять вечеров» в «Мастерской Петра Фоменко»Марина Шимадина, «OpenSpace.ru», 30.03.2011
- Акробаты и клоунессыДина Годер, «Московские новости», 30.03.2011
- Пять вечеров в формате анимацииМарина Райкина, «Московский комсомолец», 30.03.2011
- Танец в хрущёвкеАнтон Хитров, «Около. Арт-Журнал», 29.03.2011
- Мы хотим сделать «дурацкий театр»Светлана Полякова, «TimeOut», 28.03.2011
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет премьеру спектакля «Пять вечеров»«Российская газета», 28.03.2011
- И в глазах засияли бриллианты
Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Искушение успехомОльга Галахова, «Станиславский, № 2 (17)», 02.2008
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Полина Агуреева: «Главное быть внутренне готовой к любви»Любовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Фоменковцы отпраздновали новосельеЛюбовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- Ни любви, ни тоски, ни жалостиЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 25.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Чужая земляАлиса Никольская, «Взгляд», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Полина Агуреева: Актриса с приданымОлеся Якунина, «Ваш досуг», 17.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилокВера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Полина Агуреева: "Я люблю жесткость"Елена Груева, «TimeOut», 14.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- К Фоменко повалил зрительЕвгения Белоглазова, «Московский корреспондент», 8.01.2008
- Искушение золотыми идоламиОльга Галахова, «Дом Актера», 01.2008
- Новоселье с ОстровскимСергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 28.12.2007
- «Суета не мой путь»Катерина Антонова, «Театральные Новые известия», 09.2007
- Театр без выходаЕкатерина Васенина, «Новая газета», 15.01.2007
- Возможность трагедии в «Июле»Марина Токарева, «Московские новости», 8.12.2006
- Рождение трагедии из духаМарина Давыдова, «Известия», 30.11.2006
- Мой ласковый и нежный маньякВлада Гончарова, «Независимая газета», 29.11.2006
- Барышня с большой дорогиОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 28.11.2006
- Марина Тимашева: «Новая театральная кулинария»Марина Тимашева, «Радио «Свобода»», 28.11.2006
- Погода была ужасная, принцесса была прекраснаяГлеб Ситковский, «Газета.ру (Gzt.Ru)», 28.11.2006
- Год начинается с «Июля»Алена Солнцева, «Время новостей», 28.11.2006
- Барышня и маньяк«Итоги», 27.11.2006
- Как я съел медсеструРоман Должанский, «Коммерсант», 27.11.2006
- Санитарка как едаДина Годер, «Газета.ру (Gzt.Ru)», 24.11.2006
- Семейные ценности (отрывок)«Harper's Bazaar», 10.2006
- Иван Вырыпаев, драматург и кинорежиссер: «Не хочу показаться сумасшедшим, но я жду эпоху Возрождения»Марина Давыдова, Игорь Потапов, «Известия», 4.09.2006
- Двое мужчин и одна репетицияЕкатерина Васенина, ««Новая газета»», 28.11.2005
- Фоменки доказали теорему Ферма, а русский музей ожилЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.06.2003
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Homo ludensОльга Галахова, «Литературная газета», 4.11.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Толстой. Мир без войныОльга Игнатюк, «Россия», 22.03.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- Завтра была войнаМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Шпрехопера в трех актахАлексей Парин, 03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Всесильный бог деталейАлена Солнцева, «Время новостей», 19.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- «Одна абсолютно счастливая деревня» в постановке Петра Фоменко«Культура», 28.12.2000
- Наш городокМарина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 22», 12.2000
- Нестерпимая легкость бытия, или Вся русская антропологияОлег Дуленин, «Знамя, № 10», 10.2000
- Биография камня, реки, человекаМарина Тимашева, «Первое сентября», 23.09.2000
- В воскресение на войнуТатьяна Вайзер, «Литературная газета», 2.08.2000
- Деревня, где всегда войнаНина Агишева, «Московские новости», 18.07.2000
- Сельская сага Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Труд», 13.07.2000
- Фоменки играют счастьеИрина Дементьева, «Общая газета», 6.07.2000
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Взлетайте, бабоньки!Ольга Галахова, «Независимая газета», 29.06.2000
- Одна абсолютно счастливая деревняДина Годер, «Итоги», 27.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Ради этого и придумали театрОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- Лучезарное коромыслоАлена Солнцева, «Время новостей», 23.06.2000
- Седьмой континентЛариса Юсипова, «Ведомости», 23.06.2000
- Нежный реализмМайа Одина, «Сегодня», 22.06.2000
- «Счастливая деревня» в Мастерской Петра ФоменкоЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.06.2000
- Одна абсолютно театральная деревняИгорь Овчинников, «Вести.ру», 22.06.2000
- Петр Фоменко подался в деревнюОльга Романцова, «Век», 21.06.2000
- История подождет сначала про коровуИрина Корнеева, «Время МН», 21.06.2000
- Счастливый театрАлексей Филиппов, «Известия», 20.06.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- Один абсолютно театральный вечерАлексей Чанцев, «Театр», 2000
- Счастливые людиОльга Романцова, «Планета Красота», 2000
- Стеклянное счастье«Алфавит, № 29», 2000
- Объяснение в любвиПолина Богданова, «Современная драматургия», 2000