Поднимите ей веки
Иван Поповски поставил «Молли Суини» Брайана Фрила в Мастерской Петра Фоменко
Пьеса ирландского драматурга Брайана Фрила российским зрителям со стажем известна прежде всего благодаря легендарной постановке Льва Додина в МДТ, где играла великолепная троица – Татьяна Шестакова, Сергей Курышев и Петр Семак. Внешне статичный, строгий и аскетичный спектакль, построенный на трех не пересекающихся монологах, потрясал прежде всего глубиной актерского погружения, способностью развернуть перед нами целую жизнь, буквально не двигаясь с места – почти все время исполнители проводили в глубоких плетеных креслах.
Спектакль Ивана Поповски – полная противоположность додинскому. Как это не парадоксально для рассказа о слепой женщине, но это пир для глаз, построенный на изысканном монохроме, тонкой игре света, нежных видео-зарисовках и неожиданных сценических метафорах. Впрочем, трудно было ожидать другого от признанного мастера визуального театра, автора таких эстетских и эффектных спектаклей как «Отравленная туника», «Сон в летнюю ночь» и «Алиса в Зазеркалье». Но все-таки «Молли Суини» начинается с полной темноты. Несколько минут мы проводим как незрячие, слыша лишь непривычно отчетливые, громкие, словно усиленные окружающей тьмой, шумы обычной жизни. И эти звуковые ощущения оказываются столь насыщенны, столь притягательны сами по себе, что мы начинаем понимать героиню, которая совершенно не чувствует себя ущемленной в чем-то, хотя лишилась зрения еще в младенчестве.
Когда появляется свет, мы видим огромную, расширенную за счет первых трех рядов сцену, из глубины которой медленно выходит женщина. Полина Кутепова идет спокойно, но уверенно, как человек, досконально изучивший пространство вокруг себя. Она не играет слепую, разве что иногда закрывает глаза руками, рассказывая, как в детстве ее экзаменовал отец, уча познавать реальность по звукам и запахам. Ее мир, привычный и комфортный, полный ощущений и маленьких радостей вроде плавания, танцев и дружеских посиделок, показан в спектакле через 50 оттенков серого: черные костюмы, серые кресла и мобильная, вращающаяся комната, задрапированная серебристым шелком с крупными, фактурными складками, которые, кажется, чувствуешь наощупь. В конце первого акта этот шелк вдруг вздувается, как гигантский парус, и целиком окутывает неподвижную, спокойно сидящую, как королева посреди своего царства, Молли. Невероятно красивая сцена!
После операции, на которой настоял муж Молли Фрэнк, мир внезапно меняется, в нем появляется цвет: загадочная черная комната оказывается вполне обычной буржуазной гостиной в мягких, пастельных тонах, а Молли покупает себе яркое красное пальто, похожее издалека на сигнал бедствия. Внезапно обретенное зрение не приносит ей счастья. Этот разноцветный мир слишком резко вторгается в ее глаза, кричит о себе, заслоняя тот, прежний уютный мир, что знала она одна. «Да что ей терять?» – говорил перед операцией доктор Райс, некогда блестящий офтальмолог, а ныне алкоголик, прозябающий в заштатной клинике. И не знал, что своим скальпелем он уничтожает целую вселенную, состоящую из прикосновений, вкусов, звуков и запахов, давая пациентке взамен четырех лишь одно чувство.
Мужчины здесь стараются переделать мир под себя. Фрэнк все время увлечен безумными проектами – то разводит иранских коз в Ирландии, то спасает барсуков от наводнения. Слепота Молли для него – очередной проект, очередная акция по усовершенствованию мира. Юрий Буторин смешно и трогательно играет этого нелепого, взвинченного энтузиаста с всклокоченными волосами, пулеметной очередью выпаливая длинные монологи, полные несуразных подробностей вперемешку с научными терминами. Он посмеивается над собой и своей одержимостью, но остановиться не может. Для мистера Райса эта операция – возможность профессиональной реабилитации и возвращения в большую науку. Анатолий Горячев играет его желчным, неприятным, глубоко уязвленным человеком.
Среди всех троих слепая Молли – наиболее гармоничная и полноценная натура, которая не хочет никому ничего доказывать, брать реванш, восстанавливать справедливость, а просто принимает жизнь такой, какая она есть. Слепота совершенно не мешает её оптимизму и активному темпераменту. Полина Кутепова не останавливается надолго на одном месте, она все время в движении, бегает на высоких каблуках, прыгает на одной ножке, как воробушек, крутится на кресле – такой маленький перпетум мобиле. Но обрушившийся на её героиню видимый мир слишком велик и опасен. Она выскакивает на сцену под визг тормозов и бросает за кулисы «Сам смотри, куда едешь» Не в силах справиться с новыми впечатлениями и эмоциями Молли впадает в панику, потом в депрессию и отказывается от этого незнакомого и агрессивного внешнего мира – перестает его воспринимать. Тьма накатывается на нее в виде огромного черного шара – слепого глазного яблока. Удивительно емкая и страшная метафора.
Такой случай «слепого зрения», когда человек видит, но не воспринимает увиденное субъективно, описан в практике американского нейропсихолога Оливера Сакса. По его книге в Театре Маяковского идет любопытный спектакль «Человек, который принял свою жену за шляпу». Но Брайан Фрил, большой поклонник и переводчик Чехова, рассуждает, конечно, не столько о физической патологии, сколько о понятии нормы и ненормальности вообще, о зрении внешнем, ненадежном, и внутреннем, истинном. О том, что незрячий может видеть и понимать суть вещей глубже и яснее, чем так называемые полноценные, но на деле абсолютно «слепые» и «глухие» люди.
Источник: «Театрал»
Спектакль Ивана Поповски – полная противоположность додинскому. Как это не парадоксально для рассказа о слепой женщине, но это пир для глаз, построенный на изысканном монохроме, тонкой игре света, нежных видео-зарисовках и неожиданных сценических метафорах. Впрочем, трудно было ожидать другого от признанного мастера визуального театра, автора таких эстетских и эффектных спектаклей как «Отравленная туника», «Сон в летнюю ночь» и «Алиса в Зазеркалье». Но все-таки «Молли Суини» начинается с полной темноты. Несколько минут мы проводим как незрячие, слыша лишь непривычно отчетливые, громкие, словно усиленные окружающей тьмой, шумы обычной жизни. И эти звуковые ощущения оказываются столь насыщенны, столь притягательны сами по себе, что мы начинаем понимать героиню, которая совершенно не чувствует себя ущемленной в чем-то, хотя лишилась зрения еще в младенчестве.
Когда появляется свет, мы видим огромную, расширенную за счет первых трех рядов сцену, из глубины которой медленно выходит женщина. Полина Кутепова идет спокойно, но уверенно, как человек, досконально изучивший пространство вокруг себя. Она не играет слепую, разве что иногда закрывает глаза руками, рассказывая, как в детстве ее экзаменовал отец, уча познавать реальность по звукам и запахам. Ее мир, привычный и комфортный, полный ощущений и маленьких радостей вроде плавания, танцев и дружеских посиделок, показан в спектакле через 50 оттенков серого: черные костюмы, серые кресла и мобильная, вращающаяся комната, задрапированная серебристым шелком с крупными, фактурными складками, которые, кажется, чувствуешь наощупь. В конце первого акта этот шелк вдруг вздувается, как гигантский парус, и целиком окутывает неподвижную, спокойно сидящую, как королева посреди своего царства, Молли. Невероятно красивая сцена!
После операции, на которой настоял муж Молли Фрэнк, мир внезапно меняется, в нем появляется цвет: загадочная черная комната оказывается вполне обычной буржуазной гостиной в мягких, пастельных тонах, а Молли покупает себе яркое красное пальто, похожее издалека на сигнал бедствия. Внезапно обретенное зрение не приносит ей счастья. Этот разноцветный мир слишком резко вторгается в ее глаза, кричит о себе, заслоняя тот, прежний уютный мир, что знала она одна. «Да что ей терять?» – говорил перед операцией доктор Райс, некогда блестящий офтальмолог, а ныне алкоголик, прозябающий в заштатной клинике. И не знал, что своим скальпелем он уничтожает целую вселенную, состоящую из прикосновений, вкусов, звуков и запахов, давая пациентке взамен четырех лишь одно чувство.
Мужчины здесь стараются переделать мир под себя. Фрэнк все время увлечен безумными проектами – то разводит иранских коз в Ирландии, то спасает барсуков от наводнения. Слепота Молли для него – очередной проект, очередная акция по усовершенствованию мира. Юрий Буторин смешно и трогательно играет этого нелепого, взвинченного энтузиаста с всклокоченными волосами, пулеметной очередью выпаливая длинные монологи, полные несуразных подробностей вперемешку с научными терминами. Он посмеивается над собой и своей одержимостью, но остановиться не может. Для мистера Райса эта операция – возможность профессиональной реабилитации и возвращения в большую науку. Анатолий Горячев играет его желчным, неприятным, глубоко уязвленным человеком.
Среди всех троих слепая Молли – наиболее гармоничная и полноценная натура, которая не хочет никому ничего доказывать, брать реванш, восстанавливать справедливость, а просто принимает жизнь такой, какая она есть. Слепота совершенно не мешает её оптимизму и активному темпераменту. Полина Кутепова не останавливается надолго на одном месте, она все время в движении, бегает на высоких каблуках, прыгает на одной ножке, как воробушек, крутится на кресле – такой маленький перпетум мобиле. Но обрушившийся на её героиню видимый мир слишком велик и опасен. Она выскакивает на сцену под визг тормозов и бросает за кулисы «Сам смотри, куда едешь» Не в силах справиться с новыми впечатлениями и эмоциями Молли впадает в панику, потом в депрессию и отказывается от этого незнакомого и агрессивного внешнего мира – перестает его воспринимать. Тьма накатывается на нее в виде огромного черного шара – слепого глазного яблока. Удивительно емкая и страшная метафора.
Такой случай «слепого зрения», когда человек видит, но не воспринимает увиденное субъективно, описан в практике американского нейропсихолога Оливера Сакса. По его книге в Театре Маяковского идет любопытный спектакль «Человек, который принял свою жену за шляпу». Но Брайан Фрил, большой поклонник и переводчик Чехова, рассуждает, конечно, не столько о физической патологии, сколько о понятии нормы и ненормальности вообще, о зрении внешнем, ненадежном, и внутреннем, истинном. О том, что незрячий может видеть и понимать суть вещей глубже и яснее, чем так называемые полноценные, но на деле абсолютно «слепые» и «глухие» люди.
Источник: «Театрал»
Марина Шимадина, «Театрал», 31.10.2020
- Елена Алдашева о том, как гоголевская «Женитьба» у Каменьковича превратилась в «Совершенно Невероятное Событие» и что из этого вышлоЕлена Алдашева, «Театръ», 7.05.2024
- Наполеон уже не тортНаталья Шаинян, «Театръ», 4.05.2024
- Совершенно невероятное событиеНаталия Борисова, «Porusski.me», 1.04.2024
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: женитьба середины XIX векаВячеслав Суриков, «Монокль», 18.03.2024
- «Совершенно невероятное событие»: Женитьба без любви, что кошелек без денегАлександра Горелая, «Кинорепортёр», 6.03.2024
- «Совершенно невероятное событие» Мастерская Петра ФоменкоНикита Балашов, «Ревизор.ru», 6.03.2024
- Совет да любовьСофия Шапенко, «Театральный журнал», 4.03.2024
- Зрителей возвращают в старинуЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 26.02.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- «Совершенно невероятное событие»: смертельный бракНаталья Витвицкая, «Ведомости», 22.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- Парадоксы, карнавал женихов и дочь Сергея Бодрова в роли невесты: в афише «Мастерской Петра Фоменко» появился спектакль по пьесе Гоголя «Женитьба»«ВТБRussia», 19.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Юрий Буторин: «Театр не должен быть оратором эпохи»Анна Сиротина, «Философия отдыха», 04.2023
- Другой век, другая странаЕлена Шаина, «Театр To Go», 22.03.2023
- Больно смотретьНаталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
- Мир на выдохеТатьяна Власова, «Театрал», 14.03.2023
- Спектакль «Двадцать третий»: поздний Ремарк на сцене Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 6.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- Обелиск на продажуОльга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог», 23.02.2023
- И дольше века длится годДарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- «Двадцать третий»: драма безвременья в жанре кабареКсения Стольная, «Ведомости», 17.02.2023
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Двадцать третий»Инга Бугулова, «Российская газета», 15.02.2023
- Черно-красно-желтый обелискМарина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- На одном дыхании актеров и зрителейДмитрий Буткевич, «Радио «Ъ FM»», 15.02.2023
- Времена не выбирают. В «Мастерской Петра Фоменко» «перечитали» «Черный обелиск»Рита Долматова, «На западе Москвы», 14.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» прошла премьера спектакля «Двадцать третий»Александра Сидорова, «Бизнес FM», 13.02.2023
- «Двадцать третий»: бессмертный Ремарк в Мастерской Петра ФоменкоВалерия Вербинина, «Москультура», 12.02.2023
- Премьера спектакля «Двадцать третий»: Каменькович показывает неизвестного в театре РемаркаОльга Романцова, «ТАСС», 11.02.2023
- В «Мастерской Фоменко» расскажут «историю одной запоздалой молодости»Елена Алдашева, «Театр.», 10.02.2023
- «Мой Брель»: вайбы в «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 8.11.2022
- Елена Алдашева о том, зачем три актёра «Мастерской Фоменко» исполняют песни Бреля «в роли самих себя»Елена Алдашева, «Театр.», 7.11.2022
- «Мой Брель»4.11.2022
- В «Мастерской Фоменко» появится «спектакль-концерт» о Жаке БрелеЕлена Алдашева, «Театр.», 4.11.2022
- «Все-таки это — гимн жизни»Анна Кулакова, «Зонг медиа», 22.11.2021
- Выйти из сумракаЛариса Каневская, «Мнение», 23.03.2021
- Увидеть – не значит понятьСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.12.2020
- Парное интервью: Полина Кутепова и Юрий Буторин отвечают на 10 вопросов о театре, любви и внутренней слепотеЮлия Ахметова, «Esquire», 16.12.2020
- Поднимите ей векиМарина Шимадина, «Театрал», 31.10.2020
- Самого главного глазами не увидишь: «Молли Суини» в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 29.10.2020
- От какого театра мы отказываемсяМарина Токарева, «Новая газета», 28.10.2020
- Спасение утопающихЕлена Шаина, «Театр To Go», 24.10.2020
- «Молли Суини» в Мастерской Фоменко: спектакль, который учит принимать мир, не глядяInner Emigrant, «Ваш досуг», 23.10.2020
- Иван Поповски выпустит спектакль по пьесе Брайана ФрилаЕкатерина Авдеева, «Театр.», 18.10.2020
- Чисто шотландские убийстваПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Дикие и симпатичныеВиктория Пешкова, «Культура», 4.07.2019
- Завещание Чарльза Адамса исполненоАндрей Дворецков, «Э-вести», 27.06.2019
- Король Лир, да здравствует король!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 17.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Чего не было, того не былоЗоя Апостольская , «Российская газета», 24.11.2016
- «Тополя»Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 12.10.2016
- Винтаж: Братская ГЭСЕлена Дьякова, ««Новая газета»», 30.09.2016
- Киноспектакль «Тополя» в «Мастерской Петра Фоменко» остался без фокусаГригорий Заславский, «Независимая газета», 28.07.2016
- «Тополя»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.06.2016
- То ли девушка, а то ли — виденьеИрина Шведова, «Московская правда», 28.06.2016
- Расскажи о любви. ПроникновенноАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 19.06.2016
- Dolce vita советской эпохиНаталья Васильева, «Известия», 17.06.2016
- «Были и есть только тополя»: спектакль-кинофильм Мастерской Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «Buro 24/7», 16.06.2016
- Спектакль-кинофильм «Тополя» представит Мастерская Петра Фоменко«РИА Новости», 15.06.2016
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- «Заходите, заходите»: ужин с призракамиНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 17.01.2013
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Выпито до днаМария Седых, «Итоги», 23.07.2012
- Грамоте обученГлеб Ситковский, «Ведомости», 18.07.2012
- Пока варился суп…Ася Иванова, «Вечерняя Москва», 17.07.2012
- Мастерская Петра Фоменко пригласила на свадьбуАлла Шевелева, «Известия», 16.07.2012
- «Заходите-заходите»: 105-я страница про любовьЕлена Рыбакова, «Ваш досуг», 11.07.2012
- Спектакль по роману Меира Шалева покажут в «Мастерской Петра Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 29.06.2012
- Сын троих отцов в центре мирозданияСветлана Полякова, «Новые Известия», 25.06.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Кого любить, кому поверить?Ольга Игнатюк, «Москвичка», 2.02.2012
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Не как в сказкеГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- Русский человек на rendez-vousАнна Банасюкевич, «TimeOut Москва», 2.12.2011
- «Русский человек на рандеву»Алексей Киселев , «Maptype.com», 12.2011
- Что русскому здоровоОльга Фукс, «Ведомости», 30.11.2011
- Мастерская Петра Фоменко: молодые на rendez-vousМарина Шимадина, «Ваш досуг», 23.11.2011
- Игра в классикаМария Седых, «Итоги», 14.11.2011
- Театр утешительных ассоциацийЕлена Ковальская, «Афиша», 10.11.2011
- Лишние людиОльга Егошина, «Новые Известия», 7.11.2011
- Новое поколение на rendez-vousГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 20)», 11.2011
- Бурление вешних водЕлена Губайдуллина, «Известия», 28.10.2011
- Рандеву с ТургеневымАнна Гордеева, «Московские новости», 27.10.2011
- «Русский человек на rendez-vous»: доигралисьНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 24.10.2011
- Ученики мастерской Фоменко по-хулигански отчитаются «Вешними водами»«РИА-Новости», 21.10.2011
- Колесо обозренияСветлана Щагина, «Петербургский театральный журнал, № 3 (61)», 09.2010
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- Разговор об эпохеМария Хализева, «Экран и Сцена (№ 10, 2010)», 05.2010
- РыжийМария Хализева, «TimeOut (№ 17)», 05.2010
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоялась премьера спектакля «Рыжий»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 26.04.2010
- Оттенки РыжегоВячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 8.04.2010
- «Как хорошо мы плохо жили»Екатерина Васенина, «Новая газета», 2.04.2010
- «Как хорошо мы плохо жили
»Ирина Алпатова, «Культура», 1.04.2010
- Ни при чемДина Годер, «Время новостей», 31.03.2010
- Борис Рыжий в театре ФоменкоМарина Тимашева, «Радио Свобода», 26.03.2010
- В стране ментов и воровОльга Егошина, «Новые Известия», 25.03.2010
- Локальный СтиксАлена Карась, «Российская газета», 24.03.2010
- «Рыжий»: back to the USSRАлена Данилова, «Ваш досуг», 20.03.2010
- Бывают странные сближенья
Татьяна Круковская, «Сцена, № 2 (64)», 2010
- В ритме ДжойсаСергей Конаев, «Экран и Сцена (№ 7)», 04.2009
- Хроника одного дняМарина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечностьАлена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- Евгений Каменькович: «Я не считаю наш путь единственно верным»«Частный корреспондент», 4.02.2009
- Театр одного романаРоман Должанский, «Коммерсант», 4.02.2009
- Хитрый УлиссАлена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» совершила одиссеюАлла Шендерова, «infox.ru», 3.02.2009
- Вес взят. А зачем?Марина Давыдова, «Известия», 3.02.2009
- Пенелопа, поборовшая УлиссаОльга Романцова, «Газета», 3.02.2009
- Средний слойДина Годер, «Время новостей», 3.02.2009
- Берег утопииДмитрий Бавильский, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Попытка полетаНаталья Старосельская, ««Страстной бульвар, 10»», 01.2008