Смешные люди
Новое здание театра «Мастерская П. Фоменко» открылось долгожданной премьерой «Бесприданницы»
Ждать «Бесприданницу», обещанную Петром Фоменко, пришлось долго пока новое здание не отстроят. Так что тут все совпало: и новоселье, и премьера. Про здание что сказать? Здорово, что оно наконец есть. В старых зальчиках тесно Фоменко стало, он давно к переменам созрел. Да и тем, кто на билеты записывался, очереди своей бог знает сколько ждал, теперь послабление выйдет, скорее попасть сумеют. Большой зал (450 мест) замечательный, кресла удобные, отовсюду видно. Техническое оснащение самое что ни на есть современное. Изумительная малая сцена с окнами на фаллическую Москва-Сити. Только вот пока там неуютно. Как будто чужое помещение, не свое. И на спектакле это сказывается. Он еще не прирос к новым стенам, не определился в них. Говорят, дома они (стены то есть) помогают, а тут не очень. В этом здании души еще нет, тепла. Словом, гармонии желаемой в спектакле пока не найти, он неустойчив, как только что родившийся жеребенок. Сегодня хорошо прошел, завтра не вполне. И актеры еще только примериваются к ролям, не срослись с ними, кровью не наполнили. Впрочем, все это обычное дело, и артисты набирать будут, успокаиваться, и дом оживет. Лишь бы терпения и уверенности хватило. Потому что «Бесприданницу» эту наверняка станут упрекать в несовременности.
В антракте один коллега сказал, демонстративно зевнув: «Прекрасный спектакль, но это ведь чистый Малый театр». Имея, видимо, в виду, что скучновато ему было: как написано, так и играют. Без фокусов. Мы в последние годы привыкать стали к динамичным, коротким, эффектным зрелищам, где половина текста вычеркивается за ненадобностью, а смысл происходящего в одну броскую фразу уложить можно. А тут и в самом деле развлечением не озаботились, три часа спектакль идет, слов много говорят, про что поставлено, однозначно не сформулировать. Однозначности Фоменко страшно не любит, характеры героев и общий смысл у него мерцают, двоятся, поди разгадай. Но вот сидевший рядом Константин Райкин, большой, кстати говоря, любитель сценической занимательности, по ходу спектакля ерзал, восторженно реагировал и вздыхал: «Как я соскучился по таким спектаклям!» Надо ли объяснять по каким? Да по тем, где к тексту бережно относятся, каждое слово ценят, понять пытаются, что тут автор имел в виду. Где действие никуда не переносят, а все равно современно выходит. И трюков на сцене не выделывают, на голове не стоят. Где за модой не бегут, в общее русло не вписываются. Похоже, скоро такие спектакли, как «Бесприданница» Фоменко, авангардом называть будут, настолько они не «в струе» сегодня.
Эту пьесу Островского на сцене ставят редко, сколько-нибудь значительного спектакля по ней и не вспомнишь. Зато в кино и старый фильм Протазанова событием был, ну и, конечно, рязановский «Жестокий романс» есть породистые усы Никиты Михалкова, «Мохнатый шмель на душистый хмель» под гитару, такое не скоро забудешь. Фоменко решил поиграть и с тем фильмом, и с другим. Мелодраматический сюжет Островского он поместил где-то между графикой черно-белого кино и лихой театральщиной. Плоские тени на заднике, замирающие в странных, изломанных позах актеры, и тут же - преувеличенные интонации, картинные, оперные мизансцены, нелепые парики на цыганах. Цыгане автором выписаны, гуляку Паратова сопровождают, поют. Как без них? Только как хотите, а сегодня вся эта голосящая вольница страшной вампукой на сцене смотрится. Фоменко еще больше ее усилил, а все ради песен, они тут важную роль играют. В переодетых в тряпье женщинах в огромных черных париках нет привычного и буйного цыганского веселья. И поют они мрачноватую песню на стихи Мандельштама, беду пророчащую. Гротеск на сцене Фоменко всегда любил. В молодости пользовался им открыто-грубо-зримо, теперь с нежностью, едва намечая. Потому, наверное, что за ним горечь скрывается, жизнь погубленная.
Это, конечно, о Карандышеве сказано. Он в этом спектакле едва ли не главное действующее лицо, так крупно и сильно сыгран Евгением Цыгановым. «Я знаю сам, что я смешной человек. Да разве людей казнят за то, что они смешны?» в пьяном угаре выкрикивает неуместный Ларисин жених, и это ключ, которым роль открывается. Цыганов играет человека оскорбленного, бедностью и людьми униженного. Городок-то маленький, в нем все соседи, всех видно. Одни, как Кнуров (Алексей Колубков) и Вожеватов (Андрей Щенников), деловую хватку имеют, успешны, богаты, в себе уверены. А Карандышев неудачник, над ним в лицо смеются. Денег не заработал, в дивный поворот открывшейся вдруг жизни не вписался. Гнетет это его, червем сидит, кровь сосет, вот и выделывается от отчаяния, как может. Он у Цыганова и пошлый, и жалкий до отвращения, и страдающий. Все вместе, не отделить одно от другого.
Впрочем, тут и остальные ничуть не однозначны. Люди все приличные, респектабельные и вкус и чувства имеющие. Кнуров-то Ларису всерьез любит, по-своему страдает, мучается, да вот беда женат, святое ведь дело, в буквальном смысле слова святое. В спектакле и Паратов странен, уж никак на крутого соблазнителя не похож, кого-то точно разочарует. До Никиты Михалкова Илье Любимову далеко, кто бы спорил. Широкие плечи, неотразимо победительная улыбка, «шмель» пресловутый это не про него, у Любимова взгляд остановившийся и тоска в душе. Вроде подлец, с Ларисой ужас как обошелся, а жаль и его. Жизнь-то кончена, отпел свое, отгулял, финита.
С бедной героиней и Фоменко поступил не по правилам. В Интернете, где театралы о спектакле спорят, можно прочитать, что Полина Агуреева никакая не Лариса. Она, мол, девочка, а не роковая женщина, в которую влюбляются до безумия. Написавшие так граждане не сомневаются, какой именно такая женщина быть должна. Не раз видели, канон известен. А у Фоменко при слове «канон», похоже, зубная боль начинается, тут же готов поступить наоборот. Такой уж он озорник. Агуреева здесь и в самом деле девочка, не обольстительница. Только за юной прелестью у нее буйство прячется, время от времени наружу лезет. У этой девочки на лице как будто клеймо вытравлено: беда. И себе, и другим беду несет. У Островского в пьесе она красивый романс поет: «Не искушай меня без нужды », а у Фоменко: «Расскажи, расскажи бродяга, чей ты родом, откуда ты » Вот и она тут бродяга, без рода, без племени, рвется куда-то как помешанная. В последнем акте босая, волосы распущены, отчаянно Паратова домогается, свое требует. Такой и в самом деле смерть избавление. Не всем это понравилось? Ничего страшного. Как сказано в этой пьесе, « один любит арбуз, а другой свиной хрящик».
В антракте один коллега сказал, демонстративно зевнув: «Прекрасный спектакль, но это ведь чистый Малый театр». Имея, видимо, в виду, что скучновато ему было: как написано, так и играют. Без фокусов. Мы в последние годы привыкать стали к динамичным, коротким, эффектным зрелищам, где половина текста вычеркивается за ненадобностью, а смысл происходящего в одну броскую фразу уложить можно. А тут и в самом деле развлечением не озаботились, три часа спектакль идет, слов много говорят, про что поставлено, однозначно не сформулировать. Однозначности Фоменко страшно не любит, характеры героев и общий смысл у него мерцают, двоятся, поди разгадай. Но вот сидевший рядом Константин Райкин, большой, кстати говоря, любитель сценической занимательности, по ходу спектакля ерзал, восторженно реагировал и вздыхал: «Как я соскучился по таким спектаклям!» Надо ли объяснять по каким? Да по тем, где к тексту бережно относятся, каждое слово ценят, понять пытаются, что тут автор имел в виду. Где действие никуда не переносят, а все равно современно выходит. И трюков на сцене не выделывают, на голове не стоят. Где за модой не бегут, в общее русло не вписываются. Похоже, скоро такие спектакли, как «Бесприданница» Фоменко, авангардом называть будут, настолько они не «в струе» сегодня.
Эту пьесу Островского на сцене ставят редко, сколько-нибудь значительного спектакля по ней и не вспомнишь. Зато в кино и старый фильм Протазанова событием был, ну и, конечно, рязановский «Жестокий романс» есть породистые усы Никиты Михалкова, «Мохнатый шмель на душистый хмель» под гитару, такое не скоро забудешь. Фоменко решил поиграть и с тем фильмом, и с другим. Мелодраматический сюжет Островского он поместил где-то между графикой черно-белого кино и лихой театральщиной. Плоские тени на заднике, замирающие в странных, изломанных позах актеры, и тут же - преувеличенные интонации, картинные, оперные мизансцены, нелепые парики на цыганах. Цыгане автором выписаны, гуляку Паратова сопровождают, поют. Как без них? Только как хотите, а сегодня вся эта голосящая вольница страшной вампукой на сцене смотрится. Фоменко еще больше ее усилил, а все ради песен, они тут важную роль играют. В переодетых в тряпье женщинах в огромных черных париках нет привычного и буйного цыганского веселья. И поют они мрачноватую песню на стихи Мандельштама, беду пророчащую. Гротеск на сцене Фоменко всегда любил. В молодости пользовался им открыто-грубо-зримо, теперь с нежностью, едва намечая. Потому, наверное, что за ним горечь скрывается, жизнь погубленная.
Это, конечно, о Карандышеве сказано. Он в этом спектакле едва ли не главное действующее лицо, так крупно и сильно сыгран Евгением Цыгановым. «Я знаю сам, что я смешной человек. Да разве людей казнят за то, что они смешны?» в пьяном угаре выкрикивает неуместный Ларисин жених, и это ключ, которым роль открывается. Цыганов играет человека оскорбленного, бедностью и людьми униженного. Городок-то маленький, в нем все соседи, всех видно. Одни, как Кнуров (Алексей Колубков) и Вожеватов (Андрей Щенников), деловую хватку имеют, успешны, богаты, в себе уверены. А Карандышев неудачник, над ним в лицо смеются. Денег не заработал, в дивный поворот открывшейся вдруг жизни не вписался. Гнетет это его, червем сидит, кровь сосет, вот и выделывается от отчаяния, как может. Он у Цыганова и пошлый, и жалкий до отвращения, и страдающий. Все вместе, не отделить одно от другого.
Впрочем, тут и остальные ничуть не однозначны. Люди все приличные, респектабельные и вкус и чувства имеющие. Кнуров-то Ларису всерьез любит, по-своему страдает, мучается, да вот беда женат, святое ведь дело, в буквальном смысле слова святое. В спектакле и Паратов странен, уж никак на крутого соблазнителя не похож, кого-то точно разочарует. До Никиты Михалкова Илье Любимову далеко, кто бы спорил. Широкие плечи, неотразимо победительная улыбка, «шмель» пресловутый это не про него, у Любимова взгляд остановившийся и тоска в душе. Вроде подлец, с Ларисой ужас как обошелся, а жаль и его. Жизнь-то кончена, отпел свое, отгулял, финита.
С бедной героиней и Фоменко поступил не по правилам. В Интернете, где театралы о спектакле спорят, можно прочитать, что Полина Агуреева никакая не Лариса. Она, мол, девочка, а не роковая женщина, в которую влюбляются до безумия. Написавшие так граждане не сомневаются, какой именно такая женщина быть должна. Не раз видели, канон известен. А у Фоменко при слове «канон», похоже, зубная боль начинается, тут же готов поступить наоборот. Такой уж он озорник. Агуреева здесь и в самом деле девочка, не обольстительница. Только за юной прелестью у нее буйство прячется, время от времени наружу лезет. У этой девочки на лице как будто клеймо вытравлено: беда. И себе, и другим беду несет. У Островского в пьесе она красивый романс поет: «Не искушай меня без нужды », а у Фоменко: «Расскажи, расскажи бродяга, чей ты родом, откуда ты » Вот и она тут бродяга, без рода, без племени, рвется куда-то как помешанная. В последнем акте босая, волосы распущены, отчаянно Паратова домогается, свое требует. Такой и в самом деле смерть избавление. Не всем это понравилось? Ничего страшного. Как сказано в этой пьесе, « один любит арбуз, а другой свиной хрящик».
«Итоги», 15.01.2008
- Лучшие спектакли Москвы по произведениям БулгаковаОльга Романцова, «Культура.рф», 20.04.2021
- «1000 и 1 ночь» в Мастерской Петра Фоменко«Spear's Russia», 9.04.2021
- Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- Танцуя от рая до раяИгорь Вирабов, «Российская газета», 11.10.2020
- «Свободные отношения и современная фем-повестка». В Мастерской Фоменко премьера спектакля «1000 и 1 ночь»Александра Сидорова, «Business FM», 10.10.2020
- 1000 и 1 ночь в Мастерской ФоменкоНаталия Колесова, 9.10.2020
- На ковре-самолёте в бездну страстей: авторская арт-экскурсия Полины Агуреевой в мастерской сказок Петра ФоменкоЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.10.2020
- Полина Агуреева выпускает «ироничное кабуки» об архетипической любвиЕлена Алдашева, «Театр.», 5.10.2020
- Режиссер Евгений Каменькович: «Мне кажется, драматические театры будут вынуждены заниматься интернет-проектами»Ольга Романцова, «Культура», 14.07.2020
- Мастерская и МаргаритаИльдар Сафуанов, «Литературная Россия», 9.11.2018
- Москва изменилась, а люди в ней все те жеЮлия Зу, «Musecube.org», 15.10.2018
- Проклятие вечного покояИлья Голубев, «Artifex.ru», 8.10.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Сила земного притяженияДарья Борисова, «На западе Москвы», 5.10.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Тусовка у ВоландаЕвгения Смехова, «Musecube.org», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра ФоменкоАнна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Где Аннушка разлила масло в новом театральном сезоне?Анна Богатырева, «Porusski.me», 26.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- Мастер и ученикМарина Токарева, «Новая газета», 19.09.2018
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в «Мастерской Фоменко», реж. Федор Малышев и Полина АгурееваВячеслав Шадронов, 18.09.2018
- Не верюАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 16.09.2018
- Полина Агуреева выступит в главной роли в премьере «Мастер и Маргарита»«РИА новости», 12.09.2018
- Осенняя заметка о летнем впечатленииАлексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 19.10.2017
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- Прожженные душиМарина Токарева, «Новая газета», 5.07.2017
- «Мертвые души» и окрестностиДарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- Души прекрасные порывыИгорь Вирабов, «Российская газета», 30.06.2017
- Евгений Цыганов перенял ухватки СобакевичаАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 14.06.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоится премьера спектакля «Души»«РИА Новости», 5.06.2017
- «С каких пор любить свое отечество стало стыдным?»Наталья Витвицкая, «Коммерсантъ Lifestyle», 3.10.2016
- Актер Федор Малышев: «Русскому человеку нужна деструктивная энергия»Татьяна Власова, «www.teatral-online.ru», 22.12.2015
- «Цель творчество само…»Сергей Лебедев, «Современная драматургия», 01.2015
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Премьера на вилле «Отчаяние»Ольга Фукс, «Театральная Афиша», 09.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- Полина Агуреева: Как я угодила в «Яму»Анна Чепурнова, «Труд», 6.06.2014
- 13 персонажей в поисках зрителя. Новая премьера в Мастерской ФоменкоМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 2.06.2014
- «Гиганты горы»: смертельный номерНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 29.04.2014
- Вилла масокРоман Должанский, «Коммерсант», 28.04.2014
- Гиганты горыЕлена Груева, «TimeOut», 9.04.2014
- Есть такой характер!Петр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 12.02.2014
- Предлагаемые обстоятельстваАнна Гордеева, «Where», 11.2013
- Полина Агуреева: «Я перестала бояться ошибаться»Елена Коновалова, «http://krskdaily.ru», 9.09.2013
- Мечта русского трагикаВадим Гаевский, «Экран и Сцена», 2.09.2013
- Полина Агуреева: Температура 38 признак нормального человекаИгорь Вирабов, «Российская газета», 31.12.2012
- Плакать 10 раз в месяцИгорь Вирабов, «Российская газета», 1.11.2012
- Эта нездешняя Полина АгурееваТатьяна Шипилова, «Советская Сибирь», 18.10.2012
- Полина Агуреева: «Это фильм про медленных людей»Дина Радбель, «Труд», 16.10.2012
- «Пять вечеров» в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 17.09.2012
- «За что я люблю Петра Наумовича Фоменко?»Лилия Ященко, «Новые Известия», 13.07.2012
- «Хочу делать только то, что не знаю, как сделать»Светлана Полякова, «Новые Известия», 10.04.2012
- Театральный фестиваль имени Володина: Такие разные «Вечера»Марианна Ухорская, «http://peterburg2.ru», 14.02.2012
- Трижды «Пять вечеров» и «Хлопнем!» на снегу в честь ВолодинаБорис Тух, «http://www.stolitsa.ee», 13.02.2012
- «Пять вечеров»: импрессияДарья Коротаева, «Газета Володинского фестиваля», 10.02.2012
- Пять вечеровАлексей Киселев , «Maptype.com», 01.2012
- Пять вечеровЕлена Нурматова , «Седьмой континент», 09.2011
- Три на четыреОксана Кушляева, «Петербургский театральный журнал, № 3 (65)», 09.2011
- На полюсахМария Хализева, «Экран и Сцена», 29.08.2011
- Театр Мастерская П. Фоменко А. Володин «Пять вечеров»Елена Левинская, «Театральная афиша», 06.2011
- Любить по-советскиАнастасия Вильчи, «Театрал (Новые Театральные Известия)», 06.2011
- Лав-стори на пять вечеровЕлена Стрельникова, «Комсомольская правда», 28.04.2011
- Космос сценыКсения Ларина, «The New Times», 18.04.2011
- Пять вечеровОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 14.04.2011
- Пять вечеровНаталья Витвицкая, «VashDosug.ru», 12.04.2011
- Быт не заелРоман Должанский, «Коммерсант», 8.04.2011
- Выйти замуж за принципИрина Алпатова, «Культура», 7.04.2011
- Соло на красном треугольникеЯна Жиляева, «Эксперт», 4.04.2011
- Такие же, как не мыАлександра Машукова, «Ведомости», 1.04.2011
- Ретро строгого режимаЕлена Дьякова, «Новая газета», 1.04.2011
- Спектакль месяца: Герои «Пяти вечеров» поднялись над землей, как на картинах ШагалаОльга Романцова, «gzt.ru», 31.03.2011
- Пять вечеров в пустом пространствеМарина Давыдова, «Известия», 31.03.2011
- «Пять вечеров» в «Мастерской Петра Фоменко»Марина Шимадина, «OpenSpace.ru», 30.03.2011
- Акробаты и клоунессыДина Годер, «Московские новости», 30.03.2011
- Пять вечеров в формате анимацииМарина Райкина, «Московский комсомолец», 30.03.2011
- Танец в хрущёвкеАнтон Хитров, «Около. Арт-Журнал», 29.03.2011
- Мы хотим сделать «дурацкий театр»Светлана Полякова, «TimeOut», 28.03.2011
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет премьеру спектакля «Пять вечеров»«Российская газета», 28.03.2011
- И в глазах засияли бриллианты
Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Искушение успехомОльга Галахова, «Станиславский, № 2 (17)», 02.2008
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Полина Агуреева: «Главное быть внутренне готовой к любви»Любовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Фоменковцы отпраздновали новосельеЛюбовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- Ни любви, ни тоски, ни жалостиЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 25.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Чужая земляАлиса Никольская, «Взгляд», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Полина Агуреева: Актриса с приданымОлеся Якунина, «Ваш досуг», 17.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилокВера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Полина Агуреева: "Я люблю жесткость"Елена Груева, «TimeOut», 14.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- К Фоменко повалил зрительЕвгения Белоглазова, «Московский корреспондент», 8.01.2008
- Искушение золотыми идоламиОльга Галахова, «Дом Актера», 01.2008
- Новоселье с ОстровскимСергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 28.12.2007
- «Суета не мой путь»Катерина Антонова, «Театральные Новые известия», 09.2007
- Театр без выходаЕкатерина Васенина, «Новая газета», 15.01.2007
- Возможность трагедии в «Июле»Марина Токарева, «Московские новости», 8.12.2006
- Рождение трагедии из духаМарина Давыдова, «Известия», 30.11.2006
- Мой ласковый и нежный маньякВлада Гончарова, «Независимая газета», 29.11.2006
- Барышня с большой дорогиОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 28.11.2006
- Марина Тимашева: «Новая театральная кулинария»Марина Тимашева, «Радио «Свобода»», 28.11.2006
- Погода была ужасная, принцесса была прекраснаяГлеб Ситковский, «Газета.ру (Gzt.Ru)», 28.11.2006
- Год начинается с «Июля»Алена Солнцева, «Время новостей», 28.11.2006
- Барышня и маньяк«Итоги», 27.11.2006
- Как я съел медсеструРоман Должанский, «Коммерсант», 27.11.2006
- Санитарка как едаДина Годер, «Газета.ру (Gzt.Ru)», 24.11.2006
- Семейные ценности (отрывок)«Harper's Bazaar», 10.2006
- Иван Вырыпаев, драматург и кинорежиссер: «Не хочу показаться сумасшедшим, но я жду эпоху Возрождения»Марина Давыдова, Игорь Потапов, «Известия», 4.09.2006
- Двое мужчин и одна репетицияЕкатерина Васенина, ««Новая газета»», 28.11.2005
- Фоменки доказали теорему Ферма, а русский музей ожилЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.06.2003
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Homo ludensОльга Галахова, «Литературная газета», 4.11.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Толстой. Мир без войныОльга Игнатюк, «Россия», 22.03.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- Завтра была войнаМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Шпрехопера в трех актахАлексей Парин, 03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Всесильный бог деталейАлена Солнцева, «Время новостей», 19.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- «Одна абсолютно счастливая деревня» в постановке Петра Фоменко«Культура», 28.12.2000
- Наш городокМарина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 22», 12.2000
- Нестерпимая легкость бытия, или Вся русская антропологияОлег Дуленин, «Знамя, № 10», 10.2000
- Биография камня, реки, человекаМарина Тимашева, «Первое сентября», 23.09.2000
- В воскресение на войнуТатьяна Вайзер, «Литературная газета», 2.08.2000
- Деревня, где всегда войнаНина Агишева, «Московские новости», 18.07.2000
- Сельская сага Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Труд», 13.07.2000
- Фоменки играют счастьеИрина Дементьева, «Общая газета», 6.07.2000
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Взлетайте, бабоньки!Ольга Галахова, «Независимая газета», 29.06.2000
- Одна абсолютно счастливая деревняДина Годер, «Итоги», 27.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Ради этого и придумали театрОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- Лучезарное коромыслоАлена Солнцева, «Время новостей», 23.06.2000
- Седьмой континентЛариса Юсипова, «Ведомости», 23.06.2000
- Нежный реализмМайа Одина, «Сегодня», 22.06.2000
- «Счастливая деревня» в Мастерской Петра ФоменкоЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.06.2000
- Одна абсолютно театральная деревняИгорь Овчинников, «Вести.ру», 22.06.2000
- Петр Фоменко подался в деревнюОльга Романцова, «Век», 21.06.2000
- История подождет сначала про коровуИрина Корнеева, «Время МН», 21.06.2000
- Счастливый театрАлексей Филиппов, «Известия», 20.06.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- Один абсолютно театральный вечерАлексей Чанцев, «Театр», 2000
- Счастливые людиОльга Романцова, «Планета Красота», 2000
- Стеклянное счастье«Алфавит, № 29», 2000
- Объяснение в любвиПолина Богданова, «Современная драматургия», 2000