Федор Малышев: «Я пытаюсь в каждой работе что-то разгадать»
Актер и режиссер театра «Мастерская Петра Фоменко» — о мистическом присутствии Мастера, черно-белом кино и актерском браке.
В театре «Мастерская Петра Фоменко» состоялась необычная премьера: «Рыцарь. Моцарт. Пир» по «Маленьким трагедиям» А. С. Пушкина в постановке Федора Малышева. Критики сравнивают его спектакль с продолжением «Триптиха» Петра Фоменко, тоже по произведениям Пушкина. «Рыцарь. Моцарт. Пир» играют поздним вечером (начало в 20.00, 21.00 или даже 22.00) в гулком фойе Новой сцены театра без декораций. Зрители сидят на вращающихся стульях, поворачиваясь в разные стороны, чтобы следить за действием, которое перемещается со сцены фойе на мраморные ступеньки (те, где обычно сидит публика в ожидании спектакля). При этом текст Пушкина звучит свежо, актуально и задевает так, как будто написан в наши дни. ЗНАКОМСТВО
Актер и режиссер Федор Малышев окончил мастерскую Е. Каменьковича и Д. Крымова в ГИТИСе в 2011 году и был принят в стажерскую группу «Мастерской Петра Фоменко». С начала 2013 года в труппе театра. Среди его ролей – Котроне в «Гигантах горы» Пиранделло, Годунов-Чердынцев в «Даре» Набокова, Глумов в «Современной идиллии» Салтыкова-Щедрина, Коровьев в «Мастере и Маргарите», Треплев в «Чайке», Моцарт в спектакле «Рыцарь. Моцарт. Пир» по А. С. Пушкину. Среди поставленных им спектаклей — «Смешной человек» по Достоевскому, «Махагония» Кормильцева, « Души» по Гоголю, «Мастер и Маргарита» Булгакова (совместно с Полиной Агуреевой) и недавняя премьера «Рыцарь. Моцарт. Пир» по Пушкину.
Мне понравился ваш спектакль «Рыцарь. Моцарт. Пир», но почему он такой короткий? Какая из вошедших в него маленьких трагедий вам ближе?
«Маленькие трагедии» — короткие сцены, от которых есть ощущение космического масштаба. И мне хотелось сохранить формат, заданный Пушкиным, а не растягивать спектакль длиннотами.
Наверное, мне ближе всего «Пир во время чумы». Ведь пир — это не только гулянка, это еще и спасение от беды… Может ли творчество спасти от каких-то катаклизмов — войн, революций? Может ли театр стать средством сопротивления всему этому? Что-то изменить? Я не знаю ответа, пытаюсь разобраться, и эти вопросы возникают в нашем спектакле. В «Пире во время чумы» есть правда Вальсингама и правда священника, призывающего к молитве, и нет вывода, кто из них прав, кто виноват. В «Скупом рыцаре» герцог говорит: «Ужасный век, ужасные сердца!» с интонацией: «А что вы хотите? Такие времена». Мне интересно делать спектакль про это. Так же как ставить «Моцарта и Сальери» не про зависть, а про вопрос: в чем правда? Это произведение, написанное по законам музыкальной сонатной формы. И есть две темы: тема Моцарта и тема Сальери. В сонатной форме главные темы возникают в начале, и монолог Сальери начинается словами: «Все говорят, нет правды на Земле», о зависти он говорит гораздо позже. И Пушкин хотел назвать эту вещь «Зависть», но изменил название на «Моцарт и Сальери». Мне кажется, что Сальери, постигший алгеброй гармонию, пытается понять закономерности устройства мира, разобраться: может быть, я избран, чтобы исправить ошибку мироздания? Поэтому финал нашего «Моцарта и Сальери» закольцован: Сальери не может ответить себе, правильно поступил или неправильно, должен был он отравить Моцарта или нет. И наш спектакль — не обвинительный акт, а, скорее, судебный процесс в присутствии зрителей.
В детстве вы часто бывали в «Мастерской Фоменко»?
Здесь работает мой дядя, поэтому я сюда регулярно приходил. Но закулисным ребенком не был, по коридорам не бегал, и Петр Наумович меня на своей ноге не качал.
Чем больше всего любили заниматься в детстве?
Больше всего любил закрываться в своей комнате и придумывать истории. А еще у меня была пишущая машинка. Я не умел печатать, но мне нравилось, что она у меня есть! Лет в пять сочинял какие-то сюжеты, а дедушка их записывал.
Читал не много, а мама читать очень любила. Когда я учился в школе, она читала «Волшебную гору» Томаса Манна, и каждый вечер своими словами рассказывала мне прочитанное. Это был такой аудиосериал. Потом она рассказывала «Иосифа и его братьев», «Игру в бисер», «Отверженных» и «Собор Парижской Богоматери» Гюго. Самым страшным с маминых слов был «Портрет» Гоголя: я потом долго не мог заснуть, все представлял страшного старика с портрета.
В какой школе вы учились?
В школе № 686, сейчас она называется «Класс-центр Сергея Казарновского» — это театрально-музыкальная школа. Моя мама работала там педагогом по русскому языку и литературе. Я блатной по всем статьям: учился у мамы в школе, работаю с дядей в театре.
Вы любили музыку?
Обожал ее слушать, но ненавидел заниматься. По документам я окончил музыкальную школу, но не справлялся и на экзамене в третьем и четвертом классе играл на фортепиано одну и ту же вещь. В старших классах год учился игре на гитаре. У меня был очень хороший педагог, Владимир Константинович Брандт, он, кстати, играл на гитаре в спектакле Петра Наумовича «Без вины виноватые». Но заниматься я уже не успевал: надо было готовиться к поступлению. Сейчас я очень люблю фортепиано и жалею, что так и не научился по-настоящему играть.
Заставляете ли вы своих детей заниматься музыкой?
Заставляем. Но иногда просто так, садимся к фоно и что-то импровизируем в две руки. Ему это больше нравится, чем заниматься, мне кажется.
Легко ли вы поступили в театральный институт?
Я везде поступил, кроме Школы-студии МХАТ, мне там не понравилось. Читал монолог Германа из «Пиковой дамы»: «Можете ли вы назначить мне три верные карты».
Кто помог вам подготовить программу?
Иван Иванович Верховых, наш педагог по актерскому мастерству в школе. В 10-м классе мы с ним репетировали «Зиму» Гришковца, а в 11-м классе у нас был спектакль «Скажи мне, что есть счастье?» по сказке Туве Янссон «В конце ноября». В это же время Иван Иванович репетировал чеховские «Три сестры» с Петром Наумовичем Фоменко. Еще мне очень помогал Ваня Поповски.
Вы уже 11 лет работаете в «Мастерской Фоменко». Что за это время в ней изменилось?
Не стало Петра Наумовича Фоменко. Когда он был жив, у всех было мистическое ощущение его присутствия: казалось, что Петр Наумович вдруг может появиться откуда-то из-за угла. У меня ощущение, что атмосфера, которая была в театре при его жизни, никуда не исчезла. Сейчас она просто перешла в какое-то другое качество.
И то, что Петр Наумович вложил в артистов, так называемых основоположников, как-то подпитывает остальных наших актеров. Когда меня ввели на роль Треплева в «Чайку», я почувствовал такую поддержку изнутри, что подумал: «Ничего на самом деле не изменилось. Театр Петра Наумовича все равно живет в актерах и здесь в воздухе витает». Мы движемся сейчас в каком-то другом направлении, Евгений Борисович Каменькович дал возможность актерам нашего театра заниматься режиссурой, что-то пробовать. Думаю, если бы Петр Наумович посмотрел наши работы, то все бы их раздраконил, но ему было бы приятно, что мы преданы театру, видим свою жизнь только здесь и у нас есть желание работать.
Мне кажется, что вы реже стали играть в спектаклях «Мастерской Фоменко».
Рад, что у меня появилось больше времени. Я недавно окончил Высшие режиссерские курсы, мастерскую Владимира Алексеевича Фенченко и Павла Константиновича Финна, и мы сейчас доделываем диплом, короткий метр под названием «Ковчег».
Есть ли у вас сейчас своя музыкальная группа? Расскажите, почему вы от игры на ударных инструментах перешли к сочинению песен и вернулись к гитаре?
Когда я поехал в Америку по студенческому обмену, увидел там странный музыкальный инструмент кахон. Мне он понравился, я стал слушать записи, сам пытался что-то играть. А у Вани Вакуленко в тот момент была группа, но не было барабанщика. Мы тогда уже начинали дружить, и я сказал, что если надо — могу играть на кахоне. Ваня ответил: «Да, давай попробуем». Потом я начал писать свои песни и играть на гитаре. Сейчас у меня своя группа «Третий человек».
Считаете ли вы, что творческий человек в каждой роли и поставленном спектакле должен бросать себе вызов, что-то преодолевать?
Я пытаюсь в каждой работе что-то разгадать. Приятно, когда что-то интуитивно нахожу и вижу подтверждение этому в тексте автора, пусть даже все это очень субъективно. Не думаю, что, берясь за какой-то текст, я должен его побороть. Разве можно побороть Шекспира или Булгакова? Наоборот, делая спектакль, хочу что-то узнать о мире и поделиться этим знанием с людьми своего поколения.
В последние годы вы от актерской профессии постепенно движетесь к режиссуре?
Я бы не стал так говорить. Мне очень нравится другая профессия — дирижер. Потому что это человек, который трактует какое-то музыкальное произведение, и, исполняя его, все музыканты участвуют в дирижерском видении. Он сам тоже участвует в исполнении и еще дополнительно транслирует зрителям свою идею. Мне сейчас нравится то, что я, играя в спектакле, нахожусь внутри, успеваю его смотреть и чувствовать атмосферу и могу как-то повлиять на ход действия.
Какая эстетика вам интереснее всего?
Очень люблю черно-белое кино. Сейчас, когда все перенасыщено информацией и красками, я и в своих спектаклях стараюсь сделать все максимально аскетичным. Мне кажется, сейчас в театре нужен минимум декораций, самые простые костюмы и статичные мизансцены, чтобы зритель ни на что не отвлекался и на сцене была только суть. Думаю, сегодня надо опять брать классические произведения, не придумывая для них новых трактовок или обстоятельств, которых в материале нет, а попытаться внимательно еще раз прочитать текст и постараться выразить его максимально точно. Чтобы это попадало.
Вы с Полиной Агуреевой почти десять лет женаты. В чем, на ваш взгляд, прелесть актерского брака?
Если говорить об этом абстрактно, то прелести никакой. А если говорить о нас с Полиной, мне нравится с ней разговаривать про все. Мне нравится наш домашний мир. Нам и книги интересно обсуждать, и кино, и политику.
Что хотели бы поставить в ближайшее время?
Хотелось бы заняться Шекспиром.
КОРОТКО О ГЛАВНОМ
О чем вы мечтали в 17 лет?
О девушках.
О чем мечтаете сейчас?
Мечтаю о том, чтобы у моих детей было все хорошо. И, конечно, мечтаю продолжать что-то делать в кино и театре.
Каким видите себя в 45 лет?
Хочется, чтобы у меня была большая борода и я жил где-то в диких условиях: снимал фильм в Арктике, либо как Фицкарральдо в фильме Вернера Херцога устраивал оперное представление где-нибудь в Амазонии.
Какой совет вы дали бы сегодняшним 17-летним?
Я бы посоветовал им смотреть великие русские фильмы, и не только русские. И книжки читать, и музыку слушать не только современную.
Какой совет вы дали бы сегодняшним 45-летним?
Им нет смысла советовать: в 45 лет человек либо к чему-то пришел, либо нет. Если он к чему-то пришел и что-то успел сделать, то уже может сказать: вот мое направление, у меня такая тактика, и я ее придерживаюсь. Что тут советовать? В моем представлении 45 — это такая точка бифуркации.
Источник: «Перспектива. Поколение поиска»
Актер и режиссер Федор Малышев окончил мастерскую Е. Каменьковича и Д. Крымова в ГИТИСе в 2011 году и был принят в стажерскую группу «Мастерской Петра Фоменко». С начала 2013 года в труппе театра. Среди его ролей – Котроне в «Гигантах горы» Пиранделло, Годунов-Чердынцев в «Даре» Набокова, Глумов в «Современной идиллии» Салтыкова-Щедрина, Коровьев в «Мастере и Маргарите», Треплев в «Чайке», Моцарт в спектакле «Рыцарь. Моцарт. Пир» по А. С. Пушкину. Среди поставленных им спектаклей — «Смешной человек» по Достоевскому, «Махагония» Кормильцева, « Души» по Гоголю, «Мастер и Маргарита» Булгакова (совместно с Полиной Агуреевой) и недавняя премьера «Рыцарь. Моцарт. Пир» по Пушкину.
Мне понравился ваш спектакль «Рыцарь. Моцарт. Пир», но почему он такой короткий? Какая из вошедших в него маленьких трагедий вам ближе?
«Маленькие трагедии» — короткие сцены, от которых есть ощущение космического масштаба. И мне хотелось сохранить формат, заданный Пушкиным, а не растягивать спектакль длиннотами.
Наверное, мне ближе всего «Пир во время чумы». Ведь пир — это не только гулянка, это еще и спасение от беды… Может ли творчество спасти от каких-то катаклизмов — войн, революций? Может ли театр стать средством сопротивления всему этому? Что-то изменить? Я не знаю ответа, пытаюсь разобраться, и эти вопросы возникают в нашем спектакле. В «Пире во время чумы» есть правда Вальсингама и правда священника, призывающего к молитве, и нет вывода, кто из них прав, кто виноват. В «Скупом рыцаре» герцог говорит: «Ужасный век, ужасные сердца!» с интонацией: «А что вы хотите? Такие времена». Мне интересно делать спектакль про это. Так же как ставить «Моцарта и Сальери» не про зависть, а про вопрос: в чем правда? Это произведение, написанное по законам музыкальной сонатной формы. И есть две темы: тема Моцарта и тема Сальери. В сонатной форме главные темы возникают в начале, и монолог Сальери начинается словами: «Все говорят, нет правды на Земле», о зависти он говорит гораздо позже. И Пушкин хотел назвать эту вещь «Зависть», но изменил название на «Моцарт и Сальери». Мне кажется, что Сальери, постигший алгеброй гармонию, пытается понять закономерности устройства мира, разобраться: может быть, я избран, чтобы исправить ошибку мироздания? Поэтому финал нашего «Моцарта и Сальери» закольцован: Сальери не может ответить себе, правильно поступил или неправильно, должен был он отравить Моцарта или нет. И наш спектакль — не обвинительный акт, а, скорее, судебный процесс в присутствии зрителей.
В детстве вы часто бывали в «Мастерской Фоменко»?
Здесь работает мой дядя, поэтому я сюда регулярно приходил. Но закулисным ребенком не был, по коридорам не бегал, и Петр Наумович меня на своей ноге не качал.
Чем больше всего любили заниматься в детстве?
Больше всего любил закрываться в своей комнате и придумывать истории. А еще у меня была пишущая машинка. Я не умел печатать, но мне нравилось, что она у меня есть! Лет в пять сочинял какие-то сюжеты, а дедушка их записывал.
Читал не много, а мама читать очень любила. Когда я учился в школе, она читала «Волшебную гору» Томаса Манна, и каждый вечер своими словами рассказывала мне прочитанное. Это был такой аудиосериал. Потом она рассказывала «Иосифа и его братьев», «Игру в бисер», «Отверженных» и «Собор Парижской Богоматери» Гюго. Самым страшным с маминых слов был «Портрет» Гоголя: я потом долго не мог заснуть, все представлял страшного старика с портрета.
В какой школе вы учились?
В школе № 686, сейчас она называется «Класс-центр Сергея Казарновского» — это театрально-музыкальная школа. Моя мама работала там педагогом по русскому языку и литературе. Я блатной по всем статьям: учился у мамы в школе, работаю с дядей в театре.
Вы любили музыку?
Обожал ее слушать, но ненавидел заниматься. По документам я окончил музыкальную школу, но не справлялся и на экзамене в третьем и четвертом классе играл на фортепиано одну и ту же вещь. В старших классах год учился игре на гитаре. У меня был очень хороший педагог, Владимир Константинович Брандт, он, кстати, играл на гитаре в спектакле Петра Наумовича «Без вины виноватые». Но заниматься я уже не успевал: надо было готовиться к поступлению. Сейчас я очень люблю фортепиано и жалею, что так и не научился по-настоящему играть.
Заставляете ли вы своих детей заниматься музыкой?
Заставляем. Но иногда просто так, садимся к фоно и что-то импровизируем в две руки. Ему это больше нравится, чем заниматься, мне кажется.
Легко ли вы поступили в театральный институт?
Я везде поступил, кроме Школы-студии МХАТ, мне там не понравилось. Читал монолог Германа из «Пиковой дамы»: «Можете ли вы назначить мне три верные карты».
Кто помог вам подготовить программу?
Иван Иванович Верховых, наш педагог по актерскому мастерству в школе. В 10-м классе мы с ним репетировали «Зиму» Гришковца, а в 11-м классе у нас был спектакль «Скажи мне, что есть счастье?» по сказке Туве Янссон «В конце ноября». В это же время Иван Иванович репетировал чеховские «Три сестры» с Петром Наумовичем Фоменко. Еще мне очень помогал Ваня Поповски.
Вы уже 11 лет работаете в «Мастерской Фоменко». Что за это время в ней изменилось?
Не стало Петра Наумовича Фоменко. Когда он был жив, у всех было мистическое ощущение его присутствия: казалось, что Петр Наумович вдруг может появиться откуда-то из-за угла. У меня ощущение, что атмосфера, которая была в театре при его жизни, никуда не исчезла. Сейчас она просто перешла в какое-то другое качество.
И то, что Петр Наумович вложил в артистов, так называемых основоположников, как-то подпитывает остальных наших актеров. Когда меня ввели на роль Треплева в «Чайку», я почувствовал такую поддержку изнутри, что подумал: «Ничего на самом деле не изменилось. Театр Петра Наумовича все равно живет в актерах и здесь в воздухе витает». Мы движемся сейчас в каком-то другом направлении, Евгений Борисович Каменькович дал возможность актерам нашего театра заниматься режиссурой, что-то пробовать. Думаю, если бы Петр Наумович посмотрел наши работы, то все бы их раздраконил, но ему было бы приятно, что мы преданы театру, видим свою жизнь только здесь и у нас есть желание работать.
Мне кажется, что вы реже стали играть в спектаклях «Мастерской Фоменко».
Рад, что у меня появилось больше времени. Я недавно окончил Высшие режиссерские курсы, мастерскую Владимира Алексеевича Фенченко и Павла Константиновича Финна, и мы сейчас доделываем диплом, короткий метр под названием «Ковчег».
Есть ли у вас сейчас своя музыкальная группа? Расскажите, почему вы от игры на ударных инструментах перешли к сочинению песен и вернулись к гитаре?
Когда я поехал в Америку по студенческому обмену, увидел там странный музыкальный инструмент кахон. Мне он понравился, я стал слушать записи, сам пытался что-то играть. А у Вани Вакуленко в тот момент была группа, но не было барабанщика. Мы тогда уже начинали дружить, и я сказал, что если надо — могу играть на кахоне. Ваня ответил: «Да, давай попробуем». Потом я начал писать свои песни и играть на гитаре. Сейчас у меня своя группа «Третий человек».
Считаете ли вы, что творческий человек в каждой роли и поставленном спектакле должен бросать себе вызов, что-то преодолевать?
Я пытаюсь в каждой работе что-то разгадать. Приятно, когда что-то интуитивно нахожу и вижу подтверждение этому в тексте автора, пусть даже все это очень субъективно. Не думаю, что, берясь за какой-то текст, я должен его побороть. Разве можно побороть Шекспира или Булгакова? Наоборот, делая спектакль, хочу что-то узнать о мире и поделиться этим знанием с людьми своего поколения.
В последние годы вы от актерской профессии постепенно движетесь к режиссуре?
Я бы не стал так говорить. Мне очень нравится другая профессия — дирижер. Потому что это человек, который трактует какое-то музыкальное произведение, и, исполняя его, все музыканты участвуют в дирижерском видении. Он сам тоже участвует в исполнении и еще дополнительно транслирует зрителям свою идею. Мне сейчас нравится то, что я, играя в спектакле, нахожусь внутри, успеваю его смотреть и чувствовать атмосферу и могу как-то повлиять на ход действия.
Какая эстетика вам интереснее всего?
Очень люблю черно-белое кино. Сейчас, когда все перенасыщено информацией и красками, я и в своих спектаклях стараюсь сделать все максимально аскетичным. Мне кажется, сейчас в театре нужен минимум декораций, самые простые костюмы и статичные мизансцены, чтобы зритель ни на что не отвлекался и на сцене была только суть. Думаю, сегодня надо опять брать классические произведения, не придумывая для них новых трактовок или обстоятельств, которых в материале нет, а попытаться внимательно еще раз прочитать текст и постараться выразить его максимально точно. Чтобы это попадало.
Вы с Полиной Агуреевой почти десять лет женаты. В чем, на ваш взгляд, прелесть актерского брака?
Если говорить об этом абстрактно, то прелести никакой. А если говорить о нас с Полиной, мне нравится с ней разговаривать про все. Мне нравится наш домашний мир. Нам и книги интересно обсуждать, и кино, и политику.
Что хотели бы поставить в ближайшее время?
Хотелось бы заняться Шекспиром.
КОРОТКО О ГЛАВНОМ
О чем вы мечтали в 17 лет?
О девушках.
О чем мечтаете сейчас?
Мечтаю о том, чтобы у моих детей было все хорошо. И, конечно, мечтаю продолжать что-то делать в кино и театре.
Каким видите себя в 45 лет?
Хочется, чтобы у меня была большая борода и я жил где-то в диких условиях: снимал фильм в Арктике, либо как Фицкарральдо в фильме Вернера Херцога устраивал оперное представление где-нибудь в Амазонии.
Какой совет вы дали бы сегодняшним 17-летним?
Я бы посоветовал им смотреть великие русские фильмы, и не только русские. И книжки читать, и музыку слушать не только современную.
Какой совет вы дали бы сегодняшним 45-летним?
Им нет смысла советовать: в 45 лет человек либо к чему-то пришел, либо нет. Если он к чему-то пришел и что-то успел сделать, то уже может сказать: вот мое направление, у меня такая тактика, и я ее придерживаюсь. Что тут советовать? В моем представлении 45 — это такая точка бифуркации.
Источник: «Перспектива. Поколение поиска»
Ольга Романцова, «Перспектива. Поколение поиска», 06.2023
- “Пугачёв”: время колокольчиков в “Мастерской Фоменко”Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 19.07.2024
- Между волком и вошьюТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 18.07.2024
- «Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?»Ольга Егошина, «Театрал», 1.07.2024
- В «Мастерской Фоменко» исследовали русский бунтМарина Райкина, «Московский комсомолец», 18.06.2024
- Скифское буйство и нежное хулиганство: «Мастерская Петра Фоменко» выпускает «Пугачёва»«Театральный журнал», 13.06.2024
- «Послушайте!»: «Фоменки» о МаяковскомЮлия Зу, «Musecube», 19.09.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» Маяковский раздвоился, стал Лениным и Лилей БрикСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 14.09.2023
- «Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко: можно ли построить счастье на чужом несчастье?Елена Вилле, «МИР-24», 13.07.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Федор Малышев: «Я пытаюсь в каждой работе что-то разгадать»Ольга Романцова, «Перспектива. Поколение поиска», 06.2023
- Пищик для умаИгорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Рояль был весь раскрытРита Долматова, «На западе Москвы», 17.05.2023
- Каким вырос «Вишневый сад» в Мастерской Петра ФоменкоАлександра Сидорова, «Бизнес FM», 12.05.2023
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чумеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- Рыцарь. Моцарт. ПирАврора Акопян, «Бес Культуры», 25.10.2022
- Зачем в Мастерской Петра Фоменко поставили маленькие трагедии ПушкинаОльга Штраус, «Российская газета», 25.10.2022
- «Когтистый зверь, скребущий сердце»: в театре Фоменко поставили «Маленькие трагедии»Яна Жиляева, «Forbes», 22.10.2022
- В Мастерской Петра Фоменко – премьера спектакля «Рыцарь. Моцарт. Пир»«ВГТРК «Культура»», 13.10.2022
- Лучшие спектакли Москвы по произведениям БулгаковаОльга Романцова, «Культура.рф», 20.04.2021
- Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- Танцуя от рая до раяИгорь Вирабов, «Российская газета», 11.10.2020
- На ковре-самолёте в бездну страстей: авторская арт-экскурсия Полины Агуреевой в мастерской сказок Петра ФоменкоЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.10.2020
- Наслаждение, которое мы заслужилиАлёна Витшас, «Русский блоггер», 8.11.2019
- Антиутопия под МонеточкуАнна Богатырева, «Porusski.me», 6.11.2019
- «Махагония» в Мастерской Фоменко: дорогу молодымЮлия Зу, «Musecube.org», 6.11.2019
- Ммм… Ха, агония!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 21.10.2019
- Машина, которую мы собираемМарина Токарева, «Новая гезета», 19.10.2019
- Как создавалась «Махагония» в Мастерской Петра Фоменко«Esquire», 16.10.2019
- Мастерская и МаргаритаИльдар Сафуанов, «Литературная Россия», 9.11.2018
- Москва изменилась, а люди в ней все те жеЮлия Зу, «Musecube.org», 15.10.2018
- Проклятие вечного покояИлья Голубев, «Artifex.ru», 8.10.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Сила земного притяженияДарья Борисова, «На западе Москвы», 5.10.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Тусовка у ВоландаЕвгения Смехова, «Musecube.org», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра ФоменкоАнна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Где Аннушка разлила масло в новом театральном сезоне?Анна Богатырева, «Porusski.me», 26.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- Мастер и ученикМарина Токарева, «Новая газета», 19.09.2018
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в «Мастерской Фоменко», реж. Федор Малышев и Полина АгурееваВячеслав Шадронов, 18.09.2018
- Не верюАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 16.09.2018
- Полина Агуреева выступит в главной роли в премьере «Мастер и Маргарита»«РИА новости», 12.09.2018
- Фёдор Малышев: «Я не мог не рискнуть»Виктория Пешкова, «Ревизор.ru», 19.04.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- Открытие сезона 2017/18 в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «Мнение», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- Прожженные душиМарина Токарева, «Новая газета», 5.07.2017
- «Мертвые души» и окрестностиДарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- Души прекрасные порывыИгорь Вирабов, «Российская газета», 30.06.2017
- Евгений Цыганов перенял ухватки СобакевичаАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 14.06.2017
- В вихре мрачного карнавалаМарина Абрамова, «Ревизор.ru», 12.06.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоится премьера спектакля «Души»«РИА Новости», 5.06.2017
- Актер Федор Малышев: «Русскому человеку нужна деструктивная энергия»Татьяна Власова, «www.teatral-online.ru», 22.12.2015
- Звезда по имени солнцеСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 12.12.2015
- Федор МАЛЫШЕВ: «Хотелось сделать подпольный, гаражный спектакль»Светлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 12.12.2015
- Самоистязание ДостоевскимЕлена Смородинова, «Эксперт», 26.11.2015
- Сон, который вы не забудетеОльга Степанян, «http://www.dailyculture.ru», 23.11.2015
- Проповедь смешного человекаНаталия Писанко, «Метро», 17.11.2015
- Смешной человекНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 15.11.2015
- Один длинный, один короткийДмитрий Быков, «GQ», 11.11.2015
- Смешной человек – это серьезноЛариса Каневская, «http://mnenieguru.ru», 5.11.2015
- Рыбный день – это не только четвергА. Мирошниченко, «http://www.teatron-journal.ru», 1.04.2015
- Добро пожаловать в ухуОльга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Умеющим «годить» не стыдно за болото: «Современная идиллия» в Мастерской ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 29.03.2015
- Сказка про стыдЕлизавета Авдошина, «http://chekhoved.net», 11.03.2015
- Салтыков-Щедрин без ГМО и искусственных красителейГригорий Заславский, «Независимая газета», 5.03.2015
- Сидя в болотеНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 4.03.2015
- Бенефис злободневностиРоман Должанский, «Коммерсант», 26.02.2015
- Место встречи меня и государстваОльга Егошина, «Новые Известия», 26.02.2015
- Как болото, караси?Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент», 24.02.2015
- Лед болота «Современной идиллии»Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 23.02.2015
- Болотное дело как «современная идиллия»Марина Токарева, «Новая газета», 20.02.2015
- «Современная идиллия» в театре Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «GQ», 02.2015
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Руслан и ЛюдмилаЛариса Каневская, «Весь Театр», 3.06.2014
- 13 персонажей в поисках зрителя. Новая премьера в Мастерской ФоменкоМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 2.06.2014
- «Гиганты горы»: смертельный номерНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 29.04.2014
- Богатырская поэмкаАлександра Солдатова , «Экран и Сцена», 04.2014
- «Старый карла был не прав!»Марина Токарева, «Новая газета», 28.03.2014
- «Владимир в гриднице высокой запировал…»Ольга Егошина, «Новые Известия», 18.03.2014
- «Руслан и Людмила»: сказка — ложь?Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.03.2014
- «Египетская марка» в «Мастерской Петра Фоменко»Григорий Заславский, «Независимая газета», 7.10.2013
- Не для всехАнна Ковалева, «Театрон», 1.10.2013
- «Дар» стал точкой и прибытия, и отправленияАнна Балуева, «Комсомольская правда», 2.07.2013
- Милый Египет вещейГалина Шматова, «афиша@mail.ru», 21.06.2013
- Жалко чижика!Алла Шендерова, «Ваш досуг», 13.06.2013
- Театральный читальный залАнастасия Иванова, «Вечерняя Москва», 9.06.2013
- «Египетская марка»: точно в стильНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 5.06.2013
- От фиоритуры к хрипуЕлена Дьякова, «Новая газета», 5.06.2013
- Эскапизм столетней выдержкиЕлена Губайдуллина, «Газета.ru», 4.06.2013
- Шорохи и шепотыМария Седых, «Итоги», 3.06.2013
- «Твой брат, Петрополь, умирает»Ольга Егошина, «Новые Известия», 3.06.2013
- Чижик-Пыжик, где ты?Анна Чужкова, «Культура», 31.05.2013
- В «Мастерской Петра Фоменко» держат «Египетскую марку»Марина Шимадина, «Известия», 30.05.2013
- В Мастерской Фоменко поставили «Египетскую марку» МандельштамаГлеб Ситковский, «Ведомости», 30.05.2013
- «Старх берет меня за руку и ведет
»Нинель Шабалина, «Сцена, № 3 (83)», 2013
- Мерцающий отблеск дараОльга Романцова, «Планета Красота, № 11-12», 12.2012
- Фоменковское счастьеЯна Жиляева, «http://vtbrussia.ru», 30.11.2012
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- «Дар»: фоменки на перепутьеНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.09.2012
- Подарочный наборЕлена Груева, «TimeOut Москва», 24.09.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Спорный «Дар» в «Мастерской Петра Фоменко»Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 17.09.2012
- Томление на перепутьеМарина Шимадина, «Эксперт», 17.09.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» показала первую премьеру после смерти учителяАлла Шевелева, «Известия», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Комедии народного потребленияАнна Чужкова, «Культура», 15.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Читать носом вредноОлег Зинцов, «Ведомости», 14.09.2012
- «Дар» напрасный, «Дар» случайныйМарина Давыдова, «colta.ru», 14.09.2012
- Охота на НабоковаАлла Шендерова, «Коммерсант», 13.09.2012
- Проворным аллюром бедных гоголевских героевГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2012
- Критический дарНиколай Берман, «Газета.ru», 12.09.2012
- Спектакль «Дар» стал первой премьерой нового сезона театра «Мастерская Петра Фоменко»Анна Нехаева, «ИТАР-ТАСС», 11.09.2012
- Большие надеждыНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 8.08.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Тургенев и Островский школы Петра ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 15.03.2012
- Рандеву на бульваре «Фоменок»Яна Жиляева, «Энергия успеха, № 3 (37)», 2012
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Не как в сказкеГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- Русский человек на rendez-vousАнна Банасюкевич, «TimeOut Москва», 2.12.2011
- «Русский человек на рандеву»Алексей Киселев , «Maptype.com», 12.2011
- Что русскому здоровоОльга Фукс, «Ведомости», 30.11.2011
- Мастерская Петра Фоменко: молодые на rendez-vousМарина Шимадина, «Ваш досуг», 23.11.2011
- Игра в классикаМария Седых, «Итоги», 14.11.2011
- Театр утешительных ассоциацийЕлена Ковальская, «Афиша», 10.11.2011
- Лишние людиОльга Егошина, «Новые Известия», 7.11.2011
- Новое поколение на rendez-vousГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 20)», 11.2011
- Бурление вешних водЕлена Губайдуллина, «Известия», 28.10.2011
- Рандеву с ТургеневымАнна Гордеева, «Московские новости», 27.10.2011
- Вешние воды во время чумыЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.10.2011
- «Русский человек на rendez-vous»: доигралисьНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 24.10.2011