Урок для ревнивых мужей
На Старой сцене Московского театра «Мастерская Петра Фоменко» в рамках программы «Пробы и ошибки» состоялась премьера спектакля по пьесе Мольера «Школа жен» (перевод В. Гиппиуса в редакции театра), которую поставил Михаил Крылов. Но сначала маленькое отступление. ..
В московских театрах нынче прямо какой-то режиссерский бум. Сейчас стало уже почти нормой давать возможность делать самостоятельные постановки совсем начинающим режиссерам. Примеров масса, причем молодежи дают волю даже в самых знаменитых театрах, возглавляемых знаменитыми худруками: лаборатории под разными названиями работают в МХТ им. Чехова, Театре им. Вл. Маяковского, «Сатириконе», Театре им. Евг. Вахтангова, «Современнике», а также в Театре им. Ермоловой, Театре на Таганке, не говоря уже о «Гоголь-центре» и других площадках. В «Мастерской Петра Фоменко» название самое удачное «Пробы и ошибки». Поначалу работы показывают на зрителе, который приходит бесплатно. Часть спектаклей уходит в небытие (право на ошибку есть у всякого, а у молодого тем паче), а некоторые все же входят в репертуар, соревнуясь с постановками мэтров и профессионалов, хотя жемчужины мелькают пока довольно редко.
После некоторого провала в режиссерском цехе, когда старшее поколение знаменитых мастеров ушло в историю, не оставив после себя учеников, народилось новое молодых и рьяных, благо у них теперь есть возможность работать с любым, без ограничений, материалом. Но как ни странно, ни новая русская драма, ни иностранные блокбастеры не увлекают режиссеров-дебютантов так сильно, как классика. Еще бы: великое название волей-неволей привлекает интерес, а режиссеру дает простор для фантазии, ведь не будешь же повторять опыты предшественников.
Вот и Михаил Крылов взялся за произведение великого французского комедиографа Мольера, да еще за одну из самых популярных его пьес, которая в последнее время стала как-то особо актуальна, и ее постоянно ставят то тут, то там. Мне думается, все же сам сюжет и морализаторские идеи великого комедиографа не самое главное в этом решении Михаила Крылова. Талантливому артисту и начинающему режиссеру, кажется, было интересно не столько явно морально устаревшее содержание комедии, а скорее то, в какой оригинальный формат его поместить. Что ж, задуманное в большой мере удалось. Вот в его предыдущей работе «Руслане и Людмиле» Пушкина текст был досконально разобран, расставлены неожиданные акценты, и спектакль заискрился именно необычными смысловыми красками. Здесь же бродячий и банальный сюжет, когда господин средних лет хочет взять в жены свою правильно ориентированную на благопристойный брак воспитанницу, чтобы обеспечить себе спокойную жизнь без рогов, облечен в такую игровую и притом замысловатую форму, что перипетии истории как-то отходят на второй план. Больше следишь за перемещениями в пространстве, пластикой и по-нахальному залихватской актерской игрой. Это касается как главных действующих лиц, так и второстепенных. У каждого свой рисунок роли, и каждый хорош по-своему. Очень интересно решено пространство небольшого зала художником Марией Митрофановой, где в качестве декораций выступают плетенные из толстой проволоки предметы интерьера. Прозрачные и невесомые, они создают особый шарм, своеобразно рифмуясь с веселой и двусмысленной историей из галантного века. Динамику и воздушность придает действу и миниатюрный поворотный круг посреди зала (зрители сидят с двух сторон), благодаря которому персонажи буквально порхают в воздухе. За пластику и хореографию отвечает Алишер Хасанов. Присутствует и лестница, ведущая в светелку, где ревнивый Арнольф, которого исполняет сам Михаил Крылов, создающий образ хотя и простоватого буржуа, но этакого рефлексирующего, утонченного, «косящего» под белую кость, пытается сберечь для себя свою воспитанницу Агнесу. Ее искрометно играет Вера Строкова, которая демонстрирует еще и великолепную хореографическую и гимнастическую подготовку. Лестница эта в ходе действа будет играть свою роль, ведь все же Агнесу не удалось сохранить в невинности и наивности, и в ее светелку нашел дорожку некий напыщенный, глуповатый, но очень пылкий любовник Орас, которого смешно и точно играет Дмитрий Захаров. Интрига в том еще, что именно Арнольфа он посвящал во все перипетии своего увлечения прекрасной Агнесой, и тому пришлось в результате смириться с неизбежным, о чем его предупреждал друг Кризальд. Этаким вкрадчивым, и умным, и лощеным искусителем его играет Павел Яковлев. А каковы слуги? Ален (Игорь Войнаровский) и Жоржетта (Елена Ворончихина) этакие лиса Алиса и кот Базилио получились: служа барину, не забывают и о своей выгоде.
Ученик Петра Фоменко Михаил Крылов, который уже более десяти лет работает в театре в качестве характерного артиста, прекрасно усвоил уроки своего мастера. Для Петра Наумовича главным было то, чтобы театр был игровым, радостным, импровизационным, у каждого персонажа чтобы была своя особая интонация. Судя по новой мольеровской «Школе жен» в интерпретации начинающего режиссера, эти уроки мастера усвоены превосходно.
В московских театрах нынче прямо какой-то режиссерский бум. Сейчас стало уже почти нормой давать возможность делать самостоятельные постановки совсем начинающим режиссерам. Примеров масса, причем молодежи дают волю даже в самых знаменитых театрах, возглавляемых знаменитыми худруками: лаборатории под разными названиями работают в МХТ им. Чехова, Театре им. Вл. Маяковского, «Сатириконе», Театре им. Евг. Вахтангова, «Современнике», а также в Театре им. Ермоловой, Театре на Таганке, не говоря уже о «Гоголь-центре» и других площадках. В «Мастерской Петра Фоменко» название самое удачное «Пробы и ошибки». Поначалу работы показывают на зрителе, который приходит бесплатно. Часть спектаклей уходит в небытие (право на ошибку есть у всякого, а у молодого тем паче), а некоторые все же входят в репертуар, соревнуясь с постановками мэтров и профессионалов, хотя жемчужины мелькают пока довольно редко.
После некоторого провала в режиссерском цехе, когда старшее поколение знаменитых мастеров ушло в историю, не оставив после себя учеников, народилось новое молодых и рьяных, благо у них теперь есть возможность работать с любым, без ограничений, материалом. Но как ни странно, ни новая русская драма, ни иностранные блокбастеры не увлекают режиссеров-дебютантов так сильно, как классика. Еще бы: великое название волей-неволей привлекает интерес, а режиссеру дает простор для фантазии, ведь не будешь же повторять опыты предшественников.
Вот и Михаил Крылов взялся за произведение великого французского комедиографа Мольера, да еще за одну из самых популярных его пьес, которая в последнее время стала как-то особо актуальна, и ее постоянно ставят то тут, то там. Мне думается, все же сам сюжет и морализаторские идеи великого комедиографа не самое главное в этом решении Михаила Крылова. Талантливому артисту и начинающему режиссеру, кажется, было интересно не столько явно морально устаревшее содержание комедии, а скорее то, в какой оригинальный формат его поместить. Что ж, задуманное в большой мере удалось. Вот в его предыдущей работе «Руслане и Людмиле» Пушкина текст был досконально разобран, расставлены неожиданные акценты, и спектакль заискрился именно необычными смысловыми красками. Здесь же бродячий и банальный сюжет, когда господин средних лет хочет взять в жены свою правильно ориентированную на благопристойный брак воспитанницу, чтобы обеспечить себе спокойную жизнь без рогов, облечен в такую игровую и притом замысловатую форму, что перипетии истории как-то отходят на второй план. Больше следишь за перемещениями в пространстве, пластикой и по-нахальному залихватской актерской игрой. Это касается как главных действующих лиц, так и второстепенных. У каждого свой рисунок роли, и каждый хорош по-своему. Очень интересно решено пространство небольшого зала художником Марией Митрофановой, где в качестве декораций выступают плетенные из толстой проволоки предметы интерьера. Прозрачные и невесомые, они создают особый шарм, своеобразно рифмуясь с веселой и двусмысленной историей из галантного века. Динамику и воздушность придает действу и миниатюрный поворотный круг посреди зала (зрители сидят с двух сторон), благодаря которому персонажи буквально порхают в воздухе. За пластику и хореографию отвечает Алишер Хасанов. Присутствует и лестница, ведущая в светелку, где ревнивый Арнольф, которого исполняет сам Михаил Крылов, создающий образ хотя и простоватого буржуа, но этакого рефлексирующего, утонченного, «косящего» под белую кость, пытается сберечь для себя свою воспитанницу Агнесу. Ее искрометно играет Вера Строкова, которая демонстрирует еще и великолепную хореографическую и гимнастическую подготовку. Лестница эта в ходе действа будет играть свою роль, ведь все же Агнесу не удалось сохранить в невинности и наивности, и в ее светелку нашел дорожку некий напыщенный, глуповатый, но очень пылкий любовник Орас, которого смешно и точно играет Дмитрий Захаров. Интрига в том еще, что именно Арнольфа он посвящал во все перипетии своего увлечения прекрасной Агнесой, и тому пришлось в результате смириться с неизбежным, о чем его предупреждал друг Кризальд. Этаким вкрадчивым, и умным, и лощеным искусителем его играет Павел Яковлев. А каковы слуги? Ален (Игорь Войнаровский) и Жоржетта (Елена Ворончихина) этакие лиса Алиса и кот Базилио получились: служа барину, не забывают и о своей выгоде.
Ученик Петра Фоменко Михаил Крылов, который уже более десяти лет работает в театре в качестве характерного артиста, прекрасно усвоил уроки своего мастера. Для Петра Наумовича главным было то, чтобы театр был игровым, радостным, импровизационным, у каждого персонажа чтобы была своя особая интонация. Судя по новой мольеровской «Школе жен» в интерпретации начинающего режиссера, эти уроки мастера усвоены превосходно.
Ирина Шведова, «Московская правда», 29.01.2016
- Отличный «Подарок», или Всё начинается с любви
Ксения Позднякова, «из соцсетей», 9.04.2023
- «Подарок»: такая разная любовь в «Мастерской Фоменко»Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 7.04.2023
- В Мастерской Петра Фоменко спектакль «Подарок» исследует «основной инстинкт», тонким ценителем, певцом и знатоком которого был МопассанОльга Штраус, «Российская газета», 31.03.2023
- «Подарок» зрителямРита Долматова, «На западе Москвы», 28.03.2023
- Легкое движени головойВячеслав Шадронов, «из соцсетей», 26.03.2023
- «Подарок»: пять новелл о прекрасной эпохеВалерия Вербинина, «Москультура», 26.03.2023
- Комедия о трагедииАнна Каревская, «Бес Культуры», 12.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- «Чающие движения воды»: чудная вещь старая сказкаИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 1.03.2022
- Собрать мир, расколотый надвоеЕлена Шаина, «Театр To Go», 9.02.2022
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- Открытие сезона 2017/18 в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «Мнение», 13.09.2017
- «Школа жён»Валерия Гуменюк, «Театральная афиша», 04.2016
- Серьезная комедияЛариса Каневская, «Театральный мир (№ 4, 2016)», 04.2016
- В Мастерской Фоменко поставили «Школу жен» МольераАнтон Хитров, «Ведомости», 24.02.2016
- Школа жёнНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.02.2016
- Учат в «Школе»Наталья Витвицкая, «Театрал», 15.02.2016
- Урок для ревнивых мужейИрина Шведова, «Московская правда», 29.01.2016
- Школа жёнАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 20.01.2016
- Рогам все возрасты покорны. «Школа жен» дала зрителям уроки семейной жизниБорис Войцеховский, «Вечерняя Москва», 11.01.2016
- Рыбный день – это не только четвергА. Мирошниченко, «http://www.teatron-journal.ru», 1.04.2015
- Добро пожаловать в ухуОльга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Умеющим «годить» не стыдно за болото: «Современная идиллия» в Мастерской ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 29.03.2015
- Сказка про стыдЕлизавета Авдошина, «http://chekhoved.net», 11.03.2015
- Салтыков-Щедрин без ГМО и искусственных красителейГригорий Заславский, «Независимая газета», 5.03.2015
- Сидя в болотеНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 4.03.2015
- Бенефис злободневностиРоман Должанский, «Коммерсант», 26.02.2015
- Место встречи меня и государстваОльга Егошина, «Новые Известия», 26.02.2015
- Как болото, караси?Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент», 24.02.2015
- Лед болота «Современной идиллии»Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 23.02.2015
- Болотное дело как «современная идиллия»Марина Токарева, «Новая газета», 20.02.2015
- «Современная идиллия» в театре Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «GQ», 02.2015
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- Руслан и ЛюдмилаЛариса Каневская, «Весь Театр», 3.06.2014
- Руслан и ЛюдмилаЕлена Левинская, «Театральная Афиша», 06.2014
- Богатырская поэмкаАлександра Солдатова , «Экран и Сцена», 04.2014
- «Старый карла был не прав!»Марина Токарева, «Новая газета», 28.03.2014
- Друзья Людмилы и Руслана
Марина Шимадина, «проверено на детях.ru», 21.03.2014
- «Владимир в гриднице высокой запировал…»Ольга Егошина, «Новые Известия», 18.03.2014
- Как Руслан Людмилу спасал: Пушкин-юморист в "Мастерской Петра ФоменкоАлла Панасенко, «М24.ru», 17.03.2014
- «Руслан и Людмила»: сказка — ложь?Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.03.2014
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Самое важноеКристина Матвиенко, «Time Out Москва», 8.11.2006
- Ошиблись дверьюДина Годер, «Газета.Ru», 18.02.2006
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000