Рыцарь. Моцарт. Пир
Про человечность во время чумы
Иногда появляются в истории такие личности, обращаться, взывать к которым люди не перестают веками. Слова их столь важны и проникновенны, что сложно поверить, что нас разделяют сотни лет. К таким личностям не зарастет народная тропа. Для нас главный претендент на роль вечного пророка беспрекословен – и в горе, и в радости, в болезни и в здравии мы всегда возвращаемся к Александру Сергеевичу Пушкину. В библиографии Солнца русской поэзии не так много драматических произведений, а цикл, три трагедии из которого и легли в основу новой премьеры Мастерской Фоменко, примечателен тем, что все пьесы в нем одноактовые. На их прочтение потребуется десять минут, но для их понимания не хватит и целой жизни.
Интересно, что спектакль Федора Малышева «Рыцарь. Моцарт. Пир» полон иммерсивных элементов. Начиная с того, что сцена находится в фойе. Сиденья зрительного зала, лестница, ведущая к выходу из театра, и окна с видом на Московскую набережную стали локациями действий, зрители же сидят посреди всех них на крутящихся креслах. Каждой истории выделена своя сторона. Когда один сюжет сменяется другим, мы слышим грустный напев и следуем за новым источником света. Актеры не взаимодействуют со зрителями, лишь иногда проходят от одного места к другому через зал, но, находясь внутри происходящего, ненароком чувствуешь себя безмолвной массовкой, будь это двор при герцоге, сбор ценителей скрипичной музыки или стол гуляк на чумном пире.
Сложно сказать, является ли какая-то история важнее других в спектакле, однако осмелюсь назвать «Пир» центральным, основополагающим сюжетом этого театрального альманаха. Обращение к классике всегда связано с надеждой, с просьбой об уроке, жить без которого больше невозможно. Неудивительно, что пьеса о чуме вновь стала необходимой. В ней Пушкин, не предаваясь строгости и догматизму, а скорее направляя в верную сторону, учит нас не терять веру, не поддаваться страху. Спектакль ни на йоту не отходит от оригинального текста и, под стать автору, не осуждает ни одного из собравшихся на пире. Много более важным вопросом для постановщика стали их души, а не мораль. Но как воплотить на сцене внутренний мир отчаянно пирующих? Напомнить, что наши «маленькие трагедии» остаются трагедиями даже во время чумы?
С заунывной песней Мэри, которая, по словам Председателя пира, как любая печальная мелодия в начале праздника, помогает веселиться еще безумнее, история переносится в мир «Скупого рыцаря», как и все действие вслед за актрисой переносится в новое пространство. Первым свой удручающий рассказ начинает Барон. Выходит к зрителям скупой отец под ужасающий грохот, держа в руках подрагивающий фонарь, неспособный вывести героя из окружающей темноты. Жадность и страсть к деньгам поработили его, завладели рассудком и лишили каких-либо душевных благ. Неспособный на любовь мужчина чахнет над своим златом и в почти похожей на предсмертную агонии сетует на нежелание оставлять свои сундуки без присмотра. Барон под старость лет остался при имени и состоянии, но потерял самое главное, самое ценное и священное. Он потерял своего сына. Молодой Альбер еле сводит концы с концами, стыдится своего вида при большом свете и ругает свихнувшегося отца, но никогда не может допустить и мысли о подлости, об убийстве. Парень не в лучшем положении, ему уже негде искать помощь, но его честь всегда остается при нем. Театральный этюд «Рыцаря» заканчивается на отцовском вызове сына на дуэль, когда Герцог, до этого считавший их спор невинным и легко проходящим, внезапно перестал веселиться. Его поразила сцена, разрушающая все известные семейные устои, на этом герои погрузились в тьму, что словно выползла из них самих.
Освещая лестницу слева от предыдущей сцены, действие переносит зрителей в самый яркий сюжет. Под бессменную классику предстает «Моцарт и Сальери». Пожалуй, этот эпизод полюбился мне больше всех не только самой идеей, вложенной Пушкиным сутью, но и актерским тандемом. Если в самом начале, слушая монолог вышедшего на сцену с двумя бокалами вина Сальери, ты еще сомневаешься, не вполне понимаешь, отчего этот человек выставляет себя таким жалким, то после появления Моцарта вопрос исчезает сам. Моцарт, роль которого исполнил режиссер спектакля, живой, быстрый, открытый миру и абсолютно безумный. Его смех переливается, все его движения так правильны, и сам он гениален во всем, что делает. Глупые шутки из уст такого человека становятся украшением вечера, прогулка по улице – сюжетом милейшего водевиля, а его молчание кажется самой одухотворенной мелодией мира. Моцарт – главный герой, принц Датский своей жизни, рядом с ним едва ли кто-либо сможет заполучить хотя бы роль Горацио. Желание получить и свое время на авансцене, осветить и свое имя лучами славы берет верх над бывшим другом. Пребывая в мизерном мире собственной души, он доходит до одной-единственной роковой мысли. Он будет гением, если не будет Моцарта. Однако тот, подтверждая свой пророк, оставляет Сальери в неудовлетворении и после своей смерти.
В финале мы вновь возвращаемся к «Пиру», но вместо грустных девичьих напевов слышим иронично горькую оду чуме, которую исполняет сам Председатель. Строки «Итак, – хвала тебе, Чума! Нам не страшна могилы тьма » лейтмотивом проходят по всей постановке. Для кого-то пир – это сублимация, единственный способ остаться живым, для кого-то – время для подвига, когда он может вспомнить и отыскать себя, давно забытого и потерянного. Одно остается общим, ведь даже во время чумы продолжается жизнь, даже во время чумы продолжаемся мы.
Источник: «Бес Культуры»
Интересно, что спектакль Федора Малышева «Рыцарь. Моцарт. Пир» полон иммерсивных элементов. Начиная с того, что сцена находится в фойе. Сиденья зрительного зала, лестница, ведущая к выходу из театра, и окна с видом на Московскую набережную стали локациями действий, зрители же сидят посреди всех них на крутящихся креслах. Каждой истории выделена своя сторона. Когда один сюжет сменяется другим, мы слышим грустный напев и следуем за новым источником света. Актеры не взаимодействуют со зрителями, лишь иногда проходят от одного места к другому через зал, но, находясь внутри происходящего, ненароком чувствуешь себя безмолвной массовкой, будь это двор при герцоге, сбор ценителей скрипичной музыки или стол гуляк на чумном пире.
Сложно сказать, является ли какая-то история важнее других в спектакле, однако осмелюсь назвать «Пир» центральным, основополагающим сюжетом этого театрального альманаха. Обращение к классике всегда связано с надеждой, с просьбой об уроке, жить без которого больше невозможно. Неудивительно, что пьеса о чуме вновь стала необходимой. В ней Пушкин, не предаваясь строгости и догматизму, а скорее направляя в верную сторону, учит нас не терять веру, не поддаваться страху. Спектакль ни на йоту не отходит от оригинального текста и, под стать автору, не осуждает ни одного из собравшихся на пире. Много более важным вопросом для постановщика стали их души, а не мораль. Но как воплотить на сцене внутренний мир отчаянно пирующих? Напомнить, что наши «маленькие трагедии» остаются трагедиями даже во время чумы?
С заунывной песней Мэри, которая, по словам Председателя пира, как любая печальная мелодия в начале праздника, помогает веселиться еще безумнее, история переносится в мир «Скупого рыцаря», как и все действие вслед за актрисой переносится в новое пространство. Первым свой удручающий рассказ начинает Барон. Выходит к зрителям скупой отец под ужасающий грохот, держа в руках подрагивающий фонарь, неспособный вывести героя из окружающей темноты. Жадность и страсть к деньгам поработили его, завладели рассудком и лишили каких-либо душевных благ. Неспособный на любовь мужчина чахнет над своим златом и в почти похожей на предсмертную агонии сетует на нежелание оставлять свои сундуки без присмотра. Барон под старость лет остался при имени и состоянии, но потерял самое главное, самое ценное и священное. Он потерял своего сына. Молодой Альбер еле сводит концы с концами, стыдится своего вида при большом свете и ругает свихнувшегося отца, но никогда не может допустить и мысли о подлости, об убийстве. Парень не в лучшем положении, ему уже негде искать помощь, но его честь всегда остается при нем. Театральный этюд «Рыцаря» заканчивается на отцовском вызове сына на дуэль, когда Герцог, до этого считавший их спор невинным и легко проходящим, внезапно перестал веселиться. Его поразила сцена, разрушающая все известные семейные устои, на этом герои погрузились в тьму, что словно выползла из них самих.
Освещая лестницу слева от предыдущей сцены, действие переносит зрителей в самый яркий сюжет. Под бессменную классику предстает «Моцарт и Сальери». Пожалуй, этот эпизод полюбился мне больше всех не только самой идеей, вложенной Пушкиным сутью, но и актерским тандемом. Если в самом начале, слушая монолог вышедшего на сцену с двумя бокалами вина Сальери, ты еще сомневаешься, не вполне понимаешь, отчего этот человек выставляет себя таким жалким, то после появления Моцарта вопрос исчезает сам. Моцарт, роль которого исполнил режиссер спектакля, живой, быстрый, открытый миру и абсолютно безумный. Его смех переливается, все его движения так правильны, и сам он гениален во всем, что делает. Глупые шутки из уст такого человека становятся украшением вечера, прогулка по улице – сюжетом милейшего водевиля, а его молчание кажется самой одухотворенной мелодией мира. Моцарт – главный герой, принц Датский своей жизни, рядом с ним едва ли кто-либо сможет заполучить хотя бы роль Горацио. Желание получить и свое время на авансцене, осветить и свое имя лучами славы берет верх над бывшим другом. Пребывая в мизерном мире собственной души, он доходит до одной-единственной роковой мысли. Он будет гением, если не будет Моцарта. Однако тот, подтверждая свой пророк, оставляет Сальери в неудовлетворении и после своей смерти.
В финале мы вновь возвращаемся к «Пиру», но вместо грустных девичьих напевов слышим иронично горькую оду чуме, которую исполняет сам Председатель. Строки «Итак, – хвала тебе, Чума! Нам не страшна могилы тьма » лейтмотивом проходят по всей постановке. Для кого-то пир – это сублимация, единственный способ остаться живым, для кого-то – время для подвига, когда он может вспомнить и отыскать себя, давно забытого и потерянного. Одно остается общим, ведь даже во время чумы продолжается жизнь, даже во время чумы продолжаемся мы.
Источник: «Бес Культуры»
Аврора Акопян, «Бес Культуры», 25.10.2022
- “Пугачёв”: время колокольчиков в “Мастерской Фоменко”Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 19.07.2024
- Между волком и вошьюТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 18.07.2024
- «Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?»Ольга Егошина, «Театрал», 1.07.2024
- В «Мастерской Фоменко» исследовали русский бунтМарина Райкина, «Московский комсомолец», 18.06.2024
- Скифское буйство и нежное хулиганство: «Мастерская Петра Фоменко» выпускает «Пугачёва»«Театральный журнал», 13.06.2024
- «Послушайте!»: «Фоменки» о МаяковскомЮлия Зу, «Musecube», 19.09.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» Маяковский раздвоился, стал Лениным и Лилей БрикСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 14.09.2023
- «Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко: можно ли построить счастье на чужом несчастье?Елена Вилле, «МИР-24», 13.07.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Федор Малышев: «Я пытаюсь в каждой работе что-то разгадать»Ольга Романцова, «Перспектива. Поколение поиска», 06.2023
- Пищик для умаИгорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Рояль был весь раскрытРита Долматова, «На западе Москвы», 17.05.2023
- Каким вырос «Вишневый сад» в Мастерской Петра ФоменкоАлександра Сидорова, «Бизнес FM», 12.05.2023
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чумеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- Рыцарь. Моцарт. ПирАврора Акопян, «Бес Культуры», 25.10.2022
- Зачем в Мастерской Петра Фоменко поставили маленькие трагедии ПушкинаОльга Штраус, «Российская газета», 25.10.2022
- «Когтистый зверь, скребущий сердце»: в театре Фоменко поставили «Маленькие трагедии»Яна Жиляева, «Forbes», 22.10.2022
- В Мастерской Петра Фоменко – премьера спектакля «Рыцарь. Моцарт. Пир»«ВГТРК «Культура»», 13.10.2022
- Лучшие спектакли Москвы по произведениям БулгаковаОльга Романцова, «Культура.рф», 20.04.2021
- Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- Танцуя от рая до раяИгорь Вирабов, «Российская газета», 11.10.2020
- На ковре-самолёте в бездну страстей: авторская арт-экскурсия Полины Агуреевой в мастерской сказок Петра ФоменкоЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.10.2020
- Наслаждение, которое мы заслужилиАлёна Витшас, «Русский блоггер», 8.11.2019
- Антиутопия под МонеточкуАнна Богатырева, «Porusski.me», 6.11.2019
- «Махагония» в Мастерской Фоменко: дорогу молодымЮлия Зу, «Musecube.org», 6.11.2019
- Ммм… Ха, агония!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 21.10.2019
- Машина, которую мы собираемМарина Токарева, «Новая гезета», 19.10.2019
- Как создавалась «Махагония» в Мастерской Петра Фоменко«Esquire», 16.10.2019
- Мастерская и МаргаритаИльдар Сафуанов, «Литературная Россия», 9.11.2018
- Москва изменилась, а люди в ней все те жеЮлия Зу, «Musecube.org», 15.10.2018
- Проклятие вечного покояИлья Голубев, «Artifex.ru», 8.10.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Сила земного притяженияДарья Борисова, «На западе Москвы», 5.10.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Тусовка у ВоландаЕвгения Смехова, «Musecube.org», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра ФоменкоАнна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Где Аннушка разлила масло в новом театральном сезоне?Анна Богатырева, «Porusski.me», 26.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- Мастер и ученикМарина Токарева, «Новая газета», 19.09.2018
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в «Мастерской Фоменко», реж. Федор Малышев и Полина АгурееваВячеслав Шадронов, 18.09.2018
- Не верюАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 16.09.2018
- Полина Агуреева выступит в главной роли в премьере «Мастер и Маргарита»«РИА новости», 12.09.2018
- Фёдор Малышев: «Я не мог не рискнуть»Виктория Пешкова, «Ревизор.ru», 19.04.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- Открытие сезона 2017/18 в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «Мнение», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- Прожженные душиМарина Токарева, «Новая газета», 5.07.2017
- «Мертвые души» и окрестностиДарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- Души прекрасные порывыИгорь Вирабов, «Российская газета», 30.06.2017
- Евгений Цыганов перенял ухватки СобакевичаАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 14.06.2017
- В вихре мрачного карнавалаМарина Абрамова, «Ревизор.ru», 12.06.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоится премьера спектакля «Души»«РИА Новости», 5.06.2017
- Актер Федор Малышев: «Русскому человеку нужна деструктивная энергия»Татьяна Власова, «www.teatral-online.ru», 22.12.2015
- Звезда по имени солнцеСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 12.12.2015
- Федор МАЛЫШЕВ: «Хотелось сделать подпольный, гаражный спектакль»Светлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 12.12.2015
- Самоистязание ДостоевскимЕлена Смородинова, «Эксперт», 26.11.2015
- Сон, который вы не забудетеОльга Степанян, «http://www.dailyculture.ru», 23.11.2015
- Проповедь смешного человекаНаталия Писанко, «Метро», 17.11.2015
- Смешной человекНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 15.11.2015
- Один длинный, один короткийДмитрий Быков, «GQ», 11.11.2015
- Смешной человек – это серьезноЛариса Каневская, «http://mnenieguru.ru», 5.11.2015
- Рыбный день – это не только четвергА. Мирошниченко, «http://www.teatron-journal.ru», 1.04.2015
- Добро пожаловать в ухуОльга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Умеющим «годить» не стыдно за болото: «Современная идиллия» в Мастерской ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 29.03.2015
- Сказка про стыдЕлизавета Авдошина, «http://chekhoved.net», 11.03.2015
- Салтыков-Щедрин без ГМО и искусственных красителейГригорий Заславский, «Независимая газета», 5.03.2015
- Сидя в болотеНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 4.03.2015
- Бенефис злободневностиРоман Должанский, «Коммерсант», 26.02.2015
- Место встречи меня и государстваОльга Егошина, «Новые Известия», 26.02.2015
- Как болото, караси?Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент», 24.02.2015
- Лед болота «Современной идиллии»Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 23.02.2015
- Болотное дело как «современная идиллия»Марина Токарева, «Новая газета», 20.02.2015
- «Современная идиллия» в театре Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «GQ», 02.2015
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Руслан и ЛюдмилаЛариса Каневская, «Весь Театр», 3.06.2014
- 13 персонажей в поисках зрителя. Новая премьера в Мастерской ФоменкоМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 2.06.2014
- «Гиганты горы»: смертельный номерНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 29.04.2014
- Богатырская поэмкаАлександра Солдатова , «Экран и Сцена», 04.2014
- «Старый карла был не прав!»Марина Токарева, «Новая газета», 28.03.2014
- «Владимир в гриднице высокой запировал…»Ольга Егошина, «Новые Известия», 18.03.2014
- «Руслан и Людмила»: сказка — ложь?Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.03.2014
- «Египетская марка» в «Мастерской Петра Фоменко»Григорий Заславский, «Независимая газета», 7.10.2013
- Не для всехАнна Ковалева, «Театрон», 1.10.2013
- «Дар» стал точкой и прибытия, и отправленияАнна Балуева, «Комсомольская правда», 2.07.2013
- Милый Египет вещейГалина Шматова, «афиша@mail.ru», 21.06.2013
- Жалко чижика!Алла Шендерова, «Ваш досуг», 13.06.2013
- Театральный читальный залАнастасия Иванова, «Вечерняя Москва», 9.06.2013
- «Египетская марка»: точно в стильНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 5.06.2013
- От фиоритуры к хрипуЕлена Дьякова, «Новая газета», 5.06.2013
- Эскапизм столетней выдержкиЕлена Губайдуллина, «Газета.ru», 4.06.2013
- Шорохи и шепотыМария Седых, «Итоги», 3.06.2013
- «Твой брат, Петрополь, умирает»Ольга Егошина, «Новые Известия», 3.06.2013
- Чижик-Пыжик, где ты?Анна Чужкова, «Культура», 31.05.2013
- В «Мастерской Петра Фоменко» держат «Египетскую марку»Марина Шимадина, «Известия», 30.05.2013
- В Мастерской Фоменко поставили «Египетскую марку» МандельштамаГлеб Ситковский, «Ведомости», 30.05.2013
- «Старх берет меня за руку и ведет
»Нинель Шабалина, «Сцена, № 3 (83)», 2013
- Мерцающий отблеск дараОльга Романцова, «Планета Красота, № 11-12», 12.2012
- Фоменковское счастьеЯна Жиляева, «http://vtbrussia.ru», 30.11.2012
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- «Дар»: фоменки на перепутьеНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.09.2012
- Подарочный наборЕлена Груева, «TimeOut Москва», 24.09.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Спорный «Дар» в «Мастерской Петра Фоменко»Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 17.09.2012
- Томление на перепутьеМарина Шимадина, «Эксперт», 17.09.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» показала первую премьеру после смерти учителяАлла Шевелева, «Известия», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Комедии народного потребленияАнна Чужкова, «Культура», 15.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Читать носом вредноОлег Зинцов, «Ведомости», 14.09.2012
- «Дар» напрасный, «Дар» случайныйМарина Давыдова, «colta.ru», 14.09.2012
- Охота на НабоковаАлла Шендерова, «Коммерсант», 13.09.2012
- Проворным аллюром бедных гоголевских героевГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2012
- Критический дарНиколай Берман, «Газета.ru», 12.09.2012
- Спектакль «Дар» стал первой премьерой нового сезона театра «Мастерская Петра Фоменко»Анна Нехаева, «ИТАР-ТАСС», 11.09.2012
- Большие надеждыНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 8.08.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Тургенев и Островский школы Петра ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 15.03.2012
- Рандеву на бульваре «Фоменок»Яна Жиляева, «Энергия успеха, № 3 (37)», 2012
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Не как в сказкеГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- Русский человек на rendez-vousАнна Банасюкевич, «TimeOut Москва», 2.12.2011
- «Русский человек на рандеву»Алексей Киселев , «Maptype.com», 12.2011
- Что русскому здоровоОльга Фукс, «Ведомости», 30.11.2011
- Мастерская Петра Фоменко: молодые на rendez-vousМарина Шимадина, «Ваш досуг», 23.11.2011
- Игра в классикаМария Седых, «Итоги», 14.11.2011
- Театр утешительных ассоциацийЕлена Ковальская, «Афиша», 10.11.2011
- Лишние людиОльга Егошина, «Новые Известия», 7.11.2011
- Новое поколение на rendez-vousГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 20)», 11.2011
- Бурление вешних водЕлена Губайдуллина, «Известия», 28.10.2011
- Рандеву с ТургеневымАнна Гордеева, «Московские новости», 27.10.2011
- Вешние воды во время чумыЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.10.2011
- «Русский человек на rendez-vous»: доигралисьНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 24.10.2011