Мир на выдохе
Премьера «Двадцать третий» в «Мастерской Петра Фоменко»
Евгений Каменькович поставил «Чёрный обелиск» Ремарка – роман о «потерянном поколении», которое прошло через Первую мировую и обстоятельства, когда «смерть – только статистика», через национальное унижение и беспрецедентную гиперинфляцию, когда курс доллара каждый день бил новые рекорды – от тысяч до миллиардов. Дошло до того, что драгоценности, мебель, вещи, оставшиеся после умерших, меняли на картофель и хлеб.
На пустой сцене – крупная вывеска «1923» (она же – счетчик курса с неудержимой сменой цифр). «Никогда еще не говорили о мире больше и не делали для него меньше, чем в наше время», – скажет 25-летний Людвиг (Юрий Буторин) о передышке между двух мировых войн. На Первую он пошёл, не успев повзрослеть, и теперь – на пороге Второй – вынужден «торговать смертью»: работать в похоронном бюро, а по выходным играть на органе в часовне при психиатрической больнице.
Три локации послевоенной жизни художник Александр Боровский запараллелил с немецким триколором: чёрная, красная, жёлтая панель по очереди опускаются на сцену – и делаются то мрачной конторой, где продают надгробия, то ночным клубом, то двором сумасшедшего дома. Костюмы Марии Боровской сделаны в тон: поставщики ритуальных услуг ходят исключительно в чёрном – в том числе Людвиг в гетрах и хулиганской кепке по моде 20-х годов; в кабаре «Красная мельница» все, от проституток до хозяина, одеты под стать названию; доктор и священник предпочитают желтый, ну а пациенты с нервными расстройствами, на военной и любовной почве, носят пижамы в жёлтую полоску. В финале три панели, три цвета объединятся, но символика флага Германии – «из черноты рабства через кровавые битвы к золотому свету свободы» – тут играет другими смыслами.
Чёрный – социальная депрессия и смерти
«Кроль и сыновья» работают с самой разной клиентурой: их каталог начинают могильные камни для бедняков, а завершают надгробия из черного гранита для клиентов с большой денежной массой. К её обесцениванию они относятся с несмешливым цинизмом, собираются, чтобы пропустить по бокалу среди крестов – чем хуже барной стойки? – и с чёрным юмором комментируют положение дел: спекуляция с векселями помогает держаться на плаву, на руку высокая смертность в эпидемию гриппа и множество самоубийств. Но в поисках новых сделок младший Кроль (Дмитрий Захаров) вынужден колесить на велосипеде по деревням. На сцену он так и выруливает: в велосипедном шлеме, под которым прячет шрамы. И своими выпадами говорит о ресентименте – как он возникает в общественном сознании, как вырастает чувство озлобленности и враждебности ко всем, кто стал причиной унижения страны, понятно из пикировок Генриха с братом-компаньоном Георгом (Владимир Топцов). Позор поражения в Первой мировой и выход из кризиса они видят абсолютно по-разному. Эта поляризация мнений, даже внутри одной семьи, – параллель с нашим двадцать третьим. В спектакле «фоменок» их много, хоть и неявных, не утрированных.
Жёлтый – больная душа и её терапия
Евгений Каменькович ничуть не сгущает краски, не нагоняет сумрака и вообще-то выводит разговор из социальной плоскости в философскую. Ищет вместе с главным героем способ защититься от эсхатологического переживания большой беды, от экзистенциальной растерянности, от неразрешимых противоречий – и остаться собой. Людвиг не завоевывает право на жизнь, как перекупщики, которые «оседлали» инфляционный хаос и наживаются, как могут и на чём могут. Не поддается националистическим настроениям. «Сдуваться», опускаться он тоже не собирается. Но пробует дотянуться до смысла – и в отношениях с женщинами, и в беседах со священником, чтобы хоть немного снова довериться Богу, хоть отчасти понять, почему Он основательно «подвёл». «Сомнение – обратная сторона веры», – говорит пастор и созерцает бокал вина. Выпить, между прочим, предлагает и доктор «жёлтого дома» – за беседой о безумии и бегстве от действительности. Эти два эскаписта – и врачевателя душ – точно знают: безмерное несчастье многих сделало людьми. И человеческого достоинства никто не отменял, даже если ты – среди пассажиров поезда, который сошёл с маршрута и без остановок мчится навстречу всеобщей катастрофе.
Красный – безудержная жажда жизни
На всех уже наползает тень нацизма и новой мировой войны. Но пока – «на выдохе» – вчерашние мальчишки, которых целыми классами отправляли на фронт, пытаются наверстать упущенное. Собираются по ночам в «Красной мельнице», пьют коктейли с десятком ингредиентов и танцуют с женщинами, готовыми на секс-услуги или просто на головокружительно быстрые связи. Перья и шнуровки, кружева и воланы – всё здесь вызывающе красного цвета и «заявляет» о жажде полнокровной жизни. За одной стойкой её суррогаты глотают и бывшие фронтовики, которые выбрались из военной мясорубки с мыслью «никогда больше», и будущие штурмовики, «заряженные» реваншистскими настроениями.
Пацифисты и реваншисты тут же и столкнуться – стенка на стенку – но большая драка пройдет за панелью. Она опустится, как стена, а в просвете будут только ноги и адская сутолока – марширующие ряды чёрных сапог разобьются под напором красных ботинок и туфелек.
«Запоздалая юность»
В «Красной мельнице» «сентиментальный философ» Людвиг знакомится с циркачкой Гердой (Полина Айрапетова), отбивающей ногами ритмы «ревущих двадцатых» – и тут же получает поцелуй, горячий, как гуляш, которым она всегда не прочь подкрепиться. «Любовь не знает гордости. Но я боюсь, что ты даже помочиться не можешь без мировоззрения», – скажет она, когда они раскинутся на подушке. Отношения Герда строит в стиле «свинг», так же быстро и легко, как танцует, без лишних сантиментов – но со здоровым аппетитом к жизни. От настоящего момента без стеснения берёт всё, что только может взять. Тактика не беспроигрышная. Но никакая стратегия в 1923-м невозможна: уже через день может оказаться «просрочкой». А значит – лучше «воспламеняться», как коктейль, по крайней мере, пока…
От земной, очень конкретной Герды «бедный мальчик» бежит к Женевьеве-Изабелле (Дарья Коныжева) с раздвоенным сознанием и со своей параллельной реальностью. Тяга к иррациональному, к красоте мысли, не стесненной рамками «здравомыслия», оказывается посильнее физического влечения к женщине. Но болезнь уходит – непостижимая Женевьева становится обычной Изабеллой. И Людвиг круто меняет свой маршрут – едет в Берлин за работой корреспондента. Почти все, кого он оставит, – как потом и нацистскую Германию, – на прощание скажут, как обошлась с ними история: умер в концлагере, погиб на фронте, вернулся калекой, попала под бомбежку…В городе уцелело всего два дома – родильный и сумасшедший – и оба сразу же переполнились.
Но гарь истории в «Двадцать третьем» не чувствуется, «не бьёт в нос». С дистанции в сто лет прелюдия трагических событий, сыгранная «фоменками» как весёлая безысходность, отзывается далеким эхо, – и «усилители» спектакль не ставит, не ударяется в публицистику, разбирая исторические ошибки. Рифмы есть? Само собой. Но в «Мастерской Петра Фоменко» их озвучили без обреченных интонаций. В исключительно элегантной, лаконичной форме, выбранной Каменьковичем, есть много обаяния, особенно среди дам (чего стоят только выходы и вылазки Ксении Кутеповой в маленькой, но феерической роли). Есть юмор в точно выверенных дозах, так что персонажи из «меднолобой массы», которая внимает нацистской пропаганде, кажутся смешными, как мясник Вацек (Тагир Рахимов) с его привычкой мочиться на чёрный обелиск. И самое главное – здесь есть желание «заставить, научить себя любить жизнь», как говорил сам Ремарк, сделать это вопреки всему, найти в себе внутренний резерв.
Источник: «Театрал»
На пустой сцене – крупная вывеска «1923» (она же – счетчик курса с неудержимой сменой цифр). «Никогда еще не говорили о мире больше и не делали для него меньше, чем в наше время», – скажет 25-летний Людвиг (Юрий Буторин) о передышке между двух мировых войн. На Первую он пошёл, не успев повзрослеть, и теперь – на пороге Второй – вынужден «торговать смертью»: работать в похоронном бюро, а по выходным играть на органе в часовне при психиатрической больнице.
Три локации послевоенной жизни художник Александр Боровский запараллелил с немецким триколором: чёрная, красная, жёлтая панель по очереди опускаются на сцену – и делаются то мрачной конторой, где продают надгробия, то ночным клубом, то двором сумасшедшего дома. Костюмы Марии Боровской сделаны в тон: поставщики ритуальных услуг ходят исключительно в чёрном – в том числе Людвиг в гетрах и хулиганской кепке по моде 20-х годов; в кабаре «Красная мельница» все, от проституток до хозяина, одеты под стать названию; доктор и священник предпочитают желтый, ну а пациенты с нервными расстройствами, на военной и любовной почве, носят пижамы в жёлтую полоску. В финале три панели, три цвета объединятся, но символика флага Германии – «из черноты рабства через кровавые битвы к золотому свету свободы» – тут играет другими смыслами.
Чёрный – социальная депрессия и смерти
«Кроль и сыновья» работают с самой разной клиентурой: их каталог начинают могильные камни для бедняков, а завершают надгробия из черного гранита для клиентов с большой денежной массой. К её обесцениванию они относятся с несмешливым цинизмом, собираются, чтобы пропустить по бокалу среди крестов – чем хуже барной стойки? – и с чёрным юмором комментируют положение дел: спекуляция с векселями помогает держаться на плаву, на руку высокая смертность в эпидемию гриппа и множество самоубийств. Но в поисках новых сделок младший Кроль (Дмитрий Захаров) вынужден колесить на велосипеде по деревням. На сцену он так и выруливает: в велосипедном шлеме, под которым прячет шрамы. И своими выпадами говорит о ресентименте – как он возникает в общественном сознании, как вырастает чувство озлобленности и враждебности ко всем, кто стал причиной унижения страны, понятно из пикировок Генриха с братом-компаньоном Георгом (Владимир Топцов). Позор поражения в Первой мировой и выход из кризиса они видят абсолютно по-разному. Эта поляризация мнений, даже внутри одной семьи, – параллель с нашим двадцать третьим. В спектакле «фоменок» их много, хоть и неявных, не утрированных.
Жёлтый – больная душа и её терапия
Евгений Каменькович ничуть не сгущает краски, не нагоняет сумрака и вообще-то выводит разговор из социальной плоскости в философскую. Ищет вместе с главным героем способ защититься от эсхатологического переживания большой беды, от экзистенциальной растерянности, от неразрешимых противоречий – и остаться собой. Людвиг не завоевывает право на жизнь, как перекупщики, которые «оседлали» инфляционный хаос и наживаются, как могут и на чём могут. Не поддается националистическим настроениям. «Сдуваться», опускаться он тоже не собирается. Но пробует дотянуться до смысла – и в отношениях с женщинами, и в беседах со священником, чтобы хоть немного снова довериться Богу, хоть отчасти понять, почему Он основательно «подвёл». «Сомнение – обратная сторона веры», – говорит пастор и созерцает бокал вина. Выпить, между прочим, предлагает и доктор «жёлтого дома» – за беседой о безумии и бегстве от действительности. Эти два эскаписта – и врачевателя душ – точно знают: безмерное несчастье многих сделало людьми. И человеческого достоинства никто не отменял, даже если ты – среди пассажиров поезда, который сошёл с маршрута и без остановок мчится навстречу всеобщей катастрофе.
Красный – безудержная жажда жизни
На всех уже наползает тень нацизма и новой мировой войны. Но пока – «на выдохе» – вчерашние мальчишки, которых целыми классами отправляли на фронт, пытаются наверстать упущенное. Собираются по ночам в «Красной мельнице», пьют коктейли с десятком ингредиентов и танцуют с женщинами, готовыми на секс-услуги или просто на головокружительно быстрые связи. Перья и шнуровки, кружева и воланы – всё здесь вызывающе красного цвета и «заявляет» о жажде полнокровной жизни. За одной стойкой её суррогаты глотают и бывшие фронтовики, которые выбрались из военной мясорубки с мыслью «никогда больше», и будущие штурмовики, «заряженные» реваншистскими настроениями.
Пацифисты и реваншисты тут же и столкнуться – стенка на стенку – но большая драка пройдет за панелью. Она опустится, как стена, а в просвете будут только ноги и адская сутолока – марширующие ряды чёрных сапог разобьются под напором красных ботинок и туфелек.
«Запоздалая юность»
В «Красной мельнице» «сентиментальный философ» Людвиг знакомится с циркачкой Гердой (Полина Айрапетова), отбивающей ногами ритмы «ревущих двадцатых» – и тут же получает поцелуй, горячий, как гуляш, которым она всегда не прочь подкрепиться. «Любовь не знает гордости. Но я боюсь, что ты даже помочиться не можешь без мировоззрения», – скажет она, когда они раскинутся на подушке. Отношения Герда строит в стиле «свинг», так же быстро и легко, как танцует, без лишних сантиментов – но со здоровым аппетитом к жизни. От настоящего момента без стеснения берёт всё, что только может взять. Тактика не беспроигрышная. Но никакая стратегия в 1923-м невозможна: уже через день может оказаться «просрочкой». А значит – лучше «воспламеняться», как коктейль, по крайней мере, пока…
От земной, очень конкретной Герды «бедный мальчик» бежит к Женевьеве-Изабелле (Дарья Коныжева) с раздвоенным сознанием и со своей параллельной реальностью. Тяга к иррациональному, к красоте мысли, не стесненной рамками «здравомыслия», оказывается посильнее физического влечения к женщине. Но болезнь уходит – непостижимая Женевьева становится обычной Изабеллой. И Людвиг круто меняет свой маршрут – едет в Берлин за работой корреспондента. Почти все, кого он оставит, – как потом и нацистскую Германию, – на прощание скажут, как обошлась с ними история: умер в концлагере, погиб на фронте, вернулся калекой, попала под бомбежку…В городе уцелело всего два дома – родильный и сумасшедший – и оба сразу же переполнились.
Но гарь истории в «Двадцать третьем» не чувствуется, «не бьёт в нос». С дистанции в сто лет прелюдия трагических событий, сыгранная «фоменками» как весёлая безысходность, отзывается далеким эхо, – и «усилители» спектакль не ставит, не ударяется в публицистику, разбирая исторические ошибки. Рифмы есть? Само собой. Но в «Мастерской Петра Фоменко» их озвучили без обреченных интонаций. В исключительно элегантной, лаконичной форме, выбранной Каменьковичем, есть много обаяния, особенно среди дам (чего стоят только выходы и вылазки Ксении Кутеповой в маленькой, но феерической роли). Есть юмор в точно выверенных дозах, так что персонажи из «меднолобой массы», которая внимает нацистской пропаганде, кажутся смешными, как мясник Вацек (Тагир Рахимов) с его привычкой мочиться на чёрный обелиск. И самое главное – здесь есть желание «заставить, научить себя любить жизнь», как говорил сам Ремарк, сделать это вопреки всему, найти в себе внутренний резерв.
Источник: «Театрал»
Татьяна Власова, «Театрал», 14.03.2023
- Елена Алдашева о том, как гоголевская «Женитьба» у Каменьковича превратилась в «Совершенно Невероятное Событие» и что из этого вышлоЕлена Алдашева, «Театръ», 7.05.2024
- Наполеон уже не тортНаталья Шаинян, «Театръ», 4.05.2024
- Совершенно невероятное событиеНаталия Борисова, «Porusski.me», 1.04.2024
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: женитьба середины XIX векаВячеслав Суриков, «Монокль», 18.03.2024
- «Совершенно невероятное событие»: Женитьба без любви, что кошелек без денегАлександра Горелая, «Кинорепортёр», 6.03.2024
- «Совершенно невероятное событие» Мастерская Петра ФоменкоНикита Балашов, «Ревизор.ru», 6.03.2024
- Совет да любовьСофия Шапенко, «Театральный журнал», 4.03.2024
- Зрителей возвращают в старинуЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 26.02.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- «Совершенно невероятное событие»: смертельный бракНаталья Витвицкая, «Ведомости», 22.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- Парадоксы, карнавал женихов и дочь Сергея Бодрова в роли невесты: в афише «Мастерской Петра Фоменко» появился спектакль по пьесе Гоголя «Женитьба»«ВТБRussia», 19.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Юрий Буторин: «Театр не должен быть оратором эпохи»Анна Сиротина, «Философия отдыха», 04.2023
- Другой век, другая странаЕлена Шаина, «Театр To Go», 22.03.2023
- Больно смотретьНаталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
- Мир на выдохеТатьяна Власова, «Театрал», 14.03.2023
- Спектакль «Двадцать третий»: поздний Ремарк на сцене Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 6.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- Обелиск на продажуОльга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог», 23.02.2023
- И дольше века длится годДарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- «Двадцать третий»: драма безвременья в жанре кабареКсения Стольная, «Ведомости», 17.02.2023
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Двадцать третий»Инга Бугулова, «Российская газета», 15.02.2023
- Черно-красно-желтый обелискМарина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- На одном дыхании актеров и зрителейДмитрий Буткевич, «Радио «Ъ FM»», 15.02.2023
- Времена не выбирают. В «Мастерской Петра Фоменко» «перечитали» «Черный обелиск»Рита Долматова, «На западе Москвы», 14.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» прошла премьера спектакля «Двадцать третий»Александра Сидорова, «Бизнес FM», 13.02.2023
- «Двадцать третий»: бессмертный Ремарк в Мастерской Петра ФоменкоВалерия Вербинина, «Москультура», 12.02.2023
- Премьера спектакля «Двадцать третий»: Каменькович показывает неизвестного в театре РемаркаОльга Романцова, «ТАСС», 11.02.2023
- В «Мастерской Фоменко» расскажут «историю одной запоздалой молодости»Елена Алдашева, «Театр.», 10.02.2023
- «Мой Брель»: вайбы в «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 8.11.2022
- Елена Алдашева о том, зачем три актёра «Мастерской Фоменко» исполняют песни Бреля «в роли самих себя»Елена Алдашева, «Театр.», 7.11.2022
- «Мой Брель»4.11.2022
- В «Мастерской Фоменко» появится «спектакль-концерт» о Жаке БрелеЕлена Алдашева, «Театр.», 4.11.2022
- «Все-таки это — гимн жизни»Анна Кулакова, «Зонг медиа», 22.11.2021
- Выйти из сумракаЛариса Каневская, «Мнение», 23.03.2021
- Увидеть – не значит понятьСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.12.2020
- Парное интервью: Полина Кутепова и Юрий Буторин отвечают на 10 вопросов о театре, любви и внутренней слепотеЮлия Ахметова, «Esquire», 16.12.2020
- Поднимите ей векиМарина Шимадина, «Театрал», 31.10.2020
- Самого главного глазами не увидишь: «Молли Суини» в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 29.10.2020
- От какого театра мы отказываемсяМарина Токарева, «Новая газета», 28.10.2020
- Спасение утопающихЕлена Шаина, «Театр To Go», 24.10.2020
- «Молли Суини» в Мастерской Фоменко: спектакль, который учит принимать мир, не глядяInner Emigrant, «Ваш досуг», 23.10.2020
- Иван Поповски выпустит спектакль по пьесе Брайана ФрилаЕкатерина Авдеева, «Театр.», 18.10.2020
- Чисто шотландские убийстваПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Дикие и симпатичныеВиктория Пешкова, «Культура», 4.07.2019
- Завещание Чарльза Адамса исполненоАндрей Дворецков, «Э-вести», 27.06.2019
- Король Лир, да здравствует король!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 17.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Чего не было, того не былоЗоя Апостольская , «Российская газета», 24.11.2016
- «Тополя»Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 12.10.2016
- Винтаж: Братская ГЭСЕлена Дьякова, ««Новая газета»», 30.09.2016
- Киноспектакль «Тополя» в «Мастерской Петра Фоменко» остался без фокусаГригорий Заславский, «Независимая газета», 28.07.2016
- «Тополя»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.06.2016
- То ли девушка, а то ли — виденьеИрина Шведова, «Московская правда», 28.06.2016
- Расскажи о любви. ПроникновенноАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 19.06.2016
- Dolce vita советской эпохиНаталья Васильева, «Известия», 17.06.2016
- «Были и есть только тополя»: спектакль-кинофильм Мастерской Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «Buro 24/7», 16.06.2016
- Спектакль-кинофильм «Тополя» представит Мастерская Петра Фоменко«РИА Новости», 15.06.2016
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- «Заходите, заходите»: ужин с призракамиНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 17.01.2013
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Выпито до днаМария Седых, «Итоги», 23.07.2012
- Грамоте обученГлеб Ситковский, «Ведомости», 18.07.2012
- Пока варился суп…Ася Иванова, «Вечерняя Москва», 17.07.2012
- Мастерская Петра Фоменко пригласила на свадьбуАлла Шевелева, «Известия», 16.07.2012
- «Заходите-заходите»: 105-я страница про любовьЕлена Рыбакова, «Ваш досуг», 11.07.2012
- Спектакль по роману Меира Шалева покажут в «Мастерской Петра Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 29.06.2012
- Сын троих отцов в центре мирозданияСветлана Полякова, «Новые Известия», 25.06.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Кого любить, кому поверить?Ольга Игнатюк, «Москвичка», 2.02.2012
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Не как в сказкеГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- Русский человек на rendez-vousАнна Банасюкевич, «TimeOut Москва», 2.12.2011
- «Русский человек на рандеву»Алексей Киселев , «Maptype.com», 12.2011
- Что русскому здоровоОльга Фукс, «Ведомости», 30.11.2011
- Мастерская Петра Фоменко: молодые на rendez-vousМарина Шимадина, «Ваш досуг», 23.11.2011
- Игра в классикаМария Седых, «Итоги», 14.11.2011
- Театр утешительных ассоциацийЕлена Ковальская, «Афиша», 10.11.2011
- Лишние людиОльга Егошина, «Новые Известия», 7.11.2011
- Новое поколение на rendez-vousГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 20)», 11.2011
- Бурление вешних водЕлена Губайдуллина, «Известия», 28.10.2011
- Рандеву с ТургеневымАнна Гордеева, «Московские новости», 27.10.2011
- «Русский человек на rendez-vous»: доигралисьНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 24.10.2011
- Ученики мастерской Фоменко по-хулигански отчитаются «Вешними водами»«РИА-Новости», 21.10.2011
- Колесо обозренияСветлана Щагина, «Петербургский театральный журнал, № 3 (61)», 09.2010
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- Разговор об эпохеМария Хализева, «Экран и Сцена (№ 10, 2010)», 05.2010
- РыжийМария Хализева, «TimeOut (№ 17)», 05.2010
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоялась премьера спектакля «Рыжий»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 26.04.2010
- Оттенки РыжегоВячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 8.04.2010
- «Как хорошо мы плохо жили»Екатерина Васенина, «Новая газета», 2.04.2010
- «Как хорошо мы плохо жили
»Ирина Алпатова, «Культура», 1.04.2010
- Ни при чемДина Годер, «Время новостей», 31.03.2010
- Борис Рыжий в театре ФоменкоМарина Тимашева, «Радио Свобода», 26.03.2010
- В стране ментов и воровОльга Егошина, «Новые Известия», 25.03.2010
- Локальный СтиксАлена Карась, «Российская газета», 24.03.2010
- «Рыжий»: back to the USSRАлена Данилова, «Ваш досуг», 20.03.2010
- Бывают странные сближенья
Татьяна Круковская, «Сцена, № 2 (64)», 2010
- В ритме ДжойсаСергей Конаев, «Экран и Сцена (№ 7)», 04.2009
- Хроника одного дняМарина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечностьАлена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- Евгений Каменькович: «Я не считаю наш путь единственно верным»«Частный корреспондент», 4.02.2009
- Театр одного романаРоман Должанский, «Коммерсант», 4.02.2009
- Хитрый УлиссАлена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» совершила одиссеюАлла Шендерова, «infox.ru», 3.02.2009
- Вес взят. А зачем?Марина Давыдова, «Известия», 3.02.2009
- Пенелопа, поборовшая УлиссаОльга Романцова, «Газета», 3.02.2009
- Средний слойДина Годер, «Время новостей», 3.02.2009
- Берег утопииДмитрий Бавильский, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Попытка полетаНаталья Старосельская, ««Страстной бульвар, 10»», 01.2008