RuEn

«Аркадия»: громкая премьера на сцене «Мастерской Петра Фоменко»

«Мастерская Петра Фоменко» принялась усиленно баловать своего зрителя. Премьеры, которые состоялись в 2024-м году, уже успели захватить поклонников театра: на «Божественную комедию», например, запредельные аншлаги. А теперь Евгений Каменькович достал настоящий козырь из кармана. Состоялись премьерные показы спектакля «Аркадия» по пьесе выдающегося британского драматурга Тома Стоппарда. Евгений Каменькович уже обращался к этой пьесе в далеком 1999-м году в рамках студии при «Мастерской». На счастье зрителя, режиссер не смог побороть искушение и взялся за этот материал еще раз, доказывая, что войти в одну реку дважды можно и даже нужно.

И да, уже пора делать ставку на то, что это будет один из самых популярных спектаклей «Мастерской». Во-первых, стоппардовский текст удивителен, интеллектуален, многограннен, не лишен юмора и лирики. А если он еще блистательно подан со сцены (чего в этом театре просто не может не быть), берегитесь. Во-вторых, несмотря на всю калейдоскопичность тем (тут вам и старая добрая Англия, и алгебра с физикой, и тетерева, и секс, и флирт, и танцы, и рисовый пудинг, и ландшафтный дизайн и даже Байрон, который, впрочем, только повод), вся эта кажущаяся мешанина рождает понимание главного конфликта: все герои познают мир. Этот мир прекрасный, многообразный, не всегда умещающийся в теоремы и графики — здесь про торжество самой жизни вне эпох и времен.

Отдельного внимания заслуживает роскошная работа сценографа Алексея Трегубова. Мы видим одну и ту же комнату, разделенную на две части: в левой действие происходит в 19-м веке, в правой – в конце 20-го, герои из прошлого и будущего связаны не только этой комнатой, но и желаем узнать что-то о себе и мире. И если в прошлом в основном говорят о будущем, то в будущем, скорее, о прошлом и тех людях, которые некогда были в этой комнате. За окнами шумит сад, черно-белый, графичный, нарисованный, именно в этом саду в кульминации постановки герои «встретятся» и будут существовать уже в парадигме стоппардовской драматургии вне времени и пространства.

Каким чудом мастеру Каменьковичу удается в такой сложной пьесе расставить все фигуры на шахматной доске так, что кажущиеся абсолютно далекими нам, зрителям, ввиду профессиональных своих увлечений, за почти четыре часа действия они вдруг становятся очень родными? На такое способны только настоящие гении театрального искусства. Актерский состав – одно сплошное удовольствие, чего стоит один только Федор Малышев в роли Септимуса Ходжа – где он взял такое истинное английское благородство и обаяние? Екатерина Новокрещенова в роли (одной ли только?) Томасины Каверли, талантливой девочки, которая откроет второй закон термодинамики задолго до официальных научных изысканий, трепетная, живая, настоящая. Жеманная Леди Крум в исполнении Екатерины Смирновой, харизматичная Полина Айрапетова в роли такой же харизматичной и неприступной писательницы Ханны Джарвис, ее «жених» Валентайн Каверли (Дмитрий Рудков, чертовски убедительный в этой роли), сестра Валентайна восемнадцатилетняя Хлоя – ее задорно играет София Лукиных. Ну и чтобы совсем не оставить шанса не полюбить этот спектакль, на сцене появится Юрий Буторин в роли эксцентричного профессора Бернарда Солоуэя. Бах! Такой «коктейль» из потрясающих артистов просто обречен на неминуемый успех.

Конечно, материал Тома Стоппарда – это вовсе не развлекательный контент. Он всегда направлен на думающего зрителя, такого, от которого театр будет требовать умственной работы, собственных логических выводов и заключений. Как будто из кусочков этого проникнутого английским духом паззла самому нужно сложить картину. «Аркадия» будто говорит нам: это вы теперь детективы, вы же сами понимаете, что тут происходит и как нам с этим быть, с этим внесценическим Байроном, с этой черепахой Плавтом, который символизирует время настолько буквально, что не просто легко перемещается внутри времен, но и существует как бы одновременно в двух мирах, невольно выполняя роль «ползунка» в таймлане. При всей своей сложности у Каменьковича получился интересный, живой и, если можно так сказать, комфортный спектакль. «Аркадия» — это райское место, наверняка в реальности не существующее, но у нас с вами есть шанс попасть в него хотя бы на четыре часа.

Источник: Musecube
×

Подписаться на рассылку

Ознакомиться с условиями конфиденцильности

Мы используем cookie-файлы. Оставаясь на сайте, вы принимаете условия политики конфиденциальности.