Руслан и Людмила
С любовью к Пушкину и зрителям Новый спектакль «Руслан и Людмила» в Мастерской Петра Фоменко – мудрая и озорная сказка для всей семьи
Гениальность Пушкина можно оценить лишь с возрастом, по мере накопления читательского опыта. Маленькие дети с удовольствием слушают сказки Александра Сергеевича, в школьной программе его изучают в каждом классе, но далеко не каждый учитель способен внушить любовь к писателю, по творчеству которого требуется постоянно писать сочинения. Наконец, наступает взрослая свобода – «делай, что хочешь», и, если взрослые люди погружаются в чтение Пушкина, они открывают для себя богатейший мир поэзии и прозы и понимают, почему это «Пушкин – наше все!»
Петр Наумович Фоменко был величайшим знатоком творчества Александра Сергеевича, мог часами цитировать наизусть его стихи и прозу, мечтал поставить спектакль о русском гении, которого боготворил всю жизнь. И он, наверное, радовался бы новому спектаклю «Руслан и Людмила», поставленному Михаилом Крыловым совершенно в духе Мастерской – озорному, воздушному, искрящемуся, поставленному с большой любовью к автору, актерам и зрителям.
Спектакль идет в малом зале, и для него также как для «Триптиха» Петра Фоменко сцену увеличивают (творчество Пушкина требует воздуха), освобождая мраморное фойе, и в результате она становится размером, чуть ли не со зрительный зал. Там происходят чудеса: скачут богатыри, летает на бороде Черномора прекрасная Людмила, разговаривает огромная голова и плодоносят апельсиновые рощи. Все это доставляет огромное удовольствие взрослой публике, хотя целевой аудиторией этого спектакля в театре пока считают детей. На «Руслана и Людмилу» нужно непременно идти семьями. Пока дети, оторванные на время спектакля от своих гаджетов, несколько минут «включаются» в спектакль, недоуменно разглядывая нехитрую обстановку, придуманную режиссером Михаилом Крыловым (обычный стол вместо пиршественного, ленты вместо рек, лестницы на колесиках вместо гор и башен, швабры и метлы вместо коней, ведра вместо шлемов…), взрослых начинает разбирать смех. Они еще помнят нормальное детство с прятками и «казаками-разбойниками» во дворе, они тоже когда-то лихо скакали на палках, поэтому озорная атмосфера спектакля захватывает их слету.
Сам Пушкин бы улыбнулся, увидев себя на сцене в роли рассказчика, который сняв бакенбарды и приклеив бороду, превращается в карлика (рассказчик и Черномор – Михаил Крылов). Дети, уловив иронию (да и как не засмеяться, заметив на пиру в виде «знатного угощения» – сосиски), все происходящее с этого момента принимают на «ура» и с открытым ртом следят за поисками прекрасной Людмилы (Екатерина Смирнова), в которую влюбляются сразу всем залом – настолько она молода, мила и уморительно смешна. Руслан (Игорь Войнаровский) и потенциальные женихи-богатыри (Андрей Казаков, Владимир Свирский, Федор Малышев) так забавны и хороши каждый по-своему, что невозможно от них отвести взгляд.
Художникам Владимиру Максимову, Анне Белан, Владиславу Фролову удалось превратить самые простые вещи в сказочные предметы. Чего стоит горный ландшафт, по которому скатываются, проносятся герои спектакля, а столы на колесиках, столь многофункциональные, что и не перечислить все их ипостаси. Дети впадают в полный восторг, когда по залу разлетаются золотистые апельсины, изображающие наливные сады Черномора (в антракте зрители с удовольствием угощаются трофейными «сказочными плодами»). Неутомимый рассказчик-режиссер неожиданно появляется и жизнерадостно раскручивает колесо действия, чтобы оно не тормозило на поворотах. Публика весело включается в игру: кого-то из детей приглашают на сцену, а в финале – за кулисы, кто-то энергично подхватывает пушкинские строки вслед за рассказчиком…
Отрадно, что у создателей спектакля хватило не только юмора и иронии, но и мудрости, чтобы без всякого пафоса, незаметно дать юным зрителям прочувствовать глубину и масштаб пушкинской сказки.
Петр Наумович Фоменко был величайшим знатоком творчества Александра Сергеевича, мог часами цитировать наизусть его стихи и прозу, мечтал поставить спектакль о русском гении, которого боготворил всю жизнь. И он, наверное, радовался бы новому спектаклю «Руслан и Людмила», поставленному Михаилом Крыловым совершенно в духе Мастерской – озорному, воздушному, искрящемуся, поставленному с большой любовью к автору, актерам и зрителям.
Спектакль идет в малом зале, и для него также как для «Триптиха» Петра Фоменко сцену увеличивают (творчество Пушкина требует воздуха), освобождая мраморное фойе, и в результате она становится размером, чуть ли не со зрительный зал. Там происходят чудеса: скачут богатыри, летает на бороде Черномора прекрасная Людмила, разговаривает огромная голова и плодоносят апельсиновые рощи. Все это доставляет огромное удовольствие взрослой публике, хотя целевой аудиторией этого спектакля в театре пока считают детей. На «Руслана и Людмилу» нужно непременно идти семьями. Пока дети, оторванные на время спектакля от своих гаджетов, несколько минут «включаются» в спектакль, недоуменно разглядывая нехитрую обстановку, придуманную режиссером Михаилом Крыловым (обычный стол вместо пиршественного, ленты вместо рек, лестницы на колесиках вместо гор и башен, швабры и метлы вместо коней, ведра вместо шлемов…), взрослых начинает разбирать смех. Они еще помнят нормальное детство с прятками и «казаками-разбойниками» во дворе, они тоже когда-то лихо скакали на палках, поэтому озорная атмосфера спектакля захватывает их слету.
Сам Пушкин бы улыбнулся, увидев себя на сцене в роли рассказчика, который сняв бакенбарды и приклеив бороду, превращается в карлика (рассказчик и Черномор – Михаил Крылов). Дети, уловив иронию (да и как не засмеяться, заметив на пиру в виде «знатного угощения» – сосиски), все происходящее с этого момента принимают на «ура» и с открытым ртом следят за поисками прекрасной Людмилы (Екатерина Смирнова), в которую влюбляются сразу всем залом – настолько она молода, мила и уморительно смешна. Руслан (Игорь Войнаровский) и потенциальные женихи-богатыри (Андрей Казаков, Владимир Свирский, Федор Малышев) так забавны и хороши каждый по-своему, что невозможно от них отвести взгляд.
Художникам Владимиру Максимову, Анне Белан, Владиславу Фролову удалось превратить самые простые вещи в сказочные предметы. Чего стоит горный ландшафт, по которому скатываются, проносятся герои спектакля, а столы на колесиках, столь многофункциональные, что и не перечислить все их ипостаси. Дети впадают в полный восторг, когда по залу разлетаются золотистые апельсины, изображающие наливные сады Черномора (в антракте зрители с удовольствием угощаются трофейными «сказочными плодами»). Неутомимый рассказчик-режиссер неожиданно появляется и жизнерадостно раскручивает колесо действия, чтобы оно не тормозило на поворотах. Публика весело включается в игру: кого-то из детей приглашают на сцену, а в финале – за кулисы, кто-то энергично подхватывает пушкинские строки вслед за рассказчиком…
Отрадно, что у создателей спектакля хватило не только юмора и иронии, но и мудрости, чтобы без всякого пафоса, незаметно дать юным зрителям прочувствовать глубину и масштаб пушкинской сказки.
Лариса Каневская, «Весь Театр», 3.06.2014
- Отличный «Подарок», или Всё начинается с любви
Ксения Позднякова, «из соцсетей», 9.04.2023
- «Подарок»: такая разная любовь в «Мастерской Фоменко»Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 7.04.2023
- В Мастерской Петра Фоменко спектакль «Подарок» исследует «основной инстинкт», тонким ценителем, певцом и знатоком которого был МопассанОльга Штраус, «Российская газета», 31.03.2023
- «Подарок» зрителямРита Долматова, «На западе Москвы», 28.03.2023
- Легкое движени головойВячеслав Шадронов, «из соцсетей», 26.03.2023
- «Подарок»: пять новелл о прекрасной эпохеВалерия Вербинина, «Москультура», 26.03.2023
- Комедия о трагедииАнна Каревская, «Бес Культуры», 12.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- «Чающие движения воды»: чудная вещь старая сказкаИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 1.03.2022
- Собрать мир, расколотый надвоеЕлена Шаина, «Театр To Go», 9.02.2022
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- Открытие сезона 2017/18 в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «Мнение», 13.09.2017
- «Школа жён»Валерия Гуменюк, «Театральная афиша», 04.2016
- Серьезная комедияЛариса Каневская, «Театральный мир (№ 4, 2016)», 04.2016
- В Мастерской Фоменко поставили «Школу жен» МольераАнтон Хитров, «Ведомости», 24.02.2016
- Школа жёнНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.02.2016
- Учат в «Школе»Наталья Витвицкая, «Театрал», 15.02.2016
- Урок для ревнивых мужейИрина Шведова, «Московская правда», 29.01.2016
- Школа жёнАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 20.01.2016
- Рогам все возрасты покорны. «Школа жен» дала зрителям уроки семейной жизниБорис Войцеховский, «Вечерняя Москва», 11.01.2016
- Рыбный день – это не только четвергА. Мирошниченко, «http://www.teatron-journal.ru», 1.04.2015
- Добро пожаловать в ухуОльга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Умеющим «годить» не стыдно за болото: «Современная идиллия» в Мастерской ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 29.03.2015
- Сказка про стыдЕлизавета Авдошина, «http://chekhoved.net», 11.03.2015
- Салтыков-Щедрин без ГМО и искусственных красителейГригорий Заславский, «Независимая газета», 5.03.2015
- Сидя в болотеНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 4.03.2015
- Бенефис злободневностиРоман Должанский, «Коммерсант», 26.02.2015
- Место встречи меня и государстваОльга Егошина, «Новые Известия», 26.02.2015
- Как болото, караси?Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент», 24.02.2015
- Лед болота «Современной идиллии»Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 23.02.2015
- Болотное дело как «современная идиллия»Марина Токарева, «Новая газета», 20.02.2015
- «Современная идиллия» в театре Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «GQ», 02.2015
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- Руслан и ЛюдмилаЛариса Каневская, «Весь Театр», 3.06.2014
- Руслан и ЛюдмилаЕлена Левинская, «Театральная Афиша», 06.2014
- Богатырская поэмкаАлександра Солдатова , «Экран и Сцена», 04.2014
- «Старый карла был не прав!»Марина Токарева, «Новая газета», 28.03.2014
- Друзья Людмилы и Руслана
Марина Шимадина, «проверено на детях.ru», 21.03.2014
- «Владимир в гриднице высокой запировал…»Ольга Егошина, «Новые Известия», 18.03.2014
- Как Руслан Людмилу спасал: Пушкин-юморист в "Мастерской Петра ФоменкоАлла Панасенко, «М24.ru», 17.03.2014
- «Руслан и Людмила»: сказка — ложь?Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.03.2014
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Самое важноеКристина Матвиенко, «Time Out Москва», 8.11.2006
- Ошиблись дверьюДина Годер, «Газета.Ru», 18.02.2006
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000