Хитрый Улисс
Роман Джойса обрел сценическую жизнь в Москве
Роман романов ХХ века «Улисс» Джеймса Джойса, существенным образом повлиявший на облик литературы и искусства целого столетия, теперь можно будет смотреть и слушать в театре благодаря режиссеру Евгению Каменьковичу и актерам «Мастерской Фоменко».
Театр разворачивает перед нами это бесконечное повествование, пытаясь доказать мысль переводчика и исследователя Джойса Сергея Хоружего о том, что расшифровка джойсовского письма связана с проговариванием, произнесением вслух. И в самом деле, трудный для большинства читателей, он на удивление легко воспринимается в устах актеров «Мастерской».
Однажды нечто подобное уже произошло: 16 июня 2004 года, ровно через 100 лет после того дня, как герои «Улисса» начали свое путешествие по Дублину, в театре «Школа драматического искусства» за 24 часа прочитали весь (!) роман. Инициатор акции Игорь Яцко утверждает, при линейном чтении на это потребовалось бы не менее 90 часов. Поэтому он придумал, чтобы Леопольд Блум и Стивен Дедал, джойсовские Одиссей и Телемак, двигались из разных точек навстречу друг другу, параллельно читая разные главы романа. При этом пространство «Школы драматического искусства» на Сретенке, само похожее на город, становилось идеальной средой для джойсовского романа-путешествия.
Евгению Каменьковичу пришлось сжать роман до пяти с половиной часов театрального действия с двумя антрактами, развернув его на плоском планшете сцены. Актеры, легкие и совершенно свободные от тяжести сложнейшего текста, представляют самый что ни на есть классический вид театра, сильно напоминая то ли Малый театр, то ли МХАТ времен их великих корифеев. Жанровые сгущения, обаяние и шарм женственности, резкие мазки натурализма, тонкость психологического письма что ни персонаж, то развернутый во всей жизненной полноте характер.
Просто новый «Пиквикский клуб». Тонкий, акварельными мазками сыгранный Юрием Буториным Стивен Дедал с внезапными спазмами тоски по умершей матери, с нетерпимостью к отцу и гаерством. А интеллектуальный шарм и остроумие Дедала он преподносит так, точно всю жизнь занимался философско-филологической эквилибристикой, вопросом об авторстве Шекспира и учением Игнатия Лойолы. Леопольд Блум Анатолия Горячева тончайшей выделки создание с парадоксальной, но с отчетливой любовью к жене, поисками совершенства, одиночеством, мизантропией и желчностью. С поразительной способностью к естественному существованию в сложных интеллектуальных проявлениях. Не говоря уже об откровенно «жанровых» персонажах таких, как темпераментный и грубоватый Бык Маллиган Андрея Казакова (он же - Бойлан, Терри и Цирюльник). Или отец Даредала Саймон Владимира Топцова, который точно сошел со страниц Островского, вызывая жалость и умиление, или его же выпивоха из Кабачка Барни Кирнана, бьющийся за чистоту ирландской крови. Или смешная и выразительная Марта (Роза Шмуклер), и ее же Крошка, Дилли, Герти Макдауэлл и Зоя, полнокровные существа, точно сошедшие с полотен то Тулуз-Лотрека, то Фрагонара.
И конечно восхитительная маха этого актерского сада Полина Кутепова, которой Евгений Каменькович подарил магическую роль Молли, жены Блума. В ее доме, в огромных подушках под античным фризом начинается огромный спектакль и заканчивается там же, в согласии с Джойсом. С невероятной рыжей копной волос, изысканная и томная, Молли Кутеповой читает один из самых красивых женских монологов в истории мировой литературы. Она с мастерством большой актрисы наполняет пространство его музыкой и поэзией, его странными вибрациями, его космическим дыханием. Воплощенная женственность, она легко переходит с темы на тему, от зовов чревам к зовам веры, ни на минуту не оставляя главной, волнующей ноты ночного томления, желания и, наконец, любви. И потому именно с этой, завершающей сценой связан самый законченный образ спектакля: сидя на шелковых простынях, раскинутых на полу, Молли сгребает в объятия своего спящего мужа и замирает в позе пьеты. Подхватив ткани, мужчины стремительно увозят эту застывшую фигуру, символизирующую новую гармонию мира.
Но по дороге к этому красивому и долгожданному финалу приходится размышлять о более универсальных смыслах, которыми живет роман и которые никак не просачиваются сквозь подробную, классическую вязь сценического действа. Если амбиция Джойса простиралась к сотворению романа романов, в котле которого переваривалась бы и превращалась в нечто новое вся классическая культура, то его сценический интерпретатор тоже должен быть одержим как минимум манией создания нового театра. Пусть это звучит наивно, но вне такой одержимости, пожалуй, не стоит браться за роман. Каменькович и его художник Владимир Максимов сделали все возможное, кроме одного они не взорвали пространство и время, они не сотворили новый тип отношений актера и публики со временем и пространством. Они только раздразнили нас неясным, но сильным, точно у Молли, томлением. Но вектор, смысл этого томления не ясен. А без него и универсальный смысл «Улисса».
Театр разворачивает перед нами это бесконечное повествование, пытаясь доказать мысль переводчика и исследователя Джойса Сергея Хоружего о том, что расшифровка джойсовского письма связана с проговариванием, произнесением вслух. И в самом деле, трудный для большинства читателей, он на удивление легко воспринимается в устах актеров «Мастерской».
Однажды нечто подобное уже произошло: 16 июня 2004 года, ровно через 100 лет после того дня, как герои «Улисса» начали свое путешествие по Дублину, в театре «Школа драматического искусства» за 24 часа прочитали весь (!) роман. Инициатор акции Игорь Яцко утверждает, при линейном чтении на это потребовалось бы не менее 90 часов. Поэтому он придумал, чтобы Леопольд Блум и Стивен Дедал, джойсовские Одиссей и Телемак, двигались из разных точек навстречу друг другу, параллельно читая разные главы романа. При этом пространство «Школы драматического искусства» на Сретенке, само похожее на город, становилось идеальной средой для джойсовского романа-путешествия.
Евгению Каменьковичу пришлось сжать роман до пяти с половиной часов театрального действия с двумя антрактами, развернув его на плоском планшете сцены. Актеры, легкие и совершенно свободные от тяжести сложнейшего текста, представляют самый что ни на есть классический вид театра, сильно напоминая то ли Малый театр, то ли МХАТ времен их великих корифеев. Жанровые сгущения, обаяние и шарм женственности, резкие мазки натурализма, тонкость психологического письма что ни персонаж, то развернутый во всей жизненной полноте характер.
Просто новый «Пиквикский клуб». Тонкий, акварельными мазками сыгранный Юрием Буториным Стивен Дедал с внезапными спазмами тоски по умершей матери, с нетерпимостью к отцу и гаерством. А интеллектуальный шарм и остроумие Дедала он преподносит так, точно всю жизнь занимался философско-филологической эквилибристикой, вопросом об авторстве Шекспира и учением Игнатия Лойолы. Леопольд Блум Анатолия Горячева тончайшей выделки создание с парадоксальной, но с отчетливой любовью к жене, поисками совершенства, одиночеством, мизантропией и желчностью. С поразительной способностью к естественному существованию в сложных интеллектуальных проявлениях. Не говоря уже об откровенно «жанровых» персонажах таких, как темпераментный и грубоватый Бык Маллиган Андрея Казакова (он же - Бойлан, Терри и Цирюльник). Или отец Даредала Саймон Владимира Топцова, который точно сошел со страниц Островского, вызывая жалость и умиление, или его же выпивоха из Кабачка Барни Кирнана, бьющийся за чистоту ирландской крови. Или смешная и выразительная Марта (Роза Шмуклер), и ее же Крошка, Дилли, Герти Макдауэлл и Зоя, полнокровные существа, точно сошедшие с полотен то Тулуз-Лотрека, то Фрагонара.
И конечно восхитительная маха этого актерского сада Полина Кутепова, которой Евгений Каменькович подарил магическую роль Молли, жены Блума. В ее доме, в огромных подушках под античным фризом начинается огромный спектакль и заканчивается там же, в согласии с Джойсом. С невероятной рыжей копной волос, изысканная и томная, Молли Кутеповой читает один из самых красивых женских монологов в истории мировой литературы. Она с мастерством большой актрисы наполняет пространство его музыкой и поэзией, его странными вибрациями, его космическим дыханием. Воплощенная женственность, она легко переходит с темы на тему, от зовов чревам к зовам веры, ни на минуту не оставляя главной, волнующей ноты ночного томления, желания и, наконец, любви. И потому именно с этой, завершающей сценой связан самый законченный образ спектакля: сидя на шелковых простынях, раскинутых на полу, Молли сгребает в объятия своего спящего мужа и замирает в позе пьеты. Подхватив ткани, мужчины стремительно увозят эту застывшую фигуру, символизирующую новую гармонию мира.
Но по дороге к этому красивому и долгожданному финалу приходится размышлять о более универсальных смыслах, которыми живет роман и которые никак не просачиваются сквозь подробную, классическую вязь сценического действа. Если амбиция Джойса простиралась к сотворению романа романов, в котле которого переваривалась бы и превращалась в нечто новое вся классическая культура, то его сценический интерпретатор тоже должен быть одержим как минимум манией создания нового театра. Пусть это звучит наивно, но вне такой одержимости, пожалуй, не стоит браться за роман. Каменькович и его художник Владимир Максимов сделали все возможное, кроме одного они не взорвали пространство и время, они не сотворили новый тип отношений актера и публики со временем и пространством. Они только раздразнили нас неясным, но сильным, точно у Молли, томлением. Но вектор, смысл этого томления не ясен. А без него и универсальный смысл «Улисса».
Алена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- Елена Алдашева о том, как гоголевская «Женитьба» у Каменьковича превратилась в «Совершенно Невероятное Событие» и что из этого вышлоЕлена Алдашева, «Театръ», 7.05.2024
- Наполеон уже не тортНаталья Шаинян, «Театръ», 4.05.2024
- Совершенно невероятное событиеНаталия Борисова, «Porusski.me», 1.04.2024
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: женитьба середины XIX векаВячеслав Суриков, «Монокль», 18.03.2024
- «Совершенно невероятное событие»: Женитьба без любви, что кошелек без денегАлександра Горелая, «Кинорепортёр», 6.03.2024
- «Совершенно невероятное событие» Мастерская Петра ФоменкоНикита Балашов, «Ревизор.ru», 6.03.2024
- Совет да любовьСофия Шапенко, «Театральный журнал», 4.03.2024
- Зрителей возвращают в старинуЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 26.02.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- «Совершенно невероятное событие»: смертельный бракНаталья Витвицкая, «Ведомости», 22.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- Парадоксы, карнавал женихов и дочь Сергея Бодрова в роли невесты: в афише «Мастерской Петра Фоменко» появился спектакль по пьесе Гоголя «Женитьба»«ВТБRussia», 19.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Юрий Буторин: «Театр не должен быть оратором эпохи»Анна Сиротина, «Философия отдыха», 04.2023
- Другой век, другая странаЕлена Шаина, «Театр To Go», 22.03.2023
- Больно смотретьНаталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
- Мир на выдохеТатьяна Власова, «Театрал», 14.03.2023
- Спектакль «Двадцать третий»: поздний Ремарк на сцене Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 6.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- Обелиск на продажуОльга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог», 23.02.2023
- И дольше века длится годДарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- «Двадцать третий»: драма безвременья в жанре кабареКсения Стольная, «Ведомости», 17.02.2023
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Двадцать третий»Инга Бугулова, «Российская газета», 15.02.2023
- Черно-красно-желтый обелискМарина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- На одном дыхании актеров и зрителейДмитрий Буткевич, «Радио «Ъ FM»», 15.02.2023
- Времена не выбирают. В «Мастерской Петра Фоменко» «перечитали» «Черный обелиск»Рита Долматова, «На западе Москвы», 14.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» прошла премьера спектакля «Двадцать третий»Александра Сидорова, «Бизнес FM», 13.02.2023
- «Двадцать третий»: бессмертный Ремарк в Мастерской Петра ФоменкоВалерия Вербинина, «Москультура», 12.02.2023
- Премьера спектакля «Двадцать третий»: Каменькович показывает неизвестного в театре РемаркаОльга Романцова, «ТАСС», 11.02.2023
- В «Мастерской Фоменко» расскажут «историю одной запоздалой молодости»Елена Алдашева, «Театр.», 10.02.2023
- «Мой Брель»: вайбы в «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 8.11.2022
- Елена Алдашева о том, зачем три актёра «Мастерской Фоменко» исполняют песни Бреля «в роли самих себя»Елена Алдашева, «Театр.», 7.11.2022
- «Мой Брель»4.11.2022
- В «Мастерской Фоменко» появится «спектакль-концерт» о Жаке БрелеЕлена Алдашева, «Театр.», 4.11.2022
- «Все-таки это — гимн жизни»Анна Кулакова, «Зонг медиа», 22.11.2021
- Выйти из сумракаЛариса Каневская, «Мнение», 23.03.2021
- Увидеть – не значит понятьСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.12.2020
- Парное интервью: Полина Кутепова и Юрий Буторин отвечают на 10 вопросов о театре, любви и внутренней слепотеЮлия Ахметова, «Esquire», 16.12.2020
- Поднимите ей векиМарина Шимадина, «Театрал», 31.10.2020
- Самого главного глазами не увидишь: «Молли Суини» в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 29.10.2020
- От какого театра мы отказываемсяМарина Токарева, «Новая газета», 28.10.2020
- Спасение утопающихЕлена Шаина, «Театр To Go», 24.10.2020
- «Молли Суини» в Мастерской Фоменко: спектакль, который учит принимать мир, не глядяInner Emigrant, «Ваш досуг», 23.10.2020
- Иван Поповски выпустит спектакль по пьесе Брайана ФрилаЕкатерина Авдеева, «Театр.», 18.10.2020
- Чисто шотландские убийстваПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Дикие и симпатичныеВиктория Пешкова, «Культура», 4.07.2019
- Завещание Чарльза Адамса исполненоАндрей Дворецков, «Э-вести», 27.06.2019
- Король Лир, да здравствует король!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 17.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Чего не было, того не былоЗоя Апостольская , «Российская газета», 24.11.2016
- «Тополя»Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 12.10.2016
- Винтаж: Братская ГЭСЕлена Дьякова, ««Новая газета»», 30.09.2016
- Киноспектакль «Тополя» в «Мастерской Петра Фоменко» остался без фокусаГригорий Заславский, «Независимая газета», 28.07.2016
- «Тополя»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.06.2016
- То ли девушка, а то ли — виденьеИрина Шведова, «Московская правда», 28.06.2016
- Расскажи о любви. ПроникновенноАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 19.06.2016
- Dolce vita советской эпохиНаталья Васильева, «Известия», 17.06.2016
- «Были и есть только тополя»: спектакль-кинофильм Мастерской Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «Buro 24/7», 16.06.2016
- Спектакль-кинофильм «Тополя» представит Мастерская Петра Фоменко«РИА Новости», 15.06.2016
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- «Заходите, заходите»: ужин с призракамиНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 17.01.2013
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Выпито до днаМария Седых, «Итоги», 23.07.2012
- Грамоте обученГлеб Ситковский, «Ведомости», 18.07.2012
- Пока варился суп…Ася Иванова, «Вечерняя Москва», 17.07.2012
- Мастерская Петра Фоменко пригласила на свадьбуАлла Шевелева, «Известия», 16.07.2012
- «Заходите-заходите»: 105-я страница про любовьЕлена Рыбакова, «Ваш досуг», 11.07.2012
- Спектакль по роману Меира Шалева покажут в «Мастерской Петра Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 29.06.2012
- Сын троих отцов в центре мирозданияСветлана Полякова, «Новые Известия», 25.06.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Кого любить, кому поверить?Ольга Игнатюк, «Москвичка», 2.02.2012
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Не как в сказкеГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- Русский человек на rendez-vousАнна Банасюкевич, «TimeOut Москва», 2.12.2011
- «Русский человек на рандеву»Алексей Киселев , «Maptype.com», 12.2011
- Что русскому здоровоОльга Фукс, «Ведомости», 30.11.2011
- Мастерская Петра Фоменко: молодые на rendez-vousМарина Шимадина, «Ваш досуг», 23.11.2011
- Игра в классикаМария Седых, «Итоги», 14.11.2011
- Театр утешительных ассоциацийЕлена Ковальская, «Афиша», 10.11.2011
- Лишние людиОльга Егошина, «Новые Известия», 7.11.2011
- Новое поколение на rendez-vousГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 20)», 11.2011
- Бурление вешних водЕлена Губайдуллина, «Известия», 28.10.2011
- Рандеву с ТургеневымАнна Гордеева, «Московские новости», 27.10.2011
- «Русский человек на rendez-vous»: доигралисьНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 24.10.2011
- Ученики мастерской Фоменко по-хулигански отчитаются «Вешними водами»«РИА-Новости», 21.10.2011
- Колесо обозренияСветлана Щагина, «Петербургский театральный журнал, № 3 (61)», 09.2010
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- Разговор об эпохеМария Хализева, «Экран и Сцена (№ 10, 2010)», 05.2010
- РыжийМария Хализева, «TimeOut (№ 17)», 05.2010
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоялась премьера спектакля «Рыжий»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 26.04.2010
- Оттенки РыжегоВячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 8.04.2010
- «Как хорошо мы плохо жили»Екатерина Васенина, «Новая газета», 2.04.2010
- «Как хорошо мы плохо жили
»Ирина Алпатова, «Культура», 1.04.2010
- Ни при чемДина Годер, «Время новостей», 31.03.2010
- Борис Рыжий в театре ФоменкоМарина Тимашева, «Радио Свобода», 26.03.2010
- В стране ментов и воровОльга Егошина, «Новые Известия», 25.03.2010
- Локальный СтиксАлена Карась, «Российская газета», 24.03.2010
- «Рыжий»: back to the USSRАлена Данилова, «Ваш досуг», 20.03.2010
- Бывают странные сближенья
Татьяна Круковская, «Сцена, № 2 (64)», 2010
- В ритме ДжойсаСергей Конаев, «Экран и Сцена (№ 7)», 04.2009
- Хроника одного дняМарина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечностьАлена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- Евгений Каменькович: «Я не считаю наш путь единственно верным»«Частный корреспондент», 4.02.2009
- Театр одного романаРоман Должанский, «Коммерсант», 4.02.2009
- Хитрый УлиссАлена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» совершила одиссеюАлла Шендерова, «infox.ru», 3.02.2009
- Вес взят. А зачем?Марина Давыдова, «Известия», 3.02.2009
- Пенелопа, поборовшая УлиссаОльга Романцова, «Газета», 3.02.2009
- Средний слойДина Годер, «Время новостей», 3.02.2009
- Берег утопииДмитрий Бавильский, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Попытка полетаНаталья Старосельская, ««Страстной бульвар, 10»», 01.2008