На стороне театра
В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Театральный роман» Булгакова
Актер «Мастерской» Кирилл Пирогов пробует свои силы в режиссуре, ставя спектакль-мистификацию, в полном согласии со вкусом своего Мастера Петра Фоменко и под его бдительным руководством. Играют «старики» сам Пирогов в главной роли, Галина Тюнина, Мадлен Джабраилова, Тагир Рахимов и молодые «фоменки», среди которых героиня «Шапито-шоу» Вера Строкова. Из приглашенных Людмила Максакова.
Театру всегда было интересно говорить о самом себе порой размышляя о психологических проблемах творчества, порой подтрунивая над законами и устоями своего маленького, но отдельного государства. Так, совсем недавно в «Мастерской», где теперь будет идти «Театральный роман», играли «Персону. Мэрилин» из Варшавы, спектакль польского театрального гуру Кристиана Люпы о Мэрилин Монро и ее не воплощенных на сцене ролях. Год назад здесь же гастролировал израильский театр «Гешер» с «Шестью персонажами в поисках автора» Луиджи Пиранделло, быть может, самым гениальным размышлением театра о своей природе.
Роман Булгакова о горемычном драматурге Максудове и мытарствах его пьесы «Черный снег» в стенах знаменитого Независимого театра стоит в том же ряду. Но мрачноватую булгаковскую сатиру на театральные нравы «фоменки» превращают в уморительно смешной шарж, в том числе и на самих себя.
Роман «Записки покойника», написанный после окончательного разрыва Булгакова со МХАТом, насквозь автобиографичен. На его страницах автор изживает глубокую обиду и непреодолимую тягу к великому театру, в котором он проработал больше десяти лет. На подмостках МХАТа с огромным успехом шли его пьесы, за кулисами же писатель пережил немало унижений. У каждого персонажа романа вплоть до мелких служек есть реальный прототип, ну а реальная основа событий это история написания и постановки «Дней Турбиных», первой булгаковской пьесы. Станиславский, а именно он стоит за образом режиссера-небожителя Ивана Васильевича, хорошенько помучил автора тот переписывал свою пьесу семь раз. В романе выведен почивший на лаврах старик, знаток испытанных театральных рецептов сценическая условность ему уже давно заменила жизненную правду. Иван Васильевич, например, твердо убежден, что на сцене эффектней заколоться кинжалом, чем застрелиться из пистолета, будь ты хоть трижды герой Гражданской войны. Новоиспеченного драматурга Максудова и без того-то неврастеника столкновение с театральной рутиной и закулисными интригами приводит в отчаяние. Хоть «Записки покойника» вещь незаконченная, мы с самого начала знаем: Максудов бросится с моста.
Надо сказать, что в спектакле тема надломленной судьбы художника отступает на второй план. Кирилл Пирогов превосходно играет романтических героев, но только не ипохондриков. На сцене «Мастерской» он создает замечательные образы утонченного арабского поэта Имра в «Отравленной тунике» или дерзкого и страстного Дон Жуана в «Триптихе». Благодаря своей музыкальности он прекрасно чувствует стихи, а однажды даже подыгрывал французской диве Фанни Ардан в оратории Оннегера «Жанна Д'Арк на костре», в два счета разучив по-французски сложные стихи Поля Клоделя. Нетрудно представить себе Кирилла Пирогова в тех ролях, которые играл когда-то Олег Даль. Кроме разве что одной роли Печорина. Холодность и желчность не его стихия. Максудов у Пирогова вял, совсем лишен нерва и злости булгаковского героя.
Да и в общем замысле спектакля ему отведена роль лица пассивного. В том круговороте событий, в который он попадет за кулисами, Максудов лишь претерпевающий. Зато мир закулисья подан тут ярко и гротескно, в лучших традициях «Мастерской». Необъяснимые для Максудова сцены в предбаннике, таинственная перегруппировка сил за его спиной, всеведущие секретарши, кабальные условия контракта, подписанного со странной легкостью и всей этой чертовщиной правит чья-то незримая рука. Петр Наумович всегда любил мистификации. Любил их и Михаил Афанасьевич, но только в истории о том, как из автора в театре выпили «кастрюлю крови», он был на стороне бедолаги-автора. А вот Фоменко, похоже, всецело на стороне театра с его упоительной стихией игры, порой столь жестокой по отношению к непосвященным. Робкий, длинноволосый драматург в мешковатом костюме, все прижимающий к груди растрепанную рукопись, увы, выглядит за кулисами чужаком.
Сам Иван Васильевич, эдакий Воланд, выезжает со всей своей обстановкой из-под земли. В пенсне, укутанный в плед, Максим Литовченко очень похож на Станиславского. Барственность режиссера, его манеру говорить тихо и отрывисто актер уловил очень точно. В своей стариковской блажи он необычайно смешон, но и непререкаемо авторитетен спорить бесполезно.
Апофеозом спектакля становится сцена разбора «Черного снега» стариками-основоположниками, то есть мхатовцами первого призыва. Гонения на пьесу объясняются обезоруживающе просто. Она не подходит старикам, ее персонажи скандально молоды!
Неожиданно все участники интриги и сами оказываются жалкими марионетками в руках непреложного театрального закона распределения ролей. Максудов расхаживает между застывшими манекенами, как угодно манипулируя этими волшебниками, разом лишившимися своей силы. Эта немая сцена в исполнении старшего поколения «фоменок» полна самоиронии: «Над чем смеемся? Да в том числе и над собой».
Оставляя без внимания последние сцены романа, Фоменко с Пироговым заканчивают спектакль оптимистично. Судьба «Черного снега» так и не известна, зато Максудов не погибает, а садится писать следующий роман. В финале спектакля звучат его первые строки начало «Мастера и Маргариты».
Театр и драматург разошлись бесконфликтно, по-хорошему, каждый вернулся к себе. Автор со своей правдой капитулировал в мир прозы, а театр остался со своими проверенными рецептами колдовства. Однако хэппи-энд «Театрального романа» выглядит пресновато и даже сомнительно, ведь в «Мастерской», как и в Независимом театре, новых авторов побаиваются. Окажись среди зрителей новоявленный Максудов, он бы, наверняка, увидел в таком финале предостережение и отправился бы в другой театр.
Театру всегда было интересно говорить о самом себе порой размышляя о психологических проблемах творчества, порой подтрунивая над законами и устоями своего маленького, но отдельного государства. Так, совсем недавно в «Мастерской», где теперь будет идти «Театральный роман», играли «Персону. Мэрилин» из Варшавы, спектакль польского театрального гуру Кристиана Люпы о Мэрилин Монро и ее не воплощенных на сцене ролях. Год назад здесь же гастролировал израильский театр «Гешер» с «Шестью персонажами в поисках автора» Луиджи Пиранделло, быть может, самым гениальным размышлением театра о своей природе.
Роман Булгакова о горемычном драматурге Максудове и мытарствах его пьесы «Черный снег» в стенах знаменитого Независимого театра стоит в том же ряду. Но мрачноватую булгаковскую сатиру на театральные нравы «фоменки» превращают в уморительно смешной шарж, в том числе и на самих себя.
Роман «Записки покойника», написанный после окончательного разрыва Булгакова со МХАТом, насквозь автобиографичен. На его страницах автор изживает глубокую обиду и непреодолимую тягу к великому театру, в котором он проработал больше десяти лет. На подмостках МХАТа с огромным успехом шли его пьесы, за кулисами же писатель пережил немало унижений. У каждого персонажа романа вплоть до мелких служек есть реальный прототип, ну а реальная основа событий это история написания и постановки «Дней Турбиных», первой булгаковской пьесы. Станиславский, а именно он стоит за образом режиссера-небожителя Ивана Васильевича, хорошенько помучил автора тот переписывал свою пьесу семь раз. В романе выведен почивший на лаврах старик, знаток испытанных театральных рецептов сценическая условность ему уже давно заменила жизненную правду. Иван Васильевич, например, твердо убежден, что на сцене эффектней заколоться кинжалом, чем застрелиться из пистолета, будь ты хоть трижды герой Гражданской войны. Новоиспеченного драматурга Максудова и без того-то неврастеника столкновение с театральной рутиной и закулисными интригами приводит в отчаяние. Хоть «Записки покойника» вещь незаконченная, мы с самого начала знаем: Максудов бросится с моста.
Надо сказать, что в спектакле тема надломленной судьбы художника отступает на второй план. Кирилл Пирогов превосходно играет романтических героев, но только не ипохондриков. На сцене «Мастерской» он создает замечательные образы утонченного арабского поэта Имра в «Отравленной тунике» или дерзкого и страстного Дон Жуана в «Триптихе». Благодаря своей музыкальности он прекрасно чувствует стихи, а однажды даже подыгрывал французской диве Фанни Ардан в оратории Оннегера «Жанна Д'Арк на костре», в два счета разучив по-французски сложные стихи Поля Клоделя. Нетрудно представить себе Кирилла Пирогова в тех ролях, которые играл когда-то Олег Даль. Кроме разве что одной роли Печорина. Холодность и желчность не его стихия. Максудов у Пирогова вял, совсем лишен нерва и злости булгаковского героя.
Да и в общем замысле спектакля ему отведена роль лица пассивного. В том круговороте событий, в который он попадет за кулисами, Максудов лишь претерпевающий. Зато мир закулисья подан тут ярко и гротескно, в лучших традициях «Мастерской». Необъяснимые для Максудова сцены в предбаннике, таинственная перегруппировка сил за его спиной, всеведущие секретарши, кабальные условия контракта, подписанного со странной легкостью и всей этой чертовщиной правит чья-то незримая рука. Петр Наумович всегда любил мистификации. Любил их и Михаил Афанасьевич, но только в истории о том, как из автора в театре выпили «кастрюлю крови», он был на стороне бедолаги-автора. А вот Фоменко, похоже, всецело на стороне театра с его упоительной стихией игры, порой столь жестокой по отношению к непосвященным. Робкий, длинноволосый драматург в мешковатом костюме, все прижимающий к груди растрепанную рукопись, увы, выглядит за кулисами чужаком.
Сам Иван Васильевич, эдакий Воланд, выезжает со всей своей обстановкой из-под земли. В пенсне, укутанный в плед, Максим Литовченко очень похож на Станиславского. Барственность режиссера, его манеру говорить тихо и отрывисто актер уловил очень точно. В своей стариковской блажи он необычайно смешон, но и непререкаемо авторитетен спорить бесполезно.
Апофеозом спектакля становится сцена разбора «Черного снега» стариками-основоположниками, то есть мхатовцами первого призыва. Гонения на пьесу объясняются обезоруживающе просто. Она не подходит старикам, ее персонажи скандально молоды!
Неожиданно все участники интриги и сами оказываются жалкими марионетками в руках непреложного театрального закона распределения ролей. Максудов расхаживает между застывшими манекенами, как угодно манипулируя этими волшебниками, разом лишившимися своей силы. Эта немая сцена в исполнении старшего поколения «фоменок» полна самоиронии: «Над чем смеемся? Да в том числе и над собой».
Оставляя без внимания последние сцены романа, Фоменко с Пироговым заканчивают спектакль оптимистично. Судьба «Черного снега» так и не известна, зато Максудов не погибает, а садится писать следующий роман. В финале спектакля звучат его первые строки начало «Мастера и Маргариты».
Театр и драматург разошлись бесконфликтно, по-хорошему, каждый вернулся к себе. Автор со своей правдой капитулировал в мир прозы, а театр остался со своими проверенными рецептами колдовства. Однако хэппи-энд «Театрального романа» выглядит пресновато и даже сомнительно, ведь в «Мастерской», как и в Независимом театре, новых авторов побаиваются. Окажись среди зрителей новоявленный Максудов, он бы, наверняка, увидел в таком финале предостережение и отправился бы в другой театр.
Мария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- Театр под занавес: 4 премьеры под конец сезонаНастя Комаревич, «Ведомости», 7.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Звук упавшего рояля, замирающий и печальныйПолина Кондрякова, «Porusski.me», 15.05.2023
- Искусство слушатьПолина Сурнина, «Ural Airlines Magazine», 01.2020
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- НелюбовьПавел Подкладов, «Международный институт театра», 1.06.2019
- Мастерская Петра Фоменко поставила эксперимент над игрой актеров на сценеАнна Бояринова, «Вечерняя Москва», 27.02.2017
- Библиотека приключенийВадим Рутковский, «coolconnections.ru», 20.02.2017
- Испанцы в Дании не дают скучатьАлексей Ширинкин, «Metro», 14.02.2017
- Во всех подробностяхЛариса Каневская, «http://mnenieguru.ru», 11.02.2017
- Любовь, только любовьВячеслав Суриков, «Эксперт», 30.01.2017
- «Мыло» времен НаполеонаСветлана Наборщикова, «Известия», 25.01.2017
- Король и шутЕлена Коновалова, «Экран и сцена», 07.2016
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Кирилл ПИРОГОВ: «Петр Наумович чертил дороги на много лет вперед»«Экран и Сцена», 31.08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Про эльфов и людейАнтон Хитров, «Ведомости», 26.06.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Герой романаПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 14.03.2014
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Возрожденный спектакль Петра Фоменко: безумие спасет ПарижАлла Панасенко, «m24.ru», 30.04.2013
- Не повторяется«НГ-Антракт», 19.04.2013
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- Театр Петра Фоменко воспел безумиеВиктория Мельникова, «Metro Weekend», 5.04.2013
- Петербург наконец-то увидит «Театральный роман»Екатерина Омецинская, «Аргументы недели», 19.03.2013
- «Театральный роман» Фоменко вернулся в ПетербургСветлана Мазурова, «Российская газета», 19.03.2013
- Я верюТатьяна Власова, «http://www.teatral-online.ru», 19.11.2012
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Роман в театреПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 15.06.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- Театральный роман в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 27.04.2012
- Никита Тюнин:«Театр веселая каторга»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 25.04.2012
- В тени меланхолииАлена Карась, «Российская газета», 24.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- Мастер до МаргаритыЕлена Ковальская, «Афиша», 17.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- Фоменки посмеялись вместе с БулгаковымАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 17.04.2012
- Театрально-анатомический романКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 16.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- Путеводитель по театральным страстямЕлена Ларина, «радио «Голос России»», 12.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «Театральный роман»: еще раз про любовьГлеб Ситковский, «Ваш досуг», 11.04.2012
- Театральный анекдотНиколай Берман, «Газета.ru», 11.04.2012
- В «Мастерской Петра Фоменко» премьера новое прочтение «Театрального романа» Михаила Булгакова««ТВ-центр. Москва»», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет булгаковский «Театральный роман»«Телеканал «Культура» / Новости культуры», 10.04.2012
- Роман с театром: Булгаков и Фоменко«Радио «Свобода»», 10.04.2012
- «В театре единоначалие лучше демократии»Елена Губайдуллина, «Известия», 10.04.2012
- Премьера «Театрального романа» состоится на сцене «Мастерской Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 9.04.2012
- Жертвы гипнозаАлександра Машукова, «Ведомости. Пятиница», 6.04.2012
- Однажды он любилАглая Смирнова, «Российская газета», 5.04.2012
- Кирилл ПИРОГОВ: Я из России двигаться пока никуда не собираюсь«Вечерний Петербург», 18.10.2011
- «Все настоящее дается трудно»«Невское время», 14.10.2011
- «Бывают странные сближения»Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- В поисках трагического героя: что принёс на московскую сцену 2009?..Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 19.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческоеГалина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину ТюнинуАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкаетНаталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песенМарина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойеМария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон ЖуануМарина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с ПушкинымМарина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогойОльга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил«Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны АнныОльга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
»Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха»«Lenta.Ru», 3.12.2009
- Петр Фоменко рассказал зрителям «Сказки Арденского леса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 29.01.2009
- Фоменко почти без «фоменок»Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Начнем сначала?«Итоги», 19.01.2009
- Братья и сестры Арденнского лесаАлена Карась, «Российская газета», 16.01.2009
- Пазл сложилсяДина Годер, «Время новостей», 16.01.2009
- Старые сказки о главномМарина Давыдова, «Известия», 16.01.2009
- Герои против плюшевых львовОльга Романцова, «Газета», 14.01.2009
- Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Запретных тем Петр Фоменко никогда не зналЕкатерина Васенина, «infox.ru», 5.01.2009
- Театр жизньГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009
- Путешествие за горизонтГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 18)», 2009
- По улице ходили «Носороги»Любовь Лебедина, «Труд», 22.03.2006
- Не шутите с носорогомИрина Алпатова, «Культура», 16.03.2006
- Носороги среди насГригорий Заславский, «Независимая газета», 15.03.2006
- В мире животных«Итоги», 13.03.2006
- Сопротивление носорожествуМайя Стравинская, «Коммерсант», 10.03.2006
- Носороги беспокоятОлег Зинцов, «Ведомости», 10.03.2006
- Вирус носорожьего гриппаАлена Карась, «Российская газета», 7.03.2006
- Рогатая экзотикаОльга Егошина, «Новые Известия», 7.03.2006
- Бактерия риноцеритаАлександр Соколянский, «Время новостей», 7.03.2006
- Все мы немножко носорогиГлеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru № 38», 7.03.2006
- Носорог-рог-рог идетМарина Давыдова, «Известия», 6.03.2006
- Джаз побеждает МалераОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 6.02.2006
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993
- Сайт, созданный поклонниками Кирилла Пирогова