Путеводитель по театральным страстям
«Театральный роман» Михаила Булгакова поставили в «Мастерской Петра Фоменко»
Он написан в сложные для писателя 30-е годы прошлого века и насквозь пронизан иронией. Как когда-то писатель взглянул на театр и себя в нем через это сочинение, так сегодня фоменковцы пытаются увидеть себя сквозь призму Булгакова.
Как сложно воплотить на сцене такого автора, как Михаил Булгаков, знают все, кто хоть раз попытался это сделать. Но «Театральный роман» сочинение особенное. Это своего рода энциклопедия опасностей, подстерегающих обитателей театра на ниве творчества. Роман тесно связан со своим временем и с Художественным театром того периода. Постоянный страх, порожденный тоталитарной системой сталинского правления, с одной стороны, и действующая в театре «однопартийная» система, связанная с теорией Станиславского, с другой, главные его приметы.
Главный герой романа Максудов как раз и восстает против незыблемости системы Станиславского, на фоне которой уничтожались другие театральные школы. В чем-то «Театральный роман» отразил ситуацию самого автора. Обстоятельства его написания в 1936 году были для писателя довольно драматичными.
Постановка пьесы «Мольер» после пяти лет репетиций и всего нескольких представлений была снята из репертуара МХАТа. Там же после генеральной репетиции была запрещена пьеса «Иван Васильевич». Это было фактическое уничтожение «театрального» Булгакова. И в «Театральном романе» автор описал ведущий театр страны тех лет, расколотый на два лагеря и раздираемый интригами патриархов Немировича-Данченко и Станиславского. «Театральный роман» помог нам найти смешное и грустное в нас самих, рассказал один из авторов спектакля, актер Кирилл Пирогов:
«Вообще это про всех артистов. Все артисты себя в этом узнают. Так что тут мало что нужно придумывать, если честно. Мы не хотели ни в коем случае, чтобы это было бы шаржем и пародией. Потому что в этих людях есть любые артисты. И нам очень дорога эта работа».
Казалось бы, зачем этот ироничный роман о театре понадобился самой «живой» и успешной московской труппе под руководством Петра Фоменко? В театре уверены, что самоирония Булгакова помогает преодолеть слишком важное отношение к себе, которое всегда сопутствует успеху. И Булгаков возник в репертуаре театра, конечно, не случайно. По словам исполнителя главной роли Кирилла Пирогова, руководитель театра много лет подталкивал артистов труппы к этому названию:
«У нас в театре есть практика делаются самостоятельные работы артистов, как в институтах, то есть артисты делают все что хотят. Однажды Петр Наумович Фоменко участвовал в этом самостоятельном показе наравне с другими. И был вечер, когда мы сделали пробу по этому произведению. Это витало в воздухе. Петр Наумович нам все время говорит: а вот это посмотрите, вот то. Много лет подряд говорит разные названия. Это, в общем-то, все случай, но мы очень хотели сделать вещь о театре».
В театре служат живые люди, и им свойственны недостатки, считает исполнительница роли Поликсены Васильевны Торопецкой актриса Галина Тюнина. Ее героиня трогательная и одновременно смешная. Актриса рассказала, где она находила краски для своего образа:
«Из Булгакова, из истории Художественного театра, из писем Бакшанской к Немировичу-Данченко. Масса материала. И, конечно, из отношения к театру. Потому что, любя театр, можно найти в любом персонаже и нежность, и трепетность, и желание сохранить то, что очень легко сломать без любви. Поэтому это все-таки о любви к театру».
Публика приняла спектакль восторженно. Увидеть изнанку театральных будней втайне мечтает каждый зритель. А когда ему позволяют еще и смеяться над ней до слез и самозабвения, эта мечта сбывается. Словом, спектакль стал настоящим праздником для всех, кто по-настоящему любит театр.
Как сложно воплотить на сцене такого автора, как Михаил Булгаков, знают все, кто хоть раз попытался это сделать. Но «Театральный роман» сочинение особенное. Это своего рода энциклопедия опасностей, подстерегающих обитателей театра на ниве творчества. Роман тесно связан со своим временем и с Художественным театром того периода. Постоянный страх, порожденный тоталитарной системой сталинского правления, с одной стороны, и действующая в театре «однопартийная» система, связанная с теорией Станиславского, с другой, главные его приметы.
Главный герой романа Максудов как раз и восстает против незыблемости системы Станиславского, на фоне которой уничтожались другие театральные школы. В чем-то «Театральный роман» отразил ситуацию самого автора. Обстоятельства его написания в 1936 году были для писателя довольно драматичными.
Постановка пьесы «Мольер» после пяти лет репетиций и всего нескольких представлений была снята из репертуара МХАТа. Там же после генеральной репетиции была запрещена пьеса «Иван Васильевич». Это было фактическое уничтожение «театрального» Булгакова. И в «Театральном романе» автор описал ведущий театр страны тех лет, расколотый на два лагеря и раздираемый интригами патриархов Немировича-Данченко и Станиславского. «Театральный роман» помог нам найти смешное и грустное в нас самих, рассказал один из авторов спектакля, актер Кирилл Пирогов:
«Вообще это про всех артистов. Все артисты себя в этом узнают. Так что тут мало что нужно придумывать, если честно. Мы не хотели ни в коем случае, чтобы это было бы шаржем и пародией. Потому что в этих людях есть любые артисты. И нам очень дорога эта работа».
Казалось бы, зачем этот ироничный роман о театре понадобился самой «живой» и успешной московской труппе под руководством Петра Фоменко? В театре уверены, что самоирония Булгакова помогает преодолеть слишком важное отношение к себе, которое всегда сопутствует успеху. И Булгаков возник в репертуаре театра, конечно, не случайно. По словам исполнителя главной роли Кирилла Пирогова, руководитель театра много лет подталкивал артистов труппы к этому названию:
«У нас в театре есть практика делаются самостоятельные работы артистов, как в институтах, то есть артисты делают все что хотят. Однажды Петр Наумович Фоменко участвовал в этом самостоятельном показе наравне с другими. И был вечер, когда мы сделали пробу по этому произведению. Это витало в воздухе. Петр Наумович нам все время говорит: а вот это посмотрите, вот то. Много лет подряд говорит разные названия. Это, в общем-то, все случай, но мы очень хотели сделать вещь о театре».
В театре служат живые люди, и им свойственны недостатки, считает исполнительница роли Поликсены Васильевны Торопецкой актриса Галина Тюнина. Ее героиня трогательная и одновременно смешная. Актриса рассказала, где она находила краски для своего образа:
«Из Булгакова, из истории Художественного театра, из писем Бакшанской к Немировичу-Данченко. Масса материала. И, конечно, из отношения к театру. Потому что, любя театр, можно найти в любом персонаже и нежность, и трепетность, и желание сохранить то, что очень легко сломать без любви. Поэтому это все-таки о любви к театру».
Публика приняла спектакль восторженно. Увидеть изнанку театральных будней втайне мечтает каждый зритель. А когда ему позволяют еще и смеяться над ней до слез и самозабвения, эта мечта сбывается. Словом, спектакль стал настоящим праздником для всех, кто по-настоящему любит театр.
Елена Ларина, «радио «Голос России»», 12.04.2012
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- Театр под занавес: 4 премьеры под конец сезонаНастя Комаревич, «Ведомости», 7.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Звук упавшего рояля, замирающий и печальныйПолина Кондрякова, «Porusski.me», 15.05.2023
- Искусство слушатьПолина Сурнина, «Ural Airlines Magazine», 01.2020
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- НелюбовьПавел Подкладов, «Международный институт театра», 1.06.2019
- Мастерская Петра Фоменко поставила эксперимент над игрой актеров на сценеАнна Бояринова, «Вечерняя Москва», 27.02.2017
- Библиотека приключенийВадим Рутковский, «coolconnections.ru», 20.02.2017
- Испанцы в Дании не дают скучатьАлексей Ширинкин, «Metro», 14.02.2017
- Во всех подробностяхЛариса Каневская, «http://mnenieguru.ru», 11.02.2017
- Любовь, только любовьВячеслав Суриков, «Эксперт», 30.01.2017
- «Мыло» времен НаполеонаСветлана Наборщикова, «Известия», 25.01.2017
- Король и шутЕлена Коновалова, «Экран и сцена», 07.2016
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Кирилл ПИРОГОВ: «Петр Наумович чертил дороги на много лет вперед»«Экран и Сцена», 31.08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Про эльфов и людейАнтон Хитров, «Ведомости», 26.06.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Герой романаПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 14.03.2014
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Возрожденный спектакль Петра Фоменко: безумие спасет ПарижАлла Панасенко, «m24.ru», 30.04.2013
- Не повторяется«НГ-Антракт», 19.04.2013
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- Театр Петра Фоменко воспел безумиеВиктория Мельникова, «Metro Weekend», 5.04.2013
- Петербург наконец-то увидит «Театральный роман»Екатерина Омецинская, «Аргументы недели», 19.03.2013
- «Театральный роман» Фоменко вернулся в ПетербургСветлана Мазурова, «Российская газета», 19.03.2013
- Я верюТатьяна Власова, «http://www.teatral-online.ru», 19.11.2012
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Роман в театреПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 15.06.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- Театральный роман в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 27.04.2012
- Никита Тюнин:«Театр веселая каторга»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 25.04.2012
- В тени меланхолииАлена Карась, «Российская газета», 24.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- Мастер до МаргаритыЕлена Ковальская, «Афиша», 17.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- Фоменки посмеялись вместе с БулгаковымАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 17.04.2012
- Театрально-анатомический романКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 16.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- Путеводитель по театральным страстямЕлена Ларина, «радио «Голос России»», 12.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «Театральный роман»: еще раз про любовьГлеб Ситковский, «Ваш досуг», 11.04.2012
- Театральный анекдотНиколай Берман, «Газета.ru», 11.04.2012
- В «Мастерской Петра Фоменко» премьера новое прочтение «Театрального романа» Михаила Булгакова««ТВ-центр. Москва»», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет булгаковский «Театральный роман»«Телеканал «Культура» / Новости культуры», 10.04.2012
- Роман с театром: Булгаков и Фоменко«Радио «Свобода»», 10.04.2012
- «В театре единоначалие лучше демократии»Елена Губайдуллина, «Известия», 10.04.2012
- Премьера «Театрального романа» состоится на сцене «Мастерской Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 9.04.2012
- Жертвы гипнозаАлександра Машукова, «Ведомости. Пятиница», 6.04.2012
- Однажды он любилАглая Смирнова, «Российская газета», 5.04.2012
- Кирилл ПИРОГОВ: Я из России двигаться пока никуда не собираюсь«Вечерний Петербург», 18.10.2011
- «Все настоящее дается трудно»«Невское время», 14.10.2011
- «Бывают странные сближения»Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- В поисках трагического героя: что принёс на московскую сцену 2009?..Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 19.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческоеГалина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину ТюнинуАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкаетНаталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песенМарина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойеМария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон ЖуануМарина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с ПушкинымМарина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогойОльга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил«Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны АнныОльга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
»Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха»«Lenta.Ru», 3.12.2009
- Петр Фоменко рассказал зрителям «Сказки Арденского леса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 29.01.2009
- Фоменко почти без «фоменок»Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Начнем сначала?«Итоги», 19.01.2009
- Братья и сестры Арденнского лесаАлена Карась, «Российская газета», 16.01.2009
- Пазл сложилсяДина Годер, «Время новостей», 16.01.2009
- Старые сказки о главномМарина Давыдова, «Известия», 16.01.2009
- Герои против плюшевых львовОльга Романцова, «Газета», 14.01.2009
- Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Запретных тем Петр Фоменко никогда не зналЕкатерина Васенина, «infox.ru», 5.01.2009
- Театр жизньГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009
- Путешествие за горизонтГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 18)», 2009
- По улице ходили «Носороги»Любовь Лебедина, «Труд», 22.03.2006
- Не шутите с носорогомИрина Алпатова, «Культура», 16.03.2006
- Носороги среди насГригорий Заславский, «Независимая газета», 15.03.2006
- В мире животных«Итоги», 13.03.2006
- Сопротивление носорожествуМайя Стравинская, «Коммерсант», 10.03.2006
- Носороги беспокоятОлег Зинцов, «Ведомости», 10.03.2006
- Вирус носорожьего гриппаАлена Карась, «Российская газета», 7.03.2006
- Рогатая экзотикаОльга Егошина, «Новые Известия», 7.03.2006
- Бактерия риноцеритаАлександр Соколянский, «Время новостей», 7.03.2006
- Все мы немножко носорогиГлеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru № 38», 7.03.2006
- Носорог-рог-рог идетМарина Давыдова, «Известия», 6.03.2006
- Джаз побеждает МалераОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 6.02.2006
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993
- Сайт, созданный поклонниками Кирилла Пирогова