«Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на коне
«Женитьбу» Гоголя, мне кажется, не ставил только ленивый театр. Но действительно: эта пьеса буквально просится быть воплощённой на сцене. Понятный всем забавный и бодро развивающийся сюжет, созвездие ярких персонажей, довольно оригинальный (для своего времени — особенно) финал — отсутствие хэппи-энда в искрящейся комедии… Такая классика всегда востребована, и посчитать сценические воплощения сочинения Николая Васильевича (хотя бы — имеющиеся в столице на данный момент) крайне затруднительно.
Как по мне — пусть расцветают все цветы, лишь бы они приносили людям радость и наслаждение. Потому с превеликим интересом я отправилась знакомиться с премьерой «Мастерской Петра Фоменко» — спектаклем «Совершенно Невероятное Событие». Да, постановщик Евгений Каменькович поменял название действа (точней, недрогнувшей рукой отрезал от него первую часть, ибо Гоголь целиком озаглавил свою пьесу так: «Женитьба. Совершенно невероятное событие в двух действиях»), отметив, что «женитьба» у него — это жанр (и, если задуматься, в какой-то мере он прав — уж в отношении профессиональных свах точно).
Режиссура Каменьковича — это всегда бережное отношение к тексту, размеренность, репризность, россыпь внезапных находок и некая созерцательность. Причём, если меня последняя в работах предводителя «фоменок» бесконечно привлекает, гипнотизирует и погружает в происходящее, то некоторую часть публики она же затягивает в эдакое болотце, из которого выбраться не получается, что бы ни творилось на подмостках (ну, кроме периодического оглушительного стука «рекламным кулаком» Купердягиных, который разбудит и мёртвого, здорово оживляя происходящее). Здесь, конечно, всего лишь вопрос театральных пристрастий, но если вы знаете, что конкретно вам по вкусу «боевички», в рамках которых всё крутится, вертится, носится и кувыркается, то, пожалуй, стоит выбрать иную «Женитьбу» (благо, повторюсь, ассортимент велик).
А вот коли вам душевен «поступательный психологизм», то «Мастерская Фоменко» — ваш вариант. Заметьте, я совершенно не имею в виду, что действие у Каменьковича движется «медленно и печально»: темпоритм спектакля вполне бодр. Просто постановщик не разменивается на излишние перебежки и частую смену мизансцен, заостряя внимание на внутреннем состоянии персонажей. И оные получаются великолепными: трёхмерными, живыми, интересными, харизматичными и влюбляющими в себя.
Единственное, женихи (Яичница — Алексей Колубков / Василий Фирсов, Анучкин — Томас Моцкус, Жевакин — Степан Пьянков) показались чуть менее выразительными, нежели хотелось бы. Возможно, это премьерная беда, и, уже после нескольких показов, замечательные артисты «Мастерской Фоменко» обнаружат те самые краски, которых в день моего посещения театра не хватило. По крайней мере, я в это искренне верю. В нашем случае самым впечатляющим женихом оказался Стариков (Виталий Метлин), в принципе не поднимающийся со сцены из зрительного зала и вообще не слишком часто фигурирующий на страницах пьесы (к счастью, Каменькович несколько расширил данную роль).
Все же остальные герои абсолютно прекрасны — прямо начиная от слуг Дуняши (Екатерина Новокрещёнова / Александра Кесельман) и Степана (Борис Яновский), которые у «фоменок» не только практически так же значимы, как и главные герои, но и ставят окончательную точку в действе. Бескрайне харизматична и обаятельна Мадлен Джабраилова — сваха Фёкла Ивановна. Чуть большей активности хочется от Елизаветы Бойко (тётка Арина Пантелеймоновна Купердягина), но её весомость и обстоятельность — при внешней-то хрупкости — впечатляют. Невероятна Ольга Бодрова (невеста Агафья Тихоновна Купердягина) — она тут, действительно, если не главное действующее лицо, то основной событийный центр повествования.
Очень хорош Юрий Буторин (Кочкарёв), которого можно и не сразу опознать в гриме. Буторин и Бодрова (а также, лично для меня, ещё и Метлин) — главное богатство постановки. Комизм через серьёзность — и при этом стопроцентная правдивость во всём. И крайне интересен Подколёсин (Иван Вакуленко), абсолютно аморфный и ведомый, но его «тряпичность» кажется не бесхребетностью, а, напротив, стержнем личности, некоей позицией — мол, вы меня кружите, а я воспользуюсь вашими трудами, поскольку мне так удобно. Эдакий человек-паразит, который, как только ощутил дискомфорт, сбежал в свой тёплый угол, ибо знает: скоро доброжелатели снова придут и будут приносить пользу, как и прежде. И избавится ли Кочкарёв на самом деле от тяги к адреналину, возникающему вследствие помощи непутёвому другу — большой вопрос… Впрочем, выводы после просмотра каждый зритель волен делать сам. Мне, исходя из персонажей, присутствовавших на сцене в финале спектакля, представилось и будущее брошенной невесты (к слову, отнюдь не печальное), и дальнейшее развитие «бизнесов» Купердягиных, с ним определённо связанное. Вы же можете увидеть нечто совершенно иное — а значит, вынести из постановки собственные ценности.
И пусть эту трактовку «Женитьбы» нельзя назвать революционной (чего, впрочем, никто и не добивался), но мало я посещаю таких душевных, уютных спектаклей. Вот вам современная классика без попытки перелицевания первоисточника, на которую можно водить и школьников, и пожилых родителей, и коллег, и друзей — а главное, смотреть самим, оценивая внезапные акценты, проставленные режиссёром, наслаждаясь лаконичной, но невероятно эстетичной «картинкой» (сценография — Ирина Корина, художник по костюмам — Мария Боровская, художник по свету — Владислав Фролов) и восхищаясь артистами.
Евгений Каменькович — мастер по созданию атмосферы. Даже в антракте у него играют тематические песни («Чужая свадьба», «Ах, эта свадьба» — и подобные прелести). И на «Совершенно Невероятном Событии» — ну очень хорошо! У «Фоменок» получился светлый, забавный, глубокий спектакль, совершенно не противоречащий Гоголю даже там, где постановщик тем или иным образом расширяет исходный сюжет.
Премьера «Мастерской Фоменко» подтверждает, что ещё один спектакль по популярному материалу в череде «аналогов» точно не станет лишним (а, может, и возглавит шеренгу сию). Если хотите основательно почувствовать и подумать там, где привыкли хихикать — это сюда. Но и веселиться будете от души, это я вам обещаю.
Сочиняя для своей пьесы несчастливый (но при этом комический) финал Гоголь, мне думается, стремился быть ближе к жизни, которая нередко преподносит нам абсолютно нетривиальные сюрпризы. Евгений Каменькович усилил это ощущение жизненности, естественности, человеческой правды — пропустив, что характерно, текст через условности и намёки. Я подобное нежно люблю, и потому искренне наслаждалась премьерой «фоменок». Почему бы и вам не попробовать?
Источник: Musecube
Как по мне — пусть расцветают все цветы, лишь бы они приносили людям радость и наслаждение. Потому с превеликим интересом я отправилась знакомиться с премьерой «Мастерской Петра Фоменко» — спектаклем «Совершенно Невероятное Событие». Да, постановщик Евгений Каменькович поменял название действа (точней, недрогнувшей рукой отрезал от него первую часть, ибо Гоголь целиком озаглавил свою пьесу так: «Женитьба. Совершенно невероятное событие в двух действиях»), отметив, что «женитьба» у него — это жанр (и, если задуматься, в какой-то мере он прав — уж в отношении профессиональных свах точно).
Режиссура Каменьковича — это всегда бережное отношение к тексту, размеренность, репризность, россыпь внезапных находок и некая созерцательность. Причём, если меня последняя в работах предводителя «фоменок» бесконечно привлекает, гипнотизирует и погружает в происходящее, то некоторую часть публики она же затягивает в эдакое болотце, из которого выбраться не получается, что бы ни творилось на подмостках (ну, кроме периодического оглушительного стука «рекламным кулаком» Купердягиных, который разбудит и мёртвого, здорово оживляя происходящее). Здесь, конечно, всего лишь вопрос театральных пристрастий, но если вы знаете, что конкретно вам по вкусу «боевички», в рамках которых всё крутится, вертится, носится и кувыркается, то, пожалуй, стоит выбрать иную «Женитьбу» (благо, повторюсь, ассортимент велик).
А вот коли вам душевен «поступательный психологизм», то «Мастерская Фоменко» — ваш вариант. Заметьте, я совершенно не имею в виду, что действие у Каменьковича движется «медленно и печально»: темпоритм спектакля вполне бодр. Просто постановщик не разменивается на излишние перебежки и частую смену мизансцен, заостряя внимание на внутреннем состоянии персонажей. И оные получаются великолепными: трёхмерными, живыми, интересными, харизматичными и влюбляющими в себя.
Единственное, женихи (Яичница — Алексей Колубков / Василий Фирсов, Анучкин — Томас Моцкус, Жевакин — Степан Пьянков) показались чуть менее выразительными, нежели хотелось бы. Возможно, это премьерная беда, и, уже после нескольких показов, замечательные артисты «Мастерской Фоменко» обнаружат те самые краски, которых в день моего посещения театра не хватило. По крайней мере, я в это искренне верю. В нашем случае самым впечатляющим женихом оказался Стариков (Виталий Метлин), в принципе не поднимающийся со сцены из зрительного зала и вообще не слишком часто фигурирующий на страницах пьесы (к счастью, Каменькович несколько расширил данную роль).
Все же остальные герои абсолютно прекрасны — прямо начиная от слуг Дуняши (Екатерина Новокрещёнова / Александра Кесельман) и Степана (Борис Яновский), которые у «фоменок» не только практически так же значимы, как и главные герои, но и ставят окончательную точку в действе. Бескрайне харизматична и обаятельна Мадлен Джабраилова — сваха Фёкла Ивановна. Чуть большей активности хочется от Елизаветы Бойко (тётка Арина Пантелеймоновна Купердягина), но её весомость и обстоятельность — при внешней-то хрупкости — впечатляют. Невероятна Ольга Бодрова (невеста Агафья Тихоновна Купердягина) — она тут, действительно, если не главное действующее лицо, то основной событийный центр повествования.
Очень хорош Юрий Буторин (Кочкарёв), которого можно и не сразу опознать в гриме. Буторин и Бодрова (а также, лично для меня, ещё и Метлин) — главное богатство постановки. Комизм через серьёзность — и при этом стопроцентная правдивость во всём. И крайне интересен Подколёсин (Иван Вакуленко), абсолютно аморфный и ведомый, но его «тряпичность» кажется не бесхребетностью, а, напротив, стержнем личности, некоей позицией — мол, вы меня кружите, а я воспользуюсь вашими трудами, поскольку мне так удобно. Эдакий человек-паразит, который, как только ощутил дискомфорт, сбежал в свой тёплый угол, ибо знает: скоро доброжелатели снова придут и будут приносить пользу, как и прежде. И избавится ли Кочкарёв на самом деле от тяги к адреналину, возникающему вследствие помощи непутёвому другу — большой вопрос… Впрочем, выводы после просмотра каждый зритель волен делать сам. Мне, исходя из персонажей, присутствовавших на сцене в финале спектакля, представилось и будущее брошенной невесты (к слову, отнюдь не печальное), и дальнейшее развитие «бизнесов» Купердягиных, с ним определённо связанное. Вы же можете увидеть нечто совершенно иное — а значит, вынести из постановки собственные ценности.
И пусть эту трактовку «Женитьбы» нельзя назвать революционной (чего, впрочем, никто и не добивался), но мало я посещаю таких душевных, уютных спектаклей. Вот вам современная классика без попытки перелицевания первоисточника, на которую можно водить и школьников, и пожилых родителей, и коллег, и друзей — а главное, смотреть самим, оценивая внезапные акценты, проставленные режиссёром, наслаждаясь лаконичной, но невероятно эстетичной «картинкой» (сценография — Ирина Корина, художник по костюмам — Мария Боровская, художник по свету — Владислав Фролов) и восхищаясь артистами.
Евгений Каменькович — мастер по созданию атмосферы. Даже в антракте у него играют тематические песни («Чужая свадьба», «Ах, эта свадьба» — и подобные прелести). И на «Совершенно Невероятном Событии» — ну очень хорошо! У «Фоменок» получился светлый, забавный, глубокий спектакль, совершенно не противоречащий Гоголю даже там, где постановщик тем или иным образом расширяет исходный сюжет.
Премьера «Мастерской Фоменко» подтверждает, что ещё один спектакль по популярному материалу в череде «аналогов» точно не станет лишним (а, может, и возглавит шеренгу сию). Если хотите основательно почувствовать и подумать там, где привыкли хихикать — это сюда. Но и веселиться будете от души, это я вам обещаю.
Сочиняя для своей пьесы несчастливый (но при этом комический) финал Гоголь, мне думается, стремился быть ближе к жизни, которая нередко преподносит нам абсолютно нетривиальные сюрпризы. Евгений Каменькович усилил это ощущение жизненности, естественности, человеческой правды — пропустив, что характерно, текст через условности и намёки. Я подобное нежно люблю, и потому искренне наслаждалась премьерой «фоменок». Почему бы и вам не попробовать?
Источник: Musecube
Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- Елена Алдашева о том, как гоголевская «Женитьба» у Каменьковича превратилась в «Совершенно Невероятное Событие» и что из этого вышлоЕлена Алдашева, «Театръ», 7.05.2024
- Наполеон уже не тортНаталья Шаинян, «Театръ», 4.05.2024
- Совершенно невероятное событиеНаталия Борисова, «Porusski.me», 1.04.2024
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: женитьба середины XIX векаВячеслав Суриков, «Монокль», 18.03.2024
- «Совершенно невероятное событие»: Женитьба без любви, что кошелек без денегАлександра Горелая, «Кинорепортёр», 6.03.2024
- «Совершенно невероятное событие» Мастерская Петра ФоменкоНикита Балашов, «Ревизор.ru», 6.03.2024
- Совет да любовьСофия Шапенко, «Театральный журнал», 4.03.2024
- Зрителей возвращают в старинуЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 26.02.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- «Совершенно невероятное событие»: смертельный бракНаталья Витвицкая, «Ведомости», 22.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- Парадоксы, карнавал женихов и дочь Сергея Бодрова в роли невесты: в афише «Мастерской Петра Фоменко» появился спектакль по пьесе Гоголя «Женитьба»«ВТБRussia», 19.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Юрий Буторин: «Театр не должен быть оратором эпохи»Анна Сиротина, «Философия отдыха», 04.2023
- Другой век, другая странаЕлена Шаина, «Театр To Go», 22.03.2023
- Больно смотретьНаталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
- Мир на выдохеТатьяна Власова, «Театрал», 14.03.2023
- Спектакль «Двадцать третий»: поздний Ремарк на сцене Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 6.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- Обелиск на продажуОльга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог», 23.02.2023
- И дольше века длится годДарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- «Двадцать третий»: драма безвременья в жанре кабареКсения Стольная, «Ведомости», 17.02.2023
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Двадцать третий»Инга Бугулова, «Российская газета», 15.02.2023
- Черно-красно-желтый обелискМарина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- На одном дыхании актеров и зрителейДмитрий Буткевич, «Радио «Ъ FM»», 15.02.2023
- Времена не выбирают. В «Мастерской Петра Фоменко» «перечитали» «Черный обелиск»Рита Долматова, «На западе Москвы», 14.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» прошла премьера спектакля «Двадцать третий»Александра Сидорова, «Бизнес FM», 13.02.2023
- «Двадцать третий»: бессмертный Ремарк в Мастерской Петра ФоменкоВалерия Вербинина, «Москультура», 12.02.2023
- Премьера спектакля «Двадцать третий»: Каменькович показывает неизвестного в театре РемаркаОльга Романцова, «ТАСС», 11.02.2023
- В «Мастерской Фоменко» расскажут «историю одной запоздалой молодости»Елена Алдашева, «Театр.», 10.02.2023
- «Мой Брель»: вайбы в «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 8.11.2022
- Елена Алдашева о том, зачем три актёра «Мастерской Фоменко» исполняют песни Бреля «в роли самих себя»Елена Алдашева, «Театр.», 7.11.2022
- «Мой Брель»4.11.2022
- В «Мастерской Фоменко» появится «спектакль-концерт» о Жаке БрелеЕлена Алдашева, «Театр.», 4.11.2022
- «Все-таки это — гимн жизни»Анна Кулакова, «Зонг медиа», 22.11.2021
- Выйти из сумракаЛариса Каневская, «Мнение», 23.03.2021
- Увидеть – не значит понятьСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.12.2020
- Парное интервью: Полина Кутепова и Юрий Буторин отвечают на 10 вопросов о театре, любви и внутренней слепотеЮлия Ахметова, «Esquire», 16.12.2020
- Поднимите ей векиМарина Шимадина, «Театрал», 31.10.2020
- Самого главного глазами не увидишь: «Молли Суини» в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 29.10.2020
- От какого театра мы отказываемсяМарина Токарева, «Новая газета», 28.10.2020
- Спасение утопающихЕлена Шаина, «Театр To Go», 24.10.2020
- «Молли Суини» в Мастерской Фоменко: спектакль, который учит принимать мир, не глядяInner Emigrant, «Ваш досуг», 23.10.2020
- Иван Поповски выпустит спектакль по пьесе Брайана ФрилаЕкатерина Авдеева, «Театр.», 18.10.2020
- Чисто шотландские убийстваПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Дикие и симпатичныеВиктория Пешкова, «Культура», 4.07.2019
- Завещание Чарльза Адамса исполненоАндрей Дворецков, «Э-вести», 27.06.2019
- Король Лир, да здравствует король!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 17.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Чего не было, того не былоЗоя Апостольская , «Российская газета», 24.11.2016
- «Тополя»Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 12.10.2016
- Винтаж: Братская ГЭСЕлена Дьякова, ««Новая газета»», 30.09.2016
- Киноспектакль «Тополя» в «Мастерской Петра Фоменко» остался без фокусаГригорий Заславский, «Независимая газета», 28.07.2016
- «Тополя»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.06.2016
- То ли девушка, а то ли — виденьеИрина Шведова, «Московская правда», 28.06.2016
- Расскажи о любви. ПроникновенноАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 19.06.2016
- Dolce vita советской эпохиНаталья Васильева, «Известия», 17.06.2016
- «Были и есть только тополя»: спектакль-кинофильм Мастерской Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «Buro 24/7», 16.06.2016
- Спектакль-кинофильм «Тополя» представит Мастерская Петра Фоменко«РИА Новости», 15.06.2016
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- «Заходите, заходите»: ужин с призракамиНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 17.01.2013
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Выпито до днаМария Седых, «Итоги», 23.07.2012
- Грамоте обученГлеб Ситковский, «Ведомости», 18.07.2012
- Пока варился суп…Ася Иванова, «Вечерняя Москва», 17.07.2012
- Мастерская Петра Фоменко пригласила на свадьбуАлла Шевелева, «Известия», 16.07.2012
- «Заходите-заходите»: 105-я страница про любовьЕлена Рыбакова, «Ваш досуг», 11.07.2012
- Спектакль по роману Меира Шалева покажут в «Мастерской Петра Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 29.06.2012
- Сын троих отцов в центре мирозданияСветлана Полякова, «Новые Известия», 25.06.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Кого любить, кому поверить?Ольга Игнатюк, «Москвичка», 2.02.2012
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Не как в сказкеГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- Русский человек на rendez-vousАнна Банасюкевич, «TimeOut Москва», 2.12.2011
- «Русский человек на рандеву»Алексей Киселев , «Maptype.com», 12.2011
- Что русскому здоровоОльга Фукс, «Ведомости», 30.11.2011
- Мастерская Петра Фоменко: молодые на rendez-vousМарина Шимадина, «Ваш досуг», 23.11.2011
- Игра в классикаМария Седых, «Итоги», 14.11.2011
- Театр утешительных ассоциацийЕлена Ковальская, «Афиша», 10.11.2011
- Лишние людиОльга Егошина, «Новые Известия», 7.11.2011
- Новое поколение на rendez-vousГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 20)», 11.2011
- Бурление вешних водЕлена Губайдуллина, «Известия», 28.10.2011
- Рандеву с ТургеневымАнна Гордеева, «Московские новости», 27.10.2011
- «Русский человек на rendez-vous»: доигралисьНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 24.10.2011
- Ученики мастерской Фоменко по-хулигански отчитаются «Вешними водами»«РИА-Новости», 21.10.2011
- Колесо обозренияСветлана Щагина, «Петербургский театральный журнал, № 3 (61)», 09.2010
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- Разговор об эпохеМария Хализева, «Экран и Сцена (№ 10, 2010)», 05.2010
- РыжийМария Хализева, «TimeOut (№ 17)», 05.2010
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоялась премьера спектакля «Рыжий»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 26.04.2010
- Оттенки РыжегоВячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 8.04.2010
- «Как хорошо мы плохо жили»Екатерина Васенина, «Новая газета», 2.04.2010
- «Как хорошо мы плохо жили
»Ирина Алпатова, «Культура», 1.04.2010
- Ни при чемДина Годер, «Время новостей», 31.03.2010
- Борис Рыжий в театре ФоменкоМарина Тимашева, «Радио Свобода», 26.03.2010
- В стране ментов и воровОльга Егошина, «Новые Известия», 25.03.2010
- Локальный СтиксАлена Карась, «Российская газета», 24.03.2010
- «Рыжий»: back to the USSRАлена Данилова, «Ваш досуг», 20.03.2010
- Бывают странные сближенья
Татьяна Круковская, «Сцена, № 2 (64)», 2010
- В ритме ДжойсаСергей Конаев, «Экран и Сцена (№ 7)», 04.2009
- Хроника одного дняМарина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечностьАлена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- Евгений Каменькович: «Я не считаю наш путь единственно верным»«Частный корреспондент», 4.02.2009
- Театр одного романаРоман Должанский, «Коммерсант», 4.02.2009
- Хитрый УлиссАлена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» совершила одиссеюАлла Шендерова, «infox.ru», 3.02.2009
- Вес взят. А зачем?Марина Давыдова, «Известия», 3.02.2009
- Пенелопа, поборовшая УлиссаОльга Романцова, «Газета», 3.02.2009
- Средний слойДина Годер, «Время новостей», 3.02.2009
- Берег утопииДмитрий Бавильский, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Попытка полетаНаталья Старосельская, ««Страстной бульвар, 10»», 01.2008