На полюсах
После премьеры
Три самых значительных спектакля конца московского сезона 2010-2011 годов поставлены режиссерами одного поколения Виктором Рыжаковым, Юрием Бутусовым и Сергеем Женовачом. Премьеры «Пяти вечеров» А. М. Володина в «Мастерской Петра Фоменко», «Чайки» А. П. Чехова в «Сатириконе» и «Брата Ивана Федоровича» по 11-й книге романа «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского в «Студии театрального искусства» были сыграны весной почти одна за другой. Сергей Женовач и Юрий Бутусов выбрали для постановки произведения хрестоматийные, Виктор Рыжаков взялся за драматургию Александра Володина с твердым ощущением, что и это несомненная классика, классика прошлого века («Пять вечеров» датированы 1959 годом). Меж тем, общего у этих работ не просто мало спектакли разительно несхожи, в каждом со всей отчетливостью проступают годами и десятилетиями формировавшиеся эстетические принципы их постановщиков.
Как говорят, режиссерская инсценировка «Брата Ивана Федоровича», продолжающая линию «СТИ», начатую спектаклем «Мальчики», но весьма жесткая по взгляду на героев, во многом рождалась прямо на репетициях. Кстати, брат Иван, выведенный Женовачом в заглавие, сумел обойти брата Дмитрия до сих пор не воплощен режиссером давний замысел «Исповедь горячего сердца» по тому же роману Достоевского, ставящий в центр повествования Митю Карамазова. Эта работа предполагалась когда-то в планах МХТ, но не сложилось, ждет своего часа. А вот восемь сценических диалогов, «парных» разговоров, ожиданию суда над Митей посвященных, возникли стремительно и были погружены постановщиком и художником Александром Боровским в гнетущую полутьму, сквозь которую едва различаешь фигуры, лица, облачения. Пробиваются только вереницы слов, подчас беспощадных до предела.
Видя замершую на деревянной скамье спиной к нам женскую фигуру, силуэт которой выражает обреченность и скорбь, предполагаешь, что действие происходит в звенящей тишине храма, в темной глубине которого сокрыты кафедра и алтарь. Оттого и разговоры ведутся приглушенными голосами, а головы повернуты к нам лишь вполоборота. Впрочем, диалоги негромки только по форме, а по сути они вопиют, голосят о том, как туманно и страшно бытие вот этих молодых простодушных людей, запутавшихся в идеях навязчивых и разрушительных. Пожалуй, хрипловатый захлебывающийся рассказ Грушеньки (Мария Шашлова) о Мите или со злым задором выплевываемое Алеше юной Лизой Хохлаковой (Мария Курденевич) заставляют оцепенеть гораздо сильнее, нежели беседа Ивана (Игорь Лизенгевич) с чертом, изысканно и отстраненно названным тут Гость Ивана Федоровича (Сергей Качанов), или с криво улыбающимся Смердяковым (Сергей Аброскин). Режиссер с редкой смелостью заглядывает в человеческие бездны, так что причины внешней сдержанности этой работы коренятся именно в необыкновенной целеустремленности такого прочтения. То, что мнилось церковью, лишь однажды в финале озаренное светом, окажется залом суда, преддверием которого и становится спектакль.
Сергей Женовач, кажется, уже давно равнодушен к театральным эффектам, куда важнее ему вчитывание в авторский текст и в литературный контекст, выстраивание определенной и чрезвычайно значимой литературоуважительной, литературобоготворящей линии его театра. Свою задачу он чаще всего видит в «сценической организации текста». Не раз уже приходилось писать о его сознательном и последовательном режиссерском самоотречении. Впрочем, ему оно видится не жертвой, а единственно возможным, органически необходимым подходом к постановке того или иного произведения, будь то Лесков или Диккенс, Достоевский или Чехов.
В случае Юрия Бутусова ни о каком самоотречении и речи нет. Пьесу Чехова он самозабвенно вспарывает и препарирует (его шекспировские постановки в «Сатириконе» кажутся на этом фоне чуть ли не верхом академизма), многое позволяя себе и артистам, превращая «Чайку» в лихое действо, воспевающее и одновременно сводящее счеты с великим и ужасным Театром как таковым. Периодически врывающийся на сцену режиссер предстает не только созидателем, но и разрушителем, неоднократно в бешеном ритме вседозволенности круша, разрывая и поджигая декорацию.
Отнюдь не всему в театре, о чем мечталось и что репетировалось, суждено быть воплощенным вот почему на героев «Чайки» обреченно взирают рассаженные в самых непредсказуемых местах круглолицые пупсы еще только задуманные образы и несыгранные роли. Ирины Николаевны Аркадиной ли, Нины Михайловны Заречной ли? Или каждого из сатириконовских исполнителей (Агриппина Стеклова, Лика Нифонтова, Полина Райкина, Тимофей Трибунцев, Денис Суханов, Владимир Большов и другие), как в омут бросившихся в головокружительную бутусовскую затею, вылившуюся в 4 завораживающих действия с 3 антрактами общей продолжительностью не меньше четырех с половиной часов. (Подробнее о «Чайке» Юрия Бутусова см. рецензии Ольги Егошиной и Марии Львовой в № 9, 2011.)
Стройная режиссура Виктора Рыжакова лишена как ненавязчивого учительства Сергея Женовача, так и исповедального разгула Юрия Бутусова. Его «Пять вечеров» разворачиваются в им же придуманном, очень тесном, очень подвижном и очень функциональном пространстве. Не теряя примет своего времени, пьеса Володина предстает как вневременная, повествующая о самых простых истинах. Не слишком замысловатые драматургические реплики звучат здесь поэзией, открытая сентиментальность топится в скороговорке, а само действие встречи и расставания происходит в дверном проеме, на юру, на сквозняке, между здесь и там. В этой постановке всего в меру скрипучие, взвизгивающие, почти старческие, а оттого чуть гротескные интонации Тамары (необыкновенно смелое и талант-ливое исполнение Полины Агуреевой), ее стародевичьи наряды, прическа и походка уравновешиваются долгими страдальческими взглядами этой трагической клоунессы, упрямой обреченностью, с которой, потухая на глазах, она рушит устроенный для нее празд-ник. В надрывных движениях рвущегося танца, в выгибающихся назад прыжках и взмахах шарфика, под тревожный аккомпанемент песни «Валенки» она рассказывает историю своего одиночества и безнадежного ожидания. Сцена объяснения крепко вросшей в скованность и самоотречение Тамары и простецкой продавщицы Зои (актриса Малого театра Евгения Дмитриева), бьющихся в словесном поединке за Ильина (актер ТЮЗа Игорь Гордин), кажется здесь не менее судьбоносной, чем роковая встреча Аглаи и Настасьи Филипповны в «Идиоте» Достоевского.
В постановке Володина в «Мастерской Фоменко» при всей ее условности много нежных, трагически-нелепых подробностей, строгой ясности и - большая редкость настоящий актерский ансамбль. Хороши тут, пожалуй, все: и приглашенная выпускница Школы-студии МХАТ Яна Гладких (Катя), и стажер «Мастерской» Артем Цуканов (Слава), и актер «Мастерской» Алексей Колубков (Тимофеев). То, как доверчиво клонится, наконец, Тамара к Ильину, как они, застывшие на стульях спинами к нам, пугливо и неумело целуются, забыть невозможно. Финал тонет в оглушительных звуках фортепиано.
Сергей Женовач и Юрий Бутусов видятся на данном этапе театральной истории двумя полюсами, двумя крайностями во взгляде и на литературу, и на театр. Абсолютно своим путем движется в режиссуре и Виктор Рыжаков, понемногу начинающий изменять современной пьесе то с Грибоедовым, то с Астафьевым, то с Володиным (до недавнего времени его сосредоточенность на драматургии Ивана Вырыпаева и новодрамовцев тоже выглядела некоторой крайностью).
Все крайности, однако, привели в этом сезоне к вдохновляющим результатам. Каждое из направлений, стоящих за этими режиссерами, при всей их полярности, оказалось животворящим. Остается только с благодарностью заметить, что двое из них не жалеют своего времени и на театральную педагогику, Юрий Бутусов в свое время тоже отдал ей дань и, возможно, к ней еще обратится.
Как говорят, режиссерская инсценировка «Брата Ивана Федоровича», продолжающая линию «СТИ», начатую спектаклем «Мальчики», но весьма жесткая по взгляду на героев, во многом рождалась прямо на репетициях. Кстати, брат Иван, выведенный Женовачом в заглавие, сумел обойти брата Дмитрия до сих пор не воплощен режиссером давний замысел «Исповедь горячего сердца» по тому же роману Достоевского, ставящий в центр повествования Митю Карамазова. Эта работа предполагалась когда-то в планах МХТ, но не сложилось, ждет своего часа. А вот восемь сценических диалогов, «парных» разговоров, ожиданию суда над Митей посвященных, возникли стремительно и были погружены постановщиком и художником Александром Боровским в гнетущую полутьму, сквозь которую едва различаешь фигуры, лица, облачения. Пробиваются только вереницы слов, подчас беспощадных до предела.
Видя замершую на деревянной скамье спиной к нам женскую фигуру, силуэт которой выражает обреченность и скорбь, предполагаешь, что действие происходит в звенящей тишине храма, в темной глубине которого сокрыты кафедра и алтарь. Оттого и разговоры ведутся приглушенными голосами, а головы повернуты к нам лишь вполоборота. Впрочем, диалоги негромки только по форме, а по сути они вопиют, голосят о том, как туманно и страшно бытие вот этих молодых простодушных людей, запутавшихся в идеях навязчивых и разрушительных. Пожалуй, хрипловатый захлебывающийся рассказ Грушеньки (Мария Шашлова) о Мите или со злым задором выплевываемое Алеше юной Лизой Хохлаковой (Мария Курденевич) заставляют оцепенеть гораздо сильнее, нежели беседа Ивана (Игорь Лизенгевич) с чертом, изысканно и отстраненно названным тут Гость Ивана Федоровича (Сергей Качанов), или с криво улыбающимся Смердяковым (Сергей Аброскин). Режиссер с редкой смелостью заглядывает в человеческие бездны, так что причины внешней сдержанности этой работы коренятся именно в необыкновенной целеустремленности такого прочтения. То, что мнилось церковью, лишь однажды в финале озаренное светом, окажется залом суда, преддверием которого и становится спектакль.
Сергей Женовач, кажется, уже давно равнодушен к театральным эффектам, куда важнее ему вчитывание в авторский текст и в литературный контекст, выстраивание определенной и чрезвычайно значимой литературоуважительной, литературобоготворящей линии его театра. Свою задачу он чаще всего видит в «сценической организации текста». Не раз уже приходилось писать о его сознательном и последовательном режиссерском самоотречении. Впрочем, ему оно видится не жертвой, а единственно возможным, органически необходимым подходом к постановке того или иного произведения, будь то Лесков или Диккенс, Достоевский или Чехов.
В случае Юрия Бутусова ни о каком самоотречении и речи нет. Пьесу Чехова он самозабвенно вспарывает и препарирует (его шекспировские постановки в «Сатириконе» кажутся на этом фоне чуть ли не верхом академизма), многое позволяя себе и артистам, превращая «Чайку» в лихое действо, воспевающее и одновременно сводящее счеты с великим и ужасным Театром как таковым. Периодически врывающийся на сцену режиссер предстает не только созидателем, но и разрушителем, неоднократно в бешеном ритме вседозволенности круша, разрывая и поджигая декорацию.
Отнюдь не всему в театре, о чем мечталось и что репетировалось, суждено быть воплощенным вот почему на героев «Чайки» обреченно взирают рассаженные в самых непредсказуемых местах круглолицые пупсы еще только задуманные образы и несыгранные роли. Ирины Николаевны Аркадиной ли, Нины Михайловны Заречной ли? Или каждого из сатириконовских исполнителей (Агриппина Стеклова, Лика Нифонтова, Полина Райкина, Тимофей Трибунцев, Денис Суханов, Владимир Большов и другие), как в омут бросившихся в головокружительную бутусовскую затею, вылившуюся в 4 завораживающих действия с 3 антрактами общей продолжительностью не меньше четырех с половиной часов. (Подробнее о «Чайке» Юрия Бутусова см. рецензии Ольги Егошиной и Марии Львовой в № 9, 2011.)
Стройная режиссура Виктора Рыжакова лишена как ненавязчивого учительства Сергея Женовача, так и исповедального разгула Юрия Бутусова. Его «Пять вечеров» разворачиваются в им же придуманном, очень тесном, очень подвижном и очень функциональном пространстве. Не теряя примет своего времени, пьеса Володина предстает как вневременная, повествующая о самых простых истинах. Не слишком замысловатые драматургические реплики звучат здесь поэзией, открытая сентиментальность топится в скороговорке, а само действие встречи и расставания происходит в дверном проеме, на юру, на сквозняке, между здесь и там. В этой постановке всего в меру скрипучие, взвизгивающие, почти старческие, а оттого чуть гротескные интонации Тамары (необыкновенно смелое и талант-ливое исполнение Полины Агуреевой), ее стародевичьи наряды, прическа и походка уравновешиваются долгими страдальческими взглядами этой трагической клоунессы, упрямой обреченностью, с которой, потухая на глазах, она рушит устроенный для нее празд-ник. В надрывных движениях рвущегося танца, в выгибающихся назад прыжках и взмахах шарфика, под тревожный аккомпанемент песни «Валенки» она рассказывает историю своего одиночества и безнадежного ожидания. Сцена объяснения крепко вросшей в скованность и самоотречение Тамары и простецкой продавщицы Зои (актриса Малого театра Евгения Дмитриева), бьющихся в словесном поединке за Ильина (актер ТЮЗа Игорь Гордин), кажется здесь не менее судьбоносной, чем роковая встреча Аглаи и Настасьи Филипповны в «Идиоте» Достоевского.
В постановке Володина в «Мастерской Фоменко» при всей ее условности много нежных, трагически-нелепых подробностей, строгой ясности и - большая редкость настоящий актерский ансамбль. Хороши тут, пожалуй, все: и приглашенная выпускница Школы-студии МХАТ Яна Гладких (Катя), и стажер «Мастерской» Артем Цуканов (Слава), и актер «Мастерской» Алексей Колубков (Тимофеев). То, как доверчиво клонится, наконец, Тамара к Ильину, как они, застывшие на стульях спинами к нам, пугливо и неумело целуются, забыть невозможно. Финал тонет в оглушительных звуках фортепиано.
Сергей Женовач и Юрий Бутусов видятся на данном этапе театральной истории двумя полюсами, двумя крайностями во взгляде и на литературу, и на театр. Абсолютно своим путем движется в режиссуре и Виктор Рыжаков, понемногу начинающий изменять современной пьесе то с Грибоедовым, то с Астафьевым, то с Володиным (до недавнего времени его сосредоточенность на драматургии Ивана Вырыпаева и новодрамовцев тоже выглядела некоторой крайностью).
Все крайности, однако, привели в этом сезоне к вдохновляющим результатам. Каждое из направлений, стоящих за этими режиссерами, при всей их полярности, оказалось животворящим. Остается только с благодарностью заметить, что двое из них не жалеют своего времени и на театральную педагогику, Юрий Бутусов в свое время тоже отдал ей дань и, возможно, к ней еще обратится.
Мария Хализева, «Экран и Сцена», 29.08.2011
- Лучшие спектакли Москвы по произведениям БулгаковаОльга Романцова, «Культура.рф», 20.04.2021
- «1000 и 1 ночь» в Мастерской Петра Фоменко«Spear's Russia», 9.04.2021
- Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- Танцуя от рая до раяИгорь Вирабов, «Российская газета», 11.10.2020
- «Свободные отношения и современная фем-повестка». В Мастерской Фоменко премьера спектакля «1000 и 1 ночь»Александра Сидорова, «Business FM», 10.10.2020
- 1000 и 1 ночь в Мастерской ФоменкоНаталия Колесова, 9.10.2020
- На ковре-самолёте в бездну страстей: авторская арт-экскурсия Полины Агуреевой в мастерской сказок Петра ФоменкоЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.10.2020
- Полина Агуреева выпускает «ироничное кабуки» об архетипической любвиЕлена Алдашева, «Театр.», 5.10.2020
- Режиссер Евгений Каменькович: «Мне кажется, драматические театры будут вынуждены заниматься интернет-проектами»Ольга Романцова, «Культура», 14.07.2020
- Мастерская и МаргаритаИльдар Сафуанов, «Литературная Россия», 9.11.2018
- Москва изменилась, а люди в ней все те жеЮлия Зу, «Musecube.org», 15.10.2018
- Проклятие вечного покояИлья Голубев, «Artifex.ru», 8.10.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Сила земного притяженияДарья Борисова, «На западе Москвы», 5.10.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Тусовка у ВоландаЕвгения Смехова, «Musecube.org», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра ФоменкоАнна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Где Аннушка разлила масло в новом театральном сезоне?Анна Богатырева, «Porusski.me», 26.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- Мастер и ученикМарина Токарева, «Новая газета», 19.09.2018
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в «Мастерской Фоменко», реж. Федор Малышев и Полина АгурееваВячеслав Шадронов, 18.09.2018
- Не верюАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 16.09.2018
- Полина Агуреева выступит в главной роли в премьере «Мастер и Маргарита»«РИА новости», 12.09.2018
- Осенняя заметка о летнем впечатленииАлексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 19.10.2017
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- Прожженные душиМарина Токарева, «Новая газета», 5.07.2017
- «Мертвые души» и окрестностиДарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- Души прекрасные порывыИгорь Вирабов, «Российская газета», 30.06.2017
- Евгений Цыганов перенял ухватки СобакевичаАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 14.06.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоится премьера спектакля «Души»«РИА Новости», 5.06.2017
- «С каких пор любить свое отечество стало стыдным?»Наталья Витвицкая, «Коммерсантъ Lifestyle», 3.10.2016
- Актер Федор Малышев: «Русскому человеку нужна деструктивная энергия»Татьяна Власова, «www.teatral-online.ru», 22.12.2015
- «Цель творчество само…»Сергей Лебедев, «Современная драматургия», 01.2015
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Премьера на вилле «Отчаяние»Ольга Фукс, «Театральная Афиша», 09.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- Полина Агуреева: Как я угодила в «Яму»Анна Чепурнова, «Труд», 6.06.2014
- 13 персонажей в поисках зрителя. Новая премьера в Мастерской ФоменкоМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 2.06.2014
- «Гиганты горы»: смертельный номерНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 29.04.2014
- Вилла масокРоман Должанский, «Коммерсант», 28.04.2014
- Гиганты горыЕлена Груева, «TimeOut», 9.04.2014
- Есть такой характер!Петр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 12.02.2014
- Предлагаемые обстоятельстваАнна Гордеева, «Where», 11.2013
- Полина Агуреева: «Я перестала бояться ошибаться»Елена Коновалова, «http://krskdaily.ru», 9.09.2013
- Мечта русского трагикаВадим Гаевский, «Экран и Сцена», 2.09.2013
- Полина Агуреева: Температура 38 признак нормального человекаИгорь Вирабов, «Российская газета», 31.12.2012
- Плакать 10 раз в месяцИгорь Вирабов, «Российская газета», 1.11.2012
- Эта нездешняя Полина АгурееваТатьяна Шипилова, «Советская Сибирь», 18.10.2012
- Полина Агуреева: «Это фильм про медленных людей»Дина Радбель, «Труд», 16.10.2012
- «Пять вечеров» в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 17.09.2012
- «За что я люблю Петра Наумовича Фоменко?»Лилия Ященко, «Новые Известия», 13.07.2012
- «Хочу делать только то, что не знаю, как сделать»Светлана Полякова, «Новые Известия», 10.04.2012
- Театральный фестиваль имени Володина: Такие разные «Вечера»Марианна Ухорская, «http://peterburg2.ru», 14.02.2012
- Трижды «Пять вечеров» и «Хлопнем!» на снегу в честь ВолодинаБорис Тух, «http://www.stolitsa.ee», 13.02.2012
- «Пять вечеров»: импрессияДарья Коротаева, «Газета Володинского фестиваля», 10.02.2012
- Пять вечеровАлексей Киселев , «Maptype.com», 01.2012
- Пять вечеровЕлена Нурматова , «Седьмой континент», 09.2011
- Три на четыреОксана Кушляева, «Петербургский театральный журнал, № 3 (65)», 09.2011
- На полюсахМария Хализева, «Экран и Сцена», 29.08.2011
- Театр Мастерская П. Фоменко А. Володин «Пять вечеров»Елена Левинская, «Театральная афиша», 06.2011
- Любить по-советскиАнастасия Вильчи, «Театрал (Новые Театральные Известия)», 06.2011
- Лав-стори на пять вечеровЕлена Стрельникова, «Комсомольская правда», 28.04.2011
- Космос сценыКсения Ларина, «The New Times», 18.04.2011
- Пять вечеровОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 14.04.2011
- Пять вечеровНаталья Витвицкая, «VashDosug.ru», 12.04.2011
- Быт не заелРоман Должанский, «Коммерсант», 8.04.2011
- Выйти замуж за принципИрина Алпатова, «Культура», 7.04.2011
- Соло на красном треугольникеЯна Жиляева, «Эксперт», 4.04.2011
- Такие же, как не мыАлександра Машукова, «Ведомости», 1.04.2011
- Ретро строгого режимаЕлена Дьякова, «Новая газета», 1.04.2011
- Спектакль месяца: Герои «Пяти вечеров» поднялись над землей, как на картинах ШагалаОльга Романцова, «gzt.ru», 31.03.2011
- Пять вечеров в пустом пространствеМарина Давыдова, «Известия», 31.03.2011
- «Пять вечеров» в «Мастерской Петра Фоменко»Марина Шимадина, «OpenSpace.ru», 30.03.2011
- Акробаты и клоунессыДина Годер, «Московские новости», 30.03.2011
- Пять вечеров в формате анимацииМарина Райкина, «Московский комсомолец», 30.03.2011
- Танец в хрущёвкеАнтон Хитров, «Около. Арт-Журнал», 29.03.2011
- Мы хотим сделать «дурацкий театр»Светлана Полякова, «TimeOut», 28.03.2011
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет премьеру спектакля «Пять вечеров»«Российская газета», 28.03.2011
- И в глазах засияли бриллианты
Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Искушение успехомОльга Галахова, «Станиславский, № 2 (17)», 02.2008
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Полина Агуреева: «Главное быть внутренне готовой к любви»Любовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Фоменковцы отпраздновали новосельеЛюбовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- Ни любви, ни тоски, ни жалостиЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 25.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Чужая земляАлиса Никольская, «Взгляд», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Полина Агуреева: Актриса с приданымОлеся Якунина, «Ваш досуг», 17.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилокВера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Полина Агуреева: "Я люблю жесткость"Елена Груева, «TimeOut», 14.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- К Фоменко повалил зрительЕвгения Белоглазова, «Московский корреспондент», 8.01.2008
- Искушение золотыми идоламиОльга Галахова, «Дом Актера», 01.2008
- Новоселье с ОстровскимСергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 28.12.2007
- «Суета не мой путь»Катерина Антонова, «Театральные Новые известия», 09.2007
- Театр без выходаЕкатерина Васенина, «Новая газета», 15.01.2007
- Возможность трагедии в «Июле»Марина Токарева, «Московские новости», 8.12.2006
- Рождение трагедии из духаМарина Давыдова, «Известия», 30.11.2006
- Мой ласковый и нежный маньякВлада Гончарова, «Независимая газета», 29.11.2006
- Барышня с большой дорогиОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 28.11.2006
- Марина Тимашева: «Новая театральная кулинария»Марина Тимашева, «Радио «Свобода»», 28.11.2006
- Погода была ужасная, принцесса была прекраснаяГлеб Ситковский, «Газета.ру (Gzt.Ru)», 28.11.2006
- Год начинается с «Июля»Алена Солнцева, «Время новостей», 28.11.2006
- Барышня и маньяк«Итоги», 27.11.2006
- Как я съел медсеструРоман Должанский, «Коммерсант», 27.11.2006
- Санитарка как едаДина Годер, «Газета.ру (Gzt.Ru)», 24.11.2006
- Семейные ценности (отрывок)«Harper's Bazaar», 10.2006
- Иван Вырыпаев, драматург и кинорежиссер: «Не хочу показаться сумасшедшим, но я жду эпоху Возрождения»Марина Давыдова, Игорь Потапов, «Известия», 4.09.2006
- Двое мужчин и одна репетицияЕкатерина Васенина, ««Новая газета»», 28.11.2005
- Фоменки доказали теорему Ферма, а русский музей ожилЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.06.2003
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Homo ludensОльга Галахова, «Литературная газета», 4.11.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Толстой. Мир без войныОльга Игнатюк, «Россия», 22.03.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- Завтра была войнаМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Шпрехопера в трех актахАлексей Парин, 03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Всесильный бог деталейАлена Солнцева, «Время новостей», 19.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- «Одна абсолютно счастливая деревня» в постановке Петра Фоменко«Культура», 28.12.2000
- Наш городокМарина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 22», 12.2000
- Нестерпимая легкость бытия, или Вся русская антропологияОлег Дуленин, «Знамя, № 10», 10.2000
- Биография камня, реки, человекаМарина Тимашева, «Первое сентября», 23.09.2000
- В воскресение на войнуТатьяна Вайзер, «Литературная газета», 2.08.2000
- Деревня, где всегда войнаНина Агишева, «Московские новости», 18.07.2000
- Сельская сага Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Труд», 13.07.2000
- Фоменки играют счастьеИрина Дементьева, «Общая газета», 6.07.2000
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Взлетайте, бабоньки!Ольга Галахова, «Независимая газета», 29.06.2000
- Одна абсолютно счастливая деревняДина Годер, «Итоги», 27.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Ради этого и придумали театрОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- Лучезарное коромыслоАлена Солнцева, «Время новостей», 23.06.2000
- Седьмой континентЛариса Юсипова, «Ведомости», 23.06.2000
- Нежный реализмМайа Одина, «Сегодня», 22.06.2000
- «Счастливая деревня» в Мастерской Петра ФоменкоЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.06.2000
- Одна абсолютно театральная деревняИгорь Овчинников, «Вести.ру», 22.06.2000
- Петр Фоменко подался в деревнюОльга Романцова, «Век», 21.06.2000
- История подождет сначала про коровуИрина Корнеева, «Время МН», 21.06.2000
- Счастливый театрАлексей Филиппов, «Известия», 20.06.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- Один абсолютно театральный вечерАлексей Чанцев, «Театр», 2000
- Счастливые людиОльга Романцова, «Планета Красота», 2000
- Стеклянное счастье«Алфавит, № 29», 2000
- Объяснение в любвиПолина Богданова, «Современная драматургия», 2000