«Пять вечеров» в Мастерской Петра Фоменко
Пьесы, написанные советскими «неблагонадежными» драматургами 50-60 годов Александром Володиным, Виктором Розовым, Леонидом Зориным, казалось, не приживутся во времени новейшем. Уж слишком тексты этих авторов привязаны к реалиям другой жизни. Однако театральная реальность последних сезонов опровергает подобные опасения.
«Варшавскую мелодию» Леонида Зорина играют в Театре на Малой Бронной с аншлагами четвертый сезон, та же пьеса с успехом идет в Малом драматическом в Санкт-Петербурге. В конце сентября Мастерская ЦДР (арт-директор Марат Гацалов) проведет лабораторию по драматургии Виктора Розова, где молодые режиссеры предложат эскизы спектаклей по пьесам этого автора.
Из года в год в северной столице проходит фестиваль володинской драматургии, куда съезжаются театры из всей России. В прошлом сезоне в Мастерской Петра Фоменко Виктор Рыжаков выпустил спектакль по пьесе Александра Володина «Пять вечеров».
Этот список можно было бы и продолжить. Почему же оказывается востребованной эта драматургия? Один из вариантов ответа потому, что у театра есть потребность в человеческом, сердечном. Мы научились раздевать человека, исследовать природу его комплексов. Оказалось сложнее взглянуть на человека, у которого, помимо тела, есть душа, которая ищет счастья.
Виктор Рыжаков, режиссер, который открыл нам драматургию Ивана Вырыпаева, и имеет вкус к новой драме, вдруг сдвинул свой интерес к драматургии Александра Володина. Дело не только в том, что Виктор еще и один из арт-директоров фестиваля «Пять вечеров» им. А. Володина в Питере. Скорее, режиссер, посмотрев разные постановки, дозрел до выяснения отношений с володинской драматургией.
Спектакль Рыжакова у «фоменок» устанавливает свою дистанцию со временем, с типом героев, со строем чувств людей тех лет. Виктор ставит не просто текст, а разбирается с той эпохой. Ему не слишком важны политические подтексты, в частности, тот момент, что Ильин возвращается в Москву из ссылки. Ему интересен человек, в котором поселился страх жить.
Равно как интересна режиссеру и Тамара, полюбившая Ильина в еще студенческие годы. Это женщина, которая боится своих чувств. Ей проще жить в клише социума: говорить о работе, о своем племяннике, практически усыновленном ею, поскольку родители его погибли. Тамару играет в спектакле Полина Агуреева, Ильина Игорь Гордин.
Сначала кажется, что заявленный прием контрапункта пластики и слова умозрителен и неорганичен. Актеры ломаются, слова отлетают от них, и кажется, что эти режиссерские кунштюки будут мешать актерам. Однако именно этот прием намеренного разрыва между словом и телом актера взрывает текст Володина и приводит к впечатляющему результату.
Глубинная природа страха перед собственными чувствами охватывает всех участников драмы. Они не просто говорят не то, что чувствуют, а порой говорят прямо противоположное.
Вот Ильин появился в доме Тамары. Она предлагает ему остаться на три дня и три ночи у нее в доме, прекрасно понимая всю степень деликатности такого предложения. Она замирает: вдруг он уйдет? Но, собирая остатки воли в кулачок, скрывая дрожь в голосе, верещит своим тоненьким голоском: «Впрочем, я уговаривать вас не собираюсь».
Рыжаков обнажает страхи героев выразительной мизансценой. Они разговаривают через дверь, не видя друг друга, но мы видим то, что хотят скрыть оба. Видим, как сильно она хочет, чтобы он остался.
Разговоры о заводе, о коммунизме, о письмах Маркса вся эта фразеология времени есть шелуха, но в нее, тем не менее, поверили наивные души. Такой Тамаре, которую играет Агуреева, пристало бы читать поэзию серебряного века, а она вопросительно щебечет: любят ли его рабочие? Ей бы носить шелковые чулки, а Тамара то и дело подтягивает свои грубые нитяные они предательски собираются гармошкой. Ей бы надевать изящные платья, а она изображает из себя рабочего человека и носит что-то наподобие рабочей униформы. Единственное, что себе позволяет Тамара Агуреевой шиньон размером едва ли не с нее саму. Шиньон тщательно пришпилен к ее аккуратной прелестной головке, что делает ее чуть смешной, чуть нелепой, какой-то беззащитной, маленькой и хрупкой.
Полина Агуреева играет выше всех похвал: актриса насыщает роль нюансами, оправдывает все сложные задачи, которые ставит ей режиссер.
Вот только-только за накрытым столом она ворковала про рабочий класс, отчаянно скрывая свои чувства, но Ильин Гордина, утомленный прелюдией советской дискуссии, пресекает ее воробьиное забалтывание. Грубо, как шофер, и бережно, как влюбленный человек, берет он на руки свою Тому. Та и не сопротивляется, но и ставит свой акцент, изображая Одетту, белого лебедя. Ей нужен сталинский фасад классического приличия.
Они преодолеют порог, и квартиры, и своих собственных запретов.
Сядут вдвоем, и просто-просто она скажет ему, что поедет за ним на край света и не вспомнит в этот момент ни про рабочий класс, ни про письма Маркса.
«Варшавскую мелодию» Леонида Зорина играют в Театре на Малой Бронной с аншлагами четвертый сезон, та же пьеса с успехом идет в Малом драматическом в Санкт-Петербурге. В конце сентября Мастерская ЦДР (арт-директор Марат Гацалов) проведет лабораторию по драматургии Виктора Розова, где молодые режиссеры предложат эскизы спектаклей по пьесам этого автора.
Из года в год в северной столице проходит фестиваль володинской драматургии, куда съезжаются театры из всей России. В прошлом сезоне в Мастерской Петра Фоменко Виктор Рыжаков выпустил спектакль по пьесе Александра Володина «Пять вечеров».
Этот список можно было бы и продолжить. Почему же оказывается востребованной эта драматургия? Один из вариантов ответа потому, что у театра есть потребность в человеческом, сердечном. Мы научились раздевать человека, исследовать природу его комплексов. Оказалось сложнее взглянуть на человека, у которого, помимо тела, есть душа, которая ищет счастья.
Виктор Рыжаков, режиссер, который открыл нам драматургию Ивана Вырыпаева, и имеет вкус к новой драме, вдруг сдвинул свой интерес к драматургии Александра Володина. Дело не только в том, что Виктор еще и один из арт-директоров фестиваля «Пять вечеров» им. А. Володина в Питере. Скорее, режиссер, посмотрев разные постановки, дозрел до выяснения отношений с володинской драматургией.
Спектакль Рыжакова у «фоменок» устанавливает свою дистанцию со временем, с типом героев, со строем чувств людей тех лет. Виктор ставит не просто текст, а разбирается с той эпохой. Ему не слишком важны политические подтексты, в частности, тот момент, что Ильин возвращается в Москву из ссылки. Ему интересен человек, в котором поселился страх жить.
Равно как интересна режиссеру и Тамара, полюбившая Ильина в еще студенческие годы. Это женщина, которая боится своих чувств. Ей проще жить в клише социума: говорить о работе, о своем племяннике, практически усыновленном ею, поскольку родители его погибли. Тамару играет в спектакле Полина Агуреева, Ильина Игорь Гордин.
Сначала кажется, что заявленный прием контрапункта пластики и слова умозрителен и неорганичен. Актеры ломаются, слова отлетают от них, и кажется, что эти режиссерские кунштюки будут мешать актерам. Однако именно этот прием намеренного разрыва между словом и телом актера взрывает текст Володина и приводит к впечатляющему результату.
Глубинная природа страха перед собственными чувствами охватывает всех участников драмы. Они не просто говорят не то, что чувствуют, а порой говорят прямо противоположное.
Вот Ильин появился в доме Тамары. Она предлагает ему остаться на три дня и три ночи у нее в доме, прекрасно понимая всю степень деликатности такого предложения. Она замирает: вдруг он уйдет? Но, собирая остатки воли в кулачок, скрывая дрожь в голосе, верещит своим тоненьким голоском: «Впрочем, я уговаривать вас не собираюсь».
Рыжаков обнажает страхи героев выразительной мизансценой. Они разговаривают через дверь, не видя друг друга, но мы видим то, что хотят скрыть оба. Видим, как сильно она хочет, чтобы он остался.
Разговоры о заводе, о коммунизме, о письмах Маркса вся эта фразеология времени есть шелуха, но в нее, тем не менее, поверили наивные души. Такой Тамаре, которую играет Агуреева, пристало бы читать поэзию серебряного века, а она вопросительно щебечет: любят ли его рабочие? Ей бы носить шелковые чулки, а Тамара то и дело подтягивает свои грубые нитяные они предательски собираются гармошкой. Ей бы надевать изящные платья, а она изображает из себя рабочего человека и носит что-то наподобие рабочей униформы. Единственное, что себе позволяет Тамара Агуреевой шиньон размером едва ли не с нее саму. Шиньон тщательно пришпилен к ее аккуратной прелестной головке, что делает ее чуть смешной, чуть нелепой, какой-то беззащитной, маленькой и хрупкой.
Полина Агуреева играет выше всех похвал: актриса насыщает роль нюансами, оправдывает все сложные задачи, которые ставит ей режиссер.
Вот только-только за накрытым столом она ворковала про рабочий класс, отчаянно скрывая свои чувства, но Ильин Гордина, утомленный прелюдией советской дискуссии, пресекает ее воробьиное забалтывание. Грубо, как шофер, и бережно, как влюбленный человек, берет он на руки свою Тому. Та и не сопротивляется, но и ставит свой акцент, изображая Одетту, белого лебедя. Ей нужен сталинский фасад классического приличия.
Они преодолеют порог, и квартиры, и своих собственных запретов.
Сядут вдвоем, и просто-просто она скажет ему, что поедет за ним на край света и не вспомнит в этот момент ни про рабочий класс, ни про письма Маркса.
Ольга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 17.09.2012
- Лучшие спектакли Москвы по произведениям БулгаковаОльга Романцова, «Культура.рф», 20.04.2021
- «1000 и 1 ночь» в Мастерской Петра Фоменко«Spear's Russia», 9.04.2021
- Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- Танцуя от рая до раяИгорь Вирабов, «Российская газета», 11.10.2020
- «Свободные отношения и современная фем-повестка». В Мастерской Фоменко премьера спектакля «1000 и 1 ночь»Александра Сидорова, «Business FM», 10.10.2020
- 1000 и 1 ночь в Мастерской ФоменкоНаталия Колесова, 9.10.2020
- На ковре-самолёте в бездну страстей: авторская арт-экскурсия Полины Агуреевой в мастерской сказок Петра ФоменкоЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.10.2020
- Полина Агуреева выпускает «ироничное кабуки» об архетипической любвиЕлена Алдашева, «Театр.», 5.10.2020
- Режиссер Евгений Каменькович: «Мне кажется, драматические театры будут вынуждены заниматься интернет-проектами»Ольга Романцова, «Культура», 14.07.2020
- Мастерская и МаргаритаИльдар Сафуанов, «Литературная Россия», 9.11.2018
- Москва изменилась, а люди в ней все те жеЮлия Зу, «Musecube.org», 15.10.2018
- Проклятие вечного покояИлья Голубев, «Artifex.ru», 8.10.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Сила земного притяженияДарья Борисова, «На западе Москвы», 5.10.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Тусовка у ВоландаЕвгения Смехова, «Musecube.org», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра ФоменкоАнна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Где Аннушка разлила масло в новом театральном сезоне?Анна Богатырева, «Porusski.me», 26.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- Мастер и ученикМарина Токарева, «Новая газета», 19.09.2018
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в «Мастерской Фоменко», реж. Федор Малышев и Полина АгурееваВячеслав Шадронов, 18.09.2018
- Не верюАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 16.09.2018
- Полина Агуреева выступит в главной роли в премьере «Мастер и Маргарита»«РИА новости», 12.09.2018
- Осенняя заметка о летнем впечатленииАлексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 19.10.2017
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- Прожженные душиМарина Токарева, «Новая газета», 5.07.2017
- «Мертвые души» и окрестностиДарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- Души прекрасные порывыИгорь Вирабов, «Российская газета», 30.06.2017
- Евгений Цыганов перенял ухватки СобакевичаАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 14.06.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоится премьера спектакля «Души»«РИА Новости», 5.06.2017
- «С каких пор любить свое отечество стало стыдным?»Наталья Витвицкая, «Коммерсантъ Lifestyle», 3.10.2016
- Актер Федор Малышев: «Русскому человеку нужна деструктивная энергия»Татьяна Власова, «www.teatral-online.ru», 22.12.2015
- «Цель творчество само…»Сергей Лебедев, «Современная драматургия», 01.2015
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Премьера на вилле «Отчаяние»Ольга Фукс, «Театральная Афиша», 09.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- Полина Агуреева: Как я угодила в «Яму»Анна Чепурнова, «Труд», 6.06.2014
- 13 персонажей в поисках зрителя. Новая премьера в Мастерской ФоменкоМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 2.06.2014
- «Гиганты горы»: смертельный номерНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 29.04.2014
- Вилла масокРоман Должанский, «Коммерсант», 28.04.2014
- Гиганты горыЕлена Груева, «TimeOut», 9.04.2014
- Есть такой характер!Петр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 12.02.2014
- Предлагаемые обстоятельстваАнна Гордеева, «Where», 11.2013
- Полина Агуреева: «Я перестала бояться ошибаться»Елена Коновалова, «http://krskdaily.ru», 9.09.2013
- Мечта русского трагикаВадим Гаевский, «Экран и Сцена», 2.09.2013
- Полина Агуреева: Температура 38 признак нормального человекаИгорь Вирабов, «Российская газета», 31.12.2012
- Плакать 10 раз в месяцИгорь Вирабов, «Российская газета», 1.11.2012
- Эта нездешняя Полина АгурееваТатьяна Шипилова, «Советская Сибирь», 18.10.2012
- Полина Агуреева: «Это фильм про медленных людей»Дина Радбель, «Труд», 16.10.2012
- «Пять вечеров» в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 17.09.2012
- «За что я люблю Петра Наумовича Фоменко?»Лилия Ященко, «Новые Известия», 13.07.2012
- «Хочу делать только то, что не знаю, как сделать»Светлана Полякова, «Новые Известия», 10.04.2012
- Театральный фестиваль имени Володина: Такие разные «Вечера»Марианна Ухорская, «http://peterburg2.ru», 14.02.2012
- Трижды «Пять вечеров» и «Хлопнем!» на снегу в честь ВолодинаБорис Тух, «http://www.stolitsa.ee», 13.02.2012
- «Пять вечеров»: импрессияДарья Коротаева, «Газета Володинского фестиваля», 10.02.2012
- Пять вечеровАлексей Киселев , «Maptype.com», 01.2012
- Пять вечеровЕлена Нурматова , «Седьмой континент», 09.2011
- Три на четыреОксана Кушляева, «Петербургский театральный журнал, № 3 (65)», 09.2011
- На полюсахМария Хализева, «Экран и Сцена», 29.08.2011
- Театр Мастерская П. Фоменко А. Володин «Пять вечеров»Елена Левинская, «Театральная афиша», 06.2011
- Любить по-советскиАнастасия Вильчи, «Театрал (Новые Театральные Известия)», 06.2011
- Лав-стори на пять вечеровЕлена Стрельникова, «Комсомольская правда», 28.04.2011
- Космос сценыКсения Ларина, «The New Times», 18.04.2011
- Пять вечеровОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 14.04.2011
- Пять вечеровНаталья Витвицкая, «VashDosug.ru», 12.04.2011
- Быт не заелРоман Должанский, «Коммерсант», 8.04.2011
- Выйти замуж за принципИрина Алпатова, «Культура», 7.04.2011
- Соло на красном треугольникеЯна Жиляева, «Эксперт», 4.04.2011
- Такие же, как не мыАлександра Машукова, «Ведомости», 1.04.2011
- Ретро строгого режимаЕлена Дьякова, «Новая газета», 1.04.2011
- Спектакль месяца: Герои «Пяти вечеров» поднялись над землей, как на картинах ШагалаОльга Романцова, «gzt.ru», 31.03.2011
- Пять вечеров в пустом пространствеМарина Давыдова, «Известия», 31.03.2011
- «Пять вечеров» в «Мастерской Петра Фоменко»Марина Шимадина, «OpenSpace.ru», 30.03.2011
- Акробаты и клоунессыДина Годер, «Московские новости», 30.03.2011
- Пять вечеров в формате анимацииМарина Райкина, «Московский комсомолец», 30.03.2011
- Танец в хрущёвкеАнтон Хитров, «Около. Арт-Журнал», 29.03.2011
- Мы хотим сделать «дурацкий театр»Светлана Полякова, «TimeOut», 28.03.2011
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет премьеру спектакля «Пять вечеров»«Российская газета», 28.03.2011
- И в глазах засияли бриллианты
Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Искушение успехомОльга Галахова, «Станиславский, № 2 (17)», 02.2008
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Полина Агуреева: «Главное быть внутренне готовой к любви»Любовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Фоменковцы отпраздновали новосельеЛюбовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- Ни любви, ни тоски, ни жалостиЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 25.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Чужая земляАлиса Никольская, «Взгляд», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Полина Агуреева: Актриса с приданымОлеся Якунина, «Ваш досуг», 17.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилокВера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Полина Агуреева: "Я люблю жесткость"Елена Груева, «TimeOut», 14.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- К Фоменко повалил зрительЕвгения Белоглазова, «Московский корреспондент», 8.01.2008
- Искушение золотыми идоламиОльга Галахова, «Дом Актера», 01.2008
- Новоселье с ОстровскимСергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 28.12.2007
- «Суета не мой путь»Катерина Антонова, «Театральные Новые известия», 09.2007
- Театр без выходаЕкатерина Васенина, «Новая газета», 15.01.2007
- Возможность трагедии в «Июле»Марина Токарева, «Московские новости», 8.12.2006
- Рождение трагедии из духаМарина Давыдова, «Известия», 30.11.2006
- Мой ласковый и нежный маньякВлада Гончарова, «Независимая газета», 29.11.2006
- Барышня с большой дорогиОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 28.11.2006
- Марина Тимашева: «Новая театральная кулинария»Марина Тимашева, «Радио «Свобода»», 28.11.2006
- Погода была ужасная, принцесса была прекраснаяГлеб Ситковский, «Газета.ру (Gzt.Ru)», 28.11.2006
- Год начинается с «Июля»Алена Солнцева, «Время новостей», 28.11.2006
- Барышня и маньяк«Итоги», 27.11.2006
- Как я съел медсеструРоман Должанский, «Коммерсант», 27.11.2006
- Санитарка как едаДина Годер, «Газета.ру (Gzt.Ru)», 24.11.2006
- Семейные ценности (отрывок)«Harper's Bazaar», 10.2006
- Иван Вырыпаев, драматург и кинорежиссер: «Не хочу показаться сумасшедшим, но я жду эпоху Возрождения»Марина Давыдова, Игорь Потапов, «Известия», 4.09.2006
- Двое мужчин и одна репетицияЕкатерина Васенина, ««Новая газета»», 28.11.2005
- Фоменки доказали теорему Ферма, а русский музей ожилЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.06.2003
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Homo ludensОльга Галахова, «Литературная газета», 4.11.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Толстой. Мир без войныОльга Игнатюк, «Россия», 22.03.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- Завтра была войнаМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Шпрехопера в трех актахАлексей Парин, 03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Всесильный бог деталейАлена Солнцева, «Время новостей», 19.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- «Одна абсолютно счастливая деревня» в постановке Петра Фоменко«Культура», 28.12.2000
- Наш городокМарина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 22», 12.2000
- Нестерпимая легкость бытия, или Вся русская антропологияОлег Дуленин, «Знамя, № 10», 10.2000
- Биография камня, реки, человекаМарина Тимашева, «Первое сентября», 23.09.2000
- В воскресение на войнуТатьяна Вайзер, «Литературная газета», 2.08.2000
- Деревня, где всегда войнаНина Агишева, «Московские новости», 18.07.2000
- Сельская сага Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Труд», 13.07.2000
- Фоменки играют счастьеИрина Дементьева, «Общая газета», 6.07.2000
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Взлетайте, бабоньки!Ольга Галахова, «Независимая газета», 29.06.2000
- Одна абсолютно счастливая деревняДина Годер, «Итоги», 27.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Ради этого и придумали театрОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- Лучезарное коромыслоАлена Солнцева, «Время новостей», 23.06.2000
- Седьмой континентЛариса Юсипова, «Ведомости», 23.06.2000
- Нежный реализмМайа Одина, «Сегодня», 22.06.2000
- «Счастливая деревня» в Мастерской Петра ФоменкоЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.06.2000
- Одна абсолютно театральная деревняИгорь Овчинников, «Вести.ру», 22.06.2000
- Петр Фоменко подался в деревнюОльга Романцова, «Век», 21.06.2000
- История подождет сначала про коровуИрина Корнеева, «Время МН», 21.06.2000
- Счастливый театрАлексей Филиппов, «Известия», 20.06.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- Один абсолютно театральный вечерАлексей Чанцев, «Театр», 2000
- Счастливые людиОльга Романцова, «Планета Красота», 2000
- Стеклянное счастье«Алфавит, № 29», 2000
- Объяснение в любвиПолина Богданова, «Современная драматургия», 2000