Юрий Буторин: «Театр не должен быть оратором эпохи»
В театре «Мастерская Петра Фоменко» большая премьера – спектакль «Двадцать третий», поставленный по роману Эриха Марии Ремарка «Черный обелиск». Одну из главных ролей в спектакле исполняет Юрий Буторин. Он рассказал о праве на спасение, иррациональности главных жизненных поступков, любви, которая крутит всем миром, и надписи у себя на спине.
Изначально текстом Ремарка заинтересовались вы и ваш коллега Владимир Топцов, с которым у вас уже есть несколько совместных работ. Три года вы жили этим романом
Мы долго разбирали материал вместе с Володей и Полиной Айрапетовой, и все не то чтобы стояло на месте, но было весьма неторопливо, как случается тогда, когда тебя никто никуда не гонит. Первая читка проходила пять часов: мы друг другу читали и чуть с ума не сошли. А потом как-то действительно надо было понять, чего мы хотим, так как роман огромный и с минимальным действием. Настоящее такое ремарковское погружение в атмосферу времени. Все произведения связаны с его жизнью, его ощущениями и знаниями. Когда он затеял «Черный обелиск», уже закончилась Вторая мировая и начиналась холодная война, он следил за тем, что происходит в Германии и в целом в Европе, и ему это явно не давало покоя. Наверное, история ничему людей не учит. А может, он хотел разобраться, как можно выживать в полном обнищании, в инфляции, в совершенно опустошенном мире. Как продолжать искать смысл, когда вокруг нет ничего, нет даже Бога, не за что зацепиться, и тем не менее есть тяга к жизни. Вот это почему-то цапануло нас больше всего в «Черном обелиске». И здесь, в моем понимании, есть прямой посыл в сторону Петра Наумовича — он все делал про любовь, не во имя, а вопреки!
В прошлом году художественный руководитель театра Евгений Борисович Каменькович, как он сам говорит, «проявил начальственный деспотизм» и вошел в эту работу
Меня это сначала отпугивало, потому что, считаю, театр не должен быть оратором эпохи, давать какую-то оценку всему происходящему. Думаю, Евгений Борисович тоже сразу за это ухватился, так как тема вдруг стала снова актуальной, к сожалению. Мне не хочется, чтобы в постановке был политический оттенок. Когда театр начинает о чем-то кричать, он перестает быть тем, чем он для меня является. По театру сверяешься, туда ты идешь или не туда, в чем у тебя проколы, начинаешь понимать очень глобальные гуманистические, философские вещи про любовь, людей и отношения. Мне очень нравится фраза того же Ремарка: «В темные времена хорошо видно светлых людей». И его роман «Черный обелиск» как раз об этом. Да, все персонажи живут по-разному, каждый, как может, находит выход: кто-то принимает нацистов, кто-то не принимает, кто-то начинает мстить, кто-то живет в мире иллюзий. А финал истории простой: мой герой, Людвиг, просто взял и уехал и этим спасся.
Вы увидели в романе современные параллели?
Это похоже на 1917 год, когда в России шла Гражданская война. На то, как гуляли белые и красные офицеры, как они себя вели и жили, будто последний день… Странное совпадение, но это так. Александр Вертинский вспоминал, как в то время давал концерт в Крыму, в зале сидели белые офицеры, а перед ними — блюдо с кокаином и ведра с шампанским. На меня эта история произвела огромное впечатление. Понимаю теперь: у них было ощущение, что это полное «всё».
Евгений Борисович говорит, что герои романа мечтают о странных вещах, но отчаянно желают сохранить себя. И что даже в самые турбулентные времена единственное, что остается, — следовать своим принципам…
Уинстон Черчилль сказал, что глуп тот человек, который никогда не меняет своего мнения. Мы можем становиться совершенно иными спустя годы, дни и даже минуты.
Да, все солдаты вернулись с войны в какой-то мере душевными уродами, особенно молодые. Мы обсуждали на репетициях, что старые однополчане понимали, за что они борются. У Ремарка в романе «На Западном фронте без перемен» есть фермер, который мечтает: «У меня жена, у меня там урожай зреет». То есть думает о мирной жизни, к которой непременно нужно вернуться. А вот у молодых ничего за плечами нет, и они погружены лишь в ужас войны. Люди, у которых нет будущего (или они не видят его, или не хотят видеть таким, каким оно рисуется), живут наотмашь. В этом состоянии они и приходят домой, такое вот потерянное поколение. Хотя кто-то сказал, что любое поколение — потерянное…
Вы нашли для себя ответ, чем можно заполнить внутреннюю пустоту? Где найти выход, когда нет ни в чем спасения?
Я никакого рецепта, естественно, не знаю. Но, возвращаясь к тому, что это все уже было и мы по кругу ходим, наверное, можно найти какой-то ответ в литературе, в философии. .. А с другой стороны, я понимаю, что Людвиг обретает спасение в любви, которая, возможно, в его случае всего лишь подмена! Пётр Наумович любил говорить про энергию заблуждения. Но мой герой в этом счастлив и находит себе какую-то другую, потустороннюю реальность. У всех свой способ справиться: кто-то уезжает, кто-то становится отшельником, погружается в работу, кто-то ничего не видит.
Согласны ли вы со своим героем и как для себя определяете такое понятие, как любовь?
То, что любовь не вечна, это точно. Она преходяща Через 18 лет совместной жизни я понимаю, что любовь — это совместный труд и уважение. У меня есть пример моих бабушки и дедушки, которых уже нет на свете, но для меня их отношения — пример настоящей любви. Только пройдя через время возможно так сказать. Хотя я не мог знать их внутренних отношений, со стороны выглядело именно так. Бывает, видишь пару и думаешь: вот это настоящая любовь! Но ведь часто все не то, чем видится.
А что на ваш взгляд спасет мир, если не красота?
Не хочется говорить банальностей, что доброта и человечность… Есть какая-то черта в людях, кто-то совестью это называет или душой, так вот, это такая вещь загадочная, которая все-таки держит на плаву весь мир. Мы так стремимся себя уничтожить… Наверняка это тоже мощно заложено в человеческой природе — жажда власти, денег. Но в какой-то момент кто-то просто спасает котенка, дает нищему денег, делится хлебом В конце концов иррациональное берет верх, и потому всегда есть надежда.
Недавно вышла еще одна премьера с вашим участием — «Мой Брель». Это поиски нового жанра или вечер актерской песни в сопровождении оркестра театра?
Это просто афера. Началось все с «Фойе for You» — концерта у нас в театре, где музыканты и артисты исполняют то, что каждому из них хотелось бы сыграть или спеть. Такой уютный вечер с прекрасным видом на Moscow City. Я подумал взять песню Жака Бреля, так как его обожаю. Мой коллега Юра Титов тоже пел Бреля. Он услышал меня и предложил попробовать вместе. А так как Юра еще и сценарист, то взялся придумать сюжет. Я считал, что надо идти вглубь, понять, кто такой Брель, что это за личность. Но на русском, к сожалению, очень мало материала про него. И вот мы сидели, думали и решили поделиться своими историями. Мы подключили нашего актера и композитора Колю Орловского и на троих сделали компиляцию из полувымышленных историй, похожих на актерские байки, главная задача которых — заразить зрителей любовью к Брелю. Я никогда в таком жанре не работал, это какая-то любопытная форма, новая для меня. Юра настаивал на «стендапе», я же был категорически против этого слова. Назвал бы это концертом с драматическими вкраплениями, коими и являются песни Бреля.
Юра, к какому социальному классу можете себя отнести? Можно сказать, что вы богема?
Не дай бог! В этом слове какая-то элитарность звучит. Наверное, актерская профессия могла бы стать такой, если бы сейчас не существовало огромного количества актеров — плохих и хороших, обиженных и довольных, блатных и случайных То есть актерство стало способом или заработать денег, или получить какую-то славу, которая ничего не стоит. Как говорила мой педагог Римма Гавриловна Солнцева, профессию актера можно сравнить с профессией шахтера. Пётр Наумович тоже всегда был требователен к нам, к себе, ко всем вокруг — по поводу культуры, по поводу слоя, который в произведении разбирается, — исторического, философского, лингвистического, и еще необходимости понять, как все это соотносится с современной жизнью.
Сейчас что может вам поднять настроение за минуту?
Какая-нибудь песня хорошая, вкусная еда, воспоминание приятное, шутка. Помню, мы были на карантине, все театры позакрывали, и я тоже подумал: «Чего я буду в Москве с семьей торчать?» Мы прыгнули в машину, уехали в деревню и с марта по июль были на природе. Такого счастья я никогда не испытывал! Мы тут в городе все пашем, пашем, и многое мимо нас проходит! А иногда какая-то мелочь, которую ты прежде не замечал вовсе, вдруг тебя приподнимает в хорошем смысле. Какое-то открытие в плане ежесекундности: ты шел и вдруг увидел, что, оказывается, синицы в Москве давно живут и летают, и ты такой: «Ну их же не было, а вот они уже есть! Приятно, черт побери!»
Какой фразой вы бы себя описали?
Мне просто нравится читать какие-то мудрые высказывания, мысли, и я периодически думаю: «Как это здорово, как точно!» Сейчас делал себе дизайн футболки, взял слова Чарльза Буковски и налепил на спине такую надпись: «Обычно я плох. Но когда я хорош, я хорош дьявольски». Не кредо, а просто мне это высказывание нравится.
Источник: «Философия отдыха»
Изначально текстом Ремарка заинтересовались вы и ваш коллега Владимир Топцов, с которым у вас уже есть несколько совместных работ. Три года вы жили этим романом
Мы долго разбирали материал вместе с Володей и Полиной Айрапетовой, и все не то чтобы стояло на месте, но было весьма неторопливо, как случается тогда, когда тебя никто никуда не гонит. Первая читка проходила пять часов: мы друг другу читали и чуть с ума не сошли. А потом как-то действительно надо было понять, чего мы хотим, так как роман огромный и с минимальным действием. Настоящее такое ремарковское погружение в атмосферу времени. Все произведения связаны с его жизнью, его ощущениями и знаниями. Когда он затеял «Черный обелиск», уже закончилась Вторая мировая и начиналась холодная война, он следил за тем, что происходит в Германии и в целом в Европе, и ему это явно не давало покоя. Наверное, история ничему людей не учит. А может, он хотел разобраться, как можно выживать в полном обнищании, в инфляции, в совершенно опустошенном мире. Как продолжать искать смысл, когда вокруг нет ничего, нет даже Бога, не за что зацепиться, и тем не менее есть тяга к жизни. Вот это почему-то цапануло нас больше всего в «Черном обелиске». И здесь, в моем понимании, есть прямой посыл в сторону Петра Наумовича — он все делал про любовь, не во имя, а вопреки!
В прошлом году художественный руководитель театра Евгений Борисович Каменькович, как он сам говорит, «проявил начальственный деспотизм» и вошел в эту работу
Меня это сначала отпугивало, потому что, считаю, театр не должен быть оратором эпохи, давать какую-то оценку всему происходящему. Думаю, Евгений Борисович тоже сразу за это ухватился, так как тема вдруг стала снова актуальной, к сожалению. Мне не хочется, чтобы в постановке был политический оттенок. Когда театр начинает о чем-то кричать, он перестает быть тем, чем он для меня является. По театру сверяешься, туда ты идешь или не туда, в чем у тебя проколы, начинаешь понимать очень глобальные гуманистические, философские вещи про любовь, людей и отношения. Мне очень нравится фраза того же Ремарка: «В темные времена хорошо видно светлых людей». И его роман «Черный обелиск» как раз об этом. Да, все персонажи живут по-разному, каждый, как может, находит выход: кто-то принимает нацистов, кто-то не принимает, кто-то начинает мстить, кто-то живет в мире иллюзий. А финал истории простой: мой герой, Людвиг, просто взял и уехал и этим спасся.
Вы увидели в романе современные параллели?
Это похоже на 1917 год, когда в России шла Гражданская война. На то, как гуляли белые и красные офицеры, как они себя вели и жили, будто последний день… Странное совпадение, но это так. Александр Вертинский вспоминал, как в то время давал концерт в Крыму, в зале сидели белые офицеры, а перед ними — блюдо с кокаином и ведра с шампанским. На меня эта история произвела огромное впечатление. Понимаю теперь: у них было ощущение, что это полное «всё».
Евгений Борисович говорит, что герои романа мечтают о странных вещах, но отчаянно желают сохранить себя. И что даже в самые турбулентные времена единственное, что остается, — следовать своим принципам…
Уинстон Черчилль сказал, что глуп тот человек, который никогда не меняет своего мнения. Мы можем становиться совершенно иными спустя годы, дни и даже минуты.
Да, все солдаты вернулись с войны в какой-то мере душевными уродами, особенно молодые. Мы обсуждали на репетициях, что старые однополчане понимали, за что они борются. У Ремарка в романе «На Западном фронте без перемен» есть фермер, который мечтает: «У меня жена, у меня там урожай зреет». То есть думает о мирной жизни, к которой непременно нужно вернуться. А вот у молодых ничего за плечами нет, и они погружены лишь в ужас войны. Люди, у которых нет будущего (или они не видят его, или не хотят видеть таким, каким оно рисуется), живут наотмашь. В этом состоянии они и приходят домой, такое вот потерянное поколение. Хотя кто-то сказал, что любое поколение — потерянное…
Вы нашли для себя ответ, чем можно заполнить внутреннюю пустоту? Где найти выход, когда нет ни в чем спасения?
Я никакого рецепта, естественно, не знаю. Но, возвращаясь к тому, что это все уже было и мы по кругу ходим, наверное, можно найти какой-то ответ в литературе, в философии. .. А с другой стороны, я понимаю, что Людвиг обретает спасение в любви, которая, возможно, в его случае всего лишь подмена! Пётр Наумович любил говорить про энергию заблуждения. Но мой герой в этом счастлив и находит себе какую-то другую, потустороннюю реальность. У всех свой способ справиться: кто-то уезжает, кто-то становится отшельником, погружается в работу, кто-то ничего не видит.
Согласны ли вы со своим героем и как для себя определяете такое понятие, как любовь?
То, что любовь не вечна, это точно. Она преходяща Через 18 лет совместной жизни я понимаю, что любовь — это совместный труд и уважение. У меня есть пример моих бабушки и дедушки, которых уже нет на свете, но для меня их отношения — пример настоящей любви. Только пройдя через время возможно так сказать. Хотя я не мог знать их внутренних отношений, со стороны выглядело именно так. Бывает, видишь пару и думаешь: вот это настоящая любовь! Но ведь часто все не то, чем видится.
А что на ваш взгляд спасет мир, если не красота?
Не хочется говорить банальностей, что доброта и человечность… Есть какая-то черта в людях, кто-то совестью это называет или душой, так вот, это такая вещь загадочная, которая все-таки держит на плаву весь мир. Мы так стремимся себя уничтожить… Наверняка это тоже мощно заложено в человеческой природе — жажда власти, денег. Но в какой-то момент кто-то просто спасает котенка, дает нищему денег, делится хлебом В конце концов иррациональное берет верх, и потому всегда есть надежда.
Недавно вышла еще одна премьера с вашим участием — «Мой Брель». Это поиски нового жанра или вечер актерской песни в сопровождении оркестра театра?
Это просто афера. Началось все с «Фойе for You» — концерта у нас в театре, где музыканты и артисты исполняют то, что каждому из них хотелось бы сыграть или спеть. Такой уютный вечер с прекрасным видом на Moscow City. Я подумал взять песню Жака Бреля, так как его обожаю. Мой коллега Юра Титов тоже пел Бреля. Он услышал меня и предложил попробовать вместе. А так как Юра еще и сценарист, то взялся придумать сюжет. Я считал, что надо идти вглубь, понять, кто такой Брель, что это за личность. Но на русском, к сожалению, очень мало материала про него. И вот мы сидели, думали и решили поделиться своими историями. Мы подключили нашего актера и композитора Колю Орловского и на троих сделали компиляцию из полувымышленных историй, похожих на актерские байки, главная задача которых — заразить зрителей любовью к Брелю. Я никогда в таком жанре не работал, это какая-то любопытная форма, новая для меня. Юра настаивал на «стендапе», я же был категорически против этого слова. Назвал бы это концертом с драматическими вкраплениями, коими и являются песни Бреля.
Юра, к какому социальному классу можете себя отнести? Можно сказать, что вы богема?
Не дай бог! В этом слове какая-то элитарность звучит. Наверное, актерская профессия могла бы стать такой, если бы сейчас не существовало огромного количества актеров — плохих и хороших, обиженных и довольных, блатных и случайных То есть актерство стало способом или заработать денег, или получить какую-то славу, которая ничего не стоит. Как говорила мой педагог Римма Гавриловна Солнцева, профессию актера можно сравнить с профессией шахтера. Пётр Наумович тоже всегда был требователен к нам, к себе, ко всем вокруг — по поводу культуры, по поводу слоя, который в произведении разбирается, — исторического, философского, лингвистического, и еще необходимости понять, как все это соотносится с современной жизнью.
Сейчас что может вам поднять настроение за минуту?
Какая-нибудь песня хорошая, вкусная еда, воспоминание приятное, шутка. Помню, мы были на карантине, все театры позакрывали, и я тоже подумал: «Чего я буду в Москве с семьей торчать?» Мы прыгнули в машину, уехали в деревню и с марта по июль были на природе. Такого счастья я никогда не испытывал! Мы тут в городе все пашем, пашем, и многое мимо нас проходит! А иногда какая-то мелочь, которую ты прежде не замечал вовсе, вдруг тебя приподнимает в хорошем смысле. Какое-то открытие в плане ежесекундности: ты шел и вдруг увидел, что, оказывается, синицы в Москве давно живут и летают, и ты такой: «Ну их же не было, а вот они уже есть! Приятно, черт побери!»
Какой фразой вы бы себя описали?
Мне просто нравится читать какие-то мудрые высказывания, мысли, и я периодически думаю: «Как это здорово, как точно!» Сейчас делал себе дизайн футболки, взял слова Чарльза Буковски и налепил на спине такую надпись: «Обычно я плох. Но когда я хорош, я хорош дьявольски». Не кредо, а просто мне это высказывание нравится.
Источник: «Философия отдыха»
Анна Сиротина, «Философия отдыха», 04.2023
- Елена Алдашева о том, как гоголевская «Женитьба» у Каменьковича превратилась в «Совершенно Невероятное Событие» и что из этого вышлоЕлена Алдашева, «Театръ», 7.05.2024
- Наполеон уже не тортНаталья Шаинян, «Театръ», 4.05.2024
- Совершенно невероятное событиеНаталия Борисова, «Porusski.me», 1.04.2024
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: женитьба середины XIX векаВячеслав Суриков, «Монокль», 18.03.2024
- «Совершенно невероятное событие»: Женитьба без любви, что кошелек без денегАлександра Горелая, «Кинорепортёр», 6.03.2024
- «Совершенно невероятное событие» Мастерская Петра ФоменкоНикита Балашов, «Ревизор.ru», 6.03.2024
- Совет да любовьСофия Шапенко, «Театральный журнал», 4.03.2024
- Зрителей возвращают в старинуЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 26.02.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- «Совершенно невероятное событие»: смертельный бракНаталья Витвицкая, «Ведомости», 22.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- Парадоксы, карнавал женихов и дочь Сергея Бодрова в роли невесты: в афише «Мастерской Петра Фоменко» появился спектакль по пьесе Гоголя «Женитьба»«ВТБRussia», 19.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Юрий Буторин: «Театр не должен быть оратором эпохи»Анна Сиротина, «Философия отдыха», 04.2023
- Другой век, другая странаЕлена Шаина, «Театр To Go», 22.03.2023
- Больно смотретьНаталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
- Мир на выдохеТатьяна Власова, «Театрал», 14.03.2023
- Спектакль «Двадцать третий»: поздний Ремарк на сцене Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 6.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- Обелиск на продажуОльга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог», 23.02.2023
- И дольше века длится годДарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- «Двадцать третий»: драма безвременья в жанре кабареКсения Стольная, «Ведомости», 17.02.2023
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Двадцать третий»Инга Бугулова, «Российская газета», 15.02.2023
- Черно-красно-желтый обелискМарина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- На одном дыхании актеров и зрителейДмитрий Буткевич, «Радио «Ъ FM»», 15.02.2023
- Времена не выбирают. В «Мастерской Петра Фоменко» «перечитали» «Черный обелиск»Рита Долматова, «На западе Москвы», 14.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» прошла премьера спектакля «Двадцать третий»Александра Сидорова, «Бизнес FM», 13.02.2023
- «Двадцать третий»: бессмертный Ремарк в Мастерской Петра ФоменкоВалерия Вербинина, «Москультура», 12.02.2023
- Премьера спектакля «Двадцать третий»: Каменькович показывает неизвестного в театре РемаркаОльга Романцова, «ТАСС», 11.02.2023
- В «Мастерской Фоменко» расскажут «историю одной запоздалой молодости»Елена Алдашева, «Театр.», 10.02.2023
- «Мой Брель»: вайбы в «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 8.11.2022
- Елена Алдашева о том, зачем три актёра «Мастерской Фоменко» исполняют песни Бреля «в роли самих себя»Елена Алдашева, «Театр.», 7.11.2022
- «Мой Брель»4.11.2022
- В «Мастерской Фоменко» появится «спектакль-концерт» о Жаке БрелеЕлена Алдашева, «Театр.», 4.11.2022
- «Все-таки это — гимн жизни»Анна Кулакова, «Зонг медиа», 22.11.2021
- Выйти из сумракаЛариса Каневская, «Мнение», 23.03.2021
- Увидеть – не значит понятьСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.12.2020
- Парное интервью: Полина Кутепова и Юрий Буторин отвечают на 10 вопросов о театре, любви и внутренней слепотеЮлия Ахметова, «Esquire», 16.12.2020
- Поднимите ей векиМарина Шимадина, «Театрал», 31.10.2020
- Самого главного глазами не увидишь: «Молли Суини» в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 29.10.2020
- От какого театра мы отказываемсяМарина Токарева, «Новая газета», 28.10.2020
- Спасение утопающихЕлена Шаина, «Театр To Go», 24.10.2020
- «Молли Суини» в Мастерской Фоменко: спектакль, который учит принимать мир, не глядяInner Emigrant, «Ваш досуг», 23.10.2020
- Иван Поповски выпустит спектакль по пьесе Брайана ФрилаЕкатерина Авдеева, «Театр.», 18.10.2020
- Чисто шотландские убийстваПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Дикие и симпатичныеВиктория Пешкова, «Культура», 4.07.2019
- Завещание Чарльза Адамса исполненоАндрей Дворецков, «Э-вести», 27.06.2019
- Король Лир, да здравствует король!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 17.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Чего не было, того не былоЗоя Апостольская , «Российская газета», 24.11.2016
- «Тополя»Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 12.10.2016
- Винтаж: Братская ГЭСЕлена Дьякова, ««Новая газета»», 30.09.2016
- Киноспектакль «Тополя» в «Мастерской Петра Фоменко» остался без фокусаГригорий Заславский, «Независимая газета», 28.07.2016
- «Тополя»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.06.2016
- То ли девушка, а то ли — виденьеИрина Шведова, «Московская правда», 28.06.2016
- Расскажи о любви. ПроникновенноАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 19.06.2016
- Dolce vita советской эпохиНаталья Васильева, «Известия», 17.06.2016
- «Были и есть только тополя»: спектакль-кинофильм Мастерской Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «Buro 24/7», 16.06.2016
- Спектакль-кинофильм «Тополя» представит Мастерская Петра Фоменко«РИА Новости», 15.06.2016
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- «Заходите, заходите»: ужин с призракамиНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 17.01.2013
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Выпито до днаМария Седых, «Итоги», 23.07.2012
- Грамоте обученГлеб Ситковский, «Ведомости», 18.07.2012
- Пока варился суп…Ася Иванова, «Вечерняя Москва», 17.07.2012
- Мастерская Петра Фоменко пригласила на свадьбуАлла Шевелева, «Известия», 16.07.2012
- «Заходите-заходите»: 105-я страница про любовьЕлена Рыбакова, «Ваш досуг», 11.07.2012
- Спектакль по роману Меира Шалева покажут в «Мастерской Петра Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 29.06.2012
- Сын троих отцов в центре мирозданияСветлана Полякова, «Новые Известия», 25.06.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Кого любить, кому поверить?Ольга Игнатюк, «Москвичка», 2.02.2012
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Не как в сказкеГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- Русский человек на rendez-vousАнна Банасюкевич, «TimeOut Москва», 2.12.2011
- «Русский человек на рандеву»Алексей Киселев , «Maptype.com», 12.2011
- Что русскому здоровоОльга Фукс, «Ведомости», 30.11.2011
- Мастерская Петра Фоменко: молодые на rendez-vousМарина Шимадина, «Ваш досуг», 23.11.2011
- Игра в классикаМария Седых, «Итоги», 14.11.2011
- Театр утешительных ассоциацийЕлена Ковальская, «Афиша», 10.11.2011
- Лишние людиОльга Егошина, «Новые Известия», 7.11.2011
- Новое поколение на rendez-vousГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 20)», 11.2011
- Бурление вешних водЕлена Губайдуллина, «Известия», 28.10.2011
- Рандеву с ТургеневымАнна Гордеева, «Московские новости», 27.10.2011
- «Русский человек на rendez-vous»: доигралисьНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 24.10.2011
- Ученики мастерской Фоменко по-хулигански отчитаются «Вешними водами»«РИА-Новости», 21.10.2011
- Колесо обозренияСветлана Щагина, «Петербургский театральный журнал, № 3 (61)», 09.2010
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- Разговор об эпохеМария Хализева, «Экран и Сцена (№ 10, 2010)», 05.2010
- РыжийМария Хализева, «TimeOut (№ 17)», 05.2010
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоялась премьера спектакля «Рыжий»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 26.04.2010
- Оттенки РыжегоВячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 8.04.2010
- «Как хорошо мы плохо жили»Екатерина Васенина, «Новая газета», 2.04.2010
- «Как хорошо мы плохо жили
»Ирина Алпатова, «Культура», 1.04.2010
- Ни при чемДина Годер, «Время новостей», 31.03.2010
- Борис Рыжий в театре ФоменкоМарина Тимашева, «Радио Свобода», 26.03.2010
- В стране ментов и воровОльга Егошина, «Новые Известия», 25.03.2010
- Локальный СтиксАлена Карась, «Российская газета», 24.03.2010
- «Рыжий»: back to the USSRАлена Данилова, «Ваш досуг», 20.03.2010
- Бывают странные сближенья
Татьяна Круковская, «Сцена, № 2 (64)», 2010
- В ритме ДжойсаСергей Конаев, «Экран и Сцена (№ 7)», 04.2009
- Хроника одного дняМарина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечностьАлена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- Евгений Каменькович: «Я не считаю наш путь единственно верным»«Частный корреспондент», 4.02.2009
- Театр одного романаРоман Должанский, «Коммерсант», 4.02.2009
- Хитрый УлиссАлена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» совершила одиссеюАлла Шендерова, «infox.ru», 3.02.2009
- Вес взят. А зачем?Марина Давыдова, «Известия», 3.02.2009
- Пенелопа, поборовшая УлиссаОльга Романцова, «Газета», 3.02.2009
- Средний слойДина Годер, «Время новостей», 3.02.2009
- Берег утопииДмитрий Бавильский, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Попытка полетаНаталья Старосельская, ««Страстной бульвар, 10»», 01.2008