«Молли Суини» в Мастерской Фоменко: спектакль, который учит принимать мир, не глядя
О спектакле Ивана Поповски с Полиной Кутеповой в главной роли
21 и 22 октября 2020 прошли премьерные показы спектакля «Молли Суини», который поставил режиссер Иван Поповски. Его прежние работы в Мастерской Петра Фоменко («Отравленная туника» в 2002, «Носорог» в 2006, «Алиса в Зазеркалье» в 2010 и «Сон в летнюю ночь» в 2015), все без исключения стали хитами и до сих пор привлекают столичных зрителей разных лет и возрастов. Похоже, спектаклю «Молли Суини» обеспечено не менее светлое будущее. Своими впечатлениями от премьеры делится шеф-редактор «Вашего досуга» Inner Emigrant.
ПЬЕСА, КОТОРАЯ САМА СЕБЯ СТАВИТ
Такие пьесы, как «Молли Суини», принято называть «пьесами, которым не нужен режиссер». Все прописано и зафиксировано драматургом. Три персонажа, три откровенных монолога, глаза в глаза с публикой. Блестящий нарратив, который раскрывает сюжет с детективным саспенсом. Все ружья заряжены, все выстреливают, все выстрелы попадают в цель и оглушают. Пожалуй, сделать с этим текстом что-то неожиданное может только режиссер-визуал, умеющий строить зрительные образы такой силы, что из памяти их уже не выгонишь никогда. Именно последним и славится Иван Поповски. Хотя выбор пьесы Брайана Фила был рисковым. Сильную драматургию материала можно легко «передушить» калейдоскопом зрелищных мизансцен. И, пожалуй, главное достижение Поповски, что он подошел к постановке с чувством меры и тонким вкусом. Ничего лишнего, никакого мусора из метафор и образов, ни один луч софита не освещает сцену зря.
В пьесе три персонажа рассказывают свои истории непосредственно аудитории в переплетенных монологах, никогда не обращаясь друг к другу. Это рискованная форма, особенно в эпоху, когда поклоняются зрелищам. Но драматург Брайан Фрил — мастерский рассказчик, создал напряженный, прекрасно написанный и уважающий зрителей нарратив. Получился один из шедевров современной драматургии, который при своей актуальности обходится очень безобидными средствами, не способными оскорбить ничьих чувтств: нет ни обсценной лексики, ни низвержения религиозных догматов, ни политических прокламаций. Только история. Очень простая история. Способная перевернуть мир.
СПЕКТАКЛЬ, КОТОРЫЙ НУЖНО ПОСМОТРЕТЬ, ЧТОБЫ НАУЧИТЬСЯ ВИДЕТЬ
На просмотр спектакля Ивана Поповски вы потратите 3 часа, включая один антракт. А потом будете думать об увиденном остаток жизни. Спектакль — глубоко трогающая медитация о надежде, переменах и отчаянии. Это захватывающая театральная постановка, в которой финальные аплодисменты в зале — только начало спектакля. Молли (Полина Кутепова), которая была слепой почти с рождения, начинает рассказ о своей жизни, счастливой, с друзьями и недавним браком. Ее вечно заряженный энтузиазмом муж, Фрэнк (Юрий Буторин), приступает к плану по восстановлению ее зрения и разыскивает мистера Райса (Анатолий Горячев), когда-то многообещающего хирурга-офтальмолога, который почти самоизолировался от мирской суеты. Решают сделать операцию по восстановлению зрения. «Что ей терять?» — спрашивает мистер Райс, соглашаясь оперировать. Этот вопрос будет преследовать всех. И героев, и зрителей. В стремлениях к «нормальной» жизни, как у всех, — что нам терять? Визуально режиссер развивает склонность драматурга играть словами, связанными со зрением. Слово «видеть» воплощено на сцене в мириаде значений — то, что несколько секунд назад впечатляло зрелищной красотой, заставляет в следующее мгновенье сдерживать ком в горле. Точно, как истории, рассказываемые героями для смеха в зале, которые в последствии оказываются мрачными предзнаменованиями. Стоит приготовиться испытывать жуткое чувство, когда то, что казалось веселым, внезапно становится пугающим.
ОПЫТ, КОТОРЫЙ ПОКАЗЫВАЕТ, ЧТО ЗАПИРАТЬСЯ В СОБСТВЕННЫХ МИРАХ НЕ ВСЕГДА ВРЕДНО
Все три персонажа находятся на границе между реальностью и воображением. Показывая героев, запертых в их личных мирах, в их креслах для психотерапии, в квадратиках света среди тьмы, Поповски придает пьесе много физической подвижности. Молли то и дело бросается в привычный ей мир. Фрэнк оказывается кочевым беглецом. А мистер Райс — залитым алкоголем мечтателем, ищущим выход из собственной «ужасной тьмы». Все герои изолированы, и текст необычайно точно отзывается сегодняшнему дню, когда люди всего мира пережили опыт изоляции в замкнутых пространствах.
Пожалуй, самое ценное ощущение после спектакля — понимание и принятие Другого. Другого способа видеть, другого способа смотреть на вещи, другого мира других людей. В современном мире, где каждый второй погряз в тревожных расстройствах, крайне своевременно воспринимаются вопросы «А что считать нормальным?», «Нужно ли всем соглашаться с объективно увиденным, верить своим глазам, или именно в разных субъективных взглядах и кроется красота человечества?».
Получился редкий спектакль, где все сошлось: эффектные декорации, выполненные студией «Numen, П. О. П.»; стильные костюмы, придуманные Олесей Скарыной; аккуратное музыкальное оформление, созданное композитором Андреем Борисовым и поддерживаемое тонкими световыми решениями; невероятно сексуальная и магнетичная, словно сошедшая с рекламных креативов компании Chanel, Полина Кутепова в главной роли (одна из лучших ее ролей за последние годы); сильная пьеса и не уступающая ей режиссура.
КОМУ ПОНРАВИТСЯ?
Поповски создал спектакль для самой широкой публики — он понравится и тем, кто любит испытывать адреналин от страха, и тем, кто стремится в театре «с пользой погрустить», и тем, кто ценит тонкий ирландский юмор, и тем, кто вообще равнодушен к тексту и больше любит яркие визуальные решения. Получилась работа, которая стирает грань между «старым» и «новым» театром. С одной стороны — лаконизм, сценическая пустота, зрелость и сдержанность. С другой — привычная многим актерская подача, эффектные мизансцены и отлично выдержанный, не дающий заскучать темп.
Для давних поклонников Мастерской Петра Фоменко — это спектакль времен и традиций «той самой Мастерской»: актуальный времени, сделанный со вкусом и яркой актерской игрой. Для внимательного зрителя «Молли Суини» — удивительное произведение, которое остро исследует психику персонажей и побуждает публику повторить аналогичные наблюдения наедине с собой. Что не менее важно, это еще и очень увлекательная игра, часто вызывающая смех, даже когда затрагивает сложные вопросы. Смех быстро cтихает, а вопросы остаются.
Источник: «Ваш досуг»
ПЬЕСА, КОТОРАЯ САМА СЕБЯ СТАВИТ
Такие пьесы, как «Молли Суини», принято называть «пьесами, которым не нужен режиссер». Все прописано и зафиксировано драматургом. Три персонажа, три откровенных монолога, глаза в глаза с публикой. Блестящий нарратив, который раскрывает сюжет с детективным саспенсом. Все ружья заряжены, все выстреливают, все выстрелы попадают в цель и оглушают. Пожалуй, сделать с этим текстом что-то неожиданное может только режиссер-визуал, умеющий строить зрительные образы такой силы, что из памяти их уже не выгонишь никогда. Именно последним и славится Иван Поповски. Хотя выбор пьесы Брайана Фила был рисковым. Сильную драматургию материала можно легко «передушить» калейдоскопом зрелищных мизансцен. И, пожалуй, главное достижение Поповски, что он подошел к постановке с чувством меры и тонким вкусом. Ничего лишнего, никакого мусора из метафор и образов, ни один луч софита не освещает сцену зря.
В пьесе три персонажа рассказывают свои истории непосредственно аудитории в переплетенных монологах, никогда не обращаясь друг к другу. Это рискованная форма, особенно в эпоху, когда поклоняются зрелищам. Но драматург Брайан Фрил — мастерский рассказчик, создал напряженный, прекрасно написанный и уважающий зрителей нарратив. Получился один из шедевров современной драматургии, который при своей актуальности обходится очень безобидными средствами, не способными оскорбить ничьих чувтств: нет ни обсценной лексики, ни низвержения религиозных догматов, ни политических прокламаций. Только история. Очень простая история. Способная перевернуть мир.
СПЕКТАКЛЬ, КОТОРЫЙ НУЖНО ПОСМОТРЕТЬ, ЧТОБЫ НАУЧИТЬСЯ ВИДЕТЬ
На просмотр спектакля Ивана Поповски вы потратите 3 часа, включая один антракт. А потом будете думать об увиденном остаток жизни. Спектакль — глубоко трогающая медитация о надежде, переменах и отчаянии. Это захватывающая театральная постановка, в которой финальные аплодисменты в зале — только начало спектакля. Молли (Полина Кутепова), которая была слепой почти с рождения, начинает рассказ о своей жизни, счастливой, с друзьями и недавним браком. Ее вечно заряженный энтузиазмом муж, Фрэнк (Юрий Буторин), приступает к плану по восстановлению ее зрения и разыскивает мистера Райса (Анатолий Горячев), когда-то многообещающего хирурга-офтальмолога, который почти самоизолировался от мирской суеты. Решают сделать операцию по восстановлению зрения. «Что ей терять?» — спрашивает мистер Райс, соглашаясь оперировать. Этот вопрос будет преследовать всех. И героев, и зрителей. В стремлениях к «нормальной» жизни, как у всех, — что нам терять? Визуально режиссер развивает склонность драматурга играть словами, связанными со зрением. Слово «видеть» воплощено на сцене в мириаде значений — то, что несколько секунд назад впечатляло зрелищной красотой, заставляет в следующее мгновенье сдерживать ком в горле. Точно, как истории, рассказываемые героями для смеха в зале, которые в последствии оказываются мрачными предзнаменованиями. Стоит приготовиться испытывать жуткое чувство, когда то, что казалось веселым, внезапно становится пугающим.
ОПЫТ, КОТОРЫЙ ПОКАЗЫВАЕТ, ЧТО ЗАПИРАТЬСЯ В СОБСТВЕННЫХ МИРАХ НЕ ВСЕГДА ВРЕДНО
Все три персонажа находятся на границе между реальностью и воображением. Показывая героев, запертых в их личных мирах, в их креслах для психотерапии, в квадратиках света среди тьмы, Поповски придает пьесе много физической подвижности. Молли то и дело бросается в привычный ей мир. Фрэнк оказывается кочевым беглецом. А мистер Райс — залитым алкоголем мечтателем, ищущим выход из собственной «ужасной тьмы». Все герои изолированы, и текст необычайно точно отзывается сегодняшнему дню, когда люди всего мира пережили опыт изоляции в замкнутых пространствах.
Пожалуй, самое ценное ощущение после спектакля — понимание и принятие Другого. Другого способа видеть, другого способа смотреть на вещи, другого мира других людей. В современном мире, где каждый второй погряз в тревожных расстройствах, крайне своевременно воспринимаются вопросы «А что считать нормальным?», «Нужно ли всем соглашаться с объективно увиденным, верить своим глазам, или именно в разных субъективных взглядах и кроется красота человечества?».
Получился редкий спектакль, где все сошлось: эффектные декорации, выполненные студией «Numen, П. О. П.»; стильные костюмы, придуманные Олесей Скарыной; аккуратное музыкальное оформление, созданное композитором Андреем Борисовым и поддерживаемое тонкими световыми решениями; невероятно сексуальная и магнетичная, словно сошедшая с рекламных креативов компании Chanel, Полина Кутепова в главной роли (одна из лучших ее ролей за последние годы); сильная пьеса и не уступающая ей режиссура.
КОМУ ПОНРАВИТСЯ?
Поповски создал спектакль для самой широкой публики — он понравится и тем, кто любит испытывать адреналин от страха, и тем, кто стремится в театре «с пользой погрустить», и тем, кто ценит тонкий ирландский юмор, и тем, кто вообще равнодушен к тексту и больше любит яркие визуальные решения. Получилась работа, которая стирает грань между «старым» и «новым» театром. С одной стороны — лаконизм, сценическая пустота, зрелость и сдержанность. С другой — привычная многим актерская подача, эффектные мизансцены и отлично выдержанный, не дающий заскучать темп.
Для давних поклонников Мастерской Петра Фоменко — это спектакль времен и традиций «той самой Мастерской»: актуальный времени, сделанный со вкусом и яркой актерской игрой. Для внимательного зрителя «Молли Суини» — удивительное произведение, которое остро исследует психику персонажей и побуждает публику повторить аналогичные наблюдения наедине с собой. Что не менее важно, это еще и очень увлекательная игра, часто вызывающая смех, даже когда затрагивает сложные вопросы. Смех быстро cтихает, а вопросы остаются.
Источник: «Ваш досуг»
Inner Emigrant, «Ваш досуг», 23.10.2020
- Елена Алдашева о том, как гоголевская «Женитьба» у Каменьковича превратилась в «Совершенно Невероятное Событие» и что из этого вышлоЕлена Алдашева, «Театръ», 7.05.2024
- Наполеон уже не тортНаталья Шаинян, «Театръ», 4.05.2024
- Совершенно невероятное событиеНаталия Борисова, «Porusski.me», 1.04.2024
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: женитьба середины XIX векаВячеслав Суриков, «Монокль», 18.03.2024
- «Совершенно невероятное событие»: Женитьба без любви, что кошелек без денегАлександра Горелая, «Кинорепортёр», 6.03.2024
- «Совершенно невероятное событие» Мастерская Петра ФоменкоНикита Балашов, «Ревизор.ru», 6.03.2024
- Совет да любовьСофия Шапенко, «Театральный журнал», 4.03.2024
- Зрителей возвращают в старинуЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 26.02.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- «Совершенно невероятное событие»: смертельный бракНаталья Витвицкая, «Ведомости», 22.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- Парадоксы, карнавал женихов и дочь Сергея Бодрова в роли невесты: в афише «Мастерской Петра Фоменко» появился спектакль по пьесе Гоголя «Женитьба»«ВТБRussia», 19.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Юрий Буторин: «Театр не должен быть оратором эпохи»Анна Сиротина, «Философия отдыха», 04.2023
- Другой век, другая странаЕлена Шаина, «Театр To Go», 22.03.2023
- Больно смотретьНаталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
- Мир на выдохеТатьяна Власова, «Театрал», 14.03.2023
- Спектакль «Двадцать третий»: поздний Ремарк на сцене Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 6.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- Обелиск на продажуОльга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог», 23.02.2023
- И дольше века длится годДарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- «Двадцать третий»: драма безвременья в жанре кабареКсения Стольная, «Ведомости», 17.02.2023
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Двадцать третий»Инга Бугулова, «Российская газета», 15.02.2023
- Черно-красно-желтый обелискМарина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- На одном дыхании актеров и зрителейДмитрий Буткевич, «Радио «Ъ FM»», 15.02.2023
- Времена не выбирают. В «Мастерской Петра Фоменко» «перечитали» «Черный обелиск»Рита Долматова, «На западе Москвы», 14.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» прошла премьера спектакля «Двадцать третий»Александра Сидорова, «Бизнес FM», 13.02.2023
- «Двадцать третий»: бессмертный Ремарк в Мастерской Петра ФоменкоВалерия Вербинина, «Москультура», 12.02.2023
- Премьера спектакля «Двадцать третий»: Каменькович показывает неизвестного в театре РемаркаОльга Романцова, «ТАСС», 11.02.2023
- В «Мастерской Фоменко» расскажут «историю одной запоздалой молодости»Елена Алдашева, «Театр.», 10.02.2023
- «Мой Брель»: вайбы в «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 8.11.2022
- Елена Алдашева о том, зачем три актёра «Мастерской Фоменко» исполняют песни Бреля «в роли самих себя»Елена Алдашева, «Театр.», 7.11.2022
- «Мой Брель»4.11.2022
- В «Мастерской Фоменко» появится «спектакль-концерт» о Жаке БрелеЕлена Алдашева, «Театр.», 4.11.2022
- «Все-таки это — гимн жизни»Анна Кулакова, «Зонг медиа», 22.11.2021
- Выйти из сумракаЛариса Каневская, «Мнение», 23.03.2021
- Увидеть – не значит понятьСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.12.2020
- Парное интервью: Полина Кутепова и Юрий Буторин отвечают на 10 вопросов о театре, любви и внутренней слепотеЮлия Ахметова, «Esquire», 16.12.2020
- Поднимите ей векиМарина Шимадина, «Театрал», 31.10.2020
- Самого главного глазами не увидишь: «Молли Суини» в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 29.10.2020
- От какого театра мы отказываемсяМарина Токарева, «Новая газета», 28.10.2020
- Спасение утопающихЕлена Шаина, «Театр To Go», 24.10.2020
- «Молли Суини» в Мастерской Фоменко: спектакль, который учит принимать мир, не глядяInner Emigrant, «Ваш досуг», 23.10.2020
- Иван Поповски выпустит спектакль по пьесе Брайана ФрилаЕкатерина Авдеева, «Театр.», 18.10.2020
- Чисто шотландские убийстваПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Дикие и симпатичныеВиктория Пешкова, «Культура», 4.07.2019
- Завещание Чарльза Адамса исполненоАндрей Дворецков, «Э-вести», 27.06.2019
- Король Лир, да здравствует король!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 17.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Чего не было, того не былоЗоя Апостольская , «Российская газета», 24.11.2016
- «Тополя»Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 12.10.2016
- Винтаж: Братская ГЭСЕлена Дьякова, ««Новая газета»», 30.09.2016
- Киноспектакль «Тополя» в «Мастерской Петра Фоменко» остался без фокусаГригорий Заславский, «Независимая газета», 28.07.2016
- «Тополя»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.06.2016
- То ли девушка, а то ли — виденьеИрина Шведова, «Московская правда», 28.06.2016
- Расскажи о любви. ПроникновенноАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 19.06.2016
- Dolce vita советской эпохиНаталья Васильева, «Известия», 17.06.2016
- «Были и есть только тополя»: спектакль-кинофильм Мастерской Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «Buro 24/7», 16.06.2016
- Спектакль-кинофильм «Тополя» представит Мастерская Петра Фоменко«РИА Новости», 15.06.2016
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- «Заходите, заходите»: ужин с призракамиНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 17.01.2013
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Выпито до днаМария Седых, «Итоги», 23.07.2012
- Грамоте обученГлеб Ситковский, «Ведомости», 18.07.2012
- Пока варился суп…Ася Иванова, «Вечерняя Москва», 17.07.2012
- Мастерская Петра Фоменко пригласила на свадьбуАлла Шевелева, «Известия», 16.07.2012
- «Заходите-заходите»: 105-я страница про любовьЕлена Рыбакова, «Ваш досуг», 11.07.2012
- Спектакль по роману Меира Шалева покажут в «Мастерской Петра Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 29.06.2012
- Сын троих отцов в центре мирозданияСветлана Полякова, «Новые Известия», 25.06.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Кого любить, кому поверить?Ольга Игнатюк, «Москвичка», 2.02.2012
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Не как в сказкеГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- Русский человек на rendez-vousАнна Банасюкевич, «TimeOut Москва», 2.12.2011
- «Русский человек на рандеву»Алексей Киселев , «Maptype.com», 12.2011
- Что русскому здоровоОльга Фукс, «Ведомости», 30.11.2011
- Мастерская Петра Фоменко: молодые на rendez-vousМарина Шимадина, «Ваш досуг», 23.11.2011
- Игра в классикаМария Седых, «Итоги», 14.11.2011
- Театр утешительных ассоциацийЕлена Ковальская, «Афиша», 10.11.2011
- Лишние людиОльга Егошина, «Новые Известия», 7.11.2011
- Новое поколение на rendez-vousГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 20)», 11.2011
- Бурление вешних водЕлена Губайдуллина, «Известия», 28.10.2011
- Рандеву с ТургеневымАнна Гордеева, «Московские новости», 27.10.2011
- «Русский человек на rendez-vous»: доигралисьНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 24.10.2011
- Ученики мастерской Фоменко по-хулигански отчитаются «Вешними водами»«РИА-Новости», 21.10.2011
- Колесо обозренияСветлана Щагина, «Петербургский театральный журнал, № 3 (61)», 09.2010
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- Разговор об эпохеМария Хализева, «Экран и Сцена (№ 10, 2010)», 05.2010
- РыжийМария Хализева, «TimeOut (№ 17)», 05.2010
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоялась премьера спектакля «Рыжий»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 26.04.2010
- Оттенки РыжегоВячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 8.04.2010
- «Как хорошо мы плохо жили»Екатерина Васенина, «Новая газета», 2.04.2010
- «Как хорошо мы плохо жили
»Ирина Алпатова, «Культура», 1.04.2010
- Ни при чемДина Годер, «Время новостей», 31.03.2010
- Борис Рыжий в театре ФоменкоМарина Тимашева, «Радио Свобода», 26.03.2010
- В стране ментов и воровОльга Егошина, «Новые Известия», 25.03.2010
- Локальный СтиксАлена Карась, «Российская газета», 24.03.2010
- «Рыжий»: back to the USSRАлена Данилова, «Ваш досуг», 20.03.2010
- Бывают странные сближенья
Татьяна Круковская, «Сцена, № 2 (64)», 2010
- В ритме ДжойсаСергей Конаев, «Экран и Сцена (№ 7)», 04.2009
- Хроника одного дняМарина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечностьАлена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- Евгений Каменькович: «Я не считаю наш путь единственно верным»«Частный корреспондент», 4.02.2009
- Театр одного романаРоман Должанский, «Коммерсант», 4.02.2009
- Хитрый УлиссАлена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» совершила одиссеюАлла Шендерова, «infox.ru», 3.02.2009
- Вес взят. А зачем?Марина Давыдова, «Известия», 3.02.2009
- Пенелопа, поборовшая УлиссаОльга Романцова, «Газета», 3.02.2009
- Средний слойДина Годер, «Время новостей», 3.02.2009
- Берег утопииДмитрий Бавильский, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Попытка полетаНаталья Старосельская, ««Страстной бульвар, 10»», 01.2008