Другой век, другая страна
«Двадцать третий» в Мастерской Петра Фоменко
Евгений Каменькович, мастер неспешных литературно-философских бесед, продолжает цикл постановок по сложной нетеатральной прозе. На этот раз он выбрал ретроспективный роман Эриха Марии Ремарка «Чёрный обелиск», а инсценировку написали Юрий Буторин и Владимир Топцов. Не будем гадать, почему материал заинтересовал режиссёра именно сейчас. Желающие провести жирные параллели обязательно их проведут: часто звучащее слово «война» и 1923 год – ровно сто лет до нашего двадцать третьего. На этом, пожалуй, совпадения заканчиваются.
Германию трясёт после Первой мировой войны, уже маячит Вторая мировая, общество укачивает на резком взлёте курса доллара. Люди быстро живут на всю зарплату, боясь не успеть стать счастливыми до очередной биржевой сводки, и так же быстро умирают, пополняя счета погребальных контор. Нечто похожее мы и сами наблюдали в лихие 1990-е, когда каждый пытался приспособиться поудобнее, чтобы выжить, а тот, кто смог извернуться до «бизнесмена», запомнил те годы «святыми девяностыми».
Свою версию романа Каменькович называет «историей одной запоздалой молодости» – междувоенный человек ищет себя и смысл жизни в эпоху «безвременья». Логика вполне понятная: мальчишки, которых отправили на войну сразу после окончания школы, пропустили лучшие годы юности и пытаются наверстать их теперь. Правда, под ликом запоздалой молодости чаще всего скрывается циничный инфантилизм.
Персонажи – люди неопределённого возраста 25±, взрослые снаружи и юные внутри. Обвиняя войну, больную экономику, дурное правительство, расхлябанную интеллигенцию и безнравственное духовенство, они смотрят на мир наивными глазами, судят об увиденном как подросток-максималист и совершенно не готовы брать на себя ответственность за собственные поступки. Иллюзии, которых их лишила война, обернулись разновидностью эскапизма. Главный герой и рассказчик Людвиг Бодмер (Юрий Буторин), которого Ремарк наделил автобиографическими чертами, не живёт, а наблюдает свою жизнь. Он испытывает возвышенное чувство к пациентке психиатрической больницы Изабелле-Женевьеве (Дарья Коныжева) и «земную любовь» к акробатке Герде (Полина Айрапетова), но ни одну из них не готов выбрать и удержать, а потому отпускает обеих. А ещё Людвиг мечтает вырваться из провинциального Верденбрюка в Берлин за лучшей жизнью, но дальше мечтаний дело не идёт, и в финале Людвиг уезжает лишь благодаря личным хлопотам и протекции Ризенфельда (Олег Нирян).
Бывшие однополчане Людвига братья Кроли ведут семейный бизнес, но действуют по наитию, и погребальная контора, казалось бы, обречённая на успех в царстве нищеты, голода и эпидемии гриппа, едва держится на плаву. Старший брат Георг (Олег Топцов) не слишком удачно справляется с закупками (куда удачнее идут шашни с соседкой), а младший Генрих (Дмитрий Захаров) под видом коммерческих разъездов целыми днями гоняет на любимом велике. Их соседка Лиза (Ксения Кутепова) всегда любила Георга, но замуж вышла за неприятного колбасника Вацека, который воняет кониной и не гнушается рукоприкладством. «Я хотела есть», – оправдывает Лиза свой выбор супруга. Сам же Вацек (Тагир Рахимов) любит жену, а в её неверности винит свою работу. Менять ничего не хочет: одно у него «не принято», за другое «могут засмеять ребята», третьего он «никогда не пробовал».
Обитатели собирательной локации «ночной клуб» – люди опытные, но не зрелые. Жизнь многому их научила, но они предпочли сохранить в себе ветреность и безрассудство. Например, Фрици и «Железная лошадь» (Александра Кесельман и Екатерина Смирнова) знают цену деньгам, но тратят их импульсивно, руководствуясь эмоциями, а не здравым смыслом. Хозяин клуба Эдуард (Павел Яковлев) пренебрегает ценностями фронтового товарищества и меняет его на дружбу по расчёту. Так поступают дети, бросая старых приятелей и искренне увлекаясь новыми друзьями с красивыми машинками и куклами.
Сценография своей простотой словно поддерживает этих больших детей в их видении мира. Александр Боровский выбрал три чистых цвета – чёрный, красный и жёлтый – как визуальный код, и три сценических контура – как уход от реальности. Чёрный с красным – лавка надгробий, красный – местный «Мулен Руж» с его обитателями, жёлтый – психиатрическая клиника вместе с доктором и пастором, чёрный с красным и жёлтым – флаг Веймарской республики. Даже розы для Лизы в руках Ризенфельда меняют цвета в соответствии с кодом. Наряды героев полностью вписаны в контекст: художник по костюмам Мария Боровская не только повторила цветовую гамму, но и великолепно передала модные веяния той эпохи.
Интересное решение декораций – дверцы и шкафчики. Контора Кролей выстроена из открывающихся чёрных гробов с алой внутренней отделкой, а сумасшедший дом целиком состоит из жёлтых ячеек, за дверцами которых прячется раздвоенное сознание пациентов. По ходу действия героям приходится постоянно открывать и закрывать многочисленные дверцы: тут детское любопытство и нетерпеливость, поиск чего-то важного, таящегося внутри, ощущение недостижимости цели, растерянности и страха перед большим миром, в котором всё так сложно и непонятно.
В блестящем исполнении актёров нет второстепенных персонажей – все изобретательны и интересны даже в отсутствие сюжетной динамики. Образы кажутся живыми и реальными, пусть и собраны в гротесковой манере. В этих людях, которые отказались взрослеть и предпочли остаться наблюдателями, есть несомненная сила, и именно на неё обращает особое внимание Евгений Каменькович. Это природная потребность чистоты – искренность и человечность, которые им удаётся сохранить в эпоху нарушенного равновесия, вопреки нищете и трудностям. Как дети, они до последнего верны себе, мгновенно чувствуют ложь и задают много вопросов, чтобы узнать правду.
Источник: Театр To Go
Германию трясёт после Первой мировой войны, уже маячит Вторая мировая, общество укачивает на резком взлёте курса доллара. Люди быстро живут на всю зарплату, боясь не успеть стать счастливыми до очередной биржевой сводки, и так же быстро умирают, пополняя счета погребальных контор. Нечто похожее мы и сами наблюдали в лихие 1990-е, когда каждый пытался приспособиться поудобнее, чтобы выжить, а тот, кто смог извернуться до «бизнесмена», запомнил те годы «святыми девяностыми».
Свою версию романа Каменькович называет «историей одной запоздалой молодости» – междувоенный человек ищет себя и смысл жизни в эпоху «безвременья». Логика вполне понятная: мальчишки, которых отправили на войну сразу после окончания школы, пропустили лучшие годы юности и пытаются наверстать их теперь. Правда, под ликом запоздалой молодости чаще всего скрывается циничный инфантилизм.
Персонажи – люди неопределённого возраста 25±, взрослые снаружи и юные внутри. Обвиняя войну, больную экономику, дурное правительство, расхлябанную интеллигенцию и безнравственное духовенство, они смотрят на мир наивными глазами, судят об увиденном как подросток-максималист и совершенно не готовы брать на себя ответственность за собственные поступки. Иллюзии, которых их лишила война, обернулись разновидностью эскапизма. Главный герой и рассказчик Людвиг Бодмер (Юрий Буторин), которого Ремарк наделил автобиографическими чертами, не живёт, а наблюдает свою жизнь. Он испытывает возвышенное чувство к пациентке психиатрической больницы Изабелле-Женевьеве (Дарья Коныжева) и «земную любовь» к акробатке Герде (Полина Айрапетова), но ни одну из них не готов выбрать и удержать, а потому отпускает обеих. А ещё Людвиг мечтает вырваться из провинциального Верденбрюка в Берлин за лучшей жизнью, но дальше мечтаний дело не идёт, и в финале Людвиг уезжает лишь благодаря личным хлопотам и протекции Ризенфельда (Олег Нирян).
Бывшие однополчане Людвига братья Кроли ведут семейный бизнес, но действуют по наитию, и погребальная контора, казалось бы, обречённая на успех в царстве нищеты, голода и эпидемии гриппа, едва держится на плаву. Старший брат Георг (Олег Топцов) не слишком удачно справляется с закупками (куда удачнее идут шашни с соседкой), а младший Генрих (Дмитрий Захаров) под видом коммерческих разъездов целыми днями гоняет на любимом велике. Их соседка Лиза (Ксения Кутепова) всегда любила Георга, но замуж вышла за неприятного колбасника Вацека, который воняет кониной и не гнушается рукоприкладством. «Я хотела есть», – оправдывает Лиза свой выбор супруга. Сам же Вацек (Тагир Рахимов) любит жену, а в её неверности винит свою работу. Менять ничего не хочет: одно у него «не принято», за другое «могут засмеять ребята», третьего он «никогда не пробовал».
Обитатели собирательной локации «ночной клуб» – люди опытные, но не зрелые. Жизнь многому их научила, но они предпочли сохранить в себе ветреность и безрассудство. Например, Фрици и «Железная лошадь» (Александра Кесельман и Екатерина Смирнова) знают цену деньгам, но тратят их импульсивно, руководствуясь эмоциями, а не здравым смыслом. Хозяин клуба Эдуард (Павел Яковлев) пренебрегает ценностями фронтового товарищества и меняет его на дружбу по расчёту. Так поступают дети, бросая старых приятелей и искренне увлекаясь новыми друзьями с красивыми машинками и куклами.
Сценография своей простотой словно поддерживает этих больших детей в их видении мира. Александр Боровский выбрал три чистых цвета – чёрный, красный и жёлтый – как визуальный код, и три сценических контура – как уход от реальности. Чёрный с красным – лавка надгробий, красный – местный «Мулен Руж» с его обитателями, жёлтый – психиатрическая клиника вместе с доктором и пастором, чёрный с красным и жёлтым – флаг Веймарской республики. Даже розы для Лизы в руках Ризенфельда меняют цвета в соответствии с кодом. Наряды героев полностью вписаны в контекст: художник по костюмам Мария Боровская не только повторила цветовую гамму, но и великолепно передала модные веяния той эпохи.
Интересное решение декораций – дверцы и шкафчики. Контора Кролей выстроена из открывающихся чёрных гробов с алой внутренней отделкой, а сумасшедший дом целиком состоит из жёлтых ячеек, за дверцами которых прячется раздвоенное сознание пациентов. По ходу действия героям приходится постоянно открывать и закрывать многочисленные дверцы: тут детское любопытство и нетерпеливость, поиск чего-то важного, таящегося внутри, ощущение недостижимости цели, растерянности и страха перед большим миром, в котором всё так сложно и непонятно.
В блестящем исполнении актёров нет второстепенных персонажей – все изобретательны и интересны даже в отсутствие сюжетной динамики. Образы кажутся живыми и реальными, пусть и собраны в гротесковой манере. В этих людях, которые отказались взрослеть и предпочли остаться наблюдателями, есть несомненная сила, и именно на неё обращает особое внимание Евгений Каменькович. Это природная потребность чистоты – искренность и человечность, которые им удаётся сохранить в эпоху нарушенного равновесия, вопреки нищете и трудностям. Как дети, они до последнего верны себе, мгновенно чувствуют ложь и задают много вопросов, чтобы узнать правду.
Источник: Театр To Go
Елена Шаина, «Театр To Go», 22.03.2023
- Елена Алдашева о том, как гоголевская «Женитьба» у Каменьковича превратилась в «Совершенно Невероятное Событие» и что из этого вышлоЕлена Алдашева, «Театръ», 7.05.2024
- Наполеон уже не тортНаталья Шаинян, «Театръ», 4.05.2024
- Совершенно невероятное событиеНаталия Борисова, «Porusski.me», 1.04.2024
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: женитьба середины XIX векаВячеслав Суриков, «Монокль», 18.03.2024
- «Совершенно невероятное событие»: Женитьба без любви, что кошелек без денегАлександра Горелая, «Кинорепортёр», 6.03.2024
- «Совершенно невероятное событие» Мастерская Петра ФоменкоНикита Балашов, «Ревизор.ru», 6.03.2024
- Совет да любовьСофия Шапенко, «Театральный журнал», 4.03.2024
- Зрителей возвращают в старинуЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 26.02.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- «Совершенно невероятное событие»: смертельный бракНаталья Витвицкая, «Ведомости», 22.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- Парадоксы, карнавал женихов и дочь Сергея Бодрова в роли невесты: в афише «Мастерской Петра Фоменко» появился спектакль по пьесе Гоголя «Женитьба»«ВТБRussia», 19.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Юрий Буторин: «Театр не должен быть оратором эпохи»Анна Сиротина, «Философия отдыха», 04.2023
- Другой век, другая странаЕлена Шаина, «Театр To Go», 22.03.2023
- Больно смотретьНаталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
- Мир на выдохеТатьяна Власова, «Театрал», 14.03.2023
- Спектакль «Двадцать третий»: поздний Ремарк на сцене Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 6.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- Обелиск на продажуОльга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог», 23.02.2023
- И дольше века длится годДарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- «Двадцать третий»: драма безвременья в жанре кабареКсения Стольная, «Ведомости», 17.02.2023
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Двадцать третий»Инга Бугулова, «Российская газета», 15.02.2023
- Черно-красно-желтый обелискМарина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- На одном дыхании актеров и зрителейДмитрий Буткевич, «Радио «Ъ FM»», 15.02.2023
- Времена не выбирают. В «Мастерской Петра Фоменко» «перечитали» «Черный обелиск»Рита Долматова, «На западе Москвы», 14.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» прошла премьера спектакля «Двадцать третий»Александра Сидорова, «Бизнес FM», 13.02.2023
- «Двадцать третий»: бессмертный Ремарк в Мастерской Петра ФоменкоВалерия Вербинина, «Москультура», 12.02.2023
- Премьера спектакля «Двадцать третий»: Каменькович показывает неизвестного в театре РемаркаОльга Романцова, «ТАСС», 11.02.2023
- В «Мастерской Фоменко» расскажут «историю одной запоздалой молодости»Елена Алдашева, «Театр.», 10.02.2023
- «Мой Брель»: вайбы в «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 8.11.2022
- Елена Алдашева о том, зачем три актёра «Мастерской Фоменко» исполняют песни Бреля «в роли самих себя»Елена Алдашева, «Театр.», 7.11.2022
- «Мой Брель»4.11.2022
- В «Мастерской Фоменко» появится «спектакль-концерт» о Жаке БрелеЕлена Алдашева, «Театр.», 4.11.2022
- «Все-таки это — гимн жизни»Анна Кулакова, «Зонг медиа», 22.11.2021
- Выйти из сумракаЛариса Каневская, «Мнение», 23.03.2021
- Увидеть – не значит понятьСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.12.2020
- Парное интервью: Полина Кутепова и Юрий Буторин отвечают на 10 вопросов о театре, любви и внутренней слепотеЮлия Ахметова, «Esquire», 16.12.2020
- Поднимите ей векиМарина Шимадина, «Театрал», 31.10.2020
- Самого главного глазами не увидишь: «Молли Суини» в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 29.10.2020
- От какого театра мы отказываемсяМарина Токарева, «Новая газета», 28.10.2020
- Спасение утопающихЕлена Шаина, «Театр To Go», 24.10.2020
- «Молли Суини» в Мастерской Фоменко: спектакль, который учит принимать мир, не глядяInner Emigrant, «Ваш досуг», 23.10.2020
- Иван Поповски выпустит спектакль по пьесе Брайана ФрилаЕкатерина Авдеева, «Театр.», 18.10.2020
- Чисто шотландские убийстваПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Дикие и симпатичныеВиктория Пешкова, «Культура», 4.07.2019
- Завещание Чарльза Адамса исполненоАндрей Дворецков, «Э-вести», 27.06.2019
- Король Лир, да здравствует король!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 17.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Чего не было, того не былоЗоя Апостольская , «Российская газета», 24.11.2016
- «Тополя»Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 12.10.2016
- Винтаж: Братская ГЭСЕлена Дьякова, ««Новая газета»», 30.09.2016
- Киноспектакль «Тополя» в «Мастерской Петра Фоменко» остался без фокусаГригорий Заславский, «Независимая газета», 28.07.2016
- «Тополя»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.06.2016
- То ли девушка, а то ли — виденьеИрина Шведова, «Московская правда», 28.06.2016
- Расскажи о любви. ПроникновенноАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 19.06.2016
- Dolce vita советской эпохиНаталья Васильева, «Известия», 17.06.2016
- «Были и есть только тополя»: спектакль-кинофильм Мастерской Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «Buro 24/7», 16.06.2016
- Спектакль-кинофильм «Тополя» представит Мастерская Петра Фоменко«РИА Новости», 15.06.2016
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- «Заходите, заходите»: ужин с призракамиНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 17.01.2013
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Выпито до днаМария Седых, «Итоги», 23.07.2012
- Грамоте обученГлеб Ситковский, «Ведомости», 18.07.2012
- Пока варился суп…Ася Иванова, «Вечерняя Москва», 17.07.2012
- Мастерская Петра Фоменко пригласила на свадьбуАлла Шевелева, «Известия», 16.07.2012
- «Заходите-заходите»: 105-я страница про любовьЕлена Рыбакова, «Ваш досуг», 11.07.2012
- Спектакль по роману Меира Шалева покажут в «Мастерской Петра Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 29.06.2012
- Сын троих отцов в центре мирозданияСветлана Полякова, «Новые Известия», 25.06.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Кого любить, кому поверить?Ольга Игнатюк, «Москвичка», 2.02.2012
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Не как в сказкеГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- Русский человек на rendez-vousАнна Банасюкевич, «TimeOut Москва», 2.12.2011
- «Русский человек на рандеву»Алексей Киселев , «Maptype.com», 12.2011
- Что русскому здоровоОльга Фукс, «Ведомости», 30.11.2011
- Мастерская Петра Фоменко: молодые на rendez-vousМарина Шимадина, «Ваш досуг», 23.11.2011
- Игра в классикаМария Седых, «Итоги», 14.11.2011
- Театр утешительных ассоциацийЕлена Ковальская, «Афиша», 10.11.2011
- Лишние людиОльга Егошина, «Новые Известия», 7.11.2011
- Новое поколение на rendez-vousГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 20)», 11.2011
- Бурление вешних водЕлена Губайдуллина, «Известия», 28.10.2011
- Рандеву с ТургеневымАнна Гордеева, «Московские новости», 27.10.2011
- «Русский человек на rendez-vous»: доигралисьНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 24.10.2011
- Ученики мастерской Фоменко по-хулигански отчитаются «Вешними водами»«РИА-Новости», 21.10.2011
- Колесо обозренияСветлана Щагина, «Петербургский театральный журнал, № 3 (61)», 09.2010
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- Разговор об эпохеМария Хализева, «Экран и Сцена (№ 10, 2010)», 05.2010
- РыжийМария Хализева, «TimeOut (№ 17)», 05.2010
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоялась премьера спектакля «Рыжий»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 26.04.2010
- Оттенки РыжегоВячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 8.04.2010
- «Как хорошо мы плохо жили»Екатерина Васенина, «Новая газета», 2.04.2010
- «Как хорошо мы плохо жили
»Ирина Алпатова, «Культура», 1.04.2010
- Ни при чемДина Годер, «Время новостей», 31.03.2010
- Борис Рыжий в театре ФоменкоМарина Тимашева, «Радио Свобода», 26.03.2010
- В стране ментов и воровОльга Егошина, «Новые Известия», 25.03.2010
- Локальный СтиксАлена Карась, «Российская газета», 24.03.2010
- «Рыжий»: back to the USSRАлена Данилова, «Ваш досуг», 20.03.2010
- Бывают странные сближенья
Татьяна Круковская, «Сцена, № 2 (64)», 2010
- В ритме ДжойсаСергей Конаев, «Экран и Сцена (№ 7)», 04.2009
- Хроника одного дняМарина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечностьАлена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- Евгений Каменькович: «Я не считаю наш путь единственно верным»«Частный корреспондент», 4.02.2009
- Театр одного романаРоман Должанский, «Коммерсант», 4.02.2009
- Хитрый УлиссАлена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» совершила одиссеюАлла Шендерова, «infox.ru», 3.02.2009
- Вес взят. А зачем?Марина Давыдова, «Известия», 3.02.2009
- Пенелопа, поборовшая УлиссаОльга Романцова, «Газета», 3.02.2009
- Средний слойДина Годер, «Время новостей», 3.02.2009
- Берег утопииДмитрий Бавильский, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Попытка полетаНаталья Старосельская, ««Страстной бульвар, 10»», 01.2008