Рыбный день – это не только четверг
Евгений Каменькович поставил в театре «Мастерская Петра Фоменко» спектакль по роману Салтыкова-Щедрина «Современная идиллия». Одно из последних размышлений автора, произведение редкое, частый гость разве что в литературных институтах. Такой странный, на первый взгляд, выбор для знающих этого режиссера, знающих, что его волнует, чем он интересуется и что хочет сказать и донести до зрителя, вполне объясним.
Евгений Каменькович и раньше не отличался обыденностью взглядов и был, что называется в «андеграунде» и ставил «не для всех» – то неподъемного Улисса, то вот недавно погрузился в философию Пиранделло в «Гигантах горы» и вот откопал повести Салтыкова-Щедрина. Совсем не школьную и похоже, действительно, пылившуюся где-то далеко на полке, как это сказано в программке, вещь. Самое любопытное в этой постановочной истории, что даже еще многие и многие столетия вперед, не вспоминая сатирика «с рыбьими глазами», с трудом в памяти воспроизводя его повести о премудром пескаре, он оказывается чертовски прозорлив и актуален. И здесь чутье режиссера не подводит.
Начинается эта история с пролога… Точнее, нет. Начинается эта история с программки, расписанной гравюрами XVI века, на «рыбную» тему. На первой странице – тарелка с брейгелевской «большой рыбой», приборы и надпись «Добро пожаловать в уху!». Собственно, все мы в ней варимся давно, кто-то осознанно, кто-то пока нет. Занавес… Да, есть занавес, но он имеет исключительно символический характер. Это не гигантские складки мягкой, бархатистой ткани, которые тяжело колышутся, когда смыкаются. Это всего лишь рыболовная сеть. Перед сотнями любопытствующий глаз – от партера до балкона – зеленая рыболовная сеть. «Добро пожаловать в уху!». Итак, пролог. Для него режиссер выбрал известный по школьной программе рассказ автора «Премудрый пескарь». Заседание суда, которое длилось вечно, по крайней мере, для пескаря, так и не дождавшегося приговора и отдавшего концы прямо там. Надо заметить, здесь сказывается режиссерская особенность Каменьковича – склонность к обобщению и масштабам, которые обычно выходят за пределы конкретного произведения. Текст «Современной идиллии» он разбавил другими повестями Щедрина.
Красочный, колоритный и даже вкусный, но при этом противный и отдающий тиной подводный мир с его обитателями открывается перед зрителем. Полутуман, полусумрак, полулюди, полурыбы и полулягушки решают судьбу одного. Попадая в это затхлое пространство (сценография Марии Митрофановой) уже становится предельно ясно, что ждет нас в ближайшие три часа. Простите, но не могу удержаться от сравнения и Евгений Каменькович как проницательный режиссер и человек высокой культуры, конечно, знал об этом. Гениальный Мейерхольд в своем спектакле, не менее гениальном «Ревизоре», поместил гоголевских героев в подобный аквариум и нарядил их в зелено-коричневые костюмы. Ощущение болота, вязкого, засасывающего и бездонного, где все медлительно, томно и даже время похоже на тягучий кисель, и вместе с тем какой-то дремучести средневековой и беспросветной передавалось публике. Так и у Каменьковича пролог задал нужное настроение. И как потом ни менялась внешняя картинка спектакля, – а местами она была очень эффектной – тягостное чувство дна, совсем не горьковского, отдавалось эхом в каждой паре внимающих глаз.
Болото исчезнет, на сцену выйдут люди-человеки. Кстати, режиссер больше рассчитывал воздействовать именно этой атмосферностью, нежели просто донести текст Щедрина. Задать нужный характер, который ритмично подчеркивает смысловая музыка группы «АукцЫон», будто специально написанная для спектакля. Два главных героя – Я (Михаил Крылов) и Глумов, позаимствованный писателем у Островского (Федор Малышев) – бывшие либералы, которые в целях политической благонадежности пытаются отказаться от своих былых взглядов в связи с переменой власти и жить как простые люди, то есть не проявлять политических позиций, а точнее оппозиции, не размышлять. В щедринском лексиконе это называется «погодить». Пока улягутся волнения, о них подзабудут. Но «годить» выходит не совсем просто, и безобидное занятие оборачивается оскатиниванием персонажей, которые по привычке пытаются «дойти до самой сути» даже в том, какую ветчину они едят, как она росла, кормилась, кто ее кормил и лелеял под лучами солнца.
Речь идет не просто об отказе от своих убеждений, а об отказе от мысли вообще, от мотивации и потребности думать, осознавать. Все это пока происходит в комнате-коробке Глумова, которая находится над водной гладью. Время от времени, когда героев окончательно «накрывает», как совесть появляется немой персонаж – гороховое пальто. Во второй части действия эту функцию возьмет на себя «стыд» – по сути, главный герой романа Салтыкова-Щедрина. Но на сцене он не появляется. Действительно, как еще можно вылечить общество как не пристыдить в чем-то? Но, кажется, и сегодня инструменты писателя немного устарели, и механизм их действия давно покрылся ржавчиной. Только в выдуманном произведении герои могут поступить правильно, а значит по совести.
В попытке уйти незамеченными от новой власти герои оказываются, наоборот, у нее в руках, что вполне закономерно. И кажется, что если немножечко ей уступить, пойти навстречу, то и она сама потом о них забудет. Вот если бы сыграть фиктивный брак с Фаиной Егоровной (Моника Санторо), то и дело с концом, только бы найти еще такого дурака. Одна уступка, подлость, оборачивается другой и накатывается как снежный ком, пока один из героев Глумов не решится бежать, кстати, вместе с Фаиной Егоровной. Моника Санторо – единственная актриса, занятая в этом спектакле. То ли она настолько экзотична на сцене, то ли этот ее запоминающийся профиль, отдающий поразительным сходством с таировской трагической Федрой, но за актрисой в течение всего спектакля интересно наблюдать. Она ни на минуту не выпадает из поля зрения.
Кстати, дурак, который захочет оформить фиктивные отношения, найдется. Им окажется адвокат Балалайкин (Дмитрий Захаров), чем-то напоминающий наш «золотой голос России». Ветреный повеса, уже состоящий в бракосочетании с некой дамой и имеющий даже детей. Но за определенную сумму, он охотно об этом забудет. Сцены с этим персонажем особенно запоминающи и эффектны. Разудалый веселый фарс неумолимо несется в пропасть. И тут спастись бы, незаметно уйти от новой кормушки-ловушки, да вдруг заподозрят, уличат, что не так улыбаешься, не то, что мыслишь; да и лицо человеческое хочется сохранить, но об этом уже думать не приходится. Стыд где-то маячит и о чем-то напоминает. Хорошо, что стыд вообще есть в сознании героев, что о нем помнят и даже видят как отдельного персонажа. Пусть так, чем вообще никак.
А теперь самое любопытное… Мне как зрителю (конечно, это исключительно только мое восприятие) все время мешали какие-то дополнительные эффекты в постановке, которыми она буквально напичкана. Заметила, Каменькович вообще такое любит. Из чего складывается ощущение, что все в спектакле работает по принципу «развлекая поучай». Но от внешней «развлекухи», особенно в таких масштабах, в каких она сейчас доминирует почти во всех сферах искусства, начинает немного подташнивать. Иногда просто хочется оказаться в черной коробке театрального пространства, остановиться, остаться наедине с происходящим на сцене, даже просто с тишиной. Положение в спектакле не спасают даже прекрасные актеры, удивительная сценография, граничащая с изобретательностью в некоторых сценах. Пруд на сцене с настоящей водой, затем там же в следующем действии каток – актеры то катаются на коньках, то разъезжают в лодках, то ходят на ходулях… и что-то ещё пестрое, разноцветно-винегретное и что уже и не запомнилось, а в целом и неважно вовсе. Иногда, кажется, действие начинает расслаиваться на отдельные пласты, но потом вновь собирается, как гармошка. А самое интересное, подлавливаешь себя на мысли – как прекрасен этот мир, как он привлекателен, и как хотелось бы остаться в нем, пусть в таком противоречивом и с точки зрения морали гадком и неправильном, но насколько уютном. Как теплое место, где спокойно размножаются бактерии. Не знаю, это ли хотел сказать Салтыков-Щедрин. В любом случае, работа профессиональная и от нее веет почти стерильным, филигранным качеством, впрочем, как и от других постановок режиссера.
Мысль Щедрина в повести, хоть и прозрачна, но завуалированная сатирическим языком автора и приправленная эффектным сценическим украшательством режиссера, теряет свою ясность. И действие приобретает ненужную грузность, как плотный воздух, дышать в котором не так-то просто. Каждая фраза – почти цитата, новая мысль. Очень много мысли наслаиваются одна на другую. Простота и лаконизм напрашиваются в гости этому яркому и точному спектаклю.
P. S. За несколько дней до того, как автор посмотрел этот спектакль, в центре Москвы был убит Борис Немцов.
Евгений Каменькович и раньше не отличался обыденностью взглядов и был, что называется в «андеграунде» и ставил «не для всех» – то неподъемного Улисса, то вот недавно погрузился в философию Пиранделло в «Гигантах горы» и вот откопал повести Салтыкова-Щедрина. Совсем не школьную и похоже, действительно, пылившуюся где-то далеко на полке, как это сказано в программке, вещь. Самое любопытное в этой постановочной истории, что даже еще многие и многие столетия вперед, не вспоминая сатирика «с рыбьими глазами», с трудом в памяти воспроизводя его повести о премудром пескаре, он оказывается чертовски прозорлив и актуален. И здесь чутье режиссера не подводит.
Начинается эта история с пролога… Точнее, нет. Начинается эта история с программки, расписанной гравюрами XVI века, на «рыбную» тему. На первой странице – тарелка с брейгелевской «большой рыбой», приборы и надпись «Добро пожаловать в уху!». Собственно, все мы в ней варимся давно, кто-то осознанно, кто-то пока нет. Занавес… Да, есть занавес, но он имеет исключительно символический характер. Это не гигантские складки мягкой, бархатистой ткани, которые тяжело колышутся, когда смыкаются. Это всего лишь рыболовная сеть. Перед сотнями любопытствующий глаз – от партера до балкона – зеленая рыболовная сеть. «Добро пожаловать в уху!». Итак, пролог. Для него режиссер выбрал известный по школьной программе рассказ автора «Премудрый пескарь». Заседание суда, которое длилось вечно, по крайней мере, для пескаря, так и не дождавшегося приговора и отдавшего концы прямо там. Надо заметить, здесь сказывается режиссерская особенность Каменьковича – склонность к обобщению и масштабам, которые обычно выходят за пределы конкретного произведения. Текст «Современной идиллии» он разбавил другими повестями Щедрина.
Красочный, колоритный и даже вкусный, но при этом противный и отдающий тиной подводный мир с его обитателями открывается перед зрителем. Полутуман, полусумрак, полулюди, полурыбы и полулягушки решают судьбу одного. Попадая в это затхлое пространство (сценография Марии Митрофановой) уже становится предельно ясно, что ждет нас в ближайшие три часа. Простите, но не могу удержаться от сравнения и Евгений Каменькович как проницательный режиссер и человек высокой культуры, конечно, знал об этом. Гениальный Мейерхольд в своем спектакле, не менее гениальном «Ревизоре», поместил гоголевских героев в подобный аквариум и нарядил их в зелено-коричневые костюмы. Ощущение болота, вязкого, засасывающего и бездонного, где все медлительно, томно и даже время похоже на тягучий кисель, и вместе с тем какой-то дремучести средневековой и беспросветной передавалось публике. Так и у Каменьковича пролог задал нужное настроение. И как потом ни менялась внешняя картинка спектакля, – а местами она была очень эффектной – тягостное чувство дна, совсем не горьковского, отдавалось эхом в каждой паре внимающих глаз.
Болото исчезнет, на сцену выйдут люди-человеки. Кстати, режиссер больше рассчитывал воздействовать именно этой атмосферностью, нежели просто донести текст Щедрина. Задать нужный характер, который ритмично подчеркивает смысловая музыка группы «АукцЫон», будто специально написанная для спектакля. Два главных героя – Я (Михаил Крылов) и Глумов, позаимствованный писателем у Островского (Федор Малышев) – бывшие либералы, которые в целях политической благонадежности пытаются отказаться от своих былых взглядов в связи с переменой власти и жить как простые люди, то есть не проявлять политических позиций, а точнее оппозиции, не размышлять. В щедринском лексиконе это называется «погодить». Пока улягутся волнения, о них подзабудут. Но «годить» выходит не совсем просто, и безобидное занятие оборачивается оскатиниванием персонажей, которые по привычке пытаются «дойти до самой сути» даже в том, какую ветчину они едят, как она росла, кормилась, кто ее кормил и лелеял под лучами солнца.
Речь идет не просто об отказе от своих убеждений, а об отказе от мысли вообще, от мотивации и потребности думать, осознавать. Все это пока происходит в комнате-коробке Глумова, которая находится над водной гладью. Время от времени, когда героев окончательно «накрывает», как совесть появляется немой персонаж – гороховое пальто. Во второй части действия эту функцию возьмет на себя «стыд» – по сути, главный герой романа Салтыкова-Щедрина. Но на сцене он не появляется. Действительно, как еще можно вылечить общество как не пристыдить в чем-то? Но, кажется, и сегодня инструменты писателя немного устарели, и механизм их действия давно покрылся ржавчиной. Только в выдуманном произведении герои могут поступить правильно, а значит по совести.
В попытке уйти незамеченными от новой власти герои оказываются, наоборот, у нее в руках, что вполне закономерно. И кажется, что если немножечко ей уступить, пойти навстречу, то и она сама потом о них забудет. Вот если бы сыграть фиктивный брак с Фаиной Егоровной (Моника Санторо), то и дело с концом, только бы найти еще такого дурака. Одна уступка, подлость, оборачивается другой и накатывается как снежный ком, пока один из героев Глумов не решится бежать, кстати, вместе с Фаиной Егоровной. Моника Санторо – единственная актриса, занятая в этом спектакле. То ли она настолько экзотична на сцене, то ли этот ее запоминающийся профиль, отдающий поразительным сходством с таировской трагической Федрой, но за актрисой в течение всего спектакля интересно наблюдать. Она ни на минуту не выпадает из поля зрения.
Кстати, дурак, который захочет оформить фиктивные отношения, найдется. Им окажется адвокат Балалайкин (Дмитрий Захаров), чем-то напоминающий наш «золотой голос России». Ветреный повеса, уже состоящий в бракосочетании с некой дамой и имеющий даже детей. Но за определенную сумму, он охотно об этом забудет. Сцены с этим персонажем особенно запоминающи и эффектны. Разудалый веселый фарс неумолимо несется в пропасть. И тут спастись бы, незаметно уйти от новой кормушки-ловушки, да вдруг заподозрят, уличат, что не так улыбаешься, не то, что мыслишь; да и лицо человеческое хочется сохранить, но об этом уже думать не приходится. Стыд где-то маячит и о чем-то напоминает. Хорошо, что стыд вообще есть в сознании героев, что о нем помнят и даже видят как отдельного персонажа. Пусть так, чем вообще никак.
А теперь самое любопытное… Мне как зрителю (конечно, это исключительно только мое восприятие) все время мешали какие-то дополнительные эффекты в постановке, которыми она буквально напичкана. Заметила, Каменькович вообще такое любит. Из чего складывается ощущение, что все в спектакле работает по принципу «развлекая поучай». Но от внешней «развлекухи», особенно в таких масштабах, в каких она сейчас доминирует почти во всех сферах искусства, начинает немного подташнивать. Иногда просто хочется оказаться в черной коробке театрального пространства, остановиться, остаться наедине с происходящим на сцене, даже просто с тишиной. Положение в спектакле не спасают даже прекрасные актеры, удивительная сценография, граничащая с изобретательностью в некоторых сценах. Пруд на сцене с настоящей водой, затем там же в следующем действии каток – актеры то катаются на коньках, то разъезжают в лодках, то ходят на ходулях… и что-то ещё пестрое, разноцветно-винегретное и что уже и не запомнилось, а в целом и неважно вовсе. Иногда, кажется, действие начинает расслаиваться на отдельные пласты, но потом вновь собирается, как гармошка. А самое интересное, подлавливаешь себя на мысли – как прекрасен этот мир, как он привлекателен, и как хотелось бы остаться в нем, пусть в таком противоречивом и с точки зрения морали гадком и неправильном, но насколько уютном. Как теплое место, где спокойно размножаются бактерии. Не знаю, это ли хотел сказать Салтыков-Щедрин. В любом случае, работа профессиональная и от нее веет почти стерильным, филигранным качеством, впрочем, как и от других постановок режиссера.
Мысль Щедрина в повести, хоть и прозрачна, но завуалированная сатирическим языком автора и приправленная эффектным сценическим украшательством режиссера, теряет свою ясность. И действие приобретает ненужную грузность, как плотный воздух, дышать в котором не так-то просто. Каждая фраза – почти цитата, новая мысль. Очень много мысли наслаиваются одна на другую. Простота и лаконизм напрашиваются в гости этому яркому и точному спектаклю.
P. S. За несколько дней до того, как автор посмотрел этот спектакль, в центре Москвы был убит Борис Немцов.
А. Мирошниченко, «http://www.teatron-journal.ru», 1.04.2015
- “Пугачёв”: время колокольчиков в “Мастерской Фоменко”Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 19.07.2024
- Между волком и вошьюТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 18.07.2024
- «Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?»Ольга Егошина, «Театрал», 1.07.2024
- В «Мастерской Фоменко» исследовали русский бунтМарина Райкина, «Московский комсомолец», 18.06.2024
- Скифское буйство и нежное хулиганство: «Мастерская Петра Фоменко» выпускает «Пугачёва»«Театральный журнал», 13.06.2024
- «Послушайте!»: «Фоменки» о МаяковскомЮлия Зу, «Musecube», 19.09.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» Маяковский раздвоился, стал Лениным и Лилей БрикСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 14.09.2023
- «Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко: можно ли построить счастье на чужом несчастье?Елена Вилле, «МИР-24», 13.07.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Федор Малышев: «Я пытаюсь в каждой работе что-то разгадать»Ольга Романцова, «Перспектива. Поколение поиска», 06.2023
- Пищик для умаИгорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Рояль был весь раскрытРита Долматова, «На западе Москвы», 17.05.2023
- Каким вырос «Вишневый сад» в Мастерской Петра ФоменкоАлександра Сидорова, «Бизнес FM», 12.05.2023
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чумеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- Рыцарь. Моцарт. ПирАврора Акопян, «Бес Культуры», 25.10.2022
- Зачем в Мастерской Петра Фоменко поставили маленькие трагедии ПушкинаОльга Штраус, «Российская газета», 25.10.2022
- «Когтистый зверь, скребущий сердце»: в театре Фоменко поставили «Маленькие трагедии»Яна Жиляева, «Forbes», 22.10.2022
- В Мастерской Петра Фоменко – премьера спектакля «Рыцарь. Моцарт. Пир»«ВГТРК «Культура»», 13.10.2022
- Лучшие спектакли Москвы по произведениям БулгаковаОльга Романцова, «Культура.рф», 20.04.2021
- Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- Танцуя от рая до раяИгорь Вирабов, «Российская газета», 11.10.2020
- На ковре-самолёте в бездну страстей: авторская арт-экскурсия Полины Агуреевой в мастерской сказок Петра ФоменкоЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.10.2020
- Наслаждение, которое мы заслужилиАлёна Витшас, «Русский блоггер», 8.11.2019
- Антиутопия под МонеточкуАнна Богатырева, «Porusski.me», 6.11.2019
- «Махагония» в Мастерской Фоменко: дорогу молодымЮлия Зу, «Musecube.org», 6.11.2019
- Ммм… Ха, агония!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 21.10.2019
- Машина, которую мы собираемМарина Токарева, «Новая гезета», 19.10.2019
- Как создавалась «Махагония» в Мастерской Петра Фоменко«Esquire», 16.10.2019
- Мастерская и МаргаритаИльдар Сафуанов, «Литературная Россия», 9.11.2018
- Москва изменилась, а люди в ней все те жеЮлия Зу, «Musecube.org», 15.10.2018
- Проклятие вечного покояИлья Голубев, «Artifex.ru», 8.10.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Сила земного притяженияДарья Борисова, «На западе Москвы», 5.10.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Тусовка у ВоландаЕвгения Смехова, «Musecube.org», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра ФоменкоАнна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Где Аннушка разлила масло в новом театральном сезоне?Анна Богатырева, «Porusski.me», 26.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- Мастер и ученикМарина Токарева, «Новая газета», 19.09.2018
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в «Мастерской Фоменко», реж. Федор Малышев и Полина АгурееваВячеслав Шадронов, 18.09.2018
- Не верюАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 16.09.2018
- Полина Агуреева выступит в главной роли в премьере «Мастер и Маргарита»«РИА новости», 12.09.2018
- Фёдор Малышев: «Я не мог не рискнуть»Виктория Пешкова, «Ревизор.ru», 19.04.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- Открытие сезона 2017/18 в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «Мнение», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- Прожженные душиМарина Токарева, «Новая газета», 5.07.2017
- «Мертвые души» и окрестностиДарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- Души прекрасные порывыИгорь Вирабов, «Российская газета», 30.06.2017
- Евгений Цыганов перенял ухватки СобакевичаАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 14.06.2017
- В вихре мрачного карнавалаМарина Абрамова, «Ревизор.ru», 12.06.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоится премьера спектакля «Души»«РИА Новости», 5.06.2017
- Актер Федор Малышев: «Русскому человеку нужна деструктивная энергия»Татьяна Власова, «www.teatral-online.ru», 22.12.2015
- Звезда по имени солнцеСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 12.12.2015
- Федор МАЛЫШЕВ: «Хотелось сделать подпольный, гаражный спектакль»Светлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 12.12.2015
- Самоистязание ДостоевскимЕлена Смородинова, «Эксперт», 26.11.2015
- Сон, который вы не забудетеОльга Степанян, «http://www.dailyculture.ru», 23.11.2015
- Проповедь смешного человекаНаталия Писанко, «Метро», 17.11.2015
- Смешной человекНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 15.11.2015
- Один длинный, один короткийДмитрий Быков, «GQ», 11.11.2015
- Смешной человек – это серьезноЛариса Каневская, «http://mnenieguru.ru», 5.11.2015
- Рыбный день – это не только четвергА. Мирошниченко, «http://www.teatron-journal.ru», 1.04.2015
- Добро пожаловать в ухуОльга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Умеющим «годить» не стыдно за болото: «Современная идиллия» в Мастерской ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 29.03.2015
- Сказка про стыдЕлизавета Авдошина, «http://chekhoved.net», 11.03.2015
- Салтыков-Щедрин без ГМО и искусственных красителейГригорий Заславский, «Независимая газета», 5.03.2015
- Сидя в болотеНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 4.03.2015
- Бенефис злободневностиРоман Должанский, «Коммерсант», 26.02.2015
- Место встречи меня и государстваОльга Егошина, «Новые Известия», 26.02.2015
- Как болото, караси?Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент», 24.02.2015
- Лед болота «Современной идиллии»Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 23.02.2015
- Болотное дело как «современная идиллия»Марина Токарева, «Новая газета», 20.02.2015
- «Современная идиллия» в театре Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «GQ», 02.2015
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Руслан и ЛюдмилаЛариса Каневская, «Весь Театр», 3.06.2014
- 13 персонажей в поисках зрителя. Новая премьера в Мастерской ФоменкоМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 2.06.2014
- «Гиганты горы»: смертельный номерНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 29.04.2014
- Богатырская поэмкаАлександра Солдатова , «Экран и Сцена», 04.2014
- «Старый карла был не прав!»Марина Токарева, «Новая газета», 28.03.2014
- «Владимир в гриднице высокой запировал…»Ольга Егошина, «Новые Известия», 18.03.2014
- «Руслан и Людмила»: сказка — ложь?Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.03.2014
- «Египетская марка» в «Мастерской Петра Фоменко»Григорий Заславский, «Независимая газета», 7.10.2013
- Не для всехАнна Ковалева, «Театрон», 1.10.2013
- «Дар» стал точкой и прибытия, и отправленияАнна Балуева, «Комсомольская правда», 2.07.2013
- Милый Египет вещейГалина Шматова, «афиша@mail.ru», 21.06.2013
- Жалко чижика!Алла Шендерова, «Ваш досуг», 13.06.2013
- Театральный читальный залАнастасия Иванова, «Вечерняя Москва», 9.06.2013
- «Египетская марка»: точно в стильНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 5.06.2013
- От фиоритуры к хрипуЕлена Дьякова, «Новая газета», 5.06.2013
- Эскапизм столетней выдержкиЕлена Губайдуллина, «Газета.ru», 4.06.2013
- Шорохи и шепотыМария Седых, «Итоги», 3.06.2013
- «Твой брат, Петрополь, умирает»Ольга Егошина, «Новые Известия», 3.06.2013
- Чижик-Пыжик, где ты?Анна Чужкова, «Культура», 31.05.2013
- В «Мастерской Петра Фоменко» держат «Египетскую марку»Марина Шимадина, «Известия», 30.05.2013
- В Мастерской Фоменко поставили «Египетскую марку» МандельштамаГлеб Ситковский, «Ведомости», 30.05.2013
- «Старх берет меня за руку и ведет
»Нинель Шабалина, «Сцена, № 3 (83)», 2013
- Мерцающий отблеск дараОльга Романцова, «Планета Красота, № 11-12», 12.2012
- Фоменковское счастьеЯна Жиляева, «http://vtbrussia.ru», 30.11.2012
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- «Дар»: фоменки на перепутьеНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.09.2012
- Подарочный наборЕлена Груева, «TimeOut Москва», 24.09.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Спорный «Дар» в «Мастерской Петра Фоменко»Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 17.09.2012
- Томление на перепутьеМарина Шимадина, «Эксперт», 17.09.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» показала первую премьеру после смерти учителяАлла Шевелева, «Известия», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Комедии народного потребленияАнна Чужкова, «Культура», 15.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Читать носом вредноОлег Зинцов, «Ведомости», 14.09.2012
- «Дар» напрасный, «Дар» случайныйМарина Давыдова, «colta.ru», 14.09.2012
- Охота на НабоковаАлла Шендерова, «Коммерсант», 13.09.2012
- Проворным аллюром бедных гоголевских героевГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2012
- Критический дарНиколай Берман, «Газета.ru», 12.09.2012
- Спектакль «Дар» стал первой премьерой нового сезона театра «Мастерская Петра Фоменко»Анна Нехаева, «ИТАР-ТАСС», 11.09.2012
- Большие надеждыНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 8.08.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Тургенев и Островский школы Петра ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 15.03.2012
- Рандеву на бульваре «Фоменок»Яна Жиляева, «Энергия успеха, № 3 (37)», 2012
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Не как в сказкеГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- Русский человек на rendez-vousАнна Банасюкевич, «TimeOut Москва», 2.12.2011
- «Русский человек на рандеву»Алексей Киселев , «Maptype.com», 12.2011
- Что русскому здоровоОльга Фукс, «Ведомости», 30.11.2011
- Мастерская Петра Фоменко: молодые на rendez-vousМарина Шимадина, «Ваш досуг», 23.11.2011
- Игра в классикаМария Седых, «Итоги», 14.11.2011
- Театр утешительных ассоциацийЕлена Ковальская, «Афиша», 10.11.2011
- Лишние людиОльга Егошина, «Новые Известия», 7.11.2011
- Новое поколение на rendez-vousГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 20)», 11.2011
- Бурление вешних водЕлена Губайдуллина, «Известия», 28.10.2011
- Рандеву с ТургеневымАнна Гордеева, «Московские новости», 27.10.2011
- Вешние воды во время чумыЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.10.2011
- «Русский человек на rendez-vous»: доигралисьНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 24.10.2011