«Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»
Прежде чем говорить о «Театральном романе», надо зафиксировать важный момент: это спектакль не Петра Фоменко. И не дебютировавшего в режиссуре Кирилла Пирогова, хотя именно он-то полтора года назад и начал самостоятельную работу над булгаковской книгой. Ученик начал, мэтр закончил, оба значатся на афише соавторами, но по сути перед нами повествование от первого лица множественного числа. Считайте, что это авторское высказывание не режиссера, а целого театра. Автопортрет, что ли. «Над кем смеемся? Над собой смеемся!» так могли бы сказать «фоменки».
«Театральный роман» это история о себе, о лучшем театре Москвы. Когда-то драматургу Михаилу Булгакову тоже посчастливилось попасть за кулисы лучшего театра Москвы: Художественный принял к постановке «Дни Турбиных», что и дало автору повод написать восхитительно-желчную и смешную книжку, в которой Станиславский превратился в руководителя Независимого театра Ивана Васильевича, а Немирович в Аристарха Платоновича.
Портреты обоих классиков русского театра в спектакле «фоменок» чуть ли не мироточат. На светлый лик Немировича-Данченко крестится его секретарь Поликсена Торопецкая (Галина Тюнина), в то время как противоположный угол сцены отдан адептам иного, не менее могущественного культа под портретом Станиславского восседает торжественная Августа Менажраки, сыгранная Мадлен Джабраиловой. Два отменных женских шаржа, выполненных удивительно весело, легко и точно. И еще один шарж им под стать сам Иван Васильевич в лихом и бурлескном исполнении Максима Литовченко. Загримировали его так, что не узнать не человек, а ожившая восковая фигура.
Говоря об этом спектакле, то и дело хочется употребить слова «портрет», «шарж», «зарисовка». Мы все волей театра словно бы перенесены в то самое портретное фойе, по которому ошеломленного Максудова (Кирилл Пирогов) протаскивал актер Независимого театра Бомбардов (Никита Тюнин). Помните? Там изображения ныне здравствующих основоположников театра легко уживались с покойными Мольером и императором Нероном. Ну а в этом спектакле живая заслуженная артистка РФ Г. Тюнина отличным образом соседствует с давно почившим народным артистом СССР К. С. Станиславским.
По сути, «Театральный роман» это спектакль о том, как легко в любом театре мира живое превращается в неживое. Одна из лучших сцен припасена для финала: Максудов встречается с основоположниками Независимого театра во главе с самим Иваном Васильевичем, деликатно вкушающим мороженое из креманки. Это комическое групповое свидание оканчивается тем, что все жрецы Мельпомены вдруг превращаются в подобия восковых фигур. Ткнешь легонько и упадут со стульев, нелепо растопырив руки и ноги.
«Записки покойника» таково второе название «Театрального романа», данное ему автором. Булгаков-то, конечно, имел в виду Сергея Леонтьевича Максудова, от лица которого ведется в романе повествование. Но в спектакле «фоменок» протагонист все-таки не Максудов, как бы остроумно он ни был сыгран Кириллом Пироговым. Главный герой это сама «Мастерская П. Фоменко».
Спектакль «Театральный роман» появился на свет через 24 года после того, как Петр Фоменко набрал курс в ГИТИСе, которому и суждено впоследствии было стать театром. Лучшим театром Москвы. А к какому времени относятся события, описанные Булгаковым в его неоконченном романе? К 1925-му. То есть действие происходит через 27 лет после основания Художественного театра. «Фоменки» увидели в судьбе «художественников», переживающих свой кризис, собственное зеркальное отражение. Этим спектаклем они, по сути, с тревогой спрашивают зрителей: «Ребята, а мы еще не завосковели? Как вам кажется?»
Ну что им ответить на это? Сказать, что они самые лучшие, обаятельные, смешные, талантливые, и прервать цепь эпитетов лишь тогда, когда их начнет вычеркивать рука редактора. Сказать: да, ребята, вы создали отменные сценические зарисовки. Но зарисовкам вашим, будем честны, так и суждено остаться лишь обаятельными зарисовками. А «Театральный роман» может быть, и не лучший ваш спектакль, но чертовски важный. Хотя бы потому, что позволяет театру слегка остановить свой бег и взглянуть на себя со стороны.
«Театральный роман» это история о себе, о лучшем театре Москвы. Когда-то драматургу Михаилу Булгакову тоже посчастливилось попасть за кулисы лучшего театра Москвы: Художественный принял к постановке «Дни Турбиных», что и дало автору повод написать восхитительно-желчную и смешную книжку, в которой Станиславский превратился в руководителя Независимого театра Ивана Васильевича, а Немирович в Аристарха Платоновича.
Портреты обоих классиков русского театра в спектакле «фоменок» чуть ли не мироточат. На светлый лик Немировича-Данченко крестится его секретарь Поликсена Торопецкая (Галина Тюнина), в то время как противоположный угол сцены отдан адептам иного, не менее могущественного культа под портретом Станиславского восседает торжественная Августа Менажраки, сыгранная Мадлен Джабраиловой. Два отменных женских шаржа, выполненных удивительно весело, легко и точно. И еще один шарж им под стать сам Иван Васильевич в лихом и бурлескном исполнении Максима Литовченко. Загримировали его так, что не узнать не человек, а ожившая восковая фигура.
Говоря об этом спектакле, то и дело хочется употребить слова «портрет», «шарж», «зарисовка». Мы все волей театра словно бы перенесены в то самое портретное фойе, по которому ошеломленного Максудова (Кирилл Пирогов) протаскивал актер Независимого театра Бомбардов (Никита Тюнин). Помните? Там изображения ныне здравствующих основоположников театра легко уживались с покойными Мольером и императором Нероном. Ну а в этом спектакле живая заслуженная артистка РФ Г. Тюнина отличным образом соседствует с давно почившим народным артистом СССР К. С. Станиславским.
По сути, «Театральный роман» это спектакль о том, как легко в любом театре мира живое превращается в неживое. Одна из лучших сцен припасена для финала: Максудов встречается с основоположниками Независимого театра во главе с самим Иваном Васильевичем, деликатно вкушающим мороженое из креманки. Это комическое групповое свидание оканчивается тем, что все жрецы Мельпомены вдруг превращаются в подобия восковых фигур. Ткнешь легонько и упадут со стульев, нелепо растопырив руки и ноги.
«Записки покойника» таково второе название «Театрального романа», данное ему автором. Булгаков-то, конечно, имел в виду Сергея Леонтьевича Максудова, от лица которого ведется в романе повествование. Но в спектакле «фоменок» протагонист все-таки не Максудов, как бы остроумно он ни был сыгран Кириллом Пироговым. Главный герой это сама «Мастерская П. Фоменко».
Спектакль «Театральный роман» появился на свет через 24 года после того, как Петр Фоменко набрал курс в ГИТИСе, которому и суждено впоследствии было стать театром. Лучшим театром Москвы. А к какому времени относятся события, описанные Булгаковым в его неоконченном романе? К 1925-му. То есть действие происходит через 27 лет после основания Художественного театра. «Фоменки» увидели в судьбе «художественников», переживающих свой кризис, собственное зеркальное отражение. Этим спектаклем они, по сути, с тревогой спрашивают зрителей: «Ребята, а мы еще не завосковели? Как вам кажется?»
Ну что им ответить на это? Сказать, что они самые лучшие, обаятельные, смешные, талантливые, и прервать цепь эпитетов лишь тогда, когда их начнет вычеркивать рука редактора. Сказать: да, ребята, вы создали отменные сценические зарисовки. Но зарисовкам вашим, будем честны, так и суждено остаться лишь обаятельными зарисовками. А «Театральный роман» может быть, и не лучший ваш спектакль, но чертовски важный. Хотя бы потому, что позволяет театру слегка остановить свой бег и взглянуть на себя со стороны.
Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- Театр под занавес: 4 премьеры под конец сезонаНастя Комаревич, «Ведомости», 7.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Звук упавшего рояля, замирающий и печальныйПолина Кондрякова, «Porusski.me», 15.05.2023
- Искусство слушатьПолина Сурнина, «Ural Airlines Magazine», 01.2020
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- НелюбовьПавел Подкладов, «Международный институт театра», 1.06.2019
- Мастерская Петра Фоменко поставила эксперимент над игрой актеров на сценеАнна Бояринова, «Вечерняя Москва», 27.02.2017
- Библиотека приключенийВадим Рутковский, «coolconnections.ru», 20.02.2017
- Испанцы в Дании не дают скучатьАлексей Ширинкин, «Metro», 14.02.2017
- Во всех подробностяхЛариса Каневская, «http://mnenieguru.ru», 11.02.2017
- Любовь, только любовьВячеслав Суриков, «Эксперт», 30.01.2017
- «Мыло» времен НаполеонаСветлана Наборщикова, «Известия», 25.01.2017
- Король и шутЕлена Коновалова, «Экран и сцена», 07.2016
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Кирилл ПИРОГОВ: «Петр Наумович чертил дороги на много лет вперед»«Экран и Сцена», 31.08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Про эльфов и людейАнтон Хитров, «Ведомости», 26.06.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Герой романаПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 14.03.2014
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Возрожденный спектакль Петра Фоменко: безумие спасет ПарижАлла Панасенко, «m24.ru», 30.04.2013
- Не повторяется«НГ-Антракт», 19.04.2013
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- Театр Петра Фоменко воспел безумиеВиктория Мельникова, «Metro Weekend», 5.04.2013
- Петербург наконец-то увидит «Театральный роман»Екатерина Омецинская, «Аргументы недели», 19.03.2013
- «Театральный роман» Фоменко вернулся в ПетербургСветлана Мазурова, «Российская газета», 19.03.2013
- Я верюТатьяна Власова, «http://www.teatral-online.ru», 19.11.2012
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Роман в театреПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 15.06.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- Театральный роман в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 27.04.2012
- Никита Тюнин:«Театр веселая каторга»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 25.04.2012
- В тени меланхолииАлена Карась, «Российская газета», 24.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- Мастер до МаргаритыЕлена Ковальская, «Афиша», 17.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- Фоменки посмеялись вместе с БулгаковымАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 17.04.2012
- Театрально-анатомический романКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 16.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- Путеводитель по театральным страстямЕлена Ларина, «радио «Голос России»», 12.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «Театральный роман»: еще раз про любовьГлеб Ситковский, «Ваш досуг», 11.04.2012
- Театральный анекдотНиколай Берман, «Газета.ru», 11.04.2012
- В «Мастерской Петра Фоменко» премьера новое прочтение «Театрального романа» Михаила Булгакова««ТВ-центр. Москва»», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет булгаковский «Театральный роман»«Телеканал «Культура» / Новости культуры», 10.04.2012
- Роман с театром: Булгаков и Фоменко«Радио «Свобода»», 10.04.2012
- «В театре единоначалие лучше демократии»Елена Губайдуллина, «Известия», 10.04.2012
- Премьера «Театрального романа» состоится на сцене «Мастерской Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 9.04.2012
- Жертвы гипнозаАлександра Машукова, «Ведомости. Пятиница», 6.04.2012
- Однажды он любилАглая Смирнова, «Российская газета», 5.04.2012
- Кирилл ПИРОГОВ: Я из России двигаться пока никуда не собираюсь«Вечерний Петербург», 18.10.2011
- «Все настоящее дается трудно»«Невское время», 14.10.2011
- «Бывают странные сближения»Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- В поисках трагического героя: что принёс на московскую сцену 2009?..Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 19.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческоеГалина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину ТюнинуАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкаетНаталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песенМарина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойеМария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон ЖуануМарина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с ПушкинымМарина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогойОльга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил«Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны АнныОльга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
»Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха»«Lenta.Ru», 3.12.2009
- Петр Фоменко рассказал зрителям «Сказки Арденского леса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 29.01.2009
- Фоменко почти без «фоменок»Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Начнем сначала?«Итоги», 19.01.2009
- Братья и сестры Арденнского лесаАлена Карась, «Российская газета», 16.01.2009
- Пазл сложилсяДина Годер, «Время новостей», 16.01.2009
- Старые сказки о главномМарина Давыдова, «Известия», 16.01.2009
- Герои против плюшевых львовОльга Романцова, «Газета», 14.01.2009
- Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Запретных тем Петр Фоменко никогда не зналЕкатерина Васенина, «infox.ru», 5.01.2009
- Театр жизньГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009
- Путешествие за горизонтГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 18)», 2009
- По улице ходили «Носороги»Любовь Лебедина, «Труд», 22.03.2006
- Не шутите с носорогомИрина Алпатова, «Культура», 16.03.2006
- Носороги среди насГригорий Заславский, «Независимая газета», 15.03.2006
- В мире животных«Итоги», 13.03.2006
- Сопротивление носорожествуМайя Стравинская, «Коммерсант», 10.03.2006
- Носороги беспокоятОлег Зинцов, «Ведомости», 10.03.2006
- Вирус носорожьего гриппаАлена Карась, «Российская газета», 7.03.2006
- Рогатая экзотикаОльга Егошина, «Новые Известия», 7.03.2006
- Бактерия риноцеритаАлександр Соколянский, «Время новостей», 7.03.2006
- Все мы немножко носорогиГлеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru № 38», 7.03.2006
- Носорог-рог-рог идетМарина Давыдова, «Известия», 6.03.2006
- Джаз побеждает МалераОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 6.02.2006
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993
- Сайт, созданный поклонниками Кирилла Пирогова