«Мертвые души» и окрестности
Фоменки играют спектакль по знаменитой поэме Гоголя
В «Мастерской Петра Фоменко» снова премьера. Молодой актер и начинающий режиссер Федор Малышев поставил в Малом зале спектакль «… Души». Жанр действа обозначен так: «карнавальная мениппея по произведениям Н. Гоголя».
Карнавальность происходящего сразу заявлена в костюмах – их сделал известный художник театра и кино Павел Каплевич. В конце 90-х он с режиссером Владимиром Мирзоевым выпустил знаменитый спектакль «Хлестаков» по гоголевскому «Ревизору», с Максимом Сухановым в главной роли. Странный, могучий Хлестаков там был облачен в тяжелый раззолоченный халат – в нынешних «…Душах» в похожем одеянии существует Губернатор в исполнении Алексея Колубкова. Что-то есть в этом облачении домашнее, безалаберное, азиатское, несмотря на светский статус обладателя. Манилов, напротив, тут щеголяет в лоскутном фраке, с гипертрофированным бантом на шее. Как вы уже наверняка догадались, спектакль Малышева – композиция по «Мертвым душам».
Однако, помимо знакомых нам со школьных лет Чичикова, Ноздрева, Собакевича, Коробочки, в сочинение режиссера «заходят» персонажи других произведений Гоголя. То Панночка примкнет к компании уездных деятелей, то Акакий Акакиевич Башмачкин возникнет с рассказом о новой шинели. А уж несчастный майор Ковалев практически не сходит с подмостков, жалуется на сбежавший нос. Гигантский Нос из папье-маше периодически показывается на сцене, дразнит бывшего владельца, после чего продолжает жить своей жизнью. «Карнавальная меннипея – жанр, вбирающий в себя высокое и низкое, провоцирующий и испытывающий правду», – сообщается в программке к спектаклю. Действительно, «…Души» Малышева – не интерпретация хрестоматийной поэмы, но игра с гоголевским миром. Гоголя в формах реализма (пусть даже критического) сейчас ставят разве что на учебных сценах, так что, конечно, гротеск и клоунада в нынешнем спектакле фоменок – никакое не открытие. Другое дело, что Гоголю всё это идет.
ГРИМ ВМЕСТО ДЕКОРАЦИЙ
Спектакль играется в небольшом пространстве Малого зала Нового здания театра, и декораций как таковых на сцене нет. Актеры то и дело составляют выразительные групповые композиции, кото-рыми собственно и лепится пластический ряд действа. Губернатор, Манилов, Собакевич, Коробочка, Ноздрев, Плюшкин и примкнувшая к ним Панночка составляют единое многоголовое существо, странное и непредсказуемое, которому противопоставлен Чичиков (Дмитрий Захаров). В отличие от колоритных жителей города N, Павел Иванович выглядит скучновато. Черный костюмчик, белая рубашка. Хитрость этого Чичикова сразу кажется смешной и нелепой. Потрясает он папочкой с куп¬чими, хорохорится, пускает в дело светскую любезность – но что все это против могучей непонятной силы в лице живописных монстров? Например, Собакевича. Евгения Цыганова «упрятали» под рыжий парик и блузу с неимоверными накладными плечами – получился ходячий шкаф. На ногу наступит (как бы невзначай) – согласишься на все, лишь бы он отошел. Плюшкин (Томас Моцкус) собирает в накладной карман все, что под руку попадается, даже ископаемые, добытые из собственного носа. Коробочка (Роза Шмуклер) глупа, настырна, подозрительна, но покупщика чего бы то ни было просто так не отпустит из своих владений. Словом, паноптикум. В конце еще будет выход Общества. Да-да, тут оно явлено в лице одной исполнительницы – актрисы Полины Агуреевой, которая представляет виртуозный номер синтетического жанра. Это какая-то пантомима со словами, причем, слов очень много. За считанные минуты перед нами промелькнут и Приятная Дама, и Дама Приятная Во Всех Отношениях, и несколько местных сплетников – словом, Общество. Чичикова в конце даже жалко, он растерзан этим Обществом и уже не хочет ничего, только убраться подальше от пестрой компании уездных «простаков»…
ЛЮБИТЬ ПО-РУССКИ
Постановщик и сам выходит на сцену – в роли кучера Селифана. Композиционно его выходы дробят действие на «главы». Конечно, в два часа не вместишь все «Мертвые души» и окрестности, но в целом автору композиции удалось сбить крепкий каркас и внятно выразить свою линию размышлений о России (ибо что такое любая попытка ставить/снимать Гоголя?). «Без болезней и страданий, которые в таком множестве накопились внутри России и которых виною мы сами, не почувствовал бы никто из нас к ней состраданья. А состраданье есть уже начало любви», – эти строки из письма Гоголя к «гр. А. П. Т…..му» недаром вынесены в развернутый эпиграф к спектаклю. Любовь здесь действительно русская – с горечью и ужасом.
Источник: газета «На западе Москвы»
Карнавальность происходящего сразу заявлена в костюмах – их сделал известный художник театра и кино Павел Каплевич. В конце 90-х он с режиссером Владимиром Мирзоевым выпустил знаменитый спектакль «Хлестаков» по гоголевскому «Ревизору», с Максимом Сухановым в главной роли. Странный, могучий Хлестаков там был облачен в тяжелый раззолоченный халат – в нынешних «…Душах» в похожем одеянии существует Губернатор в исполнении Алексея Колубкова. Что-то есть в этом облачении домашнее, безалаберное, азиатское, несмотря на светский статус обладателя. Манилов, напротив, тут щеголяет в лоскутном фраке, с гипертрофированным бантом на шее. Как вы уже наверняка догадались, спектакль Малышева – композиция по «Мертвым душам».
Однако, помимо знакомых нам со школьных лет Чичикова, Ноздрева, Собакевича, Коробочки, в сочинение режиссера «заходят» персонажи других произведений Гоголя. То Панночка примкнет к компании уездных деятелей, то Акакий Акакиевич Башмачкин возникнет с рассказом о новой шинели. А уж несчастный майор Ковалев практически не сходит с подмостков, жалуется на сбежавший нос. Гигантский Нос из папье-маше периодически показывается на сцене, дразнит бывшего владельца, после чего продолжает жить своей жизнью. «Карнавальная меннипея – жанр, вбирающий в себя высокое и низкое, провоцирующий и испытывающий правду», – сообщается в программке к спектаклю. Действительно, «…Души» Малышева – не интерпретация хрестоматийной поэмы, но игра с гоголевским миром. Гоголя в формах реализма (пусть даже критического) сейчас ставят разве что на учебных сценах, так что, конечно, гротеск и клоунада в нынешнем спектакле фоменок – никакое не открытие. Другое дело, что Гоголю всё это идет.
ГРИМ ВМЕСТО ДЕКОРАЦИЙ
Спектакль играется в небольшом пространстве Малого зала Нового здания театра, и декораций как таковых на сцене нет. Актеры то и дело составляют выразительные групповые композиции, кото-рыми собственно и лепится пластический ряд действа. Губернатор, Манилов, Собакевич, Коробочка, Ноздрев, Плюшкин и примкнувшая к ним Панночка составляют единое многоголовое существо, странное и непредсказуемое, которому противопоставлен Чичиков (Дмитрий Захаров). В отличие от колоритных жителей города N, Павел Иванович выглядит скучновато. Черный костюмчик, белая рубашка. Хитрость этого Чичикова сразу кажется смешной и нелепой. Потрясает он папочкой с куп¬чими, хорохорится, пускает в дело светскую любезность – но что все это против могучей непонятной силы в лице живописных монстров? Например, Собакевича. Евгения Цыганова «упрятали» под рыжий парик и блузу с неимоверными накладными плечами – получился ходячий шкаф. На ногу наступит (как бы невзначай) – согласишься на все, лишь бы он отошел. Плюшкин (Томас Моцкус) собирает в накладной карман все, что под руку попадается, даже ископаемые, добытые из собственного носа. Коробочка (Роза Шмуклер) глупа, настырна, подозрительна, но покупщика чего бы то ни было просто так не отпустит из своих владений. Словом, паноптикум. В конце еще будет выход Общества. Да-да, тут оно явлено в лице одной исполнительницы – актрисы Полины Агуреевой, которая представляет виртуозный номер синтетического жанра. Это какая-то пантомима со словами, причем, слов очень много. За считанные минуты перед нами промелькнут и Приятная Дама, и Дама Приятная Во Всех Отношениях, и несколько местных сплетников – словом, Общество. Чичикова в конце даже жалко, он растерзан этим Обществом и уже не хочет ничего, только убраться подальше от пестрой компании уездных «простаков»…
ЛЮБИТЬ ПО-РУССКИ
Постановщик и сам выходит на сцену – в роли кучера Селифана. Композиционно его выходы дробят действие на «главы». Конечно, в два часа не вместишь все «Мертвые души» и окрестности, но в целом автору композиции удалось сбить крепкий каркас и внятно выразить свою линию размышлений о России (ибо что такое любая попытка ставить/снимать Гоголя?). «Без болезней и страданий, которые в таком множестве накопились внутри России и которых виною мы сами, не почувствовал бы никто из нас к ней состраданья. А состраданье есть уже начало любви», – эти строки из письма Гоголя к «гр. А. П. Т…..му» недаром вынесены в развернутый эпиграф к спектаклю. Любовь здесь действительно русская – с горечью и ужасом.
Источник: газета «На западе Москвы»
Дарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- “Пугачёв”: время колокольчиков в “Мастерской Фоменко”Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 19.07.2024
- Между волком и вошьюТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 18.07.2024
- «Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?»Ольга Егошина, «Театрал», 1.07.2024
- В «Мастерской Фоменко» исследовали русский бунтМарина Райкина, «Московский комсомолец», 18.06.2024
- Скифское буйство и нежное хулиганство: «Мастерская Петра Фоменко» выпускает «Пугачёва»«Театральный журнал», 13.06.2024
- «Послушайте!»: «Фоменки» о МаяковскомЮлия Зу, «Musecube», 19.09.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» Маяковский раздвоился, стал Лениным и Лилей БрикСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 14.09.2023
- «Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко: можно ли построить счастье на чужом несчастье?Елена Вилле, «МИР-24», 13.07.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Федор Малышев: «Я пытаюсь в каждой работе что-то разгадать»Ольга Романцова, «Перспектива. Поколение поиска», 06.2023
- Пищик для умаИгорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Рояль был весь раскрытРита Долматова, «На западе Москвы», 17.05.2023
- Каким вырос «Вишневый сад» в Мастерской Петра ФоменкоАлександра Сидорова, «Бизнес FM», 12.05.2023
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чумеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- Рыцарь. Моцарт. ПирАврора Акопян, «Бес Культуры», 25.10.2022
- Зачем в Мастерской Петра Фоменко поставили маленькие трагедии ПушкинаОльга Штраус, «Российская газета», 25.10.2022
- «Когтистый зверь, скребущий сердце»: в театре Фоменко поставили «Маленькие трагедии»Яна Жиляева, «Forbes», 22.10.2022
- В Мастерской Петра Фоменко – премьера спектакля «Рыцарь. Моцарт. Пир»«ВГТРК «Культура»», 13.10.2022
- Лучшие спектакли Москвы по произведениям БулгаковаОльга Романцова, «Культура.рф», 20.04.2021
- Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- Танцуя от рая до раяИгорь Вирабов, «Российская газета», 11.10.2020
- На ковре-самолёте в бездну страстей: авторская арт-экскурсия Полины Агуреевой в мастерской сказок Петра ФоменкоЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.10.2020
- Наслаждение, которое мы заслужилиАлёна Витшас, «Русский блоггер», 8.11.2019
- Антиутопия под МонеточкуАнна Богатырева, «Porusski.me», 6.11.2019
- «Махагония» в Мастерской Фоменко: дорогу молодымЮлия Зу, «Musecube.org», 6.11.2019
- Ммм… Ха, агония!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 21.10.2019
- Машина, которую мы собираемМарина Токарева, «Новая гезета», 19.10.2019
- Как создавалась «Махагония» в Мастерской Петра Фоменко«Esquire», 16.10.2019
- Мастерская и МаргаритаИльдар Сафуанов, «Литературная Россия», 9.11.2018
- Москва изменилась, а люди в ней все те жеЮлия Зу, «Musecube.org», 15.10.2018
- Проклятие вечного покояИлья Голубев, «Artifex.ru», 8.10.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Сила земного притяженияДарья Борисова, «На западе Москвы», 5.10.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Тусовка у ВоландаЕвгения Смехова, «Musecube.org», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра ФоменкоАнна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Где Аннушка разлила масло в новом театральном сезоне?Анна Богатырева, «Porusski.me», 26.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- Мастер и ученикМарина Токарева, «Новая газета», 19.09.2018
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в «Мастерской Фоменко», реж. Федор Малышев и Полина АгурееваВячеслав Шадронов, 18.09.2018
- Не верюАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 16.09.2018
- Полина Агуреева выступит в главной роли в премьере «Мастер и Маргарита»«РИА новости», 12.09.2018
- Фёдор Малышев: «Я не мог не рискнуть»Виктория Пешкова, «Ревизор.ru», 19.04.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- Открытие сезона 2017/18 в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «Мнение», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- Прожженные душиМарина Токарева, «Новая газета», 5.07.2017
- «Мертвые души» и окрестностиДарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- Души прекрасные порывыИгорь Вирабов, «Российская газета», 30.06.2017
- Евгений Цыганов перенял ухватки СобакевичаАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 14.06.2017
- В вихре мрачного карнавалаМарина Абрамова, «Ревизор.ru», 12.06.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоится премьера спектакля «Души»«РИА Новости», 5.06.2017
- Актер Федор Малышев: «Русскому человеку нужна деструктивная энергия»Татьяна Власова, «www.teatral-online.ru», 22.12.2015
- Звезда по имени солнцеСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 12.12.2015
- Федор МАЛЫШЕВ: «Хотелось сделать подпольный, гаражный спектакль»Светлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 12.12.2015
- Самоистязание ДостоевскимЕлена Смородинова, «Эксперт», 26.11.2015
- Сон, который вы не забудетеОльга Степанян, «http://www.dailyculture.ru», 23.11.2015
- Проповедь смешного человекаНаталия Писанко, «Метро», 17.11.2015
- Смешной человекНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 15.11.2015
- Один длинный, один короткийДмитрий Быков, «GQ», 11.11.2015
- Смешной человек – это серьезноЛариса Каневская, «http://mnenieguru.ru», 5.11.2015
- Рыбный день – это не только четвергА. Мирошниченко, «http://www.teatron-journal.ru», 1.04.2015
- Добро пожаловать в ухуОльга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Умеющим «годить» не стыдно за болото: «Современная идиллия» в Мастерской ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 29.03.2015
- Сказка про стыдЕлизавета Авдошина, «http://chekhoved.net», 11.03.2015
- Салтыков-Щедрин без ГМО и искусственных красителейГригорий Заславский, «Независимая газета», 5.03.2015
- Сидя в болотеНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 4.03.2015
- Бенефис злободневностиРоман Должанский, «Коммерсант», 26.02.2015
- Место встречи меня и государстваОльга Егошина, «Новые Известия», 26.02.2015
- Как болото, караси?Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент», 24.02.2015
- Лед болота «Современной идиллии»Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 23.02.2015
- Болотное дело как «современная идиллия»Марина Токарева, «Новая газета», 20.02.2015
- «Современная идиллия» в театре Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «GQ», 02.2015
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Руслан и ЛюдмилаЛариса Каневская, «Весь Театр», 3.06.2014
- 13 персонажей в поисках зрителя. Новая премьера в Мастерской ФоменкоМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 2.06.2014
- «Гиганты горы»: смертельный номерНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 29.04.2014
- Богатырская поэмкаАлександра Солдатова , «Экран и Сцена», 04.2014
- «Старый карла был не прав!»Марина Токарева, «Новая газета», 28.03.2014
- «Владимир в гриднице высокой запировал…»Ольга Егошина, «Новые Известия», 18.03.2014
- «Руслан и Людмила»: сказка — ложь?Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.03.2014
- «Египетская марка» в «Мастерской Петра Фоменко»Григорий Заславский, «Независимая газета», 7.10.2013
- Не для всехАнна Ковалева, «Театрон», 1.10.2013
- «Дар» стал точкой и прибытия, и отправленияАнна Балуева, «Комсомольская правда», 2.07.2013
- Милый Египет вещейГалина Шматова, «афиша@mail.ru», 21.06.2013
- Жалко чижика!Алла Шендерова, «Ваш досуг», 13.06.2013
- Театральный читальный залАнастасия Иванова, «Вечерняя Москва», 9.06.2013
- «Египетская марка»: точно в стильНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 5.06.2013
- От фиоритуры к хрипуЕлена Дьякова, «Новая газета», 5.06.2013
- Эскапизм столетней выдержкиЕлена Губайдуллина, «Газета.ru», 4.06.2013
- Шорохи и шепотыМария Седых, «Итоги», 3.06.2013
- «Твой брат, Петрополь, умирает»Ольга Егошина, «Новые Известия», 3.06.2013
- Чижик-Пыжик, где ты?Анна Чужкова, «Культура», 31.05.2013
- В «Мастерской Петра Фоменко» держат «Египетскую марку»Марина Шимадина, «Известия», 30.05.2013
- В Мастерской Фоменко поставили «Египетскую марку» МандельштамаГлеб Ситковский, «Ведомости», 30.05.2013
- «Старх берет меня за руку и ведет
»Нинель Шабалина, «Сцена, № 3 (83)», 2013
- Мерцающий отблеск дараОльга Романцова, «Планета Красота, № 11-12», 12.2012
- Фоменковское счастьеЯна Жиляева, «http://vtbrussia.ru», 30.11.2012
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- «Дар»: фоменки на перепутьеНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.09.2012
- Подарочный наборЕлена Груева, «TimeOut Москва», 24.09.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Спорный «Дар» в «Мастерской Петра Фоменко»Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 17.09.2012
- Томление на перепутьеМарина Шимадина, «Эксперт», 17.09.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» показала первую премьеру после смерти учителяАлла Шевелева, «Известия», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Комедии народного потребленияАнна Чужкова, «Культура», 15.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Читать носом вредноОлег Зинцов, «Ведомости», 14.09.2012
- «Дар» напрасный, «Дар» случайныйМарина Давыдова, «colta.ru», 14.09.2012
- Охота на НабоковаАлла Шендерова, «Коммерсант», 13.09.2012
- Проворным аллюром бедных гоголевских героевГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2012
- Критический дарНиколай Берман, «Газета.ru», 12.09.2012
- Спектакль «Дар» стал первой премьерой нового сезона театра «Мастерская Петра Фоменко»Анна Нехаева, «ИТАР-ТАСС», 11.09.2012
- Большие надеждыНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 8.08.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Тургенев и Островский школы Петра ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 15.03.2012
- Рандеву на бульваре «Фоменок»Яна Жиляева, «Энергия успеха, № 3 (37)», 2012
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Не как в сказкеГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- Русский человек на rendez-vousАнна Банасюкевич, «TimeOut Москва», 2.12.2011
- «Русский человек на рандеву»Алексей Киселев , «Maptype.com», 12.2011
- Что русскому здоровоОльга Фукс, «Ведомости», 30.11.2011
- Мастерская Петра Фоменко: молодые на rendez-vousМарина Шимадина, «Ваш досуг», 23.11.2011
- Игра в классикаМария Седых, «Итоги», 14.11.2011
- Театр утешительных ассоциацийЕлена Ковальская, «Афиша», 10.11.2011
- Лишние людиОльга Егошина, «Новые Известия», 7.11.2011
- Новое поколение на rendez-vousГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 20)», 11.2011
- Бурление вешних водЕлена Губайдуллина, «Известия», 28.10.2011
- Рандеву с ТургеневымАнна Гордеева, «Московские новости», 27.10.2011
- Вешние воды во время чумыЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.10.2011
- «Русский человек на rendez-vous»: доигралисьНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 24.10.2011