Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»
Шекспировская трагедия в постановке Евгения Каменьковича
Драматургия Уильяма Шекспира не часто появлялась в репертуаре «Мастерской Петра Фоменко». Еще в студенческие годы один из педагогов курса Петра Наумовича в ГИТИСе Евгений Каменькович поставил со студентами роскошный спектакль «Двенадцатая ночь», который остался в памяти многих тысяч зрителей.
Четыре года назад Иван Поповски сочинил дивное действо по пьесе «Сон в летнюю ночь», получившее главную национальную премию России «Золотая маска» и несколько других призов. Но на великие шекспировские трагедии театр до поры до времени не посягал. Недавно на 31-м году своей жизни все же дерзнул. Художественный руководитель театра Евгений Каменькович поставил «Короля Лира». Наверное, «Мастерская П. Фоменко» должна была «дозреть» до такой махины как «Король Лир». И, прежде всего, на это должен был решиться бесспорный кандидат на заглавную роль Карэн Бадалов. Впрочем, на решении Евгения Каменьковича, думаю, сказалось и то, что труппа театра в последние годы настолько разрослась и окрепла, что и на все остальные роли нашлись не просто хорошие, но очень талантливые артисты.
Изюминку спектаклю придало то, что его авторы использовали не пастернаковский перевод, а вариант Осии Сороки. Сложный, временами странный и резкий перевод не дает тебе возможность расслабиться и заставляет напряженно слушать, «впитывать и переваривать» огромные пласты не очень привычного, насыщенного метафорами текста. Хотя это вовсе не свидетельствует о том, что текст так уж труден для восприятия. Напротив: он воспринимается с большим интересом и живостью даже не очень знакомыми с пьесой зрителями. Такому восприятию способствует ко всему прочему прекрасная техническая оснащенность артистов (поклон замечательному педагогу по речи Вере Камышниковой). Но дело, конечно, не только в том, как актеры произносят текст. Спектакль приковывает тебя «стальными обручами», прежде всего, точно расставленными режиссерскими акцентами, тщательно выстроенными темпоритмами и мощным, постоянно нарастающим эмоциональным накалом. Действие накатывает на тебя волнами, каждая последующая превосходит по силе предыдущую, и, в конце концов, захлестывает с головой.
Превосходно выстроен и визуальный ряд спектакля. Как всегда лаконична, интересна по форме и точна по смыслу сценография выдающегося художника Александра Боровского, который всего лишь второй раз работает с «Мастерской Петра Фоменко». Доминантой его художественного решения стал дощатый помост в виде громадного белого круга, ассоциирующегося с мощью и целостностью английской державы, и такие же белые дощатые подвижные створки-порталы. Деля страну между дочерями, Лир как бы символически «отрезает» от круга по куску, превращая его в бесформенную и зловещую геометрическую фигуру. В финале после всех пережитых катаклизмов круг примет первозданную форму, и это станет символом призрачной надежды на прекращение кровавой драмы.
Своеобразны придуманные Марией Боровской костюмы, цветовая гамма которых тоже концептуальна: белые одежды предназначены лишь для представителей королевского рода (в тон символическому кругу-помосту), а всем остальным «предписано» носить только серые и черные костюмы. Разнообразен, точен по смыслу, хотя порой и парадоксален мизансценический рисунок спектакля. Интересна и пластическая партитура, над которой, судя по всему, поработал специалист по сценическому движению Карэн Бадалов (вместе с Юрием Буториным он указан в программке в качестве режиссера). Между тем строгая графичность мизансцен, выверенность пластического рисунка не мешает актерам чувствовать себя свободно и раскованно и импровизировать в рамках заданного им «квадрата». Все это в сочетании с тончайшей световой партитурой уникального мастера Дамира Исмагилова делает спектакль интереснейшим в художественном плане зрелищем. Но, наверное, главная отличительная особенность данного «Короля Лира» состоит в том, что при всем пиетете перед величественностью трагедии в спектакле доходчиво и предельно ясно рассказана щемящая человеческая история о несчастном пожилом человеке, который решил внести в свою жизнь разнообразие, бросить опостылевший трон и связанные с пребыванием во власти интриги и козни. А заодно дать «волю» дочерям, которым давно следовало бы стать более самостоятельными, которые «в благодарность» беззастенчиво его предают. Важно в этом спектакле и то, что все сюжетные линии равноценны и равнозначительны, что, увы, в сценических воплощениях этой пьесы происходит не часто. В данном случае истории Глостера с сыновьями, Кента и интриг между дочерями Лира оказываются столь же захватывающими, как и линия самого Лира. Интересно и не совсем обычно то, что трагедийная канва сюжета сочетается с тончайшим, порой горьким юмором, и, как бы это ни выглядело странно, зал по ходу спектакля довольно часто разражается смехом. И дело здесь не только в самом тексте, сколько в его осмыслении и необычном сценическом преломлении. Это придает зрелищу тот самый «изюм», который делает спектакль не банально-правильной и оттого тяжеловесной иллюстрацией известного классического произведения, а самостоятельным, уникальным произведением искусства.
В спектакле большое количество персонажей. К прискорбию автора этих строк рассказать обо всех замечательных артистах и музыкантах, увы, невозможно. Но, предваряя персональный разбор ролей, не могу не отметить, что и на этот раз «фоменки» продемонстрировали великолепную «командную игру», способность двигаться к общей цели в одной «упряжке». В этом прекрасном ансамбле нет ни одной не только фальшивой ноты, но даже сыгранной формально, без вложенной в нее частички актерской души. При этом, неукоснительно следуя известной театральной заповеди о том, что окружение должно играть короля, никто из артистов не пытается хотя бы исподволь потянуть одеяло на себя, поддать жару, рвануть рубаху на груди.
Неожидан граф Глостер яркого и острохарактерного артиста Томаса Моцкуса, который, если мне не изменяет память, впервые попробовал себя в возрастной роли. Глубоко порядочный, но слабый, растерянный, несчастный, преданный сыном и, в конце концов, ослепленный старик вызывает в твоей душе не просто жалость, но глубочайшее сострадание и боль. Пожалуй, не меньшее, чем Лир. Хороши молодые актеры Юрий Титов и Андрей Миххалёв в ролях его сыновей – Эдгара и Эдмунда. Первый по-мужски сдержан, и воспринимает несправедливость судьбы достойно и смиренно. Он как будто знает, что справедливость должна непременно восторжествовать, и правда откроется его несчастному отцу. Второй – типичный авантюрист – осторожный и лукавый, легко и вдохновенно оправдывающий своё коварство и предательство. И ты даже готов его понять: красавец-блондин, косая сажень в плечах, похожий на греческого бога Аполлона – такому бы и королевский трон в пору! А он – униженный бастард… Противоречие между статусом и непомерной гордыней рождает в его душе жажду «реванша» любой ценой.
Запоминается статный, яркий, надменный Освальд Амбарцума Кабаняна – типичный царедворец – преданный, но хитрый и подлый, не останавливающийся ни перед чем ради прихотей хозяйки и своей собственной выгоды. Очень хорош Юрий Буторин в роли соратника Лира графа Кента – жесткого, мрачноватого, упрямого борца за справедливость, не испугавшегося встать «меж драконьим гневом и нечестивой жертвою его» и защитить юную Корделию от ярости отца, а потом стоически переносящего унижения, чинимые по отношению к нему Реганой и Корнуоллом.
Трогательна и по-детски непосредственна юная Дарья Коныжева в роли Корделии, проявившей характер и осмелившейся лезть на рожон, возражая отцу. Она действительно искренна в своем убеждении, что никакими восторженными словами невозможно передать степень её любви и наивно верит, что отец должен это понять. Но дождется от того лишь унизительной фразы: «Плюгавка со своей лжепрямотой». Блистательны, обворожительны и необыкновенно живописны рыжеволосые «дьяволицы» Гонерилья и Регана, похожие на сказочно красивых, но злых колдуний. Первая в исполнении Полины Кутеповой таинственна и амбивалентна. Она хрупка, пластична, летуча «как пух от уст Эола», способна заворожить любого своим ангельским голосом. И, при этом, несколько угловата и «неустойчива»: то и дело оступается и сваливается с помоста (в чем видится некий роковой символ). Но на самом деле Гонерилья – вовсе не «божий одуванчик». Она презрительна и даже брезглива по отношению с тряпке-мужу и жестока в обращении с «блажным» стариком-отцом. Но ее истинные почти звериные черты обнаруживаются в непримиримой и кровавой борьбе сестрой за право обладания красавцем Эдмундом.
Думаю, что зрители, зная о поистине безграничных актерских возможностях Полины (чего стоит только её мамаша Кураж!), вполне могли предположить подобную трактовку ее роли. Но от нежной, воздушной, мягкой и ласковой Серафимы Огарёвой, ассоциирующейся у большинства зрителей с образом доброй феи, такого «сюрприза» вряд ли кто-то ожидал. Её Регана более откровенна в выражении своих эмоций, чем коварная Гонерилья. Если последняя до поры до времени стремится скрыть свою истинную сущность, то Регана даже не пытается выглядеть чистенькой и добренькой. Она, как и сестра, столь же жестока по отношению к отцу, для нее не существует таких понятий, как честь и совесть. Не стесняется она и собственной гипертрофированной чувственности, и сексапильности, что подчеркивается ее фантастической «змеиной» пластикой. Важно то, что дочери, унижая отца, вовсе не руководствуются соображениями сохранения порядка в стране, но лишь повинуются своей прихоти и неуемной гордыне! Обеим актрисам удалось создать интереснейшие тонкие, яркие и отнюдь не прямолинейные образы хрестоматийных персонажей, очень точно передав противоречие между их внешним обликом и низменной сущностью.
Одна из больших удач спектакля – Шут в исполнении Александра Мичкова. Колючий, трогательный, насмешливый, остроумный, а порой и язвительный, любящий и жалеющий своего господина и ненавидящий его гонителей он привносит в действие какую-то щемящую ноту доброты и детской непосредственности. Глядя на него, я вспомнил рассказ замечательной, артистки Ольги Волковой о главной актерской заповеди её деда: «Если хочешь стать артисткой, раздели свое лицо ладонью на две части по линии носа. Пускай одна плачет, а другая смеется. Убери руку, и все должно так и остаться». Именно таким предстает перед зрителем Шут Мичкова. Не могу не упомянуть еще одну деталь, которая тронула до глубины души. Речь идет о фразе, которую произносит Шут, пытаясь успокоить несчастного Лира во время бури: «Всё ветер и дождь, всё ветер и дождь » Думаю, что не только у автора этих строк, но и у многих любящих «Мастерскую Петра Фоменко» в этот момент к горлу подкатил ком при воспоминаниях о тех счастливых временах, когда юные «фоменки» под руководством Каменьковича играли свою незабываемую шекспировскую «Двенадцатую ночь». А строка – цитата из песни того давнего шута, которого играл не кто иной, как нынешний Лир Карэн Бадалов…
У этого блистательного артиста, одного из «отцов-основателей» «Мастерской Петра Фоменко», давно не было новых, адекватных его творческому дарованию ролей (если не считать Тезея в «Сне в летнюю ночь» и импровизатора в сравнительно недавно восстановленном по его инициативе и при его непосредственном участии спектакле П. Н. Фоменко «Египетские ночи»). И вот, наконец, такая роль появилась. Его Лир загадочен и многообразен. Его невозможно охарактеризовать однозначно: строгий, вздорный, блажной, смешной, нежный, слабый, etc. Он вобрал в себя все эти качества и еще добрый десяток других! В самом начале в сцене раздела страны в его глазах светятся озорные огоньки, и ты понимаешь, что он – из разряда «игрунов» и вполне возможно затеял очередную причуду просто от скуки. Но Корделия довела его своим упрямством до такой степени, что блажь переросла в окончательное решение. А тут еще Кент влез со своими угрозами-предупреждениями, стало быть, назад дороги нет! И взбешённый Лир обвиняет друга и соратника в желании заставить короля «нарушить клятвы наши, доселе нерушимые». Маховик истории запущен, и Лиру теперь не видать покоя. Начнутся его мытарства, противоборство с коварными дочерями, мнимый суд над ними, мрак, холод, нищета, унижения… При всей раздирающей душу трагической сущности Лира Карэн Бадалов играет его в свойственной ему строгой, сдержанной, достойной манере и даже в самых страстных монологах не позволяет себе перебирать в эмоциях, стенать и, как говорили старые актеры, «грызть кулисы». Этот Лир при всех его положительных и отрицательных чертах – прежде всего – мужчина. И только смерть Корделии лишает его силы воли, выдержки душевных и физических сил. Забыть глаза несчастного и нищего короля, в один миг как будто постаревшего на тридцать лет, невозможно.
Источник: Ревизор.ru
Четыре года назад Иван Поповски сочинил дивное действо по пьесе «Сон в летнюю ночь», получившее главную национальную премию России «Золотая маска» и несколько других призов. Но на великие шекспировские трагедии театр до поры до времени не посягал. Недавно на 31-м году своей жизни все же дерзнул. Художественный руководитель театра Евгений Каменькович поставил «Короля Лира». Наверное, «Мастерская П. Фоменко» должна была «дозреть» до такой махины как «Король Лир». И, прежде всего, на это должен был решиться бесспорный кандидат на заглавную роль Карэн Бадалов. Впрочем, на решении Евгения Каменьковича, думаю, сказалось и то, что труппа театра в последние годы настолько разрослась и окрепла, что и на все остальные роли нашлись не просто хорошие, но очень талантливые артисты.
Изюминку спектаклю придало то, что его авторы использовали не пастернаковский перевод, а вариант Осии Сороки. Сложный, временами странный и резкий перевод не дает тебе возможность расслабиться и заставляет напряженно слушать, «впитывать и переваривать» огромные пласты не очень привычного, насыщенного метафорами текста. Хотя это вовсе не свидетельствует о том, что текст так уж труден для восприятия. Напротив: он воспринимается с большим интересом и живостью даже не очень знакомыми с пьесой зрителями. Такому восприятию способствует ко всему прочему прекрасная техническая оснащенность артистов (поклон замечательному педагогу по речи Вере Камышниковой). Но дело, конечно, не только в том, как актеры произносят текст. Спектакль приковывает тебя «стальными обручами», прежде всего, точно расставленными режиссерскими акцентами, тщательно выстроенными темпоритмами и мощным, постоянно нарастающим эмоциональным накалом. Действие накатывает на тебя волнами, каждая последующая превосходит по силе предыдущую, и, в конце концов, захлестывает с головой.
Превосходно выстроен и визуальный ряд спектакля. Как всегда лаконична, интересна по форме и точна по смыслу сценография выдающегося художника Александра Боровского, который всего лишь второй раз работает с «Мастерской Петра Фоменко». Доминантой его художественного решения стал дощатый помост в виде громадного белого круга, ассоциирующегося с мощью и целостностью английской державы, и такие же белые дощатые подвижные створки-порталы. Деля страну между дочерями, Лир как бы символически «отрезает» от круга по куску, превращая его в бесформенную и зловещую геометрическую фигуру. В финале после всех пережитых катаклизмов круг примет первозданную форму, и это станет символом призрачной надежды на прекращение кровавой драмы.
Своеобразны придуманные Марией Боровской костюмы, цветовая гамма которых тоже концептуальна: белые одежды предназначены лишь для представителей королевского рода (в тон символическому кругу-помосту), а всем остальным «предписано» носить только серые и черные костюмы. Разнообразен, точен по смыслу, хотя порой и парадоксален мизансценический рисунок спектакля. Интересна и пластическая партитура, над которой, судя по всему, поработал специалист по сценическому движению Карэн Бадалов (вместе с Юрием Буториным он указан в программке в качестве режиссера). Между тем строгая графичность мизансцен, выверенность пластического рисунка не мешает актерам чувствовать себя свободно и раскованно и импровизировать в рамках заданного им «квадрата». Все это в сочетании с тончайшей световой партитурой уникального мастера Дамира Исмагилова делает спектакль интереснейшим в художественном плане зрелищем. Но, наверное, главная отличительная особенность данного «Короля Лира» состоит в том, что при всем пиетете перед величественностью трагедии в спектакле доходчиво и предельно ясно рассказана щемящая человеческая история о несчастном пожилом человеке, который решил внести в свою жизнь разнообразие, бросить опостылевший трон и связанные с пребыванием во власти интриги и козни. А заодно дать «волю» дочерям, которым давно следовало бы стать более самостоятельными, которые «в благодарность» беззастенчиво его предают. Важно в этом спектакле и то, что все сюжетные линии равноценны и равнозначительны, что, увы, в сценических воплощениях этой пьесы происходит не часто. В данном случае истории Глостера с сыновьями, Кента и интриг между дочерями Лира оказываются столь же захватывающими, как и линия самого Лира. Интересно и не совсем обычно то, что трагедийная канва сюжета сочетается с тончайшим, порой горьким юмором, и, как бы это ни выглядело странно, зал по ходу спектакля довольно часто разражается смехом. И дело здесь не только в самом тексте, сколько в его осмыслении и необычном сценическом преломлении. Это придает зрелищу тот самый «изюм», который делает спектакль не банально-правильной и оттого тяжеловесной иллюстрацией известного классического произведения, а самостоятельным, уникальным произведением искусства.
В спектакле большое количество персонажей. К прискорбию автора этих строк рассказать обо всех замечательных артистах и музыкантах, увы, невозможно. Но, предваряя персональный разбор ролей, не могу не отметить, что и на этот раз «фоменки» продемонстрировали великолепную «командную игру», способность двигаться к общей цели в одной «упряжке». В этом прекрасном ансамбле нет ни одной не только фальшивой ноты, но даже сыгранной формально, без вложенной в нее частички актерской души. При этом, неукоснительно следуя известной театральной заповеди о том, что окружение должно играть короля, никто из артистов не пытается хотя бы исподволь потянуть одеяло на себя, поддать жару, рвануть рубаху на груди.
Неожидан граф Глостер яркого и острохарактерного артиста Томаса Моцкуса, который, если мне не изменяет память, впервые попробовал себя в возрастной роли. Глубоко порядочный, но слабый, растерянный, несчастный, преданный сыном и, в конце концов, ослепленный старик вызывает в твоей душе не просто жалость, но глубочайшее сострадание и боль. Пожалуй, не меньшее, чем Лир. Хороши молодые актеры Юрий Титов и Андрей Миххалёв в ролях его сыновей – Эдгара и Эдмунда. Первый по-мужски сдержан, и воспринимает несправедливость судьбы достойно и смиренно. Он как будто знает, что справедливость должна непременно восторжествовать, и правда откроется его несчастному отцу. Второй – типичный авантюрист – осторожный и лукавый, легко и вдохновенно оправдывающий своё коварство и предательство. И ты даже готов его понять: красавец-блондин, косая сажень в плечах, похожий на греческого бога Аполлона – такому бы и королевский трон в пору! А он – униженный бастард… Противоречие между статусом и непомерной гордыней рождает в его душе жажду «реванша» любой ценой.
Запоминается статный, яркий, надменный Освальд Амбарцума Кабаняна – типичный царедворец – преданный, но хитрый и подлый, не останавливающийся ни перед чем ради прихотей хозяйки и своей собственной выгоды. Очень хорош Юрий Буторин в роли соратника Лира графа Кента – жесткого, мрачноватого, упрямого борца за справедливость, не испугавшегося встать «меж драконьим гневом и нечестивой жертвою его» и защитить юную Корделию от ярости отца, а потом стоически переносящего унижения, чинимые по отношению к нему Реганой и Корнуоллом.
Трогательна и по-детски непосредственна юная Дарья Коныжева в роли Корделии, проявившей характер и осмелившейся лезть на рожон, возражая отцу. Она действительно искренна в своем убеждении, что никакими восторженными словами невозможно передать степень её любви и наивно верит, что отец должен это понять. Но дождется от того лишь унизительной фразы: «Плюгавка со своей лжепрямотой». Блистательны, обворожительны и необыкновенно живописны рыжеволосые «дьяволицы» Гонерилья и Регана, похожие на сказочно красивых, но злых колдуний. Первая в исполнении Полины Кутеповой таинственна и амбивалентна. Она хрупка, пластична, летуча «как пух от уст Эола», способна заворожить любого своим ангельским голосом. И, при этом, несколько угловата и «неустойчива»: то и дело оступается и сваливается с помоста (в чем видится некий роковой символ). Но на самом деле Гонерилья – вовсе не «божий одуванчик». Она презрительна и даже брезглива по отношению с тряпке-мужу и жестока в обращении с «блажным» стариком-отцом. Но ее истинные почти звериные черты обнаруживаются в непримиримой и кровавой борьбе сестрой за право обладания красавцем Эдмундом.
Думаю, что зрители, зная о поистине безграничных актерских возможностях Полины (чего стоит только её мамаша Кураж!), вполне могли предположить подобную трактовку ее роли. Но от нежной, воздушной, мягкой и ласковой Серафимы Огарёвой, ассоциирующейся у большинства зрителей с образом доброй феи, такого «сюрприза» вряд ли кто-то ожидал. Её Регана более откровенна в выражении своих эмоций, чем коварная Гонерилья. Если последняя до поры до времени стремится скрыть свою истинную сущность, то Регана даже не пытается выглядеть чистенькой и добренькой. Она, как и сестра, столь же жестока по отношению к отцу, для нее не существует таких понятий, как честь и совесть. Не стесняется она и собственной гипертрофированной чувственности, и сексапильности, что подчеркивается ее фантастической «змеиной» пластикой. Важно то, что дочери, унижая отца, вовсе не руководствуются соображениями сохранения порядка в стране, но лишь повинуются своей прихоти и неуемной гордыне! Обеим актрисам удалось создать интереснейшие тонкие, яркие и отнюдь не прямолинейные образы хрестоматийных персонажей, очень точно передав противоречие между их внешним обликом и низменной сущностью.
Одна из больших удач спектакля – Шут в исполнении Александра Мичкова. Колючий, трогательный, насмешливый, остроумный, а порой и язвительный, любящий и жалеющий своего господина и ненавидящий его гонителей он привносит в действие какую-то щемящую ноту доброты и детской непосредственности. Глядя на него, я вспомнил рассказ замечательной, артистки Ольги Волковой о главной актерской заповеди её деда: «Если хочешь стать артисткой, раздели свое лицо ладонью на две части по линии носа. Пускай одна плачет, а другая смеется. Убери руку, и все должно так и остаться». Именно таким предстает перед зрителем Шут Мичкова. Не могу не упомянуть еще одну деталь, которая тронула до глубины души. Речь идет о фразе, которую произносит Шут, пытаясь успокоить несчастного Лира во время бури: «Всё ветер и дождь, всё ветер и дождь » Думаю, что не только у автора этих строк, но и у многих любящих «Мастерскую Петра Фоменко» в этот момент к горлу подкатил ком при воспоминаниях о тех счастливых временах, когда юные «фоменки» под руководством Каменьковича играли свою незабываемую шекспировскую «Двенадцатую ночь». А строка – цитата из песни того давнего шута, которого играл не кто иной, как нынешний Лир Карэн Бадалов…
У этого блистательного артиста, одного из «отцов-основателей» «Мастерской Петра Фоменко», давно не было новых, адекватных его творческому дарованию ролей (если не считать Тезея в «Сне в летнюю ночь» и импровизатора в сравнительно недавно восстановленном по его инициативе и при его непосредственном участии спектакле П. Н. Фоменко «Египетские ночи»). И вот, наконец, такая роль появилась. Его Лир загадочен и многообразен. Его невозможно охарактеризовать однозначно: строгий, вздорный, блажной, смешной, нежный, слабый, etc. Он вобрал в себя все эти качества и еще добрый десяток других! В самом начале в сцене раздела страны в его глазах светятся озорные огоньки, и ты понимаешь, что он – из разряда «игрунов» и вполне возможно затеял очередную причуду просто от скуки. Но Корделия довела его своим упрямством до такой степени, что блажь переросла в окончательное решение. А тут еще Кент влез со своими угрозами-предупреждениями, стало быть, назад дороги нет! И взбешённый Лир обвиняет друга и соратника в желании заставить короля «нарушить клятвы наши, доселе нерушимые». Маховик истории запущен, и Лиру теперь не видать покоя. Начнутся его мытарства, противоборство с коварными дочерями, мнимый суд над ними, мрак, холод, нищета, унижения… При всей раздирающей душу трагической сущности Лира Карэн Бадалов играет его в свойственной ему строгой, сдержанной, достойной манере и даже в самых страстных монологах не позволяет себе перебирать в эмоциях, стенать и, как говорили старые актеры, «грызть кулисы». Этот Лир при всех его положительных и отрицательных чертах – прежде всего – мужчина. И только смерть Корделии лишает его силы воли, выдержки душевных и физических сил. Забыть глаза несчастного и нищего короля, в один миг как будто постаревшего на тридцать лет, невозможно.
Источник: Ревизор.ru
Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Елена Алдашева о том, как гоголевская «Женитьба» у Каменьковича превратилась в «Совершенно Невероятное Событие» и что из этого вышлоЕлена Алдашева, «Театръ», 7.05.2024
- Наполеон уже не тортНаталья Шаинян, «Театръ», 4.05.2024
- Совершенно невероятное событиеНаталия Борисова, «Porusski.me», 1.04.2024
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: женитьба середины XIX векаВячеслав Суриков, «Монокль», 18.03.2024
- «Совершенно невероятное событие»: Женитьба без любви, что кошелек без денегАлександра Горелая, «Кинорепортёр», 6.03.2024
- «Совершенно невероятное событие» Мастерская Петра ФоменкоНикита Балашов, «Ревизор.ru», 6.03.2024
- Совет да любовьСофия Шапенко, «Театральный журнал», 4.03.2024
- Зрителей возвращают в старинуЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 26.02.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- «Совершенно невероятное событие»: смертельный бракНаталья Витвицкая, «Ведомости», 22.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- Парадоксы, карнавал женихов и дочь Сергея Бодрова в роли невесты: в афише «Мастерской Петра Фоменко» появился спектакль по пьесе Гоголя «Женитьба»«ВТБRussia», 19.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Юрий Буторин: «Театр не должен быть оратором эпохи»Анна Сиротина, «Философия отдыха», 04.2023
- Другой век, другая странаЕлена Шаина, «Театр To Go», 22.03.2023
- Больно смотретьНаталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
- Мир на выдохеТатьяна Власова, «Театрал», 14.03.2023
- Спектакль «Двадцать третий»: поздний Ремарк на сцене Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 6.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- Обелиск на продажуОльга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог», 23.02.2023
- И дольше века длится годДарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- «Двадцать третий»: драма безвременья в жанре кабареКсения Стольная, «Ведомости», 17.02.2023
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Двадцать третий»Инга Бугулова, «Российская газета», 15.02.2023
- Черно-красно-желтый обелискМарина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- На одном дыхании актеров и зрителейДмитрий Буткевич, «Радио «Ъ FM»», 15.02.2023
- Времена не выбирают. В «Мастерской Петра Фоменко» «перечитали» «Черный обелиск»Рита Долматова, «На западе Москвы», 14.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» прошла премьера спектакля «Двадцать третий»Александра Сидорова, «Бизнес FM», 13.02.2023
- «Двадцать третий»: бессмертный Ремарк в Мастерской Петра ФоменкоВалерия Вербинина, «Москультура», 12.02.2023
- Премьера спектакля «Двадцать третий»: Каменькович показывает неизвестного в театре РемаркаОльга Романцова, «ТАСС», 11.02.2023
- В «Мастерской Фоменко» расскажут «историю одной запоздалой молодости»Елена Алдашева, «Театр.», 10.02.2023
- «Мой Брель»: вайбы в «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 8.11.2022
- Елена Алдашева о том, зачем три актёра «Мастерской Фоменко» исполняют песни Бреля «в роли самих себя»Елена Алдашева, «Театр.», 7.11.2022
- «Мой Брель»4.11.2022
- В «Мастерской Фоменко» появится «спектакль-концерт» о Жаке БрелеЕлена Алдашева, «Театр.», 4.11.2022
- «Все-таки это — гимн жизни»Анна Кулакова, «Зонг медиа», 22.11.2021
- Выйти из сумракаЛариса Каневская, «Мнение», 23.03.2021
- Увидеть – не значит понятьСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.12.2020
- Парное интервью: Полина Кутепова и Юрий Буторин отвечают на 10 вопросов о театре, любви и внутренней слепотеЮлия Ахметова, «Esquire», 16.12.2020
- Поднимите ей векиМарина Шимадина, «Театрал», 31.10.2020
- Самого главного глазами не увидишь: «Молли Суини» в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 29.10.2020
- От какого театра мы отказываемсяМарина Токарева, «Новая газета», 28.10.2020
- Спасение утопающихЕлена Шаина, «Театр To Go», 24.10.2020
- «Молли Суини» в Мастерской Фоменко: спектакль, который учит принимать мир, не глядяInner Emigrant, «Ваш досуг», 23.10.2020
- Иван Поповски выпустит спектакль по пьесе Брайана ФрилаЕкатерина Авдеева, «Театр.», 18.10.2020
- Чисто шотландские убийстваПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Дикие и симпатичныеВиктория Пешкова, «Культура», 4.07.2019
- Завещание Чарльза Адамса исполненоАндрей Дворецков, «Э-вести», 27.06.2019
- Король Лир, да здравствует король!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 17.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Чего не было, того не былоЗоя Апостольская , «Российская газета», 24.11.2016
- «Тополя»Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 12.10.2016
- Винтаж: Братская ГЭСЕлена Дьякова, ««Новая газета»», 30.09.2016
- Киноспектакль «Тополя» в «Мастерской Петра Фоменко» остался без фокусаГригорий Заславский, «Независимая газета», 28.07.2016
- «Тополя»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.06.2016
- То ли девушка, а то ли — виденьеИрина Шведова, «Московская правда», 28.06.2016
- Расскажи о любви. ПроникновенноАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 19.06.2016
- Dolce vita советской эпохиНаталья Васильева, «Известия», 17.06.2016
- «Были и есть только тополя»: спектакль-кинофильм Мастерской Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «Buro 24/7», 16.06.2016
- Спектакль-кинофильм «Тополя» представит Мастерская Петра Фоменко«РИА Новости», 15.06.2016
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- «Заходите, заходите»: ужин с призракамиНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 17.01.2013
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Выпито до днаМария Седых, «Итоги», 23.07.2012
- Грамоте обученГлеб Ситковский, «Ведомости», 18.07.2012
- Пока варился суп…Ася Иванова, «Вечерняя Москва», 17.07.2012
- Мастерская Петра Фоменко пригласила на свадьбуАлла Шевелева, «Известия», 16.07.2012
- «Заходите-заходите»: 105-я страница про любовьЕлена Рыбакова, «Ваш досуг», 11.07.2012
- Спектакль по роману Меира Шалева покажут в «Мастерской Петра Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 29.06.2012
- Сын троих отцов в центре мирозданияСветлана Полякова, «Новые Известия», 25.06.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Кого любить, кому поверить?Ольга Игнатюк, «Москвичка», 2.02.2012
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Не как в сказкеГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- Русский человек на rendez-vousАнна Банасюкевич, «TimeOut Москва», 2.12.2011
- «Русский человек на рандеву»Алексей Киселев , «Maptype.com», 12.2011
- Что русскому здоровоОльга Фукс, «Ведомости», 30.11.2011
- Мастерская Петра Фоменко: молодые на rendez-vousМарина Шимадина, «Ваш досуг», 23.11.2011
- Игра в классикаМария Седых, «Итоги», 14.11.2011
- Театр утешительных ассоциацийЕлена Ковальская, «Афиша», 10.11.2011
- Лишние людиОльга Егошина, «Новые Известия», 7.11.2011
- Новое поколение на rendez-vousГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 20)», 11.2011
- Бурление вешних водЕлена Губайдуллина, «Известия», 28.10.2011
- Рандеву с ТургеневымАнна Гордеева, «Московские новости», 27.10.2011
- «Русский человек на rendez-vous»: доигралисьНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 24.10.2011
- Ученики мастерской Фоменко по-хулигански отчитаются «Вешними водами»«РИА-Новости», 21.10.2011
- Колесо обозренияСветлана Щагина, «Петербургский театральный журнал, № 3 (61)», 09.2010
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- Разговор об эпохеМария Хализева, «Экран и Сцена (№ 10, 2010)», 05.2010
- РыжийМария Хализева, «TimeOut (№ 17)», 05.2010
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоялась премьера спектакля «Рыжий»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 26.04.2010
- Оттенки РыжегоВячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 8.04.2010
- «Как хорошо мы плохо жили»Екатерина Васенина, «Новая газета», 2.04.2010
- «Как хорошо мы плохо жили
»Ирина Алпатова, «Культура», 1.04.2010
- Ни при чемДина Годер, «Время новостей», 31.03.2010
- Борис Рыжий в театре ФоменкоМарина Тимашева, «Радио Свобода», 26.03.2010
- В стране ментов и воровОльга Егошина, «Новые Известия», 25.03.2010
- Локальный СтиксАлена Карась, «Российская газета», 24.03.2010
- «Рыжий»: back to the USSRАлена Данилова, «Ваш досуг», 20.03.2010
- Бывают странные сближенья
Татьяна Круковская, «Сцена, № 2 (64)», 2010
- В ритме ДжойсаСергей Конаев, «Экран и Сцена (№ 7)», 04.2009
- Хроника одного дняМарина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечностьАлена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- Евгений Каменькович: «Я не считаю наш путь единственно верным»«Частный корреспондент», 4.02.2009
- Театр одного романаРоман Должанский, «Коммерсант», 4.02.2009
- Хитрый УлиссАлена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» совершила одиссеюАлла Шендерова, «infox.ru», 3.02.2009
- Вес взят. А зачем?Марина Давыдова, «Известия», 3.02.2009
- Пенелопа, поборовшая УлиссаОльга Романцова, «Газета», 3.02.2009
- Средний слойДина Годер, «Время новостей», 3.02.2009
- Берег утопииДмитрий Бавильский, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Попытка полетаНаталья Старосельская, ««Страстной бульвар, 10»», 01.2008