Пять вечеров в пустом пространстве
Виктор Рыжаков стал одной из главных фигур московской театральной жизни совсем недавно, и это в общем-то несправедливо, учитывая, что он уже разменял шестой десяток. На его счету постановки пьес Ивана Вырыпаева, каждая из которых становилась для Москвы, а иногда и для всей Европы важным событием. Но как-то так получалось, что их режиссер волшебным образом оставался в тени собственных работ. Мы говорили «Кислород», подразумевали Вырыпаев. А про Рыжакова отчего-то забывали. Вот наконец вспомнили. Наконец он вышел из тени. И приглашение на постановку в «Мастерскую Петра Фоменко» конечно, одна из явных примет его признания.
Театральный стиль Рыжакова не то чтобы уникален, но для российской жизни как-то нехарактерен. Он один из редких режиссеров, одновременно и находящихся в фарватере новой драмы, и умеющих работать с артистами «по школе», то есть на них, артистов, опираясь и в них растворяясь. Тут надо бы вспомнить, что Рыжаков не только режиссер, но и педагог со стажем он преподает в Школе-студии МХАТ и проводит мастер-классы по всему миру.
Зрителям нравится смотреть спектакли Рыжакова (и у меня лично нет сомнений, что «Пять вечеров» будут пользоваться в «Мастерской» стабильным и законным успехом), а исполнителям наверняка нравится с ним работать: он остроумен, изобретателен и щедро одаривает артистов кунштюками. В «Пяти вечерах» они произносят текст, то забравшись на ступеньки декорации, то повиснув на ней вниз головой, то зависнув в немыслимой позе в дверном проеме. Они ни одной минуты не находятся в статике, едва ли не каждое предложение пьесы подкреплено тут неким выразительным трюком. Спектакль играется бодро, весело и быстро. Час сорок и закончилась пьеса Володина.
Но удивительное дело. При моей искренней любви к Рыжакову и его работам и ничуть не меньшей симпатии к занятым в «Пяти вечерах» артистам (тут все хороши, а Полина Агуреева, как всегда, великолепна) от спектакля остается ощущение какой-то пустоты. Вроде и на вкус приятно, и с виду симпатично, но совсем уж не калорийно. Вроде и наговорили с три короба, а по сути ничего и не сказали.
Я вижу в случившемся системную ошибку. Виктор Рыжаков явно попытался поставить пьесу Володина так, как привык ставить новую драму. Ему показалось, что она новодрамовским пьесам соприродна, что ее можно открыть теми же ключами, которыми он открыл не так давно пьесу Сергея Медведева «Парикмахерша» (этот блистательный спектакль, поставленный в венгерском городе Дебрецен, по справедливости получил одну из главных наград венгерского театрального смотра, аналога нашей «Золотой маски»). Выяснилось, что не соприродна.
Ибо в новой драме тонкие переливы психологических состояний не играют сколько-нибудь решающей роли, так же как светотень в полотнах Матисса. Это вовсе не значит, что Матисс плохой художник. Просто в его живописи важны иные качества и свойства. Вот и в новой драме тоже нет светотени. Характеры в ней, как правило, просто обозначаются. Один-два штриха и готов портрет, и дальше ты уже оперируешь им, как некоей данностью. Дальше в ход идут кунштюки мимика, музыка, гимнастика. Пьеса Володина сделана иначе, она находится в фарватере классической драматургии, для которой именно сложность, неуловимость характера и важна.
Во всяком случае, таковы главные герои «Пяти вечеров», оттеняемые у Володина фарсовой (двумерной) фигурой работницей продмага Зойкой. В спектакле «Мастерской» не только Зойка, уморительно сыгранная Евгенией Дмитриевой, но и вообще все герои немножечко шаржированы и в общем-то двумерны. В первой сцене, где Тома (Полина Агуреева) делает зарядку под звуки остроумно аранжированных «Валенок» Лидии Руслановой, она так смешно вертит бедрами, что сразу понятно личная жизнь у женщины не задалась. В первый же момент, когда Катя (Яна Гладких) выходит на сцену, мы понимаем, что она эксцентричная милашка (а заодно видим, что Яна Гладких очень способная актриса, вероятно, будущая звезда). Но по большому счету больше ничего о них мы так и не узнаем. Да и Игорь Гордин (Ильин), который отчего-то играет тут с чудовищными «фефектами фикции», тоже не сильно разнообразит свою актерскую палитру. Ну такой весельчак-неудачник, способный однако ж на сильное чувство
Но главная ошибка, на мой взгляд, состоит в том, что Виктор Рыжаков постарался рассказать в «Пяти вечерах» некую вечную историю любви. Он уверил себя, что пьесу Володина можно извлечь из обстоятельств места и времени и лишить терпкого запаха эпохи, ибо эпохи приходят и уходят, а чувства они на все времена. Выяснилось, что вне конкретных примет эпохи пьеса Володина теряет свою ценность. Она становится очередной вариацией на тему «пришел мужчина к женщине». Не хуже многих других вариаций, но и не лучше. Обстоятельства места и времени неотторжимы от нее. Они и есть ее соль и ее калории.
Все фразы героев про работу на «Красном треугольнике», про то, что Маркса надо перечитать, и даже финальная: «Только бы не было войны!» падают тут в пустоту. Какой войны? Какого Маркса? Какой еще, к черту, треугольник? Все подтексты (ведь ясно же, что главный ее герой не просто шофером на Севере работал, он срок в сталинских лагерях отбывал) куда-то улетучиваются. Но вне этих подтекстов персонажи Володина превращаются всего лишь в персонажей забавного мелодраматического фарса. Он талантливо придуман и чудесно сыгран. Но он имеет к пьесе все же отдаленное отношение. Ибо главный ее герой это, как ни крути, время. Оно прожито, но не изжито. И без него «Пять вечеров» все же, увы, не сыграешь.
Театральный стиль Рыжакова не то чтобы уникален, но для российской жизни как-то нехарактерен. Он один из редких режиссеров, одновременно и находящихся в фарватере новой драмы, и умеющих работать с артистами «по школе», то есть на них, артистов, опираясь и в них растворяясь. Тут надо бы вспомнить, что Рыжаков не только режиссер, но и педагог со стажем он преподает в Школе-студии МХАТ и проводит мастер-классы по всему миру.
Зрителям нравится смотреть спектакли Рыжакова (и у меня лично нет сомнений, что «Пять вечеров» будут пользоваться в «Мастерской» стабильным и законным успехом), а исполнителям наверняка нравится с ним работать: он остроумен, изобретателен и щедро одаривает артистов кунштюками. В «Пяти вечерах» они произносят текст, то забравшись на ступеньки декорации, то повиснув на ней вниз головой, то зависнув в немыслимой позе в дверном проеме. Они ни одной минуты не находятся в статике, едва ли не каждое предложение пьесы подкреплено тут неким выразительным трюком. Спектакль играется бодро, весело и быстро. Час сорок и закончилась пьеса Володина.
Но удивительное дело. При моей искренней любви к Рыжакову и его работам и ничуть не меньшей симпатии к занятым в «Пяти вечерах» артистам (тут все хороши, а Полина Агуреева, как всегда, великолепна) от спектакля остается ощущение какой-то пустоты. Вроде и на вкус приятно, и с виду симпатично, но совсем уж не калорийно. Вроде и наговорили с три короба, а по сути ничего и не сказали.
Я вижу в случившемся системную ошибку. Виктор Рыжаков явно попытался поставить пьесу Володина так, как привык ставить новую драму. Ему показалось, что она новодрамовским пьесам соприродна, что ее можно открыть теми же ключами, которыми он открыл не так давно пьесу Сергея Медведева «Парикмахерша» (этот блистательный спектакль, поставленный в венгерском городе Дебрецен, по справедливости получил одну из главных наград венгерского театрального смотра, аналога нашей «Золотой маски»). Выяснилось, что не соприродна.
Ибо в новой драме тонкие переливы психологических состояний не играют сколько-нибудь решающей роли, так же как светотень в полотнах Матисса. Это вовсе не значит, что Матисс плохой художник. Просто в его живописи важны иные качества и свойства. Вот и в новой драме тоже нет светотени. Характеры в ней, как правило, просто обозначаются. Один-два штриха и готов портрет, и дальше ты уже оперируешь им, как некоей данностью. Дальше в ход идут кунштюки мимика, музыка, гимнастика. Пьеса Володина сделана иначе, она находится в фарватере классической драматургии, для которой именно сложность, неуловимость характера и важна.
Во всяком случае, таковы главные герои «Пяти вечеров», оттеняемые у Володина фарсовой (двумерной) фигурой работницей продмага Зойкой. В спектакле «Мастерской» не только Зойка, уморительно сыгранная Евгенией Дмитриевой, но и вообще все герои немножечко шаржированы и в общем-то двумерны. В первой сцене, где Тома (Полина Агуреева) делает зарядку под звуки остроумно аранжированных «Валенок» Лидии Руслановой, она так смешно вертит бедрами, что сразу понятно личная жизнь у женщины не задалась. В первый же момент, когда Катя (Яна Гладких) выходит на сцену, мы понимаем, что она эксцентричная милашка (а заодно видим, что Яна Гладких очень способная актриса, вероятно, будущая звезда). Но по большому счету больше ничего о них мы так и не узнаем. Да и Игорь Гордин (Ильин), который отчего-то играет тут с чудовищными «фефектами фикции», тоже не сильно разнообразит свою актерскую палитру. Ну такой весельчак-неудачник, способный однако ж на сильное чувство
Но главная ошибка, на мой взгляд, состоит в том, что Виктор Рыжаков постарался рассказать в «Пяти вечерах» некую вечную историю любви. Он уверил себя, что пьесу Володина можно извлечь из обстоятельств места и времени и лишить терпкого запаха эпохи, ибо эпохи приходят и уходят, а чувства они на все времена. Выяснилось, что вне конкретных примет эпохи пьеса Володина теряет свою ценность. Она становится очередной вариацией на тему «пришел мужчина к женщине». Не хуже многих других вариаций, но и не лучше. Обстоятельства места и времени неотторжимы от нее. Они и есть ее соль и ее калории.
Все фразы героев про работу на «Красном треугольнике», про то, что Маркса надо перечитать, и даже финальная: «Только бы не было войны!» падают тут в пустоту. Какой войны? Какого Маркса? Какой еще, к черту, треугольник? Все подтексты (ведь ясно же, что главный ее герой не просто шофером на Севере работал, он срок в сталинских лагерях отбывал) куда-то улетучиваются. Но вне этих подтекстов персонажи Володина превращаются всего лишь в персонажей забавного мелодраматического фарса. Он талантливо придуман и чудесно сыгран. Но он имеет к пьесе все же отдаленное отношение. Ибо главный ее герой это, как ни крути, время. Оно прожито, но не изжито. И без него «Пять вечеров» все же, увы, не сыграешь.
Марина Давыдова, «Известия», 31.03.2011
- Лучшие спектакли Москвы по произведениям БулгаковаОльга Романцова, «Культура.рф», 20.04.2021
- «1000 и 1 ночь» в Мастерской Петра Фоменко«Spear's Russia», 9.04.2021
- Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- Танцуя от рая до раяИгорь Вирабов, «Российская газета», 11.10.2020
- «Свободные отношения и современная фем-повестка». В Мастерской Фоменко премьера спектакля «1000 и 1 ночь»Александра Сидорова, «Business FM», 10.10.2020
- 1000 и 1 ночь в Мастерской ФоменкоНаталия Колесова, 9.10.2020
- На ковре-самолёте в бездну страстей: авторская арт-экскурсия Полины Агуреевой в мастерской сказок Петра ФоменкоЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.10.2020
- Полина Агуреева выпускает «ироничное кабуки» об архетипической любвиЕлена Алдашева, «Театр.», 5.10.2020
- Режиссер Евгений Каменькович: «Мне кажется, драматические театры будут вынуждены заниматься интернет-проектами»Ольга Романцова, «Культура», 14.07.2020
- Мастерская и МаргаритаИльдар Сафуанов, «Литературная Россия», 9.11.2018
- Москва изменилась, а люди в ней все те жеЮлия Зу, «Musecube.org», 15.10.2018
- Проклятие вечного покояИлья Голубев, «Artifex.ru», 8.10.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Сила земного притяженияДарья Борисова, «На западе Москвы», 5.10.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Тусовка у ВоландаЕвгения Смехова, «Musecube.org», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра ФоменкоАнна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Где Аннушка разлила масло в новом театральном сезоне?Анна Богатырева, «Porusski.me», 26.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- Мастер и ученикМарина Токарева, «Новая газета», 19.09.2018
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в «Мастерской Фоменко», реж. Федор Малышев и Полина АгурееваВячеслав Шадронов, 18.09.2018
- Не верюАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 16.09.2018
- Полина Агуреева выступит в главной роли в премьере «Мастер и Маргарита»«РИА новости», 12.09.2018
- Осенняя заметка о летнем впечатленииАлексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 19.10.2017
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- Прожженные душиМарина Токарева, «Новая газета», 5.07.2017
- «Мертвые души» и окрестностиДарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- Души прекрасные порывыИгорь Вирабов, «Российская газета», 30.06.2017
- Евгений Цыганов перенял ухватки СобакевичаАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 14.06.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоится премьера спектакля «Души»«РИА Новости», 5.06.2017
- «С каких пор любить свое отечество стало стыдным?»Наталья Витвицкая, «Коммерсантъ Lifestyle», 3.10.2016
- Актер Федор Малышев: «Русскому человеку нужна деструктивная энергия»Татьяна Власова, «www.teatral-online.ru», 22.12.2015
- «Цель творчество само…»Сергей Лебедев, «Современная драматургия», 01.2015
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Премьера на вилле «Отчаяние»Ольга Фукс, «Театральная Афиша», 09.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- Полина Агуреева: Как я угодила в «Яму»Анна Чепурнова, «Труд», 6.06.2014
- 13 персонажей в поисках зрителя. Новая премьера в Мастерской ФоменкоМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 2.06.2014
- «Гиганты горы»: смертельный номерНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 29.04.2014
- Вилла масокРоман Должанский, «Коммерсант», 28.04.2014
- Гиганты горыЕлена Груева, «TimeOut», 9.04.2014
- Есть такой характер!Петр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 12.02.2014
- Предлагаемые обстоятельстваАнна Гордеева, «Where», 11.2013
- Полина Агуреева: «Я перестала бояться ошибаться»Елена Коновалова, «http://krskdaily.ru», 9.09.2013
- Мечта русского трагикаВадим Гаевский, «Экран и Сцена», 2.09.2013
- Полина Агуреева: Температура 38 признак нормального человекаИгорь Вирабов, «Российская газета», 31.12.2012
- Плакать 10 раз в месяцИгорь Вирабов, «Российская газета», 1.11.2012
- Эта нездешняя Полина АгурееваТатьяна Шипилова, «Советская Сибирь», 18.10.2012
- Полина Агуреева: «Это фильм про медленных людей»Дина Радбель, «Труд», 16.10.2012
- «Пять вечеров» в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 17.09.2012
- «За что я люблю Петра Наумовича Фоменко?»Лилия Ященко, «Новые Известия», 13.07.2012
- «Хочу делать только то, что не знаю, как сделать»Светлана Полякова, «Новые Известия», 10.04.2012
- Театральный фестиваль имени Володина: Такие разные «Вечера»Марианна Ухорская, «http://peterburg2.ru», 14.02.2012
- Трижды «Пять вечеров» и «Хлопнем!» на снегу в честь ВолодинаБорис Тух, «http://www.stolitsa.ee», 13.02.2012
- «Пять вечеров»: импрессияДарья Коротаева, «Газета Володинского фестиваля», 10.02.2012
- Пять вечеровАлексей Киселев , «Maptype.com», 01.2012
- Пять вечеровЕлена Нурматова , «Седьмой континент», 09.2011
- Три на четыреОксана Кушляева, «Петербургский театральный журнал, № 3 (65)», 09.2011
- На полюсахМария Хализева, «Экран и Сцена», 29.08.2011
- Театр Мастерская П. Фоменко А. Володин «Пять вечеров»Елена Левинская, «Театральная афиша», 06.2011
- Любить по-советскиАнастасия Вильчи, «Театрал (Новые Театральные Известия)», 06.2011
- Лав-стори на пять вечеровЕлена Стрельникова, «Комсомольская правда», 28.04.2011
- Космос сценыКсения Ларина, «The New Times», 18.04.2011
- Пять вечеровОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 14.04.2011
- Пять вечеровНаталья Витвицкая, «VashDosug.ru», 12.04.2011
- Быт не заелРоман Должанский, «Коммерсант», 8.04.2011
- Выйти замуж за принципИрина Алпатова, «Культура», 7.04.2011
- Соло на красном треугольникеЯна Жиляева, «Эксперт», 4.04.2011
- Такие же, как не мыАлександра Машукова, «Ведомости», 1.04.2011
- Ретро строгого режимаЕлена Дьякова, «Новая газета», 1.04.2011
- Спектакль месяца: Герои «Пяти вечеров» поднялись над землей, как на картинах ШагалаОльга Романцова, «gzt.ru», 31.03.2011
- Пять вечеров в пустом пространствеМарина Давыдова, «Известия», 31.03.2011
- «Пять вечеров» в «Мастерской Петра Фоменко»Марина Шимадина, «OpenSpace.ru», 30.03.2011
- Акробаты и клоунессыДина Годер, «Московские новости», 30.03.2011
- Пять вечеров в формате анимацииМарина Райкина, «Московский комсомолец», 30.03.2011
- Танец в хрущёвкеАнтон Хитров, «Около. Арт-Журнал», 29.03.2011
- Мы хотим сделать «дурацкий театр»Светлана Полякова, «TimeOut», 28.03.2011
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет премьеру спектакля «Пять вечеров»«Российская газета», 28.03.2011
- И в глазах засияли бриллианты
Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Искушение успехомОльга Галахова, «Станиславский, № 2 (17)», 02.2008
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Полина Агуреева: «Главное быть внутренне готовой к любви»Любовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Фоменковцы отпраздновали новосельеЛюбовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- Ни любви, ни тоски, ни жалостиЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 25.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Чужая земляАлиса Никольская, «Взгляд», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Полина Агуреева: Актриса с приданымОлеся Якунина, «Ваш досуг», 17.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилокВера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Полина Агуреева: "Я люблю жесткость"Елена Груева, «TimeOut», 14.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- К Фоменко повалил зрительЕвгения Белоглазова, «Московский корреспондент», 8.01.2008
- Искушение золотыми идоламиОльга Галахова, «Дом Актера», 01.2008
- Новоселье с ОстровскимСергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 28.12.2007
- «Суета не мой путь»Катерина Антонова, «Театральные Новые известия», 09.2007
- Театр без выходаЕкатерина Васенина, «Новая газета», 15.01.2007
- Возможность трагедии в «Июле»Марина Токарева, «Московские новости», 8.12.2006
- Рождение трагедии из духаМарина Давыдова, «Известия», 30.11.2006
- Мой ласковый и нежный маньякВлада Гончарова, «Независимая газета», 29.11.2006
- Барышня с большой дорогиОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 28.11.2006
- Марина Тимашева: «Новая театральная кулинария»Марина Тимашева, «Радио «Свобода»», 28.11.2006
- Погода была ужасная, принцесса была прекраснаяГлеб Ситковский, «Газета.ру (Gzt.Ru)», 28.11.2006
- Год начинается с «Июля»Алена Солнцева, «Время новостей», 28.11.2006
- Барышня и маньяк«Итоги», 27.11.2006
- Как я съел медсеструРоман Должанский, «Коммерсант», 27.11.2006
- Санитарка как едаДина Годер, «Газета.ру (Gzt.Ru)», 24.11.2006
- Семейные ценности (отрывок)«Harper's Bazaar», 10.2006
- Иван Вырыпаев, драматург и кинорежиссер: «Не хочу показаться сумасшедшим, но я жду эпоху Возрождения»Марина Давыдова, Игорь Потапов, «Известия», 4.09.2006
- Двое мужчин и одна репетицияЕкатерина Васенина, ««Новая газета»», 28.11.2005
- Фоменки доказали теорему Ферма, а русский музей ожилЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.06.2003
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Homo ludensОльга Галахова, «Литературная газета», 4.11.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Толстой. Мир без войныОльга Игнатюк, «Россия», 22.03.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- Завтра была войнаМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Шпрехопера в трех актахАлексей Парин, 03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Всесильный бог деталейАлена Солнцева, «Время новостей», 19.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- «Одна абсолютно счастливая деревня» в постановке Петра Фоменко«Культура», 28.12.2000
- Наш городокМарина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 22», 12.2000
- Нестерпимая легкость бытия, или Вся русская антропологияОлег Дуленин, «Знамя, № 10», 10.2000
- Биография камня, реки, человекаМарина Тимашева, «Первое сентября», 23.09.2000
- В воскресение на войнуТатьяна Вайзер, «Литературная газета», 2.08.2000
- Деревня, где всегда войнаНина Агишева, «Московские новости», 18.07.2000
- Сельская сага Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Труд», 13.07.2000
- Фоменки играют счастьеИрина Дементьева, «Общая газета», 6.07.2000
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Взлетайте, бабоньки!Ольга Галахова, «Независимая газета», 29.06.2000
- Одна абсолютно счастливая деревняДина Годер, «Итоги», 27.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Ради этого и придумали театрОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- Лучезарное коромыслоАлена Солнцева, «Время новостей», 23.06.2000
- Седьмой континентЛариса Юсипова, «Ведомости», 23.06.2000
- Нежный реализмМайа Одина, «Сегодня», 22.06.2000
- «Счастливая деревня» в Мастерской Петра ФоменкоЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.06.2000
- Одна абсолютно театральная деревняИгорь Овчинников, «Вести.ру», 22.06.2000
- Петр Фоменко подался в деревнюОльга Романцова, «Век», 21.06.2000
- История подождет сначала про коровуИрина Корнеева, «Время МН», 21.06.2000
- Счастливый театрАлексей Филиппов, «Известия», 20.06.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- Один абсолютно театральный вечерАлексей Чанцев, «Театр», 2000
- Счастливые людиОльга Романцова, «Планета Красота», 2000
- Стеклянное счастье«Алфавит, № 29», 2000
- Объяснение в любвиПолина Богданова, «Современная драматургия», 2000