То ли девушка, а то ли — виденье
На Старой сцене Московского театра «Мастерская Петра Фоменко» под занавес сезона представили премьеру в рамках цикла «Пробы и ошибки» спектакль-кинофильм, в основу сценария которого лег ранний рассказ Александра Вампилова «Тополя».
Придумали и осуществили этот по-своему уникальный проект актеры Владимир Топцов и Юрий Буторин, сыгравшие главного героя – первый наяву, второй его же в воспоминаниях юности. Режиссер Сергей Осипьян отвечал за экранную историю. Задача воплотить театральными и киносредствами эту странную прозу (все же Александр Вампилов – гениальный драматург, а как прозаик почти неизвестен) оказалась сложной, не во всем убедительной, но результат все же весьма интересен, с перспективой.
Малюсенький рассказ Александра Вампилова о том, как порой в жизни человека может произойти эпизод, который врезается в память и будоражит всю жизнь, делая ее чуть прекраснее и романтичнее, уводя от обыденности. Так и 43-летний герой Владимира Топцова, верный муж и добропорядочный семьянин, каждую весну надевает старые кеды и отправляется в городской сад, в тополиную аллею, где когда-то в далекой юности произошла встреча-не встреча с таинственной незнакомкой среди деревьев, «даривших предчувствие чего-то необыкновенного». Ему казалось, что он видит ее улыбку, слышит ее шаги. Но это была всего лишь игра воображения, а на всю жизнь осталась тоска по нездешнему, несбывшемуся…
Реальный половичок в прихожей вдруг продолжается уже на экране, и зрители, только что познакомившиеся с героем истории и его женой наяву, вдруг оказываются свидетелями киношного сюжета, где герой встречается с самим собой юным студентом, ведя странный диалог. Отправляясь в прошлое, он как бы вмешивается в ход той давней истории и пытается себе, молодому, подсказать, как сделать так, что бы мечта оказалась явью. Это первый план истории, но есть и другой, и, хотя спектакль-фильм длится всего час небольшим, остроумный ход позволяет за считанные минуты встретиться не только с исполнителями реальных ролей, а их всего четверо – помимо двух главных, еще есть жена и девушка-виденье Полина Айрапетова и Спутник – Амбарцум Кабанян. Для них придумана еще одна история. Особенно впечатляет, как главные герои мгновенно перемещаются со сцены на экран. Как это у них получается? Загадка…
Еще на экране появляются и другие бытовые персонажи, которых представляют звезды театра Кирилл Пирогов, Евгений Цыганов, Ксения Кутепова и даже худрук театра Евгений Каменькович, на считая еще с полдюжины замечательных актеров, которым нашлись юморные мини-рольки. Например, Евгений Цыганов всего-то и говорит одно слово «ништяк», но за образом его героя-алкаша – тоже своя история. Уморительно смешно свою буфетчицу в фильме играет Ксения Кутепова. Типаж советской проводницы превосходно напомнила нам Ирина Горбачева.
Ни один театр сегодня фактически не обходит стороной наше не очень давнее, но все же - прошлое. Да, да - мы все грустим по нему, что уж скрывать! Кто-то просто ставит популярные советские пьесы, кто-то – современные с ретросюжетом, кто-то находит давние пьесы, оказавшиеся тогда ненужными. Авторы «Тополей» выбрали свой, оригинальный путь, необычно рассказав в общем-то обычную историю о том, что жизнь человека без мечты, без полета, без воображения слишком скучна и обыденна. И порывы юности, мечты и заблуждения – то, что мы вспоминаем всю жизнь. Ведь в молодости все было так прекрасно и весело, и тополя шелестели и пахли как-то по-особому, и глаза незнакомок и незнакомцев мерещились в их тени…
Придумали и осуществили этот по-своему уникальный проект актеры Владимир Топцов и Юрий Буторин, сыгравшие главного героя – первый наяву, второй его же в воспоминаниях юности. Режиссер Сергей Осипьян отвечал за экранную историю. Задача воплотить театральными и киносредствами эту странную прозу (все же Александр Вампилов – гениальный драматург, а как прозаик почти неизвестен) оказалась сложной, не во всем убедительной, но результат все же весьма интересен, с перспективой.
Малюсенький рассказ Александра Вампилова о том, как порой в жизни человека может произойти эпизод, который врезается в память и будоражит всю жизнь, делая ее чуть прекраснее и романтичнее, уводя от обыденности. Так и 43-летний герой Владимира Топцова, верный муж и добропорядочный семьянин, каждую весну надевает старые кеды и отправляется в городской сад, в тополиную аллею, где когда-то в далекой юности произошла встреча-не встреча с таинственной незнакомкой среди деревьев, «даривших предчувствие чего-то необыкновенного». Ему казалось, что он видит ее улыбку, слышит ее шаги. Но это была всего лишь игра воображения, а на всю жизнь осталась тоска по нездешнему, несбывшемуся…
Реальный половичок в прихожей вдруг продолжается уже на экране, и зрители, только что познакомившиеся с героем истории и его женой наяву, вдруг оказываются свидетелями киношного сюжета, где герой встречается с самим собой юным студентом, ведя странный диалог. Отправляясь в прошлое, он как бы вмешивается в ход той давней истории и пытается себе, молодому, подсказать, как сделать так, что бы мечта оказалась явью. Это первый план истории, но есть и другой, и, хотя спектакль-фильм длится всего час небольшим, остроумный ход позволяет за считанные минуты встретиться не только с исполнителями реальных ролей, а их всего четверо – помимо двух главных, еще есть жена и девушка-виденье Полина Айрапетова и Спутник – Амбарцум Кабанян. Для них придумана еще одна история. Особенно впечатляет, как главные герои мгновенно перемещаются со сцены на экран. Как это у них получается? Загадка…
Еще на экране появляются и другие бытовые персонажи, которых представляют звезды театра Кирилл Пирогов, Евгений Цыганов, Ксения Кутепова и даже худрук театра Евгений Каменькович, на считая еще с полдюжины замечательных актеров, которым нашлись юморные мини-рольки. Например, Евгений Цыганов всего-то и говорит одно слово «ништяк», но за образом его героя-алкаша – тоже своя история. Уморительно смешно свою буфетчицу в фильме играет Ксения Кутепова. Типаж советской проводницы превосходно напомнила нам Ирина Горбачева.
Ни один театр сегодня фактически не обходит стороной наше не очень давнее, но все же - прошлое. Да, да - мы все грустим по нему, что уж скрывать! Кто-то просто ставит популярные советские пьесы, кто-то – современные с ретросюжетом, кто-то находит давние пьесы, оказавшиеся тогда ненужными. Авторы «Тополей» выбрали свой, оригинальный путь, необычно рассказав в общем-то обычную историю о том, что жизнь человека без мечты, без полета, без воображения слишком скучна и обыденна. И порывы юности, мечты и заблуждения – то, что мы вспоминаем всю жизнь. Ведь в молодости все было так прекрасно и весело, и тополя шелестели и пахли как-то по-особому, и глаза незнакомок и незнакомцев мерещились в их тени…
Ирина Шведова, «Московская правда», 28.06.2016
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Другой век, другая странаЕлена Шаина, «Театр To Go», 22.03.2023
- Больно смотретьНаталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
- Мир на выдохеТатьяна Власова, «Театрал», 14.03.2023
- Спектакль «Двадцать третий»: поздний Ремарк на сцене Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 6.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- И дольше века длится годДарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- Черно-красно-желтый обелискМарина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- Времена не выбирают. В «Мастерской Петра Фоменко» «перечитали» «Черный обелиск»Рита Долматова, «На западе Москвы», 14.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- Вам страшно? Нет, смешноАнна Богатырева, «Porusski.me», 10.07.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» хозяйничают привиденияДарья Борисова, «На западе Москвы», 10.07.2019
- Чисто шотландские убийстваПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Дикие и симпатичныеВиктория Пешкова, «Культура», 4.07.2019
- Мертвые не умирают: мюзикл «Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных» Олега ГлушковаДмитрий Барченков, «Posta Magazine», 2.07.2019
- Завещание Чарльза Адамса исполненоАндрей Дворецков, «Э-вести», 27.06.2019
- Шумит ветер приключенийЕкатерина Данилова, «StartUp», 12.03.2019
- На том и этом свете вы не курите, дети!Анна Богатырева, «Porusski.me», 22.08.2018
- В Мастерской Фоменко закурили всеМарина Райкина, «Московский комсомолец», 20.07.2018
- Нелёгкое дыханиеОльга Дашковская, «Вести образования», 19.07.2018
- Фоменки спели песнь про Север дальнийДарья Андреева, «Страстной бульвар, 10», 12.2017
- Не на скорую рукуСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.11.2017
- Северный реквиемМарина Шимадина, «Театрал», 10.2017
- А мы пойдем на Север…Лариса Каневская, «Мнение», 20.09.2017
- «Проклятый Север» обосновался на КутузовскомСветлана Наборщикова, «Известия», 20.09.2017
- «Фоменки»: портрет на фоне «Мастерской»Борис Войцеховский, «Мослента», 26.06.2017
- Мастерская Петра Фоменко поставила эксперимент над игрой актеров на сценеАнна Бояринова, «Вечерняя Москва», 27.02.2017
- Библиотека приключенийВадим Рутковский, «coolconnections.ru», 20.02.2017
- Испанцы в Дании не дают скучатьАлексей Ширинкин, «Metro», 14.02.2017
- Во всех подробностяхЛариса Каневская, «http://mnenieguru.ru», 11.02.2017
- Любовь, только любовьВячеслав Суриков, «Эксперт», 30.01.2017
- «Мыло» времен НаполеонаСветлана Наборщикова, «Известия», 25.01.2017
- Чего не было, того не былоЗоя Апостольская , «Российская газета», 24.11.2016
- Винтаж: Братская ГЭСЕлена Дьякова, ««Новая газета»», 30.09.2016
- Киноспектакль «Тополя» в «Мастерской Петра Фоменко» остался без фокусаГригорий Заславский, «Независимая газета», 28.07.2016
- «Тополя»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.06.2016
- То ли девушка, а то ли — виденьеИрина Шведова, «Московская правда», 28.06.2016
- Расскажи о любви. ПроникновенноАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 19.06.2016
- Dolce vita советской эпохиНаталья Васильева, «Известия», 17.06.2016
- «Были и есть только тополя»: спектакль-кинофильм Мастерской Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «Buro 24/7», 16.06.2016