«Дар» напрасный, «Дар» случайный
Спектакль «Дар», первая премьера, выпущенная в «Мастерской Петра Фоменко» после смерти Мастера, идет четыре часа. Минуте на двадцатой начинаешь мечтать, чтобы он скорее закончился. Бывают представления пошленькие, но живенькие. У Евгения Каменьковича и молодых артистов труппы спектакль получился интеллигентным и унылым. Как такое случилось с режиссером, которому даже в самых сомнительных его работах нельзя было отказать в остроумии, ума не приложу, но оставшиеся 3 часа 40 минут я лично предавалась размышлениям о прозе Набокова и о судьбе самого всеми нами любимого театра ну надо же, в самом деле, чем-то занять себя в темном зале.
Вот интересно, думала я, позевывая в кресле: действие романа Набокова происходит в Берлине во второй половине 20-х годов. Кажется, никогда Германия не была так творчески продуктивна, как в этот период. Экспрессионизм, конструктивизм, немецкий кинематограф, Брехт, Курт Вайль, «Трехгрошовая опера» Да и сама общественно-политическая жизнь, разрывающаяся между ультралевыми и ультраправыми, между деятельным авангардом и консервативной элитой, между хаосом и резиньяцией, не дает соскучиться. Интереснейшая эпоха, черт побери! Но, читая «Дар», не обнаружишь в нем ни одной из примет времени ни Веймарская республика, ни наступающий фашизм (роман был написан уже в 30-е годы) Набокова не волнуют. Он в упор их не видит. Германия и сам немецкий дух представлены в книге какими-то скучными обывателями, тотальным мещанством, посреди которого живут русские персонажи. Они автору интересны, а жизнь, текущая за стенами их домов, ничуть.
В спектакле Каменьковича тоже не сыскать никаких примет сегодняшнего дня и текущей за стенами театра жизни. Но на этом родство его «Дара» с набоковским заканчивается. «Дар» Набокова оригинален, «Дар» Каменьковича банален. Главный герой книги, начинающейся эпиграфом из «Учебника русской грамматики» и кончающейся подражанием онегинской строфе, конечно же, сама Россия, обретаемая через воспоминания, через детские стихи Годунова-Чердынцева, через упорные размышления о русской культуре, о русской интеллигенции, о причинах русской катастрофы. Ушедшая под воду Атлантида для автора реальнее самой реальности. Рефлексия по поводу этой Атлантиды есть нерв романа. Блистательная игра с классической романной формой его фактический сюжет.
Каменькович ставит «Дар» так, словно это роман Тургенева или Гончарова. Словно там есть драматургическая пружина, коллизии, подлежащий разрешению конфликт. Он подробнейшим образом, стараясь не упустить никаких мелочей, пересказывает биографии героев и историю их взаимоотношений. Но с точки зрения классической романной формы «Дар» безнадежно плох он рыхлый, аморфный, статичный. Где завязка, где кульминация, где конфликт? Вот и спектакль тоже получается рыхлым, аморфным, тягомотным. Ну, иногда талантливо вскрикнет хорошая актриса Роза Шмуклер (Александра Яковлевна Чернышевская), иногда померещится, что Амбарцум Кабанян (Александр Яковлевич Чернышевский) не лишен комического дарования, а Федор Малышев (Годунов-Чердынцев) обаяния. Но скучно, скучно, скучно… И ладно бы только скучно. В программке к спектаклю рядом с Федором Константиновичем Годуновым-Чердынцевым помещен персонаж, величаемый «Критик, его воображаемая Литературная Необходимость». Именно так с прописных букв. Литературную Необходимость играет единственная представительница старшего поколения «фоменок» Полина Кутепова. Она ходит по сцене в мешковатом костюме, мужском парике и с накладным (гоголевским) носом, то и дело вступая с Годуновым-Чердынцевым в диалог. Кажется, в этих местах режиссером предполагалась какая-то ирония, но ее так легко спутать с высокопарностью, что лучше бы ее и вовсе не было. Невольно хочется спросить вы роман-то внимательно изучили? Там в одной из первых сцен застенчивый рижанин Герман Иванович Буш читает собравшимся свою философскую трагедию, в которой Одинокий Спутник («Федор Константинович напрасно понадеялся, что это метафизический парадокс, а не предательский ляпсус») беседует о греческой философии с проститутками на Улице Греха. Литературная Необходимость в исполнении Кутеповой словно бы взошла на подмостки «Мастерской» прямиком из этой трагедии. Поставить роман Набокова как роман Тургенева это еще полбеды, но превратить его в пародируемую Набоковым символистскую графоманию беда настоящая.
Вернемся, однако, к самой книге. В мерном, почти что бесконфликтном течении ее сюжета есть один крутой поворот. А именно глава о Чернышевском, наделавшая в свое время столько шума в эмигрантских кругах. Режиссер отделывается от этой главы, поместив ее текст в программку к спектаклю и напрочь о ней позабыв. Между тем жизнеописание Николая Гавриловича со всеми сомнительными подробностями его семейной жизни, сама его трагикомическая фигура вот, казалось бы, раздолье для театра, всегда знавшего толк во вкусной бенефисной игре. Но дело даже не в этом, а в том, что именно глава о Чернышевском придает тексту Набокова остроту.
Именно благодаря ей вроде бы эскапистский роман попал в самый нерв общественной жизни. Набоков в «Даре» бежал реальности, но его диалог с прошлым ведется с таким жаром и с такой страстью, что он невольно обращен в настоящее. Развенчивая Чернышевского, компрометируя его писания, его политические и эстетические воззрения, его интимную жизнь, Набоков невольно преисполняется восхищением перед его фанатичным подвижничеством. Одержимость его героя комична, но вместе с тем и заразительна. Да и само прошлое у Набокова живое, трепещущее в руках.
В спектакле «Мастерской» нет не только страсти нет самого диалога. Прошлое это просто какой-то музей с пыльными экспонатами, в который иногда приятно забрести и погулять несколько часов. А сам спектакль очередной культурный жест по освоению сокровищ мировой литературы. И эта бесконфликтная, благостная интеллигентщина, в которую обратился стиль театра, на мой взгляд, путь в никуда.
«Мастерская Фоменко» и прежде беззаветно и самозабвенно жила не в настоящем, а в прошлом. Но, во-первых, это была ироничная игра с прошлым великого мастера. А во-вторых, на силе инерции долго не продержишься. Уж сколько театров она погубила. И как представишь себе, что «Мастерскую» ждет судьба доверившегося силе инерции БДТ, начинает сосать под ложечкой. Лучше какие угодно безумства, резкая смена алгоритма, громкие провалы, только не стагнация, не трясина, не спектакли повышенной безопасности, не сладостные воспоминания о минувших деньках. Они могут погубить самый мощный дар и самый прекрасный театр. А в том, что «Мастерская» прекрасна, мы по-прежнему не сомневаемся.
Вот интересно, думала я, позевывая в кресле: действие романа Набокова происходит в Берлине во второй половине 20-х годов. Кажется, никогда Германия не была так творчески продуктивна, как в этот период. Экспрессионизм, конструктивизм, немецкий кинематограф, Брехт, Курт Вайль, «Трехгрошовая опера» Да и сама общественно-политическая жизнь, разрывающаяся между ультралевыми и ультраправыми, между деятельным авангардом и консервативной элитой, между хаосом и резиньяцией, не дает соскучиться. Интереснейшая эпоха, черт побери! Но, читая «Дар», не обнаружишь в нем ни одной из примет времени ни Веймарская республика, ни наступающий фашизм (роман был написан уже в 30-е годы) Набокова не волнуют. Он в упор их не видит. Германия и сам немецкий дух представлены в книге какими-то скучными обывателями, тотальным мещанством, посреди которого живут русские персонажи. Они автору интересны, а жизнь, текущая за стенами их домов, ничуть.
В спектакле Каменьковича тоже не сыскать никаких примет сегодняшнего дня и текущей за стенами театра жизни. Но на этом родство его «Дара» с набоковским заканчивается. «Дар» Набокова оригинален, «Дар» Каменьковича банален. Главный герой книги, начинающейся эпиграфом из «Учебника русской грамматики» и кончающейся подражанием онегинской строфе, конечно же, сама Россия, обретаемая через воспоминания, через детские стихи Годунова-Чердынцева, через упорные размышления о русской культуре, о русской интеллигенции, о причинах русской катастрофы. Ушедшая под воду Атлантида для автора реальнее самой реальности. Рефлексия по поводу этой Атлантиды есть нерв романа. Блистательная игра с классической романной формой его фактический сюжет.
Каменькович ставит «Дар» так, словно это роман Тургенева или Гончарова. Словно там есть драматургическая пружина, коллизии, подлежащий разрешению конфликт. Он подробнейшим образом, стараясь не упустить никаких мелочей, пересказывает биографии героев и историю их взаимоотношений. Но с точки зрения классической романной формы «Дар» безнадежно плох он рыхлый, аморфный, статичный. Где завязка, где кульминация, где конфликт? Вот и спектакль тоже получается рыхлым, аморфным, тягомотным. Ну, иногда талантливо вскрикнет хорошая актриса Роза Шмуклер (Александра Яковлевна Чернышевская), иногда померещится, что Амбарцум Кабанян (Александр Яковлевич Чернышевский) не лишен комического дарования, а Федор Малышев (Годунов-Чердынцев) обаяния. Но скучно, скучно, скучно… И ладно бы только скучно. В программке к спектаклю рядом с Федором Константиновичем Годуновым-Чердынцевым помещен персонаж, величаемый «Критик, его воображаемая Литературная Необходимость». Именно так с прописных букв. Литературную Необходимость играет единственная представительница старшего поколения «фоменок» Полина Кутепова. Она ходит по сцене в мешковатом костюме, мужском парике и с накладным (гоголевским) носом, то и дело вступая с Годуновым-Чердынцевым в диалог. Кажется, в этих местах режиссером предполагалась какая-то ирония, но ее так легко спутать с высокопарностью, что лучше бы ее и вовсе не было. Невольно хочется спросить вы роман-то внимательно изучили? Там в одной из первых сцен застенчивый рижанин Герман Иванович Буш читает собравшимся свою философскую трагедию, в которой Одинокий Спутник («Федор Константинович напрасно понадеялся, что это метафизический парадокс, а не предательский ляпсус») беседует о греческой философии с проститутками на Улице Греха. Литературная Необходимость в исполнении Кутеповой словно бы взошла на подмостки «Мастерской» прямиком из этой трагедии. Поставить роман Набокова как роман Тургенева это еще полбеды, но превратить его в пародируемую Набоковым символистскую графоманию беда настоящая.
Вернемся, однако, к самой книге. В мерном, почти что бесконфликтном течении ее сюжета есть один крутой поворот. А именно глава о Чернышевском, наделавшая в свое время столько шума в эмигрантских кругах. Режиссер отделывается от этой главы, поместив ее текст в программку к спектаклю и напрочь о ней позабыв. Между тем жизнеописание Николая Гавриловича со всеми сомнительными подробностями его семейной жизни, сама его трагикомическая фигура вот, казалось бы, раздолье для театра, всегда знавшего толк во вкусной бенефисной игре. Но дело даже не в этом, а в том, что именно глава о Чернышевском придает тексту Набокова остроту.
Именно благодаря ей вроде бы эскапистский роман попал в самый нерв общественной жизни. Набоков в «Даре» бежал реальности, но его диалог с прошлым ведется с таким жаром и с такой страстью, что он невольно обращен в настоящее. Развенчивая Чернышевского, компрометируя его писания, его политические и эстетические воззрения, его интимную жизнь, Набоков невольно преисполняется восхищением перед его фанатичным подвижничеством. Одержимость его героя комична, но вместе с тем и заразительна. Да и само прошлое у Набокова живое, трепещущее в руках.
В спектакле «Мастерской» нет не только страсти нет самого диалога. Прошлое это просто какой-то музей с пыльными экспонатами, в который иногда приятно забрести и погулять несколько часов. А сам спектакль очередной культурный жест по освоению сокровищ мировой литературы. И эта бесконфликтная, благостная интеллигентщина, в которую обратился стиль театра, на мой взгляд, путь в никуда.
«Мастерская Фоменко» и прежде беззаветно и самозабвенно жила не в настоящем, а в прошлом. Но, во-первых, это была ироничная игра с прошлым великого мастера. А во-вторых, на силе инерции долго не продержишься. Уж сколько театров она погубила. И как представишь себе, что «Мастерскую» ждет судьба доверившегося силе инерции БДТ, начинает сосать под ложечкой. Лучше какие угодно безумства, резкая смена алгоритма, громкие провалы, только не стагнация, не трясина, не спектакли повышенной безопасности, не сладостные воспоминания о минувших деньках. Они могут погубить самый мощный дар и самый прекрасный театр. А в том, что «Мастерская» прекрасна, мы по-прежнему не сомневаемся.
Марина Давыдова, «colta.ru», 14.09.2012
- “Пугачёв”: время колокольчиков в “Мастерской Фоменко”Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 19.07.2024
- Между волком и вошьюТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 18.07.2024
- «Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?»Ольга Егошина, «Театрал», 1.07.2024
- В «Мастерской Фоменко» исследовали русский бунтМарина Райкина, «Московский комсомолец», 18.06.2024
- Скифское буйство и нежное хулиганство: «Мастерская Петра Фоменко» выпускает «Пугачёва»«Театральный журнал», 13.06.2024
- «Послушайте!»: «Фоменки» о МаяковскомЮлия Зу, «Musecube», 19.09.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» Маяковский раздвоился, стал Лениным и Лилей БрикСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 14.09.2023
- «Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко: можно ли построить счастье на чужом несчастье?Елена Вилле, «МИР-24», 13.07.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Федор Малышев: «Я пытаюсь в каждой работе что-то разгадать»Ольга Романцова, «Перспектива. Поколение поиска», 06.2023
- Пищик для умаИгорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Рояль был весь раскрытРита Долматова, «На западе Москвы», 17.05.2023
- Каким вырос «Вишневый сад» в Мастерской Петра ФоменкоАлександра Сидорова, «Бизнес FM», 12.05.2023
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чумеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- Рыцарь. Моцарт. ПирАврора Акопян, «Бес Культуры», 25.10.2022
- Зачем в Мастерской Петра Фоменко поставили маленькие трагедии ПушкинаОльга Штраус, «Российская газета», 25.10.2022
- «Когтистый зверь, скребущий сердце»: в театре Фоменко поставили «Маленькие трагедии»Яна Жиляева, «Forbes», 22.10.2022
- В Мастерской Петра Фоменко – премьера спектакля «Рыцарь. Моцарт. Пир»«ВГТРК «Культура»», 13.10.2022
- Лучшие спектакли Москвы по произведениям БулгаковаОльга Романцова, «Культура.рф», 20.04.2021
- Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- Танцуя от рая до раяИгорь Вирабов, «Российская газета», 11.10.2020
- На ковре-самолёте в бездну страстей: авторская арт-экскурсия Полины Агуреевой в мастерской сказок Петра ФоменкоЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.10.2020
- Наслаждение, которое мы заслужилиАлёна Витшас, «Русский блоггер», 8.11.2019
- Антиутопия под МонеточкуАнна Богатырева, «Porusski.me», 6.11.2019
- «Махагония» в Мастерской Фоменко: дорогу молодымЮлия Зу, «Musecube.org», 6.11.2019
- Ммм… Ха, агония!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 21.10.2019
- Машина, которую мы собираемМарина Токарева, «Новая гезета», 19.10.2019
- Как создавалась «Махагония» в Мастерской Петра Фоменко«Esquire», 16.10.2019
- Мастерская и МаргаритаИльдар Сафуанов, «Литературная Россия», 9.11.2018
- Москва изменилась, а люди в ней все те жеЮлия Зу, «Musecube.org», 15.10.2018
- Проклятие вечного покояИлья Голубев, «Artifex.ru», 8.10.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Сила земного притяженияДарья Борисова, «На западе Москвы», 5.10.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Тусовка у ВоландаЕвгения Смехова, «Musecube.org», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра ФоменкоАнна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Где Аннушка разлила масло в новом театральном сезоне?Анна Богатырева, «Porusski.me», 26.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- Мастер и ученикМарина Токарева, «Новая газета», 19.09.2018
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в «Мастерской Фоменко», реж. Федор Малышев и Полина АгурееваВячеслав Шадронов, 18.09.2018
- Не верюАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 16.09.2018
- Полина Агуреева выступит в главной роли в премьере «Мастер и Маргарита»«РИА новости», 12.09.2018
- Фёдор Малышев: «Я не мог не рискнуть»Виктория Пешкова, «Ревизор.ru», 19.04.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- Открытие сезона 2017/18 в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «Мнение», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- Прожженные душиМарина Токарева, «Новая газета», 5.07.2017
- «Мертвые души» и окрестностиДарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- Души прекрасные порывыИгорь Вирабов, «Российская газета», 30.06.2017
- Евгений Цыганов перенял ухватки СобакевичаАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 14.06.2017
- В вихре мрачного карнавалаМарина Абрамова, «Ревизор.ru», 12.06.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоится премьера спектакля «Души»«РИА Новости», 5.06.2017
- Актер Федор Малышев: «Русскому человеку нужна деструктивная энергия»Татьяна Власова, «www.teatral-online.ru», 22.12.2015
- Звезда по имени солнцеСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 12.12.2015
- Федор МАЛЫШЕВ: «Хотелось сделать подпольный, гаражный спектакль»Светлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 12.12.2015
- Самоистязание ДостоевскимЕлена Смородинова, «Эксперт», 26.11.2015
- Сон, который вы не забудетеОльга Степанян, «http://www.dailyculture.ru», 23.11.2015
- Проповедь смешного человекаНаталия Писанко, «Метро», 17.11.2015
- Смешной человекНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 15.11.2015
- Один длинный, один короткийДмитрий Быков, «GQ», 11.11.2015
- Смешной человек – это серьезноЛариса Каневская, «http://mnenieguru.ru», 5.11.2015
- Рыбный день – это не только четвергА. Мирошниченко, «http://www.teatron-journal.ru», 1.04.2015
- Добро пожаловать в ухуОльга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Умеющим «годить» не стыдно за болото: «Современная идиллия» в Мастерской ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 29.03.2015
- Сказка про стыдЕлизавета Авдошина, «http://chekhoved.net», 11.03.2015
- Салтыков-Щедрин без ГМО и искусственных красителейГригорий Заславский, «Независимая газета», 5.03.2015
- Сидя в болотеНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 4.03.2015
- Бенефис злободневностиРоман Должанский, «Коммерсант», 26.02.2015
- Место встречи меня и государстваОльга Егошина, «Новые Известия», 26.02.2015
- Как болото, караси?Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент», 24.02.2015
- Лед болота «Современной идиллии»Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 23.02.2015
- Болотное дело как «современная идиллия»Марина Токарева, «Новая газета», 20.02.2015
- «Современная идиллия» в театре Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «GQ», 02.2015
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Руслан и ЛюдмилаЛариса Каневская, «Весь Театр», 3.06.2014
- 13 персонажей в поисках зрителя. Новая премьера в Мастерской ФоменкоМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 2.06.2014
- «Гиганты горы»: смертельный номерНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 29.04.2014
- Богатырская поэмкаАлександра Солдатова , «Экран и Сцена», 04.2014
- «Старый карла был не прав!»Марина Токарева, «Новая газета», 28.03.2014
- «Владимир в гриднице высокой запировал…»Ольга Егошина, «Новые Известия», 18.03.2014
- «Руслан и Людмила»: сказка — ложь?Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.03.2014
- «Египетская марка» в «Мастерской Петра Фоменко»Григорий Заславский, «Независимая газета», 7.10.2013
- Не для всехАнна Ковалева, «Театрон», 1.10.2013
- «Дар» стал точкой и прибытия, и отправленияАнна Балуева, «Комсомольская правда», 2.07.2013
- Милый Египет вещейГалина Шматова, «афиша@mail.ru», 21.06.2013
- Жалко чижика!Алла Шендерова, «Ваш досуг», 13.06.2013
- Театральный читальный залАнастасия Иванова, «Вечерняя Москва», 9.06.2013
- «Египетская марка»: точно в стильНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 5.06.2013
- От фиоритуры к хрипуЕлена Дьякова, «Новая газета», 5.06.2013
- Эскапизм столетней выдержкиЕлена Губайдуллина, «Газета.ru», 4.06.2013
- Шорохи и шепотыМария Седых, «Итоги», 3.06.2013
- «Твой брат, Петрополь, умирает»Ольга Егошина, «Новые Известия», 3.06.2013
- Чижик-Пыжик, где ты?Анна Чужкова, «Культура», 31.05.2013
- В «Мастерской Петра Фоменко» держат «Египетскую марку»Марина Шимадина, «Известия», 30.05.2013
- В Мастерской Фоменко поставили «Египетскую марку» МандельштамаГлеб Ситковский, «Ведомости», 30.05.2013
- «Старх берет меня за руку и ведет
»Нинель Шабалина, «Сцена, № 3 (83)», 2013
- Мерцающий отблеск дараОльга Романцова, «Планета Красота, № 11-12», 12.2012
- Фоменковское счастьеЯна Жиляева, «http://vtbrussia.ru», 30.11.2012
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- «Дар»: фоменки на перепутьеНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.09.2012
- Подарочный наборЕлена Груева, «TimeOut Москва», 24.09.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Спорный «Дар» в «Мастерской Петра Фоменко»Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 17.09.2012
- Томление на перепутьеМарина Шимадина, «Эксперт», 17.09.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» показала первую премьеру после смерти учителяАлла Шевелева, «Известия», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Комедии народного потребленияАнна Чужкова, «Культура», 15.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Читать носом вредноОлег Зинцов, «Ведомости», 14.09.2012
- «Дар» напрасный, «Дар» случайныйМарина Давыдова, «colta.ru», 14.09.2012
- Охота на НабоковаАлла Шендерова, «Коммерсант», 13.09.2012
- Проворным аллюром бедных гоголевских героевГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2012
- Критический дарНиколай Берман, «Газета.ru», 12.09.2012
- Спектакль «Дар» стал первой премьерой нового сезона театра «Мастерская Петра Фоменко»Анна Нехаева, «ИТАР-ТАСС», 11.09.2012
- Большие надеждыНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 8.08.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Тургенев и Островский школы Петра ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 15.03.2012
- Рандеву на бульваре «Фоменок»Яна Жиляева, «Энергия успеха, № 3 (37)», 2012
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Не как в сказкеГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- Русский человек на rendez-vousАнна Банасюкевич, «TimeOut Москва», 2.12.2011
- «Русский человек на рандеву»Алексей Киселев , «Maptype.com», 12.2011
- Что русскому здоровоОльга Фукс, «Ведомости», 30.11.2011
- Мастерская Петра Фоменко: молодые на rendez-vousМарина Шимадина, «Ваш досуг», 23.11.2011
- Игра в классикаМария Седых, «Итоги», 14.11.2011
- Театр утешительных ассоциацийЕлена Ковальская, «Афиша», 10.11.2011
- Лишние людиОльга Егошина, «Новые Известия», 7.11.2011
- Новое поколение на rendez-vousГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 20)», 11.2011
- Бурление вешних водЕлена Губайдуллина, «Известия», 28.10.2011
- Рандеву с ТургеневымАнна Гордеева, «Московские новости», 27.10.2011
- Вешние воды во время чумыЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.10.2011
- «Русский человек на rendez-vous»: доигралисьНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 24.10.2011