Томление на перепутье
Мастерская Петра Фоменко выпустила первую премьеру без своего мастера набоковский «Дар» в постановке Евгения Каменьковича. Для театра это серьезный повод задуматься о поисках новых путей
Новый спектакль в «Мастерской Петра Фоменко» ставит рецензента в неловкое положение. Это первая премьера осиротевшего театра, и в такой нелегкой ситуации его хочется поддержать добрым словом. Но критик окажет театру медвежью услугу, если будет делать хорошую мину при плохой игре.
«Дар» нельзя назвать удачей. Это не того рода провал, когда режиссер решил рискнуть, сделать ход конем, поставить смелый эксперимент и не преуспел. Это какая-то системная и уже предсказуемая ошибка. Евгений Каменькович, как известно, очень любит литературу и будто специально берет для постановки такие тексты, которые сцене противопоказаны: зубодробительного Джойса, витиеватого Шишкина, герметичного Бродского. Результаты бывают разными: спектакль «Самое важное» по роману Шишкина «Венерин волос» был действительно выдающимся и получил кучу премий, «Улисс» потрясал грандиозностью поставленной задачи, «Горбунов и Горчаков» в «Современнике» вызывали уважение своей интеллигентностью. Но «Дар» навевает только скуку и недоумение: зачем это поставлено?
Вся прелесть набоковской прозы, на мой взгляд, в его дивном слоге, в причудливых изгибах мыслей и ассоциаций. При переносе на сцену эта тонкая и блистательная игра в бисер неизбежно превращается в петанк. Театр искусство по своей природе грубое и вещественное. Ему нужна плоть и кровь, фабула, сюжет, персонажи, характеры. И все эти упоительные литературные виньетки «застенчивая нога», «росистая улыбка», «резиново-стеклянная помощь врачей» и т. д. пропадают втуне.
Петр Наумович тоже любил работать с русской прозой и умел превращать авторское слово в многоголосую театральную партитуру. Инсценировки толстовских «Войны и мира», «Семейного счастия» и повести Бориса Вахтина «Одна абсолютно счастливая деревня», пожалуй, лучшие спектакли «Мастерской». Вкус к подробным, детальным инсценировкам он передал и своим ученикам Сергею Женовачу, Евгению Каменьковичу. И набоковский «Дар» поставлен, в общем-то, по тому же рецепту.
Сцены из эмигрантской жизни молодого писателя Федора Годунова-Чердынцева, в котором угадываются черты самого Владимира Набокова, в спектакле становятся поводом для озорной театральной игры. Стажерская группа «Мастерской», почти в полном составе перекочевавшая сюда из спектакля «Русский человек на rendez-vous», со смаком изображает убогий, карикатурный кружок литераторов, берлинских бюргеров и русских эмигрантов. А также материализует воспоминания героя о прекрасной юности в родовой усадьбе, где отец, мать и сестра, все в белом, поют романсы и позируют фотографу. Эти актерские этюды, конечно, прелестны, но то, что прекрасно смотрелось в учебном, по сути, спектакле по Тургеневу, изначально поставленном на маленькой сцене, в «Даре» на большой теряется. Постановка рассыпается на эпизоды, не связанные общей идеей, ясным ходом мысли.
По сцене туда-сюда носятся трамваи и поезда художник Владимир Максимов решил показать Берлин 1920-х как перекресток дорог. Неприкаянные русские эмигранты живут будто на вокзале, среди чемоданов и фонарных столбов, на которые от избытка молодых сил то и дело взлетает главный герой в исполнении Федора Малышева худосочный юноша с горящим взором, в котором, однако, трудно угадать тот божий Дар, о котором писал Набоков. Это лишь вторая роль актера в «Мастерской» (до этого был Санин в «Русском человеке »), так что в помощь дебютанту дан опытный напарник. Полина Кутепова, единственная здесь из старой гвардии, играет странного персонажа под названием «Критик, его Воображаемая Литературная Необходимость», а по сути альтер-эго героя и одновременно лицо от автора. В кургузом мужском костюме, в парике и с накладным гоголевским носом, она как тень сопровождает героя. Оберегает его от житейских неурядиц, усаживает за книги, смешно ревнует к новой пассии Зиночке Мерц. Такая вот неуклюжая муза. Этому Критику отданы и все рассуждения о литературе, которая, по словам Набокова, и является главной героиней его романа. По идее, именно эта фигура должна обобщать происходящее и выводить повествование на новый, небытовой уровень. Но этого почему-то не происходит, пазл не складывается в единую картинку.
Главная проблема тут в отсутствии «добавочной стоимости» той мысли, которую режиссер хотел бы донести до зрителей помимо текста. Что для постановщика было тут самым важным тяжкая судьба эмигрантов и тоска по родине или набухание таланта, который прорвется сквозь любую дрянь? Или, может быть, его волновала судьба русской словесности? Судя по жизнеутверждающему финалу, где все вдруг превращаются в марионеток, персонажей, послушных перу главного героя, а тот вдруг бросается со сцены вверх, по спинкам кресел, и исчезает на балконе со словами « и не кончается строка», Евгений Каменькович хотел нам поведать о радости творчества. Но в самом спектакле этой радости, увы, не чувствуется. Он не взлетает, а ползет тяжко и томительно.
Может, тут сказывается тяжесть потери, но спектакль делался еще при жизни Петра Фоменко, и тот успел посмотреть первые прогоны. Дело скорее в исчерпанности приемов, которые «Мастерская» использует со своего рождения, то есть уже двадцать лет. Этот сезон для театра юбилейный. И сейчас ему как никогда необходимы свежие силы, новое дыхание, смелость открывать для себя новые горизонты, экспериментировать и ошибаться, но не стоять на месте, а идти вперед.
Новый спектакль в «Мастерской Петра Фоменко» ставит рецензента в неловкое положение. Это первая премьера осиротевшего театра, и в такой нелегкой ситуации его хочется поддержать добрым словом. Но критик окажет театру медвежью услугу, если будет делать хорошую мину при плохой игре.
«Дар» нельзя назвать удачей. Это не того рода провал, когда режиссер решил рискнуть, сделать ход конем, поставить смелый эксперимент и не преуспел. Это какая-то системная и уже предсказуемая ошибка. Евгений Каменькович, как известно, очень любит литературу и будто специально берет для постановки такие тексты, которые сцене противопоказаны: зубодробительного Джойса, витиеватого Шишкина, герметичного Бродского. Результаты бывают разными: спектакль «Самое важное» по роману Шишкина «Венерин волос» был действительно выдающимся и получил кучу премий, «Улисс» потрясал грандиозностью поставленной задачи, «Горбунов и Горчаков» в «Современнике» вызывали уважение своей интеллигентностью. Но «Дар» навевает только скуку и недоумение: зачем это поставлено?
Вся прелесть набоковской прозы, на мой взгляд, в его дивном слоге, в причудливых изгибах мыслей и ассоциаций. При переносе на сцену эта тонкая и блистательная игра в бисер неизбежно превращается в петанк. Театр искусство по своей природе грубое и вещественное. Ему нужна плоть и кровь, фабула, сюжет, персонажи, характеры. И все эти упоительные литературные виньетки «застенчивая нога», «росистая улыбка», «резиново-стеклянная помощь врачей» и т. д. пропадают втуне.
Петр Наумович тоже любил работать с русской прозой и умел превращать авторское слово в многоголосую театральную партитуру. Инсценировки толстовских «Войны и мира», «Семейного счастия» и повести Бориса Вахтина «Одна абсолютно счастливая деревня», пожалуй, лучшие спектакли «Мастерской». Вкус к подробным, детальным инсценировкам он передал и своим ученикам Сергею Женовачу, Евгению Каменьковичу. И набоковский «Дар» поставлен, в общем-то, по тому же рецепту.
Сцены из эмигрантской жизни молодого писателя Федора Годунова-Чердынцева, в котором угадываются черты самого Владимира Набокова, в спектакле становятся поводом для озорной театральной игры. Стажерская группа «Мастерской», почти в полном составе перекочевавшая сюда из спектакля «Русский человек на rendez-vous», со смаком изображает убогий, карикатурный кружок литераторов, берлинских бюргеров и русских эмигрантов. А также материализует воспоминания героя о прекрасной юности в родовой усадьбе, где отец, мать и сестра, все в белом, поют романсы и позируют фотографу. Эти актерские этюды, конечно, прелестны, но то, что прекрасно смотрелось в учебном, по сути, спектакле по Тургеневу, изначально поставленном на маленькой сцене, в «Даре» на большой теряется. Постановка рассыпается на эпизоды, не связанные общей идеей, ясным ходом мысли.
По сцене туда-сюда носятся трамваи и поезда художник Владимир Максимов решил показать Берлин 1920-х как перекресток дорог. Неприкаянные русские эмигранты живут будто на вокзале, среди чемоданов и фонарных столбов, на которые от избытка молодых сил то и дело взлетает главный герой в исполнении Федора Малышева худосочный юноша с горящим взором, в котором, однако, трудно угадать тот божий Дар, о котором писал Набоков. Это лишь вторая роль актера в «Мастерской» (до этого был Санин в «Русском человеке »), так что в помощь дебютанту дан опытный напарник. Полина Кутепова, единственная здесь из старой гвардии, играет странного персонажа под названием «Критик, его Воображаемая Литературная Необходимость», а по сути альтер-эго героя и одновременно лицо от автора. В кургузом мужском костюме, в парике и с накладным гоголевским носом, она как тень сопровождает героя. Оберегает его от житейских неурядиц, усаживает за книги, смешно ревнует к новой пассии Зиночке Мерц. Такая вот неуклюжая муза. Этому Критику отданы и все рассуждения о литературе, которая, по словам Набокова, и является главной героиней его романа. По идее, именно эта фигура должна обобщать происходящее и выводить повествование на новый, небытовой уровень. Но этого почему-то не происходит, пазл не складывается в единую картинку.
Главная проблема тут в отсутствии «добавочной стоимости» той мысли, которую режиссер хотел бы донести до зрителей помимо текста. Что для постановщика было тут самым важным тяжкая судьба эмигрантов и тоска по родине или набухание таланта, который прорвется сквозь любую дрянь? Или, может быть, его волновала судьба русской словесности? Судя по жизнеутверждающему финалу, где все вдруг превращаются в марионеток, персонажей, послушных перу главного героя, а тот вдруг бросается со сцены вверх, по спинкам кресел, и исчезает на балконе со словами « и не кончается строка», Евгений Каменькович хотел нам поведать о радости творчества. Но в самом спектакле этой радости, увы, не чувствуется. Он не взлетает, а ползет тяжко и томительно.
Может, тут сказывается тяжесть потери, но спектакль делался еще при жизни Петра Фоменко, и тот успел посмотреть первые прогоны. Дело скорее в исчерпанности приемов, которые «Мастерская» использует со своего рождения, то есть уже двадцать лет. Этот сезон для театра юбилейный. И сейчас ему как никогда необходимы свежие силы, новое дыхание, смелость открывать для себя новые горизонты, экспериментировать и ошибаться, но не стоять на месте, а идти вперед.
Марина Шимадина, «Эксперт», 17.09.2012
- “Пугачёв”: время колокольчиков в “Мастерской Фоменко”Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 19.07.2024
- Между волком и вошьюТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 18.07.2024
- «Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?»Ольга Егошина, «Театрал», 1.07.2024
- В «Мастерской Фоменко» исследовали русский бунтМарина Райкина, «Московский комсомолец», 18.06.2024
- Скифское буйство и нежное хулиганство: «Мастерская Петра Фоменко» выпускает «Пугачёва»«Театральный журнал», 13.06.2024
- «Послушайте!»: «Фоменки» о МаяковскомЮлия Зу, «Musecube», 19.09.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» Маяковский раздвоился, стал Лениным и Лилей БрикСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 14.09.2023
- «Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко: можно ли построить счастье на чужом несчастье?Елена Вилле, «МИР-24», 13.07.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Федор Малышев: «Я пытаюсь в каждой работе что-то разгадать»Ольга Романцова, «Перспектива. Поколение поиска», 06.2023
- Пищик для умаИгорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Рояль был весь раскрытРита Долматова, «На западе Москвы», 17.05.2023
- Каким вырос «Вишневый сад» в Мастерской Петра ФоменкоАлександра Сидорова, «Бизнес FM», 12.05.2023
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чумеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- Рыцарь. Моцарт. ПирАврора Акопян, «Бес Культуры», 25.10.2022
- Зачем в Мастерской Петра Фоменко поставили маленькие трагедии ПушкинаОльга Штраус, «Российская газета», 25.10.2022
- «Когтистый зверь, скребущий сердце»: в театре Фоменко поставили «Маленькие трагедии»Яна Жиляева, «Forbes», 22.10.2022
- В Мастерской Петра Фоменко – премьера спектакля «Рыцарь. Моцарт. Пир»«ВГТРК «Культура»», 13.10.2022
- Лучшие спектакли Москвы по произведениям БулгаковаОльга Романцова, «Культура.рф», 20.04.2021
- Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- Танцуя от рая до раяИгорь Вирабов, «Российская газета», 11.10.2020
- На ковре-самолёте в бездну страстей: авторская арт-экскурсия Полины Агуреевой в мастерской сказок Петра ФоменкоЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.10.2020
- Наслаждение, которое мы заслужилиАлёна Витшас, «Русский блоггер», 8.11.2019
- Антиутопия под МонеточкуАнна Богатырева, «Porusski.me», 6.11.2019
- «Махагония» в Мастерской Фоменко: дорогу молодымЮлия Зу, «Musecube.org», 6.11.2019
- Ммм… Ха, агония!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 21.10.2019
- Машина, которую мы собираемМарина Токарева, «Новая гезета», 19.10.2019
- Как создавалась «Махагония» в Мастерской Петра Фоменко«Esquire», 16.10.2019
- Мастерская и МаргаритаИльдар Сафуанов, «Литературная Россия», 9.11.2018
- Москва изменилась, а люди в ней все те жеЮлия Зу, «Musecube.org», 15.10.2018
- Проклятие вечного покояИлья Голубев, «Artifex.ru», 8.10.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Сила земного притяженияДарья Борисова, «На западе Москвы», 5.10.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Тусовка у ВоландаЕвгения Смехова, «Musecube.org», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра ФоменкоАнна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Где Аннушка разлила масло в новом театральном сезоне?Анна Богатырева, «Porusski.me», 26.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- Мастер и ученикМарина Токарева, «Новая газета», 19.09.2018
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в «Мастерской Фоменко», реж. Федор Малышев и Полина АгурееваВячеслав Шадронов, 18.09.2018
- Не верюАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 16.09.2018
- Полина Агуреева выступит в главной роли в премьере «Мастер и Маргарита»«РИА новости», 12.09.2018
- Фёдор Малышев: «Я не мог не рискнуть»Виктория Пешкова, «Ревизор.ru», 19.04.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- Открытие сезона 2017/18 в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «Мнение», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- Прожженные душиМарина Токарева, «Новая газета», 5.07.2017
- «Мертвые души» и окрестностиДарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- Души прекрасные порывыИгорь Вирабов, «Российская газета», 30.06.2017
- Евгений Цыганов перенял ухватки СобакевичаАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 14.06.2017
- В вихре мрачного карнавалаМарина Абрамова, «Ревизор.ru», 12.06.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоится премьера спектакля «Души»«РИА Новости», 5.06.2017
- Актер Федор Малышев: «Русскому человеку нужна деструктивная энергия»Татьяна Власова, «www.teatral-online.ru», 22.12.2015
- Звезда по имени солнцеСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 12.12.2015
- Федор МАЛЫШЕВ: «Хотелось сделать подпольный, гаражный спектакль»Светлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 12.12.2015
- Самоистязание ДостоевскимЕлена Смородинова, «Эксперт», 26.11.2015
- Сон, который вы не забудетеОльга Степанян, «http://www.dailyculture.ru», 23.11.2015
- Проповедь смешного человекаНаталия Писанко, «Метро», 17.11.2015
- Смешной человекНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 15.11.2015
- Один длинный, один короткийДмитрий Быков, «GQ», 11.11.2015
- Смешной человек – это серьезноЛариса Каневская, «http://mnenieguru.ru», 5.11.2015
- Рыбный день – это не только четвергА. Мирошниченко, «http://www.teatron-journal.ru», 1.04.2015
- Добро пожаловать в ухуОльга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Умеющим «годить» не стыдно за болото: «Современная идиллия» в Мастерской ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 29.03.2015
- Сказка про стыдЕлизавета Авдошина, «http://chekhoved.net», 11.03.2015
- Салтыков-Щедрин без ГМО и искусственных красителейГригорий Заславский, «Независимая газета», 5.03.2015
- Сидя в болотеНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 4.03.2015
- Бенефис злободневностиРоман Должанский, «Коммерсант», 26.02.2015
- Место встречи меня и государстваОльга Егошина, «Новые Известия», 26.02.2015
- Как болото, караси?Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент», 24.02.2015
- Лед болота «Современной идиллии»Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 23.02.2015
- Болотное дело как «современная идиллия»Марина Токарева, «Новая газета», 20.02.2015
- «Современная идиллия» в театре Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «GQ», 02.2015
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Руслан и ЛюдмилаЛариса Каневская, «Весь Театр», 3.06.2014
- 13 персонажей в поисках зрителя. Новая премьера в Мастерской ФоменкоМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 2.06.2014
- «Гиганты горы»: смертельный номерНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 29.04.2014
- Богатырская поэмкаАлександра Солдатова , «Экран и Сцена», 04.2014
- «Старый карла был не прав!»Марина Токарева, «Новая газета», 28.03.2014
- «Владимир в гриднице высокой запировал…»Ольга Егошина, «Новые Известия», 18.03.2014
- «Руслан и Людмила»: сказка — ложь?Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.03.2014
- «Египетская марка» в «Мастерской Петра Фоменко»Григорий Заславский, «Независимая газета», 7.10.2013
- Не для всехАнна Ковалева, «Театрон», 1.10.2013
- «Дар» стал точкой и прибытия, и отправленияАнна Балуева, «Комсомольская правда», 2.07.2013
- Милый Египет вещейГалина Шматова, «афиша@mail.ru», 21.06.2013
- Жалко чижика!Алла Шендерова, «Ваш досуг», 13.06.2013
- Театральный читальный залАнастасия Иванова, «Вечерняя Москва», 9.06.2013
- «Египетская марка»: точно в стильНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 5.06.2013
- От фиоритуры к хрипуЕлена Дьякова, «Новая газета», 5.06.2013
- Эскапизм столетней выдержкиЕлена Губайдуллина, «Газета.ru», 4.06.2013
- Шорохи и шепотыМария Седых, «Итоги», 3.06.2013
- «Твой брат, Петрополь, умирает»Ольга Егошина, «Новые Известия», 3.06.2013
- Чижик-Пыжик, где ты?Анна Чужкова, «Культура», 31.05.2013
- В «Мастерской Петра Фоменко» держат «Египетскую марку»Марина Шимадина, «Известия», 30.05.2013
- В Мастерской Фоменко поставили «Египетскую марку» МандельштамаГлеб Ситковский, «Ведомости», 30.05.2013
- «Старх берет меня за руку и ведет
»Нинель Шабалина, «Сцена, № 3 (83)», 2013
- Мерцающий отблеск дараОльга Романцова, «Планета Красота, № 11-12», 12.2012
- Фоменковское счастьеЯна Жиляева, «http://vtbrussia.ru», 30.11.2012
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- «Дар»: фоменки на перепутьеНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.09.2012
- Подарочный наборЕлена Груева, «TimeOut Москва», 24.09.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Спорный «Дар» в «Мастерской Петра Фоменко»Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 17.09.2012
- Томление на перепутьеМарина Шимадина, «Эксперт», 17.09.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» показала первую премьеру после смерти учителяАлла Шевелева, «Известия», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Комедии народного потребленияАнна Чужкова, «Культура», 15.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Читать носом вредноОлег Зинцов, «Ведомости», 14.09.2012
- «Дар» напрасный, «Дар» случайныйМарина Давыдова, «colta.ru», 14.09.2012
- Охота на НабоковаАлла Шендерова, «Коммерсант», 13.09.2012
- Проворным аллюром бедных гоголевских героевГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2012
- Критический дарНиколай Берман, «Газета.ru», 12.09.2012
- Спектакль «Дар» стал первой премьерой нового сезона театра «Мастерская Петра Фоменко»Анна Нехаева, «ИТАР-ТАСС», 11.09.2012
- Большие надеждыНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 8.08.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Тургенев и Островский школы Петра ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 15.03.2012
- Рандеву на бульваре «Фоменок»Яна Жиляева, «Энергия успеха, № 3 (37)», 2012
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Не как в сказкеГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- Русский человек на rendez-vousАнна Банасюкевич, «TimeOut Москва», 2.12.2011
- «Русский человек на рандеву»Алексей Киселев , «Maptype.com», 12.2011
- Что русскому здоровоОльга Фукс, «Ведомости», 30.11.2011
- Мастерская Петра Фоменко: молодые на rendez-vousМарина Шимадина, «Ваш досуг», 23.11.2011
- Игра в классикаМария Седых, «Итоги», 14.11.2011
- Театр утешительных ассоциацийЕлена Ковальская, «Афиша», 10.11.2011
- Лишние людиОльга Егошина, «Новые Известия», 7.11.2011
- Новое поколение на rendez-vousГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 20)», 11.2011
- Бурление вешних водЕлена Губайдуллина, «Известия», 28.10.2011
- Рандеву с ТургеневымАнна Гордеева, «Московские новости», 27.10.2011
- Вешние воды во время чумыЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.10.2011
- «Русский человек на rendez-vous»: доигралисьНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 24.10.2011