«Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра Фоменко
Премьера «Мастера и Маргариты» в Мастерской Петра Фоменко еще до выхода многое обещала. Художественной свежести, оригинальности – режиссерами выступила молодая семейная пара в лице Федора Малышева и Полины Агуреевой. Обещала встречу с классикой в ее чуть ли не первозданном виде – этот театр славится умением вывести литературные шедевры прошлого в авангард, не коверкая их. Обещала даже дрессированных котов!
Не все ожидания оправдались. Котов, в частности, не было (если не считать Кота Бегемота в исполнении Игоря Войнаровского). А в спектакле оказалось много литературы и мало самого театра, много Булгакова и мало режиссеров Агуреевой и Малышева.
Все здесь как в незаконченном романе Михаила Афанасьевича. Вплоть до того, что финал неожиданный и спектакль как будто обрывается: поэт Иван Бездомный (его играет Дмитрий Захаров) всматривается в непонятно откуда возникшую на заднике сцены лестницу, залитую лунным светом. Роман Булгакова – это история, в которой сначала много разговаривают, а потом много всего делают. Также и в спектакле: первая часть состоит сплошь из диалогов, а вторая – из полета Маргариты (ее играет Полина Агуреева), бала у сатаны и других «деятельных» сцен. Причем первая часть оказывается явно перенасыщенной разговорами и статикой (актеры то сидят на лавке у воображаемых Патриарших прудов, то переносятся в такой же воображаемый антураж дома скорби). Зрительской концентрации не хватает на потоки информации из диалогов. Как результат – шутки и юмор, вплетенные в текст классиком, зал не веселят. Это даже при отличной игре актеров, которая здесь на высоте применительно к каждому герою. Особенно к Алексею Колубкову, сыгравшему Воланда: он точно уловил у своего героя сущность игрока, его азартность.
Понятно, что роман – исходник, и додумывать негоже. Однако в арсенале режиссеров всегда есть инструменты по приданию повествованию привлекательности. Агуреева и Малышев сделали попытку в этом направлении. Все первое действие на фоне выведенных на авансцену главных героев в глубине расставлена актерская массовка, изображающая посетителей современного ночного клуба. На нее свет выведен так, что от актеров остались одни силуэты. Светом залита только авансцена, а все вокруг – черным черно. Костюмы Павла Каплевича красивы, но тоже демонически темны. Такая картинка с незначительными изменениями стоит чуть ли не целый час. Этот визуальный ряд быстро вгоняет в тоску. Вот еще одна причина, почему в спектакле не осталось места легкости и комичности. Хотя на страницах романа они есть.
Впрочем, режиссеры блеснули в некоторых сценах своими возможностями. Только почему-то робко. Решили не изощряться в находках. А зря. Речь идет о пластических решениях, которыми актеры порой сопровождают свои речи. Например, то же первое действие становится на несколько минут занятным, когда Степан Богданович в исполнении Анатолия Анциферова свои слова сопровождает извиваниями по лавке, подобно змее. Это выглядит занятно, возвращает к происходящему интерес. Или же когда Бездомный открывает Мастеру в исполнении Томаса Моцкуса, как оказался в доме скорби. Он это показывает за каких-то десять секунд: в быстром мерцании света, под ритмичную музыку он делает круг, взмахивает руками, головой, – в общем, понятно, что произошло нечто неординарное. Эти театральные приемы в таком литературном зрелище просто необходимы!
Конечно, второе действие спектакля реабилитирует статичное первое. Однако недостаточно. Хотя на это брошены главные силы. Одна Маргарита Полины Агуреевой чего стоит! Великолепная, полная самоотдачи игра, щедро сдобренная разными актерскими решениями. Читая свои текст, она то бегает через всю сцену, то перекатывается по ней, словно тяжелый шар. Квинтэссенцией всего становится сцена полета: рассказ о своем путешествии над крышами Арбата она ловко сопровождает барабанной дробью – барабанную установку заблаговременно вывели на сцену. Это необычно и очень занимательно.
«Мастер и Маргарита» в Мастерской Петра Фоменко – редкий случай, когда хорошая играя актеров не делает спектакль хорошим. Он неплохой. Вряд ли такой оценки хотели его создатели. Перенося на сцену неумеренную, порой избыточную фантазию писателя (которая, кстати, будь роман оконченным, наверняка была бы подкорректирована), они не потрудились сделать ее на вид хоть немного гармоничной. Посему пока зритель довольствуется набором сцен, где актер всегда хорошо читает свой текст, но редко делает его зрелищным.
Источник: Миллионер.ru
Не все ожидания оправдались. Котов, в частности, не было (если не считать Кота Бегемота в исполнении Игоря Войнаровского). А в спектакле оказалось много литературы и мало самого театра, много Булгакова и мало режиссеров Агуреевой и Малышева.
Все здесь как в незаконченном романе Михаила Афанасьевича. Вплоть до того, что финал неожиданный и спектакль как будто обрывается: поэт Иван Бездомный (его играет Дмитрий Захаров) всматривается в непонятно откуда возникшую на заднике сцены лестницу, залитую лунным светом. Роман Булгакова – это история, в которой сначала много разговаривают, а потом много всего делают. Также и в спектакле: первая часть состоит сплошь из диалогов, а вторая – из полета Маргариты (ее играет Полина Агуреева), бала у сатаны и других «деятельных» сцен. Причем первая часть оказывается явно перенасыщенной разговорами и статикой (актеры то сидят на лавке у воображаемых Патриарших прудов, то переносятся в такой же воображаемый антураж дома скорби). Зрительской концентрации не хватает на потоки информации из диалогов. Как результат – шутки и юмор, вплетенные в текст классиком, зал не веселят. Это даже при отличной игре актеров, которая здесь на высоте применительно к каждому герою. Особенно к Алексею Колубкову, сыгравшему Воланда: он точно уловил у своего героя сущность игрока, его азартность.
Понятно, что роман – исходник, и додумывать негоже. Однако в арсенале режиссеров всегда есть инструменты по приданию повествованию привлекательности. Агуреева и Малышев сделали попытку в этом направлении. Все первое действие на фоне выведенных на авансцену главных героев в глубине расставлена актерская массовка, изображающая посетителей современного ночного клуба. На нее свет выведен так, что от актеров остались одни силуэты. Светом залита только авансцена, а все вокруг – черным черно. Костюмы Павла Каплевича красивы, но тоже демонически темны. Такая картинка с незначительными изменениями стоит чуть ли не целый час. Этот визуальный ряд быстро вгоняет в тоску. Вот еще одна причина, почему в спектакле не осталось места легкости и комичности. Хотя на страницах романа они есть.
Впрочем, режиссеры блеснули в некоторых сценах своими возможностями. Только почему-то робко. Решили не изощряться в находках. А зря. Речь идет о пластических решениях, которыми актеры порой сопровождают свои речи. Например, то же первое действие становится на несколько минут занятным, когда Степан Богданович в исполнении Анатолия Анциферова свои слова сопровождает извиваниями по лавке, подобно змее. Это выглядит занятно, возвращает к происходящему интерес. Или же когда Бездомный открывает Мастеру в исполнении Томаса Моцкуса, как оказался в доме скорби. Он это показывает за каких-то десять секунд: в быстром мерцании света, под ритмичную музыку он делает круг, взмахивает руками, головой, – в общем, понятно, что произошло нечто неординарное. Эти театральные приемы в таком литературном зрелище просто необходимы!
Конечно, второе действие спектакля реабилитирует статичное первое. Однако недостаточно. Хотя на это брошены главные силы. Одна Маргарита Полины Агуреевой чего стоит! Великолепная, полная самоотдачи игра, щедро сдобренная разными актерскими решениями. Читая свои текст, она то бегает через всю сцену, то перекатывается по ней, словно тяжелый шар. Квинтэссенцией всего становится сцена полета: рассказ о своем путешествии над крышами Арбата она ловко сопровождает барабанной дробью – барабанную установку заблаговременно вывели на сцену. Это необычно и очень занимательно.
«Мастер и Маргарита» в Мастерской Петра Фоменко – редкий случай, когда хорошая играя актеров не делает спектакль хорошим. Он неплохой. Вряд ли такой оценки хотели его создатели. Перенося на сцену неумеренную, порой избыточную фантазию писателя (которая, кстати, будь роман оконченным, наверняка была бы подкорректирована), они не потрудились сделать ее на вид хоть немного гармоничной. Посему пока зритель довольствуется набором сцен, где актер всегда хорошо читает свой текст, но редко делает его зрелищным.
Источник: Миллионер.ru
Анна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- “Пугачёв”: время колокольчиков в “Мастерской Фоменко”Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 19.07.2024
- Между волком и вошьюТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 18.07.2024
- «Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?»Ольга Егошина, «Театрал», 1.07.2024
- В «Мастерской Фоменко» исследовали русский бунтМарина Райкина, «Московский комсомолец», 18.06.2024
- Скифское буйство и нежное хулиганство: «Мастерская Петра Фоменко» выпускает «Пугачёва»«Театральный журнал», 13.06.2024
- «Послушайте!»: «Фоменки» о МаяковскомЮлия Зу, «Musecube», 19.09.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» Маяковский раздвоился, стал Лениным и Лилей БрикСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 14.09.2023
- «Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко: можно ли построить счастье на чужом несчастье?Елена Вилле, «МИР-24», 13.07.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Федор Малышев: «Я пытаюсь в каждой работе что-то разгадать»Ольга Романцова, «Перспектива. Поколение поиска», 06.2023
- Пищик для умаИгорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Рояль был весь раскрытРита Долматова, «На западе Москвы», 17.05.2023
- Каким вырос «Вишневый сад» в Мастерской Петра ФоменкоАлександра Сидорова, «Бизнес FM», 12.05.2023
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чумеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- Рыцарь. Моцарт. ПирАврора Акопян, «Бес Культуры», 25.10.2022
- Зачем в Мастерской Петра Фоменко поставили маленькие трагедии ПушкинаОльга Штраус, «Российская газета», 25.10.2022
- «Когтистый зверь, скребущий сердце»: в театре Фоменко поставили «Маленькие трагедии»Яна Жиляева, «Forbes», 22.10.2022
- В Мастерской Петра Фоменко – премьера спектакля «Рыцарь. Моцарт. Пир»«ВГТРК «Культура»», 13.10.2022
- Лучшие спектакли Москвы по произведениям БулгаковаОльга Романцова, «Культура.рф», 20.04.2021
- Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- Танцуя от рая до раяИгорь Вирабов, «Российская газета», 11.10.2020
- На ковре-самолёте в бездну страстей: авторская арт-экскурсия Полины Агуреевой в мастерской сказок Петра ФоменкоЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.10.2020
- Наслаждение, которое мы заслужилиАлёна Витшас, «Русский блоггер», 8.11.2019
- Антиутопия под МонеточкуАнна Богатырева, «Porusski.me», 6.11.2019
- «Махагония» в Мастерской Фоменко: дорогу молодымЮлия Зу, «Musecube.org», 6.11.2019
- Ммм… Ха, агония!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 21.10.2019
- Машина, которую мы собираемМарина Токарева, «Новая гезета», 19.10.2019
- Как создавалась «Махагония» в Мастерской Петра Фоменко«Esquire», 16.10.2019
- Мастерская и МаргаритаИльдар Сафуанов, «Литературная Россия», 9.11.2018
- Москва изменилась, а люди в ней все те жеЮлия Зу, «Musecube.org», 15.10.2018
- Проклятие вечного покояИлья Голубев, «Artifex.ru», 8.10.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Сила земного притяженияДарья Борисова, «На западе Москвы», 5.10.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Тусовка у ВоландаЕвгения Смехова, «Musecube.org», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра ФоменкоАнна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Где Аннушка разлила масло в новом театральном сезоне?Анна Богатырева, «Porusski.me», 26.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- Мастер и ученикМарина Токарева, «Новая газета», 19.09.2018
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в «Мастерской Фоменко», реж. Федор Малышев и Полина АгурееваВячеслав Шадронов, 18.09.2018
- Не верюАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 16.09.2018
- Полина Агуреева выступит в главной роли в премьере «Мастер и Маргарита»«РИА новости», 12.09.2018
- Фёдор Малышев: «Я не мог не рискнуть»Виктория Пешкова, «Ревизор.ru», 19.04.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- Открытие сезона 2017/18 в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «Мнение», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- Прожженные душиМарина Токарева, «Новая газета», 5.07.2017
- «Мертвые души» и окрестностиДарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- Души прекрасные порывыИгорь Вирабов, «Российская газета», 30.06.2017
- Евгений Цыганов перенял ухватки СобакевичаАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 14.06.2017
- В вихре мрачного карнавалаМарина Абрамова, «Ревизор.ru», 12.06.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоится премьера спектакля «Души»«РИА Новости», 5.06.2017
- Актер Федор Малышев: «Русскому человеку нужна деструктивная энергия»Татьяна Власова, «www.teatral-online.ru», 22.12.2015
- Звезда по имени солнцеСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 12.12.2015
- Федор МАЛЫШЕВ: «Хотелось сделать подпольный, гаражный спектакль»Светлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 12.12.2015
- Самоистязание ДостоевскимЕлена Смородинова, «Эксперт», 26.11.2015
- Сон, который вы не забудетеОльга Степанян, «http://www.dailyculture.ru», 23.11.2015
- Проповедь смешного человекаНаталия Писанко, «Метро», 17.11.2015
- Смешной человекНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 15.11.2015
- Один длинный, один короткийДмитрий Быков, «GQ», 11.11.2015
- Смешной человек – это серьезноЛариса Каневская, «http://mnenieguru.ru», 5.11.2015
- Рыбный день – это не только четвергА. Мирошниченко, «http://www.teatron-journal.ru», 1.04.2015
- Добро пожаловать в ухуОльга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Умеющим «годить» не стыдно за болото: «Современная идиллия» в Мастерской ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 29.03.2015
- Сказка про стыдЕлизавета Авдошина, «http://chekhoved.net», 11.03.2015
- Салтыков-Щедрин без ГМО и искусственных красителейГригорий Заславский, «Независимая газета», 5.03.2015
- Сидя в болотеНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 4.03.2015
- Бенефис злободневностиРоман Должанский, «Коммерсант», 26.02.2015
- Место встречи меня и государстваОльга Егошина, «Новые Известия», 26.02.2015
- Как болото, караси?Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент», 24.02.2015
- Лед болота «Современной идиллии»Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 23.02.2015
- Болотное дело как «современная идиллия»Марина Токарева, «Новая газета», 20.02.2015
- «Современная идиллия» в театре Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «GQ», 02.2015
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Руслан и ЛюдмилаЛариса Каневская, «Весь Театр», 3.06.2014
- 13 персонажей в поисках зрителя. Новая премьера в Мастерской ФоменкоМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 2.06.2014
- «Гиганты горы»: смертельный номерНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 29.04.2014
- Богатырская поэмкаАлександра Солдатова , «Экран и Сцена», 04.2014
- «Старый карла был не прав!»Марина Токарева, «Новая газета», 28.03.2014
- «Владимир в гриднице высокой запировал…»Ольга Егошина, «Новые Известия», 18.03.2014
- «Руслан и Людмила»: сказка — ложь?Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.03.2014
- «Египетская марка» в «Мастерской Петра Фоменко»Григорий Заславский, «Независимая газета», 7.10.2013
- Не для всехАнна Ковалева, «Театрон», 1.10.2013
- «Дар» стал точкой и прибытия, и отправленияАнна Балуева, «Комсомольская правда», 2.07.2013
- Милый Египет вещейГалина Шматова, «афиша@mail.ru», 21.06.2013
- Жалко чижика!Алла Шендерова, «Ваш досуг», 13.06.2013
- Театральный читальный залАнастасия Иванова, «Вечерняя Москва», 9.06.2013
- «Египетская марка»: точно в стильНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 5.06.2013
- От фиоритуры к хрипуЕлена Дьякова, «Новая газета», 5.06.2013
- Эскапизм столетней выдержкиЕлена Губайдуллина, «Газета.ru», 4.06.2013
- Шорохи и шепотыМария Седых, «Итоги», 3.06.2013
- «Твой брат, Петрополь, умирает»Ольга Егошина, «Новые Известия», 3.06.2013
- Чижик-Пыжик, где ты?Анна Чужкова, «Культура», 31.05.2013
- В «Мастерской Петра Фоменко» держат «Египетскую марку»Марина Шимадина, «Известия», 30.05.2013
- В Мастерской Фоменко поставили «Египетскую марку» МандельштамаГлеб Ситковский, «Ведомости», 30.05.2013
- «Старх берет меня за руку и ведет
»Нинель Шабалина, «Сцена, № 3 (83)», 2013
- Мерцающий отблеск дараОльга Романцова, «Планета Красота, № 11-12», 12.2012
- Фоменковское счастьеЯна Жиляева, «http://vtbrussia.ru», 30.11.2012
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- «Дар»: фоменки на перепутьеНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.09.2012
- Подарочный наборЕлена Груева, «TimeOut Москва», 24.09.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Спорный «Дар» в «Мастерской Петра Фоменко»Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 17.09.2012
- Томление на перепутьеМарина Шимадина, «Эксперт», 17.09.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» показала первую премьеру после смерти учителяАлла Шевелева, «Известия», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Комедии народного потребленияАнна Чужкова, «Культура», 15.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Читать носом вредноОлег Зинцов, «Ведомости», 14.09.2012
- «Дар» напрасный, «Дар» случайныйМарина Давыдова, «colta.ru», 14.09.2012
- Охота на НабоковаАлла Шендерова, «Коммерсант», 13.09.2012
- Проворным аллюром бедных гоголевских героевГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2012
- Критический дарНиколай Берман, «Газета.ru», 12.09.2012
- Спектакль «Дар» стал первой премьерой нового сезона театра «Мастерская Петра Фоменко»Анна Нехаева, «ИТАР-ТАСС», 11.09.2012
- Большие надеждыНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 8.08.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Тургенев и Островский школы Петра ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 15.03.2012
- Рандеву на бульваре «Фоменок»Яна Жиляева, «Энергия успеха, № 3 (37)», 2012
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Не как в сказкеГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- Русский человек на rendez-vousАнна Банасюкевич, «TimeOut Москва», 2.12.2011
- «Русский человек на рандеву»Алексей Киселев , «Maptype.com», 12.2011
- Что русскому здоровоОльга Фукс, «Ведомости», 30.11.2011
- Мастерская Петра Фоменко: молодые на rendez-vousМарина Шимадина, «Ваш досуг», 23.11.2011
- Игра в классикаМария Седых, «Итоги», 14.11.2011
- Театр утешительных ассоциацийЕлена Ковальская, «Афиша», 10.11.2011
- Лишние людиОльга Егошина, «Новые Известия», 7.11.2011
- Новое поколение на rendez-vousГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 20)», 11.2011
- Бурление вешних водЕлена Губайдуллина, «Известия», 28.10.2011
- Рандеву с ТургеневымАнна Гордеева, «Московские новости», 27.10.2011
- Вешние воды во время чумыЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.10.2011
- «Русский человек на rendez-vous»: доигралисьНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 24.10.2011