Кирилл ПИРОГОВ: Я из России двигаться пока никуда не собираюсь
Гастроли московского театра «Мастерская Петра Фоменко» в нашем городе были настолько напряженными, что встретиться и побеседовать с одним из ведущих актеров труппы Кириллом Пироговым казалось делом заранее обреченным. Но корреспонденту «ВП» все-таки удалось задать артисту, недавно сыгравшему Чехова, несколько вопросов
Один на один со зрителем
Как вы попали в «Мастерскую Петра Фоменко»? Это ведь совсем не просто…
Да, действительно, сейчас я понимаю, что мне повезло. Мой дипломный спектакль «Шум и ярость» по Уильяму Фолкнеру создавался совместно с делавшей первые шаги «Мастерской Петра Фоменко». Так я стал едва ли не единственным по сей день выпускником Щукинского училища, которого принял в свою труппу Петр Наумович. Сцена привлекала меня тем, что я все время один на один со зрителем, результат моей игры зависит исключительно от меня никто «перемонтировать» ее не может. Это удивительное чувство невероятной свободы для меня, как актера, важнейшее. И потом атмосфера «Мастерской Петра Фоменко» мне сразу понравилась: это мое.
И вот, спустя совсем немного времени, после крупных кинематографических премий престижная театральная, «Чайка», за роль Беранже в спектакле «Носорог»…
Не так уж и мало времени с тех пор утекло (улыбается). Это кажется, что в актерской карьере все как-то быстро происходит. На самом деле почти десяток лет прошло после моего дебюта в кино и увлечения театром.
Считаю Георгия Данелию своим учителем
Кирилл, многим памятен ваш дебют в кино. Это была не просто маленькая роль, а полноценная, главная, в ленте самого Георгия Данелии «Орел или решка». Тогда и фильмов снимали мало, дорога была открыта, но вы все равно предпочли театр. Почему?
Мне понравилось сниматься в кино, все сложилось тогда на редкость удачно, но дальнейших интересных предложений не поступало, а я, к тому времени будучи выпускником Щукинского училища, уже просто не мыслил себя вне театра. Вот так получилось, что после дебюта в кино увидеть меня можно было только на сцене.
Каковы ваши впечатления от работы с Георгием Данелией? Многие говорят, что он довольно требовательный режиссер и угодить ему весьма трудно…
Требовательность никогда не казалась мне отрицательным качеством, тем более если речь идет о мэтре отечественного кинематографа, легенде экрана. Я все равно считал его своим учителем, что бы он мне ни сказал, что бы ни сделал. Я внимательно наблюдал за его работой и старался запомнить все наиболее яркие моменты творчества этого мастера. И сейчас очень благодарен ведь по сути он оказал мне доверие.
Образ мерзавца вызов актеру
В ленте «Брат-2» вы создали образ некоего компьютерного гения. Действительно ли актер Кирилл Пирогов «на ты» с высокими технологиями?
Нет, конечно, все это требовалось по роли, что я успешно воплотил на экране. Хотя, разумеется, ничего против компьютера не имею, по Интернету брожу довольно часто, в игры играю, но какие-то сверхсложные задачи вряд ли смогу решить.
Вот в театре вы редко играете отрицательные роли. Зато кино дало такую возможность в «Сестрах» Сергея Бодрова вы создали образ, от которого мороз по коже…
Я долго отказывался от этой роли, но Сергей сказал, что видит этого персонажа именно в моем исполнении. Я еще некоторое время сопротивлялся, но понял, что молодой режиссер все равно не отстанет, и решил, что лучше мне все-таки согласиться. Играть мерзавцев не лучшая доля, зато подобные образы еще и вызов актеру: сможешь или нет.
Вы смогли. Ходят даже такие легенды, будто в милиции на вашего персонажа был объявлен розыск, и вас всерьез искали (смеется). Возможно, конечно, киношные байки. А меня относительно «Сестер» волнует еще один вопрос как вы сотрудничали с Сергеем Бодровым? Действительно ли он был настолько талантлив, что смог бы переломить ситуацию в нашем искусстве?
Могу сказать, что о Сергее у меня остались самые положительные воспоминания. Несмотря на молодость, у него сформировались определенные критерии относительно собственной работы и работы других. Он был требователен, но в равной степени как к себе, так и к коллегам. У него было много замыслов, очень ярких, необычных. И очень жаль, что он не смог воплотить их в жизнь.
Чехова играю уже три года
После ухода Бодрова, мне кажется, вы с еще большей энергией стали помогать молодым. Взять хотя бы такой проект, как «Питер FM»
Здесь команда отличная подобралась. Существовал довольно милый эскиз сценария, съемки должны были проходить в моем любимом Питере. Почему не поддержать? Я сделал это с удовольствием и ничуть не жалею о содеянном.
С нашим городом связан и ваш последний по времени проект съемки у Виталия Мельникова в фильме «Львы, орлы и куропатки». Ведь там вы играете самого Чехова. Не страшно было браться за такую роль?
С Виталием Вячеславовичем страшно не бывает. Раз он так видит этот образ, поверил в меня, значит, так тому и быть. Съемочный процесс отлажен идеально, идет уже почти три года, все по плану, и фильм должен появиться на экранах, если я не ошибаюсь, зимой 2012 года.
Вы снимались у Мельникова в его предыдущем фильме "Агитбригада «Бей врага!». Именно тогда поняли, что нашли друг друга?
Не знаю, как Виталию Вячеславовичу со мной, а мне вот очень комфортно было с ним работать. Какой-то это фильм настоящий, выстроенный по всем канонам жанра, и в то же время увлекательный, правдивый.
Легких ролей не бывает
Не буду спрашивать, какая роль ваша самая любимая. Спрошу: есть ли самая трудная?
Все трудные. Поверьте: легких ролей не бывает. По крайней мере для меня.
Последний вопрос немного шуточный. Вы знаете, что с недавних пор в Голливуде обосновался ваш двойник и снимается он совсем не в плохом кино?
Нечто подобное мне уже говорили. Кого имеете в виду?
Джеймс МакЭвой «Последний король Шотландии», «Искушение», «Особо опасен». Каждый раз, когда смотрю на него, думаю: вот какая судьба могла бы ждать Кирилла за океаном.
Спасибо, конечно, но не переживайте: я из России двигаться пока никуда не собираюсь. Пока меня все устраивает. И актерская карьера в том числе.
Беседовал Дмитрий Соловьев
Один на один со зрителем
Как вы попали в «Мастерскую Петра Фоменко»? Это ведь совсем не просто…
Да, действительно, сейчас я понимаю, что мне повезло. Мой дипломный спектакль «Шум и ярость» по Уильяму Фолкнеру создавался совместно с делавшей первые шаги «Мастерской Петра Фоменко». Так я стал едва ли не единственным по сей день выпускником Щукинского училища, которого принял в свою труппу Петр Наумович. Сцена привлекала меня тем, что я все время один на один со зрителем, результат моей игры зависит исключительно от меня никто «перемонтировать» ее не может. Это удивительное чувство невероятной свободы для меня, как актера, важнейшее. И потом атмосфера «Мастерской Петра Фоменко» мне сразу понравилась: это мое.
И вот, спустя совсем немного времени, после крупных кинематографических премий престижная театральная, «Чайка», за роль Беранже в спектакле «Носорог»…
Не так уж и мало времени с тех пор утекло (улыбается). Это кажется, что в актерской карьере все как-то быстро происходит. На самом деле почти десяток лет прошло после моего дебюта в кино и увлечения театром.
Считаю Георгия Данелию своим учителем
Кирилл, многим памятен ваш дебют в кино. Это была не просто маленькая роль, а полноценная, главная, в ленте самого Георгия Данелии «Орел или решка». Тогда и фильмов снимали мало, дорога была открыта, но вы все равно предпочли театр. Почему?
Мне понравилось сниматься в кино, все сложилось тогда на редкость удачно, но дальнейших интересных предложений не поступало, а я, к тому времени будучи выпускником Щукинского училища, уже просто не мыслил себя вне театра. Вот так получилось, что после дебюта в кино увидеть меня можно было только на сцене.
Каковы ваши впечатления от работы с Георгием Данелией? Многие говорят, что он довольно требовательный режиссер и угодить ему весьма трудно…
Требовательность никогда не казалась мне отрицательным качеством, тем более если речь идет о мэтре отечественного кинематографа, легенде экрана. Я все равно считал его своим учителем, что бы он мне ни сказал, что бы ни сделал. Я внимательно наблюдал за его работой и старался запомнить все наиболее яркие моменты творчества этого мастера. И сейчас очень благодарен ведь по сути он оказал мне доверие.
Образ мерзавца вызов актеру
В ленте «Брат-2» вы создали образ некоего компьютерного гения. Действительно ли актер Кирилл Пирогов «на ты» с высокими технологиями?
Нет, конечно, все это требовалось по роли, что я успешно воплотил на экране. Хотя, разумеется, ничего против компьютера не имею, по Интернету брожу довольно часто, в игры играю, но какие-то сверхсложные задачи вряд ли смогу решить.
Вот в театре вы редко играете отрицательные роли. Зато кино дало такую возможность в «Сестрах» Сергея Бодрова вы создали образ, от которого мороз по коже…
Я долго отказывался от этой роли, но Сергей сказал, что видит этого персонажа именно в моем исполнении. Я еще некоторое время сопротивлялся, но понял, что молодой режиссер все равно не отстанет, и решил, что лучше мне все-таки согласиться. Играть мерзавцев не лучшая доля, зато подобные образы еще и вызов актеру: сможешь или нет.
Вы смогли. Ходят даже такие легенды, будто в милиции на вашего персонажа был объявлен розыск, и вас всерьез искали (смеется). Возможно, конечно, киношные байки. А меня относительно «Сестер» волнует еще один вопрос как вы сотрудничали с Сергеем Бодровым? Действительно ли он был настолько талантлив, что смог бы переломить ситуацию в нашем искусстве?
Могу сказать, что о Сергее у меня остались самые положительные воспоминания. Несмотря на молодость, у него сформировались определенные критерии относительно собственной работы и работы других. Он был требователен, но в равной степени как к себе, так и к коллегам. У него было много замыслов, очень ярких, необычных. И очень жаль, что он не смог воплотить их в жизнь.
Чехова играю уже три года
После ухода Бодрова, мне кажется, вы с еще большей энергией стали помогать молодым. Взять хотя бы такой проект, как «Питер FM»
Здесь команда отличная подобралась. Существовал довольно милый эскиз сценария, съемки должны были проходить в моем любимом Питере. Почему не поддержать? Я сделал это с удовольствием и ничуть не жалею о содеянном.
С нашим городом связан и ваш последний по времени проект съемки у Виталия Мельникова в фильме «Львы, орлы и куропатки». Ведь там вы играете самого Чехова. Не страшно было браться за такую роль?
С Виталием Вячеславовичем страшно не бывает. Раз он так видит этот образ, поверил в меня, значит, так тому и быть. Съемочный процесс отлажен идеально, идет уже почти три года, все по плану, и фильм должен появиться на экранах, если я не ошибаюсь, зимой 2012 года.
Вы снимались у Мельникова в его предыдущем фильме "Агитбригада «Бей врага!». Именно тогда поняли, что нашли друг друга?
Не знаю, как Виталию Вячеславовичу со мной, а мне вот очень комфортно было с ним работать. Какой-то это фильм настоящий, выстроенный по всем канонам жанра, и в то же время увлекательный, правдивый.
Легких ролей не бывает
Не буду спрашивать, какая роль ваша самая любимая. Спрошу: есть ли самая трудная?
Все трудные. Поверьте: легких ролей не бывает. По крайней мере для меня.
Последний вопрос немного шуточный. Вы знаете, что с недавних пор в Голливуде обосновался ваш двойник и снимается он совсем не в плохом кино?
Нечто подобное мне уже говорили. Кого имеете в виду?
Джеймс МакЭвой «Последний король Шотландии», «Искушение», «Особо опасен». Каждый раз, когда смотрю на него, думаю: вот какая судьба могла бы ждать Кирилла за океаном.
Спасибо, конечно, но не переживайте: я из России двигаться пока никуда не собираюсь. Пока меня все устраивает. И актерская карьера в том числе.
Беседовал Дмитрий Соловьев
«Вечерний Петербург», 18.10.2011
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- Театр под занавес: 4 премьеры под конец сезонаНастя Комаревич, «Ведомости», 7.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Звук упавшего рояля, замирающий и печальныйПолина Кондрякова, «Porusski.me», 15.05.2023
- Искусство слушатьПолина Сурнина, «Ural Airlines Magazine», 01.2020
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- НелюбовьПавел Подкладов, «Международный институт театра», 1.06.2019
- Мастерская Петра Фоменко поставила эксперимент над игрой актеров на сценеАнна Бояринова, «Вечерняя Москва», 27.02.2017
- Библиотека приключенийВадим Рутковский, «coolconnections.ru», 20.02.2017
- Испанцы в Дании не дают скучатьАлексей Ширинкин, «Metro», 14.02.2017
- Во всех подробностяхЛариса Каневская, «http://mnenieguru.ru», 11.02.2017
- Любовь, только любовьВячеслав Суриков, «Эксперт», 30.01.2017
- «Мыло» времен НаполеонаСветлана Наборщикова, «Известия», 25.01.2017
- Король и шутЕлена Коновалова, «Экран и сцена», 07.2016
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Кирилл ПИРОГОВ: «Петр Наумович чертил дороги на много лет вперед»«Экран и Сцена», 31.08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Про эльфов и людейАнтон Хитров, «Ведомости», 26.06.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Герой романаПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 14.03.2014
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Возрожденный спектакль Петра Фоменко: безумие спасет ПарижАлла Панасенко, «m24.ru», 30.04.2013
- Не повторяется«НГ-Антракт», 19.04.2013
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- Театр Петра Фоменко воспел безумиеВиктория Мельникова, «Metro Weekend», 5.04.2013
- Петербург наконец-то увидит «Театральный роман»Екатерина Омецинская, «Аргументы недели», 19.03.2013
- «Театральный роман» Фоменко вернулся в ПетербургСветлана Мазурова, «Российская газета», 19.03.2013
- Я верюТатьяна Власова, «http://www.teatral-online.ru», 19.11.2012
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Роман в театреПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 15.06.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- Театральный роман в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 27.04.2012
- Никита Тюнин:«Театр веселая каторга»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 25.04.2012
- В тени меланхолииАлена Карась, «Российская газета», 24.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- Мастер до МаргаритыЕлена Ковальская, «Афиша», 17.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- Фоменки посмеялись вместе с БулгаковымАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 17.04.2012
- Театрально-анатомический романКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 16.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- Путеводитель по театральным страстямЕлена Ларина, «радио «Голос России»», 12.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «Театральный роман»: еще раз про любовьГлеб Ситковский, «Ваш досуг», 11.04.2012
- Театральный анекдотНиколай Берман, «Газета.ru», 11.04.2012
- В «Мастерской Петра Фоменко» премьера новое прочтение «Театрального романа» Михаила Булгакова««ТВ-центр. Москва»», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет булгаковский «Театральный роман»«Телеканал «Культура» / Новости культуры», 10.04.2012
- Роман с театром: Булгаков и Фоменко«Радио «Свобода»», 10.04.2012
- «В театре единоначалие лучше демократии»Елена Губайдуллина, «Известия», 10.04.2012
- Премьера «Театрального романа» состоится на сцене «Мастерской Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 9.04.2012
- Жертвы гипнозаАлександра Машукова, «Ведомости. Пятиница», 6.04.2012
- Однажды он любилАглая Смирнова, «Российская газета», 5.04.2012
- Кирилл ПИРОГОВ: Я из России двигаться пока никуда не собираюсь«Вечерний Петербург», 18.10.2011
- «Все настоящее дается трудно»«Невское время», 14.10.2011
- «Бывают странные сближения»Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- В поисках трагического героя: что принёс на московскую сцену 2009?..Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 19.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческоеГалина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину ТюнинуАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкаетНаталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песенМарина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойеМария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон ЖуануМарина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с ПушкинымМарина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогойОльга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил«Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны АнныОльга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
»Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха»«Lenta.Ru», 3.12.2009
- Петр Фоменко рассказал зрителям «Сказки Арденского леса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 29.01.2009
- Фоменко почти без «фоменок»Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Начнем сначала?«Итоги», 19.01.2009
- Братья и сестры Арденнского лесаАлена Карась, «Российская газета», 16.01.2009
- Пазл сложилсяДина Годер, «Время новостей», 16.01.2009
- Старые сказки о главномМарина Давыдова, «Известия», 16.01.2009
- Герои против плюшевых львовОльга Романцова, «Газета», 14.01.2009
- Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Запретных тем Петр Фоменко никогда не зналЕкатерина Васенина, «infox.ru», 5.01.2009
- Театр жизньГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009
- Путешествие за горизонтГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 18)», 2009
- По улице ходили «Носороги»Любовь Лебедина, «Труд», 22.03.2006
- Не шутите с носорогомИрина Алпатова, «Культура», 16.03.2006
- Носороги среди насГригорий Заславский, «Независимая газета», 15.03.2006
- В мире животных«Итоги», 13.03.2006
- Сопротивление носорожествуМайя Стравинская, «Коммерсант», 10.03.2006
- Носороги беспокоятОлег Зинцов, «Ведомости», 10.03.2006
- Вирус носорожьего гриппаАлена Карась, «Российская газета», 7.03.2006
- Рогатая экзотикаОльга Егошина, «Новые Известия», 7.03.2006
- Бактерия риноцеритаАлександр Соколянский, «Время новостей», 7.03.2006
- Все мы немножко носорогиГлеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru № 38», 7.03.2006
- Носорог-рог-рог идетМарина Давыдова, «Известия», 6.03.2006
- Джаз побеждает МалераОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 6.02.2006
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993
- Сайт, созданный поклонниками Кирилла Пирогова