Предлагаемые обстоятельства
Карьера Полины Агуреевой представляет собой тот редкий и почти забытый в наше время случай, когда популярность приходит благодаря работам в театре, а не в кино. И хотя в послужном списке актрисы немало фильмов, зритель знает ее, прежде всего, как одну из “фоменок”.
В кино — Вера в “Эйфории”, Тоня Царько в “Ликвидации”, Евгения в “Жизни и судьбе”. В театре — полный спектр ролей: от главной героини в “Бесприданнице” в постановке Петра Фоменко до пожилого каннибала в “Июле”. Полина Агуреева — одна из ведущих актрис театра “Мастерская П. Фоменко” и одна из талантливейших в своем поколении. Среди самых любимых ее работ — роль Наташи Ростовой.
— Когда вы играете Наташу, вы вкладываете в образ героини ваши черты или это совершенно отдельный от вас персонаж?
— Невозможно сыграть роль, если не вкладывать что-то свое. Персонаж возникает “из тебя”: твоего сердца, твоей головы. Мне нравятся разные роли, но играть “себя в предлагаемых обстоятельствах” мне не так интересно, как выстраивать образ, отталкиваясь от характера, не похожего на мой. В каждом моем персонаже я присутствую — иначе как бы мне удалось донести образ до зрителя? Так что и в Наташе Ростовой, которую я играю, что-то мое есть.
— Поступки героини Льва Толстого вызывают у читателей романа разные чувства. А вы как считаете, выходя замуж за Пьера, Наташа отступается от себя или находит себя истинную?
— Я думаю, что она приходит к гармонии. Неважно, в чем для человека гармония, но если он ее ощущает — значит, для него это верный путь. Мне кажется, Наташа в конце романа — гармоничный персонаж. Вот если бы она стала революционеркой или кришнаиткой, это было бы странно. Да и нелогично для ее характера и судьбы. А быть любящей матерью и заботливой женой — замечательно для нее.
— Когда вам было лет двенадцать-тринадцать и вы думали о будущем, вы видели себя актрисой?
— Я с детства мечтала стать актрисой. Не то чтобы я “видела себя актрисой”, а просто очень хотела ею быть. Думала, как буду поступать в разные вузы, чтобы добиться этой цели.
— А что вы делали для осуществления мечты?
— Ничего. Только мечтала. Нигде не занималась. Просто хотела — и все.
— Когда вы выбирали театральный институт, вы знали, кто набирает курс?
— Нет, поступление на курс Петра Наумовича Фоменко было чистой случайностью. К своему стыду я даже не знала тогда, кто это. Видела один его спектакль — “Государь ты наш, батюшка” в Театре имени Евгения Вахтангова, но при поступлении не осознала, что режиссер спектакля и мастер в ГИТИСе — один и тот же человек. А еще я с детства обожала фильм “Почти смешная история”, мы всей семьей очень его любили и пересматривали. И только учась на третьем курсе института, я поняла, что это картина Фоменко.
На экзаменах я увидела Петра Наумовича и сразу полюбила его, почувствовала — это личность, и я хочу быть рядом с этим человеком. Все было не так, как в других театральных институтах. Только в ГИТИСе спрашивали, какие ты читаешь книжки.
— А что спрашивали в других вузах?
— Да ничего. Интересовались данными, органикой, умениями и навыками, но не тобой лично.
— Я понимаю, как любили и любят Петра Наумовича в театре. А случалось ли вам спорить с ним?
— Не могу сказать, что Петр Наумович был очень легким человеком, что его отношения с театром были безоблачными. Мне так не кажется. У меня с Петром Наумовичем всегда были сложные отношения. И он сам был непростым человеком. Но я и не считаю, что любовь — идеальное чувство. Она настолько же прекрасна, насколько и тяжела. На мой взгляд, настоящая любовь предполагает диалог. А в диалоге не бывает постоянного согласия между людьми.
— Вы могли Петру Наумовичу сказать: “Нет, мне не нравится, хочу по-другому”?
— Конечно. В диалоге каждый может иметь свою точку зрения. Петр Наумович отличался тем, что он умел слышать предложения. Он вообще всегда шел от актера. Я не представляю, чтобы он сказал “делай так” и требовал безропотного подчинения. Нет, был совместный поиск. В конфликте ли, в едином порыве — по-разному.
— А с кем из других режиссеров, с которыми вам случалось работать, был, на ваш взгляд, наиболее продуктивный диалог?
— Конечно, с Витей Рыжаковым, поставившим “Пять вечеров”. Он мой друг и близкий человек.
— А как складывался театральный диалог с Иваном Вырыпаевым?
— Но Ваня не был режиссером спектакля “Июль”.
— Тем не менее, какой-то диалог между вами во время постановки его пьесы в театре “Практика” должен был происходить?
— Мы долго репетировали “Июль”, сменилось множество режиссеров. В какой-то момент и Ваня попробовал себя в роли постановщика. Но потом пришел Витя, и как-то все встало на места. А вот в фильме “Эйфория” режиссером был Ваня, но это было давно Мне кажется, когда встречаются люди, которые не то что мыслят одинаково, но существуют в одном мире, то их диалог продолжается долго. Такие собеседники могут меняться, но — в одном направлении. Если пути развития расходятся, диалог прекращается. Это не плохо и не страшно — так бывает. Но продолжительный и продуктивный диалог может быть только между людьми, мировоззренческие ценности которых совпадают. Тогда есть надежда, что и творческие совпадут.
— Меня поразило, как точно в фильмах “Ликвидация” и “Исаев” вы воплощаете героинь разных эпох. Вы специально готовились, изучали то время?
— Нет, не изучала. Когда играешь роль, неправильно думать о воплощении какой-то эпохи. Что такое воплощение эпохи? Прическа, костюм. Естественно, в определенном платье и гриме я чувствую себя по-другому. Но это последнее, о чем нужно думать. Главное — каков тот или иной персонаж.
— Однако стиль актерской игры существенно изменился за последние 70 лет
— Я так не считаю. Манера игры великих актеров, к которым я себя, конечно, не причисляю, не меняется десятилетиями. Если вы имеете в виду какие-то субкультурные проявления, вылезающие на сцене, то это свидетельство непрофессионализма.
— В детстве у вас был идеал актрисы? И равняетесь ли вы на кого-нибудь сейчас?
— Почему-то у меня никогда не было идеалов, но есть актрисы, которые мне очень нравятся. И не только актрисы, но и певицы. Российские и зарубежные. Разброс большой: от Эдит Пиаф до Дженис Джоплин. Можно сказать, что я на них равняюсь, хотя равняться на них одновременно довольно сложно. Мне нравятся Зинаида Шарко, некоторые работы Татьяны Дорониной, Анна Маньяни в “Маме Роме” и божественно красивая и талантливая Изабель Аджани. Но себя я не сравниваю с ними. Мне кажется, что актер — это такая профессия, которая неразрывно связана с природой конкретного человека. И пусть он не будет таким гениальным, как Доронина, и не выйдет на сцену, как Михаил Чехов, но он сыграет, как Василий Тяпкин, и это неплохо. Поэтому-то я никогда не пыталась кого-то повторять. Думаю, это просто невозможно.
— У кого из режиссеров вы бы хотели сыграть?
— Мне очень любопытен Юрий Бутусов, я хожу на все его спектакли, на которые могу попасть. Самое ценное в творческой профессии — это возможность и умение создавать свой мир, существующий по собственным законам. И он тем объемнее, чем больше масштаб художника. Я не знаю Бутусова лично, но мне кажется, что он человек, пытающийся сотворить свои миры. И это здорово. Я согласна с Оскаром Уайльдом, который говорил, что искусство реальнее жизни. А еще лучше выразился Иосиф Бродский: в искусстве вещи становятся такими, какими они должны быть на самом деле. На мой взгляд, точная мысль. Я хочу общаться с людьми увлеченными — театром, живописью, чем угодно. Они занимаются творчеством не для того, чтобы кого-то радовать или огорчать, а для того, чтобы мучиться. Не для сна, а для бессонницы. Мне нравится такой путь. Он какой-то сущностный — так можно сказать.
— Хотели бы вы такого пути для своего сына?
— Конечно. Потому что такой путь имеет смысл. Вернее, есть надежда на него набрести. А в других вариантах такой надежды мало. Если пользоваться чем-то готовым, а не создавать свое, вряд ли получится найти свой собственный смысл.
— И последний, традиционный, вопрос: что в ваших планах на будущий год? Что ждет зрителя в Театре имени Петра Наумовича Фоменко?
— Мы сейчас пытаемся репетировать с художественным руководителем нашего театра Евгением Борисовичем Каменьковичем очень сложную пьесу Луиджи Пиранделло, которая никогда ранее не переводилась на русский язык. Называется она “Гиганты горы”. Мы хотим попробовать ее поставить, хотя это невероятно сложно. В этой пьесе нет грани между реальностью и иллюзией, и есть гипертеатральность и гиперформа. А мне интересно все, что связано с формой. Как-то я разлюбила психологический театр Даже не разлюбила, но, мне кажется, он исчерпался. Надо искать новое.
В кино — Вера в “Эйфории”, Тоня Царько в “Ликвидации”, Евгения в “Жизни и судьбе”. В театре — полный спектр ролей: от главной героини в “Бесприданнице” в постановке Петра Фоменко до пожилого каннибала в “Июле”. Полина Агуреева — одна из ведущих актрис театра “Мастерская П. Фоменко” и одна из талантливейших в своем поколении. Среди самых любимых ее работ — роль Наташи Ростовой.
— Когда вы играете Наташу, вы вкладываете в образ героини ваши черты или это совершенно отдельный от вас персонаж?
— Невозможно сыграть роль, если не вкладывать что-то свое. Персонаж возникает “из тебя”: твоего сердца, твоей головы. Мне нравятся разные роли, но играть “себя в предлагаемых обстоятельствах” мне не так интересно, как выстраивать образ, отталкиваясь от характера, не похожего на мой. В каждом моем персонаже я присутствую — иначе как бы мне удалось донести образ до зрителя? Так что и в Наташе Ростовой, которую я играю, что-то мое есть.
— Поступки героини Льва Толстого вызывают у читателей романа разные чувства. А вы как считаете, выходя замуж за Пьера, Наташа отступается от себя или находит себя истинную?
— Я думаю, что она приходит к гармонии. Неважно, в чем для человека гармония, но если он ее ощущает — значит, для него это верный путь. Мне кажется, Наташа в конце романа — гармоничный персонаж. Вот если бы она стала революционеркой или кришнаиткой, это было бы странно. Да и нелогично для ее характера и судьбы. А быть любящей матерью и заботливой женой — замечательно для нее.
— Когда вам было лет двенадцать-тринадцать и вы думали о будущем, вы видели себя актрисой?
— Я с детства мечтала стать актрисой. Не то чтобы я “видела себя актрисой”, а просто очень хотела ею быть. Думала, как буду поступать в разные вузы, чтобы добиться этой цели.
— А что вы делали для осуществления мечты?
— Ничего. Только мечтала. Нигде не занималась. Просто хотела — и все.
— Когда вы выбирали театральный институт, вы знали, кто набирает курс?
— Нет, поступление на курс Петра Наумовича Фоменко было чистой случайностью. К своему стыду я даже не знала тогда, кто это. Видела один его спектакль — “Государь ты наш, батюшка” в Театре имени Евгения Вахтангова, но при поступлении не осознала, что режиссер спектакля и мастер в ГИТИСе — один и тот же человек. А еще я с детства обожала фильм “Почти смешная история”, мы всей семьей очень его любили и пересматривали. И только учась на третьем курсе института, я поняла, что это картина Фоменко.
На экзаменах я увидела Петра Наумовича и сразу полюбила его, почувствовала — это личность, и я хочу быть рядом с этим человеком. Все было не так, как в других театральных институтах. Только в ГИТИСе спрашивали, какие ты читаешь книжки.
— А что спрашивали в других вузах?
— Да ничего. Интересовались данными, органикой, умениями и навыками, но не тобой лично.
— Я понимаю, как любили и любят Петра Наумовича в театре. А случалось ли вам спорить с ним?
— Не могу сказать, что Петр Наумович был очень легким человеком, что его отношения с театром были безоблачными. Мне так не кажется. У меня с Петром Наумовичем всегда были сложные отношения. И он сам был непростым человеком. Но я и не считаю, что любовь — идеальное чувство. Она настолько же прекрасна, насколько и тяжела. На мой взгляд, настоящая любовь предполагает диалог. А в диалоге не бывает постоянного согласия между людьми.
— Вы могли Петру Наумовичу сказать: “Нет, мне не нравится, хочу по-другому”?
— Конечно. В диалоге каждый может иметь свою точку зрения. Петр Наумович отличался тем, что он умел слышать предложения. Он вообще всегда шел от актера. Я не представляю, чтобы он сказал “делай так” и требовал безропотного подчинения. Нет, был совместный поиск. В конфликте ли, в едином порыве — по-разному.
— А с кем из других режиссеров, с которыми вам случалось работать, был, на ваш взгляд, наиболее продуктивный диалог?
— Конечно, с Витей Рыжаковым, поставившим “Пять вечеров”. Он мой друг и близкий человек.
— А как складывался театральный диалог с Иваном Вырыпаевым?
— Но Ваня не был режиссером спектакля “Июль”.
— Тем не менее, какой-то диалог между вами во время постановки его пьесы в театре “Практика” должен был происходить?
— Мы долго репетировали “Июль”, сменилось множество режиссеров. В какой-то момент и Ваня попробовал себя в роли постановщика. Но потом пришел Витя, и как-то все встало на места. А вот в фильме “Эйфория” режиссером был Ваня, но это было давно Мне кажется, когда встречаются люди, которые не то что мыслят одинаково, но существуют в одном мире, то их диалог продолжается долго. Такие собеседники могут меняться, но — в одном направлении. Если пути развития расходятся, диалог прекращается. Это не плохо и не страшно — так бывает. Но продолжительный и продуктивный диалог может быть только между людьми, мировоззренческие ценности которых совпадают. Тогда есть надежда, что и творческие совпадут.
— Меня поразило, как точно в фильмах “Ликвидация” и “Исаев” вы воплощаете героинь разных эпох. Вы специально готовились, изучали то время?
— Нет, не изучала. Когда играешь роль, неправильно думать о воплощении какой-то эпохи. Что такое воплощение эпохи? Прическа, костюм. Естественно, в определенном платье и гриме я чувствую себя по-другому. Но это последнее, о чем нужно думать. Главное — каков тот или иной персонаж.
— Однако стиль актерской игры существенно изменился за последние 70 лет
— Я так не считаю. Манера игры великих актеров, к которым я себя, конечно, не причисляю, не меняется десятилетиями. Если вы имеете в виду какие-то субкультурные проявления, вылезающие на сцене, то это свидетельство непрофессионализма.
— В детстве у вас был идеал актрисы? И равняетесь ли вы на кого-нибудь сейчас?
— Почему-то у меня никогда не было идеалов, но есть актрисы, которые мне очень нравятся. И не только актрисы, но и певицы. Российские и зарубежные. Разброс большой: от Эдит Пиаф до Дженис Джоплин. Можно сказать, что я на них равняюсь, хотя равняться на них одновременно довольно сложно. Мне нравятся Зинаида Шарко, некоторые работы Татьяны Дорониной, Анна Маньяни в “Маме Роме” и божественно красивая и талантливая Изабель Аджани. Но себя я не сравниваю с ними. Мне кажется, что актер — это такая профессия, которая неразрывно связана с природой конкретного человека. И пусть он не будет таким гениальным, как Доронина, и не выйдет на сцену, как Михаил Чехов, но он сыграет, как Василий Тяпкин, и это неплохо. Поэтому-то я никогда не пыталась кого-то повторять. Думаю, это просто невозможно.
— У кого из режиссеров вы бы хотели сыграть?
— Мне очень любопытен Юрий Бутусов, я хожу на все его спектакли, на которые могу попасть. Самое ценное в творческой профессии — это возможность и умение создавать свой мир, существующий по собственным законам. И он тем объемнее, чем больше масштаб художника. Я не знаю Бутусова лично, но мне кажется, что он человек, пытающийся сотворить свои миры. И это здорово. Я согласна с Оскаром Уайльдом, который говорил, что искусство реальнее жизни. А еще лучше выразился Иосиф Бродский: в искусстве вещи становятся такими, какими они должны быть на самом деле. На мой взгляд, точная мысль. Я хочу общаться с людьми увлеченными — театром, живописью, чем угодно. Они занимаются творчеством не для того, чтобы кого-то радовать или огорчать, а для того, чтобы мучиться. Не для сна, а для бессонницы. Мне нравится такой путь. Он какой-то сущностный — так можно сказать.
— Хотели бы вы такого пути для своего сына?
— Конечно. Потому что такой путь имеет смысл. Вернее, есть надежда на него набрести. А в других вариантах такой надежды мало. Если пользоваться чем-то готовым, а не создавать свое, вряд ли получится найти свой собственный смысл.
— И последний, традиционный, вопрос: что в ваших планах на будущий год? Что ждет зрителя в Театре имени Петра Наумовича Фоменко?
— Мы сейчас пытаемся репетировать с художественным руководителем нашего театра Евгением Борисовичем Каменьковичем очень сложную пьесу Луиджи Пиранделло, которая никогда ранее не переводилась на русский язык. Называется она “Гиганты горы”. Мы хотим попробовать ее поставить, хотя это невероятно сложно. В этой пьесе нет грани между реальностью и иллюзией, и есть гипертеатральность и гиперформа. А мне интересно все, что связано с формой. Как-то я разлюбила психологический театр Даже не разлюбила, но, мне кажется, он исчерпался. Надо искать новое.
Анна Гордеева, «Where», 11.2013
- Лучшие спектакли Москвы по произведениям БулгаковаОльга Романцова, «Культура.рф», 20.04.2021
- «1000 и 1 ночь» в Мастерской Петра Фоменко«Spear's Russia», 9.04.2021
- Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- Танцуя от рая до раяИгорь Вирабов, «Российская газета», 11.10.2020
- «Свободные отношения и современная фем-повестка». В Мастерской Фоменко премьера спектакля «1000 и 1 ночь»Александра Сидорова, «Business FM», 10.10.2020
- 1000 и 1 ночь в Мастерской ФоменкоНаталия Колесова, 9.10.2020
- На ковре-самолёте в бездну страстей: авторская арт-экскурсия Полины Агуреевой в мастерской сказок Петра ФоменкоЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.10.2020
- Полина Агуреева выпускает «ироничное кабуки» об архетипической любвиЕлена Алдашева, «Театр.», 5.10.2020
- Режиссер Евгений Каменькович: «Мне кажется, драматические театры будут вынуждены заниматься интернет-проектами»Ольга Романцова, «Культура», 14.07.2020
- Мастерская и МаргаритаИльдар Сафуанов, «Литературная Россия», 9.11.2018
- Москва изменилась, а люди в ней все те жеЮлия Зу, «Musecube.org», 15.10.2018
- Проклятие вечного покояИлья Голубев, «Artifex.ru», 8.10.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Сила земного притяженияДарья Борисова, «На западе Москвы», 5.10.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Тусовка у ВоландаЕвгения Смехова, «Musecube.org», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра ФоменкоАнна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Где Аннушка разлила масло в новом театральном сезоне?Анна Богатырева, «Porusski.me», 26.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- Мастер и ученикМарина Токарева, «Новая газета», 19.09.2018
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в «Мастерской Фоменко», реж. Федор Малышев и Полина АгурееваВячеслав Шадронов, 18.09.2018
- Не верюАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 16.09.2018
- Полина Агуреева выступит в главной роли в премьере «Мастер и Маргарита»«РИА новости», 12.09.2018
- Осенняя заметка о летнем впечатленииАлексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 19.10.2017
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- Прожженные душиМарина Токарева, «Новая газета», 5.07.2017
- «Мертвые души» и окрестностиДарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- Души прекрасные порывыИгорь Вирабов, «Российская газета», 30.06.2017
- Евгений Цыганов перенял ухватки СобакевичаАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 14.06.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоится премьера спектакля «Души»«РИА Новости», 5.06.2017
- «С каких пор любить свое отечество стало стыдным?»Наталья Витвицкая, «Коммерсантъ Lifestyle», 3.10.2016
- Актер Федор Малышев: «Русскому человеку нужна деструктивная энергия»Татьяна Власова, «www.teatral-online.ru», 22.12.2015
- «Цель творчество само…»Сергей Лебедев, «Современная драматургия», 01.2015
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Премьера на вилле «Отчаяние»Ольга Фукс, «Театральная Афиша», 09.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- Полина Агуреева: Как я угодила в «Яму»Анна Чепурнова, «Труд», 6.06.2014
- 13 персонажей в поисках зрителя. Новая премьера в Мастерской ФоменкоМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 2.06.2014
- «Гиганты горы»: смертельный номерНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 29.04.2014
- Вилла масокРоман Должанский, «Коммерсант», 28.04.2014
- Гиганты горыЕлена Груева, «TimeOut», 9.04.2014
- Есть такой характер!Петр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 12.02.2014
- Предлагаемые обстоятельстваАнна Гордеева, «Where», 11.2013
- Полина Агуреева: «Я перестала бояться ошибаться»Елена Коновалова, «http://krskdaily.ru», 9.09.2013
- Мечта русского трагикаВадим Гаевский, «Экран и Сцена», 2.09.2013
- Полина Агуреева: Температура 38 признак нормального человекаИгорь Вирабов, «Российская газета», 31.12.2012
- Плакать 10 раз в месяцИгорь Вирабов, «Российская газета», 1.11.2012
- Эта нездешняя Полина АгурееваТатьяна Шипилова, «Советская Сибирь», 18.10.2012
- Полина Агуреева: «Это фильм про медленных людей»Дина Радбель, «Труд», 16.10.2012
- «Пять вечеров» в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 17.09.2012
- «За что я люблю Петра Наумовича Фоменко?»Лилия Ященко, «Новые Известия», 13.07.2012
- «Хочу делать только то, что не знаю, как сделать»Светлана Полякова, «Новые Известия», 10.04.2012
- Театральный фестиваль имени Володина: Такие разные «Вечера»Марианна Ухорская, «http://peterburg2.ru», 14.02.2012
- Трижды «Пять вечеров» и «Хлопнем!» на снегу в честь ВолодинаБорис Тух, «http://www.stolitsa.ee», 13.02.2012
- «Пять вечеров»: импрессияДарья Коротаева, «Газета Володинского фестиваля», 10.02.2012
- Пять вечеровАлексей Киселев , «Maptype.com», 01.2012
- Пять вечеровЕлена Нурматова , «Седьмой континент», 09.2011
- Три на четыреОксана Кушляева, «Петербургский театральный журнал, № 3 (65)», 09.2011
- На полюсахМария Хализева, «Экран и Сцена», 29.08.2011
- Театр Мастерская П. Фоменко А. Володин «Пять вечеров»Елена Левинская, «Театральная афиша», 06.2011
- Любить по-советскиАнастасия Вильчи, «Театрал (Новые Театральные Известия)», 06.2011
- Лав-стори на пять вечеровЕлена Стрельникова, «Комсомольская правда», 28.04.2011
- Космос сценыКсения Ларина, «The New Times», 18.04.2011
- Пять вечеровОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 14.04.2011
- Пять вечеровНаталья Витвицкая, «VashDosug.ru», 12.04.2011
- Быт не заелРоман Должанский, «Коммерсант», 8.04.2011
- Выйти замуж за принципИрина Алпатова, «Культура», 7.04.2011
- Соло на красном треугольникеЯна Жиляева, «Эксперт», 4.04.2011
- Такие же, как не мыАлександра Машукова, «Ведомости», 1.04.2011
- Ретро строгого режимаЕлена Дьякова, «Новая газета», 1.04.2011
- Спектакль месяца: Герои «Пяти вечеров» поднялись над землей, как на картинах ШагалаОльга Романцова, «gzt.ru», 31.03.2011
- Пять вечеров в пустом пространствеМарина Давыдова, «Известия», 31.03.2011
- «Пять вечеров» в «Мастерской Петра Фоменко»Марина Шимадина, «OpenSpace.ru», 30.03.2011
- Акробаты и клоунессыДина Годер, «Московские новости», 30.03.2011
- Пять вечеров в формате анимацииМарина Райкина, «Московский комсомолец», 30.03.2011
- Танец в хрущёвкеАнтон Хитров, «Около. Арт-Журнал», 29.03.2011
- Мы хотим сделать «дурацкий театр»Светлана Полякова, «TimeOut», 28.03.2011
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет премьеру спектакля «Пять вечеров»«Российская газета», 28.03.2011
- И в глазах засияли бриллианты
Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Искушение успехомОльга Галахова, «Станиславский, № 2 (17)», 02.2008
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Полина Агуреева: «Главное быть внутренне готовой к любви»Любовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Фоменковцы отпраздновали новосельеЛюбовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- Ни любви, ни тоски, ни жалостиЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 25.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Чужая земляАлиса Никольская, «Взгляд», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Полина Агуреева: Актриса с приданымОлеся Якунина, «Ваш досуг», 17.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилокВера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Полина Агуреева: "Я люблю жесткость"Елена Груева, «TimeOut», 14.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- К Фоменко повалил зрительЕвгения Белоглазова, «Московский корреспондент», 8.01.2008
- Искушение золотыми идоламиОльга Галахова, «Дом Актера», 01.2008
- Новоселье с ОстровскимСергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 28.12.2007
- «Суета не мой путь»Катерина Антонова, «Театральные Новые известия», 09.2007
- Театр без выходаЕкатерина Васенина, «Новая газета», 15.01.2007
- Возможность трагедии в «Июле»Марина Токарева, «Московские новости», 8.12.2006
- Рождение трагедии из духаМарина Давыдова, «Известия», 30.11.2006
- Мой ласковый и нежный маньякВлада Гончарова, «Независимая газета», 29.11.2006
- Барышня с большой дорогиОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 28.11.2006
- Марина Тимашева: «Новая театральная кулинария»Марина Тимашева, «Радио «Свобода»», 28.11.2006
- Погода была ужасная, принцесса была прекраснаяГлеб Ситковский, «Газета.ру (Gzt.Ru)», 28.11.2006
- Год начинается с «Июля»Алена Солнцева, «Время новостей», 28.11.2006
- Барышня и маньяк«Итоги», 27.11.2006
- Как я съел медсеструРоман Должанский, «Коммерсант», 27.11.2006
- Санитарка как едаДина Годер, «Газета.ру (Gzt.Ru)», 24.11.2006
- Семейные ценности (отрывок)«Harper's Bazaar», 10.2006
- Иван Вырыпаев, драматург и кинорежиссер: «Не хочу показаться сумасшедшим, но я жду эпоху Возрождения»Марина Давыдова, Игорь Потапов, «Известия», 4.09.2006
- Двое мужчин и одна репетицияЕкатерина Васенина, ««Новая газета»», 28.11.2005
- Фоменки доказали теорему Ферма, а русский музей ожилЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.06.2003
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Homo ludensОльга Галахова, «Литературная газета», 4.11.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Толстой. Мир без войныОльга Игнатюк, «Россия», 22.03.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- Завтра была войнаМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Шпрехопера в трех актахАлексей Парин, 03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Всесильный бог деталейАлена Солнцева, «Время новостей», 19.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- «Одна абсолютно счастливая деревня» в постановке Петра Фоменко«Культура», 28.12.2000
- Наш городокМарина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 22», 12.2000
- Нестерпимая легкость бытия, или Вся русская антропологияОлег Дуленин, «Знамя, № 10», 10.2000
- Биография камня, реки, человекаМарина Тимашева, «Первое сентября», 23.09.2000
- В воскресение на войнуТатьяна Вайзер, «Литературная газета», 2.08.2000
- Деревня, где всегда войнаНина Агишева, «Московские новости», 18.07.2000
- Сельская сага Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Труд», 13.07.2000
- Фоменки играют счастьеИрина Дементьева, «Общая газета», 6.07.2000
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Взлетайте, бабоньки!Ольга Галахова, «Независимая газета», 29.06.2000
- Одна абсолютно счастливая деревняДина Годер, «Итоги», 27.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Ради этого и придумали театрОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- Лучезарное коромыслоАлена Солнцева, «Время новостей», 23.06.2000
- Седьмой континентЛариса Юсипова, «Ведомости», 23.06.2000
- Нежный реализмМайа Одина, «Сегодня», 22.06.2000
- «Счастливая деревня» в Мастерской Петра ФоменкоЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.06.2000
- Одна абсолютно театральная деревняИгорь Овчинников, «Вести.ру», 22.06.2000
- Петр Фоменко подался в деревнюОльга Романцова, «Век», 21.06.2000
- История подождет сначала про коровуИрина Корнеева, «Время МН», 21.06.2000
- Счастливый театрАлексей Филиппов, «Известия», 20.06.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- Один абсолютно театральный вечерАлексей Чанцев, «Театр», 2000
- Счастливые людиОльга Романцова, «Планета Красота», 2000
- Стеклянное счастье«Алфавит, № 29», 2000
- Объяснение в любвиПолина Богданова, «Современная драматургия», 2000