Балканское барокко
5 июля в Мастерской Петра Фоменко покажут новый спектакль Ивана Поповски «Сон в летнюю ночь», премьера которого состоялась несколькими неделями раньше — 18 июня. Павел Руднев считает, что возвращение Мастерской к своим истокам — весьма своевременный шаг в 2015 году.
Галлюциногенная терапия
Скажем прямо — в Мастерской Петра Фоменко давно не было безусловных удач. Этому театру, который родился в 1990-е, всегда не хватало прямых связей с реальностью — такова была его сновидческая, волшебная природа, хотя вместе с тем именно здесь в середине 1990-х случилось главное и первое событие для постсоветской современной пьесы: постановка пьесы Оли Мухиной «Таня-Таня», в которой аудитория ощутила тоску по современному герою, тогда повсеместно исчезнувшему с подмостков.
Режиссер-македонец Иван Поповски работает качественно и медленно, слово складывая в один спектакль несколько нереализованных замыслов. Его сила — в поэтической эстетской метафоре, особой певучести актерской речи, в томной, тягучей телесности актерского присутствия. Он начал с цветаевского «Приключения», и этот спектакль прославил Мастерскую не менее работ самого Петра Фоменко. Соединение изысканного эротизма с духовными глубинами лирики, характерное для «святой блудницы» Марины Цветаевой, стало осмысленным приемом Ивана Поповски — режиссер применял его к самому разнообразному материалу и на разных сценах.
«Сон в летнюю ночь» — конечно, выдающийся и, наверное, поворотный спектакль, который сообщит и Мастерской, и театральной системе вообще надежду на скрытый, потаенный ресурс театральности. Спектакль словно открывает новую страницу, ретроспективно напоминая о том, что было на этой сцене прекрасного.В 1990-е, когда Мастерская блистала во всю свою мощь, Петр Фоменко предлагал своего рода способ выживания в скупой и унылой реальности безвременья. Щитом против свинцовых мерзостей бытия оказывалась театральность, мимикрия, лицедейство. Выживать Фоменко советовал через урок театра — прожить 1990-е можно было только изобретая свою собственную реальность, множа иллюзии, меняя маски, интонации.
Возврат к этой энергии может предложить современному обществу 2015 года ту же самую модель выживания. Вот это, пожалуй, самое важное. Сон, сновидение, добровольное впадение в объятия Морфея, галлюциногенная терапия — тема самых ярких спектаклей нынешнего сезона. Причем, как и в «Беге» Юрия Бутусова (Театр им. Вахтангова), так и в этом «Сне» — это сновидение-мука, сновидение-морок. За эротическим неразделенным томлением афинских любовников грезятся неврозы, сон, после которого не высыпаешься. Манящая, но мучительная любовь опутывает людей как чаща, как удавка тканей. Любовь, данная нам не во успокоение. Здесь действует тот уровень шекспировской комедийности, когда одно неловкое движение — и комедия станет трагедией.
Прославленные грамотеи
В пьесе Шекспира мир четко поделен на сегменты, слои, этажи. И отношения между ними — далеко не демократические. У горожан — светская власть. У лесного братства — свои покровители. Боги искушают, народ подчиняется и не ропщет. Но есть очень важная деталь: когда боги развлекаются, их симпатии — на стороне театральных любителей, их искренности и наивной неискушенности. Афинское руководство ждет сказки от народа, а не от многоопытного театра. Опытные мастера, «прославленные грамотеи» для богов — только предмет раздражения. Сердце Тезеи и Ипполиты — на стороне «неумех». Любители, ведь это от слова «любовь».
Ирония и даже самоирония Ивана Поповски — в том, что в спектакле звезды Мастерской словно добровольно отступают, чтобы дать дорогу молодым артистам, стажерской группе Мастерской. Но отступая, находятся только на один шаг позади. Любопытно видеть, как энергия сестер Кутеповых и Галины Тюниной в три силы повторяется и множится в Ирине Горбачевой (Елена) и Серафиме Огаревой (Гермия), и как наблюдающий церемонийместер Оберон Карэна Бадалова свою активность, свою ироничность и свою магическую телесность передоверяет Амбарцуму Кабаняну и словно бы проверяет ее как супервайзер. Здесь легенда встречается с будущим и передоверяет первенство. Тонкий огонек иронии сквозит во взоре Карэна Бадалова — одновременно Тезея и Оберона, главы и светской, и магической власти: вокруг него копошится и куражится смешной, бесконечно наивный мир, им же приведенный в движение. Бадалов глядит на него до такой степени бесстрастно, так безучастливо, что совершенно ясно: никакое наше зрелище богам не любо, наблюдатель умирает со скуки. Здесь актер передает нам привет из «древнего» спектакля Мастерской «Двенадцатая ночь», где его шут Фестэ давал уроки фирменной меланхолии, не желая веселиться со всеми, зная, что после радости вновь жизнь подкинет нам очередной катаклизм.
Мотив наблюдения за наблюдением, множественного отражения в зеркалах — элемент эстетики барокко, с которой мы не раз столкнемся в этой постановке. Еще одна тонкая вещь: шутка с золотым биноклем, инструментом наблюдения. Он переходит из рук Оберона в руки Тезея, и Карэн Бадалов, играющий обоих, фирменно изумляемся: «Где-то я уже это видел». Словно предмет из сновидения попал в руки к грезящему — тут хозяин лесной чащи Оберон оказывается словно ночной ипостасью хозяина Афин Тезея. Очень тонкая ирония, надо сказать.
Симфония тканей
Все струится в этом спектакле. Ночной лес нам явлен как набор тончайших тканей, свисающих со штанкетов и обращающихся с помощью света в световую коллонаду. Пылающие, оживленные ветродувами простыни. Дышащий «пол» леса — огромный матрац, в рыхлости которого тонешь как в сне. Сок волшебного цветка, навевающего любовный пыл — это цветастый платок, им можно закрыть глаза или повязать его на шейку.
Симфония тканей во «Сне» — весьма чувственная вещь. Зависая на этих тканях как на лианах, перевязывая конечности, четверка афинских любовников в акробатической пластике Олега Глушкова проявляют чудеса мучительной телесности. Извиваются, конвульсируют, жарятся, плавятся, распятые в ветвях. Любовь — мучительная забава, она всегда неразделенная и голодная. Влюбленные, которые никак не могут прийти к согласию, изможденные бегом по лесу, страдающие от неразделенных чувств и вдвойне страдающие от ошибки богов, находятся на грани физического изнеможения. Их телесность, искушаемая звуками и запахами волшебной ночи в лесу, мучает их инстинктами, которые не находят реализации.
Четверку тянет друг к другу, они сливаются в единую, дышащую щека к щеке «массу» и тут же распадаются, почувствовав внутреннее несогласие. Их тела искривляются и мутируют, выявляя в женщинах возбужденную пластику кошки в агрессии и истошные вопли, полупьяные жесты непослушного тела (здесь преуспевает невероятно алогичная, умеющая сообщить разным точкам своего пластичного тела разные ритмы, удивительная актриса Ирина Горбачева), а в мужчинах — желание опрометью бежать к заветной цели, то есть неведомо куда. Утомленные от вожделения и не способные его насытить, они сходят с ума от неразделенной любви и в то же время где-то в глубине души верят в то, что это — норма, что человек обречен на мученичество. Эротический вязкий сон, где ожидание близости оказывается важнее и ценнее самой близости — это, собственно, всё, что человеку дано жестокими богами. Вторая реальность, бессознательное, в котором компенсируются недостатки бодрствования, даны нам во спасение от первичной реальности, где возможно ничтожно малое, где любовный обман быстро кончается.
Наш мир, здешний, сугубый — всего лишь картинка на празднике небожителей. Сказку о Пираме и Фисбе афинский пролетариат играет на фоне огромного тканного полотна, в котором уместился весь Афинский лес (и это еще один барочный образ). Тезей и Ипполита, афинские царедворцы, забавляются ужасно смешной игрой любителей. Боги флоры и фауны Оберон и Титания же забавляются мучениями афинских любовников, воспринимая их как неумёх и дилетантов в любви. Боги крутят нами как хотят, равнодушно взирая на весь мир, который для них-то точно — театр.
Галлюциногенная терапия
Скажем прямо — в Мастерской Петра Фоменко давно не было безусловных удач. Этому театру, который родился в 1990-е, всегда не хватало прямых связей с реальностью — такова была его сновидческая, волшебная природа, хотя вместе с тем именно здесь в середине 1990-х случилось главное и первое событие для постсоветской современной пьесы: постановка пьесы Оли Мухиной «Таня-Таня», в которой аудитория ощутила тоску по современному герою, тогда повсеместно исчезнувшему с подмостков.
Режиссер-македонец Иван Поповски работает качественно и медленно, слово складывая в один спектакль несколько нереализованных замыслов. Его сила — в поэтической эстетской метафоре, особой певучести актерской речи, в томной, тягучей телесности актерского присутствия. Он начал с цветаевского «Приключения», и этот спектакль прославил Мастерскую не менее работ самого Петра Фоменко. Соединение изысканного эротизма с духовными глубинами лирики, характерное для «святой блудницы» Марины Цветаевой, стало осмысленным приемом Ивана Поповски — режиссер применял его к самому разнообразному материалу и на разных сценах.
«Сон в летнюю ночь» — конечно, выдающийся и, наверное, поворотный спектакль, который сообщит и Мастерской, и театральной системе вообще надежду на скрытый, потаенный ресурс театральности. Спектакль словно открывает новую страницу, ретроспективно напоминая о том, что было на этой сцене прекрасного.В 1990-е, когда Мастерская блистала во всю свою мощь, Петр Фоменко предлагал своего рода способ выживания в скупой и унылой реальности безвременья. Щитом против свинцовых мерзостей бытия оказывалась театральность, мимикрия, лицедейство. Выживать Фоменко советовал через урок театра — прожить 1990-е можно было только изобретая свою собственную реальность, множа иллюзии, меняя маски, интонации.
Возврат к этой энергии может предложить современному обществу 2015 года ту же самую модель выживания. Вот это, пожалуй, самое важное. Сон, сновидение, добровольное впадение в объятия Морфея, галлюциногенная терапия — тема самых ярких спектаклей нынешнего сезона. Причем, как и в «Беге» Юрия Бутусова (Театр им. Вахтангова), так и в этом «Сне» — это сновидение-мука, сновидение-морок. За эротическим неразделенным томлением афинских любовников грезятся неврозы, сон, после которого не высыпаешься. Манящая, но мучительная любовь опутывает людей как чаща, как удавка тканей. Любовь, данная нам не во успокоение. Здесь действует тот уровень шекспировской комедийности, когда одно неловкое движение — и комедия станет трагедией.
Прославленные грамотеи
В пьесе Шекспира мир четко поделен на сегменты, слои, этажи. И отношения между ними — далеко не демократические. У горожан — светская власть. У лесного братства — свои покровители. Боги искушают, народ подчиняется и не ропщет. Но есть очень важная деталь: когда боги развлекаются, их симпатии — на стороне театральных любителей, их искренности и наивной неискушенности. Афинское руководство ждет сказки от народа, а не от многоопытного театра. Опытные мастера, «прославленные грамотеи» для богов — только предмет раздражения. Сердце Тезеи и Ипполиты — на стороне «неумех». Любители, ведь это от слова «любовь».
Ирония и даже самоирония Ивана Поповски — в том, что в спектакле звезды Мастерской словно добровольно отступают, чтобы дать дорогу молодым артистам, стажерской группе Мастерской. Но отступая, находятся только на один шаг позади. Любопытно видеть, как энергия сестер Кутеповых и Галины Тюниной в три силы повторяется и множится в Ирине Горбачевой (Елена) и Серафиме Огаревой (Гермия), и как наблюдающий церемонийместер Оберон Карэна Бадалова свою активность, свою ироничность и свою магическую телесность передоверяет Амбарцуму Кабаняну и словно бы проверяет ее как супервайзер. Здесь легенда встречается с будущим и передоверяет первенство. Тонкий огонек иронии сквозит во взоре Карэна Бадалова — одновременно Тезея и Оберона, главы и светской, и магической власти: вокруг него копошится и куражится смешной, бесконечно наивный мир, им же приведенный в движение. Бадалов глядит на него до такой степени бесстрастно, так безучастливо, что совершенно ясно: никакое наше зрелище богам не любо, наблюдатель умирает со скуки. Здесь актер передает нам привет из «древнего» спектакля Мастерской «Двенадцатая ночь», где его шут Фестэ давал уроки фирменной меланхолии, не желая веселиться со всеми, зная, что после радости вновь жизнь подкинет нам очередной катаклизм.
Мотив наблюдения за наблюдением, множественного отражения в зеркалах — элемент эстетики барокко, с которой мы не раз столкнемся в этой постановке. Еще одна тонкая вещь: шутка с золотым биноклем, инструментом наблюдения. Он переходит из рук Оберона в руки Тезея, и Карэн Бадалов, играющий обоих, фирменно изумляемся: «Где-то я уже это видел». Словно предмет из сновидения попал в руки к грезящему — тут хозяин лесной чащи Оберон оказывается словно ночной ипостасью хозяина Афин Тезея. Очень тонкая ирония, надо сказать.
Симфония тканей
Все струится в этом спектакле. Ночной лес нам явлен как набор тончайших тканей, свисающих со штанкетов и обращающихся с помощью света в световую коллонаду. Пылающие, оживленные ветродувами простыни. Дышащий «пол» леса — огромный матрац, в рыхлости которого тонешь как в сне. Сок волшебного цветка, навевающего любовный пыл — это цветастый платок, им можно закрыть глаза или повязать его на шейку.
Симфония тканей во «Сне» — весьма чувственная вещь. Зависая на этих тканях как на лианах, перевязывая конечности, четверка афинских любовников в акробатической пластике Олега Глушкова проявляют чудеса мучительной телесности. Извиваются, конвульсируют, жарятся, плавятся, распятые в ветвях. Любовь — мучительная забава, она всегда неразделенная и голодная. Влюбленные, которые никак не могут прийти к согласию, изможденные бегом по лесу, страдающие от неразделенных чувств и вдвойне страдающие от ошибки богов, находятся на грани физического изнеможения. Их телесность, искушаемая звуками и запахами волшебной ночи в лесу, мучает их инстинктами, которые не находят реализации.
Четверку тянет друг к другу, они сливаются в единую, дышащую щека к щеке «массу» и тут же распадаются, почувствовав внутреннее несогласие. Их тела искривляются и мутируют, выявляя в женщинах возбужденную пластику кошки в агрессии и истошные вопли, полупьяные жесты непослушного тела (здесь преуспевает невероятно алогичная, умеющая сообщить разным точкам своего пластичного тела разные ритмы, удивительная актриса Ирина Горбачева), а в мужчинах — желание опрометью бежать к заветной цели, то есть неведомо куда. Утомленные от вожделения и не способные его насытить, они сходят с ума от неразделенной любви и в то же время где-то в глубине души верят в то, что это — норма, что человек обречен на мученичество. Эротический вязкий сон, где ожидание близости оказывается важнее и ценнее самой близости — это, собственно, всё, что человеку дано жестокими богами. Вторая реальность, бессознательное, в котором компенсируются недостатки бодрствования, даны нам во спасение от первичной реальности, где возможно ничтожно малое, где любовный обман быстро кончается.
Наш мир, здешний, сугубый — всего лишь картинка на празднике небожителей. Сказку о Пираме и Фисбе афинский пролетариат играет на фоне огромного тканного полотна, в котором уместился весь Афинский лес (и это еще один барочный образ). Тезей и Ипполита, афинские царедворцы, забавляются ужасно смешной игрой любителей. Боги флоры и фауны Оберон и Титания же забавляются мучениями афинских любовников, воспринимая их как неумёх и дилетантов в любви. Боги крутят нами как хотят, равнодушно взирая на весь мир, который для них-то точно — театр.
Павел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Елена Алдашева о том, как гоголевская «Женитьба» у Каменьковича превратилась в «Совершенно Невероятное Событие» и что из этого вышлоЕлена Алдашева, «Театръ», 7.05.2024
- Наполеон уже не тортНаталья Шаинян, «Театръ», 4.05.2024
- Совершенно невероятное событиеНаталия Борисова, «Porusski.me», 1.04.2024
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: женитьба середины XIX векаВячеслав Суриков, «Монокль», 18.03.2024
- «Совершенно невероятное событие»: Женитьба без любви, что кошелек без денегАлександра Горелая, «Кинорепортёр», 6.03.2024
- «Совершенно невероятное событие» Мастерская Петра ФоменкоНикита Балашов, «Ревизор.ru», 6.03.2024
- Совет да любовьСофия Шапенко, «Театральный журнал», 4.03.2024
- Зрителей возвращают в старинуЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 26.02.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- «Совершенно невероятное событие»: смертельный бракНаталья Витвицкая, «Ведомости», 22.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- Парадоксы, карнавал женихов и дочь Сергея Бодрова в роли невесты: в афише «Мастерской Петра Фоменко» появился спектакль по пьесе Гоголя «Женитьба»«ВТБRussia», 19.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Юрий Буторин: «Театр не должен быть оратором эпохи»Анна Сиротина, «Философия отдыха», 04.2023
- Другой век, другая странаЕлена Шаина, «Театр To Go», 22.03.2023
- Больно смотретьНаталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
- Мир на выдохеТатьяна Власова, «Театрал», 14.03.2023
- Спектакль «Двадцать третий»: поздний Ремарк на сцене Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 6.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- Обелиск на продажуОльга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог», 23.02.2023
- И дольше века длится годДарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- «Двадцать третий»: драма безвременья в жанре кабареКсения Стольная, «Ведомости», 17.02.2023
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Двадцать третий»Инга Бугулова, «Российская газета», 15.02.2023
- Черно-красно-желтый обелискМарина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- На одном дыхании актеров и зрителейДмитрий Буткевич, «Радио «Ъ FM»», 15.02.2023
- Времена не выбирают. В «Мастерской Петра Фоменко» «перечитали» «Черный обелиск»Рита Долматова, «На западе Москвы», 14.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» прошла премьера спектакля «Двадцать третий»Александра Сидорова, «Бизнес FM», 13.02.2023
- «Двадцать третий»: бессмертный Ремарк в Мастерской Петра ФоменкоВалерия Вербинина, «Москультура», 12.02.2023
- Премьера спектакля «Двадцать третий»: Каменькович показывает неизвестного в театре РемаркаОльга Романцова, «ТАСС», 11.02.2023
- В «Мастерской Фоменко» расскажут «историю одной запоздалой молодости»Елена Алдашева, «Театр.», 10.02.2023
- «Мой Брель»: вайбы в «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 8.11.2022
- Елена Алдашева о том, зачем три актёра «Мастерской Фоменко» исполняют песни Бреля «в роли самих себя»Елена Алдашева, «Театр.», 7.11.2022
- «Мой Брель»4.11.2022
- В «Мастерской Фоменко» появится «спектакль-концерт» о Жаке БрелеЕлена Алдашева, «Театр.», 4.11.2022
- «Все-таки это — гимн жизни»Анна Кулакова, «Зонг медиа», 22.11.2021
- Выйти из сумракаЛариса Каневская, «Мнение», 23.03.2021
- Увидеть – не значит понятьСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.12.2020
- Парное интервью: Полина Кутепова и Юрий Буторин отвечают на 10 вопросов о театре, любви и внутренней слепотеЮлия Ахметова, «Esquire», 16.12.2020
- Поднимите ей векиМарина Шимадина, «Театрал», 31.10.2020
- Самого главного глазами не увидишь: «Молли Суини» в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 29.10.2020
- От какого театра мы отказываемсяМарина Токарева, «Новая газета», 28.10.2020
- Спасение утопающихЕлена Шаина, «Театр To Go», 24.10.2020
- «Молли Суини» в Мастерской Фоменко: спектакль, который учит принимать мир, не глядяInner Emigrant, «Ваш досуг», 23.10.2020
- Иван Поповски выпустит спектакль по пьесе Брайана ФрилаЕкатерина Авдеева, «Театр.», 18.10.2020
- Чисто шотландские убийстваПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Дикие и симпатичныеВиктория Пешкова, «Культура», 4.07.2019
- Завещание Чарльза Адамса исполненоАндрей Дворецков, «Э-вести», 27.06.2019
- Король Лир, да здравствует король!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 17.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Чего не было, того не былоЗоя Апостольская , «Российская газета», 24.11.2016
- «Тополя»Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 12.10.2016
- Винтаж: Братская ГЭСЕлена Дьякова, ««Новая газета»», 30.09.2016
- Киноспектакль «Тополя» в «Мастерской Петра Фоменко» остался без фокусаГригорий Заславский, «Независимая газета», 28.07.2016
- «Тополя»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.06.2016
- То ли девушка, а то ли — виденьеИрина Шведова, «Московская правда», 28.06.2016
- Расскажи о любви. ПроникновенноАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 19.06.2016
- Dolce vita советской эпохиНаталья Васильева, «Известия», 17.06.2016
- «Были и есть только тополя»: спектакль-кинофильм Мастерской Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «Buro 24/7», 16.06.2016
- Спектакль-кинофильм «Тополя» представит Мастерская Петра Фоменко«РИА Новости», 15.06.2016
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- «Заходите, заходите»: ужин с призракамиНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 17.01.2013
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Выпито до днаМария Седых, «Итоги», 23.07.2012
- Грамоте обученГлеб Ситковский, «Ведомости», 18.07.2012
- Пока варился суп…Ася Иванова, «Вечерняя Москва», 17.07.2012
- Мастерская Петра Фоменко пригласила на свадьбуАлла Шевелева, «Известия», 16.07.2012
- «Заходите-заходите»: 105-я страница про любовьЕлена Рыбакова, «Ваш досуг», 11.07.2012
- Спектакль по роману Меира Шалева покажут в «Мастерской Петра Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 29.06.2012
- Сын троих отцов в центре мирозданияСветлана Полякова, «Новые Известия», 25.06.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Кого любить, кому поверить?Ольга Игнатюк, «Москвичка», 2.02.2012
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Не как в сказкеГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- Русский человек на rendez-vousАнна Банасюкевич, «TimeOut Москва», 2.12.2011
- «Русский человек на рандеву»Алексей Киселев , «Maptype.com», 12.2011
- Что русскому здоровоОльга Фукс, «Ведомости», 30.11.2011
- Мастерская Петра Фоменко: молодые на rendez-vousМарина Шимадина, «Ваш досуг», 23.11.2011
- Игра в классикаМария Седых, «Итоги», 14.11.2011
- Театр утешительных ассоциацийЕлена Ковальская, «Афиша», 10.11.2011
- Лишние людиОльга Егошина, «Новые Известия», 7.11.2011
- Новое поколение на rendez-vousГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 20)», 11.2011
- Бурление вешних водЕлена Губайдуллина, «Известия», 28.10.2011
- Рандеву с ТургеневымАнна Гордеева, «Московские новости», 27.10.2011
- «Русский человек на rendez-vous»: доигралисьНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 24.10.2011
- Ученики мастерской Фоменко по-хулигански отчитаются «Вешними водами»«РИА-Новости», 21.10.2011
- Колесо обозренияСветлана Щагина, «Петербургский театральный журнал, № 3 (61)», 09.2010
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- Разговор об эпохеМария Хализева, «Экран и Сцена (№ 10, 2010)», 05.2010
- РыжийМария Хализева, «TimeOut (№ 17)», 05.2010
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоялась премьера спектакля «Рыжий»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 26.04.2010
- Оттенки РыжегоВячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 8.04.2010
- «Как хорошо мы плохо жили»Екатерина Васенина, «Новая газета», 2.04.2010
- «Как хорошо мы плохо жили
»Ирина Алпатова, «Культура», 1.04.2010
- Ни при чемДина Годер, «Время новостей», 31.03.2010
- Борис Рыжий в театре ФоменкоМарина Тимашева, «Радио Свобода», 26.03.2010
- В стране ментов и воровОльга Егошина, «Новые Известия», 25.03.2010
- Локальный СтиксАлена Карась, «Российская газета», 24.03.2010
- «Рыжий»: back to the USSRАлена Данилова, «Ваш досуг», 20.03.2010
- Бывают странные сближенья
Татьяна Круковская, «Сцена, № 2 (64)», 2010
- В ритме ДжойсаСергей Конаев, «Экран и Сцена (№ 7)», 04.2009
- Хроника одного дняМарина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечностьАлена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- Евгений Каменькович: «Я не считаю наш путь единственно верным»«Частный корреспондент», 4.02.2009
- Театр одного романаРоман Должанский, «Коммерсант», 4.02.2009
- Хитрый УлиссАлена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» совершила одиссеюАлла Шендерова, «infox.ru», 3.02.2009
- Вес взят. А зачем?Марина Давыдова, «Известия», 3.02.2009
- Пенелопа, поборовшая УлиссаОльга Романцова, «Газета», 3.02.2009
- Средний слойДина Годер, «Время новостей», 3.02.2009
- Берег утопииДмитрий Бавильский, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Попытка полетаНаталья Старосельская, ««Страстной бульвар, 10»», 01.2008