«Руслан и Людмила»: сказка — ложь?
В Мастерской Фоменко поставили пушкинскую поэму.
У фоменок снова премьера. В рамках традиционных вечеров «проб и ошибок» режиссер Михаил Крылов поставил пушкинскую поэму-сказку. Главный русский поэт, как известно, был любимым автором Петра Наумовича, так что спектакль «Руслан и Людмила» — это своеобразный поклон Мастеру. Еще один поклон ему — совсем не детская трактовка истории про храброго Руслана и компанию. На новый спектакль, конечно, можно идти с детьми. Их здесь и заинтересуют, и развеселят. Но вот политические подтексты и фривольную пушкинскую иронию, боимся, они не прочтут. Этот подарок актеров Мастерской — только для взрослых зрителей.
Спектакль идет в Малом зале, декорациями служит большое фойе Основного здания театра (этот прием многие помнят по легендарному фоменковскому «Триптиху»): здесь вам и колонны, и лестницы, и подъемы, и пространство. Реквизит и костюмы — самые традиционные. И даже простые, с учетом возможностей костюмерного цеха. Впрочем, одна из прелестей Мастерской всегда было (и остается) умение создать театр из ничего, обнаружить его в воздухе и просто дать увидеть зрителю. Так, например, обычная швабра становится здесь очень обаятельным конем, эмалированное ведро — боевым шлемом, а гигантское белое полотнище с дырками глаз, носа и рта — головой великана. Совершенно прелестна борода Черномора, похожая на таинственное растение с колючками. Но это, как говорится, только «внешность» спектакля. Яркая, забавная, вполне себе сказочная. А что за ней?
Рассказчик — Пушкин — сначала кудрявым купидоном весело прыгает рядом с шумной толпой героев. Потом — Черномором, лишившимся волшебной бороды, запрыгивает в мешок к заклятому врагу и едет с ним в «гордый город Киев» (славное совпадение). Пушкин, оборачивающийся смешным карликом, тоже не просто так. Черномор ведь безнадежно влюблен в Людмилу. А Пушкин, как известно, обожал многих недоступных ему прелестниц (кстати, обе роли, с завидной страстью, исполняет режиссер Михаил Крылов).
Вообще фоменки явно не сказочку нам рассказывают, они «выписывают» русские народные типажи. Руслан (Игорь Войнаровский) здесь — рубаха-парень, трогательный в своей наивной уверенности — добро побеждает зло. Людмила — не бог весть какого ума розовощекая девица (замечательная работа Екатерины Смирновой), для которой муж-добрый молодец — предел мечтаний. Такую никакие дивные страны и новые миры не соблазнят. Рогдай (Владимир Свирский) — герой, который, как и Портос Дюма, запросто мог бы сказать «я дерусь просто потому, что дерусь». Фарлаф (Андрей Казаков) — трусливый и подленький толстяк с пивным животом, Ратмир (его безукоризненно играет Федор Малышев) — позер, болтун и подкаблучник (предает мечты ради доступной «девы рядом» — становится рыбаком). Остается князь Владимир-отец Людмилы, мудрый Финн и коварная Наина. Первый — царством своим руководит с помощью дворовых девок, иначе, пьяный, он не двигает руками. Второй — похож на хипстера в отставке, хвастающегося своим прошлым. Ну, а третья — Наина, — обозлившаяся на мир старая дева.
Вся эта честная компания вслед за Пушкиным любовно выписана фоменками. Всё по их фирменному рецепту: близко к тексту, но между строк. Иронично, но не зло. Весело, а горчит. Почему-то все счастливые финалы в России случаются только чудом, «как в сказке». И как же хорошо, что фоменковская сказка, несмотря на всю свою искрометную веселость, дает возможность об этом задуматься.
Спектакль идет в Малом зале, декорациями служит большое фойе Основного здания театра (этот прием многие помнят по легендарному фоменковскому «Триптиху»): здесь вам и колонны, и лестницы, и подъемы, и пространство. Реквизит и костюмы — самые традиционные. И даже простые, с учетом возможностей костюмерного цеха. Впрочем, одна из прелестей Мастерской всегда было (и остается) умение создать театр из ничего, обнаружить его в воздухе и просто дать увидеть зрителю. Так, например, обычная швабра становится здесь очень обаятельным конем, эмалированное ведро — боевым шлемом, а гигантское белое полотнище с дырками глаз, носа и рта — головой великана. Совершенно прелестна борода Черномора, похожая на таинственное растение с колючками. Но это, как говорится, только «внешность» спектакля. Яркая, забавная, вполне себе сказочная. А что за ней?
Рассказчик — Пушкин — сначала кудрявым купидоном весело прыгает рядом с шумной толпой героев. Потом — Черномором, лишившимся волшебной бороды, запрыгивает в мешок к заклятому врагу и едет с ним в «гордый город Киев» (славное совпадение). Пушкин, оборачивающийся смешным карликом, тоже не просто так. Черномор ведь безнадежно влюблен в Людмилу. А Пушкин, как известно, обожал многих недоступных ему прелестниц (кстати, обе роли, с завидной страстью, исполняет режиссер Михаил Крылов).
Вообще фоменки явно не сказочку нам рассказывают, они «выписывают» русские народные типажи. Руслан (Игорь Войнаровский) здесь — рубаха-парень, трогательный в своей наивной уверенности — добро побеждает зло. Людмила — не бог весть какого ума розовощекая девица (замечательная работа Екатерины Смирновой), для которой муж-добрый молодец — предел мечтаний. Такую никакие дивные страны и новые миры не соблазнят. Рогдай (Владимир Свирский) — герой, который, как и Портос Дюма, запросто мог бы сказать «я дерусь просто потому, что дерусь». Фарлаф (Андрей Казаков) — трусливый и подленький толстяк с пивным животом, Ратмир (его безукоризненно играет Федор Малышев) — позер, болтун и подкаблучник (предает мечты ради доступной «девы рядом» — становится рыбаком). Остается князь Владимир-отец Людмилы, мудрый Финн и коварная Наина. Первый — царством своим руководит с помощью дворовых девок, иначе, пьяный, он не двигает руками. Второй — похож на хипстера в отставке, хвастающегося своим прошлым. Ну, а третья — Наина, — обозлившаяся на мир старая дева.
Вся эта честная компания вслед за Пушкиным любовно выписана фоменками. Всё по их фирменному рецепту: близко к тексту, но между строк. Иронично, но не зло. Весело, а горчит. Почему-то все счастливые финалы в России случаются только чудом, «как в сказке». И как же хорошо, что фоменковская сказка, несмотря на всю свою искрометную веселость, дает возможность об этом задуматься.
Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.03.2014
- Отличный «Подарок», или Всё начинается с любви
Ксения Позднякова, «из соцсетей», 9.04.2023
- «Подарок»: такая разная любовь в «Мастерской Фоменко»Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 7.04.2023
- В Мастерской Петра Фоменко спектакль «Подарок» исследует «основной инстинкт», тонким ценителем, певцом и знатоком которого был МопассанОльга Штраус, «Российская газета», 31.03.2023
- «Подарок» зрителямРита Долматова, «На западе Москвы», 28.03.2023
- Легкое движени головойВячеслав Шадронов, «из соцсетей», 26.03.2023
- «Подарок»: пять новелл о прекрасной эпохеВалерия Вербинина, «Москультура», 26.03.2023
- Комедия о трагедииАнна Каревская, «Бес Культуры», 12.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- «Чающие движения воды»: чудная вещь старая сказкаИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 1.03.2022
- Собрать мир, расколотый надвоеЕлена Шаина, «Театр To Go», 9.02.2022
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- Открытие сезона 2017/18 в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «Мнение», 13.09.2017
- «Школа жён»Валерия Гуменюк, «Театральная афиша», 04.2016
- Серьезная комедияЛариса Каневская, «Театральный мир (№ 4, 2016)», 04.2016
- В Мастерской Фоменко поставили «Школу жен» МольераАнтон Хитров, «Ведомости», 24.02.2016
- Школа жёнНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.02.2016
- Учат в «Школе»Наталья Витвицкая, «Театрал», 15.02.2016
- Урок для ревнивых мужейИрина Шведова, «Московская правда», 29.01.2016
- Школа жёнАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 20.01.2016
- Рогам все возрасты покорны. «Школа жен» дала зрителям уроки семейной жизниБорис Войцеховский, «Вечерняя Москва», 11.01.2016
- Рыбный день – это не только четвергА. Мирошниченко, «http://www.teatron-journal.ru», 1.04.2015
- Добро пожаловать в ухуОльга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Умеющим «годить» не стыдно за болото: «Современная идиллия» в Мастерской ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 29.03.2015
- Сказка про стыдЕлизавета Авдошина, «http://chekhoved.net», 11.03.2015
- Салтыков-Щедрин без ГМО и искусственных красителейГригорий Заславский, «Независимая газета», 5.03.2015
- Сидя в болотеНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 4.03.2015
- Бенефис злободневностиРоман Должанский, «Коммерсант», 26.02.2015
- Место встречи меня и государстваОльга Егошина, «Новые Известия», 26.02.2015
- Как болото, караси?Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент», 24.02.2015
- Лед болота «Современной идиллии»Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 23.02.2015
- Болотное дело как «современная идиллия»Марина Токарева, «Новая газета», 20.02.2015
- «Современная идиллия» в театре Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «GQ», 02.2015
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- Руслан и ЛюдмилаЛариса Каневская, «Весь Театр», 3.06.2014
- Руслан и ЛюдмилаЕлена Левинская, «Театральная Афиша», 06.2014
- Богатырская поэмкаАлександра Солдатова , «Экран и Сцена», 04.2014
- «Старый карла был не прав!»Марина Токарева, «Новая газета», 28.03.2014
- Друзья Людмилы и Руслана
Марина Шимадина, «проверено на детях.ru», 21.03.2014
- «Владимир в гриднице высокой запировал…»Ольга Егошина, «Новые Известия», 18.03.2014
- Как Руслан Людмилу спасал: Пушкин-юморист в "Мастерской Петра ФоменкоАлла Панасенко, «М24.ru», 17.03.2014
- «Руслан и Людмила»: сказка — ложь?Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.03.2014
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Самое важноеКристина Матвиенко, «Time Out Москва», 8.11.2006
- Ошиблись дверьюДина Годер, «Газета.Ru», 18.02.2006
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000