Родом из одержимых
«Бесприданница». Мастерская Петра Фоменко
Долгожданное новоселье театра совпало с долгожданной премьерой пьесы Островского, поставить которую Фоменко задумал еще несколько лет назад. «Бесприданница» спектакль большой формы, хотя и нынешний, новый зал театра рассчитан все же не на тысячу мест, а на четыреста. Но этот спектакль наследует по форме «Трем сестрам», где и декорации большие, и расстояние от актеров до зрительских глаз иное, не камерное. Однажды и навсегда полюбив режиссера за «семейное счастие» человечности, за филигранные ближние планы, где играет каждый вздох, каждый поворот женского плечика, где тончайшие нюансы сливаются в неподражаемые воздушные кантилены, по инерции ждешь всего этого и от нынешней постановки. Но здесь все не то. Огромный мост (художник Владимир Максимов), задник, где сначала «гобеленовый» вид волжского городка, а затем и вовсе сумеречное небо с лунной дорожкой, могут, признаться, даже отпугнуть своей какой-то нарочитой декоративностью. Невыразимо длинная экспозиция, где мужчины неспешно попивают утренний чай и обсуждают грядущее замужество Ларисы Огудаловой, тоже расхолаживает. В этой экспозиции вместо привычных у Фоменко тонких подробностей взаимоотношений видится лишь тягучий традиционализм. Но вот появляются цыганки, и начинается совсем другая история.
Да цыганки ли они, эти темноватые бродяжки с хриплыми голосками и странноватыми песнями? Не ведьмы ли, не порождение ли тинистых волжских заводей, принявших в свое лоно не одну только несчастную Катерину Кабанову, но потенциальное множество девиц Островского, обладательниц горячего сердца и живого воображения? И вот уже перед нами тоненькая, с пухлыми губками и небрежно заплетенной косичкой Лариса Полины Агуреевой. Такая и рук не заломит, и романс «А напоследок я скажу» ни за что не споет. Ее коронный номер «Расскажи, расскажи, бродяга, чей ты родом, откуда ты?». Повадка у нее девичья, порывистая, снаружи бравада, внутри натянутая струна, которая вот-вот оборвется.
И вообще она из одержимых, из тех, кому самой с собой не сладить.
Выбор исполнительницы заглавной роли имеет здесь решающее значение. Совершенно очевидно, что режиссеру нужна не просто красивая и талантливая актриса, но та, в которой скрыт полуребенок-полузверек, речное дитя с душевными безднами. Агуреева Лариса, решившись стать женой жалкого Карандышева, просится на волю, в деревню, и не только потому, что боится новой встречи с возлюбленным Паратовым, а и потому, что ей воздуха хочется. Потому что душно, сил нет. Этой героине не хватает шага, чтобы с обрыва и в воду. Впрочем, внутренние связи «Бесприданницы» с «Грозой» очевидны, но в театре и в кино Огудалову все больше играют томной красавицей, вероятно, оттого, что романсы поет и на гитаре играет. А агуреевская героиня недалеко ушла от тех цыганок, тоже без роду, без племени, тоже воздух любит. Сперва она вообще в деревенской рубашонке бегает, с лукошком, держит Карандышева за руку и норовит таким манером пройти с ним по жизни, как по лесной опушке. Все одно, на другую жизнь средств нет, а так хоть чисто. Но богатые покровители приоденут ее к празднику в какой-то сногсшибательный серебристый сак (костюмы Марии Даниловой), и она станет похожа на Адриенну Лекуврер кинешемского уезда. Тема театра медленно и верно входит в спектакль Фоменко и внезапными картинными позами, и теми самыми малеванными задниками, и теневыми силуэтами, которые доигрывают то, чему Островский не дал словесного обеспечения. Там, на освещенном изнутри полотне, возникают похожие на дагеротипы фигуры персонажей пьесы живут себе, поживают, имеют профили и абрисы, но лишены объема. Мать Ларисы, которую играет Наталия Курдюбова, тоже по-своему театральна, вместо привычного мещанского колорита ей подарен режиссером намек на непростое прошлое, некий декадансный излом, черная гамма и тонкая в мундштуке папироска.
Мужское население спектакля и это тоже принципиальный момент явно не выразительно. Самый объемный тут Карандышев Евгений Цыганов. Его объем это масштаб человека-опечатки, неталантливо сосредоточенного на своей незамысловатой жизни. Ларису он явно любит, но все равно не видит в упор, даже через свои толстые очки, потому что его, так же, как и других мужчин, занимает собственное мелкое тщеславие. Правда, его-то жаль. Он ведь хорош собой и мог бы стать героем-любовником, кабы не бедность. Роль сыграна так, что не столько он сам жалок, сколько жалко его самого, ибо и унижен, и влюблен, и все это подлинно, не игрушки. Богач Кнуров Алексей Колбуков вроде бы тоже любит Ларису искренне, правда, в рамках своего привилегированного положения. И даже Паратов Илья Любимов в сцене, предшествующей гибели героини, проявляет если не любовь, то, по крайней мере, искреннюю страсть. Но ни тому, ни другому, ни третьему (довольно циничному Вожеватову Андрею Щенникову) не дано ни шанса на какую-нибудь человеческую значительность. «Блаародное» предложение Кнурова Ларисе пойти к нему в содержанки заканчивается тем, что герой спотыкается на лестнице и плюхается наземь, как мешок с мусором. Паратов же - красивый, статный, голосистый, но вместе с тем отчетливо мелкий, неяркий, будто не всамделишный. Не «мохнатый шмель» это уж точно. И вообще в какой-то момент закрадывается подозрение, что и его, любезного, просто придумала себе на полном безрыбье эта девушка с «горячим сердцем» Параши (из одноименной пьесы Островского) или с необузданным воображением Катерины (см. «Грозу»).
Молодому поколению фоменок выпало сыграть на новоселье куда более дикую и жесткую историю, чем играли те, прежние, прославившие первый призыв мастерской. Вспоминая милые кудряшки агуреевской Наташи Ростовой в «Войне и мире» или ее девичье декольте, куда импровизатор из «Египетских ночей» макал свое вдохновенное поэтическое перо, осознаешь, как девочка вырастает в трагическую актрису. Процесс пока не завершен, и ее Ларису временами сносит в детскость, в легкомыслие травести, но дорога-то ясна. Песня про бродягу спета с таким диким отчаянием, а финальные предсмертные слова сказаны с таким ощущением бездны, что забыть это трудно. Такую поэзию темного омута, такую тоску по человечности и такую тотальную нелюбовь здесь еще не играли. Играли как раз человечность во всех возможных ее спектрах. А события за стенами маленькой мастерской неумолимо меняли сам воздух жизни. И новые стены театра возводились слишком долго да в непрестанной борьбе. Вот и получился к новоселью совсем другой Островский. Про жажду любви, для которой не осталось ни места, ни времени.
Да цыганки ли они, эти темноватые бродяжки с хриплыми голосками и странноватыми песнями? Не ведьмы ли, не порождение ли тинистых волжских заводей, принявших в свое лоно не одну только несчастную Катерину Кабанову, но потенциальное множество девиц Островского, обладательниц горячего сердца и живого воображения? И вот уже перед нами тоненькая, с пухлыми губками и небрежно заплетенной косичкой Лариса Полины Агуреевой. Такая и рук не заломит, и романс «А напоследок я скажу» ни за что не споет. Ее коронный номер «Расскажи, расскажи, бродяга, чей ты родом, откуда ты?». Повадка у нее девичья, порывистая, снаружи бравада, внутри натянутая струна, которая вот-вот оборвется.
И вообще она из одержимых, из тех, кому самой с собой не сладить.
Выбор исполнительницы заглавной роли имеет здесь решающее значение. Совершенно очевидно, что режиссеру нужна не просто красивая и талантливая актриса, но та, в которой скрыт полуребенок-полузверек, речное дитя с душевными безднами. Агуреева Лариса, решившись стать женой жалкого Карандышева, просится на волю, в деревню, и не только потому, что боится новой встречи с возлюбленным Паратовым, а и потому, что ей воздуха хочется. Потому что душно, сил нет. Этой героине не хватает шага, чтобы с обрыва и в воду. Впрочем, внутренние связи «Бесприданницы» с «Грозой» очевидны, но в театре и в кино Огудалову все больше играют томной красавицей, вероятно, оттого, что романсы поет и на гитаре играет. А агуреевская героиня недалеко ушла от тех цыганок, тоже без роду, без племени, тоже воздух любит. Сперва она вообще в деревенской рубашонке бегает, с лукошком, держит Карандышева за руку и норовит таким манером пройти с ним по жизни, как по лесной опушке. Все одно, на другую жизнь средств нет, а так хоть чисто. Но богатые покровители приоденут ее к празднику в какой-то сногсшибательный серебристый сак (костюмы Марии Даниловой), и она станет похожа на Адриенну Лекуврер кинешемского уезда. Тема театра медленно и верно входит в спектакль Фоменко и внезапными картинными позами, и теми самыми малеванными задниками, и теневыми силуэтами, которые доигрывают то, чему Островский не дал словесного обеспечения. Там, на освещенном изнутри полотне, возникают похожие на дагеротипы фигуры персонажей пьесы живут себе, поживают, имеют профили и абрисы, но лишены объема. Мать Ларисы, которую играет Наталия Курдюбова, тоже по-своему театральна, вместо привычного мещанского колорита ей подарен режиссером намек на непростое прошлое, некий декадансный излом, черная гамма и тонкая в мундштуке папироска.
Мужское население спектакля и это тоже принципиальный момент явно не выразительно. Самый объемный тут Карандышев Евгений Цыганов. Его объем это масштаб человека-опечатки, неталантливо сосредоточенного на своей незамысловатой жизни. Ларису он явно любит, но все равно не видит в упор, даже через свои толстые очки, потому что его, так же, как и других мужчин, занимает собственное мелкое тщеславие. Правда, его-то жаль. Он ведь хорош собой и мог бы стать героем-любовником, кабы не бедность. Роль сыграна так, что не столько он сам жалок, сколько жалко его самого, ибо и унижен, и влюблен, и все это подлинно, не игрушки. Богач Кнуров Алексей Колбуков вроде бы тоже любит Ларису искренне, правда, в рамках своего привилегированного положения. И даже Паратов Илья Любимов в сцене, предшествующей гибели героини, проявляет если не любовь, то, по крайней мере, искреннюю страсть. Но ни тому, ни другому, ни третьему (довольно циничному Вожеватову Андрею Щенникову) не дано ни шанса на какую-нибудь человеческую значительность. «Блаародное» предложение Кнурова Ларисе пойти к нему в содержанки заканчивается тем, что герой спотыкается на лестнице и плюхается наземь, как мешок с мусором. Паратов же - красивый, статный, голосистый, но вместе с тем отчетливо мелкий, неяркий, будто не всамделишный. Не «мохнатый шмель» это уж точно. И вообще в какой-то момент закрадывается подозрение, что и его, любезного, просто придумала себе на полном безрыбье эта девушка с «горячим сердцем» Параши (из одноименной пьесы Островского) или с необузданным воображением Катерины (см. «Грозу»).
Молодому поколению фоменок выпало сыграть на новоселье куда более дикую и жесткую историю, чем играли те, прежние, прославившие первый призыв мастерской. Вспоминая милые кудряшки агуреевской Наташи Ростовой в «Войне и мире» или ее девичье декольте, куда импровизатор из «Египетских ночей» макал свое вдохновенное поэтическое перо, осознаешь, как девочка вырастает в трагическую актрису. Процесс пока не завершен, и ее Ларису временами сносит в детскость, в легкомыслие травести, но дорога-то ясна. Песня про бродягу спета с таким диким отчаянием, а финальные предсмертные слова сказаны с таким ощущением бездны, что забыть это трудно. Такую поэзию темного омута, такую тоску по человечности и такую тотальную нелюбовь здесь еще не играли. Играли как раз человечность во всех возможных ее спектрах. А события за стенами маленькой мастерской неумолимо меняли сам воздух жизни. И новые стены театра возводились слишком долго да в непрестанной борьбе. Вот и получился к новоселью совсем другой Островский. Про жажду любви, для которой не осталось ни места, ни времени.
Наталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Лучшие спектакли Москвы по произведениям БулгаковаОльга Романцова, «Культура.рф», 20.04.2021
- «1000 и 1 ночь» в Мастерской Петра Фоменко«Spear's Russia», 9.04.2021
- Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- Танцуя от рая до раяИгорь Вирабов, «Российская газета», 11.10.2020
- «Свободные отношения и современная фем-повестка». В Мастерской Фоменко премьера спектакля «1000 и 1 ночь»Александра Сидорова, «Business FM», 10.10.2020
- 1000 и 1 ночь в Мастерской ФоменкоНаталия Колесова, 9.10.2020
- На ковре-самолёте в бездну страстей: авторская арт-экскурсия Полины Агуреевой в мастерской сказок Петра ФоменкоЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.10.2020
- Полина Агуреева выпускает «ироничное кабуки» об архетипической любвиЕлена Алдашева, «Театр.», 5.10.2020
- Режиссер Евгений Каменькович: «Мне кажется, драматические театры будут вынуждены заниматься интернет-проектами»Ольга Романцова, «Культура», 14.07.2020
- Мастерская и МаргаритаИльдар Сафуанов, «Литературная Россия», 9.11.2018
- Москва изменилась, а люди в ней все те жеЮлия Зу, «Musecube.org», 15.10.2018
- Проклятие вечного покояИлья Голубев, «Artifex.ru», 8.10.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Сила земного притяженияДарья Борисова, «На западе Москвы», 5.10.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Тусовка у ВоландаЕвгения Смехова, «Musecube.org», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра ФоменкоАнна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Где Аннушка разлила масло в новом театральном сезоне?Анна Богатырева, «Porusski.me», 26.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- Мастер и ученикМарина Токарева, «Новая газета», 19.09.2018
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в «Мастерской Фоменко», реж. Федор Малышев и Полина АгурееваВячеслав Шадронов, 18.09.2018
- Не верюАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 16.09.2018
- Полина Агуреева выступит в главной роли в премьере «Мастер и Маргарита»«РИА новости», 12.09.2018
- Осенняя заметка о летнем впечатленииАлексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 19.10.2017
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- Прожженные душиМарина Токарева, «Новая газета», 5.07.2017
- «Мертвые души» и окрестностиДарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- Души прекрасные порывыИгорь Вирабов, «Российская газета», 30.06.2017
- Евгений Цыганов перенял ухватки СобакевичаАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 14.06.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоится премьера спектакля «Души»«РИА Новости», 5.06.2017
- «С каких пор любить свое отечество стало стыдным?»Наталья Витвицкая, «Коммерсантъ Lifestyle», 3.10.2016
- Актер Федор Малышев: «Русскому человеку нужна деструктивная энергия»Татьяна Власова, «www.teatral-online.ru», 22.12.2015
- «Цель творчество само…»Сергей Лебедев, «Современная драматургия», 01.2015
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Премьера на вилле «Отчаяние»Ольга Фукс, «Театральная Афиша», 09.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- Полина Агуреева: Как я угодила в «Яму»Анна Чепурнова, «Труд», 6.06.2014
- 13 персонажей в поисках зрителя. Новая премьера в Мастерской ФоменкоМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 2.06.2014
- «Гиганты горы»: смертельный номерНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 29.04.2014
- Вилла масокРоман Должанский, «Коммерсант», 28.04.2014
- Гиганты горыЕлена Груева, «TimeOut», 9.04.2014
- Есть такой характер!Петр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 12.02.2014
- Предлагаемые обстоятельстваАнна Гордеева, «Where», 11.2013
- Полина Агуреева: «Я перестала бояться ошибаться»Елена Коновалова, «http://krskdaily.ru», 9.09.2013
- Мечта русского трагикаВадим Гаевский, «Экран и Сцена», 2.09.2013
- Полина Агуреева: Температура 38 признак нормального человекаИгорь Вирабов, «Российская газета», 31.12.2012
- Плакать 10 раз в месяцИгорь Вирабов, «Российская газета», 1.11.2012
- Эта нездешняя Полина АгурееваТатьяна Шипилова, «Советская Сибирь», 18.10.2012
- Полина Агуреева: «Это фильм про медленных людей»Дина Радбель, «Труд», 16.10.2012
- «Пять вечеров» в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 17.09.2012
- «За что я люблю Петра Наумовича Фоменко?»Лилия Ященко, «Новые Известия», 13.07.2012
- «Хочу делать только то, что не знаю, как сделать»Светлана Полякова, «Новые Известия», 10.04.2012
- Театральный фестиваль имени Володина: Такие разные «Вечера»Марианна Ухорская, «http://peterburg2.ru», 14.02.2012
- Трижды «Пять вечеров» и «Хлопнем!» на снегу в честь ВолодинаБорис Тух, «http://www.stolitsa.ee», 13.02.2012
- «Пять вечеров»: импрессияДарья Коротаева, «Газета Володинского фестиваля», 10.02.2012
- Пять вечеровАлексей Киселев , «Maptype.com», 01.2012
- Пять вечеровЕлена Нурматова , «Седьмой континент», 09.2011
- Три на четыреОксана Кушляева, «Петербургский театральный журнал, № 3 (65)», 09.2011
- На полюсахМария Хализева, «Экран и Сцена», 29.08.2011
- Театр Мастерская П. Фоменко А. Володин «Пять вечеров»Елена Левинская, «Театральная афиша», 06.2011
- Любить по-советскиАнастасия Вильчи, «Театрал (Новые Театральные Известия)», 06.2011
- Лав-стори на пять вечеровЕлена Стрельникова, «Комсомольская правда», 28.04.2011
- Космос сценыКсения Ларина, «The New Times», 18.04.2011
- Пять вечеровОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 14.04.2011
- Пять вечеровНаталья Витвицкая, «VashDosug.ru», 12.04.2011
- Быт не заелРоман Должанский, «Коммерсант», 8.04.2011
- Выйти замуж за принципИрина Алпатова, «Культура», 7.04.2011
- Соло на красном треугольникеЯна Жиляева, «Эксперт», 4.04.2011
- Такие же, как не мыАлександра Машукова, «Ведомости», 1.04.2011
- Ретро строгого режимаЕлена Дьякова, «Новая газета», 1.04.2011
- Спектакль месяца: Герои «Пяти вечеров» поднялись над землей, как на картинах ШагалаОльга Романцова, «gzt.ru», 31.03.2011
- Пять вечеров в пустом пространствеМарина Давыдова, «Известия», 31.03.2011
- «Пять вечеров» в «Мастерской Петра Фоменко»Марина Шимадина, «OpenSpace.ru», 30.03.2011
- Акробаты и клоунессыДина Годер, «Московские новости», 30.03.2011
- Пять вечеров в формате анимацииМарина Райкина, «Московский комсомолец», 30.03.2011
- Танец в хрущёвкеАнтон Хитров, «Около. Арт-Журнал», 29.03.2011
- Мы хотим сделать «дурацкий театр»Светлана Полякова, «TimeOut», 28.03.2011
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет премьеру спектакля «Пять вечеров»«Российская газета», 28.03.2011
- И в глазах засияли бриллианты
Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Искушение успехомОльга Галахова, «Станиславский, № 2 (17)», 02.2008
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Полина Агуреева: «Главное быть внутренне готовой к любви»Любовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Фоменковцы отпраздновали новосельеЛюбовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- Ни любви, ни тоски, ни жалостиЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 25.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Чужая земляАлиса Никольская, «Взгляд», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Полина Агуреева: Актриса с приданымОлеся Якунина, «Ваш досуг», 17.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилокВера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Полина Агуреева: "Я люблю жесткость"Елена Груева, «TimeOut», 14.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- К Фоменко повалил зрительЕвгения Белоглазова, «Московский корреспондент», 8.01.2008
- Искушение золотыми идоламиОльга Галахова, «Дом Актера», 01.2008
- Новоселье с ОстровскимСергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 28.12.2007
- «Суета не мой путь»Катерина Антонова, «Театральные Новые известия», 09.2007
- Театр без выходаЕкатерина Васенина, «Новая газета», 15.01.2007
- Возможность трагедии в «Июле»Марина Токарева, «Московские новости», 8.12.2006
- Рождение трагедии из духаМарина Давыдова, «Известия», 30.11.2006
- Мой ласковый и нежный маньякВлада Гончарова, «Независимая газета», 29.11.2006
- Барышня с большой дорогиОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 28.11.2006
- Марина Тимашева: «Новая театральная кулинария»Марина Тимашева, «Радио «Свобода»», 28.11.2006
- Погода была ужасная, принцесса была прекраснаяГлеб Ситковский, «Газета.ру (Gzt.Ru)», 28.11.2006
- Год начинается с «Июля»Алена Солнцева, «Время новостей», 28.11.2006
- Барышня и маньяк«Итоги», 27.11.2006
- Как я съел медсеструРоман Должанский, «Коммерсант», 27.11.2006
- Санитарка как едаДина Годер, «Газета.ру (Gzt.Ru)», 24.11.2006
- Семейные ценности (отрывок)«Harper's Bazaar», 10.2006
- Иван Вырыпаев, драматург и кинорежиссер: «Не хочу показаться сумасшедшим, но я жду эпоху Возрождения»Марина Давыдова, Игорь Потапов, «Известия», 4.09.2006
- Двое мужчин и одна репетицияЕкатерина Васенина, ««Новая газета»», 28.11.2005
- Фоменки доказали теорему Ферма, а русский музей ожилЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.06.2003
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Homo ludensОльга Галахова, «Литературная газета», 4.11.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Толстой. Мир без войныОльга Игнатюк, «Россия», 22.03.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- Завтра была войнаМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Шпрехопера в трех актахАлексей Парин, 03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Всесильный бог деталейАлена Солнцева, «Время новостей», 19.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- «Одна абсолютно счастливая деревня» в постановке Петра Фоменко«Культура», 28.12.2000
- Наш городокМарина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 22», 12.2000
- Нестерпимая легкость бытия, или Вся русская антропологияОлег Дуленин, «Знамя, № 10», 10.2000
- Биография камня, реки, человекаМарина Тимашева, «Первое сентября», 23.09.2000
- В воскресение на войнуТатьяна Вайзер, «Литературная газета», 2.08.2000
- Деревня, где всегда войнаНина Агишева, «Московские новости», 18.07.2000
- Сельская сага Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Труд», 13.07.2000
- Фоменки играют счастьеИрина Дементьева, «Общая газета», 6.07.2000
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Взлетайте, бабоньки!Ольга Галахова, «Независимая газета», 29.06.2000
- Одна абсолютно счастливая деревняДина Годер, «Итоги», 27.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Ради этого и придумали театрОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- Лучезарное коромыслоАлена Солнцева, «Время новостей», 23.06.2000
- Седьмой континентЛариса Юсипова, «Ведомости», 23.06.2000
- Нежный реализмМайа Одина, «Сегодня», 22.06.2000
- «Счастливая деревня» в Мастерской Петра ФоменкоЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.06.2000
- Одна абсолютно театральная деревняИгорь Овчинников, «Вести.ру», 22.06.2000
- Петр Фоменко подался в деревнюОльга Романцова, «Век», 21.06.2000
- История подождет сначала про коровуИрина Корнеева, «Время МН», 21.06.2000
- Счастливый театрАлексей Филиппов, «Известия», 20.06.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- Один абсолютно театральный вечерАлексей Чанцев, «Театр», 2000
- Счастливые людиОльга Романцова, «Планета Красота», 2000
- Стеклянное счастье«Алфавит, № 29», 2000
- Объяснение в любвиПолина Богданова, «Современная драматургия», 2000