Король и шут
С курсом Александра Коручекова в Щукинском театральном институте Кирилл Пирогов выпустил дипломный спектакль “Генрих IV. Сцены” У. Шекспира. Это не первый режиссерский опыт Пирогова, одного из ведущих артистов “Мастерской Петра Фоменко”. Но первая его самостоятельная постановка вне стен родного театра, где особенно отчетливо проявилась знаменитая “фоменковская” увлеченность стихией игры – то, что всегда отличало лучшие спектакли Мастерской.
Уже с первых реплик спектакля узнаешь знакомую интонацию, непривычную на щукинской сцене. Именно так – с четким произнесением согласных на конце слов (как учил Петр Наумович, “нужно полюбить буковки”), но без жестких точек в предложениях, с поистине музыкальной перекличкой фраз, что создает ощущение словесных “кружев”, – говорят актеры Фоменко. Кириллу Пирогову удалось донести азы этой науки до своих подопечных. Студенты еще только осваивают новую лексику – больше следят за произношением, чем отдаются действию, и местами откровенно подражают узнаваемым актерским интонациям самого Пирогова. Но в то же время заметно, с каким наслаждением они погружаются в игру со словом и стремительно в ней раскрепощаются, входя во вкус с каждым эпизодом.
Художник Максим Обрезков передал атмосферу “старой доброй Англии” лаконично, такое оформление – стилизованные под Средневековье костюмы, грубые деревянные столы и помосты, – легко представить в театре времен самого Шекспира. Простые подмостки, театр в его первозданном, природном виде – актер и коврик. Никуда не спрятаться, ты один на один со зрителем. Задача непростая, но молодые артисты с ней неплохо справляются.
Хроника “Генрих IV”, состоящая из двух частей и описывающая судьбы британской монархии начала XV века, – самая длинная пьеса Шекспира. Здесь и борьба за престол, и утверждение абсолютной королевской власти, и многочисленные комические бытовые сценки, где показаны разгульные похождения принца Уэльского Гарри (будущего Генриха V) и его друга-собутыльника рыцаря Джона Фальстафа. Но Кирилла Пирогова в этом богатом материале особенно заинтересовал один сюжет – взросление юного принца. В композиции, которую режиссер выстроил из отобранных сцен, все подчинено логике этой темы, близкой артистам в силу их возраста.
Вначале принц в исполнении Николая Лиханова насмешлив и беспечен, его жизнь – сплошь развлечения в обществе всяких отщепенцев. Хотя цену своей компании он понимает: “Я знаю всех вас, но до срока стану потворствовать беспутному разгулу”. Впрочем, срок этот он не торопит. Переломным моментом становится мятеж феодалов. В спектакле щукинцев (в отличие от пьесы, где бунтовщикам уделено немало места) противоборство обозначено пунктиром: от недовольства баронов королем, которого они привели к власти, до победы в поединке принца Уэльского над соперником Гарри Перси Хотспером (Ян Гахарманов). Дальнейшие войны с восставшими вассалами режиссеру не важны: его герой прошел инициацию, доказал свое право на трон, который вскоре и займет после скончавшегося отца. Но все же самое интересное в истории взросления молодого человека – не властные интриги, а отношения принца с Фальстафом. Именно этим фарсовым сценам режиссер уделил больше всего места, и именно в них игровая стихия спектакля раскрывается наиболее ярко и щедро, это настоящий площадной театр. Шекспир с Фальстафом не церемонится – толстый рыцарь показан в пьесе ленивым, лживым и корыстолюбивым, над ним все издеваются, и уже в следующей части хроник, пьесе “Генрих V”, драматург его безжалостно убивает. У Пирогова Фальстаф в исполнении Александра Фокина – большой ребенок, не желающий взрослеть. Как Карлсон – мужчина в самом рассвете сил. Фальстаф не лжет – он сочиняет на ходу и сам искренне верит в свои россказни. Принц и его компания смеются над фантазиями собутыльника, шутят над ним, но беззлобно – для них это всего лишь веселый розыгрыш, ему все предаются с удовольствием.
Этот сюжет в спектакле невольно наталкивает на параллель с пьесой “Кин IV” Григория Горина. И пусть у Шекспира герой комик, а у Горина трагик – суть одна. В юности у принца и шута – общие развлечения, одни и те же женщины. Но принц может позволить себе быть легкомысленным, королю же не до прежних забав. Зачем ему рядом кто-то, напоминающий о беззаботном прошлом, к которому нет возврата?
Все Малыши однажды вырастают. Только Карлсон не может, не хочет в это поверить. В финале спектакля, когда король Генрих V указывает бывшему другу юности на дверь, Фальстаф обескуражен: как, неужели меня больше не любят? И все же его привычное жизнелюбие берет верх. “Se fortuna mi tormenta, Lo sperare mi contenta” – “Если судьба преследует меня, то надежда меня утешает”, – гласит итальянская пословица, завершающая спектакль.
“Генрих IV” у Кирилла Пирогова силен ансамблем, здесь сложно выделить отдельные актерские работы – исполнители существуют на сцене как единое целое. Неизвестно, как сложится судьба молодых артистов после выпуска, но по каким бы театрам они ни разошлись, было бы здорово сохранить этот спектакль и играть его на независимых площадках. Думаю, то, что заложено режиссером в этой постановке, проявится со временем – настоящий успех у “Генриха IV” еще впереди.
Источник: «Экран и сцена»
Уже с первых реплик спектакля узнаешь знакомую интонацию, непривычную на щукинской сцене. Именно так – с четким произнесением согласных на конце слов (как учил Петр Наумович, “нужно полюбить буковки”), но без жестких точек в предложениях, с поистине музыкальной перекличкой фраз, что создает ощущение словесных “кружев”, – говорят актеры Фоменко. Кириллу Пирогову удалось донести азы этой науки до своих подопечных. Студенты еще только осваивают новую лексику – больше следят за произношением, чем отдаются действию, и местами откровенно подражают узнаваемым актерским интонациям самого Пирогова. Но в то же время заметно, с каким наслаждением они погружаются в игру со словом и стремительно в ней раскрепощаются, входя во вкус с каждым эпизодом.
Художник Максим Обрезков передал атмосферу “старой доброй Англии” лаконично, такое оформление – стилизованные под Средневековье костюмы, грубые деревянные столы и помосты, – легко представить в театре времен самого Шекспира. Простые подмостки, театр в его первозданном, природном виде – актер и коврик. Никуда не спрятаться, ты один на один со зрителем. Задача непростая, но молодые артисты с ней неплохо справляются.
Хроника “Генрих IV”, состоящая из двух частей и описывающая судьбы британской монархии начала XV века, – самая длинная пьеса Шекспира. Здесь и борьба за престол, и утверждение абсолютной королевской власти, и многочисленные комические бытовые сценки, где показаны разгульные похождения принца Уэльского Гарри (будущего Генриха V) и его друга-собутыльника рыцаря Джона Фальстафа. Но Кирилла Пирогова в этом богатом материале особенно заинтересовал один сюжет – взросление юного принца. В композиции, которую режиссер выстроил из отобранных сцен, все подчинено логике этой темы, близкой артистам в силу их возраста.
Вначале принц в исполнении Николая Лиханова насмешлив и беспечен, его жизнь – сплошь развлечения в обществе всяких отщепенцев. Хотя цену своей компании он понимает: “Я знаю всех вас, но до срока стану потворствовать беспутному разгулу”. Впрочем, срок этот он не торопит. Переломным моментом становится мятеж феодалов. В спектакле щукинцев (в отличие от пьесы, где бунтовщикам уделено немало места) противоборство обозначено пунктиром: от недовольства баронов королем, которого они привели к власти, до победы в поединке принца Уэльского над соперником Гарри Перси Хотспером (Ян Гахарманов). Дальнейшие войны с восставшими вассалами режиссеру не важны: его герой прошел инициацию, доказал свое право на трон, который вскоре и займет после скончавшегося отца. Но все же самое интересное в истории взросления молодого человека – не властные интриги, а отношения принца с Фальстафом. Именно этим фарсовым сценам режиссер уделил больше всего места, и именно в них игровая стихия спектакля раскрывается наиболее ярко и щедро, это настоящий площадной театр. Шекспир с Фальстафом не церемонится – толстый рыцарь показан в пьесе ленивым, лживым и корыстолюбивым, над ним все издеваются, и уже в следующей части хроник, пьесе “Генрих V”, драматург его безжалостно убивает. У Пирогова Фальстаф в исполнении Александра Фокина – большой ребенок, не желающий взрослеть. Как Карлсон – мужчина в самом рассвете сил. Фальстаф не лжет – он сочиняет на ходу и сам искренне верит в свои россказни. Принц и его компания смеются над фантазиями собутыльника, шутят над ним, но беззлобно – для них это всего лишь веселый розыгрыш, ему все предаются с удовольствием.
Этот сюжет в спектакле невольно наталкивает на параллель с пьесой “Кин IV” Григория Горина. И пусть у Шекспира герой комик, а у Горина трагик – суть одна. В юности у принца и шута – общие развлечения, одни и те же женщины. Но принц может позволить себе быть легкомысленным, королю же не до прежних забав. Зачем ему рядом кто-то, напоминающий о беззаботном прошлом, к которому нет возврата?
Все Малыши однажды вырастают. Только Карлсон не может, не хочет в это поверить. В финале спектакля, когда король Генрих V указывает бывшему другу юности на дверь, Фальстаф обескуражен: как, неужели меня больше не любят? И все же его привычное жизнелюбие берет верх. “Se fortuna mi tormenta, Lo sperare mi contenta” – “Если судьба преследует меня, то надежда меня утешает”, – гласит итальянская пословица, завершающая спектакль.
“Генрих IV” у Кирилла Пирогова силен ансамблем, здесь сложно выделить отдельные актерские работы – исполнители существуют на сцене как единое целое. Неизвестно, как сложится судьба молодых артистов после выпуска, но по каким бы театрам они ни разошлись, было бы здорово сохранить этот спектакль и играть его на независимых площадках. Думаю, то, что заложено режиссером в этой постановке, проявится со временем – настоящий успех у “Генриха IV” еще впереди.
Источник: «Экран и сцена»
Елена Коновалова, «Экран и сцена», 07.2016
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- Театр под занавес: 4 премьеры под конец сезонаНастя Комаревич, «Ведомости», 7.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Звук упавшего рояля, замирающий и печальныйПолина Кондрякова, «Porusski.me», 15.05.2023
- Искусство слушатьПолина Сурнина, «Ural Airlines Magazine», 01.2020
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- НелюбовьПавел Подкладов, «Международный институт театра», 1.06.2019
- Мастерская Петра Фоменко поставила эксперимент над игрой актеров на сценеАнна Бояринова, «Вечерняя Москва», 27.02.2017
- Библиотека приключенийВадим Рутковский, «coolconnections.ru», 20.02.2017
- Испанцы в Дании не дают скучатьАлексей Ширинкин, «Metro», 14.02.2017
- Во всех подробностяхЛариса Каневская, «http://mnenieguru.ru», 11.02.2017
- Любовь, только любовьВячеслав Суриков, «Эксперт», 30.01.2017
- «Мыло» времен НаполеонаСветлана Наборщикова, «Известия», 25.01.2017
- Король и шутЕлена Коновалова, «Экран и сцена», 07.2016
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Кирилл ПИРОГОВ: «Петр Наумович чертил дороги на много лет вперед»«Экран и Сцена», 31.08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Про эльфов и людейАнтон Хитров, «Ведомости», 26.06.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Герой романаПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 14.03.2014
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Возрожденный спектакль Петра Фоменко: безумие спасет ПарижАлла Панасенко, «m24.ru», 30.04.2013
- Не повторяется«НГ-Антракт», 19.04.2013
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- Театр Петра Фоменко воспел безумиеВиктория Мельникова, «Metro Weekend», 5.04.2013
- Петербург наконец-то увидит «Театральный роман»Екатерина Омецинская, «Аргументы недели», 19.03.2013
- «Театральный роман» Фоменко вернулся в ПетербургСветлана Мазурова, «Российская газета», 19.03.2013
- Я верюТатьяна Власова, «http://www.teatral-online.ru», 19.11.2012
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Роман в театреПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 15.06.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- Театральный роман в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 27.04.2012
- Никита Тюнин:«Театр веселая каторга»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 25.04.2012
- В тени меланхолииАлена Карась, «Российская газета», 24.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- Мастер до МаргаритыЕлена Ковальская, «Афиша», 17.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- Фоменки посмеялись вместе с БулгаковымАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 17.04.2012
- Театрально-анатомический романКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 16.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- Путеводитель по театральным страстямЕлена Ларина, «радио «Голос России»», 12.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «Театральный роман»: еще раз про любовьГлеб Ситковский, «Ваш досуг», 11.04.2012
- Театральный анекдотНиколай Берман, «Газета.ru», 11.04.2012
- В «Мастерской Петра Фоменко» премьера новое прочтение «Театрального романа» Михаила Булгакова««ТВ-центр. Москва»», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет булгаковский «Театральный роман»«Телеканал «Культура» / Новости культуры», 10.04.2012
- Роман с театром: Булгаков и Фоменко«Радио «Свобода»», 10.04.2012
- «В театре единоначалие лучше демократии»Елена Губайдуллина, «Известия», 10.04.2012
- Премьера «Театрального романа» состоится на сцене «Мастерской Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 9.04.2012
- Жертвы гипнозаАлександра Машукова, «Ведомости. Пятиница», 6.04.2012
- Однажды он любилАглая Смирнова, «Российская газета», 5.04.2012
- Кирилл ПИРОГОВ: Я из России двигаться пока никуда не собираюсь«Вечерний Петербург», 18.10.2011
- «Все настоящее дается трудно»«Невское время», 14.10.2011
- «Бывают странные сближения»Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- В поисках трагического героя: что принёс на московскую сцену 2009?..Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 19.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческоеГалина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину ТюнинуАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкаетНаталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песенМарина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойеМария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон ЖуануМарина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с ПушкинымМарина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогойОльга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил«Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны АнныОльга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
»Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха»«Lenta.Ru», 3.12.2009
- Петр Фоменко рассказал зрителям «Сказки Арденского леса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 29.01.2009
- Фоменко почти без «фоменок»Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Начнем сначала?«Итоги», 19.01.2009
- Братья и сестры Арденнского лесаАлена Карась, «Российская газета», 16.01.2009
- Пазл сложилсяДина Годер, «Время новостей», 16.01.2009
- Старые сказки о главномМарина Давыдова, «Известия», 16.01.2009
- Герои против плюшевых львовОльга Романцова, «Газета», 14.01.2009
- Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Запретных тем Петр Фоменко никогда не зналЕкатерина Васенина, «infox.ru», 5.01.2009
- Театр жизньГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009
- Путешествие за горизонтГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 18)», 2009
- По улице ходили «Носороги»Любовь Лебедина, «Труд», 22.03.2006
- Не шутите с носорогомИрина Алпатова, «Культура», 16.03.2006
- Носороги среди насГригорий Заславский, «Независимая газета», 15.03.2006
- В мире животных«Итоги», 13.03.2006
- Сопротивление носорожествуМайя Стравинская, «Коммерсант», 10.03.2006
- Носороги беспокоятОлег Зинцов, «Ведомости», 10.03.2006
- Вирус носорожьего гриппаАлена Карась, «Российская газета», 7.03.2006
- Рогатая экзотикаОльга Егошина, «Новые Известия», 7.03.2006
- Бактерия риноцеритаАлександр Соколянский, «Время новостей», 7.03.2006
- Все мы немножко носорогиГлеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru № 38», 7.03.2006
- Носорог-рог-рог идетМарина Давыдова, «Известия», 6.03.2006
- Джаз побеждает МалераОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 6.02.2006
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993
- Сайт, созданный поклонниками Кирилла Пирогова