Между волком и вошью
Спектакль «Пугачев», Мастерская Петра Фоменко
Со школы мы знаем Сергея Есенина как автора лирических стихотворений о любви и красоте природы. Однако его творческая палитра значительно шире. Осмысляя Гражданскую войну и прокатившиеся по стране в 1919 году крестьянские восстания, Есенин создал драматическую поэму «Пугачев». Она была опубликована в 1921 году и до сих пор остается одним из самых значительных художественных произведений, посвященных пугачевскому бунту. На сцену Мастерской Петра Фоменко поэму перенесли режиссер Федор Малышев и художник-постановщик Евгения Шутина.
Главное богатство есенинского «Пугачева», конечно, язык. Эпитеты и метафоры, сравнения и олицетворения, сочетание просторечной и высокой лексики, повторы, инверсии, риторические вопросы. Несмотря на сложную историческую тематику, в поэме ощутимо влияние имажинизма – яркие образы в ней, по большому счету, важнее набросанных широкими мазками характеров и схематичного описания главных событий восстания. Что отнюдь не упрощает режиссерскую задачу.
Многослойные, многоуровневые метафоры Есенина непросто воспринимать на слух, а без них «Пугачев» может просто развалиться – как дом с треснувшим фундаментом. Федору Малышеву и Евгении Шутиной удалось избежать этой опасности, дополнив поэму образами и символами, которые созданы невербальными средствами.
Тонущая во мраке полупустая сцена. Строгие однотипные костюмы. «Пугачев» Мастерской Фоменко минималистичен, но каждый штрих в нем неслучаен. Почти единственные декорации – огромные деревянные панели; в конце постановки они смыкаются вокруг Пугачева, превращаясь в клетку. В дальнем углу сцены крутится колесо прялки – она залита лучами кроваво-красного света и словно скована цепями. Багряный камзол Петра III, который сподвижники надевают на Емельяна, напоминает, что власть крестьянского царя неразрывно связана с насилием. А белые рубахи под черными, как вороново крыло, пальто бунтовщиков символизируют души, освобождающиеся от телесных оков после смерти.
Спектакль Мастерской Фоменко графичен, но, кроме сдержанной выразительности линий, света и нескольких основных цветов (красный, белый, черный), в нем важны пластика и музыка. Хореографу Виталию Довгалюку удается создать потрясающие образы. В начале постановки на сцену выходят крестьяне с охапками хвороста. В том, как они двигаются, как несут свою нелегкую ношу (тревожно и бессильно, остервенело и покорно), – вся многовековая история угнетения. А эпизод, в котором мятежные казаки, как стервятники, окружают тело убитого атамана, одновременно погружает в зловещие глубины пугачевского бунта и предрекает его исход.
Создатель музыкального оформления «Пугачева» Рафкат Бадретдинов подчеркивает ритмичность поэмы – некоторые отрывки актеры поют или читают речитативом. Мелодичность спектакля усиливают и органично вплетенные в есенинский текст частушки и былины, стихи А. Пушкина и Е. Летова, А. Башлачёва и В. Высоцкого, А. Тарковского и Д. Кузнецова. Однако напевность постановки не умиротворяет, а скорее бередит душу, раскрывая и дополняя созданный Есениным образ бунта как стихии, проявления скрытых в народе неконтролируемых сил.
Восстание Пугачева в поэме – торжество первобытных инстинктов. «Учивший в себе разуму зверя» Емельян, кажется, порожден темным народным нутром и потому верит, что сможет контролировать сметающую все на своем пути бурю крестьянского гнева. В отличие от Петра III (Томас Моцкус) – угловатой, ярко размалеванной марионетки, которая держится в стороне от стаи мятежников, Пугачев в ней свой. В исполнении Владимира Свирского он чем-то напоминает Высоцкого, но порой кажется, что в его экспрессивных монологах больше метаний, чем силы, больше громкости, чем мощи. Впрочем, даже эта особенность актерской игры не противоречит общему замыслу.
У Есенина именно Пугачев – сильный, решительный, волевой – скрепляет восемь эпизодов поэмы. Да, он терпит поражение, но при этом остается лидером, героем, главным действующим лицом исторической драмы…
В премьере Мастерской Фоменко всё не так однозначно. Здесь все персонажи равноправны. Все они – осколки противоречивой, непредсказуемой русской души. Именно ей посвящено высказывание Николая Бердяева, приведенное в программке и выступающее в качестве эпиграфа или комментария к постановке. Не Пугачев, а народ, застрявший где-то «между волком и вошью», – главная действующая сила истории. Переходящий в гордыню азарт помешал Емельяну понять это. И река народного гнева, возвращаясь в русло после страшного разлива, поглотила его. Как и любого, кто возомнит себя властелином стихии.
Источник: Театр To Go
Главное богатство есенинского «Пугачева», конечно, язык. Эпитеты и метафоры, сравнения и олицетворения, сочетание просторечной и высокой лексики, повторы, инверсии, риторические вопросы. Несмотря на сложную историческую тематику, в поэме ощутимо влияние имажинизма – яркие образы в ней, по большому счету, важнее набросанных широкими мазками характеров и схематичного описания главных событий восстания. Что отнюдь не упрощает режиссерскую задачу.
Многослойные, многоуровневые метафоры Есенина непросто воспринимать на слух, а без них «Пугачев» может просто развалиться – как дом с треснувшим фундаментом. Федору Малышеву и Евгении Шутиной удалось избежать этой опасности, дополнив поэму образами и символами, которые созданы невербальными средствами.
Тонущая во мраке полупустая сцена. Строгие однотипные костюмы. «Пугачев» Мастерской Фоменко минималистичен, но каждый штрих в нем неслучаен. Почти единственные декорации – огромные деревянные панели; в конце постановки они смыкаются вокруг Пугачева, превращаясь в клетку. В дальнем углу сцены крутится колесо прялки – она залита лучами кроваво-красного света и словно скована цепями. Багряный камзол Петра III, который сподвижники надевают на Емельяна, напоминает, что власть крестьянского царя неразрывно связана с насилием. А белые рубахи под черными, как вороново крыло, пальто бунтовщиков символизируют души, освобождающиеся от телесных оков после смерти.
Спектакль Мастерской Фоменко графичен, но, кроме сдержанной выразительности линий, света и нескольких основных цветов (красный, белый, черный), в нем важны пластика и музыка. Хореографу Виталию Довгалюку удается создать потрясающие образы. В начале постановки на сцену выходят крестьяне с охапками хвороста. В том, как они двигаются, как несут свою нелегкую ношу (тревожно и бессильно, остервенело и покорно), – вся многовековая история угнетения. А эпизод, в котором мятежные казаки, как стервятники, окружают тело убитого атамана, одновременно погружает в зловещие глубины пугачевского бунта и предрекает его исход.
Создатель музыкального оформления «Пугачева» Рафкат Бадретдинов подчеркивает ритмичность поэмы – некоторые отрывки актеры поют или читают речитативом. Мелодичность спектакля усиливают и органично вплетенные в есенинский текст частушки и былины, стихи А. Пушкина и Е. Летова, А. Башлачёва и В. Высоцкого, А. Тарковского и Д. Кузнецова. Однако напевность постановки не умиротворяет, а скорее бередит душу, раскрывая и дополняя созданный Есениным образ бунта как стихии, проявления скрытых в народе неконтролируемых сил.
Восстание Пугачева в поэме – торжество первобытных инстинктов. «Учивший в себе разуму зверя» Емельян, кажется, порожден темным народным нутром и потому верит, что сможет контролировать сметающую все на своем пути бурю крестьянского гнева. В отличие от Петра III (Томас Моцкус) – угловатой, ярко размалеванной марионетки, которая держится в стороне от стаи мятежников, Пугачев в ней свой. В исполнении Владимира Свирского он чем-то напоминает Высоцкого, но порой кажется, что в его экспрессивных монологах больше метаний, чем силы, больше громкости, чем мощи. Впрочем, даже эта особенность актерской игры не противоречит общему замыслу.
У Есенина именно Пугачев – сильный, решительный, волевой – скрепляет восемь эпизодов поэмы. Да, он терпит поражение, но при этом остается лидером, героем, главным действующим лицом исторической драмы…
В премьере Мастерской Фоменко всё не так однозначно. Здесь все персонажи равноправны. Все они – осколки противоречивой, непредсказуемой русской души. Именно ей посвящено высказывание Николая Бердяева, приведенное в программке и выступающее в качестве эпиграфа или комментария к постановке. Не Пугачев, а народ, застрявший где-то «между волком и вошью», – главная действующая сила истории. Переходящий в гордыню азарт помешал Емельяну понять это. И река народного гнева, возвращаясь в русло после страшного разлива, поглотила его. Как и любого, кто возомнит себя властелином стихии.
Источник: Театр To Go
Татьяна Ратькина, «Театр To Go», 18.07.2024
- “Пугачёв”: время колокольчиков в “Мастерской Фоменко”Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 19.07.2024
- Между волком и вошьюТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 18.07.2024
- «Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?»Ольга Егошина, «Театрал», 1.07.2024
- В «Мастерской Фоменко» исследовали русский бунтМарина Райкина, «Московский комсомолец», 18.06.2024
- Скифское буйство и нежное хулиганство: «Мастерская Петра Фоменко» выпускает «Пугачёва»«Театральный журнал», 13.06.2024
- «Послушайте!»: «Фоменки» о МаяковскомЮлия Зу, «Musecube», 19.09.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» Маяковский раздвоился, стал Лениным и Лилей БрикСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 14.09.2023
- «Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко: можно ли построить счастье на чужом несчастье?Елена Вилле, «МИР-24», 13.07.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Федор Малышев: «Я пытаюсь в каждой работе что-то разгадать»Ольга Романцова, «Перспектива. Поколение поиска», 06.2023
- Пищик для умаИгорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Рояль был весь раскрытРита Долматова, «На западе Москвы», 17.05.2023
- Каким вырос «Вишневый сад» в Мастерской Петра ФоменкоАлександра Сидорова, «Бизнес FM», 12.05.2023
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чумеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- Рыцарь. Моцарт. ПирАврора Акопян, «Бес Культуры», 25.10.2022
- Зачем в Мастерской Петра Фоменко поставили маленькие трагедии ПушкинаОльга Штраус, «Российская газета», 25.10.2022
- «Когтистый зверь, скребущий сердце»: в театре Фоменко поставили «Маленькие трагедии»Яна Жиляева, «Forbes», 22.10.2022
- В Мастерской Петра Фоменко – премьера спектакля «Рыцарь. Моцарт. Пир»«ВГТРК «Культура»», 13.10.2022
- Лучшие спектакли Москвы по произведениям БулгаковаОльга Романцова, «Культура.рф», 20.04.2021
- Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- Танцуя от рая до раяИгорь Вирабов, «Российская газета», 11.10.2020
- На ковре-самолёте в бездну страстей: авторская арт-экскурсия Полины Агуреевой в мастерской сказок Петра ФоменкоЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.10.2020
- Наслаждение, которое мы заслужилиАлёна Витшас, «Русский блоггер», 8.11.2019
- Антиутопия под МонеточкуАнна Богатырева, «Porusski.me», 6.11.2019
- «Махагония» в Мастерской Фоменко: дорогу молодымЮлия Зу, «Musecube.org», 6.11.2019
- Ммм… Ха, агония!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 21.10.2019
- Машина, которую мы собираемМарина Токарева, «Новая гезета», 19.10.2019
- Как создавалась «Махагония» в Мастерской Петра Фоменко«Esquire», 16.10.2019
- Мастерская и МаргаритаИльдар Сафуанов, «Литературная Россия», 9.11.2018
- Москва изменилась, а люди в ней все те жеЮлия Зу, «Musecube.org», 15.10.2018
- Проклятие вечного покояИлья Голубев, «Artifex.ru», 8.10.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Сила земного притяженияДарья Борисова, «На западе Москвы», 5.10.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Тусовка у ВоландаЕвгения Смехова, «Musecube.org», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра ФоменкоАнна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Где Аннушка разлила масло в новом театральном сезоне?Анна Богатырева, «Porusski.me», 26.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- Мастер и ученикМарина Токарева, «Новая газета», 19.09.2018
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в «Мастерской Фоменко», реж. Федор Малышев и Полина АгурееваВячеслав Шадронов, 18.09.2018
- Не верюАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 16.09.2018
- Полина Агуреева выступит в главной роли в премьере «Мастер и Маргарита»«РИА новости», 12.09.2018
- Фёдор Малышев: «Я не мог не рискнуть»Виктория Пешкова, «Ревизор.ru», 19.04.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- Открытие сезона 2017/18 в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «Мнение», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- Прожженные душиМарина Токарева, «Новая газета», 5.07.2017
- «Мертвые души» и окрестностиДарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- Души прекрасные порывыИгорь Вирабов, «Российская газета», 30.06.2017
- Евгений Цыганов перенял ухватки СобакевичаАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 14.06.2017
- В вихре мрачного карнавалаМарина Абрамова, «Ревизор.ru», 12.06.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоится премьера спектакля «Души»«РИА Новости», 5.06.2017
- Актер Федор Малышев: «Русскому человеку нужна деструктивная энергия»Татьяна Власова, «www.teatral-online.ru», 22.12.2015
- Звезда по имени солнцеСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 12.12.2015
- Федор МАЛЫШЕВ: «Хотелось сделать подпольный, гаражный спектакль»Светлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 12.12.2015
- Самоистязание ДостоевскимЕлена Смородинова, «Эксперт», 26.11.2015
- Сон, который вы не забудетеОльга Степанян, «http://www.dailyculture.ru», 23.11.2015
- Проповедь смешного человекаНаталия Писанко, «Метро», 17.11.2015
- Смешной человекНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 15.11.2015
- Один длинный, один короткийДмитрий Быков, «GQ», 11.11.2015
- Смешной человек – это серьезноЛариса Каневская, «http://mnenieguru.ru», 5.11.2015
- Рыбный день – это не только четвергА. Мирошниченко, «http://www.teatron-journal.ru», 1.04.2015
- Добро пожаловать в ухуОльга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Умеющим «годить» не стыдно за болото: «Современная идиллия» в Мастерской ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 29.03.2015
- Сказка про стыдЕлизавета Авдошина, «http://chekhoved.net», 11.03.2015
- Салтыков-Щедрин без ГМО и искусственных красителейГригорий Заславский, «Независимая газета», 5.03.2015
- Сидя в болотеНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 4.03.2015
- Бенефис злободневностиРоман Должанский, «Коммерсант», 26.02.2015
- Место встречи меня и государстваОльга Егошина, «Новые Известия», 26.02.2015
- Как болото, караси?Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент», 24.02.2015
- Лед болота «Современной идиллии»Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 23.02.2015
- Болотное дело как «современная идиллия»Марина Токарева, «Новая газета», 20.02.2015
- «Современная идиллия» в театре Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «GQ», 02.2015
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Руслан и ЛюдмилаЛариса Каневская, «Весь Театр», 3.06.2014
- 13 персонажей в поисках зрителя. Новая премьера в Мастерской ФоменкоМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 2.06.2014
- «Гиганты горы»: смертельный номерНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 29.04.2014
- Богатырская поэмкаАлександра Солдатова , «Экран и Сцена», 04.2014
- «Старый карла был не прав!»Марина Токарева, «Новая газета», 28.03.2014
- «Владимир в гриднице высокой запировал…»Ольга Егошина, «Новые Известия», 18.03.2014
- «Руслан и Людмила»: сказка — ложь?Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.03.2014
- «Египетская марка» в «Мастерской Петра Фоменко»Григорий Заславский, «Независимая газета», 7.10.2013
- Не для всехАнна Ковалева, «Театрон», 1.10.2013
- «Дар» стал точкой и прибытия, и отправленияАнна Балуева, «Комсомольская правда», 2.07.2013
- Милый Египет вещейГалина Шматова, «афиша@mail.ru», 21.06.2013
- Жалко чижика!Алла Шендерова, «Ваш досуг», 13.06.2013
- Театральный читальный залАнастасия Иванова, «Вечерняя Москва», 9.06.2013
- «Египетская марка»: точно в стильНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 5.06.2013
- От фиоритуры к хрипуЕлена Дьякова, «Новая газета», 5.06.2013
- Эскапизм столетней выдержкиЕлена Губайдуллина, «Газета.ru», 4.06.2013
- Шорохи и шепотыМария Седых, «Итоги», 3.06.2013
- «Твой брат, Петрополь, умирает»Ольга Егошина, «Новые Известия», 3.06.2013
- Чижик-Пыжик, где ты?Анна Чужкова, «Культура», 31.05.2013
- В «Мастерской Петра Фоменко» держат «Египетскую марку»Марина Шимадина, «Известия», 30.05.2013
- В Мастерской Фоменко поставили «Египетскую марку» МандельштамаГлеб Ситковский, «Ведомости», 30.05.2013
- «Старх берет меня за руку и ведет
»Нинель Шабалина, «Сцена, № 3 (83)», 2013
- Мерцающий отблеск дараОльга Романцова, «Планета Красота, № 11-12», 12.2012
- Фоменковское счастьеЯна Жиляева, «http://vtbrussia.ru», 30.11.2012
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- «Дар»: фоменки на перепутьеНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.09.2012
- Подарочный наборЕлена Груева, «TimeOut Москва», 24.09.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Спорный «Дар» в «Мастерской Петра Фоменко»Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 17.09.2012
- Томление на перепутьеМарина Шимадина, «Эксперт», 17.09.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» показала первую премьеру после смерти учителяАлла Шевелева, «Известия», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Комедии народного потребленияАнна Чужкова, «Культура», 15.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Читать носом вредноОлег Зинцов, «Ведомости», 14.09.2012
- «Дар» напрасный, «Дар» случайныйМарина Давыдова, «colta.ru», 14.09.2012
- Охота на НабоковаАлла Шендерова, «Коммерсант», 13.09.2012
- Проворным аллюром бедных гоголевских героевГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2012
- Критический дарНиколай Берман, «Газета.ru», 12.09.2012
- Спектакль «Дар» стал первой премьерой нового сезона театра «Мастерская Петра Фоменко»Анна Нехаева, «ИТАР-ТАСС», 11.09.2012
- Большие надеждыНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 8.08.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Тургенев и Островский школы Петра ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 15.03.2012
- Рандеву на бульваре «Фоменок»Яна Жиляева, «Энергия успеха, № 3 (37)», 2012
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Не как в сказкеГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- Русский человек на rendez-vousАнна Банасюкевич, «TimeOut Москва», 2.12.2011
- «Русский человек на рандеву»Алексей Киселев , «Maptype.com», 12.2011
- Что русскому здоровоОльга Фукс, «Ведомости», 30.11.2011
- Мастерская Петра Фоменко: молодые на rendez-vousМарина Шимадина, «Ваш досуг», 23.11.2011
- Игра в классикаМария Седых, «Итоги», 14.11.2011
- Театр утешительных ассоциацийЕлена Ковальская, «Афиша», 10.11.2011
- Лишние людиОльга Егошина, «Новые Известия», 7.11.2011
- Новое поколение на rendez-vousГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 20)», 11.2011
- Бурление вешних водЕлена Губайдуллина, «Известия», 28.10.2011
- Рандеву с ТургеневымАнна Гордеева, «Московские новости», 27.10.2011
- Вешние воды во время чумыЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.10.2011
- «Русский человек на rendez-vous»: доигралисьНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 24.10.2011