Игры с Пушкиным
Премьерой «Триптиха» Петра Фоменко открылась Малая сцена его знаменитой «Мастерской». Три пушкинских творения «Граф Нулин», «Каменный гость» и «Сцена из Фауста» легли в основу трех частей этого спектакля. Более пессимистической постановки ни одна из сцен, на которых работал прежде Мастер, еще не знала.
Так называемая Малая сцена, на которой поставлен «Триптихъ», совсем не мала: она занимает почти все выстроенное террасой фойе театра вместе с его мраморными балконами и уходящими вдаль лестницами. Первую часть спектакля («Граф N») играют, не поднимая занавеса. У этой части в прямом смысле слова нет глубины. Она как бы двухмерна. Персонажам приходится все время бегать вверх на галерею (в спаленку), да вниз на авансцену (в гостиную), да поглядывать, задрав голову, под колосники, где на шатком помосте подвешен загримированный под Пушкина сосед Лидин. Когда во второй части («О Дона Анна!») занавес поднимается, рельефное пространство фойе само по себе станет участником действия, а у изящной театральной картинки, нарисованной Фоменко в начале, появится глубина. Это впечатляет! Кажется, ни один другой спектакль Мастера не был так насыщен театральными эффектами, как этот. Но задумывался он явно не ради них.
Простейший вопрос, на который надо бы ответить рецензенту: а почему именно эти произведения выбрал Фоменко у Пушкина и именно в этой последовательности их разыграл? В ответе на него и заключен смысл спектакля, остальное лишь более или менее изящные театральные вензеля. Итак, первая часть это остроумный поэтический анекдот о муже, уехавшем на охоту, его скучающей жене Наталье Павловне (Галина Тюнина) и графе Нулине (Карен Бадалов), покусившемся на честь хозяйки. Задником для анекдота служит у Фоменко громадная репродукция рубенсовского полотна «Тарквиний и Лукреция». Именно этот сюжет и пародирует Пушкин. Новая Лукреция, в полном соответствии с мифом, отвергает нового Тарквиния, и лишь в последних строчках поэмы сочинитель лукаво намекает, что Наталье Павловне не нужен Нулин, ибо у нее уже есть другой любовник. Тот самый сосед Лидин (Кирилл Пирогов), недвусмысленно отождествленный Фоменко с самим солнцем русской поэзии и свысока взирающий на дивную водевильную круговерть.
Во второй части Пирогов-Лидин становится Дон Гуаном, а Тюнина Наталья Павловна, разумеется, Доной Анной. И тут в шаловливых театральных трелях спектакля ясно различимы откровенно гротескные ноты. В первой части жизнь «пахнет лавром и лимоном». Во второй части к этим запахам примешивается запах склепа. Сцену ужина у Доны Анны Фоменко дерзко превращает в постельную. Анна отдается Гуану тут же, на холодной могильной плите, под которой покоится ее бывший муж, и дыхание смерти придает любовным утехам жутковатый оттенок. А финальный выход статуи Командора тут вообще превращен в леденящий душу бурлеск. К огромному рыцарю в латах (собственно статуя) приставлен сам коротышка Командор, дышащий своему изваянию в пупок. Это он пожмет руку Гуану, и на лице его различимы трупные пятна. Пушкинский «Каменный гость» гимн подлинной любви, преображающей грешника. У Фоменко этот гимн больше похож на панихиду по любовным утехам.
Третья часть («Мне скучно, бес..») являет собой весьма сумбурный конгломерат из самого пушкинского отрывка, нескольких сцен из «Фауста» Гёте и стихотворения Бродского «Два часа в резервуаре». Карен Бадалов, представший в первой части в виде совершенно пародийного паричок-набочок франта Нулина, здесь обратился в Мефистофеля. Наталья Павловна Дона Анна стала Гретхен. Лидин Дон Гуан, разумеется, превращен в Фауста. И ясно, что это один и тот же герой. Только теперь он сильно постарел. Он стоит на пороге небытия. Что же видит он, оборачиваясь на свою жизнь с ее треволнениями, увлечениями, победами? Да, в сущности, пустоту. То, что в первой части казалось забавным и шаловливым, оказалось бессмысленным и ничтожным. Последние слова пушкинской сцены: «Все утопить» это ведь не только про испанский корабль. Это про весь наш мир.
Этот мировоззренческий кульбит в творчестве режиссера, традиционно воспринимаемого едва ли не самым жизнеутверждающим режиссером русского театра, конечно же, значим. Парадокс, однако, состоит в том, что спектакль как будто нарочно опровергает весь его пессимизм. Самой убедительной и совершенной с сугубо театральной точки зрения оказывается в «Триптихе» как раз первая часть та, в которой Фоменко в очередной раз отдается волшебству театральной стихии и упивается ароматами жизни.
Вторая часть, балансирующая на грани между водевильной легкостью и макабром, убеждает как-то меньше. В третьей же части нарочито инфернальный антураж гремящая бутафорскими костями Смерть, безногий солдат на инвалидной каталке, прочая гротескно-босховская нечисть не убеждает вовсе и слегка отдает студенческой самодеятельностью. Видно, от себя самого не убежишь. И самый мрачный спектакль маэстро, вероятно, вопреки его намерениям, все равно доказывает то, что доказывали все прочие его постановки: жизнь есть упоительная игра. И игра эта все же стоит свеч.
Так называемая Малая сцена, на которой поставлен «Триптихъ», совсем не мала: она занимает почти все выстроенное террасой фойе театра вместе с его мраморными балконами и уходящими вдаль лестницами. Первую часть спектакля («Граф N») играют, не поднимая занавеса. У этой части в прямом смысле слова нет глубины. Она как бы двухмерна. Персонажам приходится все время бегать вверх на галерею (в спаленку), да вниз на авансцену (в гостиную), да поглядывать, задрав голову, под колосники, где на шатком помосте подвешен загримированный под Пушкина сосед Лидин. Когда во второй части («О Дона Анна!») занавес поднимается, рельефное пространство фойе само по себе станет участником действия, а у изящной театральной картинки, нарисованной Фоменко в начале, появится глубина. Это впечатляет! Кажется, ни один другой спектакль Мастера не был так насыщен театральными эффектами, как этот. Но задумывался он явно не ради них.
Простейший вопрос, на который надо бы ответить рецензенту: а почему именно эти произведения выбрал Фоменко у Пушкина и именно в этой последовательности их разыграл? В ответе на него и заключен смысл спектакля, остальное лишь более или менее изящные театральные вензеля. Итак, первая часть это остроумный поэтический анекдот о муже, уехавшем на охоту, его скучающей жене Наталье Павловне (Галина Тюнина) и графе Нулине (Карен Бадалов), покусившемся на честь хозяйки. Задником для анекдота служит у Фоменко громадная репродукция рубенсовского полотна «Тарквиний и Лукреция». Именно этот сюжет и пародирует Пушкин. Новая Лукреция, в полном соответствии с мифом, отвергает нового Тарквиния, и лишь в последних строчках поэмы сочинитель лукаво намекает, что Наталье Павловне не нужен Нулин, ибо у нее уже есть другой любовник. Тот самый сосед Лидин (Кирилл Пирогов), недвусмысленно отождествленный Фоменко с самим солнцем русской поэзии и свысока взирающий на дивную водевильную круговерть.
Во второй части Пирогов-Лидин становится Дон Гуаном, а Тюнина Наталья Павловна, разумеется, Доной Анной. И тут в шаловливых театральных трелях спектакля ясно различимы откровенно гротескные ноты. В первой части жизнь «пахнет лавром и лимоном». Во второй части к этим запахам примешивается запах склепа. Сцену ужина у Доны Анны Фоменко дерзко превращает в постельную. Анна отдается Гуану тут же, на холодной могильной плите, под которой покоится ее бывший муж, и дыхание смерти придает любовным утехам жутковатый оттенок. А финальный выход статуи Командора тут вообще превращен в леденящий душу бурлеск. К огромному рыцарю в латах (собственно статуя) приставлен сам коротышка Командор, дышащий своему изваянию в пупок. Это он пожмет руку Гуану, и на лице его различимы трупные пятна. Пушкинский «Каменный гость» гимн подлинной любви, преображающей грешника. У Фоменко этот гимн больше похож на панихиду по любовным утехам.
Третья часть («Мне скучно, бес..») являет собой весьма сумбурный конгломерат из самого пушкинского отрывка, нескольких сцен из «Фауста» Гёте и стихотворения Бродского «Два часа в резервуаре». Карен Бадалов, представший в первой части в виде совершенно пародийного паричок-набочок франта Нулина, здесь обратился в Мефистофеля. Наталья Павловна Дона Анна стала Гретхен. Лидин Дон Гуан, разумеется, превращен в Фауста. И ясно, что это один и тот же герой. Только теперь он сильно постарел. Он стоит на пороге небытия. Что же видит он, оборачиваясь на свою жизнь с ее треволнениями, увлечениями, победами? Да, в сущности, пустоту. То, что в первой части казалось забавным и шаловливым, оказалось бессмысленным и ничтожным. Последние слова пушкинской сцены: «Все утопить» это ведь не только про испанский корабль. Это про весь наш мир.
Этот мировоззренческий кульбит в творчестве режиссера, традиционно воспринимаемого едва ли не самым жизнеутверждающим режиссером русского театра, конечно же, значим. Парадокс, однако, состоит в том, что спектакль как будто нарочно опровергает весь его пессимизм. Самой убедительной и совершенной с сугубо театральной точки зрения оказывается в «Триптихе» как раз первая часть та, в которой Фоменко в очередной раз отдается волшебству театральной стихии и упивается ароматами жизни.
Вторая часть, балансирующая на грани между водевильной легкостью и макабром, убеждает как-то меньше. В третьей же части нарочито инфернальный антураж гремящая бутафорскими костями Смерть, безногий солдат на инвалидной каталке, прочая гротескно-босховская нечисть не убеждает вовсе и слегка отдает студенческой самодеятельностью. Видно, от себя самого не убежишь. И самый мрачный спектакль маэстро, вероятно, вопреки его намерениям, все равно доказывает то, что доказывали все прочие его постановки: жизнь есть упоительная игра. И игра эта все же стоит свеч.
Марина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- Театр под занавес: 4 премьеры под конец сезонаНастя Комаревич, «Ведомости», 7.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Звук упавшего рояля, замирающий и печальныйПолина Кондрякова, «Porusski.me», 15.05.2023
- Искусство слушатьПолина Сурнина, «Ural Airlines Magazine», 01.2020
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- НелюбовьПавел Подкладов, «Международный институт театра», 1.06.2019
- Мастерская Петра Фоменко поставила эксперимент над игрой актеров на сценеАнна Бояринова, «Вечерняя Москва», 27.02.2017
- Библиотека приключенийВадим Рутковский, «coolconnections.ru», 20.02.2017
- Испанцы в Дании не дают скучатьАлексей Ширинкин, «Metro», 14.02.2017
- Во всех подробностяхЛариса Каневская, «http://mnenieguru.ru», 11.02.2017
- Любовь, только любовьВячеслав Суриков, «Эксперт», 30.01.2017
- «Мыло» времен НаполеонаСветлана Наборщикова, «Известия», 25.01.2017
- Король и шутЕлена Коновалова, «Экран и сцена», 07.2016
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Кирилл ПИРОГОВ: «Петр Наумович чертил дороги на много лет вперед»«Экран и Сцена», 31.08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Про эльфов и людейАнтон Хитров, «Ведомости», 26.06.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Герой романаПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 14.03.2014
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Возрожденный спектакль Петра Фоменко: безумие спасет ПарижАлла Панасенко, «m24.ru», 30.04.2013
- Не повторяется«НГ-Антракт», 19.04.2013
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- Театр Петра Фоменко воспел безумиеВиктория Мельникова, «Metro Weekend», 5.04.2013
- Петербург наконец-то увидит «Театральный роман»Екатерина Омецинская, «Аргументы недели», 19.03.2013
- «Театральный роман» Фоменко вернулся в ПетербургСветлана Мазурова, «Российская газета», 19.03.2013
- Я верюТатьяна Власова, «http://www.teatral-online.ru», 19.11.2012
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Роман в театреПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 15.06.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- Театральный роман в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 27.04.2012
- Никита Тюнин:«Театр веселая каторга»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 25.04.2012
- В тени меланхолииАлена Карась, «Российская газета», 24.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- Мастер до МаргаритыЕлена Ковальская, «Афиша», 17.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- Фоменки посмеялись вместе с БулгаковымАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 17.04.2012
- Театрально-анатомический романКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 16.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- Путеводитель по театральным страстямЕлена Ларина, «радио «Голос России»», 12.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «Театральный роман»: еще раз про любовьГлеб Ситковский, «Ваш досуг», 11.04.2012
- Театральный анекдотНиколай Берман, «Газета.ru», 11.04.2012
- В «Мастерской Петра Фоменко» премьера новое прочтение «Театрального романа» Михаила Булгакова««ТВ-центр. Москва»», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет булгаковский «Театральный роман»«Телеканал «Культура» / Новости культуры», 10.04.2012
- Роман с театром: Булгаков и Фоменко«Радио «Свобода»», 10.04.2012
- «В театре единоначалие лучше демократии»Елена Губайдуллина, «Известия», 10.04.2012
- Премьера «Театрального романа» состоится на сцене «Мастерской Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 9.04.2012
- Жертвы гипнозаАлександра Машукова, «Ведомости. Пятиница», 6.04.2012
- Однажды он любилАглая Смирнова, «Российская газета», 5.04.2012
- Кирилл ПИРОГОВ: Я из России двигаться пока никуда не собираюсь«Вечерний Петербург», 18.10.2011
- «Все настоящее дается трудно»«Невское время», 14.10.2011
- «Бывают странные сближения»Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- В поисках трагического героя: что принёс на московскую сцену 2009?..Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 19.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческоеГалина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину ТюнинуАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкаетНаталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песенМарина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойеМария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон ЖуануМарина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с ПушкинымМарина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогойОльга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил«Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны АнныОльга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
»Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха»«Lenta.Ru», 3.12.2009
- Петр Фоменко рассказал зрителям «Сказки Арденского леса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 29.01.2009
- Фоменко почти без «фоменок»Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Начнем сначала?«Итоги», 19.01.2009
- Братья и сестры Арденнского лесаАлена Карась, «Российская газета», 16.01.2009
- Пазл сложилсяДина Годер, «Время новостей», 16.01.2009
- Старые сказки о главномМарина Давыдова, «Известия», 16.01.2009
- Герои против плюшевых львовОльга Романцова, «Газета», 14.01.2009
- Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Запретных тем Петр Фоменко никогда не зналЕкатерина Васенина, «infox.ru», 5.01.2009
- Театр жизньГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009
- Путешествие за горизонтГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 18)», 2009
- По улице ходили «Носороги»Любовь Лебедина, «Труд», 22.03.2006
- Не шутите с носорогомИрина Алпатова, «Культура», 16.03.2006
- Носороги среди насГригорий Заславский, «Независимая газета», 15.03.2006
- В мире животных«Итоги», 13.03.2006
- Сопротивление носорожествуМайя Стравинская, «Коммерсант», 10.03.2006
- Носороги беспокоятОлег Зинцов, «Ведомости», 10.03.2006
- Вирус носорожьего гриппаАлена Карась, «Российская газета», 7.03.2006
- Рогатая экзотикаОльга Егошина, «Новые Известия», 7.03.2006
- Бактерия риноцеритаАлександр Соколянский, «Время новостей», 7.03.2006
- Все мы немножко носорогиГлеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru № 38», 7.03.2006
- Носорог-рог-рог идетМарина Давыдова, «Известия», 6.03.2006
- Джаз побеждает МалераОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 6.02.2006
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993
- Сайт, созданный поклонниками Кирилла Пирогова