Премьера спектакля «Двадцать третий»: Каменькович показывает неизвестного в театре Ремарка
Театральный и музыкальный критик, заместитель главного редактора журнала «Театральная афиша столицы» Ольга Романцова — о премьере в «Мастерской Петра Фоменко»
«Курс доллара неотвратим, как смерть», — говорит «Железная лошадь» (Екатерина Смирнова), героиня спектакля «Двадцать третий», премьера которого накануне состоялась в театре «Мастерская Петра Фоменко». Зрительный зал откликается на эту реплику — смеется и аплодирует в ответ. Название, перекликающееся с событиями 2023 года, по словам художественного руководителя Евгения Каменьковича, случайное совпадение. Спектакль поставлен по мотивам романа Э. М. Ремарка «Черный обелиск», действие которого происходит в 1923 году.
Прожить молодость заново
Каменькович любит ставить прозаические произведения, которые считаются сложными и абсолютно не подходящими для сцены. Среди его режиссерских работ в «Мастерской» — спектакли «Самое важное» по современному роману Шишкина «Венерин волос», «Улисс» Джойса, «Дар» Набокова, «Современная идиллия» Салтыкова-Щедрина, а в последние годы — «Доктор Живаго» Пастернака и «Чающие движения воды» по «Соборянам» Лескова.
Войдя в зал, зрители видят закрывший сцену белый суперзанавес с цифрами «1923». Внезапно на нем загорается табло: «1$=30 000» (тридцать тысяч немецких довоенных марок). События разворачиваются в Германии между Первой и Второй мировыми войнами, экономика разрушена, доллар растет, ломая судьбы людей. Но спектакль, который станет одной из значимых премьер «Мастерской» этого сезона, не об экономической депрессии.
Сегодня знакомство с прозой Ремарка зачастую исчерпывается романом «Три товарища», им ограничивается и история театральных постановок. Однако автобиографический роман «Черный обелиск» не менее значимая книга. Завершив ее в 58 лет, писатель реконструировал мир своей юности, попытавшись заново осмыслить тогдашнюю жизнь. Он поднимает проблемы, возникавшие в других своих произведениях, пересматривает ценности. Главный герой Людвиг (Юрий Буторин) считается альтер эго автора. В спектакле «Мастерской» он, парень в черном пиджаке, брюках, заправленных в сапоги, и широкой кепке, выходит на сцену прямо из зрительного зала. «Двадцать третий» — это одновременно попытка героя заново пережить свою молодость и оценить ее с точки зрения нынешнего возраста. Поэтому Людвиг весь вечер на сцене и всегда в центре событий то как участник, то как комментатор происходящего. Он представляет зрителям остальных героев, а сыграв какую-нибудь сцену, иногда оценивает ее парой метких реплик, как герой фильма Феллини «Амаркорд».
Людвигу уже 25, подзаголовок романа и жанр спектакля «история о запоздалой молодости» связан с тем, что его и его одноклассников сразу после окончания школы мобилизовали (шла Первая мировая война). Те, кто выжил и вернулся, пытаются наверстать проведенное на фронте время. Людвиг испытывает «небесную любовь» к Изабелле (она же Женевьева) — незаурядной девушке, страдающей раздвоением личности (Дарья Коныжева играет ее хрупкой, беззащитной и наделенной поэтическим воображением). И встречает вполне земную любовь — артистку цирка Герду (обаятельная Полина Айрапетова). Она любит вкусную еду, красивых мужчин, наслаждается жизнью и делится с возлюбленным своим жизненным опытом. Еще Людвиг ведет беседы с пастором и доктором о смысле жизни и работает художником, бухгалтером и заведующим рекламой конторы «Кроль и сыновья», продающей надгробные памятники.
Геологические слои памяти
Образ погружения в прошлое соавтор Евгения Каменьковича художник Александр Боровский связал с движением вглубь сцены. Декорация, похожая на слоеный пирог, постепенно открывает «геологические слои» памяти. Действие начинается в конторе по продаже памятников — на черном фоне, украшенном усеченными ромбами, похожими на крышку гроба. Дальше штанкет с декорацией поднимается, и герои оказываются в кабаре «Красная мельница» — на фоне красного задника в красном цвете. Герда отбивает степ, кувыркается и в конце номера садится на шпагат. Когда декорация снова поднимается, Людвиг оказывается в психиатрической клинике: ее желтая стена расчерчена на ровные квадраты. Она тоже поднимется, открывая пустой темный двор. По ходу спектакля слои чередуются, меняя место действия. По расцветке костюмов можно определить среду обитания героев (художник по костюмам Мария Боровская). Доктор, пастор и Изабелла-Женевьева в разных оттенках желтого, завсегдатаи кабаре, его сотрудники и владелец — в красном, Людвиг, его начальник Кроль (Юрий Буторин) и соседи одеты в черное.
Исследование пространства и времени в спектаклях для Каменьковича всегда так же важно, как и характеры героев. «Двадцать третий» точно передает ритм и особенности описанной в романе жизни. Актеры с безупречным произношением поют немецкие песни, то и дело загорается табло с курсом доллара: ближе к финалу он доходит до 9 миллионов марок, две денежные единицы сравняются после реформы, но марка снова упадет. В воздухе витают идеи нарождающегося фашизма. Их разделяют и юнцы, и мрачноватый сосед Людвига мясник Вацек (Тагир Рахимов), мечтающий надеть мундир штурмовика, и директор школы.
Актерский ансамбль
В спектакле играют артисты «Мастерской» разных поколений, создавая галерею запоминающихся образов. И то, что их герои всего лишь ожившие воспоминания, не мешает актерам играть ярко и колоритно. Их работы складываются в психологически выверенный ансамбль, где каждый на своем месте. Начальник и однополчанин Людвига Кроль (Владимир Топцов) носит красную пижаму, читает хронику светской жизни и мечтает вырваться в Берлин. Но так и останется в родном городе: изменить жизнь мешает хроническая усталость и мысль, что от себя никуда не денешься. За годы работы в «Мастерской» у Топцова с Буториным возник слаженный дуэт. Но они не только исполнители, эти актеры — авторы инсценировки спектакля.
Влюбленная в Кроля жена мясника Лиза (Ксения Кутепова) — белокурая бестия в сногсшибательных красных платьях, внешне похожа на Грету Гарбо. Но стоит ей заговорить, изящество и шарм соединяются с интонацией рыночной торговки. Внимания Лизы добивается деловой партнер Кроля Ризенфельд (Олег Нирян). Примерный семьянин, оторвавшийся от домашнего очага, превращается в Дон Жуана, сорит деньгами, страстно танцует танго и объясняет свои похождения влиянием таинственного «демона».
Зрители внимательно смотрят спектакль, чутко реагируя на каждую реплику и отвечая хохотом на смешные. Среди таких сцен, на которые откликнулись, — когда мяснику Вацеку советуют обрызгаться одеколоном, чтобы понравиться жене, а он застенчиво отказывается: «на работе подумают, что я педераст».
Прожив в маленьком городке год, Людвиг понимает, что больше в жизни ничего не изменится. Герда ушла к богатому поклоннику, Изабелла-Женевьева выздоровела и больше его не узнает. Пора двигаться дальше. Получив неожиданное предложение поработать репортером в берлинской газете, герой уезжает. Он вернется в городок уже взрослым и встретится с прежними друзьями (хотя большинство из них уже ушли в мир иной). Они сидят вместе, а декорации постепенно опускаются слой за слоем: желтый, красный, черный и, наконец, белый с цифрами 1923.
Источник: ТАСС
Прожить молодость заново
Каменькович любит ставить прозаические произведения, которые считаются сложными и абсолютно не подходящими для сцены. Среди его режиссерских работ в «Мастерской» — спектакли «Самое важное» по современному роману Шишкина «Венерин волос», «Улисс» Джойса, «Дар» Набокова, «Современная идиллия» Салтыкова-Щедрина, а в последние годы — «Доктор Живаго» Пастернака и «Чающие движения воды» по «Соборянам» Лескова.
Войдя в зал, зрители видят закрывший сцену белый суперзанавес с цифрами «1923». Внезапно на нем загорается табло: «1$=30 000» (тридцать тысяч немецких довоенных марок). События разворачиваются в Германии между Первой и Второй мировыми войнами, экономика разрушена, доллар растет, ломая судьбы людей. Но спектакль, который станет одной из значимых премьер «Мастерской» этого сезона, не об экономической депрессии.
Сегодня знакомство с прозой Ремарка зачастую исчерпывается романом «Три товарища», им ограничивается и история театральных постановок. Однако автобиографический роман «Черный обелиск» не менее значимая книга. Завершив ее в 58 лет, писатель реконструировал мир своей юности, попытавшись заново осмыслить тогдашнюю жизнь. Он поднимает проблемы, возникавшие в других своих произведениях, пересматривает ценности. Главный герой Людвиг (Юрий Буторин) считается альтер эго автора. В спектакле «Мастерской» он, парень в черном пиджаке, брюках, заправленных в сапоги, и широкой кепке, выходит на сцену прямо из зрительного зала. «Двадцать третий» — это одновременно попытка героя заново пережить свою молодость и оценить ее с точки зрения нынешнего возраста. Поэтому Людвиг весь вечер на сцене и всегда в центре событий то как участник, то как комментатор происходящего. Он представляет зрителям остальных героев, а сыграв какую-нибудь сцену, иногда оценивает ее парой метких реплик, как герой фильма Феллини «Амаркорд».
Людвигу уже 25, подзаголовок романа и жанр спектакля «история о запоздалой молодости» связан с тем, что его и его одноклассников сразу после окончания школы мобилизовали (шла Первая мировая война). Те, кто выжил и вернулся, пытаются наверстать проведенное на фронте время. Людвиг испытывает «небесную любовь» к Изабелле (она же Женевьева) — незаурядной девушке, страдающей раздвоением личности (Дарья Коныжева играет ее хрупкой, беззащитной и наделенной поэтическим воображением). И встречает вполне земную любовь — артистку цирка Герду (обаятельная Полина Айрапетова). Она любит вкусную еду, красивых мужчин, наслаждается жизнью и делится с возлюбленным своим жизненным опытом. Еще Людвиг ведет беседы с пастором и доктором о смысле жизни и работает художником, бухгалтером и заведующим рекламой конторы «Кроль и сыновья», продающей надгробные памятники.
Геологические слои памяти
Образ погружения в прошлое соавтор Евгения Каменьковича художник Александр Боровский связал с движением вглубь сцены. Декорация, похожая на слоеный пирог, постепенно открывает «геологические слои» памяти. Действие начинается в конторе по продаже памятников — на черном фоне, украшенном усеченными ромбами, похожими на крышку гроба. Дальше штанкет с декорацией поднимается, и герои оказываются в кабаре «Красная мельница» — на фоне красного задника в красном цвете. Герда отбивает степ, кувыркается и в конце номера садится на шпагат. Когда декорация снова поднимается, Людвиг оказывается в психиатрической клинике: ее желтая стена расчерчена на ровные квадраты. Она тоже поднимется, открывая пустой темный двор. По ходу спектакля слои чередуются, меняя место действия. По расцветке костюмов можно определить среду обитания героев (художник по костюмам Мария Боровская). Доктор, пастор и Изабелла-Женевьева в разных оттенках желтого, завсегдатаи кабаре, его сотрудники и владелец — в красном, Людвиг, его начальник Кроль (Юрий Буторин) и соседи одеты в черное.
Исследование пространства и времени в спектаклях для Каменьковича всегда так же важно, как и характеры героев. «Двадцать третий» точно передает ритм и особенности описанной в романе жизни. Актеры с безупречным произношением поют немецкие песни, то и дело загорается табло с курсом доллара: ближе к финалу он доходит до 9 миллионов марок, две денежные единицы сравняются после реформы, но марка снова упадет. В воздухе витают идеи нарождающегося фашизма. Их разделяют и юнцы, и мрачноватый сосед Людвига мясник Вацек (Тагир Рахимов), мечтающий надеть мундир штурмовика, и директор школы.
Актерский ансамбль
В спектакле играют артисты «Мастерской» разных поколений, создавая галерею запоминающихся образов. И то, что их герои всего лишь ожившие воспоминания, не мешает актерам играть ярко и колоритно. Их работы складываются в психологически выверенный ансамбль, где каждый на своем месте. Начальник и однополчанин Людвига Кроль (Владимир Топцов) носит красную пижаму, читает хронику светской жизни и мечтает вырваться в Берлин. Но так и останется в родном городе: изменить жизнь мешает хроническая усталость и мысль, что от себя никуда не денешься. За годы работы в «Мастерской» у Топцова с Буториным возник слаженный дуэт. Но они не только исполнители, эти актеры — авторы инсценировки спектакля.
Влюбленная в Кроля жена мясника Лиза (Ксения Кутепова) — белокурая бестия в сногсшибательных красных платьях, внешне похожа на Грету Гарбо. Но стоит ей заговорить, изящество и шарм соединяются с интонацией рыночной торговки. Внимания Лизы добивается деловой партнер Кроля Ризенфельд (Олег Нирян). Примерный семьянин, оторвавшийся от домашнего очага, превращается в Дон Жуана, сорит деньгами, страстно танцует танго и объясняет свои похождения влиянием таинственного «демона».
Зрители внимательно смотрят спектакль, чутко реагируя на каждую реплику и отвечая хохотом на смешные. Среди таких сцен, на которые откликнулись, — когда мяснику Вацеку советуют обрызгаться одеколоном, чтобы понравиться жене, а он застенчиво отказывается: «на работе подумают, что я педераст».
Прожив в маленьком городке год, Людвиг понимает, что больше в жизни ничего не изменится. Герда ушла к богатому поклоннику, Изабелла-Женевьева выздоровела и больше его не узнает. Пора двигаться дальше. Получив неожиданное предложение поработать репортером в берлинской газете, герой уезжает. Он вернется в городок уже взрослым и встретится с прежними друзьями (хотя большинство из них уже ушли в мир иной). Они сидят вместе, а декорации постепенно опускаются слой за слоем: желтый, красный, черный и, наконец, белый с цифрами 1923.
Источник: ТАСС
Ольга Романцова, «ТАСС», 11.02.2023
- Елена Алдашева о том, как гоголевская «Женитьба» у Каменьковича превратилась в «Совершенно Невероятное Событие» и что из этого вышлоЕлена Алдашева, «Театръ», 7.05.2024
- Наполеон уже не тортНаталья Шаинян, «Театръ», 4.05.2024
- Совершенно невероятное событиеНаталия Борисова, «Porusski.me», 1.04.2024
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: женитьба середины XIX векаВячеслав Суриков, «Монокль», 18.03.2024
- «Совершенно невероятное событие»: Женитьба без любви, что кошелек без денегАлександра Горелая, «Кинорепортёр», 6.03.2024
- «Совершенно невероятное событие» Мастерская Петра ФоменкоНикита Балашов, «Ревизор.ru», 6.03.2024
- Совет да любовьСофия Шапенко, «Театральный журнал», 4.03.2024
- Зрителей возвращают в старинуЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 26.02.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- «Совершенно невероятное событие»: смертельный бракНаталья Витвицкая, «Ведомости», 22.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- Парадоксы, карнавал женихов и дочь Сергея Бодрова в роли невесты: в афише «Мастерской Петра Фоменко» появился спектакль по пьесе Гоголя «Женитьба»«ВТБRussia», 19.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Юрий Буторин: «Театр не должен быть оратором эпохи»Анна Сиротина, «Философия отдыха», 04.2023
- Другой век, другая странаЕлена Шаина, «Театр To Go», 22.03.2023
- Больно смотретьНаталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
- Мир на выдохеТатьяна Власова, «Театрал», 14.03.2023
- Спектакль «Двадцать третий»: поздний Ремарк на сцене Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 6.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- Обелиск на продажуОльга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог», 23.02.2023
- И дольше века длится годДарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- «Двадцать третий»: драма безвременья в жанре кабареКсения Стольная, «Ведомости», 17.02.2023
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Двадцать третий»Инга Бугулова, «Российская газета», 15.02.2023
- Черно-красно-желтый обелискМарина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- На одном дыхании актеров и зрителейДмитрий Буткевич, «Радио «Ъ FM»», 15.02.2023
- Времена не выбирают. В «Мастерской Петра Фоменко» «перечитали» «Черный обелиск»Рита Долматова, «На западе Москвы», 14.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» прошла премьера спектакля «Двадцать третий»Александра Сидорова, «Бизнес FM», 13.02.2023
- «Двадцать третий»: бессмертный Ремарк в Мастерской Петра ФоменкоВалерия Вербинина, «Москультура», 12.02.2023
- Премьера спектакля «Двадцать третий»: Каменькович показывает неизвестного в театре РемаркаОльга Романцова, «ТАСС», 11.02.2023
- В «Мастерской Фоменко» расскажут «историю одной запоздалой молодости»Елена Алдашева, «Театр.», 10.02.2023
- «Мой Брель»: вайбы в «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 8.11.2022
- Елена Алдашева о том, зачем три актёра «Мастерской Фоменко» исполняют песни Бреля «в роли самих себя»Елена Алдашева, «Театр.», 7.11.2022
- «Мой Брель»4.11.2022
- В «Мастерской Фоменко» появится «спектакль-концерт» о Жаке БрелеЕлена Алдашева, «Театр.», 4.11.2022
- «Все-таки это — гимн жизни»Анна Кулакова, «Зонг медиа», 22.11.2021
- Выйти из сумракаЛариса Каневская, «Мнение», 23.03.2021
- Увидеть – не значит понятьСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.12.2020
- Парное интервью: Полина Кутепова и Юрий Буторин отвечают на 10 вопросов о театре, любви и внутренней слепотеЮлия Ахметова, «Esquire», 16.12.2020
- Поднимите ей векиМарина Шимадина, «Театрал», 31.10.2020
- Самого главного глазами не увидишь: «Молли Суини» в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 29.10.2020
- От какого театра мы отказываемсяМарина Токарева, «Новая газета», 28.10.2020
- Спасение утопающихЕлена Шаина, «Театр To Go», 24.10.2020
- «Молли Суини» в Мастерской Фоменко: спектакль, который учит принимать мир, не глядяInner Emigrant, «Ваш досуг», 23.10.2020
- Иван Поповски выпустит спектакль по пьесе Брайана ФрилаЕкатерина Авдеева, «Театр.», 18.10.2020
- Чисто шотландские убийстваПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Дикие и симпатичныеВиктория Пешкова, «Культура», 4.07.2019
- Завещание Чарльза Адамса исполненоАндрей Дворецков, «Э-вести», 27.06.2019
- Король Лир, да здравствует король!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 17.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Чего не было, того не былоЗоя Апостольская , «Российская газета», 24.11.2016
- «Тополя»Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 12.10.2016
- Винтаж: Братская ГЭСЕлена Дьякова, ««Новая газета»», 30.09.2016
- Киноспектакль «Тополя» в «Мастерской Петра Фоменко» остался без фокусаГригорий Заславский, «Независимая газета», 28.07.2016
- «Тополя»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.06.2016
- То ли девушка, а то ли — виденьеИрина Шведова, «Московская правда», 28.06.2016
- Расскажи о любви. ПроникновенноАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 19.06.2016
- Dolce vita советской эпохиНаталья Васильева, «Известия», 17.06.2016
- «Были и есть только тополя»: спектакль-кинофильм Мастерской Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «Buro 24/7», 16.06.2016
- Спектакль-кинофильм «Тополя» представит Мастерская Петра Фоменко«РИА Новости», 15.06.2016
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- «Заходите, заходите»: ужин с призракамиНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 17.01.2013
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Выпито до днаМария Седых, «Итоги», 23.07.2012
- Грамоте обученГлеб Ситковский, «Ведомости», 18.07.2012
- Пока варился суп…Ася Иванова, «Вечерняя Москва», 17.07.2012
- Мастерская Петра Фоменко пригласила на свадьбуАлла Шевелева, «Известия», 16.07.2012
- «Заходите-заходите»: 105-я страница про любовьЕлена Рыбакова, «Ваш досуг», 11.07.2012
- Спектакль по роману Меира Шалева покажут в «Мастерской Петра Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 29.06.2012
- Сын троих отцов в центре мирозданияСветлана Полякова, «Новые Известия», 25.06.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Кого любить, кому поверить?Ольга Игнатюк, «Москвичка», 2.02.2012
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Не как в сказкеГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- Русский человек на rendez-vousАнна Банасюкевич, «TimeOut Москва», 2.12.2011
- «Русский человек на рандеву»Алексей Киселев , «Maptype.com», 12.2011
- Что русскому здоровоОльга Фукс, «Ведомости», 30.11.2011
- Мастерская Петра Фоменко: молодые на rendez-vousМарина Шимадина, «Ваш досуг», 23.11.2011
- Игра в классикаМария Седых, «Итоги», 14.11.2011
- Театр утешительных ассоциацийЕлена Ковальская, «Афиша», 10.11.2011
- Лишние людиОльга Егошина, «Новые Известия», 7.11.2011
- Новое поколение на rendez-vousГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 20)», 11.2011
- Бурление вешних водЕлена Губайдуллина, «Известия», 28.10.2011
- Рандеву с ТургеневымАнна Гордеева, «Московские новости», 27.10.2011
- «Русский человек на rendez-vous»: доигралисьНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 24.10.2011
- Ученики мастерской Фоменко по-хулигански отчитаются «Вешними водами»«РИА-Новости», 21.10.2011
- Колесо обозренияСветлана Щагина, «Петербургский театральный журнал, № 3 (61)», 09.2010
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- Разговор об эпохеМария Хализева, «Экран и Сцена (№ 10, 2010)», 05.2010
- РыжийМария Хализева, «TimeOut (№ 17)», 05.2010
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоялась премьера спектакля «Рыжий»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 26.04.2010
- Оттенки РыжегоВячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 8.04.2010
- «Как хорошо мы плохо жили»Екатерина Васенина, «Новая газета», 2.04.2010
- «Как хорошо мы плохо жили
»Ирина Алпатова, «Культура», 1.04.2010
- Ни при чемДина Годер, «Время новостей», 31.03.2010
- Борис Рыжий в театре ФоменкоМарина Тимашева, «Радио Свобода», 26.03.2010
- В стране ментов и воровОльга Егошина, «Новые Известия», 25.03.2010
- Локальный СтиксАлена Карась, «Российская газета», 24.03.2010
- «Рыжий»: back to the USSRАлена Данилова, «Ваш досуг», 20.03.2010
- Бывают странные сближенья
Татьяна Круковская, «Сцена, № 2 (64)», 2010
- В ритме ДжойсаСергей Конаев, «Экран и Сцена (№ 7)», 04.2009
- Хроника одного дняМарина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечностьАлена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- Евгений Каменькович: «Я не считаю наш путь единственно верным»«Частный корреспондент», 4.02.2009
- Театр одного романаРоман Должанский, «Коммерсант», 4.02.2009
- Хитрый УлиссАлена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» совершила одиссеюАлла Шендерова, «infox.ru», 3.02.2009
- Вес взят. А зачем?Марина Давыдова, «Известия», 3.02.2009
- Пенелопа, поборовшая УлиссаОльга Романцова, «Газета», 3.02.2009
- Средний слойДина Годер, «Время новостей», 3.02.2009
- Берег утопииДмитрий Бавильский, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Попытка полетаНаталья Старосельская, ««Страстной бульвар, 10»», 01.2008