Зачем в Мастерской Петра Фоменко поставили маленькие трагедии Пушкина
Надо напомнить: 13 лет назад Петр Фоменко поставил в своем театре пушкинский «Триптих» по «Графу Нулину», «Фаусту» и «Каменному гостю». В год 90-летия своего Мастера театр представил своеобразное приношение его памяти спектакль по маленьким трагедиям Пушкина, который так же, как когда-то у Фоменко, идет в фойе. Поставил спектакль «Рыцарь. Моцарт. Пир» Федор Малышев.
Зрители сидят в центре на крутящихся стульях, а действо разворачивается вокруг, со всех четырех сторон, только успевай поворачиваться. При этом никаких декораций и особых костюмов: у мужчин белые рубашки, черные пиджаки, у женщин черные платья. По сути, это настоящий литературный театр, в основу которого положены «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы». Но удивительная вещь: хрестоматийные строки здесь, отстраненные актерской интонацией, звучат на редкость свежо. И даже необычно.
Прекрасен главный монолог Барона (Алексей Колубков). Пафосные слова об обаянии злата звучат в его исполнении не как манифест жадного скупца, а как внутренний монолог человека, самого себя убеждающего в собственной правоте. Человека сомневающегося, а потому априори обаятельного. Золото для него не деньги как таковые, а потенциал могущества, способный одарить владельца всем. И любовью, и духовными наслаждениями, и властью над людьми. И пусть ничего этого ему не надо, но сама возможность заставляет сердце сладко трепетать.
«Театр дело грешное», говорил Петр Фоменко. И в этом спектакле постановщики, по сути, пытаются исследовать истоки главного человеческого греха гордыни, пусть и рядится она в разные одежды: скупости, зависти, глумления над смертью.
Когда Герцог (Дмитрий Рудков еще одна блистательная актерская работа) произносит финальную фразу «Жестокий век, жестокие сердца!», она звучит отнюдь не порицанием. Скорее, оправданием увиденного: типа «не мы такие, жизнь такая!».
И уже вполне естественным кажется жест, которым Герцог забирает у умершего Барона ключи от его сундуков. Увы, Альбер! Понятно, кому достанется политое кровью и слезами золото твоего отца.
Оживить классические пушкинские строки, наполнить их актуальным содержанием можно только одним способом интонацией. И артисты зачастую виртуозно используют этот инструмент.
Сальери (Анатолий Горячев) не бьет себя в грудь, навзрыд стеная о том, как много сил он вложил в постижение музыкальных основ. Нет, он всего лишь методично подсчитывает свои, как сейчас бы сказали, активы: и необыкновенную работоспособность, и старательное ученичество, и особый, им самим изобретенный метод анализа гармонических созвучий… Шалопаю Моцарту такое трудолюбие и не снилось, везунчику все дается даром. Ведь впрямь обидно! Предельная искренность («А ныне сам скажу я ныне завистник») звучит в этом его «сам скажу». Он долго боялся признаться даже себе, и вот отважился. Да, грешен. Но как преодолеть этот грех? Страдание непризнанной гордыни зудит в нем, как зубная боль, заставляя зудеть, пробормотать слова внутренних монологов. И зритель отчетливо понимает: как легко, оказывается, выбирая способ избавиться от этой боли, ступить на преступный путь. Он кажется таким логичным: в самом деле, зачем нужны эти балбесы-везунчики гении? Трудолюбивые пчелы для социума гораздо полезнее… И в этой своей трактовке убийца «незаконной кометы среди расчисленных светил» выглядит вполне резонным…
Роль Моцарта исполнил сам режиссер спектакля Федор Малышев. Для своего персонажа он нашел одну, но очень убедительную краску. Подвижный, смешливый Моцарт у него как бы всегда чуть-чуть не в себе, с вечной какой-то дурашливой улыбкой, неуместным смешком, словно и впрямь немного не от мира сего.
Надо отметить, что актерские работы в «Пире…» заметно уступают по выразительности: здесь, к сожалению, больше надрывного крика или аффектированного шепота взамен искреннего чувства.
Главный человеческий грех- гордыня, пусть и рядится она в разные одежды Но искупает все финал. После отзвучавших звуков глумливой песни, после трагического объяснения Вальсингама с отцом в зале наступает гнетущая тишина. И краткое затемнение, после которого мы видим, на сцене не осталось ни одного персонажа, не оставляет сомнений чума, все умерли.
Но тут сквозь кресла зрителей на сцену проскальзывает Моцарт. Он взмахивает руками, и словно по мановению волшебной палочки на сцене вновь возникают все-все-все. И звучит его волшебная музыка.
Потому что гении, как и наша память, вечны.
Источник: «Российская газета»
Зрители сидят в центре на крутящихся стульях, а действо разворачивается вокруг, со всех четырех сторон, только успевай поворачиваться. При этом никаких декораций и особых костюмов: у мужчин белые рубашки, черные пиджаки, у женщин черные платья. По сути, это настоящий литературный театр, в основу которого положены «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы». Но удивительная вещь: хрестоматийные строки здесь, отстраненные актерской интонацией, звучат на редкость свежо. И даже необычно.
Прекрасен главный монолог Барона (Алексей Колубков). Пафосные слова об обаянии злата звучат в его исполнении не как манифест жадного скупца, а как внутренний монолог человека, самого себя убеждающего в собственной правоте. Человека сомневающегося, а потому априори обаятельного. Золото для него не деньги как таковые, а потенциал могущества, способный одарить владельца всем. И любовью, и духовными наслаждениями, и властью над людьми. И пусть ничего этого ему не надо, но сама возможность заставляет сердце сладко трепетать.
«Театр дело грешное», говорил Петр Фоменко. И в этом спектакле постановщики, по сути, пытаются исследовать истоки главного человеческого греха гордыни, пусть и рядится она в разные одежды: скупости, зависти, глумления над смертью.
Когда Герцог (Дмитрий Рудков еще одна блистательная актерская работа) произносит финальную фразу «Жестокий век, жестокие сердца!», она звучит отнюдь не порицанием. Скорее, оправданием увиденного: типа «не мы такие, жизнь такая!».
И уже вполне естественным кажется жест, которым Герцог забирает у умершего Барона ключи от его сундуков. Увы, Альбер! Понятно, кому достанется политое кровью и слезами золото твоего отца.
Оживить классические пушкинские строки, наполнить их актуальным содержанием можно только одним способом интонацией. И артисты зачастую виртуозно используют этот инструмент.
Сальери (Анатолий Горячев) не бьет себя в грудь, навзрыд стеная о том, как много сил он вложил в постижение музыкальных основ. Нет, он всего лишь методично подсчитывает свои, как сейчас бы сказали, активы: и необыкновенную работоспособность, и старательное ученичество, и особый, им самим изобретенный метод анализа гармонических созвучий… Шалопаю Моцарту такое трудолюбие и не снилось, везунчику все дается даром. Ведь впрямь обидно! Предельная искренность («А ныне сам скажу я ныне завистник») звучит в этом его «сам скажу». Он долго боялся признаться даже себе, и вот отважился. Да, грешен. Но как преодолеть этот грех? Страдание непризнанной гордыни зудит в нем, как зубная боль, заставляя зудеть, пробормотать слова внутренних монологов. И зритель отчетливо понимает: как легко, оказывается, выбирая способ избавиться от этой боли, ступить на преступный путь. Он кажется таким логичным: в самом деле, зачем нужны эти балбесы-везунчики гении? Трудолюбивые пчелы для социума гораздо полезнее… И в этой своей трактовке убийца «незаконной кометы среди расчисленных светил» выглядит вполне резонным…
Роль Моцарта исполнил сам режиссер спектакля Федор Малышев. Для своего персонажа он нашел одну, но очень убедительную краску. Подвижный, смешливый Моцарт у него как бы всегда чуть-чуть не в себе, с вечной какой-то дурашливой улыбкой, неуместным смешком, словно и впрямь немного не от мира сего.
Надо отметить, что актерские работы в «Пире…» заметно уступают по выразительности: здесь, к сожалению, больше надрывного крика или аффектированного шепота взамен искреннего чувства.
Главный человеческий грех- гордыня, пусть и рядится она в разные одежды Но искупает все финал. После отзвучавших звуков глумливой песни, после трагического объяснения Вальсингама с отцом в зале наступает гнетущая тишина. И краткое затемнение, после которого мы видим, на сцене не осталось ни одного персонажа, не оставляет сомнений чума, все умерли.
Но тут сквозь кресла зрителей на сцену проскальзывает Моцарт. Он взмахивает руками, и словно по мановению волшебной палочки на сцене вновь возникают все-все-все. И звучит его волшебная музыка.
Потому что гении, как и наша память, вечны.
Источник: «Российская газета»
Ольга Штраус, «Российская газета», 25.10.2022
- “Пугачёв”: время колокольчиков в “Мастерской Фоменко”Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 19.07.2024
- Между волком и вошьюТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 18.07.2024
- «Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?»Ольга Егошина, «Театрал», 1.07.2024
- В «Мастерской Фоменко» исследовали русский бунтМарина Райкина, «Московский комсомолец», 18.06.2024
- Скифское буйство и нежное хулиганство: «Мастерская Петра Фоменко» выпускает «Пугачёва»«Театральный журнал», 13.06.2024
- «Послушайте!»: «Фоменки» о МаяковскомЮлия Зу, «Musecube», 19.09.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» Маяковский раздвоился, стал Лениным и Лилей БрикСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 14.09.2023
- «Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко: можно ли построить счастье на чужом несчастье?Елена Вилле, «МИР-24», 13.07.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Федор Малышев: «Я пытаюсь в каждой работе что-то разгадать»Ольга Романцова, «Перспектива. Поколение поиска», 06.2023
- Пищик для умаИгорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Рояль был весь раскрытРита Долматова, «На западе Москвы», 17.05.2023
- Каким вырос «Вишневый сад» в Мастерской Петра ФоменкоАлександра Сидорова, «Бизнес FM», 12.05.2023
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чумеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- Рыцарь. Моцарт. ПирАврора Акопян, «Бес Культуры», 25.10.2022
- Зачем в Мастерской Петра Фоменко поставили маленькие трагедии ПушкинаОльга Штраус, «Российская газета», 25.10.2022
- «Когтистый зверь, скребущий сердце»: в театре Фоменко поставили «Маленькие трагедии»Яна Жиляева, «Forbes», 22.10.2022
- В Мастерской Петра Фоменко – премьера спектакля «Рыцарь. Моцарт. Пир»«ВГТРК «Культура»», 13.10.2022
- Лучшие спектакли Москвы по произведениям БулгаковаОльга Романцова, «Культура.рф», 20.04.2021
- Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- Танцуя от рая до раяИгорь Вирабов, «Российская газета», 11.10.2020
- На ковре-самолёте в бездну страстей: авторская арт-экскурсия Полины Агуреевой в мастерской сказок Петра ФоменкоЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.10.2020
- Наслаждение, которое мы заслужилиАлёна Витшас, «Русский блоггер», 8.11.2019
- Антиутопия под МонеточкуАнна Богатырева, «Porusski.me», 6.11.2019
- «Махагония» в Мастерской Фоменко: дорогу молодымЮлия Зу, «Musecube.org», 6.11.2019
- Ммм… Ха, агония!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 21.10.2019
- Машина, которую мы собираемМарина Токарева, «Новая гезета», 19.10.2019
- Как создавалась «Махагония» в Мастерской Петра Фоменко«Esquire», 16.10.2019
- Мастерская и МаргаритаИльдар Сафуанов, «Литературная Россия», 9.11.2018
- Москва изменилась, а люди в ней все те жеЮлия Зу, «Musecube.org», 15.10.2018
- Проклятие вечного покояИлья Голубев, «Artifex.ru», 8.10.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Сила земного притяженияДарья Борисова, «На западе Москвы», 5.10.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Тусовка у ВоландаЕвгения Смехова, «Musecube.org», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра ФоменкоАнна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Где Аннушка разлила масло в новом театральном сезоне?Анна Богатырева, «Porusski.me», 26.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- Мастер и ученикМарина Токарева, «Новая газета», 19.09.2018
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в «Мастерской Фоменко», реж. Федор Малышев и Полина АгурееваВячеслав Шадронов, 18.09.2018
- Не верюАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 16.09.2018
- Полина Агуреева выступит в главной роли в премьере «Мастер и Маргарита»«РИА новости», 12.09.2018
- Фёдор Малышев: «Я не мог не рискнуть»Виктория Пешкова, «Ревизор.ru», 19.04.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- Открытие сезона 2017/18 в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «Мнение», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- Прожженные душиМарина Токарева, «Новая газета», 5.07.2017
- «Мертвые души» и окрестностиДарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- Души прекрасные порывыИгорь Вирабов, «Российская газета», 30.06.2017
- Евгений Цыганов перенял ухватки СобакевичаАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 14.06.2017
- В вихре мрачного карнавалаМарина Абрамова, «Ревизор.ru», 12.06.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоится премьера спектакля «Души»«РИА Новости», 5.06.2017
- Актер Федор Малышев: «Русскому человеку нужна деструктивная энергия»Татьяна Власова, «www.teatral-online.ru», 22.12.2015
- Звезда по имени солнцеСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 12.12.2015
- Федор МАЛЫШЕВ: «Хотелось сделать подпольный, гаражный спектакль»Светлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 12.12.2015
- Самоистязание ДостоевскимЕлена Смородинова, «Эксперт», 26.11.2015
- Сон, который вы не забудетеОльга Степанян, «http://www.dailyculture.ru», 23.11.2015
- Проповедь смешного человекаНаталия Писанко, «Метро», 17.11.2015
- Смешной человекНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 15.11.2015
- Один длинный, один короткийДмитрий Быков, «GQ», 11.11.2015
- Смешной человек – это серьезноЛариса Каневская, «http://mnenieguru.ru», 5.11.2015
- Рыбный день – это не только четвергА. Мирошниченко, «http://www.teatron-journal.ru», 1.04.2015
- Добро пожаловать в ухуОльга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Умеющим «годить» не стыдно за болото: «Современная идиллия» в Мастерской ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 29.03.2015
- Сказка про стыдЕлизавета Авдошина, «http://chekhoved.net», 11.03.2015
- Салтыков-Щедрин без ГМО и искусственных красителейГригорий Заславский, «Независимая газета», 5.03.2015
- Сидя в болотеНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 4.03.2015
- Бенефис злободневностиРоман Должанский, «Коммерсант», 26.02.2015
- Место встречи меня и государстваОльга Егошина, «Новые Известия», 26.02.2015
- Как болото, караси?Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент», 24.02.2015
- Лед болота «Современной идиллии»Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 23.02.2015
- Болотное дело как «современная идиллия»Марина Токарева, «Новая газета», 20.02.2015
- «Современная идиллия» в театре Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «GQ», 02.2015
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Руслан и ЛюдмилаЛариса Каневская, «Весь Театр», 3.06.2014
- 13 персонажей в поисках зрителя. Новая премьера в Мастерской ФоменкоМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 2.06.2014
- «Гиганты горы»: смертельный номерНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 29.04.2014
- Богатырская поэмкаАлександра Солдатова , «Экран и Сцена», 04.2014
- «Старый карла был не прав!»Марина Токарева, «Новая газета», 28.03.2014
- «Владимир в гриднице высокой запировал…»Ольга Егошина, «Новые Известия», 18.03.2014
- «Руслан и Людмила»: сказка — ложь?Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.03.2014
- «Египетская марка» в «Мастерской Петра Фоменко»Григорий Заславский, «Независимая газета», 7.10.2013
- Не для всехАнна Ковалева, «Театрон», 1.10.2013
- «Дар» стал точкой и прибытия, и отправленияАнна Балуева, «Комсомольская правда», 2.07.2013
- Милый Египет вещейГалина Шматова, «афиша@mail.ru», 21.06.2013
- Жалко чижика!Алла Шендерова, «Ваш досуг», 13.06.2013
- Театральный читальный залАнастасия Иванова, «Вечерняя Москва», 9.06.2013
- «Египетская марка»: точно в стильНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 5.06.2013
- От фиоритуры к хрипуЕлена Дьякова, «Новая газета», 5.06.2013
- Эскапизм столетней выдержкиЕлена Губайдуллина, «Газета.ru», 4.06.2013
- Шорохи и шепотыМария Седых, «Итоги», 3.06.2013
- «Твой брат, Петрополь, умирает»Ольга Егошина, «Новые Известия», 3.06.2013
- Чижик-Пыжик, где ты?Анна Чужкова, «Культура», 31.05.2013
- В «Мастерской Петра Фоменко» держат «Египетскую марку»Марина Шимадина, «Известия», 30.05.2013
- В Мастерской Фоменко поставили «Египетскую марку» МандельштамаГлеб Ситковский, «Ведомости», 30.05.2013
- «Старх берет меня за руку и ведет
»Нинель Шабалина, «Сцена, № 3 (83)», 2013
- Мерцающий отблеск дараОльга Романцова, «Планета Красота, № 11-12», 12.2012
- Фоменковское счастьеЯна Жиляева, «http://vtbrussia.ru», 30.11.2012
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- «Дар»: фоменки на перепутьеНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.09.2012
- Подарочный наборЕлена Груева, «TimeOut Москва», 24.09.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Спорный «Дар» в «Мастерской Петра Фоменко»Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 17.09.2012
- Томление на перепутьеМарина Шимадина, «Эксперт», 17.09.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» показала первую премьеру после смерти учителяАлла Шевелева, «Известия», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Комедии народного потребленияАнна Чужкова, «Культура», 15.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Читать носом вредноОлег Зинцов, «Ведомости», 14.09.2012
- «Дар» напрасный, «Дар» случайныйМарина Давыдова, «colta.ru», 14.09.2012
- Охота на НабоковаАлла Шендерова, «Коммерсант», 13.09.2012
- Проворным аллюром бедных гоголевских героевГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2012
- Критический дарНиколай Берман, «Газета.ru», 12.09.2012
- Спектакль «Дар» стал первой премьерой нового сезона театра «Мастерская Петра Фоменко»Анна Нехаева, «ИТАР-ТАСС», 11.09.2012
- Большие надеждыНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 8.08.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Тургенев и Островский школы Петра ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 15.03.2012
- Рандеву на бульваре «Фоменок»Яна Жиляева, «Энергия успеха, № 3 (37)», 2012
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Не как в сказкеГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- Русский человек на rendez-vousАнна Банасюкевич, «TimeOut Москва», 2.12.2011
- «Русский человек на рандеву»Алексей Киселев , «Maptype.com», 12.2011
- Что русскому здоровоОльга Фукс, «Ведомости», 30.11.2011
- Мастерская Петра Фоменко: молодые на rendez-vousМарина Шимадина, «Ваш досуг», 23.11.2011
- Игра в классикаМария Седых, «Итоги», 14.11.2011
- Театр утешительных ассоциацийЕлена Ковальская, «Афиша», 10.11.2011
- Лишние людиОльга Егошина, «Новые Известия», 7.11.2011
- Новое поколение на rendez-vousГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 20)», 11.2011
- Бурление вешних водЕлена Губайдуллина, «Известия», 28.10.2011
- Рандеву с ТургеневымАнна Гордеева, «Московские новости», 27.10.2011
- Вешние воды во время чумыЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.10.2011
- «Русский человек на rendez-vous»: доигралисьНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 24.10.2011